20.03.2019

Социальное обеспечение в случае. Понятие пенсии, виды пенсий. Право на социальное обеспечение гарантируется


Введение

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 10 страниц.


1. Понятие государственного социального обеспечения

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле под государственным социальным обеспечением подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.

Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью – в настоящий период времени одна из важнейших задач социального обеспечения.

2. Роль социального обеспечения в социальной работе

В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальное обеспечение – это государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;

Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

Профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.

Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.

Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.

Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

Особое место в системе социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.

С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; са-наторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность: б) доступность; в)всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.

Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обес-печивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников,определении основных критериев жизненного уровня,размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий. стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") (см. также Пенсия по старости . Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).

В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами:

социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой "универсального" обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной.платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

"Универсальная" система, в основном в сфере пенсионного обеспечения. функционирует в Скандинавских странах (Норвегия , Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько-модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия,которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии,выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.

Лит.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996; Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989; Sta1berg A-С. Pension reform in Sweden. Scand. J. Soc. Welfare, 1995.

Щербаков\"И ".И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ" в других словарях:

    Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов

    См. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Социальное обеспечение - (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история

    Социальное обеспечение - (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Социальное обеспечение в Великобритании=Social Welfare in Britain. Учебник английского языка , Комаровская С.Д.. 190 стр. Данный учебник новейшая разработка в преподавании по тематике Право и организация социального обеспечения. Специальная лексика, вводимая тематически, закрепляется в разнообразных…

Социальное обеспечение – система мер по материаль­ному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на мате­риальное обеспечение и социальное обслуживание в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, потери кормильца и в иных случаях, уста­новленных законом.

К основным видам социального обеспечения следует отнести:

· пенсионное обеспечение;

· систему пособий;

· систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной си­туации;

· социальную помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регу­лируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федера­ции и другими нормативными актами.

Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенси­ям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа ра­боты. На общих основаниях пенсия по старости назнача­ется рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен­щинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с дли­тельной или постоянной фактической утратой трудоспо­собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назна­чается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудо­способности. Пенсия по случаю потери кормильца на­значается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.

Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не име­ющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, по­терявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчи­ны и женщины).

Формой дополнительного социального обеспечения по­жилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Прези­дента Российской Федерации «О негосударственных пен­сионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элемен­тами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, разме­щение пенсионных резервов и выплата пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются пре­имущественно предприятиями и организациями-работода­телями;

2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) фонды с совместным участием юридических и физи­ческих лиц.

В соответствии с законом Российской Федерации «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :

· по беременности и родам;

· единовременное женщинам, вставшим на учет в меди­цинские учреждения в ранние сроки беременности;

· единовременное при рождении ребенка;

· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· ежемесячное на ребенка.

Государственное единовременное пособие по многодет­ности выплачивается при рождении четвертого и последу­ющего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одино­ким матерям определяется на каждого ребенка и выпла­чивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Посо­бие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного посо­бия одиноким матерям.

По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Пер­вое выдается на основании больничного листка со дня ут­раты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного от­пуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Посо­бие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреж­дения..

Пособие по безработице исчисляется в процентном от­ношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет уста­новленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной служ­бы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назнача­ются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских по­казаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.

Пособия на детей военнослужащих срочной службы на­значаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и на­ходившихся на его иждивении членов семьи: детей, брать­ев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудо­способных супруга, родителей, де­душки, бабушки.

Важным видом социального обеспечения является сис­тема льгот. Социальные льготы – это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.


Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:

· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, быв­шие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федера­ции, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);

· по источникам финансирования (государственные вне­бюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населе­ния, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

В соответствии с законом Российской Федерации «О ве­теранах» ветераны труда пользуются определенными льго­тами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммуналь­ных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодо­рожным транспортом междугородного и пригородного со­общения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.

В соответствии с федеральным законом «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повы­шение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:

· осуществление льготной финансово-кредитной поли­тики в отношении специализированных предприятий, при­меняющих труд инвалидов;

· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;

· резервирование рабочих мест по профессиям, наибо­лее подходящим для трудоустройства инвалидов;

· стимулирование создания предприятиями, учрежде­ниями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;

· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

· создание условий для предпринимательской деятель­ности инвалидов;

· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.

Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными сред­ствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопеди­ческих изделий за счет средств федерального бюджета в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами те­лекоммуникационного обслуживания, специальными те­лефонными аппаратами.

Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).

Социальное обслуживание – это совокупность соци­альных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:

· комплексные центры социального обслуживания;

· территориальные цен­тры социальной помощи семье и детям;

· центры социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов;

· социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· цент­ры экстренной психологической помощи по телефону;

· цен­тры (отделения) социальной помощи на дому;

· дома ночно­го пребывания;

· специальные дома для одиноких и преста­релых;

· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев­рологические интернаты, детские дома-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками);

· геронтологические центры;

· кризис­ные центры и иные учреждения.

По желанию граждан пожи­лого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на по­стоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными служ­бами, система социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов включает в себя полустационар­ное социальное обслуживание в отделениях дневного (ноч­ного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное соци­альное обслуживание.

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры соци­ального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлени­ем граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающих­ся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предостав­ление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

На оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию, направлено стационарное соци­альное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания яв­ляется развитие сети специальных жилых домов для оди­ноких пожилых граждан и супружеских пар с комплек­сом служб социально-бытового назначения (медицин­ского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досу­га и для трудовой деятельности).

Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, также являются объектом социального обеспече­ния. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалида­ми оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.

Система социального обеспечения занимает особое мес­то среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими про­цедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шитов Михаил Викторович. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: 12.00.02 Шитов, Михаил Викторович Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 Москва, 2006 217 с. РГБ ОД, 61:07-12/224

Введение

Глава I. Конституционно-правовые основы права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту 13

1. Понятие и юридическая природа конституциотюго права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту. 13

2. Место конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту в системе социальных прав 32

3. Трансформация социальных прав человека и гражданина РФ и социального государства в связи с реформой социального обеспечения по возрасту 68

Глава II. Реализация конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации 85

1. Субъекты конституционного права на социальное обеспечение по возрасту 85

2. Конституционно-правовое регулирование права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту и его защита 108

3 Функционирование системы пенсионного обеспечения в РФ 159

Заключение 180

Приложение. Сравнительный анализ положений Конституций зарубежных государств, закрепляющих право на социальное обеспечение по возрасту 184

Список литературы 200

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы данного диссертационного исследования обусловливается наличием острых дискуссионных вопросов в науке конституционного права, связанных с признанием социальных прав, закреплением гарантий права на социальное обеспечение по возрасту в самой Конституции, несоответствием ряда положений федерального законодательства Конституции РФ, в частности, положений так называемого Закона «О монетизации льгот» 1 , одновременным функционированием общей и привилегированной пенсионных систем, проблемами установления значения пенсионного возраста, наследования пенсионных накоплений, обеспечения судебной защиты конституционного права на социальное обеспечение по возрасту.

Единое мнение в отношении места социальных прав в системе прав человека в юридической науке до сих пор отсутствует, и данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных в науке конституционного права. Социально - экономические права весьма отличаются от гражданских и политических прав и имеют специфические особенности. Распространено мнение, что социально-экономические права весьма зависимы от устойчивости политики государства. Современная естественно-правовая, или либеральная, доктрина отрицает собственно правовой характер большинства социальных

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N122-03 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)/ СЗ РФ. 2004. 30 августа. N 35. Ст. 3607.

4
прав, объясняет их мнимый характер и возможность их

реализации исключительно в ущерб личным и политическим правам.

В связи с проведением пенсионной реформы в нашей стране конституционное право на социальное обеспечение по возрасту претерпело существенные изменения. Произошла трансформация сущности данного права, а также изменения в связи с этим характеристики социальных прав и представления о социальном государстве. В основу пенсионной системы легли индивидуально-накопительные принципы, каждый человек стал самостоятельно накапливать себе лично пенсию в виде страховой и накопительной частей. Усложнился механизм социального обеспечения по возрасту: возникла система субъектов и участников по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, появилась возможность каждого получать накопительную часть пенсии не только через Пенсионный фонд РФ, но также и через негосударственные пенсионные фонды, возможность наследования пенсионных накоплений. Поэтому реализация права на социальное обеспечение по возрасту как важнейшая характеристика социального государства уже не ставится в зависимость от усмотрения государства. Пенсионер вправе на законных основаниях получить лично накопленные средства пенсии, определить в завещании своих наследников. Данное право как право собственности должно иметь безусловное признание и защиту. В связи с этим «социальное государство» сближается с «правовым государством».

Пенсионное обеспечение по возрасту является преобладающим в Российской Федерации. Его получают более 29 миллионов человек. Более того, проблемы пенсионного обеспечения касаются и лиц, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и тем самым указанные лица накапливают себе средства будущих пенсий.

На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что уровень жизни подавляющего большинства граждан России пожилого возраста не отвечает стандартам цивилизованного современного общества.

Таким образом, мы видим, что отмеченные проблемы в теории и на

практике в отношении права на социальное обеспечение по возрасту в процессе проведения пенсионной реформы, социально-экономических преобразований, происходящих в настоящее время в Российской Федерации, являются острыми и весьма актуальными. Конституционно-правовым проблемам права на социальное обеспечение по возрасту посвящено настоящее диссертационное исследование.

Объектом диссертационного исследования является право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют конституционно-правовые проблемы права на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации.

Научной задачей диссертационного исследования является анализ сущности, места в системе прав конституционного права человека и гражданина РФ на пенсионное обеспечение по возрасту, определение изменений содержания и механизмов реализации конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение вследствие проведения пенсионной реформы в России, анализ положений Конституции РФ в отношении права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту в аспекте законодательства советского периода и международно-правовых норм, выявление несоответствий положений актов текущего законодательства Российской Федерации Конституции РФ и выработка предложений по их устранению, анализ внесенных законопроектов, направленных на реализацию конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, исследование проблем правовой защиты права на социальное обеспечение по возрасту в России и за рубежом.

Целью диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение вопросов, связанных с сущностью, местом и реализацией конституционного права человека и гражданина на социальное

обеспечение по возрасту в Российской Федерации в процессе

проведения пенсионной реформы.

Методологическая основа диссертационного исследования

При решении поставленной общей научной задачи использовались методы системного функционального анализа, сравнительно-сопоставительный метод, методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также формально-юридический, исторический, социологический, статистический и экономический методы.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных юристов, философов и политологов, в которых исследуются взаимоотношения человека и гражданина РФ, с одной стороны, и Российской Федерации, с другой стороны, в сфере реализации и защиты социальных прав, права на социальное обеспечение по возрасту.

Были использованы работы по теории права и конституционному законодательству С.С. Алексеева, Л.Д. Воеводина, Н.И. Матузова, Б.Н. Топорнина, А.А. Безуглова, С.А. Солдатова, В.Е. Чиркина, Е.И. Колюшина, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, Н.С. Бондаря, М.В. Баглая, Е.А. Лукашевой, О.Е. Кутафина, Ю.И. Скуратова, В.А. Туманова, В.В. Полянского, К. Экштайна, В.В. Лазарева.

В исследовании использовались работы по правовому регулированию, реализации и защите конституционного права на социальное обеспечение по возрасту А.Е. Козлова, В.Д. Карповича, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, В.Б. Савостьяновой, К.С. Батыгина, В.Ш. Шайхатдинова, Е.Е. Мачульской, В.А. Иваненко.

Нормативная база исследования

Нормативно-правовую базу диссертации составили: Конституция Российской Федерации, российское и зарубежное законодательство, нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, международные акты, решения Конституционного Суда РФ.

7
Информационную и эмпирическую базу исследования

составили данные статистических и социологических исследований, материалы о работе органов государственной власти Российской Федерации (Федеральной службы государственной статистики, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ), ее субъектов и органов местного самоуправления, размещенные на официальных сайтах в системе Интернет, материалы научных конференций, семинаров и круглых столов, судебная практика, материалы специализированной печати и средств массовой информации.

Научная новизна исследования

Настоящая работа - одно из первых комплексных исследований, в котором рассматривается сущность, содержание и реализация конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту в аспекте проводимой в нашей стране пенсионной реформы: введения индивидуально-накопительных принципов и персонифицированного учета, возможности инвестирования и выплаты пенсионных накоплений через частный сектор.

В диссертационном исследовании систематизированы подходы к проблеме статуса социальных прав и их места в системе прав в отечественной и зарубежной науке и отечественном и зарубежном законодательстве.

Выявлена трансформация содержания социальных прав и изменение соотношения «социального государства» и «правового государства». Дается анализ тенденций развития законодательства в сфере социального обеспечения по возрасту.

Диссертантом в процессе написания работы сформулированы теоретические положения, отличающиеся характеристиками научной новизны, которые выносятся на защиту.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на

защиту

    Дано определение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: конституционное право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации - это закрепленный в Конституции РФ комплекс прав и свобод каждого, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, на пенсионное обеспечение (материальная форма социального обеспечения) и социальное обслуживание (натуральная форма социального обеспечения) по возрасту, установленных в порядке и при наличии условий (определенных возраста и страхового стажа), предусмотренных только федеральным законом, на равных для всех принципах.

    Проводится четкое разделение позиций отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права и позиций, как российского законодателя, так и иностранных законодателей в виде положений основных законов государств в отношении социальных прав.

    В Конституции Российской Федерации не закреплен гарантируемый государством уровень социального обеспечения, а именно, не ниже установленного законом прожиточного минимума, в отличие от ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 года (статья 56). Это, на наш взгляд, является шагом назад в правовом закреплении прав человека в основном законе государства. Сформулировано предложение по закреплению в Конституции РФ гарантии уровня социального обеспечения не ниже величины прожиточного минимума.

    В связи с проводимой в Российской Федерации реформой системы пенсионного обеспечения по возрасту происходит трансформация конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, изменяется его сущность. Благодаря введению индивидуально накопительной системы пенсионного обеспечения данное право представляется не как благо, предоставляемое государством незащищенным слоям населения, а как лично накапливаемый капитал человека и гражданина, меняются содержание и

9
механизмы реализации данного права. Исследованы тенденции

изменения системы социального обеспечения по возрасту с учетом тендерных различий.

    Благодаря индивидуально-накопительным принципам социального обеспечения по возрасту «социальное государство» в системе факторов изменения социальных прав сближается с «правовым государством». Одна из функций социального государства - пенсионное обеспечение по возрасту, осуществляется на основе принципа персонифицированного учета. Суть данного принципа состоит в том, что все застрахованные лица имеют равные возможности для накопления средств в целях пенсионного обеспечения по старости. Данному положению полностью соответствует признак правового государства - «формальное равенство всех». Таким образом, конституционные характеристики Российской Федерации как правового государства (статья 1 Конституции РФ) и как социального государства (статья 7 Конституции РФ) находят прямое воплощение в реформируемой системе социального обеспечения по возрасту.

    Судебная защита конституционного права на социальное обеспечение по возрасту внутри государства остается на неприемлемо низком уровне по сравнению с международными стандартами. Для устранения указанной проблемы необходимо введение прямых норм в пенсионные законы или принятие специального закона о порядке исчисления и выплаты возмещения ущерба гражданам, причиненного нарушением конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, включая право на компенсацию морального вреда, причиненного задержками судопроизводства.

    В действующем законодательстве содержится ряд положений, прямо противоречащих нормам Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина, о порядке назначения пенсионного обеспечения, о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и нарушающих право на социальное обеспечение по возрасту, в том числе, положения Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

10
Выносятся предложения по устранению данных

несоответствий. Сформулированы предложения по уточнению ряда терминов в
законодательстве РФ о социальном обеспечении и введению единообразной
г терминологии.

8. На основании сравнительного правового анализа положений
Конституций зарубежных государств в отношении закрепления
конституционного права на социальное обеспечение по возрасту делается
вывод, что конституции большинства стран мира содержат положения о
закреплении права на социальное обеспечение по возрасту. Подходы некоторых
зарубежных законодателей в отношении закрепления права на социальное
обеспечение по возрасту могут быть рекомендованы для российского
законодательства. Данное право, с позиции законодателей Конституций
зарубежных стран, является основным и конституционным правом гражданина
и человека, с наличием которого связывается представление о достойном
уровне жизни, социальной уверенности и человеческом достоинстве.

обеспечения защиты прав участников профессиональных пенсионных систем. Для недопущения злоупотреблений со стороны работодателя и нарушений, в конечном счете, права на пенсионное обеспечение по возрасту предлагается:

Указать исчерпывающий перечень оснований для исключения рабочего места работника из перечня рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты.

Работники, чьи рабочие места исключены из перечня рабочих мест, должны быть письменно уведомлены в установленный срок.

Для указанных работников необходимо прямо закрепить право обжаловать неправомерное исключение их рабочего места из перечня рабочих мест и порядок обжалования.

Необходимо распространить норму о праве выбора на

единовременную выплату в размере суммы пенсионных накоплений для лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

10. Выработаны предложения по установлению порядка наследования

пенсионных накоплений, основанного на принципах справедливости и индивидуального накопления. Данный порядок соответствует мировой практике и имеет в своей основе дифференцированный подход с учетом возраста дожития и семейного положения лица, обладающего правом на социальное обеспечение по возрасту.

Практическая значимость работы

Выводы исследования касаются одного из важнейших, основных конституционных прав. При этом осуществлено следующее:

Сформулированы предложения по включению в Конституцию РФ положений, гарантирующих уровень социального обеспечения не ниже величины прожиточного минимума.

Разработаны предложения по устранению нарушений и приведению некоторых актов законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ.

Определены меры в отношении решения проблемы повышения пенсионного возраста.

Сформулированы предложения по внесению корректив в проекты нормативно-правовых актов и принятию новых правовых актов в развитие пенсионной реформы в Российской Федерации.

Выработаны положения по предупреждению и обеспечению защиты конституционного права на социальное обеспечение по возрасту.

Полученные в результате проведенной работы выводы и предложения имеют непосредственное отношение к политике государства в социальной сфере и могут быть использованы для обоснования практических мер по совершенствованию текущего законодательства, принятия новых нормативно-

12
правовых актов в процессе проведения пенсионной реформы,

реализации конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших разработках, посвященных проблемам социального государства, развитию научных положений о социальных правах и реализации данных прав, в качестве методических разработок, применяемых при составлении учебных программ аспирантов и слушателей высших учебных заведений, для преподавания определенных тем по правовым и смежным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации использовались автором в практической деятельности при проведении семинарских занятий. Кроме того, основные положения и выводы диссертации были предметом обсуждения на кафедре конституционного и международного права Российского Государственного Социального Университета, докладывались на Международных социальных конгрессах и «круглых столах», посвященных правам человека. Многие положения диссертации отражены в ряде опубликованных работ автора.

Структура диссертационной работы.

Диссертационная работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения и списка использованных источников.

Понятие и юридическая природа конституциотюго права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту

Статья 39 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) содержит следующее: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»2.

Таким образом, закрепляется конституционное право каждого на социальное обеспечение и указывается перечень оснований, при наступлении которых возникает указанное право. Как отмечает Баглай М.В., «все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований»3.

Данная статья Конституции развивает и конкретизирует задачи социального государства и относится к конституционно-правовым основам права на социальное обеспечение по возрасту.

Юридическая природа права на социальное обеспечение по возрасту, на наш взгляд, имеет свое начало в содержании характеристики «социальное государство». Обеспечение права на социальное обеспечение по возрасту является одной из целей социального государства. Как отмечает В.Д. Карпович: «... цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, с развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства».

Так как положения, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством, составляют основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 7 и ст. 16) и являются «фундаментом» для конституционных социальных прав, то данные положения, по нашему мнению, имеют верховенство среди норм, составляющих конституционно-правовые основы права на социальное обеспечение по возрасту.

Иваненко В.А. в работе «Социальные права человека и

социальные обязанности государства» рассматривает право на социальное обеспечение и социальную защиту как комплекс прав, являющихся гарантией укрепления социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. На основании изложенного, можно сделать вывод, что конституционное право на социальное обеспечение по возрасту является элементом комплексного права на социальное обеспечение. Вместе с тем, оно имеет специфические признаки, которые присущи праву на социальное обеспечение именно в случае достижения определенного возраста (особенности субъектов права на социальное обеспечение по возрасту: проблема установления пенсионного возраста с учетом гендерных различий, особенности содержания и структуры пенсионного обеспечения).

Как отмечает Баглай М.В. «Право на пенсию по любому основанию - это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению даже через федеральный закон, поскольку невозможно представить, чтобы какое-либо ограничение этого права соответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции».5

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав. Как указывает Безуглов А.А. под основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина понимаются не все права, свободы и обязанности, а лишь те, которые закреплены нормами Конституции РФ6. Выделение категории основных прав, свобод и обязанностей человека отнюдь не означает отнесение иных прав, свобод к «второсортным», менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права, свободы и обязанности составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, свобод и обязанностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права, свободы и обязанности очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основных прав может отпочковаться значительное количество других прав.

Конституция не содержит понятие «социальное обеспечение», как не содержится оно и в иных актах российского законодательства.

Место конституционного права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту в системе социальных прав

Право на социальное обеспечение традиционно в юридической науке относится к социальным правам26. Для уяснения назначения и места права на социальное обеспечение по старости, на наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть вопросы понятия, места социальных прав, а также генезиса и их юридической значимости.

Общеизвестно, что права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные, 2) политические и 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям27.

В юридической литературе последних лет в историческом развитии конституционно-правового положения личности выделяются три этапа или три поколения. К первому поколению относят те личные гражданские и политические права и свободы, которые были закреплены в первых конституционных актах. Это прежде всего право на жизнь, на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища.

Второе поколение прав человека сформировалось в конце XIX - начале XX века в процессе борьбы народов за повышение своего экономического и культурного уровня жизни. Для этого периода характерно широкое включение в конституции социально- экономических прав и свобод право на труд, право на образование.

Третье поколение прав человека стало формироваться после второй мировой войны и характеризуется оно прежде всего стремлением к защите коллективных прав людей, прав, которые основаны на солидарности интересов этих людей. Это так называемые «права солидарности» - право на мир, на здоровую окружающую среду, на развитие, на информацию.

Социальные права относятся ко второму поколению прав. В отличие от прав первого поколения, которые сводились к защите от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (права участника осуществления политической власти), у социальных прав иная задача. Их цель состоит в принятии на себя государством гарантий обеспечить необходимый уровень жизни, в первую очередь, социально незащищенным слоям населения посредством реализации социальных программ. Так, Веймарская конституция уже в 1919 году закрепляла право на социальное страхование в случае старости.

В отличие от третьего поколения прав, имеющих коллективный характер, права второго поколения (впрочем, как и первого) имеют индивидуальный характер. И как справедливо замечает профессор Безуглов А. А.: «коллективные права не противопоставляются правам отдельного человека и не подавляют их. Они должны находиться с ними в гармонии. Если коллективные права ведут к ущемлению прав индивида, значит, цели, объединяющие такой коллектив, общность, - антигуманны и противоправны» .

В науке конституционного права не прекращаются дискуссии в отношении признания социальных прав в качестве основных и конституционных прав. Приводятся бесчисленные аргументы как сторонниками, так и противниками. Однако, на наш взгляд, необходимо разграничивать позицию законодателя как отечественного, так и зарубежных стран и ученых в области конституционного права.

Как указывает Баглай М.В.: «Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»29. Однако «такие права и свободы при всей их важности не относятся к категории основных»3 . Таким образом, закрепленные в конституции РФ такие социальные права, как, право на труд (ст. 37), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43) и, наконец, право на социальное обеспечение (ст. 39), являются основными и конституционными правами человека и гражданина РФ. Таким образом, Российское право признает в качестве основных и конституционных прав определенные социальные права (те, которые названы в Конституции РФ) основными и конституционными.

Для выяснения вопроса о субъективности социальных прав необходимо выяснить, в первую очередь, соотношение между социальными конституционными правами и объективным правом, конституционными нормами, их закрепляющими.

Как указывает Рабинович П.М., «общее понятие права объемлет не все и не всякие субъективные права, а лишь определенные их разновидности» . Как нам представляется, этой концепции соответствуют все субъективные права, в том числе и социальные права. По самой своей конституционной природе, по основаниям и характеру нормативного действия они не могут быть «отделены» в рамках конституционного статуса от объективного права, что исключает возможность их признания сугубо субъективными в традиционном понимании данной категории.

Субъективное право есть всегда право на что-то, на какую-то ценность -материальную или духовную, это есть право пользоваться каким-то благом в обществе - благом материальным или духовным или и тем и другим. Именно в этом суть любого субъективного права.

Так, уже конституционное содержание социально-экономических прав свидетельствует о том, что они не являются простым результатом действия норм объективного права, его «субъективным придатком». Конституция -«юридический факт, утверждающий законом существующие социально-экономические отношения, которые уже созданы в нашем государстве»32. Основной закон не просто определяет "способность лица к правообладанию", а закрепляет сами права, которые имеют вполне реальное значение для каждого человека. Субъективное право есть всегда право на что-то, на какую-то ценность -материальную или духовную, это есть право пользоваться каким-то благом в обществе - благом материальным или духовным или и тем и другим. Именно в этом суть любого субъективного права

Субъекты конституционного права на социальное обеспечение по возрасту

Как отмечает Тучкова Э., субъектами конституционных правоотношений по социальному обеспечению выступает человек и государство в лице своих органов, к компетенции которых отнесено осуществление социального обеспечения. Указанными государственными органами являются территориальные органы Пенсионного фонда РФ, а также специально созданные пенсионные службы в структуре таких ведомств, как Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Прокуратура и другие.

Статья 39 Конституции РФ содержит следующее: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Таким образом, Конституция гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение по наступлении определенного возраста. Пенсию по старости получают более 29 млн. человек. Пенсия по старости устанавливается в связи с достижением определенного возраста, который обычно именуется пенсионным, хотя в российском законодательстве термин «пенсионный возраст» не употребляется. Вместо него в каждом случае указывается

возраст, по достижении которого предоставляется соответствующая пенсия по старости.

Как отмечает Захаров М.Л., в ч. 1 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что право на трудовую пенсию имеют лишь граждане, которые застрахованы в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Этот Закон вступил в силу с 1 января 2002 г. и, следовательно, в сферу его действия попадают лишь те указанные в нем граждане, которые застрахованы в соответствии с этим Законом, то есть работали на 1 января 2002 г. либо позднее. Но ведь обязательному (государственному) социальному страхованию работающие по найму граждане и некоторые другие категории граждан подлежали и ранее. Данное положение Закона противоречит Конституции, его необходимо исправить и внести соответствующее изменение в Закон.

Наряду с правом на социальное обеспечение пенсионер несет обязанности, связанные с необходимостью соблюдения определенного порядка1: представлять достоверные и надлежаще оформленные документы; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер пенсии. Однако в отличие от субъективного права на социальное обеспечение по возрасту, обязанности носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер.

Необходимыми условиями для реализации субъективного права на социальное обеспечение по возрасту в соответствии со статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях» являются наличие страхового стажа не менее пяти лет и достижение определенного возраста.

В соответствии со статьей 2 Закона «О трудовых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Рассмотрим понятие «пенсионный возраст». Понятие «пенсионный возраст» - определенный хронологический возраст, по наступлении которого человек признается условно нетрудоспособным и приобретает право на трудовую пенсию по старости130. В законодательстве он отсутствует, но существует и используется в юридической науке131 и средствах массовой информации132.

Согласно статье 7 Закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Таким образом, пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин, и 55 лет - для женщин.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос, оптимальный ли установлен пенсионный возраст в России, обоснованно ли его повышение.

В концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации") указывается следующее: «С учетом социально-политической обстановки единовременное повышение пенсионного возраста в современных условиях представляется невозможным». Поэтому в рамках реформы могут решаться задачи ограниченного характера. Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века. Вместе с тем уже в настоящее время следовало бы разработать программу стимулирования перехода на пенсию по старости в более позднем возрасте, что привело бы к увеличению фактического возраста выхода на пенсию».133 Авторы концепции считают, экономическая нагрузка может быть оптимизирована благодаря повышению пенсионного возраста, «поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве».

Конституционно-правовое регулирование права человека и гражданина РФ на социальное обеспечение по возрасту и его защита

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Также согласно статье 17 Конституции: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Согласно Рекомендации Международной Организации Труда (далее -МОТ) № 67 «Об обеспечении дохода», принятой 12 мая 1944 года150, система обеспечения дохода должна уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (далее -Декларация), каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В пункте 1 статьи 25 Декларации указывается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Таким образом, применительно к праву на обеспечение по возрасту Декларация закрепляет, во-первых, в качестве социального риска наступление старости; во-вторых, право каждого члена общества на социальное обеспечение по старости; в-третьих, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей в пище, жилище, медицинском обслуживании, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния пожилых людей.

Как отмечает Чупрова Е.В.151, понятие «достойной жизни» непрерывно трансформируется, поскольку обусловлено экономическими условиями жизни общества. Однако международный опыт свидетельствует о том, что государства соизмеряют уровень жизни, признаваемый достойным, с определенными нормами социального стандарта, определяемого на каждом новом экономическом этапе развития данного общества. К числу общепризнанных стандартов относится и такой как прожиточный минимум.

Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. гласит следующее: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Также в Пакте закрепляется: право на достаточный уровень жизни, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (статья 12). В соответствии с Пактом каждое участвующее государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых и указанных в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

В соответствии со ст. 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств152 (утвержденной Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 года) государства гарантируют лицам, проживающим на их территории: право на полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств; полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей. Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан; осуществление мер по разработке единой научно-правовой концепции льготного пенсионного обеспечения, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, особенно детей- инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Как указывает Захаров М, сфера социального обеспечения -особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне, например, трудовых отношений. Вышеупомянутый Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. В соответствии со статьей 11 Пакта участвующие в нем государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Четко сформулированные требования содержит действующая до сих пор Декларация прав и свобод человека, утвержденная Постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года N 1920-1 (далее - Декларация) . Так, в статье 26 Декларации пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Однако Россия, вопреки Декларации, не гарантирует уровень жизни пожилым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом.

Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья · находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

93 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые, пенсии получают: по старости - 29,1 млн человек, по инвалидности - 4,7 млн, по случаю потери кормильца - 2,5 млн, за выслугу лет - 636 тыс., военнослужащие - 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.



Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которыене удается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", введенном в действие с 01.02.98*. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже - всего 0,7. Фактическое повышение пенсий в среднем не превысило 37 руб. в месяц.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации *утверждена постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790**. Постановлением Правительства РФ от 20.05.98 одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от

первоначальной Концепции.

И Концепция, и Программа предусматриваютсоздание трехуровневой

пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 г. она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума.

* СЗРФ, 1997,№·30,Ст.3585. ·* САПП, 1995, № 33, Ст. 3388.

По Программе 1998 г.первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования.

Второй, основной уровень будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Условия ее назначения и размеры прямо зависят от продолжительности участия в страховании, т.е. в солидарно-распределительном механизме финансирования.

Программа 1998 г. исходит из того, что трудовая (страховая) пенсия будет формироваться из распределительного и накопительного источников. Одна часть пенсии будет рассчитываться в соответствии с данными условно-накопительного счета по распределительной системе с учетом возраста, страхового стажа, размера страховых взносов и заработной платы или дохода, с которого они уплачивались.

Другая, накопительная часть пенсии, будет определяться в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли.

Третий уровень системы отводится негосударственным пенсиям, которые рассматриваются как дополнение к государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через профессиональные пенсионные системы отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий либо в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Программа предполагает обязательность выбора накопительного варианта пенсионного страхования для лиц, достигших 30-летнего возраста. До этого момента они должны вносить взносы в ПФР на условно-накопительные счета, которые будут источником финансирования пенсий для лиц, уже ушедших на пенсию.

Лица в возрасте от 30 до 40 лет будут иметь возможность выбора: они могут остаться в солидарно-распределительной системе пенсионного страхования, либо избрать накопительный вариант.

Лица в возрасте 40 лет и старше останутся за пределами накопительной системы. По достижении пенсионного возраста они будут получать пенсию по солидарно-распределительной системе. Введения каких-либо механизмов осовременивания размеров их пенсий, а также поддержания определенной пропорции между пенсией и заработком, с которого уплачивались пенсионные взносы, в Программе не предусматривается. Такой

подход приведет в перспективе к уравниванию размеров пенсий, финансируемых по распределительной системе, для всех получателей.

Правительственной комиссией утвержден план мероприятий по реализации Концепции, который предусматривает подготовку проектов законов, Указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы, включая финансирование расходов на выплату пенсий, совершенствование порядка индексации и исчисления пенсий, формирование минимального размера пенсий с учетом регионального прожиточного минимума, рационализацию порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам, совершенствования системы управления, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с этим планом приняты Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Федеральный закон от 21.07.97 № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", Федеральный закон от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ведется другая законотворческая

Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имеет принятие Федеральных Законов - "Ό6 основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 и "О государственной социальной помощи" от 17.07.99.

Региональные и местные органы власти направляют усилия на организацию работы по предоставлению адресной социальной помощи населению, развитию нестационарных форм социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы, формирование сети экспериментальных учреждений комплексного социального обслуживания населения.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых

Контрольные вопросы

1. Когда в России возникло государственное призрение бедных?

2. На каких принципах осуществлялось государственное призрение бедных?

3. Как осуществлялось государственное обеспечение военнослужащих и высших государственных чиновников до революции 1917г.?

4. 4. Когда в России появилось государственное социальное страхование?

5. 5. Какие виды государственного социального страхования первыми попали в сферу правового регулирования?

6. 6. На каких принципах была построена страховая программа РСЛРП 1912 г.?

7. 7. Какие этапы развития прошло советское законодательство о социальном обеспечении?

8. 8. Какую роль сыграл Закон РФ от 20.11.90 № 340-1 для развития пенсионного обеспечения?

9. 9. Какие задачи стоят перед российской системой социального обеспечения на современном этапе?

10. Что вы знаете о содержании Концепции и Программы пенсионной реформы?

11. Какие федеральные законы приняты в целях реализации Концепции?


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча