29.03.2019

Государство в политической системе общества статья. Структура политической системы общества. Политические партии: понятие, признаки, виды


Дисциплинарная ответственность и порядок ее применения

Дисциплина – это соблюдение работником правил внутреннего трудового распорядка, трудового законодательства, условий коллективного договора и ТД. За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т. е. за совершение проступка при исполнении трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания работодателем. Согласно. ст. 93 ТК РФ к ним относятся:

· замечание,

· выговор

· увольнение.

По уставам и положениям о дисциплине могут быть применены и другие дисциплинарные взыскания. Применение дисциплинарных взысканий, не указанных в ТК не допускается.

Порядок применения :

1) от нарушителя дисциплины необходимо получить письменное объяснение причины нарушения дисциплины. Такое объяснение спрашивает начальник отделения. При отказе работника дать такое объяснение, начальник подразделения или работодатель составляет акт в присутствии 2-х свидетелей и ставятся их подписи. При появлении работника в нетрезвом состоянии он не должен допускаться к работе.

2) Дисциплинарное взыскание применяется в течение 2-х месяцев со дня обнаружения проступка, но не позднее 6-ти месяцев со дня его совершения.

3) За одно нарушение применяется только одно взыскание. Если нарушителем причинён работодателю матер. ущерб, то этот нарушитель обязан восстановить положение, т. е. возместить ущерб в соответствии с нормами трудового законодательства. Это не считается вторым взысканием.

4) Дисциплинарное взыскание оформляется приказом работодателя, с кот. в течение 3-х дней знакомят нарушителя под расписку. Работник имеет право обжаловать приказ о применении взыскания, но не приостанавливает действие приказа.

5) Дисциплинарное взыскание действует 1 год. После этого работник считается не подвергавшимся взысканию. Работодатель может снять его до истечения 1 года, если работник доказал своё исправление.

Дисциплинарное взыскание не заносится в трудовую книжку.

Дисциплинарное взыскание применяется к работодателю за отказ от заключения ТД, нарушения содержания работников и т. д.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.



1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами , слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания . Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т.п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества . Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

Классовый характер государства связывает его с политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей , каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.

5. Государство – важнейший интегрирующий фактор , связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т.п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе. Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении . Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Вопрос №6 Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – открытое демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно выражает прежде всего интересы граждан, а не волю правящих элит.

Гегель в «Философии права» главным элементом в учении о гражданском обществе считает человека. Согласно его воззрениям отдельная личность является целью для самой себя, т.к. ее деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. В то же время без взаимодействия с другими людьми достижение целей невозможно « В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без взаимодействия с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»

К. Маркс использовал понятие «гражданское общество» обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, жизнь людей и подчеркивал, что ее характер детерминирован различными экономическими факторами. Гражданское общество по мнению Маркса охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений.

Признаки гражданского общества:

1) Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования.

2) Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ кразличного рода информации, право свободного въезда и выезда, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями и др.

3) Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах:

¾ в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

¾ в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

¾ в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4) Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.

5) Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Принципы гражданского общества:

¾ Экономическая свобода, многообразие форм собственности

¾ Признание и защита естественных прав человека

¾ Легитимность и демократический характер власти

¾ Равенство всех перед законом и правосудием

¾ Принцип разделения властей

¾ Политический плюрализм

¾ Свобода мнений

¾ Невмешательство государства в частную жизнь граждан

¾ Классовый мир, партнерство, национальное согласие

¾ Эффективная социальная политика

¾ Высокий уровень политической культуры

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной самодеятельности граждан;

2) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3) в развитии негосударственных общественных отношений – семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и других. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структура гражданского общества:

¾ Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

¾ Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

¾ Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы– государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними.

¾ Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.

¾ Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

Правовое государство (XIXв К.Т. Велькер-нем. ученый) – демократическое государство, где обеспечивается превосходство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные черты правового государства:

¾ Приоритет права во всех сферах общественной жизни

¾ Гарантированный круг основных прав и свобод человека

¾ Взаимная ответственность государства и личности

¾ Осуществление государственной власти по принципу разделения властей

¾ Осуществление конституционного надзора только судом

Основные принципы правового государства:

1) Принцип приоритета права. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права.

2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

¾ равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

¾ особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

¾ стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон.Поскольку правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор.Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3) Принцип единства права и закона. Любой нормативно-правовой акт должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.

4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.

Вопрос №7 Понятие и основные характеристики права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Важнейшие свойства права, характеризующие его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

1. Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д.Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник – самый несвободный человек.

2. Интеллектуально-волевой характер права.

Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Право выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение – это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом.Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).

4. Формальная определенность.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

5. Системность.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

11. Правоотношения: понятие, виды, состав

Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.

К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Правоотношение - это отношение общественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина ). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.
2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения ), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами ).
3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.
4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве ), так и односторонней (правоотношение собственности ).
5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права ). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.
6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.

С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников ) правоотношения;
б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения );
в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения );
б)объекты правоотношения.

Правоотношения классифицируются по различным основаниям. По отраслевой принадлежности можно различать государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.

В зависимости от их функционального назначения - регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомочивающих норм и выражают динамическую функцию права ) и правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права ).

По степени индивидуализации разграничивают относительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, и абсолютные, в которых индивидуализи-рована лишь одна сторона - управомоченный (например, правоотношение собственности ). В этом же ряду некоторые авторы (проф. С.С. Алексеев, проф. Н.И. Матузов ) выделяют также общие (или общерегулятивные ) правоотношения, в которых субъекты определены лишь типовыми признаками и которые опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т. п.

В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят на материальные и процессуальные, частные и публичные.

Можно различать также простые и сложные правоотношения. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников с комплексом субъективных юридических прав и обязанностей. Самым элементарным (простым ) будет выглядеть правовое отношение из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого - корреспондирующая юридическая обязанность.

14. Понятие и признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.

Она характеризуется следующими признаками:

1. Юридическая ответственность выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных для него последствий, иначе, ограничений, лишений, страданий. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет дополнительно какой-либо урон, обременение, а не просто принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель не только возвращает похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.

2. Юридическая ответственность налагается от имени государства (им устанавливается и применяется). Однако были времена, когда посягательства на личность и ее интересы наказывались в виде восстановления ущерба, причиненного преступником, и причинения ему самим потерпевшим того же вреда, который был причинен ему («око за око», «зуб за зуб»). Постепенно пришло осознание того, что ущерб, причиненный одной личности, угрожает целостности общества и стабильности его устоев и что осуществление наказания - общее дело, которое и стало обязанностью государства. Добровольное исполнение виновным вынесенного государством решения или возмещение причиненного им ущерба не меняет принудительного характера этих мер. У государства всегда остается возможность принудить виновного к исполнению тех ограничений, которые предусмотрены законом.

3. Юридическая ответственность налагается только за правонарушение, т. е. деяние противоправное и к тому же осознанное, т. е. виновно совершенное правонарушителем.

4. Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать у него такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу, или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

Цели юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность налагается для того, чтобы покарать правонарушителя и тем самым восстановить социальную справедливость. Несмотря на то что принцип Талиона («око за око») ушел в прошлое, идея возмездия и расплаты за содеянное существует при наложении юридической ответственности только в предельно универсальной форме: размер санкции (лишение свободы, или штраф, или исправительные работы, или неустойка и т. д.) зависит от тяжести содеянного.

Во-вторых, целью юридической ответственности является перевоспитание осужденного правонарушителя (и предупреждение совершения им правонарушений в будущем). Отбыв наказание в виде лишения свободы или возместив вред, либо получив выговор, виновный остается в рядах своих сограждан и продолжает жить и работать. Общество заинтересовано в своих рядах иметь человека не озлобленного наказанием, а осознавшего, что, делая другим плохо, он делает плохо и себе, что лучше жить честно и пользоваться благами, полученными законным путем, нежели потерять самое дорогое благо - свободу, доброе имя, честь.

В-третьих, применение юридической ответственности осуществляется и в назидание всем окружающим людям для предупреждения совершения противоправных деяний с их стороны. В противном случае они могут рассчитывать на тот же неблагоприятный результат или те личные лишения, определенные правом, которые понес правонарушитель.

В-четвертых, многие меры юридической ответственности направлены на восстановление положения потерпевшего, на компенсацию имущественных потерь или морального вреда: возмещение убытков, неустойка, штраф, взимаемый в пользу потерпевшего.

15. Конституция России: понятие, сущность, юридические свойства. Порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации,нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок:Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть,субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

§ Президент Российской Федерации;

§ Совет федерации;

§ Государственная дума;

§ Правительство Российской Федерации;

§ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

§ группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1. изменение положений глав 1 (основы конституционного строя), 2(права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;

2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);

3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;

4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

2.1 Место государства в политической системе общества

Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи, с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится вокруг государства.

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы. Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

2.2 Роль других институциональных элементов в функционировании политической системы общества

Политические партии. Согласно федеральному закону «О политических партиях» политической партией признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В Российской Федерации признается политический плюрализм и существует множество официально зарегистрированных партий, одна даже имеет абсолютное большинство в парламенте. Однако, представляется, что в Российской Федерации в истинно идеологическом и психологическом аспектах не существует ни одной партии. Народ устал от политических баталий и абсолютное большинство населения России уже не верит ни кому. Многие даже не стремятся вникать в сущность политических процессов страны. И в этом по большей своей части виноваты сами партии. Правильно по данному поводу замечает В.М. Сырых: «Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборной кампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая конкретных путей их воплощения в реальной жизни» . Процесс образования в России истинно многопартийного общество еще только начинается и думается он будет долгим и тернистым, тем не менее, хочется надеяться, что у нас все таки будет истинно многопартийное общество с равнозначными политическими партиями, которые отстаивают интересы народа и выступают действенной сдерживающей силой произвола государства.

Местное самоуправление. Местное самоуправление – это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность. Если в государстве существует действительно действенное местное самоуправления, то можно с уверенностью сказать, что в данном государстве процветает демократия. К сожалению, про Россию так сказать нельзя. Пока наше самоуправление является государственным управлением не смотря на то, что в Конституции Российской Федерации в статье 12 провозглашается самостоятельность местного самоуправления от государства. Местное самоуправление создается для регулирования местных вопросов и по этому это один из важных субъектов политической системы.

Общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Непосредственного участия в политической деятельности, в отличии от политических партиях, общественные объединения не принимают однако оказывают на власть косвенное, а иногда даже и прямое воздействие так как являются институтами гражданского общества.

Религиозные организации. Религиозным объединением в Российской Федерации согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

– вероисповедание;

– совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Если на первый взгляд может показаться, что религиозные организации стоят в стороне от политики, то это далеко не так. Уже издавна различные религиозные группы занимали и стремились занимать ведущее место в управлении делами общества и государства. На современном этапе происходит секуляризация общества. Однако не только церковь стремиться влиять на власть, сама власть, напротив, желает заручиться поддержкой религиозных общин, так как религия была и остается мощным духовно-нравственным рычагом воздействия на людей. Необходимо также отметить, что наоборот антирелигиозное общество теряет сплоченность, нравственное саморегулирование и переживает духовный упадок, что ведет к глобальным и серьезным катаклизмам. Государство, поэтому не должно оставаться в стороне от религиозного воспитания граждан, что помогает добиваться внутреннего единства этноса, повышение его духовно-нравственного самочувствия, патриотизма, увеличение его толерантности к происходящим время от времени внутренним проблемам государственной жизни и, конечно же, предсказуемости и стабильности правомерного поведения граждан.

Профсоюзы. Законодательство Российской Федерации в федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. К сожалению профсоюзов, у нас в Российской Федерации на сегодняшний момент единицы и даже они мало действенны. Созданный же общероссийский профсоюз скорее защищает интересы государства и руководство данного профсоюза, чем работников. Необходимо только отметить, что профсоюз один из мощных рычагов гражданского общества защищающий права работников и отстаивающий их интересы в борьбе с экономически господствующим классом.

Преступные сообщества. Многие вообще не выделяют преступные сообщества в качестве институционального элемента политической системы общества и признают только правомерные формы объединения граждан. Мы же поддерживаем мнение В.М. Сырых, что влияние преступных организаций на политические процессы во всем мире и во все времена настолько велико, что их нельзя не учитывать при характеристике и анализе политической системы страны. И это действительно так. Преступные организации зачастую имеют не только чисто уголовный и экономический интерес, а порой и сугубо политический. Под преступным сообществом следует понимать сплоченную организованную группу людей, созданную для совершения правонарушений в обществе. Такие сообщества специально создаются для лоббирования своих интересов во властных структурах, либо для внедрения своих членов на государственные должности или вовсе на свержение существующей власти, государственного строя, политического режима. И история знает немало ярких таких примеров.

Все сказанное позволяет говорить, что при ведении политической деятельности преступные сообщества не только необходимо признавать в качестве институционального элемента политической системы, но и учитывать их влияние на власть и всячески подавлять их действия.


ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации

3.1 Общая характеристика политической системы Российской Федерации

Политическая система Российской Федерации в настоящее время находиться не в лучшем состоянии своего развития, хотя и переживает определенный подъем. Это вызвано следующими причинами:

1. Политическая безграмотность граждан, а в связи с этим и их политическая пассивность, крайнее не желание принимать участие в политической жизни государства.

2. Несовершенство политического законодательства, отражение правовыми нормами преимущественно классовых интересов. Законодательство России построено таким образом, что бы народ как можно меньше влиял на политическую конъюнктуру страны.

3. Отсутствие местного самоуправления. Вернее сказать, что оно продекларировано, и органы местного самоуправления яко бы созданы и функционируют. Но то, что у нас называют местным самоуправлением, является не чем иным как придатком государственной власти полностью и всесторонне ей подчиненным. Сама этимология слова местное самоуправление (самостоятельно, не зависимо от государства) предполагает решение всех местных вопросов населением муниципального образования самостоятельно. На деле за нас все решает государство.

4. Отсутствие как таковых институтов непосредственной демократии. Это подтверждает тот факт, что за всю историю после распада СССР было проведено всего лишь два общероссийских референдума. А ведь глобальных изменений в политической обстановке в стране было не мало (например, передача части островов Японии, изменении порядка выборов депутатов Государственной Думы, изменение порядка назначения глав субъектов Российской Федерации, монетизация льгот и т. д.) и при этом мнения народа посредствам референдума никто не спросил, все было решено политической элитой самостоятельно, в угоду их собственных интересов.

5. Существование и активная деятельность в государстве незаконных, вредительских организаций которые систематически в угоду своих экономических интересов лоббируют принятие тех или иных решений, а боле того занимают руководящие посты в государстве.

Список недостатков российской политической системы можно было бы легко продолжить, однако представляется, что они более чем очевидны. Необходимо принимать активные меры по их устранению и главной задачей государства и общества в целом является политизация общества, повышения политического воспитания народа, приобщение всех слоев населения к властной политической деятельности государства, а иначе мы можем остаться без своего государства, все, деградируя и деградируя, превращаясь в послушных холопов политической верхушки.


Это моральная или материальная (иногда моральная и материальная) поддержка политических партий либо политических деятелей. Такая поддержка в демократических государствах ведется открыто и цивилизованными способами. 2. Профессиональные союзы, религиозные организации зарубежный союз ассоциация общественная организация Профессиональные союзы и их лидеры за рубежом могут открыто заявлять о...

Более конкретно, применительно к ветвям власти и к отдельным органам государства. Функции государства, как основного элемента политической системы, можно сформулировать следующим образом. 1. Регулятивная функция – заключается в обеспечении и регулировании деятельности всех общественных, политических институтов и структур. Реализуя эту функцию, государство принимает нормы, определяющие порядок...

241;êèå ãðóïïû è èõ ëèäåðîâ. Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, ...

А государство призвано гарантировать свободную, достойную жизнь людей. Отсюда вытекает принципиальный вывод: основным элементом политической системы является человек как политический субъект. Легитимность политической системы основывается па доверии масс к политическим институтам, согласовании интересов общества, государства и политических структур, способности последних управлять на основе...

  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе
  • 18. Классификация функций государства
  • 20. Понятие и система государственной власти.
  • 21. Соотношение государственной власти, права и закона.
  • 24.Общие тенденции развития государственной власти.
  • 27.Соотношение права и закона.
  • 32 Классификация юридических норм. Критерии классификации. Эффективность юридических норм и нормативно-правовых актов.
  • Раздел IV. Теория прав»
  • Глава 17- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 337
  • 34.Понятие о нормативно-правовых актах, их разновидности, свойства.
  • 35.Структура нормативно-правового акта, ее обусловленность.
  • 36.Процедура принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов.
  • 37.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39. Понятие о юридическом регулировании общественных отношений и его механизме.
  • 40 Основные юридические системы современности.
  • 41. Юридическая деятельность: понятие, структура.
  • 42. Толкование юридических норм: понятие, виды, приемы.
  • 43. Систематизация законодательства.
  • 44. Юридические презумпции, юридические фикции и аксиомы в системе юридической деятельности.
  • 45. Правовое воспитание как деятельность по формированию и развитию правосознания и правовой культуры.
  • 46. Применение юридических норм: понятие, стадии, акты.
  • § 3.Акты применения правовых норм: понятие, виды
  • 47. Юридические факты: понятие, классификация.
  • 48. Понятие о правоотношении, его основные элементы.
  • 49. Классификация правоотношений
  • 50. Понятие о правосознании. Основные концепции правосознания.
  • 51. Структура правосознания и его функции.
  • 53. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, социальная опасность.
  • 54. Понятие о правовой культуре. Основные концепции правовой культуры.
  • 56. Понятие, формы, механизм правового воспитания.
  • 57. Правомерное и законопослушное поведение. Структура и виды правомерного поведения.
  • 58. Состав правонарушения и его элементы.
  • 59. Основные концепции юридической ответственности в отечественной юридической литературе.
  • 60. Основание, содержание, разновидности и формы реализации юридической ответственности.
  • 62. Понятие о законности. Принципы, требования законности.
  • 63.Правовая система: понятие, структура.
  • 64.Становление концепции правового государства.
  • 65.Признаки правового государства
  • 67. Действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
  • 68 Система отраслей современного российского права.
  • 69. Понятие и формы реализации права.
  • 70. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).
  • 71. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
  • 72. Сущность и функции современного демократического государства.
  • 73. Права, свободы и обязанности гражданина в правовом государстве.
  • 74. Проблемы осуществления экологической функции Российским государством на современном этапе.
  • 75. Система прав человека. Права народов и местных сообществ в системе прав человека.
  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе

    Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

    Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

    Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

    Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

    Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

    Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

    Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

    Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

    Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

    Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

    Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

    Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

    Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

    Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

    Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

    Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

    В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

    Роль государства в политической системе:

    Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

    Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

    Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

    15. Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

    В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

    Это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

    Характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

    Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

    Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

    Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

    Структура механизма государства включает:

    · Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

    · Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

    · Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

    · Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

    · Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

    · Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

    Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

    16. Государственный аппарат. Орган государства и его признаки. Государственный аппарат - это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат имеет следующие признаки: 1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом; 2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели; 3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства. Часто в юридической литературе понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные. Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием. Так некото­рые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. Другие авторы считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются - вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на кото­рые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, но её необ­ходимо подкорректировать путём включения в механизм государства по­мимо названных элементов государственных учреждений, государствен­ных предприятий и других государственных структур, которые не осуще­ствляют государственную власть, но участвуют в реализации функций го­сударства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государст­венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю­щих функции государства. Орган государства - понятие, признаки. Орган государства - это относительно самостоятельный эле­мент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями. Орган государства обладает следующими признаками: 1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения; 2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей; 3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной; 4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность; 5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами. + Функции государства. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами

    17. Функции государства: понятие, соотношение с сущностью, формой и механизмом государства .

    Характеристика основных внутренних функций российского государства

    Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

    К числу внутренних относятся функции:

    1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

    2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

    3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

    4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

    5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

    6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

    7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

    8) обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

    21. Характеристика основных внешних функций российского государства

    Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

    В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

    1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

    2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

    Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

    1. Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

    Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

    2. Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

    Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

    1) в экономике;

    2) поддержании мира и мирового правопорядка;

    3) природоохранительной деятельности;

    4) борьбе с международной преступностью;

    5) сфере науки, культуры, образования;

    6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

    22. Формы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

    Функции - то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

    Различают следующие формы осуществления функций государства:

    1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

    2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

    В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

    1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

    2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

    3) оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

    4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

    Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

    1) организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

    2) организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

    3) организационно-идеологическую деятельность - это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

    Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

    1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

    2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

    3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

    4) контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

    Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

    23. Механизм государства: понятие и структура

    Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

    Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

    Признаки механизма государства:

    1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

    2) сложная структура;

    3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

    4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

    Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

    1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

    – органы представительной власти;

    – органы исполнительной власти;

    – судебные органы;

    – контрольно-надзорные органы;

    2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

    1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

    2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

    3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

    4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

    Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

    1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

    2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

    3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

    Это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.

    6. Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты ; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества и отличается от других субъектов политической системы:

    • выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
    • является единственным носителем суверенитета;
    • обладает специальным аппаратом публичной власти;
    • издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами;
    • владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
    • определяет главные направления развития общества.

    Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.


    1. Государство может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений и т.д.

    2. Государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

    3. Государство может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

    20. Политические партии: понятие, признаки, виды.

    Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель . Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Ранее термин использовался для обозначения групп, соперничающих между собой в сфере власти, аристократических группировок. Например, в Древней Греции существовали «партия жителей горы» и «партия равнины», в Древнем Риме — «партия Цезаря» и «партия Суллы».

    Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв.
    Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий:
    . партии как аристократические группировки — XVII-XVIH вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании);
    . партии как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII - начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции);
    . современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.

    Перечисленные этапы в своем развитии полностью прошли английские партии : виги (либеральная) и тори (консервативная). Первой массовой партией в Европе считается основанное в 1861 г. «Либеральное товарищество» в Англии. Непродолжительный исторический период становления политических партий в России характеризовался некоторым запаздыванием, активное формирование партий началось в начале XX в., в «думский период».

    Существуют разные подходы к определению понятия «партия»:
    . либеральный: партии — это группы людей, придерживающиеся одной идеологии (союз единомышленников);
    . классовый: партия — авангард определенного класса;
    . институциональный: партия — организация, действующая в системе государственной власти.

    Определение современной партии.

    Партии — это добровольные общественно-поли тические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне. Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков. Выделяются следующие основные признаки партий : . борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
    . организация (структурированность, устойчивость, управление);
    . наличие программы и устава;
    . наличие аппарата управления;
    . носитель определенной идеологии;
    . наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
    . постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

    Партии , по сравнению с движением, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию. Движение — компактное сообщество больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических, и духовных интересов, и не ведущее непосредственную борьбу за власть. Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии) и отличаются по одному наиболее существенному признаку: идеологическому — социалистическое, либеральное, консервативное, фашистское, религиозное; национальному — интернациональное, национально-освободительное, национально-сепаратистское; классовому — рабочее, крестьянское, буржуазное, дворянское; половозрастному — женское, молодежное, движение ветеранов и т. д.

    Партии занимают особое место в обществе. С одной стороны, они представляют собой институты политической системы общества, как политические организации. С другой стороны, они, как негосударственные общественные объединения, выражающие интересы различных групп населения, выступают в качестве структур гражданского общества. Партии являются необходимым атрибутом демократического общества, поскольку соответствуют плюралистической социальной структуре общества, многообразию социальных групп и интересов в обществе.

    Статья (ст.) 2 Конституции РФ гласит, что государственная власть в РФ принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные

    органы) непосредственной демократии.

    К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организаций, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система - это совокупность организационных форм политической деятельности народа РФ. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство - основной элемент системы.

    Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ (статья (ст.) 1 Конституции РФ), т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п.

    Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый из других структурных элементов системы, взятый в отдельности.

    Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

    В-третьих, государство располагает особым аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

    В-четвертых, в отличие от других элементов политической сие темы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенции, нормативно-правовых актов, также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

    В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, ко всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

    Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

    Еще по теме 1.14. Государство в политической системе общества:

    1. 7.2 Государство в политической системе общества. Формы взаимодействия государства с иными субъектами политической системы общества

    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча