31.03.2019

Закон о игровых автоматах. Фундаментальные исследования


1

Статья посвящена исследованию особенностей объективной стороны незаконных организации и проведения азартных игр. В первую очередь автор обращает внимание на недостатки понятий, таких как «Азартная игра», «организация», «проведение», используемых в формулировке диспозиции ст. 171.2 УК РФ. В целях устранения изложенных в статье недостатков автор приводит рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. Далее осуществляется попытка разрешить дискуссионный вопрос о количестве самостоятельных форм организации и проведения азартных игр. Автор приходит к выводу, что таких форм всего три, учитывая тот факт, что и организация, и проведение как виды деятельности раздельно осуществляться не могут. Кроме того, в статье изложено мнение автора о том, что данное преступление может быть совершено лишь действием, тогда как бездействием может быть реализована лишь часть объективной стороны. В заключение автор отмечает некоторые различия между предыдущей и действующей редакциями ст. 171.2 УК РФ, а также дает оценку эффективности нововведений. Игорный бизнес как сфера предпринимательской деятельности носит комплексный и неоднозначный характер. Осуществляя реформу данного вида деятельности, законодатель решил существенно ограничить, но вместе с тем сохранить азартные игры, что отчасти сравнимо с моделью, применяющейся в США.

азартные игры

уголовное право

организация

проведение

игорный бизнес

объективная сторона

1. Лихолетов А.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия незаконному игорному бизнесу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2013. – 27 с.

2. Севостьянов Р.А., Просвирин Е.В. Проблемы уголовно-правового регулирования организации и ведения незаконного игорного бизнеса. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 208 с.

3. Статистические сведения о преступлениях, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2013 года / ФКУ «ГИАЦ МВД России». Ф.491. КН.5.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / М.П. Журавлев и др.; под ред. А.И. Рарога. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 784 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174910 (Дата обращения 19.02.2015).

6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 22.07.2014) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2014) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165951/ (Дата обращения 19.02.2015).

Игорный бизнес как сфера предпринимательской деятельности носит комплексный и неоднозначный характер. Осуществляя реформу данного вида деятельности, законодатель решил существенно ограничить, но вместе с тем сохранить азартные игры, что, отчасти, сравнимо с моделью, применяющейся в США. Такое решение можно назвать вполне справедливым, поскольку, с одной стороны, азартные игры являются хорошим источником пополнения бюджета и выступают популярной формой досуга среди граждан, а с другой стороны, чрезмерное распространение игорных заведений крайне затруднило бы их контроль, не говоря уже о появлении ряда других негативных эффектов, таких как нанесение ущерба общественной нравственности населения и рост заболеваемости игровой зависимостью. Началом реформы послужило принятие федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым законный игорный бизнес был перенесен в специально предназначенные зоны .

Оставшиеся игорные заведения были объявлены незаконными, но тем не менее в значительном количестве продолжили свою деятельность, вызвав необходимость применения уголовно-правовых мер, в связи с чем в 2011 году в УК РФ была введена ст. 171.2, устанавливающая специальную уголовную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр .

Одной из особенностей формулировки объективной стороны данного состава преступления выступало наличие признака извлечения дохода в крупном размере, который, как позднее оказалось, создавал серьезные трудности в привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Сам факт организации либо проведения азартных игр в неразрешенной зоне до недавнего времени признавался лишь административным правонарушением и квалифицировался по ст. 14.1.1. КоАП РФ. Для возникновения же уголовной ответственности необходимо было извлечь доход на сумму не менее 1 500 000 рублей. Зная об этой особенности, виновные лица вывозили из игорного заведения полученную прибыль, не позволяя достичь ей вышеуказанного значения. Различная финансовая документация, позволяющая установить извлеченный доход, хранилась в ином месте либо не велась вовсе.

Низкую эффективность действия предыдущей редакции ст. 171.2 УК РФ наглядно отражает статистика. Количество зарегистрированных незаконных организации и проведения азартных игр в Российской Федерации в 2013 году составило всего лишь 106. В суд с обвинительным заключением направлены только 46 уголовных дел. Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, составило 88 человек . Учитывая высокую латентность подобных преступлений, можно с уверенностью сказать, что формулировка предыдущей редакции ст. 171.2 УК РФ была неудачной и не отвечала фактическому положению дел.

Такая ситуация не могла остаться без внимания законодателя, который Федеральным законом от 22.12.2014 № 430-ФЗ усовершенствовал формулировки ст. 171.2 УК РФ и ст. 14.1.1. КоАП РФ. В первую очередь были изменены признаки объективной стороны незаконных организации и проведения азартных игр, на содержании которых следует остановиться подробнее.

Ряд понятий, используемых в формулировке ст. 171.2 УК РФ, не раскрывается, в связи с чем для их определения следует обращаться к другим нормативным актам. Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ гласит, что азартной игрой является «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры» . Такое определение, на наш взгляд, справедливо лишь частично и не охватывает некоторые существующие игры. Блэк-джек и покер, например, в рамках данного определения являются лишь соглашением, в то время как данные игры требуют от участников активных действий, которые в определение не включены, что представляется серьезным упущением. Иными словами, по своей природе азартная игра является не столько соглашением, сколько деятельностью в рамках соглашения.

Излишним в определении являются указания на «правила, установленные организатором азартной игры». Игроки и организаторы игр в любом случае должны следовать каким-либо правилам, поскольку они включены в заключаемое между ними соглашение.

Таким образом, если исключить тавтологию и иные недостатки из определения, то под азартной игрой, на наш взгляд, будет пониматься деятельность организаторов и участников в рамках заключенного соглашения о выигрыше, основанного на риске.

ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ раскрывает также иные понятия объективной стороны, в частности организацией и проведением признается «деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры» .

Таким образом, два совершенно различных действия охватываются одним понятием, что представляется серьезным недостатком. Для выработки корректного определения можно провести аналогию с иными составами преступлений, содержащими схожие по своей природе действия. Применительно к статьям 208, 210 УК РФ Б.В. Яцеленко справедливо раскрывает понятие «организация» через такие составляющие, как создание, руководство, финансирование .

Созданием является деятельность по разработке структуры игорного заведения, согласованию взаимоотношений с иными участниками, найму работников. Под руководством можно понимать издание приказов, распоряжений, выполнение контрольных и организационно-распорядительных функций. Финансирование выражается в виде предоставления или сбора средств в целях обеспечения деятельности объединения. Все указанные элементы являются, несомненно, признаками организации незаконных азартных игр. Следует также отметить, что понятие «организация» носит двойственный характер, поскольку может выступать и результатом деятельности, и самой деятельностью, то есть процессом. Поскольку в предыдущей редакции ст. 171.2 УК РФ состав был материальным, то организация выступала исключительно в качестве результата. В действующей редакции состав преступления стал формальным, однако, на наш взгляд, сам процесс организации не является оконченным преступлением, а выступает лишь приготовлением либо покушением. Для того чтобы данное преступление стало оконченным, необходимо обеспечить определенные условия для реализации соглашения о выигрыше.

Исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение организации незаконных азартных игр: «создание и финансирование условий для деятельности по заключению и исполнению соглашения о выигрыше, основанного на риске, а равно руководство такими условиями».

Проведение азартных игр является деятельностью по реализации соглашения о выигрыше, основанного на риске. Такую деятельность условно можно разделить на три категории:

1) деятельность, непосредственно направленная на осуществление конкретных азартных игр;

2) деятельность, направленная на поддержание установленного порядка игорного заведения;

3) деятельность, направленная на обслуживание посетителей и работников игорного заведения.

Именно первая категория является наказуемой, поскольку относится к непосредственному исполнению объективной стороны. Действия, подпадающие под остальные категории, могут рассматриваться как пособничество в совершении преступления, но лишь при наличии умысла на соучастие.

Таким образом, под проведением незаконных азартных игр предлагается понимать деятельность, направленную на реализацию соглашения, основанного на риске, и равно направленную на поддержание порядка в игорном заведении и обслуживание участников.

В диспозиции ст. 171.2 УК РФ описывается несколько форм объективной стороны преступления, по поводу самостоятельности которых среди ученых ведутся дискуссии. А.А. Лихолетов, например, выделяет шесть самостоятельных форм.

1) организация азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны;

2) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны;

3) организация азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи;

4) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи;

5) организация азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;

6) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне .

Р.А. Севостьянов и Е.В. Просвирин с учетом предлагаемых ими изменений говорят о четырех формах:

1) организация азартной игры вне игорных зон;

2) проведение азартной игры вне игорных зон;

3) организация и проведение азартной игры вне игорных зон;

4) организация и проведение азартной игры без соответствующего разрешения (лицензии) в игорной зоне .

Обе позиции похожи тем, что организация и проведение рассматриваются как независимые виды деятельности. Организация азартных игр, несомненно, может быть реализована самостоятельно от проведения, однако в таком случае результатом выступит, скорее всего, готовое для выполнения своих функций игорное заведение, но в данных целях не используемое, что делает невозможным извлечение прибыли. Без проведения игр такая деятельность опять же будет неоконченным преступлением.

В свою очередь, без создания хотя бы минимальных условий для реализации соглашения о выигрыше провести азартные игры не представляется возможным. Иными словами, проведение без предварительной организации невозможно.

Исходя из формулировки статьи 171.2 УК РФ, представляется, что объективная сторона незаконной организации и проведения азартных игр может выражаться в трех самостоятельных формах:

1) организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны;

2) организация и (или) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи;

3) организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Далее необходимо коснуться вопроса о том, в какой форме может быть совершено преступление, предусмотренное статьей 171.2 УК РФ. Поскольку организация и проведение азартных игр, вне всяких сомнений, являются сложными видами деятельности, для реализации которых нужно приложить существенные усилия, то данное преступление может быть совершено только действием. Часть объективной стороны может быть выполнена бездействием, например, невыполнение обязанности по получению разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах. Однако уголовная ответственность предусмотрена не за отсутствие разрешения и не за невыполнение обязанности по получению разрешения, а за осуществление игорной деятельности в том или ином виде. Таким образом, преступление, предусмотренное статьей 171.2 УК РФ, может быть совершено лишь в форме действия.

Продолжая анализ объективной стороны, нельзя не остановиться на различиях между предыдущей и действующей редакциями. Основным изменением является изъятие из части первой признака извлечения дохода в крупном размере, который, как уже было сказано, действительно создавал трудности в привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Однако, пытаясь усовершенствовать ст. 171.2 УК РФ, законодатель пришел к другой крайности - теперь организация подпольного казино и организация азартных игр в целях досуга (например, карточная игра в кругу близких) являются тождественнымм деяниями. Нет сомнений, что указанные деяния могут быть разграничены благодаря признакам малозначительности, однако ст. 171.2 УК РФ теперь все же носит репрессивный характер. Думается, что признак извлечения дохода в крупном размере действительно был излишним, однако простое его изъятие недопустимо - необходима замена на иной признак либо новая формулировка диспозиции.

Таким образом, анализ объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 171.2 УК РФ, позволил выявить существующие особенности и недостатки новой редакции, что в дальнейшем может быть использовано при разработке изменений, подлежащих внесению в данную статью.

Рецензенты:

Васильева О.А., д.ю.н., профессор, заведующая отделом, ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва;

Беликова К.М., д.ю.н., профессор кафедры гражданского и трудового права, РУДН, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 10.04.2015.

Библиографическая ссылка

Мосечкин И.Н. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-14. – С. 3210-3213;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37720 (дата обращения: 10.12.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены организованной группой;

б) сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершены лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 171.2 УК РФ

1. Рассматриваемая норма охраняет отношения, позитивно регулируемые прежде всего Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 16.10.2012) . Соответственно, содержание большинства понятий, используемых в комментируемой статье, устанавливается в этом Федеральном законе.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7; 2009. N 30. Ст. 3737; 2010. N 17. Ст. 1987; N 45. Ст. 5746; 2011. N 19. Ст. 2716; N 24. Ст. 3358; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; 2012. N 43. Ст. 5781.

2. Под азартными играми понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Под игровым оборудованием имеются в виду устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, в том числе игровой стол, игровой автомат, под игорной зоной — часть территории РФ, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с указанным Федеральным законом (п. п. 1, 7, 16, 17, 18 ст. 4). Игорные зоны создаются в порядке, определенном ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Положением о создании и ликвидации игорных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 376 (в ред. от 16.10.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3181; 2011. N 5. Ст. 749; 2012. N 43. Ст. 5781.

3. О понятии информационно-телекоммуникационных сетей и их использовании см. ст. ст. 2, 15 и др. Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038; РГ. 2011. N 161; 2012. N 172.

4. О понятии средств связи см. ст. 2 и др. Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 25.12.2012) . О понятии подвижной связи см. Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (в ред. от 06.10.2011) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 29. Ст. 2895; 2007. N 7. Ст. 835; 2010. N 29. Ст. 3625; 2010. N 7. Ст. 705; N 15. Ст. 1737; N 27. Ст. 3408; N 31. Ст. 4190; 2011. N 7. Ст. 901; N 9. Ст. 1205; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4284, 4291; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7351, 7366; 2012. N 31. Ст. 4322, 4328; РГ. 2012. N 302.

СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2133; N 27. Ст. 2768; 2007. N 7. Ст. 898; N 43. Ст. 5194; 2008. N 8. Ст. 749; 2011. N 42. Ст. 5922.

5. Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; осуществляют функции по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне органы управления игорными зонами (п. 8 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Орган управления игорной зоной должен представлять собой орган исполнительной власти субъекта РФ, специально созданный для целей управления игорной зоной, осуществляющий свои полномочия на основе принятого органом законодательной власти субъекта РФ нормативного правового акта с соблюдением требований настоящего Федерального закона, а также соответствующего решения Правительства РФ о создании игорной зоны. В настоящее время идет работа по формированию органов управления игорными зонами. Порядок и основания выдачи указанных разрешений установлены ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
———————————
См.: Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

6. Проведение азартных игр состоит в непосредственном участии в заключении соответствующих сделок с участниками игр. Организация азартных игр может состоять в организации совершения преступления в виде проведения игр, в руководстве проведением игр, в создании организованной группы с целью незаконного проведения азартных игр, когда далее лицо в руководстве группой уже не участвует, но в соответствии с его замыслом участники организованной группы извлекают не менее чем крупный доход в результате незаконного проведения азартных игр. Исходя из п. п. 5 и 10 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатор азартной игры может непосредственно заключить соглашения с участником игры, в этом случае при предусмотренных в комментируемой статье условиях содеянное должно квалифицироваться и как проведение незаконных азартной игры.

7. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента извлечения дохода в крупном размере (см. примеч. к ст. 169). Об исчислении такого дохода см. коммент. к ст. 171.

8. Деятельность по организации и проведению азартных игр является предпринимательской, поэтому и в случае осуществления такой деятельности незаконно (так же, как при незаконном предпринимательстве) она должна отвечать содержательным признакам данной деятельности, указанным в п. 1 статье 2 ГК РФ . Из этого, в частности, следует, что если такая деятельность направлена не на систематическое извлечение прибыли, а на заключение разовых сделок, содеянное состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует. Однако доказанность лишь разовых сделок сама по себе не свидетельствует о том, что у лица не было намерения осуществлять деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли. Поэтому выявление лишь одной или нескольких сделок, в результате которых извлечен доход, не достигающий крупного размера, должно квалифицироваться по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 171 УК, если умысел лица был направлен на извлечение крупного дохода в результате незаконной организации или проведения азартных игр (данное правило применяется и при квалификации по ч. 3 ст. 33, п. «а» ч. 2 ст. 171 УК при установлении направленности умысла на извлечение дохода в особо крупном размере).
———————————
Постановлением Президиума ВС РФ от 08.02.2006 N 861п05пр данное Определение оставлено без изменения.

9. Субъект преступления — общий. В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатором азартной игры названо юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. Однако следует учесть, что это определение рассчитано на законную деятельность по организации и проведению азартных игр, а потому не может ограничивать действие комментируемой статьи, предусматривающей ответственность за незаконную деятельность. Поэтому к ответственности по комментируемой статье могут быть привлечены и лица, не находящиеся в трудовых отношениях с каким-либо юридическим лицом, но фактически незаконно осуществляющие указанный вид деятельности.
———————————
Такова и судебная практика по привлечению к административной ответственности за соответствующее нарушение. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10 по делу N А31-8793/2009; Определение ВАС РФ от 30.09.2010 N ВАС-9174/10 по делу N А31-8793/2009.

10. Преступление совершается умышленно. По отношению к размеру дохода умысел может быть неконкретизированным.

11. О квалифицирующих признаках извлечения дохода в особо крупном размере и совершения преступления организованной группой см. коммент. к ст. 171.

ВНИМАНИЕ! с 03.01.2015 г. вступил в силу новый закон, определяющий ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр!

А именно: с 03.01.2015 действует новая редакция статьи 171.2. Уголовного кодекса РФ, статьи 14.1.1. КоАП РФ (тексты новой редакции указанных статей приведены в завершении настоящей справки).

В соответствии с новой редакцией статьи 171.2. УК РФ, уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр наступает (по первой части указанной статьи) вне зависимости от размера извлеченного дохода, т.е. за факт осуществления указанной деятельности. При этом новая редакция части 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ теперь предусматривает ответственность только для юридических лиц. Одновременно новая редакция ст. 14.1.1 КоАП РФ вводит новый состав правонарушения (ч. 4 ст. 14.1.1.) в виде "Осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией".

В чем суть изменений:

1) ранее, до 03.01.2015, в случае выявления факта незаконной организации и проведения азартных игр при доказанной сумме извлеченного дохода от 1,5 млн. и выше деяние квалифицировалось как уголовное преступление, а при доказанной сумме извлеченного дохода менее 1,5 млн. - как административное правонарушение.
С вступлением в силу описанных изменений при выявлении незаконной организации и проведения азартных игр может быть возбуждено:
- уголовное дело;
- административное дело в отношении юридического лица;
- одновременно уголовное дело в отношении физического лица и административное дело в отношении юридического лица.

2) описание состава преступления и правонарушения не поменялось.
Изменился порог суммы дохода: с 1,5 млн. до "независимо от суммы дохода" для привлечения физического лица к уголовной ответственности.
Тот состав, который ранее был в первой части статьи 171.2. УК РФ (доход от 1,5 млн. рублей) - "переехал" во вторую (квалифицированную) часть ст. 171.2. УК РФ;
тот состав, который ранее был во второй части статьи 171.2. УК РФ (доход от 6 млн. рублей) - "переехал" в третью (особо квалифицированную) часть ст. 171.2. УК РФ.

3) появился новый состав административного правонарушения для букмекеров (и тотализаторов), который позволяет применять такой вид наказания как административное приостановление деятельности пункта приема ставок или всей букмекерской конторы (на усмотрение судьи районного суда).

При этом необходимо отметить, что ст. 171.2. УК РФ относится к категории "экономических" преступлений.
Уже не первый год уголовно-процессуальное законодательство содержит норму (ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ), в соответствии с которой заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 171.2. УК РФ (не зависимо от части статьи).

Также необходимо отметить, что практика применения в РФ уголовного законодательства отличается от практики применения законодательства административного. Главное отличие практического применения - обязательность проведения экспертизы.
К слову: в соответствии с УПК РФ, экспертизировать изъятое оборудование возможно и до возбуждения уголовного дела.

В настоящий момент еще рано говорить о каких-либо тенденциях правоприменительной практики по новому закону. Но и сейчас с уверенностью можно сказать, что решающим доказательством будет именно заключение экспертизы оборудования.

ТЕКСТЫ СТАТЕЙ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ:

Статья 171.2. УК РФ "Незаконные организация и проведение азартных игр"

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены организованной группой;

б) сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершены лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Статья 14.1.1. КоАП РФ "Незаконные организация и проведение азартных игр"

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.

2. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.

3. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Азартные игры, казино и игровые автоматы в Российской Федерации не запрещены законом. Наказание возлагается лишь за незаконную организацию и проведение азартных игр. Любой гражданин имеет возможность организовывать игорный бизнес - надо лишь получить специальное разрешение. В противном случае будет сформировано дело уголовного характера, о ходе и последствиях которого будет рассказано в этой статье.

Азартные игры: что это такое?

В России действует Закон № 244-ФЗ "О регулировании государством деятельности в области организации игр азартного характера". В соответствии с данным нормативным актом, под играми азартного характера понимаются заключаемые между участниками и организаторами соглашения, основанные на риске. Количество участников всегда ограничено. Играть они могут против организатора или между собой. Правила всегда устанавливаются организатором.

Стоит отличать понятия игр азартного характера и лотереи. В первом случае действуют нормы уголовного права, во втором - административного. Нередко мошенники маскируют казино под лотерею, что является наказуемым по УК РФ деянием.

Организатор игры может являться физическим или юридическим лицом. Именно он несет ответственность за незаконную организацию и проведение игр азартного характера. Наказание возлагается согласно положениям УК РФ, если речь идет о физическом лице, и в соответствии с нормами КоАП - если в деле замешаны юридические лица.

Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр

Обзавестись игорным бизнесом сегодня не так уж и просто. Придется пройти ряд сложных бюрократических процедур, запросить множество документов, найти подходящее место и т.д. Естественно, отдельные граждане не желают утруждать себя подобными работами, а потому организуют свой бизнес нелегально. Это, в свою очередь, является преступлением, за которое должны возлагаться санкции.

Речь в УК РФ идет о простых гражданах, то есть о лицах физических. Согласно статье 171.2 российского Уголовного кодекса, гражданин наказывается штрафом в размере до полумиллиона рублей, либо тюремным сроком до пяти лет. Существует также ряд отягчающих обстоятельств, среди которых:

  • совершение преступления лицом с использованием своего должностного положения (например, полицейский «крышует» организаторов казино);
  • совершение преступления в группе;
  • извлечение особо крупного дохода.

Преступление с наличием отягчающих обстоятельств повлечет за собой штраф до миллиона рублей, тюремный срок до шести лет, либо лишение возможности занимать профессиональную должность сроком до пяти лет.

Таким образом, за незаконную организацию и проведение азартных игр устанавливаются довольно серьезные санкции. Далее будет рассказано о том, как следует организовывать игорный бизнес в соответствии с законом.

Проблемы уголовно регулирования в области незаконной организации и проведения азартных игр

В комментариях к ст. 171.2 российского Уголовного кодекса говорится о возможных трудностях и проблемах, которые могут возникнуть при организации государственного регулирования азартных игр. Успешная работа в рассматриваемой области возможна лишь в случае грамотного выделения особых признаков игорного бизнеса. К таким относятся:

  • платность и наличие риска;
  • наличие соглашения между участниками и организатором;
  • наличие правил проведения игры, условий получения выигрыша и прочих особенностей.

У такого преступного деяния, как незаконное формирование и проведение азартных игр, есть целая система объектов. На первой ступени расположен родовой объект. Под ним понимается установленный законом порядок реализации государственной экономики. Далее следует видовой объект - порядок реализации экономической деятельности. Наконец, существует непосредственный объект. Здесь речь идет о процессе осуществления предпринимательства, имеющего законный или незаконный характер.

Таким образом, объект рассматриваемого преступления имеет весьма необычную специфику. В то время как большинство преступлений, закрепленных в УК РФ, имеют родовым объектом общественную нравственность и здоровье, в случае с рассматриваемым деянием речь идет об экономическом факторе.

Государственное регулирование игорного бизнеса

Прокуратура Российской Федерации внимательно следит за тем, чтобы азартные игры в стране были организованы в соответствии с законом. Существует особый порядок построения и реализации бизнеса с игровыми автоматами и казино. Для начала необходимо запросить и приобрести специальную лицензию. После этого работать придется в соответствии с законодательством под постоянным надзором государства.

Сами же власти должны регулировать игорный бизнес следующим образом:

  • устанавливать порядок осуществления деятельности по формированию игорного предпринимательства и его реализации;
  • выделять территории и зоны, разрешенные для игр азартного характера;
  • выдавать соответствующие лицензии и разрешения;
  • осуществлять постоянный государственный контроль за организацией азартных игр.

Компетентными органами в данном случае будут специальные правительственные ведомства и министерства, уполномоченные в сфере организации и проведения азартных игр.

Разрешенные для игровой зоны

В Российской Федерации существует пять игорных зон - специальных территорий, где допускается законная организация и проведение азартных игр. В границах каждой такой зоны допускается возведение не более одного игорного заведения. На данный момент в список игорных зон входят следующие регионы:

  • Алтайский, Краснодарский и Приморский края;
  • Калининградская область;
  • Республика Крым.


Формирование и ликвидация игорных зон относится к ведению российского Правительства. В его же компетенции находится формирование границ, знаков, наименований и прочих параметров игорных заведений. При этом исполнительный орган власти РФ не может принять решение об удалении игорной зоны в течение десяти лет с момента ее создания.

Особенности незаконного игорного бизнеса

Следует обратить внимание на деятельность правоохранительных органов, которые занимаются расследованиями в представленной сфере. Вот каким моментам должен уделять внимание следователь или дознаватель, имея своей целью обнаружение незаконного проведения азартных игр:

  • использование автоматов для игры, или же прочего специального оборудования, которое можно использовать для проведения игр азартного характера;
  • наличие особой информации о казино или игровых машинах;
  • использование интернета для организации казино в режиме онлайн;
  • отсутствие у организаторов специальной лицензии или наличие просроченной лицензии.


Таким образом, принципы и условия организации нелегального игорного бизнеса всегда одинаково простые. Преступники не имеют соответствующей документации, работают подпольно и обладают ограниченным кругом посетителей.

Порядок расследования дел

О порядке расследовения преступлений в сфере незаконной организации и проведении азартных игр статья 171.2 российского Уголовного кодекса не предоставляет никаких сведений. Именно поэтому нужно обратить внимание на профессиональную деятельность органов правоохранительной системы. Работают они всегда по строгому плану, первым пунктом которого является выяснение способа совершения преступного деяния. С ним неразрывно связаны и методы. Мотивы и цели у преступников в рассматриваемой области всегда финансовые. Необходимо также раскрыть личности преступников.

С чего начинается операция по поимке организаторов незаконной организации и проведения азартных игр? Доклад о деле, полученный сотрудниками правоохранительных органов от начальства, включает в себя задачу по наблюдению за вызывающими подозрение объектами. Далее необходимо постараться установить личности. Как только будет собрано достаточное количество сведений, сотрудники сами обратятся за услугами казино. Называется это мнимой сделкой, необходимой для проверки механизма рабочей организации. На последнем этапе опрашиваются свидетели и обвиняемые, изымается техника, проверяется документация, проводятся экспертизы и эксперименты.

Онлайн-казино

В странах мира отношение к интернет-казино различное. Где-то для их организации нужна лицензия, а где-то подобные ресурсы можно создать без какой-либо документации. Разрешены ли онлайн-казино в Российской Федерации?

Согласно статье 171.2 Уголовного кодекса РФ, а также ФЗ № 244 от 2006 года, в стране устанавливается полный запрет на организацию игорного бизнеса вне специализированных залов и территорий. Создатели игровых залов в интернет-пространстве будут привлечены к ответственности по статье 171.2 УК РФ. Если же организатор казино находится не в России, то санкция будет возложена на соответствующего интернет-провайдера.

Судебная практика

Для лучшего понимания рассматриваемого преступления стоит рассказать об одном реальном примере. Правоохранители раскрыли дело об организации азартных игр мужчиной и женщиной. Помещение со множеством игровых автоматов находилось вне специализированной зоны, вследствие чего не было зарегистрировано в государственном реестре. Более того, игорное помещение позволяло получать с нелегального бизнеса особо крупные доходы.

Как оказалось, мужчина и женщина были операторами игровых столов. В виду того, что оба обвиняемых характеризовались положительно и имели детей, два года тюремного наказания были заменены на условные сроки.

Административное наказание

В КоАП также присутствует норма об играх азартного характера. В статье 14.1.1 кодекса рассказывается о юридических лицах, незаконно организующих игорный бизнес. Штраф в данном случае устанавливается до 1 млн. рублей. Такое же наказание грозит и для организаторов казино через коммуникационную сеть "Интернет".

Помимо казино, речь в КоАП идет о букмекерах. За организацию букмекерской деятельности без специальной лицензии виновникам грозит штраф до 4 тыс. рублей. Если же речь идет о юридических лицах, то сумма штрафа будет несколько больше - до 1 млн. рублей.

Игорный бизнес в России в 2016 году — один из наиболее активно регулируемых государством видов деятельности. Строгость законов, регламентирующих работу соответствующих коммерческих предприятий, дает повод многим представителям бизнес-сообщества говорить о его фактической нелегальности в РФ. Давайте разберемся, насколько правомерен данный тезис.

Что легально по закону об игорном бизнесе

Под нелегальностью игорного бизнеса в РФ чаще всего понимается большой спектр ограничений на деятельность коммерческих предприятий данного профиля, которые в основном были введены в 2009 году — на фоне социального резонанса, возникшего в силу роста игровой зависимости граждан, особенно подросткового возраста.

Поэтому правомерно говорить не столько о легализации игорного бизнеса в России в 2016 году (принципиально он не запрещен), сколько о специфике его весьма строгого регулирования, об ограничениях на его ведение и возможных перспективах их снятия.

Давайте изучим нормы права, в соответствии с которым данный вид предпринимательской деятельности регулируется и, собственно, приобретает легальность. Главный законодательный документ, регламентирующий соответствующий вид бизнеса, — закон «О госрегулировании деятельности по организации азартных игр» от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

При этом данный источник права не раскрывает понятие игорного бизнеса. Но его вполне можно причислить к группе видов деятельности, попадающих под классификацию азартной игры. А это понятие как раз и закреплено в законе № 244-ФЗ. Похожая интерпретация термина «игорный бизнес» приведена и в ст. 364 НК РФ — как коммерческая деятельность по учреждению азартных игр.

В соответствии с п. 1 ст. 4 закона № 244-ФЗ под азартной игрой следует понимать основанный на риске договор о выигрыше, который заключается двумя и более участниками данного договора между собой либо с учредителем азартной игры в соответствии с правилами, установленными последним.

Разновидность азартной игры — пари — заключается между участниками азартной игры (либо с ее учредителем) и предполагает определение исхода договора о выигрыше в зависимости от наступления некоторого события, на ход которого не могут повлиять стороны соответствующего договора (п. 2 ст. 4 закона № 244-ФЗ).

«Классика» и тотализаторы

Под общее описание азартной игры, приведенное в законе № 244-ФЗ, подходят классические азартные игры, организуемые с использованием:

  • игровых автоматов;
  • игральных столов — с фишками, картами и иными азартными составляющими.

Под описание пари подходят тотализатор и букмекерская контора — учреждения, принимающие ставки на исход неких состязаний (в большинстве случаев — в области профессионального спорта).

Таким образом, в РФ принципиально разрешены самые распространенные форматы азартных игр: розыгрыши через автоматы, казино, тотализаторы, букмекерские конторы. Однако при этом имеет значение территория проведения соответствующих игр.

Во всех регионах РФ легальны тотализаторы и букмекерские конторы — при условии их учреждения в соответствии с требованиями закона № 244-ФЗ и корреспондирующих с ними НПА. В свою очередь, на большей части РФ запрещены классические азартные игры — автоматы и казино. Разрешены они только в специализированных игорных зонах.

Таким образом, «классика» азартных игр нелегальна во всех регионах РФ, кроме игорных зон. Тотализаторы и букмекерские конторы легальны на территории всей России.

Законом установлены весьма строгие требования к организаторам азартных игр.

Кто может быть учредителем азартных игр в РФ

Вести игорный бизнес в РФ могут:

  • юрлица, зарегистрированные в РФ;
  • фирмы, имеющие чистые активы не менее 600 000 000 руб. (если речь идет о проведении игр в формате казино и с использованием игровых автоматов), а также не менее 1 000 000 000 руб. (если речь идет о деятельности тотализаторов и букмекеров);
  • фирмы, имеющие уставный капитал не менее 100 000 000 руб. (если речь идет о букмекере или тотализаторе);
  • фирмы, имеющие банковские гарантии сроком действия не менее 5 лет в размере не менее 500 000 000 руб. (если опять же речь идет о букмекере или тотализаторе).

Как мы отметили выше, классический игорный бизнес — с игровыми автоматами и в формате казино — разрешен только в специализированных зонах.

Где в РФ располагаются игорные зоны

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 244-ФЗ на территории РФ сформировано 5 игорных зон — территорий, на которых разрешены все виды азартных игр. Они располагаются:

  • в Республике Крым;
  • в Алтайском крае;
  • в Краснодарском крае (до 01.01.2019);
  • в Приморском крае;
  • в Калининградской области.

Однажды созданная игорная зона не может быть закрыта ранее чем через 10 лет после ее формирования (п. 7 ст. 9 закона № 244-ФЗ).

Для того чтобы начать деятельность по организации азартных игр в соответствующей зоне, бизнесам необходимо получать разрешения (п. 8 ст. 4, п. 1 ст. 13 закона № 244-ФЗ). Они выдаются без ограничения срока действия.

Рассмотрим специфику букмекерских контор и тотализаторов — организаторов азартных игр, деятельность которых разрешена, в свою очередь, на всей территории России.

Легализация игорного бизнеса в России: тотализаторы и букмекеры

Букмекеры и тотализаторы могут работать по всей стране — при условии:

В лицензии тотализатора или букмекера должно быть указано, что организатор азартной игры вправе учреждать процедуры заключения пари — основной предмет договоров о выигрыше в формате тотализаторов и букмекеров. Например, это может быть пари касательно исхода результатов спортивной игры.

Легален ли игровой бизнес онлайн?

Онлайн-аналоги классических азартных игр — в виде виртуальных казино и игровых автоматов — в РФ запрещены (п. 3 ст. 5 закона № 244-ФЗ). Кроме того, ВС РФ в определении от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 установил, что российские провайдеры обязаны блокировать сайты, предлагающие пользователям сыграть в соответствующем формате.

В свою очередь, тотализаторы и букмекеры могут вести деятельность онлайн — как операторы интерактивных ставок. Иными словами — принимая денежные средства в электронном виде и выплачивая выигрыши также через интернет, при задействовании процессинговых центров (п. 3.1, 25, 26 ст. 4 закона № 244-ФЗ).

Лотереи: в чем их особенности и ключевые отличия от игорного бизнеса

Лотереи часто воспринимаются как подвид азартных игр. Однако с точки зрения закона это не так. Прежде всего это можно наблюдать на примере того факта, что организация лотерей регулируется отдельным НПА — законом «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ.

Если следовать нормам п. 1 ст. 2 закона № 138-ФЗ, под лотереей следует понимать игру, которая организуется в соответствии с соглашением, в рамках которого одна сторона (оператор) разыгрывает призовой фонд, а вторая (участник) получает право на денежный выигрыш на условиях лотереи. Соглашение между оператором и участником оформляется посредством лотерейного билета с уникальной комбинацией, нанесенной в момент изготовления.

Условиями выигрыша в лотерее могут быть:

  • полное или частичное совпадение комбинации на билете с той комбинацией, которая разыгрывается оператором в случайном порядке (если речь идет о тиражной лотерее);
  • наличие определенной комбинации на билете, обнаруживаемой по факту стирания с него защитного покрытия (если речь идет о бестиражной лотерее).

Принципиальная разница в правовой природе между азартными играми и лотереями заключается в том, что учредителем последних в РФ является государство (главным образом в лице Министерства финансов). Оно организует лотереи при содействии операторов, заключая с ними контракты на основе открытого конкурса. Фирма, претендующая на соответствующий статус, должна соответствовать таким требованиям, как:

В руководстве фирмы, претендующей на статус оператора лотереи, не могут работать люди, которые имели судимость за экономические преступления. Оператор обязан информировать организатора лотереи о лицах, которые могут влиять на проведение розыгрышей.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 6.1 закона № 138-ФЗ учреждение азартных игр под видом лотерей в РФ запрещено, равно как и использование в целях проведения лотерей тех или иных видов игрового оборудования.

Онлайн-лотереи в РФ в большинстве своем запрещены (п. 4 ст. 6.1 закона № 138-ФЗ), за исключением Всероссийской государственной лотереи, а также международных игр.

Что нового ожидается в регулировании игорного бизнеса

В деловом сообществе РФ весьма популярны дискуссии относительно перспектив изменений в действующем законодательстве РФ, регулирующем игорный бизнес и смежную с ним деятельность — организацию лотерей. По большей части данные дискуссии не опираются на официальные данные — их суть сводится к обмену тезисами об оптимизации соответствующих НПА, необходимость в которой может быть обусловлена, к примеру, стремлением государства повысить собираемость налогов с игорных бизнесов.

Например, тезис о том, что законодателю имеет смысл ввести норму, по которой организаторы азартных игр будут обязаны выступать налоговыми агентами и исчислять таким образом НДФЛ с выигрышей, выплачиваемых гражданам. Сегодня же соответствующий налог игроки должны платить сами за себя.

Еще одна примечательная инициатива — возможность введения нового формата бестиражных лотерей, предполагающего продажу билетов с помощью специализированных терминалов (наподобие вендинговых), посредством которых продается кофе и некоторые продукты питания.

Отметим, что обе указанные инициативы не характеризуются высоким уровнем поддержки в сообществе экспертов и предпринимателей.

Касательно первого тезиса — об установлении обязанностей для фирм по исчислению и уплате НДФЛ с выигрышей — возражения имеются прежде всего у бизнесменов. Суть этих возражений в том, что бизнесмены считают технологически крайне сложной процедуру выполнения обязательств в качестве налогового агента, — в частности, в силу необходимости сбора с игроков довольно большого объема персональных данных (не только паспортных, но также ИНН, сведений о статусе налогового резидента РФ у игрока и т. д.).

Вторая инициатива не находит поддержки у законодателей, которые считают, что соответствующий формат продажи лотерейных билетов, по сути, является аналогом игры в классические игровые автоматы, что может спровоцировать рост зависимости людей от таких игр. Напомним, именно она и стала одним из факторов введения государством в 2009 году значительных ограничений на деятельность учредителей азартных игр в РФ.

Итоги

В 2016 году игорный бизнес в России в соответствии с законодательством РФ классифицируется на 2 основные категории:

  • деятельность по организации работы казино, а также игр с задействованием игровых автоматов;
  • деятельность тотализаторов и букмекерских контор.

Первый вид бизнеса разрешен в 5 специализированных игорных зонах РФ. Второй — во всех российских регионах при условии, что у организатора игр есть лицензия, а также членство в саморегулируемой структуре.

Отдельно от игорного бизнеса с точки зрения права следует рассматривать лотереи. В РФ они могут проводиться только госорганами — с привлечением операторов, с которыми заключаются контракты посредством конкурса.

Деятельность лотерей, не являющихся государственными или международными, запрещена в российском интернете. В РФ установлен запрет на онлайн-казино и виртуальные игровые автоматы. Однако букмекеры и тотализаторы в порядке приема интерактивных ставок могут работать в российском интернете.

Изучить специфику налогообложения игорного бизнеса вы можете в статьях:


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча