11.02.2019

Научно-исследовательская работа на тему «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан. Описание хода работы. Основные объекты пожарно-технического контроля


VII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Секция - Начальная школа

Название работы

« Мой дом – моя безопасность».

Исследовательская работа

Соломахина Екатерина

ученица 4 «В» класса

МБОУ Заводская СОШ

Научный руководитель –

Лихобабина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ Заводская СОШ

Содержание.

    Введение. 3-4

    Пожар. Виды пожаров. 5- 9

    1. Классификация материалов по их возгораемости. 5-6

2.2. Причины возникновения бытовых пожаров. 6- 8

3. Мои исследования и результаты. 9- 11

3.1. Мониторинг статистических данных. 9

3.2. Анкетирование учащихся №1. 10

3.3 Профилактические мероприятия. 10-11

3.4 Анкетирование учащихся №2. 11

4. Заключение. Выводы. 12-13

5. Использованные источники. 13

6. Приложение. 14-19

1.Введение.

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. Пожары на Руси всегда были одним из самых тяжелых народных бедствий. Сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежегодно их происходит около 300 тысяч. Пожарами наносится значительный материальный ущерб, который часто становится катастрофическим. Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Но ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.

Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.

Цель работы : исследовать причины возникновения пожаров в жилых помещениях.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с понятием пожар, классификацией материалов по их возгораемости, причинами возникновения бытовых пожаров.

2.Познакомиться со статистикой бытовых пожаров за последние три года в Калачеевском муниципальном районе. 3

3.Провести анкетирование среди одноклассников с целью выяснить уровень знаний о мерах противопожарной безопасности в быту.

4. Провести комплекс профилактических мероприятий по противопожарной безопасности.

5. Сделать выводы на основе полученных данных.

6. Создать презентацию и памятку с результатами своего труда.

Объект исследования: пожарная безопасность.

Предмет исследования: пожарная безопасность в быту.

Гипотеза: пожары возникают в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.

Возможно, представив памятку правил по пожарной безопасности ученикам школы, мы поможем избежать беды.

Методы исследования:

    Библиографический – работа с литературой, интернет сайтами.

    Анкетирование с целью выявления уровня знаний учащихся класса по пожарной безопасности в быту.

    Экспериментальный – для определения эффективных способов тушения огня.

    Аналитический – анализ полученных результатов.

    Графический – построение диаграмм и графиков.

    Обработка фотоматериалов . 4

Точка исследования: МБОУ Заводская СОШ, 4 «В» класс.

2. Пожар. Виды пожаров.

2.1.. Классификация материалов по их возгораемости.

Пожар - неуправляемое горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе. Пожар - это горение веществ, характеризующееся существенными размерами распространения, высокими температурами и продолжительностью, представляющее опасность для людей.

Пожары подразделяются на наружные ( открытые ) , при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние ( закрытые ) , характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

Для пожара необходимы 3 фактора:

1. Горючее вещество.

2. Окислитель (кислород).

3. Источник возгорания.

Легковоспламеняющаяся жидкость - это жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61°С. Особо опасная - жидкость с температурой вспышки не свыше 28°С (например: ацетон; различные марки бензинов; диэтиловый эфир; и т. п.). Характерной особенностью особо 5 опасной является высокое давление насыщенного пара при обычной температуре хранения. При нарушении герметичности сосуда пары этой жидкости способны распространяться и воспламеняться на значительном 5 расстоянии от сосуда. Эти особенности обусловливают дополнительные требования к хранению, транспортированию и применению особо опасных. При комнатной температуре эта жидкость воспламеняется только при прямом воздействии на неё источника зажигания . Типичными представителями являются: уайт-спирит; керосин; скипидар.

Горючая жидкость - это жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источников зажигания и имеющая температуру вспышки выше 61°С.

Горючие газы :

Для газоснабжения жилых зданий, коммунальных и промышленных предприятий используют природные, искусственные и смешанные газы. Базой для широкого развития газовой промышленности являются значительные запасы природного газа. По запасам природного газа наша страна занимает первое место в мире.

Газообразное топливо представляет собой смесь горючих и негорючих газов, содержащую некоторое количество примесей. К горючим газам относятся углеводороды, водород и окись углеводов.

2.2.Причины возникновения бытовых пожаров.

Основные причины возникновения бытовых пожаров:

1. От печного отопления.

Происходит это чаще всего при нарушении следующих условий:
- использование металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности стандартов и технических условий;
- невыполнение инструкций при использовании металлических печей. использование печей, имеющие трещины, неисправные дверцы, с недостаточной разделкой и отступкой от горючих конструкций;
- применение для розжига печи на твердом топливе бензин и другие 6 легковоспламеняющиеся жидкости;
- перекал печи;
- близкое расположение горючих материалов от печи и сушка белья на них;
- оставленная топящаяся печь без присмотра или поручен надзор за ним малолетнему ребенку.
2. Неосторожное обращение с огнем .

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.
3. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности.

4.Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое 7

7возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

5. Пожары от бытовых газовых приборов .

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный газ способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем.

6. Шалость детей с огнем .

Приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или дома, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический прибор или даже устроить костер.

Большую опасность представляют и изготовленные подростками различные игрушки: самопалы, ракеты. Они опасны не только тем, что могут стать причиной пожара. Нередко они взрываются в руках своих "конструкторов", в результате - тяжелые ожоги, увечья, травмы.

Особо следует сказать о малолетних курильщиках - по их вине часто возникают пожары, так как, таясь от взрослых, они выбирают для курения самые укромные уголки: чердаки, сараи, подвалы, сеновалы. Забывчивость детей при обращении с электробытовыми приборами и неумение 8

обращаться с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями также приводит к трагическим последствиям.

Особенно много происшествий приходится на дни школьных каникул, когда дети почти целый день предоставлены сами себе.

3. Мои исследования и результаты.

3.1. Мониторинг статистических данных.

Я хотела бы остановиться на последнем пункте. Чаще всего дети мало знают о правилах поведения при пожаре, кроме номера пожарной службы.

Заинтересовавшись этой темой, я решила провести свои исследования.

В первую очередь, обратившись в пожарную часть Калачеевского района, провела мониторинг статистики пожаров жилых помещений на территории Калачеевского района за последние три года.

Статистика пожаров в Калачеевском районе за последние три года.

Количество

пожаров в районе

46

3

48

4

11

1

Проанализировав эти данные, я ещё раз убедилась, что количество пожаров с каждым годом возрастает, причины которых самые разные, в том числе и шалость детей.

3.2. Анкетирование учащихся и его результаты . 9

Мне стало интересно узнать, знакомы ли мои друзья с причинами возникновения пожаров в жилых помещениях и что надо делать в случае возникновения пожара. Поэтому, следующим этапом моего исследования было анкетирование своих одноклассников. Я составила анкету, состоящую только из двух вопросов и попросила детей письменно ответить на них. (Приложение 1).

Вот какие результаты я получила.

Результаты анкетирования № 1 учащихся 4 «В» класса.

13

7

Ваши действия при возникновения пожара в вашем доме.

12

8

Рассмотрев количество правильных ответов и кратких, неразвёрнутых ответов, я пришла к выводу, что мои одноклассники мало знакомы с правилами противопожарной безопасности.

Обратившись к учителю с этой проблемой, мы решили организовать целый комплекс профилактических мероприятий по противопожарной безопасности.

3.3. Профилактические мероприятия .

13

Тема НИР: «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования Республики Казахстан»

Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»- это 10-летняя Казахстана, реалистичный и тщательно выверенный перспективный план по дальнейшему повышению благосостояния всего народа, каждой семьи, каждого человека. В числе приоритетов форсированной - нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора; металлургия и производство готовых металлических продуктов; , энергетика и транспорт. Их – источники повышенных индустриальных рисков. Все это ведет к увеличению потенциальных источников возникновения пожаров, а также косвенно несет за собой огромную опасность для жизни и здоровья граждан.

Новые промышленные, транспортные и , бурный индустриально-инновационный рост потребуют от центральных и местных исполнительных органов, а также соответствующих структур МЧС скоординированных с предпринимателями действий по внедрению новых производств и технологических процессов, в том числе обеспечивающих достаточный уровень промышленной и пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды. Необходимо принять меры по повышению ответственности опасных производств, ужесточению технических норм в области промышленной и пожарной безопасности, а также повышению уровня государственного и производственного контроля на взрыво-пожаропасных объектах, а также приступить к развитию и методической базы, регламентирующей безопасную эксплуатацию новых, технологически прорывных производств, выработать к внедрению новые формы и подходы контроля за состоянием промышленной и пожарной безопасности.

3. Разработка пожарам и состоянию пожарной защиты в Республике Казахстан.

4. Разработка и создание республиканской карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

5. Разработка нормативных правовых актов регламентирующих на научной основе создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан.

Обоснование выбора направлений и актуальность исследований

Комплексное решение задач по обеспечению пожарной безопасности в стране должно способствовать сохранению жизни и здоровья граждан, сохранению материальных, культурных и природных ценностей, а также дальнейшей интенсивной индустриализации страны и росту благосостояния народа Казахстана.

На основе изучения системы обеспечения пожарной безопасности Республики Казахстан, отдельных ее блоков и элементов нами обозначены основные проблемы, связанные с ее совершенствованием. Глубокий и детальный анализ, моделирование и прогнозирование работы системы позволит нам принимать своевременные меры по ее оптимизации и эффективности деятельности.

Разработка и создание общегосударственной системы мониторинга и прогнозирования обстановки с пожарами и системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан являются основой построения системы пожарной безопасности Казахстана.

Разработанная нами математическая модель, а на ее основе и программа компьютерного моделирования позволят повысить точность и скорость проводимых расчетов.

Разработка программного продукта позволит повысить точность расчетов при решении задач, а также сократит трудозатраты при их выполнении. Представится возможность моделировать и наблюдать за поведением объекта, находящимся рядом с горящим с помощью графических средств. Это позволит наглядно представлять обстановку при пожаре в разные периоды времени, температурного режима облучаемого объекта и его живучести в условиях воздействия опасных факторов пожара, позволит проводить исследования и прогнозировать обстановку при пожаре на виртуальных, смоделированных пожарах.

Использование данного программного продукта позволит изучить наиболее важные и значимые элементы системы пожарной безопасности в Республике Казахстан.

Новизна и перспективность исследований, отличие от ранее проведенных аналогичных исследований в республике, странах ближнего и дальнего зарубежья

В 80-90 годы прошлого века предпринимались попытки создания системы обеспечения пожарной безопасности народного хозяйства. Эта система взаимодействует со всеми элементами народнохозяйственного комплекса страны и призвана активно участвовать в процессе его устойчивого функционирования, безопасности трудовых процессов среды обитания, непрерывно меняющихся и усложняющихся под воздействием научно-технического прогресса. Основной целью ее создания и функционирования являлась охрана жизни и здоровья людей от опасных факторов пожара и защита национального богатства от уничтожения при пожарах, т. е. предупреждение возникновения и ликвидация в случае возникновения. С распадом СССР данная система до конца внедрена не была. А исследования проводимые в области создания систем обеспечения пожарной безопасности касались отдельных городов и населенных пунктов.

Подобные исследования проводятся в России, странах восточной Европы, США, Кубе. В Казахстане ранее подобные исследования не проводились.

Существующая сегодня система государственного пожарного контроля и противопожарной службы была основана еще в условиях административно-командных . В последние годы Правительство Казахстана по инициативе МЧС неоднократно предпринимало попытки реформирования системы обеспечения пожарной безопасности. Однако все они носили, как правило, организационно-структурный характер. И не смотря на комплекс принимаемых организационно-правовых, технических мер, значительных снижений динамики пожаров в стране происходит.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость коренного изменения организационно-правовых схем обеспечения пожарной безопасности.

Наши исследования предполагают создание общегосударственной системы проектирования пожарной безопасности, где каждый населенный пункт будет являться компонентом единой системы. Применение зарубежных разработок и моделей ограничено в силу того, что Казахстан имеет свою нормативно-правовую базу, социально-экономические, геополитические, климатические и другие особенности.

Перспективность работы заключается в том, что необходимость создания системы научно-технического проектирования пожарной безопасности диктуется необходимостью обеспечения пожарной безопасности населения и объектов народного хозяйства, а на ее основе будет строиться деятельность всей противопожарной службы Казахстана

Ожидаемые результаты:

1. Будет разработана математическая модель для оценки и прогнозирования обстановки с пожарами в Казахстане;

2. Создана база данных по мониторингу, анализу данных по пожарам и дальнейшему прогнозированию обстановки.

3. Создана республиканская карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

4. Будут подготовлены соответствующие нормативные, технические и методические документы и внесены дополнения в нормативные документы регламентирующие создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан

Компьютерные технологии дали возможность осуществлять прогностическое планирование протекания Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара в любых условиях, учитывая множество критериев и факторов. В их число входит динамика нагрева строительных конструкций в результате воздействия пламени, просмотр возможных вариантов развития пожара при использовании систем пожаротушения и дымоудаления .

Без применения расчётных показателей, касающихся скорости распространения огня, времени эвакуации сотрудников или людей из здания, технических характеристик ограждающих систем, временных промежутков от срабатывания пожарной сигнализации , невозможно правильно разработать систему противопожарных мероприятий . Поэтому методические рекомендации, связанные с зонными и интегральными методами расчёта, сейчас активно применяются теоретиками-профессионалами в реальных условиях.

Основные объекты пожарно-технического контроля

На технологически небезопасных объектах, где в рабочем процессе используются взрыво- и горючеопасные, токсические вещества, обязательна разработка прогноза, касающаяся особенностей их распространения в рабочих зонах. В число разрабатываемых положений входят многомерное моделирование размеров зон, в которых концентрация горючих компонентов может достигнуть критической концентрации, что повлечет за собой техногенную катастрофу.

Уточнение параметров тепломассообмена на объектах, функционирование которых осуществляется в условиях, отличающихся усложненными термогазодинамическими характеристиками, также является обязательным на случай возникновения аварийных ситуаций. В их число входят предприятия, где используются диффузоры, сопла, оборудование с сублимирующим покрытием. Для тоннелей и длинных каналов также необходима расчетная программа, которая позволяет затушить Место первоначального возникновения пожара.

">очаг возгорания направленным взрывом.

Направления научно-исследовательских работ

Задачами структурных подразделений НИИ является проведение фундаментальных и прикладных работ, разработка проектно-технологических решений, которые обеспечивали бы пожарную безопасность людей, объектов, оборудования. Ввиду того, что спектр задач достаточно широк, в России сейчас действует несколько центров, которые занимаются решением вопросов по инновационным технологиям, используемых в пожарно-спасательных формированиях, осуществляют разработку мер профилактики пожаров, проводят оценку и разработку моделей робото- и пожарно-спасательной техники.

Научное обеспечение включает в себя разработку и усовершенствование технических средств, включая автомобильную технику, огнетушащие вещества, противопожарные системы и средства, которые используются при чрезвычайных ситуациях, возникших в результате техногенных катастроф и природных бедствий. Задачей учёных в данном случае является минимизация ущерба, который может быть причинён имуществу и физическим лицам при возникновении пожароопасных случаев.

Ввиду постоянного введения новых средств и оборудования в сферу народнохозяйственной деятельности, ученые осуществляют проведение экспертизы пожарной опасности продукции, в число которых входит испытание огнестойкости материалов зданий и объектов. В случае возникновения пожарного случая выполняется Изучение экспертом или группой экспертов задач, правильное решение которых требует специальных знаний и высокой профессиональной подготовки привлекаемых в качестве экспертов физических лиц.

">экспертиза места возгорания и его аналитическая оценка. Постоянный мониторинг огнестойкости и пожароопасности продукции обуславливает также необходимость модернизации измерительных приборов, которые осуществляют оценку данных параметров материалов, веществ, оборудования и приведение в соответствие метрологических параметров.

Специализация научно-исследовательских центров

Многоплановость научно-исследовательских работ обуславливает необходимость узкой специализации НИИ. Поэтому экспериментальные исследования проводятся в подразделениях, которые осуществляют оценку и совершенствование аварийно-спасательной техники, разработку мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполняют диагностику объектов, оборудования, средств и материалов. Отдельные задачи возложены на испытательные центры, которые проводят испытание не только техники и материалов, но средств, предупреждающих и ликвидирующих пожары, включая автоматическое оборудование. Полигонные испытания оборудования, технических средств и материалов выполняются в условиях, максимально приближенных к естественным, в которых будет осуществляться их работа или использование.

Основные результаты научно-исследовательской деятельности

Методические рекомендации, касающиеся особенностей распространения пожара в различных условиях, учеными разрабатываются на основании результатов теоретических разработок с последующей проверкой в полевых условиях. Описание газотермодинамических условий пожаров учитывает такие факторы, как определение турбулентности, излучения в зависимости от оптических характеристик среды, теплофизических свойств материалов. 3D параметры, в которых возникают пожары, описываются разработанными дифференциальными уравнениями, что позволяет проверять огнестойкость различных сооружений, а также степень их повреждения после возникновения пожарного случая.

Теоретические положения являются базисом для построения полевой и интегральной моделей пожара . Далее проводится их сопоставление с результатами экспериментальных и фактических данных. Особую часть занимает описание пожаров в помещениях, имеющих сложные условия ввиду особенностей геометрии, в том числе распространение газов и продуктов горения. Расчет и определение динамики и скорости распространения продуктов горения осуществляется согласно методическим рекомендациям, учитывающим нормативные данные и базу теплофизических и пожаростойких характеристик материалов. Отдельные разделы НИР занимает применение портативных самоспасателей с фильтрующими свойствами, которые позволяют защитить людей при эвакуации с места пожара.

Таким образом, комплексное использование технических средств защиты, разработка и усовершенствование пожарного оборудования и техники, прогностическое определение факторов риска при возникновении пожарных ситуаций, ликвидация и устранение результатов пожара являются основными направлениями современной пожарной науки . Фундаментальность разработок описывается теоретическими положениями и многомерными моделями, а проверка осуществляется на экспериментальных полигонах.

НА УРОКАХ ОБЖ

Разработчик: Сурина Н.Г., учитель ОБЖ, Свердловская область

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Типы учебных проектов по ОБЖ

Выделим возможные типы учебных проектов:

По доминирующей деятельности : информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области : монопредметные, межпредметные и надпредметные.

По продолжительности : от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания ОБЖ позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку лекарственных растений для кабинета ОБЖ). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект «Временные жилища» может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме, буклет, памятку, макет.

К практико-ориентированным проектам по ОБЖ можно отнести:

Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

Проекты освоения территорий;

Проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.;

Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах.

В 8-10 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

    владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

    уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

    направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

    уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

    учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

    приобретает коммуникативные навыки и умения;

    овладевает практическими умениями исследовательской работы:

    собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи..

Требования к исследованию:

Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие задачи;

Конкретные результаты;

Планы и графики выполнения исследования.

Модель работы над исследовательским проектом.

Этапы работы над проектом

    Мотивационный (целеполагание)

Выбор проекта совместно с учителем и учащимися; формирование рабочих групп, определение целей и задач по группам.

    Планирование деятельности

Определение хода работы над проектом, составление плана действий.

    Исследовательский

    Выдвижение предположений (гипотез).

    Сбор информации из разных источников, её анализ и сопоставление с гипотезой.

    Выбор и систематизация необходимых материалов для проведения экспериментальной части.

    Подготовка и проведение эксперимента.

    Сопоставление результатов эксперимента с гипотезой.

    Представление результатов деятельности

Реализация и защита проекта, составление презентаций, устных докладов, выполнение макетов, схем, таблиц, защита проекта в форме вечера, конференции, открытого урока и т.д.

    Рефлексивно - оценочный

Анализ и оценка результатов.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

    Обоснование темы;

    Постановка целей и задач

    Определение объекта и предмета исследования

    Разработка гипотезы исследования

    Непосредственно исследования

    Результаты

    Оценка полученных результатов и выводы.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

разнообразными по содержанию;

интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.

В таблице я отразила основные положения.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

Бесконечное движение вглубь

Свободно, не регламентировано внешними установками

Возможны "безумные идеи"

Бескорыстный поиск истины

Бесконечное движение вглубь

Четкий план

Реальные гипотезы и их проверка

Ориентация на практику

Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

Временной график работы над исследовательским проектом:

сентябрь – поиск темы, объединение в группы, согласование этапов работы с научным руководителем;

октябрь – заявление темы на Ярмарке проектов в виде пресс-релизов, детальная разработка темы;

октябрь-январь – работа над проектом, оформление теоретической и проведение практической части исследования, оформление проектной папки;

февраль - март – защита работ на научно-практической конференции учащихся в два этапа: публичная защита и защита с мультимедийной презентацией;

в течение всего года – участие в разнообразных внешкольных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.

Примерная тематика информационных проектов.

    Нетрадиционные виды пищи.

    Гидротехнические сооружения Свердловской области.

    История светофора.

    История пожарного автомобиля.

    Табачный дым и его составные части.

    Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

    Пассивное курение и его влияние на здоровье.

    Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека.

    Боевые традиции и символы воинской чести.

    Дни воинской славы России.

Примерная тематика исследовательских проектов.

    Влияние цементного завода на загрязнение атмосферы города Невьнска.

    Влияние закаливания на здоровье подростка.

    Воздействие музыки на организм человека.

    Компьютерные игры и их влияние на здоровье подростка.

    Стресс и его влияние на организм человека.

    Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.

    Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их употреблением.

Примерная тематика практико –ориентированных

проектов.

Изготовление макетов:









Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»

Введение

Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения , о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности » понятие «безопасность » трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности . Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.

Паспорт проекта .

Цель : Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома .

Задачи :

1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.

2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.

3. Воспитывать чувство самосохранения.

Вид проекта : Исследовательский , групповой .

Сроки реализации :краткосрочный

Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.

Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.

Предполагаемые результаты :

У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома , на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)

Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цели :

Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.

Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.

Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.

Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка » .

Мероприятия :

1 Оформить уголок для родителей на тему : «Безопасность ребёнка дома » , «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»

2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность » .

2 этап – основной.

Цели :

Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома .

Знакомить детей с опасными предметами.

Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.

Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности .

Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.

Воспитывать чувство самосохранения.

Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.

Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

Мероприятия :

1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома и на улице » .

2. Беседы с детьми на темы :

«Один дома» ,

«Опасные предметы»

«Электроприборы»

«Не открывай дверь чужим людям»

«Это не игрушка, это опасно!»

«Вызываем службу спасения!»

4. Чтение художественной литературы : «Кошкин дом» , «Торопливый ножик» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Жихарка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

5. Игровая деятельность.

Дидактические игры :

«Попробуй отгадать»

«1-2-3 – опасность назови!»

«Да-нет»

«Где и как хранить предметы?»

«Помоги героям сказки»

«Доскажи словечко!»

«Мы спасатели»

«Что для чего?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Мы пожарники»

«Вызываем службу спасения»

«Экстренная помощь»

«Скорая помощь»

6. Эвристические беседы :

1 «Как использовать и хранить опасные предметы» . Цель : Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.

2 «Открытое окно и другие опасности в доме» . Цель : Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

3 «Электроприборы, без них нам не прожить» . Цель : Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.

4 «Вызываем службу спасения!» . Цель : Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .

5 «Опасность повсюду» Цель : Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.

7. Работа с родителями :

Консультация для родителей на тему : «Безопасное поведение на улице и дома» .

8. Совместная творческая работа родителей и детей :

Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду» .

Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома » .

Изготовление макетов : «Дом с электроприборами» , «Улицы села»

3 этап – заключительный.

Цели :

Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта .

Мероприятия :

1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома » .

2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»

3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни »

Литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» , № 9, 2000 год, стр. 64-67.

2. «Безопасность » Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

3. «Как обеспечить безопасность дошкольников » , методическое пособие.

4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.

5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.

6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность » . – М.: Просвещение, 2008.

7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» . – СПб.: «Детство-пресс» , 2012.

8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М.: педагогическое общество России, 2005


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча