04.04.2019

Понятие, сущность, функции конституции. Юридическая и социальная сущность конституции


Конституция в формальном смысле - основной закон государства, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Сущность конституции - ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Таким образом, под сущностью конституции понимается ее со­циально-политическое содержание. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие струк­турные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); инс­титут государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государст­венную символику; механизм защиты конституции.

Обычно в начале текста конституции выделяется де­кларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты час­тей, разделов, глав, статей и параграфов. Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституций в узком (формально-правовом) ас­пекте - основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте - вся нормативная структура, составляющая конституционным строй страны (все источники норм конституционного право). Из сущности конституции вытекают ее основные функции:

1) социальная - является тем социальным компромис­сом, которого достигло общество (общественным до­говором);

2) политическая - отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму);

3) юридическая - выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нор­мах;

4) учредительная - обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции явля­ются легитимность, реальность, стабильность. Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, пря­мое действие.



7. Конституция РФ – юридическая база текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы. Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии. Основанием проведения реформы явился тот факт, что действу­ющая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям. В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совеща­ние, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект. Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декла­ративные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1-16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64):

3) Федеративное устройство (ст. 65-79);

4) Президент РФ (ст. 80-93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94-109);

6) Правительство (ст. 110-117);

7) Судебная власть (ст. 118-129);

8) Местное самоуправление (ст. 130 -133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет. В отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в слу­чае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие. Это означает, что при пра­воприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Консти­туция является как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федератив­ное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функциониро­вания механизма государства, задает систему «сдержек и противо­весов». Но главное в Конституции РФ - это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения влас­тей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представи­тельным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческои деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Россий­ской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий орга­нами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления,

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Офи­циальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Кон­ституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

  1. Фактическая и юридическая Конституции.

В правовой науке существует деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция ” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система соц.-эк. и общ.политических отношений. Юридическая конституция - фактически существующий документ, закрепляющий основы гос., полит. и эк. устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако юр. конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодат. акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической.

Сущность юридической конституции, её содержание должны быть предопределены фактической конституцией, социально - экономическими и общественными политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями . Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Введение 3

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 5

2. Юридические свойства Конституции РФ. 9

3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 13

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации.

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Термин «конституция» (от лат. constitutio - установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Конституция это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность : основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства , т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа. Отсюда следует, что Конституция РФ:

1. Выступает в качестве основного закона государства . Это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

2. Обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство). Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

3. Выполняет роль основы всей правовой системы страны . Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и т.п., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.

4. Стабильна. Стабильность Конституциипроявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.


С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой». Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в том, что, следуя мировой практике, Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3–8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3–8).

Второй, процедурный (процессуальный) аспект «жесткости» Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона.

5. Легитимна. Легитимность Конституции РФ состоит в том, что она была принята народом путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г.

6. Реальна. Реальность Конституции РФ означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция РФ - конституция кодифицированная (консолидированная) , т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел включает девять глав:

1. «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России.

2. «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

3. «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма.

4. «Президент РФ».

5. «Федеральное Собрание».

6. «Правительство РФ»

7. «Судебная власть»

8. «Местное самоуправление» конституционные основы осуществления местного самоуправления в России.

9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного закона.

Второй раздел - «Заключительные и переходные положения» .

Такой раздел появился впервые. Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежних Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Сущность Конституции РФ заключается в том, что она устанавливает демократическое правовое государство, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп.

Важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества.

Понятие конституции определяет ее как особое правовое явление, а сущность конституции связана с познанием ее глубинной природы и решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Существуют несколько теорий познания сущности конституции, которые придерживаются различных взглядов.

Например, трактовка сущности конституции как общественного договора, в котором согласованы интересы различных частей общества. Предполагается, что все его члены заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Таким образом, конституция будет являться выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, абсолютного божественного разума.

Школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций конкретного народа. Только такие конституции обладают, согласно этой концепции, реальной юридической ценностью в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя только из умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Также имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как попытка государства в лице его высших должностных лиц и органов самоограничить власть: так как возможности государственной власти фактически безбрежны, то, чтобы не допустить в стране произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Сущность Конституции в общедемократической теории заключается в том, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она призвана решать - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. В действующей Конституции Российской Федерации рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле прямо сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации".

Правовыми свойствами конституции является совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; стабильность конституции; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Итак, юридические свойства конституции это:

Верховенство конституции. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, действующим на всей территории Российской Федерации. Ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. В случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. Можно выделить три составные части верховенства: (1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; (2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; (3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

Основными гарантами верховенства Конституции РФ выступают:

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, основные полномочиями которого и является обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

Президент Российской Федерации имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному Закону страны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.115; ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 году, может выступать в качестве гарантии обеспечения верховенства Российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма. Это предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведение ими в соответствие с Федеральным Основным Законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

Согласно части 2 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. То есть нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими на все территории страны. И для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Стабильность. Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течение длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом.

Признание базой текущего законодательства. Здесь имеется ввиду, что Конституция Российской Федерации является фундаментом всего Российского законодательства. Ни один нормативный правовой акт, действующий на территории страны, не может ей противоречить. Она разграничивает полномочия государственных органов в правотворческой деятельности, определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу.

Особая правовая охрана. Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексе, например часть 2 ст.15 Конституции Российской Федерации. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов.

Особый порядок принятия, изменения, внесение поправок. Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, внесения поправок и изменений. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации определен в главе 9 Конституции РФ.

Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча