25.02.2019

Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью


Вопросы входного-выходного контроля факультета профессионального обучения

Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.

    Кто из сотрудников ОВД руководствуется в своих действиях Уставом ППСП?

1. Уставом руководствуются все сотрудники органов внутренних дел, когда они участвуют в организации и несении патрульно-постовой службы или, находясь вне службы, принимают меры к пресечению преступлений и других правонарушений.

2. Только сотрудники подразделений ППС.

3. Сотрудники оперативных подразделений.

1. Анонимные, коллективные, многократные, вневедомственные.

2. Анонимные, коллективные, многократные, корректные, ведомственные.

3. Анонимные, коллективные, многократные, повторные, аналогичные, некорректные по содержанию или изложению.

    Главными задачами патрульно-постовой службы являются:

1. Обеспечение личной безопасности граждан.

2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4. Участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

5. Все вышеперечисленное.

    Силами патрульно-постовой службы являются:

1. Строевые подразделения полиции.

2. Подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД.

3. Подразделения вневедомственной охраны органов внутренних дел

4. Специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России.

5. Все вышеперечисленное.

    Что включает в себя административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.20 КоАП РФ:

1. Мелкое хулиганство.

2. Нарушение требований пожарной безопасности.

3. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

4. Нарушение правил гражданской обороны.

5. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

    Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов:

1. Патруль.

2. Патрульная группа.

4. Наряд сопровождения.

5. Все вышеперечисленное.

    Продолжительность времени проведения инструктажей наружных нарядов:

    Не более 10 минут.

    Не более 20 минут.

    Не более 40 минут

    Не более 30 минут.

    Не более 50 минут.

    Каким приказом утвержден Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях?

    № 750 от 22.09.2007г.

    № 333 от 04.05.2010г.

    № 140 от 01.03.2012г.

    № 985 от 1.12.2005г.

    В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

    Не позднее 30 минут после полученного сообщения о происшествии.

    Как можно в самый короткий срок.

    Незамедлительно.

    Немедленно.

    Периодичность проведения совместных инструктажей патрульно-постовых нарядов, несущих службу в системе единой дислокации:

    Ежедневно.

    Не реже 1-го раза в неделю.

    Не реже 1-го раза в декаду.

    Не реже 1-го раза в квартал.

    Не реже 1-го раза в месяц.

    Что обозначает один продолжительный сигнал свистком ?

    Сообщение об окончании несения службы соседним нарядам.

    Сообщение соседним нарядам о прибытии проверяющего.

    Требование-обращение к лицу о прекращении им противоправных действий.

    «На помощь, ко мне!».

    «Задерживай!».

    Решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки принимается:

    До 18.00 часов.

    До 08.00 часов.

    До 12 часов.

    На какой срок применяется и оформляется план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка по единой дислокации задействованных сил и средств?

    На два года.

    На полугодие.

    На один год.

    На каждый день.

    По мере необходимости.

    Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

    Состояние охраны общественного порядка и общественной безопасности на подведомственной территории.

    Общественное мнение.

    Результаты работы полиции по выявленным, пресеченным и раскрытым преступлениям и административным правонарушениям.

    Каким документом принимается и оформляется решение по организации патрульно-постовой службы на текущие сутки?

    Постовой ведомостью.

    Книгой нарядов.

    Планом комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка.

    Бортовым журналом.

    Приказом о заступлении на службу.

    В каких случаях сотрудник полиции имеет право беспрепятственно входить в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями?

    Для задержания лица, совершившего административное правонарушение.

    Для задержания лица, совершившего административное правонарушение, с целью привлечения его к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

    По заявлению граждан, проживающих в непосредственной близости от данного жилья, помещения или земельного участка.

    На основании показаний свидетелей.

    Для установления обстоятельств несчастного случая.

    Полиция имеет право пользоваться средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам в случаях:

    Не терпящих отлагательства.

    Нахождения на маршруте патрулирования.

    Необходимости.

    Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

    Все ниже перечисленное.

    Право на уведомление близких родственников или близких лиц.

    Право на отказ от дачи объяснения.

    Его право на юридическую помощь,на услуги переводчика.

    О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

  1. Время не оговаривается.

    олиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:

    По решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего.

    По решению главы администрации.

    По решению прокурора.

    «USB» - это:

    Жесткий диск

    Носитель информации

    Порт ввода-вывода

    Процессор

    Наибольший информационный объем будет иметь файл, содержащий:

    1 страницу текста

    черно-белый рисунок 100*100

    аудиоклип длительностью 1 мин

    видеоклип длительностью 1 мин

    В минимальный состав компьютера входят:

    винчестер, "мышь", процессор

    монитор, системный блок, клавиатура

    принтер, клавиатура, дискета

    системный блок, сканер, монитор

    Какое из перечисленных устройств не входит в состав системного блока?

    блок питания

    жесткий магнитный диск

    клавиатура

    контроллер для клавиатуры

    Для того чтобы удалить строчки таблицы, следует их выделить и:

    Нажать клавишу DELETE

    Выбрать в меню Правка команду «Очистить»

    Выбрать в меню «Таблица» команду «Удалить строки»

    Как запустить текстовый редактор Microsoft Word:

    Мой компьютер -> Microsoft Word

    Пуск -> Программы -> Стандартные -> Microsoft Word

    Пуск -> Программы -> Microsoft Word

    Программа не открывается, открываются только документы

    Как увеличить расстояние между строками в 2 раза?

    нажать после каждой строки 2 раза Enter

    Формат -> Шрифт -> Интервал: разреженный

    Формат -> Абзац -> Междустрочный: двойной

    Формат -> Абзац -> Отступ

    Списки бывают:

    Нумерованные

    Форматированные

    Выделенные

    Одноуровневые

    Расстояние от текста до полей документа Word называется:

    Интервал

    Можно ли напечатать несколько четных страниц из общего документа?

    Можно ли в одном документе, подготовленном при помощи программы Microsoft Word использовать разные типы шрифтов?

    Не более 16

    Не более 2-х

    Система криминалистики состоит из:

    Крим. техники, крим. тактики, крим. методики, крим. исследования

    Общая теория криминалистики, крим. техника, крим. тактика, крим. методика

    Судебная баллистика, крим.техника, габитоскопия, крим. документоведение

    Изучением следов пальцев рук занимается подотрасль криминалистики:

    Трасология

    Одорология

    Габитология

    Дактилоскопия

    Походка, мимика, жесты человека относятся к:

    Анатомическим признаками

    Сопутствующим признакам

    Функциональным признакам

    Броским приметам

    Виды субъективного портрета:

    Рисованный, фотографический, словесный

    Фотографический, композиционно-фотографический, рисованный

    Рисованный, композиционно-рисованный, композиционно-фотографический; комплексный

    Фотопортрет, словесный портрет, ориентировка

    Признаком подчистки как способа подделки документа является:

    Расплывы и изменение цвета красителя

    Хрупкость бумаги

    Несоответствие нумерации страниц

    Утоньшение бумаги

    Значение защитной сетки на бланке документа проявляется в том, что:

    Защитная сетка делает подделку невозможной

    Защитная сетка затрудняет подделку

    Придает документу юридическую силу

    Оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека- это:

    Холодное оружие

    Пневматическое оружие

    Метательное оружие

    Сигнальное оружие

    К дополнительным следам выстрела не относятся:

    Отпечаток дульного среза ствола

    Опаление преграды

  1. Пробоины, вмятины

    След пальца на стекле - это след:

    Поверхностный, след наслоения

    Поверхностный, след отслоения

    Объемный слабовидимый

    Термического изменения следовоспринимающего объекта

    С объемных следов изготавливают:

    Этапы осмотра места происшествия:

    Первичный, повторный, дополнительный

    Подготовительный, рабочий, заключительный

    Концентрический, эксцентрический, линейный, узловой

    Место преступления и место происшествия:

    Всегда совпадают

    На практике чаще всего совпадают, но не всегда

    Не совпадают

    Нет верного ответа

    Криминалистическая техника состоит из:

    Крим. фотографии, трасологии, одорологии, габитоскопии, оружиеведения, исследования документов, крим. учетов

    Крим. фотографии, трасологии, габитоскопии, баллистики, исследования документов, крим. тактики

    Крим. тактики, крим. методики, крим.учетов, трасологии

    Изучением внешнего облика человека занимается:

    Трасология

    Одорология

    Габитология

    Дактилоскопия

    В какой последовательности следует производить описание элементов и признаков внешнего облика человека по методу «словесного портрета»: 1- общефизические; 2-функциональные; 3- броские и особые; 4- анатомические; 5- сопутствующие?

    Признаки, проявляющиеся в процессе эксплуатации вещи, относятся к:

    Отражательным

    Производственным

  1. Собственным.

    Если на бланке установленного образца, при наличии всех реквизитов, изложены данные, не соответствующие действительности, то имеет место:

    Материальный подлог

    Интеллектуальный подлог

    Технический подлог

    Способом подделки печатей и штампов не является:

    Использование промежуточного клише

    Прямое влажное копирование

  1. Рисовка на документе

    Оружие в зависимости от целей его использования подразделяется на:

    Холодное, газовое, огнестрельное оружие

    Заводское, кустарное, самодельное

    Гражданское, служебное, боевое

    Клинковое, неклинковое, комбинированное

    К мелкокалиберному огнестрельному оружию относится оружие калибром:

    Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников ОВД определяется:

    Служебный долг является нормативно закрепленной частью нравственного долга

    Служебный и нравственный долг не взаимосвязаны

    Служебный долг совпадает с нравственным долгом

    Какие из перечисленных характеристик не относятся к профессиональному долгу сотрудника полиции:

    Наступление ответственности за незаконность действий:

    Нормативный характер:

    Критерием правильности применения принудительных средств сотрудников ОВД в конкретной служебной ситуации является:

    Достижение целей служебной деятельности

    Непричинение несправедливого ущерба конкретным гражданам

    Наличие отрицательных эмоций к правонарушителю.

    Соответствие цели и результата профессиональной деятельности сотрудников ОВД зависит от:

    Обстоятельств

    Материального стимулирования

    Правильного выбора средств деятельности

    Личные отношения между сотрудниками вне рамок служебной субординации называются:

    Неформальными

    Официальными

    Служебными 4. Протокольными

    Назначение Кодекса профессиональной этики сотрудников ОВД РФ:

    Средство общественного контроля за поведением сотрудников ОВД

    Формирование эталона профессионально-этического поведения сотрудников ОВД

    Формирование профессиональной морали сотрудников ОВД

    Все ответы верны

    Символом чести и достоинства, доблести и славы для сотрудников ОВД является:

    Положение об органе внутренних дел

    Знамя органа внутренних дел

    Доска Почета органа внутренних дел

    Все вышеперечисленное

    Для сотрудников недопустимы:

    Поспешность в принятии решения

    Провокационные действия;

    Избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона;

    Все вышеперечисленное

    Сотрудник имеет право принимать или вручать подарки, если:

    Это является частью официального протокольного мероприятия и происходит открыто, публично

    Ситуация не вызывает сомнений в честности и бескорыстии;

    Стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством РФ

    Все вышеперечисленное верно

    Профессиональная этика сотрудников ОВД представляет собой:

    Форму общественного сознания

    Применение общих норм и принципов морали в профессиональной деятельности и повседневном поведении сотрудников ОВД

    Совокупность нравственных качеств сотрудников ОВД

    Профессиональные знания и умения сотрудника ОВД

    Укажите факторы, определяющие особую значимость профессиональной этики сотрудников ОВД:

    Необходимость для представителей данной профессии проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность,

    Принимать непосредственное участие в изменении его судьбы

    Возможность отказаться от выполнения своего профессионального долга в ситуациях, опасных для жизни, здоровья граждан

    Наличие в профессии специфической экстремальности, которая обусловлена необходимостью работы с людьми, повышенной ответственность, наличием риска для жизни.

    Поскольку профессиональная мораль сотрудников ОВД носит нормативный характер, она имеет правовую основу, которая представлена законодательными актами:

    Всеми, относящимися к сфере профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

    Закрепляющими цели, принципы и средства деятельности, правила поведения в различных ситуациях и взаимоотношений с гражданами

    Регулирующими деятельность сотрудников конкретных служб и подразделений

    Возникновение профессиональной этики было обусловлено:

    Необходимостью регулировать общественные отношения

    Теоретическими научными исследованиями

    Общественным разделением труда, возникновением профессий и развитием производственных отношений

    Стремлением представителей конкретных профессий к совершенствованию свою деятельности

    Профессиональная честь сотрудника полиции заключается в том, чтобы:

    Быть примером в исполнении законов РФ

    Относится к человеку как высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно

    Все ответы верны

    Деформация служебных и внеслужебных отношений сотрудников ОВД проявляется, прежде всего:

    В отсутствии коммуникабельности

    В наличии конфликтов между начальником и подчиненными, коллегами, сгражданами при выполнении служебных обязанностей и в быту

    В несоблюдении уставных требований

    В стремлении сделать служебную карьеру

    Мероприятиями первой помощи не являются:

1. Внутривенные инъекции

2. Непрямой массаж сердца

3. Искусственная вентиляция легких

4. Временная остановка кровотечения

    Что из подручных материалов не используется для наложения жгута?

    Ремень, платок

    Телефонный кабель, провода

    Бинт, индивидуальный перевязочный пакет

    Платок, рукав рубашки

    По глубине поражения раны делятся:

    Незначительные и тяжелые

    Осложненные и неосложненные

    Поверхностные и глубокие

    Слепые и касательные

    Укажите признаки внутреннего кровотечения:

    Бледность, жажда, частый пульс, снижение артериального давления, потеря сознания

    Бледность, возбуждение, тремор конечностей

    Кожа красная, сухая, горячая, запах ацетона изо рта

    Частое хриплое дыхание, вынужденное положение тела

    Отсутствие пульса, дыхания, сознания, исчезновение зрачкового рефлекса

    Раневая поверхность обрабатывается:

1. Йодом, зеленкой

2. Бензином, спиртом

3. При ожогах- жирной мазью, в остальных случаях- йодом

4. Перекисью водорода, кипяченой водой

    Указать признак, характерный для ушиба:

    Резкая боль

    Умеренная боль, припухлость

    Кровотечение

    Укорочение травмированной конечности

    Появление пузырей с прозрачным содержимым

    Первая помощь при переломах включает:

    Обезболивание

    Создание неподвижности кости в области перелома

    Профилактика шока, быстрая доставка в лечебное учреждение

    Все выше перечисленное верно

    В чем заключается положительный симптом «кошачьего глаза»:

    При сдавлении глазного яблока зрачок становится узким, вытянутым

    Зрачок не реагирует на свет

    Побеление роговицы

    Зрачок расширяется

    Зрачок сужается при попадании света

    Что не относится к признакам биологической смерти?

    Появление трупных пятен, положительный симптом «кошачьего глаза», побеление роговицы

    При сдавлении глазного яблока -зрачок округлой формы, остановка дыхания и сердечной деятельности, отсутствие сознания

    Трупные пятна, мышечное окоченение зрачков при сжатии становится вытянутой формы

    При сдавливании глазного яблока зрачок становится вытянутой формы, зрачок не реагирует на свет

    Высыхание видимых слизистых оболочек

    При проведении реанимационных мероприятий 2 людьми соотношение между искусственным вдохом и сокращениями сердца должно быть?

    При выполнении искусственной вентиляции легких детям раннего возраста реаниматор охватывает своим ртом:

    Только нос ребенка

    Рот и нос ребенка

    Только рот ребенка

    Критерии правильности вдуваний при искусственной вентиляции легких:

    Урежение пульса

    Появление пульса

    Поднятие грудной клетки

    Наличие реакции зрачков на свет

    Признаком какой степени отморожения является изменение цвета кожи на багрово – синюшный, появление боли и отечности в зоне поражения?

    I степени

    II степени

    III степени

    IV степени

    Первое действие лица, оказывающего помощь при поражении электрическим током:

    Провести реанимацию

    Нанести прекардиальный удар

    Выполнить тройной прием Сафара

    Прервать действие поражающего фактора

    Дать дышать парами нашатырного спирта

    Первая помощь при ожогах I II степени включает в себя:

    Холод на место ожога

    Смазывание места ожога любым жиром

    Обработка перекисью водорода и йодом

    Наложение тугой повязки

    К мероприятиям первой помощи при отморожении не относится:

1. Перемещение пострадавшего в теплое помещение

2. Растирание пораженной части тела снегом

3. Согревание пораженной части тела под водой

4. Бинтование поврежденной области сухой чистой повязкой

    При оказании первой помощи при обмороке в первую очередь необходимо:

1. Обеспечить свободный доступ воздуха в легкие

2. Дать понюхать нашатырный спирт

3. Приподнять пострадавшему ноги

4. Дать горячий сладкий чай

    Что можно давать пить пострадавшему при отравлении недоброкачественными продуктами?

    Кислые соки

  1. Молочно-кислые продукты

    Как транспортировать пострадавшего при переломе костей таза?

Свисток — средство сигнализации вне пределов видимости. Крик человека летом на открытой местности по справочным данным слышен на 1-1,5 км. В лесу, в дождь или туман это расстояние значительно меньше. При этом тратится неимоверное количество сил, болит горло, можно потерять голос. Хороший свисток слышно гораздо дальше и звук производится с меньшими усилиями. Резкий свист так же отпугивает животных, но не тех, кто живет рядом с железной дорогой — электрички тоже свистят.

При выборе свистка следует отдавать предпочтение

  • Ярким свисткам из прочного пластика. Они легче, их проще искать в траве в случае утери, они не ржавеют, не ломают зубы в случае падения со свистком во рту.
  • Свисткам без шарика с несколькими соплами. Они громче и издают звук на 2-3 частотах. Дети лучше слышат высокие частоты, взрослые средние, а старики низкие. Поэтому трехчастотный свисток более слышим.
  • Свисткам без металлических колец, карабинчиков и прочему — они стучат, часто бывают ненадежными, что приводит к потери свистка.
  • Шнурок для свистка должен рваться при нагрузке в 15 кг. Иначе шнурком можно зацепиться и повеситься на нем.

Как свистеть громко — взять свисток в рот, заткнуть отверстие кончиком языка, создать давление, резко убрать язык и сделать »плевательный» выброс воздуха.

Сигналы условны — вы сами принимаете азбуку свиста.
Для себя я принял такие сигналы:

  • Один короткий . Опрашивает — Ты где? Ответ — один короткий — Я здесь!
  • Два коротких. Привет медведю. Применяю для предупреждения встречи с хозяином тайги.
  • Один длинный. Иди ко мне. Ответ — один короткий — Слышу тебя — иду.
  • Беспорядочный свист из серии коротких и длинных. У меня проблемы! Срочно нужна помощь!
  • Три длинных через определенные промежутки времени . Общепринятый сигнал о помощи (SOS). Его понимают все спасательные службы.

ОСОБЕННОСТЬ — два коротких свистка с маленьким временным промежутком между ними на большом расстоянии воспринимаются как один!!!

Три примера из жизни:

  • при походе за грибами четверо имеют разные по звуку свистки. Переговариваясь короткими сигналами (до 300 метров), группа четко знает местонахождение каждого участника и общее направление движения в лесу. Плюс периодический свист снижает вероятность встречи с медведем.
  • при подъеме на вершину в условиях дождя, града и ураганного ветра слышимость крика равнялась 1 метру. Отставший от группы смог оповестить товарищей на расстоянии 12-15 метров и не остался без помощи.
  • во время веломарафона сломался велосипед. Сил кричать ушедшему вперед другу уже не было. Плюс шум ветра и машин сильно перекрывал звук. Сигнал был подан свистком с расстояния 150 метров.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

Звуковые сигналы при плохой видимости (туман, мгла и т. п.). Суда с механическим двигателем подают звуковые сигналы свистком, парусные - туманным горном, буксируемые - свистком или туманным горном. Термин «короткий звук» означает звук продолжительностью около одной секунды. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от четырех до шести секунд. Во время плавания в условиях ограниченной видимости судно с механическим двигателем должно на ходу подавать через каждые 2 мин. один продолжительный сигнал, а если оно не имеет хода относительно воды, то через каждые 2 мин. два продолжительных сигнала с интервалом между ними около одной секунды.

Парусное судно на ходу должно подавать сигналы через промежутки времени не более одной минуты, когда оно на правом галсе - один звук, когда на левом галсе - последовательно два звука, при ветре позади траверза - последовательно три звука (при ветре, дующем с левого борта, парусное судно идет левым галсом, при ветре, дующем с правого борта,- правым галсом).

Судно, стоящее на якоре, должно через промежутки времени не более одной минуты учащенно звонить в колокол приблизительно 5 сек. Дополнительно со стоящего на якоре судна можно подавать один короткий, один продолжительный, один короткий сигналы для предупреждения приближающихся судов.

Если судно идет в тумане с буксиром или занято прокладкой кабеля и не может уступить дорогу приближающемуся судну ввиду стесненного маневрирования, оно подает через промежутки не более одной минуты три последовательных звука - один продолжительный и два коротких. Буксируемое судно подает один продолжительный и три коротких сигнала.

Судно, стоящее на мели, должно не реже чем через одну минуту учащенно звонить в колокол пять секунд, а затем давать три отдельных и ясных удара до и после учащенного боя.

Во время движения судна в тумане скорость должна быть умеренной, в зависимости от условий плавания. Судно с механическим двигателем, услышав впереди своего траверза туманный сигнал другого судна, положение которого не определено, должно, насколько в данном случае позволяет обстановка, застопорить свои машины и затем идти с осторожностью, пока не минует опасность столкновения.

Судно длиной менее 12,19 м или гребная шлюпка не обязаны подавать вышеуказанные сигналы, но они должны подавать другие, похожие звуковые сигналы через промежутки времени не более одной минуты.

Судно, занятое рыбной ловлей, когда оно на ходу, но не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, в силу того, что не может управляться или не стоит на якоре, должно через промежутки не более одной минуты подавать один сигнал в виде трех последовательных звуков - один продолжительный и два коротких.

Если судно находится на виду у другого судна и по правилам ППСС должно сохранять свой курс и скорость, но и в то же время сомневается в действиях другого судна, то оно обязано подавать пять коротких и частых сигналов, чтобы обратить его внимание.

Если суда, находящиеся в видимости друг друга, изменяют свой курс, то они подают предупредительные сигналы:

Один короткий - «Я изменяю свой курс вправо».

Два коротких - «Я изменяю свой курс влево».

Три коротких - «Мои машины работают на задний ход».

Судно, подходящее к изгибу канала на расстоянии в 1/ 2 мили до поворота, дает один продолжительный сигнал. Встречное судно обязано ответить тем же сигналом.

Звуковые сигналы, предписанные для судов на виду друг у друга, нельзя подавать при отсутствии видимости.

Все суда при подходе к дноуглубительному снаряду, занятому работой, за 5 каб. дают один продолжительный сигнал. Снаряд дает ответные сигналы:

Один продолжительный - «Идите вправо по ходу».

Часть D - ЗВУКОВЫЕ И СВЕТОВЫЕ СИГНАЛЫ

Правило 32 - ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(a) Слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложения III к настоящим Правилам.

(b) Термин «короткий звук» означает звук продолжительностью около 1 с.

(c) Термин «продолжительный звук» означает - звук продолжительностью от 4 до 6 с.

ТОЛКОВАНИЕ

Эти определения практически идентичны приведенным в Правиле 1 (с) ППСС-60.

Все предписанные Правилами сигналы свистком состоят из коротких и/или продолжительных звуков.

Правило 33 - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

(a) Судно длиной 12 м или более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 м или более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть приняты за звук колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к настоящим Правилам. Колокол и (или) гонг могут быть заменены другими устройствами, имеющими такие же соответствующие звуковые характеристики, причем всегда должна быть предусмотрена возможность подачи требуемых сигналов вручную.

(b) Судно длиной менее 12 м не обязано иметь звукосигнальные устройства, предписанные пунктом (а) этого Правила, но если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.

ТОЛКОВАНИЕ

Это Правило основано на Правиле 15 (а) Правил 1960 г., но в него внесены значительные изменения. Теперь к судам с механическим двигателем и к парусным предъявляются одинаковые требования по оборудованию. Использование туманного горна раньше было обязательным для парусных и необязательным для буксируемых судов; такое различие требований к судам не нашло отражения в Правилах 1972 г.

Частота звука свистка. Технические характеристики звукосигнальных устройств приведены в первом разделе Приложения III. Частоты свистков, определяются в зависимости от длины судна с тем, чтобы обеспечить достаточно большое разнообразие их характеристик. Основная частота свистка судна длиной 200 м и более должна быть в пределах от 70 до 200 Гц для подачи сигналов относительно низкого тона. Суда длиной менее 75 м должны иметь частоту свистка от 250 до 700 Гц, подающего сигналы относительно резкого тона. Свисток судна промежуточного размера должен иметь частоту в пределах от 130 до 350 Гц.

Дальность слышимости. В Приложении нет сведений о минимальной дальности слышимости свистка в спокойных условиях. Несколько типичных дальностей слышимости свистков судов разных размеров приведены в нем вместе с предупреждением, что дальность их слышимости переменна и в значительной мере зависит от условий погоды. Типичной дальностью слышимости свистка судна длиной 200 м и более в благоприятных условиях названа дистанция 2 мили.

Колокол и гонг. Технические характеристики колокола и гонга приведены в Приложении III, п. 2. Правило 33 (а) разрешает замену колокола и гонга другими устройствами, имеющими такие же звуковые характеристики, подача сигналов которыми может быть автоматизирована. При этом, однако, должна сохраняться возможность подачи сигналов вручную.

Малые суда. Правило 33 (b) освобождает суда длиной менее 12 м, аналогично Правилу 15 (с) (ix) ППСС-60, применительно к судам длиной менее 40 футов (12,19м), от выполнения требований об оборудовании судов свистком, колоколом и гонгом. Однако не имеющие этих устройств малые суда должны быть снабжены заменяющими их средствами для подачи эффективных звуковых сигналов, таких, например, как туманный горн типа аэрозоль.

Правило 34 - СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

(a) Когда суда находятся на виду друг у друга, то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается или требуется настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим образом: один короткий звук означает «Я изменяю свой курс вправо»;

Два коротких звука означают «Я изменяю свой курс влево»;

Три коротких звука означают «Мои движители работают на задний ход».

(b) Судно может сопровождать звуковые сигналы, предписанные пунктом (а) этого Правила, световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра;

(i) эти световые сигналы должны иметь следующее значение:

Один проблеск означает «Я изменяю свой курс вправо»;

Два проблеска означают «Я изменяю свой курс влево»;

Три проблеска означают «Мои движители работают на задний ход»;

(ii) продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 с, интервал между проблесками - около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с;

(iii) используемый для подачи такого сигнала огонь, если он установлен, должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

(с) Когда суда находятся на виду друг у друга в узком проходе или на фарватере, то:

(i) судно, намеревающееся обогнать в соответствии с Правилом 9 (е); (i) другое судно, должно показать свое намерение следующими Сигналами, подаваемыми свистком: два продолжительных звука и вслед за ними один короткий звук, которые означают «Я намереваюсь обогнать вас по правому борту»;

Два продолжительных звука и вслед за ними два коротких звука, которые означают «Я намереваюсь обогнать вас по левому борту»;

(ii) судно, которое намереваются обогнать, должно, действуя в соответствии с Правилом 9 (е) (i), подтвердить свое согласие следующим сигналом, подаваемым свистком в указанной последовательности:

Один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звуки.,

(d) Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это другое судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков.

(e) Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно подавать один продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом или препятствием, должно отвечать на такой сигнал одним продолжительным звуком.

(i) Если на судне свистки установлены на расстоянии более 100 м друг от друга, то для подачи сигналов, маневроуказания и предупреждения должен использоваться только один свисток.

ТОЛКОВАНИЕ

Сигналы маневроуказания и предупреждения ранее были изложены в Правиле 28 ППСС-60.

Суда на виду друг у друга. Описанные в пунктах (а), (b), (с) и (d) сигналы должны подавать только суда, находящиеся на виду друг у друга, и пункт (е), очевидно, предназначен к применению в условиях хорошей видимости. Сигналы маневроуказания суда не должны подавать, когда действия на уклонение от столкновения предпринимаются в непосредственной близости к судну, обнаруженному на экране радиолркатора, а не визуально. Однако нельзя оправдать судно, которое не подавало эти сигналы потому, что в результате плохого визуального наблюдения своевременно не обнаружило другое судно.

«Lucile Bloomfleld» - «Ronda». «На виду», с моей точки зрения, означает нечто, что можно видеть, если взять на себя труд вести наблюдение, и в этом, разумеется, дело в данном случае. Короче говоря, то обстоятельство, что никто не наблюдал за окружающей обстановкой, не освобождает от обязанности подавать звуковые сигналы» (судья Кармински, 1966 г.).

Сигналы маневроуказания, применяемые парусными судами. Правило 34 (а) относится только к судам с механическим двигателем. Парусные суда не обязаны подавать сигналы маневроуказания, когда,они предпринимают действия для избежания столкновения. Остальные же пункты Правила 34 относятся ко всем судам. В частности, следует отметить, что парусные суда, при наличии сомнений в намерениях или действиях другого судна, должны подавать сигнал, состоящий по меньшей мере из пяти коротких и частых звуков.

Разрешено или требуется. Предписанные Правилом 34 (а) сигналы свистком судно должно подавать при маневрировании, как разрешено или как требуется настоящими Правилами. Подача сигналов об изменениях курса не требуется при использовании руля для нейтрализации действия течения или для удержания от разворота движущегося назад судна. Судно, машины которого работают назад в процессе разворота в реке без движения назад, не обязано подавать сигнал, состоящий из трех коротких свистков.

Даже незначительное изменение курса обычно должно сопровождаться соответствующим звуковым сигналом, если это разрешается или требуется Правилами.

«Varmdo» - «Jeanne М». «О незначительном действии рулем, возможно, даже важнее известить сигналом свистка, поскольку такое действие рулем, несомненно, труднее заметить, чем внезапную и значительную перекладку руля» (судья Лангтон, 1939 г.).

Однако в решении суда по делу «Royalgate» - «Peter» (1967 г.) указано, что не было необходимости в подаче звукового сигнала судном, которое изменило курс на 5° влево, а через 5 мин возвратилось на свой прежний курс, поскольку это по существу и не было изменением курса.

Слово «разрешено» охватывает действия, не относящиеся к особым требованиям Правил, таким, например, как необходимость отступить от Правил для избежания непосредственной опасности, или предосторожность, требуемая обычной морской практикой, в соответствии с Правилом 2.

В подаче звуковых сигналов нет необходимости, если действия предпринимаются относительно судна, находящегося в визуальном контакте на большой дистанции, до появления опасности столкновения; но если Правила применимы, то звуковые сигналы судно должно подавать даже при наличии сомнений в том, что они будут услышаны.

«Haugland» - «Кагатеа». «На вопрос судьи, почему не был подан сигнал, старший помощник капитана судна «Haugland» ответил: «Потому что мне казалось, что судно «Кагатеа» находилось очень далеко от нас; оно не услышало бы наш сигнал». Это было явным нарушением Правила. Если суда находятся на виду друг у друга, то они должны подавать сигналы. Это требование не обусловлено тем, будут ли эти сигналы услышаны другим судном. Легко понять, почему это Правило сформулировано так безапелляционно Было бы очень опасно, если бы вахтенные помощники капитана решали вопрос, подавать или не подавать сигнал, на основании предположений о том, услышит ли его другое судно; он должен подать сигнал, если оно находится на виду» (виконт Финлэй, палата лордов, 1921г.).

«Fretnona» - «Electra». «Мы отлично знаем, что вахтенные помощники капитана в подобных случаях иногда думают, что, подав сигнал свистком, они потревожат капитана или еще когонибудь на судне, а потом окажется, что в подаче сигнала не было необходимости. Мы не можем принять это в качестве оправдания. Правило изложено предельно -ясно. В нем имеется слово «должен» - должен подать сигнал свистком, и это слово «должен» должно быть выполнено; а если вахтенные помощники капитана по какой-либо причине предпочитают пренебрегать выполнением обязанностей, которые на них возлагает это Правило, то они должны будут пенять только на себя, когда будут признаны виновными> (судья Баргрэйв Дин, 1907 г.).

Сигналы о действии, которое не разрешено. Когда судно с механическим двигателем, находясь в визуальной видимости другого судна и в пределах слышимости звуковых сигналов, предпринимает действие, которое не разрешено и не требуется Правилами, оно, несмотря на это, должно подавать сигналы, предписанные Правилом 34 (а).

Работа задним ходом. Сигнал, состоящий из трех коротких звуков, не обязательно означает, что подающее его судно имеет движение назад относительно воды. На остановку движения судна вперед может быть затрачено несколько минут работы машины назад. Выражение «мои движители работают на задний ход» принято вместо «мои машины работают на задний ход», примененного в предыдущих Правилах, поскольку некоторые суда теперь не должны реверсировать машины для работы движителей на задний ход.

Визуальный сигнал. Визуальный сигнал маневроуказания в соответствии с Правилом 28 ППСС-60 был также необязательным, а световой сигнал должен был быть соединен с механизмом подачи звуковых сигналов и действовать одновременно с ним, В синхронности теперь нет необходимости, а визуальный сигнал теперь может повторяться с интервалами не менее 10 с, причем выполнение маневра продолжается без повторения сигнала свистком.

В Приложении I, п. 12 указано, что огонь маневроуказания должен быть установлен там, где это практически возможно, на высоте не менее 2 м по вертикали выше переднего топового огня. Это должно обеспечить его хорошую видимость.

Уровень шума на некоторых судах, в частности на дизельных, часто очень высок, что ухудшает слышимость звуковых сигналов. Визуальный сигнал, особенно когда он повторяется в ходе выполнения маневра, дает важную дополнительную информацию о действиях, предпринятых для избежания столкновения. Поскольку этот сигнал не является обязательным, нет необходимости его использовать в условиях, при которых он может привести в замешательство другие суда, но он иногда может оказать неоценимую услугу. Будем надеяться, что многие суда будут снабжены этим новым огнем маневроуказания.

Сигналы обгона в узком проходе. Пункт (с) указывает сигналы, которыми надлежит пользоваться судам, действующим в соответствии с Правилом 9 (е) (см. также с. 94-95). Правилами не предусмотрен сигнал, означающий, что обгоняемое судно не считает обгон безопасным, но Правило 9 (е) указывает, что при наличии сомнений такое судно может подать сигнал, состоящий по меньшей мере из пяти коротких звуков, предписанный Правилом 34 (d). Этот сигнал может быть использован в качестве подтверждения того, что сигналы судна, намеревающегося произвести обгон, были услышаны, а также в качестве выражения сомнения в благоразумности попытки произвести обгон в этой части канала. После этого обгоняющее судно, прежде чем предпринять обгон, должно повторить свои сигналы и получить сигнал о согласии. При этом полезно установить радиотелефонную связь.

Сигнал предупреждения. От уступающего дорогу судна Правилом 16 требуются заблаговременные и решительные действия с тем, чтобы держаться в стороне, а Правилом 8, - чтобы действия для избежания столкновения были уверенными и своевременными. Если уступающее дорогу судно не предпринимает уверенные и заблаговременные действия, то судно, сохраняющее курс и скорость, должно подать свистком по меньшей мере пять коротких и частых звуков. Этот сигнал «предупреждения» раньше был не обязательным. Следует подчеркнуть, что этот сигнал должен состоять по меньшей мере из пяти коротких звуков; при отсутствии быстрой реакции на сигнал следует продолжать движение или повторить сигнал в надежде привлечь внимание.

Теперь Правило обращает особое внимание на использование светового сигнала, состоящего, по меньшей мере, из пяти коротких и частых проблесков, дополняющего сигнал свистком. Этот сигнал можно подавать сигнальной лампой, и он нашел широкое применение. Использование светового сигнала может быть более эффективным, чем использование свистка, особенно ночью.

Предписанный Правилом 34 (d) сигнал теперь должен применяться любым судном, которое сомневается в намерениях или действиях другого-судна. На его использование в узких проходах особо обращается внимание в Правиле 9 (d) и (с). ППСС-60 разрешали пользоваться этим сигналом только судну, сохраняющему курс и скорость.

Правило 35 - ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные этим Правилом, должны подаваться следующим образом:

(a) Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды, -должно подавать через промежутки не более 2 мин один продолжительный звук.

(b) Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 с.

(c) Судно, лишенное возможности управляться или ограниченное в возможности маневрировать, судно, стесненное своей осадкой, парусное судно, судно/ занятое ловом рыбы, и судно, буксирующее или толкающее другое судно, должны вместо сигналов, предписанных пунктами (а) или (b) этого Правила, подавать через промежутки не более 2 мин три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких.

(d) Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них, если на нем находится команда, должно через промежутки не более 2 мин подавать четыре последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна.

(e) Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и подавать сигналы, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила.

(f) Судно на якоре должно через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол в течение приблизительно 5 с. На судне длиной 100 м или более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части -- учащенный сигнал гонгом в течение приблизительно 5 с. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно - один короткий, один продолжительный и один короткий.

(g) Судно на мели должно подавать сигнал колоколом и, если требуется, гонгом, как это предписано пунктом (f) этого Правила, и дополнительно подавать три отдельных отчетливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком.

(h) Судно длиной менее 12 м не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 мин.

(i) Лоцманское судно, когда оно находится при исполнении своих лоцманских обязанностей, в дополнение к сигналам, предписанным пунктами (а), (b) или (f) этого Правила, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырех коротких звуков.

ТОЛКОВАНИЕ

Звуковые сигналы, которые суда должны подавать в условиях ограниченной видимости, предписаны Правилом 15 (с) Правил 1960 г.

В районе ограниченной видимости или вблизи такого района. Туманные сигналы теперь надлежит подавать также при плавании вблизи района ограниченной видимости, особенно при приближении к такому району. Устанавливающее порядок действий судов в тумане Правило 19 относится к судам, находящимся в районе ограниченной видимости, а также к судам, находящимся вблизи такого района (см. с. 163).

Плотность тумана, при которой необходимо начинать подачу туманных сигналов, не установлена. Разумеется, что нет смысла подавать звуковые сигналы, когда дальность визуальной видимости превышает дальность слышимости устройств, применяющихся для подачи звуковых сигналов. Однако было бы разумно принять верхний предел визуальной видимости больше, чем дистанции слышимости звуковых сигналов, указанные в Приложении III, поскольку звукосигнальные устройства могут быть услышаны и на большей, чем заданные, дистанции, а, кроме этого, трудно точно определить дальность визуальной видимости.

Интервалы между подаваемыми свистком сигналами. Все туманные сигналы свистком должны подаваться с интервалами не более 2 мин. Подача некоторых сигналов свистком раньше требовалась с интервалами не более 1 мин, но на Конференции 1972 г. было принято решение установить стандартный максимальный интервал 2 мин для всех подаваемых свистком сигналов, так как очень частая подача сигналов свистком может привести к временной глухоте. Подача же сигналов колоколом и гонгом должна производиться по-прежнему, т. е. с интервалами не более 1 мин.

Правило устанавливает максимальное значение интервала между сигналами. Когда известно, что другое судно находится близко, сигналы свистком должны подаваться с интервалами меньше, чем 2 мин. Учащенная подача сигналов обычно увеличивает возможность других судов, которые могут оказаться без радиолокатора, определить приближенный пеленг.

Два продолжительных звука. Состоящий из двух продолжительных звуков сигнал не должен подаваться до тех пор, пока не будет установлено, что судно прекратило движение относительно воды.

«Lifland» - «Rosa Luxembourg». «Я придаю большое значение правильной оценке этой отличительной особенности и своевременному ее обнаружению; при этом мы не слушали бы таких объяснений: «Если судно и не совсем было остановлено, оно было почти остановлено, и Вы не должны быть очень строги по отношению ко мне, поскольку очень трудно точно определить момент остановки судна». Нельзя подавать этот сигнал до тех пор, пока судно не остановилось, и до его подачи Вы должны быть совершенно уверены в том, что оно не имеет движения относительно воды» (судья Лангтон, 1934г.).

Парусные суда. Парусные суда теперь обязаны подавать звуковые сигналы, предписанные Правилом 35 (с), для судов, ограниченных в возможности маневрировать. Конференция приняла решение не сохранять сигналы, указывающие положение идущего судна относительно направления ветра, поскольку эта информация не представляет большой ценности для других судов, и потому, что ранее предписанные этим судам сигналы, состоящие из одного, двух и трех свистков, могут быть ошибочно приняты за сигналы маневроуказания.

Сигнал, предписанный Правилом 35 (с), должно подавать только судно с поднятыми парусами и на ходу. Стоящие на якорях яхты и парусные суда должны подавать сигналы, предписанные Правилом 35 (f).

Судно, занятое буксировкой. Звуковые сигналы, предписанные Правилом 35 (с), должны подаваться почти всеми категориями судов, которым Правилом 18 предоставлены некоторые привилегии, т. е. их должны подавать не только буксирующие суда, занятые сложными буксировочными операциями. Судно, занятое буксировкой, должно подавать сигнал, состоящий из продолжительного и двух коротких звуков. Буксируемое судно, если на нем есть команда, обязано подавать особый звуковой сигнал, предписанный Правилом 35 (d). Однако это следует рассматривать как предосторожность, требуемую Правилом 2 (а), т. е. чтобы были приняты меры по обеспечению подачи такого сигнала, особенно при большой длине буксира, поскольку буксирующее судно не может быть опознано как таковое по его туманному сигналу.

Буксирное судно, ошвартованное к судну, но не буксирующее, не должно подавать туманные сигналы, подача которых предписана буксирующему судну. В решении суда по такому случаю, между прочим, было указано, что судно, связанное с буксирным судном, должно было подавать сигналы, предписанные судну на ходу, которые не должны были сопровождаться какими-либо сигналами буксирного судна.

Судно, толкающее другое судно. Судно, толкающее другое судно, теперь должно подавать те же сигналы, которые подает буксирующее судно.

В предыдущих Правилах такие суда не упоминались и считалось, что они должны подавать сигналы, предписанные обычным судам с механическим двигателем. Правило 35 (е) предписывает судам, жестко соединенным в сочлененное судно, подавать сигналы, предписанные судам с механическим двигателем.

Судно на якоре. На судне длиной 100 м или более, стоящем на якоре, в кормовой части должен подаваться учащенный сигнал гонгом вслед за сигналом, поданным колоколом. В предыдущих Правилах не указывалась последовательность подачи этих сигналов.

В Приложении III не приводятся типичные дальности слышимости колокола и гонга, которые, .вероятно, относительно невелики. Судну, стоящему на якоре в стесненных водах, ив случае, когда приближение другого судна представляется чрезмерным, Правилом 35 (f) разрешается подача более сильных сигналов свистком.

Судно, занятое ловом рыбы на якоре. В соответствии с Правилом 15 (с) (viii) ППСС-60 судно, занятое ловом рыбы, на ходу или на якоре должно подавать сигнал, состоящий из одного продолжительного и двух коротких звуков. Правило 35 (с) МППСС-72 изложено не так подробно, в нем просто говорится о судне, занятом ловом рыбы, но при этом все осталось без изменений. Судно, занятое ловом рыбы, на якоре должно подавать свистком сигнал, предписанный Правилом 35 (с), а рыболовное судно на якоре, которое не занято ловом рыбы, должно подавать сигналы, предписанные Правилом 35 (f).

Особые операции на якоре. Правило 27 (Ь) обязывает некоторые стоящие на якоре суда, классифицированные как «ограниченные в возможности маневрировать», выставлять три круговых огня, из которых верхний и нижний - красные, а средний - белый. Это относится к судам, занятым прокладкой или подъемом подводного кабеля или подводными операциями. Туманный сигнал, который должно подавать такое судно, стоя на якоре, определен не очень ясно, но оно, вероятно, вправе подавать сигнал свистком, предписанный Правилом 35 (с), для предупреждения других судов.

Судно на мели. Звуковые сигналы судна на мели остаются такими же, как предписанные Правилом 15 (с) (vii) ППСС-60. Судно на мели длиной 100 м или более должно подавать сигналы гонгом сразу же после подачи второй серии из трех ударов в колокол.

Новым положением является то, что судну на мели разрешена подача соответствующего сигнала свистком. Характер этого сигнала не указан, поскольку Конференцией не было принято решение о том, какой сигнал сможет быть приемлемым для любых условий. Сигнал «U» (два коротких и один долгий звук), означающий «ваш курс ведет к опасности», принято считать подходящим для предупреждения об этом других судов.

Лоцманские суда. Каждое лоцманское судно, включая парусное лоцманское, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырех коротких звуков. Эта возможность ранее использовалась только лоцманскими судами с механическим двигателем. Некоторым судам, занятым обеспечением судов лоцманами, местными властями разрешено подавать другие опознавательные сигналы. Суда, подающие опознавательные сигналы, должны продолжать подачу туманных сигналов с установленными интервалами.

Правило 36 - СИГНАЛЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные этими Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

ТОЛКОВАНИЕ

Это Правило аналогично Правилу 12 ППСС-60, но в нем. особо не упоминается применение световых вспышек в качестве сигнала для привлечения внимания другого судна. Для привлечения внимания приближающегося судна разрешается применять любые сигналы, включая световые вспышки, которые не могут быть по ошибке приняты за сигналы, предписанные другими разделами Правил. Для освещения своих парусов парусное судно может пользоваться электрическим фонарем или прожектором. Применение луча прожектора для указания направления на опасность было ранее предписано Правилом 9 (g) ППСС-60 судам, занятым ловом рыбы, а теперь луч прожектора может применяться для этой цели и другими судами.

Промысловые огни, применение которых на судах, занятых ловом рыбы, было разрешено Правилом 9 (g) ППСС-60, в новых Правилах не упоминаются. Их упоминание не было сочтено необходимым, поскольку все суда могут пользоваться огнями палубного освещения и другими огнями при условии, что они не будут ослаблять видимость или отличительные характеристики огней, требуемых в соответствии с Правилом 20 (b) МППСС-72.

Огни или звуковые сигналы, которые могут быть приняты за сигналы, предписанные другими разделами Правил, не должны применяться для привлечения внимания другого судна. В частности, сигналы, которые могут быть спутаны с сигналами, предписанными Правилом 37, не должны применяться, если судно не терпит бедствие. Очень продолжительный сигнал судовым свистком, например, будет принят за «непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов» [Приложение IV, п. 1, (b)].

Правило 37 - СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, предписанные Приложением IV к настоящим Правилам.

ТОЛКОВАНИЕ

Перечень сигналов бедствия ранее был приведен в Правиле 31 ППСС-60. На Конференции 1972 г. некоторые страны предлагали исключить сигналы бедствия из Правил, поскольку они не имеют ничего общего с предупреждением столкновений судов в море. Однако большинство стран - участниц Конференции было за сохранение сигналов бедствия в рамках Правил для придания им самого широкого распространения. Было принято компромиссное решение - включить краткое Правило 37, которое обязывает судно, терпящее бедствие, применять сигналы бедствия и ссылается на их перечень, приведенный в Приложении IV.

Теперь особо подчеркнута обязанность судов, терпящих бедствие и нуждающихся в помощи, использовать один или несколько из этих сигналов.

§ 69. Звуковая сигнализация.

Средствами звуковой сигнализации на самоходных судах являются паровые, воздушные, электрические гудки и свистки, а также ручные и механические сирены и колокол. Звуковые сигналы должны быть хорошо слышны на расстоянии 1,5-2 км.

Электрические звуковые сигналы автомобильного типа слышны на расстоянии 1,8 км, колокола 1 км, электрические и паровые воздушные сирены, паровые гудки (свистки), воздушные Телефоны на расстоянии 2 км.

Звуки и свистки разделяются на короткие и продолжительные. Продолжительный звук или свисток должен непрерывно длиться от четырех до шести секунд, а короткий одну секунду.

Каждый звуковой сигнал состоит из одного или сочетания определенных звуков (свистков) согласно табл. 8.

Таблица 8

Звуковые сигналы, подаваемые с самоходных судов.

(Тире - продолжительный звук; точка - короткий звук)

№ п/п

Характеристика звуков (свистков) сигнала

Значение сигнала

-

1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта

2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами

3. Подается с плотоводов отмашкой на расхождение левыми бортами

4. При подходе к пристани

5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду

6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой

7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или воложке на траверзе знака «Сигнал»

8. При подходе к шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам

--

1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при плохой видимости подается через каждые 3 мин. 2. Перед подачей отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним ходом 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается через каждые 2 - 3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход», подается для предупреждения других судов

---

При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подается через каждые 2 мин.

----

Требование от другого судна уменьшить ход

..

Подается при встрече перед отмашкой правого борта и сообщает о перемене стороны расхождения

...

«Человек за бортом»

....

«Делаю оборот, становлюсь на якорь»

.....

1. «Предупреждение», подается для предупреждения другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило движение 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну 3. «Проход невозможен», подается для с дноуглубительного или дноочистительного снаряда или стоящего на фарватере аварийного судна или судна, стоящего на мели

-.

«Требую увеличить хода

-.-

1. «Прошу подать шлюпку (лодку)» 2. При обращении к другому судну с просьбой подойти к борту

..-

1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при обгоне перед отмашкой 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о том, что скорость хода уменьшена

.-.

«Прошу выйти на радиосвязь»

-...-

1. «Обращаю внимание» 2. При подходе к канатным переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши

-...

При отходе от пристани, причала

Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением звука (заунывные гудки] или на несамоходных судах частые удары и колокол

Судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие зрительные сигналы: на мачте судна днем производят чередующиеся приспускание и поднятие флага, ночью мигание клотиковым огнем или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый огонь, а также выстрелы ракетами или сжигание фальшвеера с красными звездами, через каждые 2 мин. радиосигнал ( ...---... )

Примечания: 1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость, в темное время суток судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его вертикально вверх (в некоторых бассейнах).

2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал «Требую оказать мне помощь» - три коротких и один продолжительный свистка. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели, или буксировщика, суда которого стоят на мели.

3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными Правилами плавания для определенных пунктов.

§ 70. Движение судов.

Судоводитель при управлении судном обязан соблюдать условия и правила, необходимые для обеспечения безопасности плавания судов и перевозимых на них людей, груза и имущества. Судно во время движения не должно создавать препятствий для движения других судов и наносить ущерб судоходным путям, предохранительным знакам, пристаням, мостам и прочим сооружениям, встречающимся в пути следования. Судоводители обязаны выполнять все требования представителей контрольных органов, связанные с безопасностью плавания, и правильно вести вверенные им суда.

Движущимся гребным и моторным лодкам, спортивным яхтам, шлюпкам и катерам категорически запрещается пересекать курс паротеплоходам, подходить к ним и производить повороты перед ними, а также мешать движению паротеплоходов. Катание на моторных и гребных лодках вблизи паротеплоходов, находящихся в движении, запрещается. Все маломерные суда должны держаться как можно дальше от паротеплоходов и обязаны освобождать им фарватер.

Судоводители всех типов судов при прохождении на близком расстоянии от пристаней, дноуглубительных и дноочистительных снарядов, водолазных ботов, мимо скопления судов на рейдах или мест погрузки и разгрузки судов, мимо лесных гаваней, запаней, причалов, переправ и в местах с ограниченным судовым ходом обязаны заблаговременно убавлять скорость хода и проходить мимо малым ходом, соблюдая все необходимые меры предосторожности.

При выходе судов из дополнительных трасс, в частности, из притоков в основную реку или на основной фарватер , трассу, они должны уступать фарватер судам, идущим по основной трассе (фарватеру, реке). Суда, проходящие по основной реке мимо устьев, притока и затонов, должны держаться к противоположной кромке судового хода.

При отходе от причала, берега, другого судна, во время выполнения маневров и при движении судно не должно пересекать путь другим судам, чтобы не мешать их следованию, а повороты во избежание столкновения должны производиться за кормой встречных и обгоняемых судов.

Во время движения отдельных судов по одному направлению между ними должен сохраняться интервал не менее 500 м при движении сверху и 300 м при движении снизу.

При прохождении шлюзов маломерными судами рекомендуется иметь минимальный запас воды под днищем 10 см и по ширине с каждого борта не менее 20 см. При плавании маломерных моторных судов по рекам запас воды под днищем их должен быть не менее 10 см, на каналах 15 см.

2. Движение судов при плохой видимости.

В сильный туман, снегопад и изморозь, когда видимость совершенно отсутствует или ухудшается настолько, что не видно очертания берегов, плавание судам запрещается. Во избежание столкновений суда обязаны становиться на якорь или ошвартоваться к 6 epe гу. Во время стоянки водители самоходных судов должны через каждые 3 мин. подавать по два продолжительных свистка, а водители несамоходных судов и плотов звонить в колокол, ударять в металлическую доску, трубить в рожок. Если во время тумана, снегопада, мглы, изморози все же можно ориентироваться по отдельным предметам или видны очертания берегов, то самоходным судам разрешается плавание на малых скоростях в обоих направлениях при условии, что через каждые 3 мин. с судна будут давать три продолжительных свистка для предупреждения других движущихся и стоящих судов о своем приближении и движении.

При движении судна в тумане работа двигателя и особенно шума подвесного или стационарного мотора не дает возможности своевременно определить местонахождение встречного судна, откуда и куда оно движется.

Во время тумана звуковые сигналы подаются также и с паромов, переправ (во время их движения), с наплавных мостов. В тумане и при плохих гидрометеорологических условиях, когда видимость отсутствует и ориентировка невозможна, движение судов разрешается только в тех случаях, когда на них установлен радиолокатор.

3. Расхождение судов при встрече и обгоне


Рис. 169. Обмен сигналами при встрече судов

Ниже излагаются соответствующие пункты «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР», введенных в действие в 1963 году. В других союзных республиках может существовать иной порядок расхождения судов при встрече и обгоне.

При встречном движении суда и составы должны расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) сто роны фарватера. Суда обязаны принять все меры к безопасному расхождению.

Снизу идущее судно во всех случаях на расстоянии видимости сверху идущего судна (ночью его отличительных огней)" должно принять меры к безопасному пропуску сверху идущего судна, а когда по условиям пути расхождения судов представляет затруднение, судно, идущее снизу, обязано регулировать свой ход таким образом, чтобы встреча и расхождение с идущим сверху судном произошли в удобном месте.

Идущее снизу судно первым за 1,5 км (рис. 169) от встречного судна подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку * с левого борта. Идущее сверху судно обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

При невозможности расхождения левыми бортами в силу местных условий пути снизу идущее судно обязано заблаговременно уклониться в левую по ходу сторону и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска сверху идущего судна с правого борта, после этого на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.


Рис. 170. Обмен сигналами при обгоне судов

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы и указывают отмашкой встречным судам и составам сторону безопасного расхождения. При пропуске встречного судна или состава с левого борта плотовод подает один продолжительный свисток и при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно подать такой же ответный звуковой сигнал и отмашку с того же борта и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно пройти одно мимо другого на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, то они обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать идти своим курсом без обмена сигналами.

Если снизу навстречу идущему судну следуют одно за другим несколько судов или составов, сигналы на расхождение подаются каждому из них.

Интервал между бортами во время расхождения при встрече и обгоне судов и составов должен быть по возможности наибольшим.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно (рис. 170), не ближе чем за 500 м при следовании сверху и за 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последних судов состава обязано запросить у обгоняемого судна, с какой стороны можно произвести обгон путем подачи двух коротких и одного продолжительного звукового сигнала. Получив запрос на обгон, обгоняемое судно должно незамедлительно подать два коротких и один продолжительный звуковых сигнала и отмашку с того борта, с которого оно намерено пропустить обгоняющее судно, одновременно с этим оно обязано уменьшить ход, уклониться в сторону, противоположную поданной отмашке, и пропустить обгоняющее судно. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

В случае невозможности пропуска обгоняемое судно подает сигнал «Предупреждение», по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения на обгон.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся левыми бортами, а при обгонах обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно должно уменьшить ход и до окончания обгона следовать на водоизмещающемся режиме. С другими судами расхождение и обгон производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях. При своем движении эти суда не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший возможный интервал между бортами.

Отмашка, подаваемая судном на подводных крыльях, должна безоговорочно приниматься и подтверждаться другими судами, а судоводители последних обязаны твердо удерживать свои суда на курсе, не допуская их отклонений и рыскливости до тех пор, пока не произойдет расхождение или обгон. Обмен звуковыми и зрительными сигналами суда на подводных крыльях осуществляют не менее чем за 2 км, при обгоне - не менее чем за 1км.

Порядок движения судов на подводных крыльях на рейдах с большой густотой движения объявляется в местных правилах плавания.

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам и участкам пути, где расхождение невозможно, снизу идущее судно обязано остановиться в безопасном месте и пропустить сверху идущее судно.

1) Обгон и расхождение судов на реках и каналах с одновременным нахождением на траверзе трех судов. Ответственность за разрешение одновременного обгона при расхождении судов несет вахтенный начальник обгоняемого судна, который обязан принять все меры, чтобы исключить одновременный обгон и расхождение.

2) Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, а также в пролетах мостов и подходных каналах при подходе к шлюзам.

4. Проход мимо работающих дноуглубительных и дноочистительных снарядов.

В период навигации на внутренних водных путях, на отдельных судоходных участках с целью создания благоприятных условий для безопасного прохождения судов производятся дноуглубительные и дноочистительные работы: углубление и расширение отдельных перекатов, очистка дна.

При подходе к указанным снарядам каждый судоводитель обязан соблюдать меры предосторожности и подать один продолжительный свисток при движении сверху на расстоянии 1 км, а при движении снизу - на расстоянии 500 м. Если проход мимо стоящего дноуглубительного и дноочистительного снаряда свободен, то с него дается продолжительный свисток и производится отмашка: днем белым флагом, а ночью миганием двух бортовых огней на высоте тента: красными на правом борту и белыми на левом, указывающими, по какой стороне суда могут пройти мимо работающего снаряда, на что судно должно дать ответную отмашку. Проходить мимо снаряда следует малым ходом.

Если же проход мимо стоящего на судовом ходу дноуглубительного или дноочистительного снаряда несвободен или там работает взрывная партия, со снаряда подается звуковой сигнал «Предупреждение» или частые удары в колокол или металлическую доску. При получении такого сигнала судно должно остановиться и дальнейшее его движение разрешается лишь после того, как со снаряда будет дано разрешение на переход в виде продолжительного свистка и отмашки с соответствующей стороны.

5. Подход к пристани и причалу.

При подходе к пристани пассажирские паротеплоходы дают один продолжительный свисток. После звукового сигнала с самоходного судна работники причала днем ответно сигнализируют белым флагом, а ночью - горизонтальным движением белого огня. При одновременном подходе к пристани судов сверху и снизу право подойти первым предоставляется судну, идущему сверху вниз по течению (если оно подходит к пристани по ходу). Судно, идущее сверху, при подходе к пристани обязано дать звуковой синал и отмашку встречному самоходному судну, которое приближается к пристани снизу. После обмена соответствующими сигналами о расхождении снизу идущее судно должно замедлить ход и дать возможность судну, идущему сверху, ошвартоваться у пристани, причала.

§ 71. Предупреждение и ликвидация аварий.

Перед тем как выйти в плавание водитель судна должен проверить, не водотечны ли корпус и воздушные ящики, исправность рулевого управления, якорного устройства, водоотливных средств, световых и звуковых сигналов, обеспечение спасательными, противопожарными, водоотливными средствами, швартовными концами, необходимым запасом аварийного материала, топлива, смазки. Водитель обязан содержать судно в технически исправном состоянии, наблюдать за правильным размещением грузов и людей на судне. Нельзя перегружать судно сверх установленных норм.

В пути следования судно обязательно должно нести положенные световые сигналы в темное время суток и зажигать их с заходом солнца, в нужный момент применять установленные звуковые и зрительные сигналы. На обязанности водителя лежит умелое маневрирование судном в любых условиях и осуществление правильного вождения его как по искусственным, так и по естественным водным путям.

Каждый водитель, имеющий право на самостоятельное управление моторной яхтой, катером или моторной лодкой, должен быть физически здоровым, обладать хорошим зрением и слухом, иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку.

Водители маломерных судов должны хорошо знать правила плавания по внутренним судоходным путям и местные правила плавания по бассейну, хорошо разбираться в речной и специальной лоциях, знать основы судовождения и, безусловно, в совершенстве знать устройство двигателя (мотора), правила его эксплуатации и ухода за ним. После сдачи зачетов судоводитель-любитель получает соответствующее свидетельство, дающее право управлять судном и механизмами. Судоводитель, как и все остальные члены экипажа, должен быть дисциплинированным, не допускать никаких отклонений в деле управления судном и механизмом, предъявлять высокую требовательность к себе и другим.

В случае аварии судоводитель обязан немедленно сделать все для быстрейшей ее ликвидации, причем главное внимание должно быть обращено на спасание людей, судна, имущества и документов.

Если судну грозит опасность затопления, судоводитель этого судна должен принять все меры к тому, чтобы освободить фарватер и отвести аварийное судно к одному из берегов или на мелкое место в стороне от судового хода.

Все суда, находящиеся поблизости от судна, требующего помощи, должны немедленно оказать ее всеми имеющимися у них средствами, не подвергая опасности себя, находящихся на них людей и грузы.

Если судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасанию пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Сам капитан оставляет судно последним.

При несчастном случае на воде, когда жизнь людей в опасности, все находящиеся вблизи суда должны немедленно принять участие в оказании помощи.

Во всех случаях, не предусмотренных правилами плавания по внутренним судоходным путям, судоводитель обязан принимать все меры, диктуемые практикой судовождения или особыми обстоятельствами, обеспечивающими безаварийное плавание, имея в виду, что правила плавания не освобождают его от ответственности за все случившееся.

После проведения первоочередных мероприятий нужно составить акт о происшедшей аварии; правильность акта свидетельствуется подписями лиц, в ведении которых находились суда, плоты и имущество.

Перед подписанием акта должны быть тщательно проверены все обстоятельства, при которых произошла авария. Акт составляется по форме, указанной в «Правилах плавания по внутренним судоходным путям».

Все суда, проходящие мимо аварийных судов, обязаны оказывать им помощь. Контрольные органы могут привлекать для ликвидации аварий и при стихийных обстоятельствах любые проходящие мимо суда, их команды и береговых работников.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча