09.04.2019

Органы местного самоуправления в сфере образования. Полномочия органов мсу в сфере образования


В качестве учредителей образовательных учреждений органы местного самоуправления утверждают уставы, закрепляют за учреж­дениями права собственности - землю, здания, сооружения, иму­щество, оборудование, принадлежащие учредителю на праве собст­венности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Зе­мельные участки закрепляются за государственными и муниципаль­ными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Учредитель или органы местного самоуправления впра­ве приостановить предпринимательскую деятельность образователь­ного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельно­сти, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Органы местного самоуправления осуществляют согласование годовых календарных учебных графиков общеобразовательных уч­реждений. После утверждения учебного плана и учебного графика гражданского образовательного учреждения его не вправе изменять ни органы государственной власти, ни органы управления образо­ванием, ни органы местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в рассматриваемой сфере устанавли­ваются законами названых субъектов.

Например, Закон города Мо­сквы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 г. к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований относит, например: участие в хозяйст­венном, материально-техническом обеспечении деятельности госу­дарственных образовательных учреждений, находящихся на терри­тории муниципального образования, а также изыскание и направ­ление внебюджетных средств на эти цели; участие в списочном уче­те детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

В Российской Федерации наряду с государственными могут соз­даваться и действовать муниципальные органы управления образовани­ем - по решению соответствующих органов местного самоуправле­ния. Их полномочия устанавливаются нормативными актами субъек­тов РФ и муниципальными нормативными актами. Отдельные пол­номочия муниципальных органов управления образованием упоми­наются и в федеральном законодательстве, например о лицензирова­нии образовательной деятельности. Экспертная комиссия для прове­дения лицензионной экспертизы создается уполномоченным орга­ном исполнительной власти по заявлению учредителя. В нее на па­ритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного само­управления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общест­

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

местный самоуправление образование российский

Введение

1. Теоретические аспекты исследования полномочий органов местного самоуправления в сфере образования

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации

1.2 Понятие и содержание муниципального образовательного комплекса по законодательству России

1.3 Становление и развитие правового регулирования полномочий местного самоуправления в России в области образования

1.4 Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования на современном этапе развития

2. Особенности компетенции органов местного самоуправления в области образования в субъектах Российской Федерации: проблемы правового регулирования и реализации

2.1 Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере учреждения и реорганизации образовательных организаций в субъектах Российской Федерации

2.2 Полномочия органов местного самоуправления по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению деятельности муниципальных образовательных организаций

2.3 Контроль и надзор в сфере предоставления гражданам услуг муниципальных образовательных организаций

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Образование -- это фундаментальное право человека. Почти во всех странах существуют законы об образовании, необходимые для обеспечения правовых основ функционирования системы образования. Эти законы нуждаются в периодическом обновлении в целях приведения их в соответствие с изменяющимися запросами государственной образовательной политики. Выполнение данной задачи требует наличия специализированной организации, обеспечивающей научную основу таких изменений.

Наряду с государственным регулированием в сфере образования, большую роль в данном вопросе играет и местное регулирования. Органы местного самоуправления играют большую роль в организации, функционировании системы образования в России.

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации выступает одним из важнейших принципов организации и функционирования публичной власти в обществе и государстве. Сегодня этот принцип рассматривается как необходимый атрибут любого демократического строя; в частности, в ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления он «должен быть признан в законодательстве страны, и по возможности, в конституции страны».

В пользу актуальности данной темы свидетельствует ее связь с реализацией конституционного права на образование, с гарантированностью общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования, как в государственных, так и муниципальных образовательных учреждениях. Органы местного самоуправления действуют на уровне, непосредственно приближенном населению, и поэтому основная нагрузка на получение и решение проблем образования лежит на местном уровне .

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется сразу несколькими законодательными актами федерального уровня, а также нормативными правовыми актами уровня субъекта Российской Федерации и местными правовыми актами.

Федеральное законодательство, регулируя общие вопросы организации образовательного процесса и принципы предоставления образования, наделяет органы местного самоуправления широкими полномочиями по созданию и функционированию дошкольных и общеобразовательных учебных учреждений, формированию финансовой базы и технического обеспечения. Однако остается много нерешенных вопросов в области управления образованием на местах.

Объектом выпускной квалификационной работы является общественные отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению граждан России достойным образованием.

Предметом является нормы федерального и регионального законодательства нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по вопросам реализации муниципальными органами полномочий в сфере образования.

Цель исследования: определить пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере образования.

Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:

Проанализировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования;

Изучить нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования:

Охарактеризовать муниципальную систему образования:

Выявить основные проблемы деятельности муниципального образования в сфере образования;

Оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в сфере образования.

Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области анализа деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Проведенные методологические исследования базируются на абстрактнологическом методе, системном подходе, системном анализе как общенаучных методах познания.

Степень разработанности темы исследования. При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и учебная литература следующих авторов: К.А. Бекяшев. П.Н. Бирюков. М.М. Богуславский, А Н. Вылегжанин. И И. Котляров. С.С. Рындин, Г.И. Тункин, К.Л. Ходжабегова, Е.Н Хазова.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Оренбургской области, научные статьи, материалы периодической печати по исследуемой проблематике, учебная и научная литература.

В структуру выпускной квалификационной работы входят введение, два раздела семь подразделов, заключение и список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие н сущность местного самоуправления Российской Федерации

Местное самоуправление является понятием, состояние которого напрямую отражают проблемы и особенности взаимодействия государства и общества в определенный промежуток времени в определенной стране. Поэтому существует такое разнообразие моделей и теорий этого института, воплощенных в разных организационных формах.

Основными теориями местного самоуправления, повлиявшими на его становление в нашей стране, считаются теория свободной общины, общественная (хозяйственная) и государственная теории. В России термин «местное самоуправление» стали использовать только в середине XIX в. Под ним подразумевалась деятельность органов, отличных от государственных, с целью удовлетворения потребностей местного населения. Но чаще, употреблялось понятие «общественное управление».

Проведенные Александром I Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы. подтолкнули страну в направлении децентрализации власти, то есть к выделению местного самоуправления. Согласно Положению о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные) .

В 1870 г. по примеру земской реформы была осуществлена городская реформа. 16 июня 1870 г. было принято Городовое Положение. Органами городского управления являлись городская дума и \ права. При этом прямого подчинения органов земского самоуправления городским органам не предусматривалось. Городская реформа также реализовывала постулаты общественной (хозяйственной) теории местного самоуправления .

В целом, как в дальнейшем показало время, общественная модель оказалась непригодной для сложившихся в то время в России социально- экономических и национально-исторических условий. Поэтом) эта модель не была реализована. Но именно к тому времени относится осмысление природы собственного, российского местного самоуправления. И именно в то время начинает складываться национальное муниципальное право.

Но к концу 70-х гг. наступил кризис земских учреждений: земства практически прекратили своё функционирование, так как их перестали посещать «гласные», т е. лица, имеющие право голоса в органах земского самоуправления. Интересы населения не реализовывались, а городские управы взяли земства под свой контроль, сделав их частью государственного управления.

Как представляется, это произошло из-за того, что идеи самодержавия с единой сильной централизованной властью не были совместимы с идеями децентрализации, то есть с идеями наделением земств собственной, автономной от государства властью, и не подчинённой ему.

Таким образом, организация самоуправления на местах в России стала строиться по образцу популярной и наиболее обоснованной в то время на Западе государственной теории. 12 июня 1890 г. император Александр III подписал Положение о земских учреждениях, которые стали входить в систему" органов государственной власти. В их составе преобладали дворяне, а полномочия органов местного самоуправления были существенны ограничены. Но эти недостатки были исторически закономерны, так как именно дворянство было правящим классом. Кроме того, власть самодержавия в то время была ещё очень сильна .

В соответствии с положениями государственной теории, земства были взяты под строгий контроль государства - государственные чиновники имели право даже формировать их. Члены земств приступали к работе только при условии одобрения их кандидатуры губернатором. Члены земств объявлялись государственными служащими. И это накладываю на них дополнительные требования при поступлении на службу. Но и государственная модель, опробованная на практике в процессе реализации реформ земского и городского самоуправления, не стала эффективной для нашей страны - она не решала реальных проблем местного значения.

На следующем этапе развития отечественного территориального управления стали появляться собственные труды о местном (земском) управлении. Эту сферу активно изучали такие ученые и общественные деятели, как А. И. Васильчиков. Н М. Коркунов. Н И. Лазаревский, Г. И. Львов. В.П. Безобразов. М.И. Свешников, А Д. Градовский, Б.Н. Чичерин и др. Поэтому именно в то время появились отечественные определения местного самоуправления.

При этом, по замечанию автора определения основоположников, «классиков» науки о местном самоуправлении в нашей стране (это А.И. Васильчиков. Н И. Лазаревский и В.П. Безобразов) схожи как между собой, так и с современным понятием этого института. А определения местного самоуправления некоторых общественных деятелей (Н. Муравьева Н А. Герцена. П.А. Кропоткина) были более прогрессивны и связаны с зарождающейся в стране борьбой за социальные преобразования, а именно - с движением декабристов .

В начале XX в. в России была создана собственная теория муниципального (городского) самоуправления профессора Л.А. Велихова. В 1928 году он написал книгу «Основы городского хозяйства», в которой проанализировал самые распространённые на тот момент теории. Эта книга издается до сих пор, так как не теряет своей актуальности.

После Февральской революции 1917 г. Временное Правительство расширило полномочия земских органов власти. Правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне. Но именно в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.

А после Октябрьской революции 1917 г. местное самоуправление вообще было отвергнуто как буржуазный институт. В советском государстве действовал принцип «Вся власть - Советам!». Это касалось и местного самоуправления. Со временем Советы народных депутатов вытеснили органы местного и городского самоуправления, хотя меньшевики и эсеры активно выступали за сохранение земских органов. Они хотели реализовать идею о разделении функций местного управления между" ними и Советами .

В советское время местное самоуправление практически не развивалось, но именно этот период становления отечественного местного самоуправления получил название «советской модели».

В 1933 г. было принято Положение «О городском Совете», в результате действия которого произошла повсеместная ликвидация системы местного са-моуправления. Она была заменена на руководство всей страной единым пар-тийно-государственным аппаратом. В 70-х гг. местное самоуправление вновь привлекло внимание властей. В Конституции СССР 1977 г. появилась норма о наличии в нашей стране системы местных органов государственной власти.

В это время в советской системе управления явное выражение получает принцип патернализма. Патернализм (лат «paler» - отец) - это принцип попечительства, то есть опеки госорганов над населением и местными органами. Это тип отношений между властью и населением, предусматривающий «отеческую заботу» первой и «сыновью благодарность» второго за улучшение условий жизнедеятельности .

Позднее, в начале 90-х гг. местному самоуправлению было посвящено несколько принятых нормативных правовых актов. Это Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Также был принят Указ Президента РФ от 26 октября 1993г. под названием «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». Он объявил о прекращении деятельности городских и районных Советов народных депутатов. Их компетенция была передана соответствующим органам местной власти. Тем самым советский период развития местного самоуправления был закончен.

В 1993 году была принята действующая Конституция, в корне изменившая сущность местного самоуправления. До её принятия оно считались одним из уровней государственной власти, то теперь стало особым, публичным видом власти, отделённым от власти государственной.

В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления. Поэтому в развитии местного самоуправления наступил новый, современный этап, и он длится до сих пор. Данный этап характеризуется закреплением местного самоуправления в качестве основ конституционного строя и появлением современной системы законодательного регулирования этого общественного института

Россия является примером государства, в котором на разных исторических отрезках местное самоуправление строилось по разным моделям. Первоначально, в период земской и городской реформ (1860-1870гг.) развитие земского, то есть местного управления происходило на положениях общественной теории, позднее (1890- 1900гг.) - на основе государственной, а советский период (1917-1993гг.) характеризуется развитием местного самоуправления по советской модели.

Поэтому, был сделан вывод о том, что отечественная теория местного самоуправления развивалась под влиянием и при заимствовании зарубежных теорий. Но также она имеет присущие только нашей стране национальные черты и особенности, потому что на её становление и развитие оказывали влияние различные исторические, социально-экономические и национальные факторы.

Согласно закону , непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление -- это публичная власть населения административно-территориальной единицы (территориального коллектива), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладающая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему государственной власти 126. с. 181. В связи с этим государство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий.

В то же время в Европейской Хартии местного самоуправления местное самоуправление определяется как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».

Местное самоуправление обеспечивает возможность на основе закона самостоятельно, опираясь, прежде всего, на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной территории.

Институт передачи полномочий получил прочное закрепление как в практике федеративных отношений, так и в сфере взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. Однако в данном случае речь идет уже не о разграничении полномочий как таковом, а лишь о делегировании осуществления уже разграниченных и закрепленных за каждым уровнем реализации публичной власти полномочий.

Согласно Конституции Российской Федерации и действующему законодательству субъекты Российской Федерации осуществляют как собственные полномочия, так и переданные им федеральные полномочия. При этом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут передаваться полномочия, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

На сегодняшний день передача федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации может осуществляться как федеральным законом, так и на взаимной основе -- соглашениями между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это вытекает из ст. 78 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части закрепленных за ними полномочий.

Детализация порядка передачи полномочий в системе исполнительной власти на основе соглашений осуществлена в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом надо иметь в виду, что названный Федеральный закон устанавливает и некоторые ограничения для заключения подобных соглашений. Как установлено в названном Федеральном законе (ст. 26.8). Соглашение заключается только в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации . Таким образом, закрепляемая на уровне Конституции Российской Федерации такая правовая форма как соглашение, посредством которой возможно перераспределение уровня осуществления полномочий, допускается только в ограниченных масштабах и не может носить универсального характера по отношению к органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 132) предусматривает передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. В этой части положения Конституции Российской Федерации детализированы в нормах отдельной главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В то же время во взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления передача полномочий допускается только от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления на основе федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации. При этом исключается такой способ передачи полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления, как соглашение. Вместе с тем соглашение как форма передачи осуществления полномочий может применяться для взаимной передачи полномочий по вопросам местного значения в рамках двухуровневой системы местного самоуправления -- от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов и наоборот .

Основной задачей право применения рассматриваемого института передачи полномочий является передача с соответствующим финансовым и материальным обеспечением оказания отдельных государственных услуг или осуществления государственных функций на тот уровень власти, на котором они могут более эффективно осуществляться. При этом в отношении передачи полномочий на уровень местного самоуправления принцип одновременного делегирования материальных и финансовых ресурсов возведен в ранг конституционного, что способствует повышению гарантий прав местного самоуправления, которые, как известно, не входят в систему органов государственной власти. Необходимость передачи материально-финансовых ресурсов обусловлена тем, что при передаче осуществления полномочий сохраняется уровень их закрепления на основе уже произведенного разграничения, на основе которого и осуществляется разграничение доходов бюджетов разных территориальных уровней объектов собственности, необходимых для реализации соответствующих полномочий.

Передача финансовых ресурсов осуществляется в форме субвенций из того уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, за каким уровнем органов публичной власти были законодательно закреплены передаваемые полномочия. Кроме того, на реализацию данных полномочий идут также средства от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В настоящее время субвенция на реализацию указанных полномочий рассчитывается применительно к каждому передаваемому полномочию (к группе полномочий в рамках определенной сферы ведения). Однако в рамках планируемых изменений федерального законодательства предлагается изменить и порядок финансирования осуществления переданных полномочий. В частности, предлагается установить, чтобы субвенции рассчитывались не для каждого передаваемого полномочия, а устанавливалась передача единой субвенции для реализации всех переданных полномочий для их осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (в зависимости от того, кому передается их осуществление). При этом органы власти, реализующие переданные полномочия, смогут самостоятельно определять объемы финансирования на реализацию каждого переданного им полномочия. Такой порядок, безусловно, создает более широкие возможности для обеспечения самостоятельных прав органам власти при реализации таких полномочий. В любом случае средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Контроль за расходованием этих средств осуществляет целый ряд федеральных органов: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор): Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); Счетная палата Российской Федерации и другие органы.

Однако передача субвенций не исключает возможности для субъектов Российской Федерации либо для муниципальных образований, в зависимости от того, органам власти какого территориального уровня переданы полномочия, принимать решения о дополнительном финансировании осуществления переданных полномочий за счет собственных доходов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. На уровне, осуществляющем передачу полномочий (федеральном уровне либо на уровне субъекта Российской Федерации), остается возможность широкого контроля за осуществлением таких переданных полномочий, а также их изъятия в случае неэффективного исполнения. Такая возможность предусматривается в рамках передачи полномочий как на основе закона, так и на основе соглашения, поскольку это условие является обязательным для любого подобного рода соглашения.

На сегодняшний день Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает передачу следующей группы полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением тех организаций, лицензирование деятельности которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

Лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением тех организаций, лицензирование деятельности которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти);

Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением тех организаций, лицензирование деятельности которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Как видим, содержание передаваемых полномочий в основном носит контрольно-разрешительный характер. Такой подбор передаваемых полномочий вполне оправдан: он позволяет, с одной стороны, обеспечивать усиление роли субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики и расширение возможностей их влияния на образовательные организации; с другой стороны, он сохраняет возможность установления унифицированных требований к проведению контрольно-разрешительных действий на всей территории Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного. начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Осуществление иных установленных федеральным законодательством полномочий в сфере образования. Как отмечает И В Бабичев структуру органов местного самоуправления составляют органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, обладающие определенными правовыми свойствами, главное из которых - наличие собственных полномочий по решению вопросов местного значения .

Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций у правления на своей территории в целях обеспечения интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения . Сущность местного самоуправления раскрывается и в том, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются местные интересы -- интересы, связанные с решением вопросов жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

Органы местного самоуправления обладают практически всеми признаками, отличающими орган государственной власти, прежде всего установленными в Конституции и законодательстве функциями и властными полномочиями, обеспечиваемыми государственным принуждением. Кроме этого, как и государственные органы, органы местного самоуправления имеют структуру, свои формы работы, формируются (реформируются) в точном соответствии с законом .

Анализ норм Конституции, а также принятых в их развитие федерального и региональных законов свидетельствует о двойственности (дуализме) правового положения органов местного самоуправления, которые, с одной стороны, не являются государственными органами, а с другой стороны, не могут быть отделены от единой системы народовластия, от решения общегосударственных задач и функций. Местное самоуправление рассматривается в российской и зарубежной доктрине как общественный и как государственный институт. При этом местное самоуправление не просто существует, оно развивается. Об этом говорит совершенствование базового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Актуальность данного исследования реализуется модернизацией различных уровней системы российского образования, которая проходит в достаточно сложных условиях. С одной стороны, это связано с переходом к рыночным отношениям в экономике, с другой - с изменениями государственного политического курса страны. Это находит свое отражение в том, что в сфере образования происходят различные инновационные процессы: создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений не только с финансовой, но и с образовательной точки зрения, формируется рынок образовательных услуг, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся, с компьютеризацией и информатизацией учебных заведений различного типа.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года говорится о разработке и осуществлении мер активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств. «Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны». Коммерциализируются (деятельность лица или организации, предприятия, направленная на извлечении прибыли всеми способами) различные составляющие информационно-предметной среды: библиотеки, театры, дома культуры, музеи, имеющие различную ведомственную подчиненность, функционирующие изолированно друг от друга, подчас стихийно .

СМИ в условиях муниципального образования отводится, пожалуй, самая главная роль, в силу меньших по сравнению с большими возможностями городов-мегаполисов для организации разнообразного досуга и обеспечения полноценной культурной жизни населения. В результате в муниципальной системе образования развитие учащихся в учебное и внеурочное время, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию ограничены. Таким образом, недостаточная результативность функционирования муниципальной системы образования провинциального города России, с одной стороны, обусловлена ее недостаточным материальным обеспечением вследствие финансирования по «остаточному7 принципу», что является проблемой общегосударственной, а с другой - отсутствием четкого взаимодействия различных уровней системы образования с информационно-предметной средой, которая в муниципальном образовании, в силу его специфики, имеет большее положительное влияние не только на саму систему образования, но и на всю его инфраструктуру, так как позволяет сохранять традиционность быта и обычаев населения, исторические и общекультурные ценности конкретной местности.

Муниципальная система образования России представляет собой совокупность взаимодействующих на основе целостности и преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов сети образовательно-воспитательных, культурно-просветительских учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления. В соответствии с диверсификацией (инвестирование средств в разные активы с целью снижения рисков) муниципального образования федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

В соответствии с Законом «Об образовании» (2012 г.) к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится:

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и самоуправляемых округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных \ учреждениях соответствующих типов и видов;

Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

Использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

Установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования:

Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Создание педагогических условий построения единого муниципального образовательного пространства предполагает следующие аспекты;

Модели-программы, определяющие состояние муниципальной системы образования;

Состав и структура действий получения результатов и перехода по достижению цели;

Уровень готовности предполагает наличие мотивации у педагогов перехода на другие формы и методы воспитания и обучения учащихся;

Наличие муниципальной политики в области образования;

Программно-целевой подход, предполагающий наличие главной цели образования - развитие личности ребенка;

Создание целевой комплексной программы функционирования муниципальной образовательной системы;

Состояние материально-технической базы муниципальных учреждений образования.

В настоящее время реально существуют три направления развития муниципальной системы образования: реформирование, коррекция, модернизация традиционной системы, направленная на улучшение ее функционирования; система строящаяся на инновационных технологиях, отражающих реалии нынешнего времени, социально-экономических преобразований и характера требований общества к подготовке и развитию личности школьника: система, которая должна быть построена на основе провозглашенных принципов демократизации и гуманизации образования в русле потребностей общества

В настоящее время значение муниципального образования как важнейшего фактора самоуправления и формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Целостность и системность образовательного процесса достигается: посредством осуществления единства принципов образовательной подготовки и взаимосвязи ее функций; выполнением определенных педагогических условий (учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; систематическим анализом и синтезом качества образовательной подготовки; возможностью оперативной корректировки форм, методов, средств и содержания образования; самоконтролем и самоанализом; использованием средств информационно-предметной среды в интеграции с процессуально-содержательными и мотивационно-ценностными компонентами по развитию личности и профессиональной подготовке); каждый элемент образовательной структуры выполняет поставленные педагогические задачи |29, с. 241. Отметим, что основной тенденцией диверсификации образования, возникновения многовариантной образовательной системы как социально-педагогического явления, выступают: непрерывность и итеративность, стандартизация, демократизация и плюрализм образования.

Муниципальная система образования имеет диалектико-развивающий характер. В учебно-воспитательный процесс вносятся определенные коррективы. внедряются новые формы, методы, средства и методики обучения и воспитания, в результате которых система совершенствуется. В первую очередь, это проведение реформы образования. Системообразующим элементом педагогической системы являются цели. Целостность муниципальной педагогической системы обеспечивается выполнением функций обучения, воспитания. развития личности учащихся и эффективностью образовательной деятельности (коммуникативной, учебно-рецептивной и др.) [ 16. с. 124|.

Муниципальная система образования представляется целостной, когда каждый элемент педагогической структуры реализует педагогические функции, не противопоставляется всем другим и не возводится в ранг непревзойденного. Эффективность такой системы будет высокой при условии, что механизмы взаимодействия будут адекватными потребностям, с обеспечением органического единства личности учителя, индивидуальности учащегося и информационно-предметной среды. При этом высокий профессионализм, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя отличается неординарностью, новаторским почерком, личностным воздействием, с одной стороны, и высокой мотивацией, желанием учиться, получать знания, вырабатывать умения, навыки и развиваться, становиться личностью, с другой стороны. Это и является отличительным признаком учащихся муниципального образования.

Раскрывая личностно-гуманную основу педагогического процесса, отметим, что принципы педагогической деятельности включают и познание ребенком самого себя. Раскрывая закономерности формирования и развития личности, АН. Козырни отмечает следующие особенности: «жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех его основных функций: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай; всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка» .

1.3 Становление н развитие правового регулирования полномочий местного самоуправления в России в области образования

В советский период в России, как и на всей территории бывшего Советского Союза действовала строго централизованная система управления государственными и местными делами. Существовало единство системы Советов, поэтому отсутствовало разделение компетенции по вертикали между органами государственной власти и местного управления. В начале 90-х годов прошлого столетия в советском и российском законодательстве о местном самоуправлении использовался термин «наделение компетенцией», под которым понималось установление (определение) собственной компетенции органов местного самоуправления. Так. в Законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» закреплялось: «Органы местного самоуправления первичного территориального уровня наделяются настоящим Законом, законами союзных и автономных реет блик собственной компетенцией».

Законодательство Российской Федерации об образовании, формирование которого началось с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», особенно в первое десятилетие своего существования было очень близко к правовой модели регулирования образовательных отношений, сложившейся еще в советское время.

Заметим, кстати, что лишь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» легально прекращено действие Закона СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-8 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных Республик о народном образовании» и Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании».

Основы законодательства использовались в советское время по вопросам, которые сегодня обозначаются как предметы совместного ведения. Основы возглавляли систем) актов разного уровня, как правило, это были союзные законы и подзаконные акты, республиканские кодексы или законы кодификационного типа без особого наименования. Законом СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-V1II «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных Республик о народном образовании» эти Основы были введены в действие с 1 января 1974 г. Согласно ст. 2 Основ законодательства о народном образовании этот законодательный массив состоял из Основ и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства Союза ССР о народном образовании, законов и иных актов законодательства союзных Республик о народном образовании. В отличие от иных Основ (например, гражданского законодательства), на уровень Республик в сфере образования было отнесено принятие не кодексов, а законов .

Следует отметить, что структура советских Основ законодательства Союза ССР и союзных Реет блик о народном образовании (общие положения, дошкольное воспитание, среднее и профессиональное образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование среднее специальное, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание, права и обязанности учащихся и студентов, педагогические кадры и профессиональная деятельность. права и обязанности родителей, учебно-методическая база учреждений, ответственность, права иностранных граждан, международные договоры) во многом соответствовала структуре Закона Российской Федерации «Об образовании».

В то же время в Основах советского периода не было детального регулирования общественных отношений: устанавливались лишь главные, наиболее важные положения, которые должны развиваться и конкретизироваться в других актах законодательства, значительную их часть составляли нормы- принципы. «рамочные» нормы. Такая система позволяла комплексно регулировать общественные отношения при отсутствии повторения текста Основ в региональных актах, что снижаю частоту дублирования (сегодня это наиболее распространенный «порок» правового регулирования отношений в сферах совместного ведения на федеральном и региональном уровнях).

До момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области образования включало в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. К числу иных федеральных законов образовательного законодательства относился Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и его ликвидация может быть оценена лишь положительно в силу следующих причин. Несколько лет действовал Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Структура двух основных законов федерального уровня была настолько несовершенна, что при внесении изменений, касающихся высшего и послевузовского образования, было необходимо вносить идентичные изменения и в Закон Российской Федерации «Об образовании» (что есть прямое дублирование). Частично это можно объяснить тем, что в момент принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» предполагалось, что впоследствии его общие нормы будут конкретизированы в иных актах образовательного законодательства. Но этот замысел не был реализован, хотя попытки такой конкретизации предпринимались неоднократно, свидетельство тому - разработка и даже рассмотрение в первом или нескольких чтениях ряда проектов:

Федерального закона № 95700009-1 «О государственном регулировании образования в области экологии»:

Федерального закона № 97801857-2 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;

Федерального закона № 97091427-2 «О дополнительном образовании».

Появлявшиеся в основном в конце 90-х - начале 2000-х гг. проекты отличались, как правило, низкой юридической техникой и отсутствием самостоятельного предмета регулирования, что не позволило им пройти трансформацию в форму закона.

Начиная с конца 90-х гг. прошлого века активно обсуждалась идея о проведении масштабной систематизации образовательного законодательства. Так было подготовлено два варианта кодекса об образовании и несколько инициативных проектов федерального закона об образовании.

Как напоминает В.М. Сырых, в 2003 г. российскими правоведами в соответствии с Техническим заданием, одобренным Минюстом России, был подготовлен проект Общей части Кодекса РФ об образовании. В целом проект был одобрен научной общественностью, принявшей участие в VIII Международной научно-практической конференцией (г. Москва. 2003 г.), одновременно было признано необходимым продолжить работу над проектом с целью учета высказанных на конференции замечаний и предложений .

Несмотря на то, что образовательные кодексы имеются в правотворческой практике (во Франции - кодекс, существует Модельный образовательный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств, в Белоруссии в 2011 г. принят Кодекс об образовании, 17 июля 2014 г. принят Кодекс Республики Молдова об образовании), все же более распространенной и оптимальной с правовой точки зрения соответствия сложившимся предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, динамике обновления законодательного массива является форма федерального закона. Однако, как уже отмечалось ранее, принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обладает многими признаками, присущими кодификационным актам: инкорпорация норм нескольких актов в один акт; прекращение действия множества законодательных актов; включение в проект объединенного акта новых норм.

Подобные документы

    Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Структура органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования. Полномочия депутата как члена органа местного самоуправления. Основания для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Сущностные характеристики системы органов местного самоуправления. Полномочия представительных органов, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц. Правовое положение органов местного самоуправления: проблемы и особенности.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Общие принципы организации местного самоуправления в России. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2011

    Изучение полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в области здравоохранения и социальной защиты. Основные задачи и гарантии деятельности местных органов самоуправления в этих сферах.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2010

    Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления и органов местного самоуправления в сфере охраны прав человека. Правовое регулирование муниципальных выборов. Особенности деятельности должностных лиц местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений и в сфере коммунального обслуживания. Полномочия муниципальной власти в области тарифного регулирования, ценообразования, определения нормативов потребления, благоустройства.

    реферат , добавлен 28.11.2011

    Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, понятие и функции его органов, взаимодействие с органами государственной власти. Особенности полномочий органов самоуправления в социально-культурной сфере и обеспечении социальной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Теоретические аспекты вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления. Особенности местного самоуправления муниципального образования - Городской думы, главы, администрации г. Екатеринбурга, их права и обязанности.

  • 11. Муниципальные системы зарубежных стран (Великобритания, Франция, фрг и сша). Общая характеристика
  • 12. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
  • 13. Особенности организации местной власти в советский период развития государства
  • 14. Понятие мсу. Мсу и государственная власть
  • 15. Право граждан на осуществление мсу
  • 16. (Полно) Общие принципы мсу: понятие, со­держание и правовое регулирование
  • 16. (Кратко) Общие принципы мсу: понятие, со­держание и правовое регулирование
  • 17. Функции мсу: понятие, содержание и правовое регулирование
  • 18. Система мсу: понятие и состав
  • 19. Организационные формы осуществления мсу
  • 20. Местный референдум: понятие, правовое регулирование, порядок назначения и проведения.
  • 21. Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регули­рование, порядок назначения и проведения.
  • 22. Формы взаимоотношений выборных должностных лиц мсу, депутатов и избирателей (отзыв, отчеты и др.).
  • 23. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 24. Сход граждан
  • 25. Правотворческая инициатива граждан
  • 26. Территориальное общественное самоуправление: понятие, функции и правовое регулирование. Органы территориального обще­ственного самоуправления: порядок образования и компетенция
  • 27. Публичные слушания
  • 28. Собрания граждан, конференции граждан (собрание делегатов) (Статьи 29 – 30 фз от 06.10.2003)
  • 30. Обращения граждан в органы мсу и другие формы непосредственного осуществления населением мсу и участия в его осуществлении (Статьи 32 – 33 фз от 06.10.2003)
  • 31. Органы и должностные лица мсу: по­нятие и виды
  • 32. Организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества: понятие и виды
  • 2.2. Межрегиональные:
  • Часть III (устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии).
  • 35. Полномочия органов государственной власти рф и органов государственной власти субъектов рф в области правового регулирования мсу (Статьи 5 – 6 фз от 06.10.2003)
  • 36. Система муниципальных правовых актов
  • 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
  • 39. Принципы территориальной организации мсу
  • 40. Муниципальное образования(мо): понятие, виды, порядок преобразования
  • 41. Поня­тие, виды и состав территорий муниципальных образований. По­рядок установления и изменения границ муниципального образо­вания
  • 42. Организационная основа мсу: понятие, развитие и правовое регулирование
  • 43. Структура органов мсу: понятие, порядок ее определение и правовое закрепление
  • 44. Представительные органы мсу: понятие, порядок работы, компетенция, акты
  • 46. Глава муниципального образования и глава местной администрации: понятие, порядок замещения должности, полномочия
  • 48. Контрольный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, функции
  • 49. Муниципальные нормативные правовое акты (мпа): понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены
  • 50. Муниципальная служба: понятие, принципы, пра­вовое регулирование
  • 51. Муниципальная должность: понятие и виды. Правовой ста­тус муниципального служащего
  • 52. Прохождение муниципальной службы
  • 53. Экономическая основа мсу: понятие и развитие, общая характеристика
  • 54. Муниципальная собственность: понятие, общая характери­стика
  • 55. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
  • 57. Финансирование осуществления отдельных государствен­ных полномочий
  • 58. Особенности организации мсу феде­ральных городах
  • 59. Особенности организации мсу в за­крытых административно-территориальных образованиях
  • 60. Особенности организации мсу в наукоградах
  • 61. Особенности организации мсу на приграничных территориях (фз «о государственной границе рф» от 01.04.1993)
  • 62. Особенности организации мсу, обусловленные проживанием на территории муниципального образования коренных малочисленных народов рф, историческими и иными местными традициями
  • 63. Особенности организации мсу, обусловленные правовым статусом муниципальных образований различных видов (в муниципальном районе, городских и сельских поселений, городских округах)
  • 64. Понятие и правовое регулирование предметов ведения мсу
  • 65. Понятие полномочий мсу и формы их осуществления. Соотношение компетенции представительного органа мсу и иных органов мсу
  • 66. Полномочия мсу в планово-финансовой деятельности
  • 67. Полномочия мсу в области управле­ния муниципальной собственностью. Взаимоотношения органов мсу с муниципальными предприятиями, уч­реждениями и организациями. Межмуниципальное сотрудничество
  • 68. Взаимоотношения органов мсу с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящи­мися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ
  • 69. Полномочия мсу в области использо­вания и охраны земли и других природных ресурсов
  • 70. Полномочия мсу в области строитель­ства, транспорта и связи
  • 71. Полномочия мсу в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания насе­ления
  • 72. Полномочия мсу в области образо­вания и культуры
  • 73. Полномочия мсу в области охраны здоровья населения
  • 74. Полномочия мсу в области охраны общественного порядка, гражданской обороны, обеспечения безопасности населения
  • 75. Понятие, система и правовое регулирование гарантий мсу
  • 76. Гарантии организационной самостоятельности мсу
  • 77. Гарантии финансово-экономической самостоятельности мсу
  • 78. Судебная и иные правовые формы защиты мсу
  • 79. Понятие, виды и правовое регулирование ответственности в системе мсу
  • 80. Ответственность органов и должностных лиц мсу перед населением
  • 81. От-ть органов и должностных лиц мсу перед государством
  • 2) Ответственность главы мо и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
  • 3) Одна из форм проявления ответственности перед государством – временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов мсу в случаях:
  • 82. Ответственность органов и должностных лиц мсу перед физическими и юридическими лицами
  • 83. Фз от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации мсу в рф» и основные направления реформы мсу на современном этапе
  • 72. Полномочия мсу в области образо­вания и культуры

    Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 " Об образовании ";

    Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

    Вопросы деятельности МО в сфере образования (находятся в компетенции муниципальных районов и городских округов):

    1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (исключение – полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (полномочия органов государственной власти субъектов РФ));

    2) организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, организация отдыха детей в каникулярное время .

    Органы МСУ муниципальных районов и городских округов, обеспечивая решение вопросов в сфере образования, реализуют полномочия:

    1) связанные с осуществлением планирования муниципальной сферы образования, организацией отдыха детей в каникулярное время, а также с финансированием осуществляемых муниципальных программ и мероприятий в сфере образования (в пределах своих полномочий) (органами МСУ могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов; педагогическим работникам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, устанавливаемом органом МСУ);

    2) формирование муниципальных органов управления в сфере образования (создаются и действуют по решению соответствующих органов МСУ; их деятельность направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов; им подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения);

    3) создание муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания их зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий (порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципального образовательного учреждения определяется органом МСУ; устав такого учреждения утверждается органом МСУ; МО обеспечивают светский характер образования в этих учреждениях, свободу в образовании, автономность образовательных учреждений);

    Управление муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления (формы самоуправления – совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет; непосредственное управление осуществляет прошедший аттестацию руководитель, который может быть избран коллективом образовательного учреждения с утверждением кандидатуры учредителем, назначен учредителем, нанят учредителем).

    За муниципальным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование) и другое необходимое имущество, принадлежащее учредителя на праве собственности; муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством и НПА МСУ).

    4) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

    5) опека и попечительство.

    Полномочия МСУ в области культуры (направлены на сохранение, создание и распространение культурных ценностей на территории МО, обеспечение конституционного права граждан РФ на культурную деятельность, создание условий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических общностей).

    Органы МСУ в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан обязаны:

    1) поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслом;

    2) создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций;

    3) способствовать развитию благотворительности, меценатства в области культуры;

    4) осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

    5) публиковать для сведения населения ежегодные данные о социо-культурной ситуации.

    К ведению органов МСУ в области культуры относятся вопросы:

    1) поселения и городские округа (организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия; формирование архивного фонда);

    2) муниципальные районы (организация библиотечного обслуживания (библиотечные коллекторы); формирование и содержания муниципального архива, включая хранение архивных данных поселений).

    Органы МСУ формируют местные бюджеты и фонды развития культуры , принимают местные нормативы финансирования культуры.

    В собственности МО могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры; органы МСУ вправе быть учредителями организаций культуры.

    Культурное наследие народов РФ не подлежит приватизации (приватизация других объектов культуры допускается в порядке, установленном законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг).

    Органы МСУ осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории (порядок и условия определяются их уставами).

    МО вправе создавать и ликвидировать местные органы управления в области культуры , определять их структуру и полномочия, назначать их руководителей, а также руководителей муниципальных организаций культуры.

    Органы МСУ осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры , обустройство прилегающих к ним территорий, контроль за условиями аренды объектов собственности организациями культуры.

    Органы МСУ обязаны содействовать сохранности и использованию памятников истории и культуры .

    Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов (органы МСУ участвуют в решении этой задачи государственной политики в соответствии с законодательством).

    При органах МСУ соответствующих МО могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий (форма национально-культурного самоопределения – общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры) (может быть местной, региональной, федеральной; учреждается на общем собрании (сходе) граждан).

    Национально-культурная автономия имеет право (получать поддержку со стороны органов МСУ для сохранения национальной самобытности, развития языка и культуры; разрабатывать и представлять в органы МСУ предложения о сохранении и развитии национальной культуры; вносить предложения о создании классов, учебных групп, муниципальных образовательных учреждений с углубленным изучением родного языка).

    Полномочия органов местного самоуправления в области обра­зования устанавливаются как муниципальным законодательством, так и законодательством об образовании. Так, к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (подп. 11 п. 1 ст. 15 и подп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131). Исключение со­ставляют полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, которые отнесены к ведению субъектов РФ: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступ­ного и бесплатного дошкольного, всех ступеней общего образова­ния, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в раз­мере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работ­ников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные по­собия, технические средства обучения, расходные материалы и хо­зяйственные нужды. Нормативы таких расходов устанавливаются законами субъектов РФ.

    Субъекты РФ должны обеспечить организацию предоставления указанных видов образования в учреждениях, которые находятся в их ведении. Расходы на содержание зданий и коммунальные расхо­ды, связанные с реализаций общеобразовательных программ в муни­ципальных образовательных учреждениях, осуществляются из мест­ных бюджетов. Например, летом 2005 г. в г. Омске на ремонтные работы в образовательных учреждениях около 65 млн руб. было при­влечено из различных источников. Органами местного самоуправле­ния могут быть установлены нормативы финансирования муници­пальных образовательных учреждений за счет средств местных бюд­жетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ). Органы местного самоуправления устанавливают размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книго­издательской продукцией и периодическими изданиями для педаго­гических работников муниципальных образовательных учреждений.

    Основу образовательного законодательства Российской Федера­ции составляет Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Оно имеет многоуровневую структуру, включает федеральные нор­мативные акты и нормативные акты субъектов РФ. Федеральные законы в области образования должны содержать положения о раз­граничении компетенции и ответственности в рассматриваемой сфе­ре федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления. В частности, в ст. 31 названного Закона за­крепляются полномочия органов местного самоуправления муници­пальных районов и городских округов в области образования, а именно:

    1) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных обра­зовательных учреждений;

    2) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним тер­риторий;

    3) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образова­тельных учреждениях, реализующих образовательные программы ос­новного общего образования;

    4) опека и попечительство.

    Органы местного самоуправления устанавливают порядок соз­дания, реорганизации и ликвидации муниципальных образователь­ных учреждений и утверждения их уставов. При этом Закон об об­разовании устанавливает следующее правило: ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учрежде­ния допускается только с согласия схода жителей населенных пунк­тов, обслуживаемых данным учреждением. Норма направлена на обеспечение доступности образования для детей, проживающих в сельской местности.

    В качестве учредителей образовательных учреждений органы местного самоуправления утверждают уставы, закрепляют за учреж­дениями права собственности - землю, здания, сооружения, иму­щество, оборудование, принадлежащие учредителю на праве собст­венности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Зе­мельные участки закрепляются за государственными и муниципаль­ными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Учредитель или органы местного самоуправления впра­ве приостановить предпринимательскую деятельность образователь­ного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельно­сти, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

    Органы местного самоуправления осуществляют согласование годовых календарных учебных графиков общеобразовательных уч­реждений. После утверждения учебного плана и учебного графика гражданского образовательного учреждения его не вправе изменять ни органы государственной власти, ни органы управления образо­ванием, ни органы местного самоуправления.

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в рассматриваемой сфере устанавли­ваются законами названых субъектов.

    Например, Закон города Мо­сквы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 г. к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований относит, например: участие в хозяйст­венном, материально-техническом обеспечении деятельности госу­дарственных образовательных учреждений, находящихся на терри­тории муниципального образования, а также изыскание и направ­ление внебюджетных средств на эти цели; участие в списочном уче­те детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

    В Российской Федерации наряду с государственными могут соз­даваться и действовать муниципальные органы управления образовани­ем - по решению соответствующих органов местного самоуправле­ния. Их полномочия устанавливаются нормативными актами субъек­тов РФ и муниципальными нормативными актами. Отдельные пол­номочия муниципальных органов управления образованием упоми­наются и в федеральном законодательстве, например о лицензирова­нии образовательной деятельности. Экспертная комиссия для прове­дения лицензионной экспертизы создается уполномоченным орга­ном исполнительной власти по заявлению учредителя. В нее на па­ритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного само­управления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общест­венности. Предметом и содержанием экспертизы является установ­ление соответствия условий осуществления образовательного про­цесса, предлагаемых образовательным учреждением, государствен­ным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, обору­дования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплекто­ванности штатов.

    Местный орган управления образованием дает согласие на ос­тавление общеобразовательного учреждения обучающимся, достиг­шим возраста 15 лет, до получения им основного общего образова­ния. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается ис­ключение обучающихся, достигших возраста 14 лет. Такое решение в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправ­ления об исключении обучающегося с тем, чтобы они совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месяч­ный срок приняли меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

    Специальным законом на федеральном уровне регулируется система высшего и послевузовского образования. Федеральный за­кон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Полномочия органов местного самоуправления в области высшего образования были расширены Федеральным за­коном № 199. Правовое регулирование названных видов образова­ния осуществляется не только нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, но и муниципальными нормативными актами. Органам местного самоуправления городских округов было предоставлено право создания, реорганизации и ликвидации муни­ципальных высших учебных заведений. Финансирование образова­тельной деятельности муниципальных высших учебных заведений осуществляется органами местного самоуправления городских окру­гов, в ведении которых находятся эти учреждения, за счет средств местного бюджета в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподго­товку и повышение квалификации работников. В создаваемом или реорганизуемом муниципальном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав утверждается исполнительно- распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. Трудовой договор с ректором такого вуза заключается на тот же срок.

    Органы местного самоуправления осуществляют согласование при решении вопроса о создании на соответствующей территории филиалов федеральных государственных высших учебных заведений. Если в их ведении находятся высшие учебные заведения, они имеют право заключать соглашения с соответствующими органами управле­ния образованием иностранных государств о подготовке, переподго­товке и повышении квалификации иностранных граждан в Россий­ской Федерации. Органы местного самоуправления городских окру­гов могут устанавливать для научно-педагогических работников му­ниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), гарантии создания условий для повышения квалификации.

    Еще по теме 20.3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

    1. Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
    2. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
    3. § 9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
    4. 1.6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений
    5. 8. Особенности участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов
    6. 4.7. Участие государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в арбитражном процессе
    7. 12.3. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
    8. 9. Участие в арбитражном процессе ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО самоуправления и иныгх органов

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

    Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

    1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся:

    1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

    3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

    4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

    5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

    2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений.В области образования к вопросам местного значения отнесены организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. На практике эта норма вылилась в практически повсеместную передачу полной ответственности за всю сеть образовательных учреждений органам местного самоуправления. Сегодня 71,5% расходов на образование в целом осуществляется из местных бюджетов. При этом муниципальные образования в подавляющем большинстве случаев лишены необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов. Особенно острая ситуация сложилась в сельской местности, где почти все школы являются муниципальными, финансовые возможности органов местного самоуправления особенно невелики, а удельные затраты на одного обучающегося при этом существенно выше – в 1,25-1,5 раза. Органы местного самоуправления в большинстве своем не заинтересованы в оптимизации сети школьных учреждений, что приводит к неоправданному и неэффективному росту затрат в этой сфере. Федеральные органы государственной власти принимают при этом такие решения, которые предопределяют затраты органов местного самоуправления, неадекватные их доходам. Примерами могут служить уменьшение норматива классокомлектов с 40 учащихся до 25, увеличение учебной нагрузки на учащихся и другие решения, влекущие значительное увеличение затрат и не подкрепленные реальными экономическими возможностями государства. Как представляется, реальные возможности органов местного самоуправления в сфере образования ограничены обеспечением материально-технических условий для предоставления образовательных услуг. Финансирование самого образовательного процесса, в том числе заработной платы, учебных расходов и др., естественно было бы отнести к органам государственной власти регионального уровня. На общегосударственном уровне должны устанавливаться федеральные образовательные стандарты, а также приниматься меры контроля за их соблюдением. Непосредственное осуществление расходов следует возложить на органы местного самоуправления. Это распределение полномочий в наибольшей мере удовлетворяет жесткому требованию сохранения единства образовательного пространства.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча