16.03.2019

Источниками международного финансового права являются. Международные источники финансового права. Территории опережающего развития на Дальнем Востоке


0

Финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период. В бухгалтерском учете он определяется показателем прибыли или убытка.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации «бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса».

Основными показателями прибыли (убытков) являются:

Валовая прибыль, определяемая как разница между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции (работ, услуг);

Прибыль (убыток) от продаж, определяемая как разница между валовой прибылью и управленческими расходами и расходами на продажу;

Прибыль (убыток) до налогообложения, определяемая как сумма прибыли (убытков) от продаж и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов;

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, определяемая как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и налоговыми и другими обязательными платежами из прибыли.

Все эти показатели содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода как самостоятельный показатель не отражается, а является составной частью показателя нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), рассчитанного за весь период деятельности организации.

Для формирования финансовых результатов деятельности организации используются счета 90, 91, 99.

Счет 90 «Продажи» предназначен для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется для учета доходов и расходов от прочих операций.

Счет 99 «Прибыли и убытки» применяется для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Этот результат слагается из следующих показателей:

Финансового результата от обычных видов деятельности в корреспонденции со счетом 90;

Финансового результата прочих доходов и расходов в корреспонденции со счетом 91;

Начисленного условного налога на прибыль (постоянных налоговых активов и обязательств), а также сумм причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

По дебету счета 99 в течение отчетного года отражаются убытки (потери, расходы), по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов счета 99 за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года списывают со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Приведем схему счета 99.

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Убытки от продаж (с кредита субсчета 90-9 «Продажи»)

Убыток от прочих доходов и расходов (с кредита субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»)

Условный расход по налогу на прибыль, постоянное налоговое обязательство (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») Налоговые санкции за нарушение действующего законодательства (с кредита счетов 68 и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»)

Сальдо - непокрытые убытки

Прибыль от продаж (с дебета субсчета 90-9)

Прибыль от прочих доходов и расходов (с дебета субсчета 91-9)

Условный доход по налогу на прибыль, постоянный налоговый актив (с дебета счета 68)

Сальдо - чистая прибыль

Пример 1. Организация за рассматриваемый период получила прибыль от продажи продукции в размере 30 000 руб.; выявлены излишки материалов при инвентаризации -3500 руб.; оплата услуг банка составила 13 800 руб.; списана депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности в сумме 1300 руб.

Будут сделаны следующие бухгалтерские проводки.

Финансовый результат отчетного периода - прибыль до налогообложения, равная 21 000 руб.

Учет доходов будущих периодов

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе как доходы будущих периодов. Они списываются на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому относятся.

Для учета доходов, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета.

Субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов». По кредиту субсчета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, абонентская плата за пользование средствами связи, выручка за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и другие доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». По кредиту субсчета отражается рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно.

Суммы, учтенные на этом субсчете, списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

По безвозмездно полученным основным средствам и нематериальным активам - по мере начисления амортизации;

По иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).

Субсчет 98-3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы». По кредиту субсчета в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы недостач, выявленные за прошлые отчетные периоды (до отчетного года), признанные виновными лицами, или суммы, присужденные ко взысканию судом. Одновременно на эти суммы кредитуется счет 94 в корреспонденции с субсчетом 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

По мере погашения задолженности по недостачам кредитуется субсчет 73-2 в корреспонденции со счетами учета денежных средств при одновременном отражении поступивших сумм по кредиту счета 91 (прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году) и дебету субсчета 98-3.

Субсчет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей». По кредиту субсчета в корреспонденции с субсчетом 73-2 отражают разницу между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и стоимостью, числящейся в бухгалтерском учете организации. По мере погашения задолженности соответствующие разницы списывают с субсчета 98-4 в кредит счета 91.

Типовые проводки по учету финансовых результатов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету финансовых результатов

5. Списаны доходы будущих периодов на доходы отчетного периода

6. Выявлены в отчетном году суммы недостач за прошлые годы:-одновременно по мере погашения задолженности-одновременно


7. Отражена разница между суммой, взыскиваемой с виновного лица за недостачу или порчу имущества, и его балансовой стоимостью по мере погашения задолженности:-одновременно



8. Относится ежемесячно сумма прибыли от прочих доходов и расходов, выявленная на конец отчетного месяца, на счет прибылей и убытков

9. Относится ежемесячно сумма убытков от прочих доходов и расходов, выявленная на конец отчетного месяца, на счет прибылей и убытков

10. Закрыты субсчета по учету общих доходов и расходов заключительными проводками в конце отчетного года:-списаны обороты по учету прочих доходов-списаны обороты по учету прочих расходов



11. Начислено постоянное налоговое обязательство

12. Начислен постоянный налоговый актив

13. Начислены условный расход по налогу на прибыль, налоговые санкции за нарушение действующего законодательства

14. Начислен условный доход по налогу на прибыль

15. Закрыт счет 99 «Прибыли и убытки» заключительными проводками в конце отчетного года на сумму:-чистой прибыли-убытка

Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
под ред. проф. Я. В. Соколова. - М. : Магистр, 2010. - 413 с.

В XX в., в особенности после второй мировой войны, в связи с развитием международного обмена, а также расширением и дифференциацией форм сотрудничества разных стран в политической, экономической и культурной областях, возникла необходимость дальнейшего расширения международных финансовых отношений. Появились многочисленные международные организации, члены которых – суверенные государства – принимают на себя определенные финансовые обязательства. Были созданы специализированные международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Такие организации получают и предоставляют международные займы.

Основными видами международных финансовых отношений являются:

Международные собственно финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);

Международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;

Международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;

Международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения.

Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств. Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства. Однако международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.

Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.

В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

1) международное налоговое право;

2) международное валютное право;

3) международно-правовое регулирование государственного долга.


Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику их международно-правового регулирования.
Основными видами международных финансовых отношений являются:

  • международные собственно финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);
  • международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;
  • международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;
  • международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения. Вместе с тем многообразие международных финансовых отношений- это «многообразие в единстве». Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются целым рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.
Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства. Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.
Специфические особенности международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений.
Международные финансовые правоотношения связаны с выполнением определенных государственных обязательств, принятых государствами на основе соглашения и в результате согласования их воль, что получает свое выражение в международно-правовой норме. В ряде случаев соглашениями предусматривается форма рекомендаций или решений, в том числе и по вопросам, касающихся финансов. В форме рекомендаций выражаются согласованные действия по широкому кругу финансовых мероприятий. Однако юридическую силу эти рекомендации приобретают лишь после того, как заинтересованные государства в лице компетентных органов принимают по ним в соответствии со своим законодательством надлежащие решения об их приемлемости.
Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.
Несомненный интерес представляет вопрос о взаимосвязи норм международного и национального финансового права. В области международного финансового права такая взаимосвязь проявляется, прежде всего, в том, что «внутригосударственные финансово-правовые нормы призваны определить способы приведения в действие норм международного финансового права внутри данного государства».

Развитие международных финансовых отношений обусловило развитие международного финансового права, что не могло не привлечь внимания науки международного финансового права. В настоящее время необходимо описать и систематизировать международные финансовые отношения, подвергнуть их анализу, с целью обобщить практику и установить общие принципы, на которые опираются эти отношения. В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

  1. международное налоговое право;
  2. международное валютное право;
  3. международно-правовое регулирование (институт) государственного долга.

Международно-правовое регулирование государственного долга- это институт международного финансового права, регулирующий отношения по урегулированию задолженности между суверенными субъектами.
Выделение новой отрасли науки права- науки международного финансового права–вызвало споры по вопросу ее принадлежности.
Предметом обсуждения является вопрос о том, следует ли рассматривать международное финансовое право как отрасль международного публичного права или оно представляет собой комплексную отрасль, включающую нормы международного публичного права и нормы международного частного права.
В некоторых учебниках по международному публичному праву мы встречаем следующее определение международного финансового права- это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом. Данная точка зрения ошибочна, так как международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом.
Наиболее приемлемым, по мнению автора, подходом к изучению международного финансового права является позиция Е.А. Ровинского о том, что международные финансовые отношения- это межгосударственные отношения (международные валютно- кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права выступают посредниками в отношениях государств).
Международное финансовое право является «производной» от международного публичного права. По нашему мнению, международное финансовое право является частью (отраслью, подотраслью) международного публичного права.
Формирование международного финансового права как части (отрасль, подотрасль) международного публичного права опирается на принципы международного права, а также на общие положения национального финансового права. Развивать международное финансовое право исключительно в недрах международного права бесперспективно, научный анализ норм международного финансового права требует знания инструментария как международного, так и финансового права.
Исследование проблем международного финансового права может дать положительные результаты для практики лишь в том случае, если оно будет опираться на основы международного права и их проявление в межгосударственных финансовых отношениях, а также на основы национального финансового права.

  1. Источники МФП

Источ никами МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи. Между народные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаим ных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.

Международные договоры как источники МФП. Источниками МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи. Международные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаимных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.

В МФП, как и в международном праве вообще, различаются договоры двусторонние и многосторонние.К договорным источникам МФП относятся также учредительные соглашения (уставы) международных организаций, в частности Договоры о Международном валютном фонде (МВФ) и Между-
народном банке реконструкции и развития (МБРР). Много договоров заключено и действует на региональном уровне. Примером может служить Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года.
Финансовая проблематика часто фигурирует в международных договорах общеполитического и общеэкономического характера.

Роль международного обычая как источника МФП требует специального научного исследования. Как представляется, международные обычаи занимают существенное место в поддержании международного финансового правопорядка. Так, во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.

В условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования международная финансовая система, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Достигается это, главным образом, за счет международных обычаев регионального, локального и универсального характера и мягкого права.
33. Договор о МВФ. Главным источником МФП на универсальном уровне является Договор о Международном валютном фонде, являющийся фактически уставом этой организации. Договор был подписан - одновременно с Договором о МБРР - в июле 1944 года и вступил в силу в декабре 1945 года.
Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья имеет разделы. В российской правовой и экономической литературе название Договора о МВФ переводят на русский язык по-разному: Соглашение о МВФ; Статьи соглашения о МВФ; Устав МВФ и т.п. В первоначальный текст Договора несколько раз на основании резолюций Совета управляющих вносились изменения, которые вступали в силу в июле 1969 года; с 1 апреля 1978 года; в ноябре 1992 года.

  1. Система МФП и международные финансовые отношения.

Объектом регулирования при помощи МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность таких отношений, а только часть их.
В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение "публичного" уровня отношений с уровнем "частным". Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном" уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе "выходить" на "публичный" уровень.
Система МФП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается "под давлением" экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов.
В то же время объективная природа МФП не означает, что государства не могут управлять развитием данной системы. Государства (каждое государство - в определенной степени) вносят свой вклад в становление и эволюцию МФП. Многие институты и субинституты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи" крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств.
В составе МФП имеются институты/субинституты материальные и процессуальные; простые и сложные; в полной мере относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.

  1. Субъекты МФП

Участниками МФП являются публичные и частные лица. К первым относятся суверенные государства и международные организации.
Государство как субъект:
К "естественным правам" государств в сфере МФО можно отнести право:
- вводить национальные деньги - металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);
- вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;
- устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;
- проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;
- вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;
- вводить валютную монополию;
- создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;
- вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;
- определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;
Банки - основные операторы МФО
Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него - и всей хозяйственной деятельности.
Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов

  1. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ

  1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Описание работы

Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.

Другим крупным нормативным блоком в составе международного экономического права являются международно-правовые нормы и принципы, регулирующие отношения в международной финансовой системе (МФС).

Валютно-финансовые потоки  сложное по составу и структуре глобальное явление. В них присутствуют средства, которые сопровождают движение товаров в международной торговле , а также «неторговые платежи». Финансовые потоки отражаются в национальных платежных балансах.

Так или иначе, трансграничное движение финансовых средств «обслуживает» как международную торговую систему, так и международную инвестиционную систему. Одновременно МФС представляет собой самостоятельное, автономное образование, в котором деньги являются товаром, деньги порождают деньги.

МФС с наибольшей очевидностью «обслуживает» государственные стратегические интересы ведущих западных государств; в ней практически не представлены ни государственные стратегические интересы развивающихся стран, ни, тем более, общечеловеческие интересы. В этом смысле международная финансовая система лишена морали и несправедлива.

Предметно-объектным компонентом МФС являются международные финансовые отношения (МФО). В МФО взаимодействуют друг с другом национальные финансовые системы и финансовые инструменты (деньги, ценные бумаги). Финансовые потоки носят публичный (государственный), частный или смешанный характер.

Субъектным компонентом МФС являются «финансовые операторы»: публичные и частные лица. Активными финансовыми операторами являются частные банки (в том числе многонациональные банки) и центральные банки государств мира.

Применительно к МФС государства как субъекты МП имеют право:

 вводить национальные деньги  металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии );

 вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;

 устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;

 проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;

 вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;

 вводить валютную монополию;

 создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;

 вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги , разрешать/запрещать их хождение, применение;

 определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж , фондов;

 ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;

 использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;

 определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;

 определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);

 проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;

 регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства посредством, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям .

Институциональную основу в международной финансовой системе составляют международные финансовые организации. Центральное место среди них занимает Международный валютный фонд (МВФ).

Кроме МВФ, свои «ниши» в международной финансовой проблематике имеют: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) с системой организаций  МФК, МАР, МАГИ (Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций), Банк международных расчетов (БМР) и др.

В системе интеграционных объединений создаются международные организации, являющиеся институциональной основой платежных, валютных союзов.

В международных долговых правоотношениях заметны «параорганизации»: Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Нормативным компонентом МФС являются: нормы внутреннего права государств, международно-правовые нормы, нормы «мягкого права» и др.

Сфера финансовых отношений в значительной степени дерегулирована . Здесь государства предоставили очень большую свободу действий частноправовым участникам МФС. Вследствие этого в МФС заметно явление транснационального права.

Так, например, все более-менее крупные банки мира имеют двусторонние межбанковские соглашения с банками-партнерами за рубежом. В таких соглашениях банки договариваются об открытии и режиме взаимных корреспондентских счетов, объеме средств на счетах, порядке приема и платежей друг друга, акцепта переводных векселей, предоставления кредитов, об обмене информацией, оказании других видов банковских и иных услуг и т. п.

Таким образом, банки вводят в свои взаимоотношения дополнительный нормативный массив, который можно назвать «lex financiaria».

Система международно-правовых норм , регулирующих МФО, составляет международное финансовое право (МФП).

Большой вклад в развитие МФП как науки и учебной дисциплины внесли известные юристы, в частности: А. Б. Альтшулер , М. М. Богуславский , Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович , Н. Г. Доронина , Л. А. Левина, В. И. Лисовский, Л. А. Лунц , Т. Н. Нешатаева , Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, П. С. Смирнов, Г. П. Толстопятенко и многие другие.

Функциональным компонентом МФС являются методы регулирования: односторонний, двусторонний, многосторонний, универсальный. К ним следует добавить такие методы, как транснациональное, наднациональное регулирование. Большое значение в МФС имеет регулирование с помощью норм «мягкого права».

В МФС прослеживается тенденция создания региональных валютных союзов, обеспечивающих приоритет какой-либо одной национальной валюты (евро, доллар).

Ядро МФС представляет сегодня Международный валютный фонд (МВФ) . Он играет роль универсального регулятора важнейших сторон МФС.

Идеологическим компонентом МФС являются концепции и доктрины, касающиеся роли золота, мировых валют и т. п.

Международное финансовое право регулирует две группы отношений:

1) отношения между публичными лицами по поводу финансовых ресурсов (в двустороннем и многостороннем порядке) и международно-правовых режимов;

2) отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов и финансовых операторов на частноправовом уровне .

Примерами конкретных правоотношений , которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:

 бюджетных дефицитов/профицитов;

 внутреннего налогового режима;

 форм международных расчетов;

 состояния платежного баланса;

 соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

 предоставления кредитов;

 условий погашения или реструктуризации государственного долга;

 условий оказания финансовой помощи;

 надзора за деятельностью коммерческих банков;

 общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;

 изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

Международное финансовое право призвано обеспечить порядок в международной финансовой системе, т. е. упорядоченность отношений, гармонизацию государственных интересов.

Что служит препятствием на пути к порядку в международной финансовой системе?

Во-первых, различия в национальных финансовых системах, степени их «открытости», что отражается внутригосударственным правом стран. В разных странах используются разные регуляторы финансовых потоков, выстроены разные барьеры на пути иностранного финансового элемента, различается высота «финансовых границ».

Во-вторых, различаются внутренние правовые режимы для банков и других «финансовых операторов» (т. е. для «лиц»).

В-третьих, различаются внутренние правовые режимы национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов (т. е. для «вещей»).

В-четвертых, сказываются на правопорядке в международной финансовой системе размеры финансовых резервов и внешней задолженности, неравновесие платежных балансов и валютных рынков.

Очевидно, что только часть этих вопросов интернационализирована, подпадает под международно-правовое регулирование в рамках международного финансового права .

В принципе, задачу МФП можно определить следующим образом:

 создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов и финансовых операторов;

 совместить национальные финансовые системы, в том числе путем унификации внутреннего правового режима ;

 создать некие надгосударственные инструменты типа международной резервной единицы СДР («специальных прав заимствования») в системе МВФ.

Международные финансовые отношения, с предметной точки зрения, можно, в свою очередь, подразделить на несколько «составляющих», в частности:

платежно-расчетные отношения;

валютные отношения;

кредитные отношения;

долговые отношения;

 отношения международной финансовой помощи и др.

С учетом этого Особенную часть МФП права можно было бы подразделить на следующие институты:

 международное платежное право;

 международное валютное право;

 международное кредитное право;

 международное долговое право;

 право международной финансовой помощи и др.

Выделяются также и другие институты, например институт финансовых услуг, институт международного банковского права (в публично-правовом его понимании), институт борьбы с отмыванием преступных доходов и т. п.

В качестве одного из основных принципов МФП выступает, как представляется, принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы. Этот принцип вытекает из международного обычая .

В то же время в данном принципе образовываются определенные «бреши» (исключения, отступления), например в «праве МВФ», в системе ЕС.

В учебной и научной литературе выделяются и другие принципы МФП конвенционного или обычно-правового характера, например:

 принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством ;

 принцип равновесия платежных балансов;

 принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;

 принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса ) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;

 принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

 принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;

 принцип льготного кредитования развивающихся стран;

 принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);

 принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;

 принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из этих принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Особую часть принципов в МФС составляют принципы-стандарты , которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия «вхождения» иностранных лиц и вещей в «чужую правовую среду». Тем самым все эти принципы «служат» одному «богу»  равноправию, недискриминации.

Субъекты МП в силу обычая, международного договора, внутреннего права используют эти принципы в различных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

 принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО, например недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

 принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;

 принцип предоставления национального режима;

 принцип преференций;

 принцип взаимности.

К основным источникам МФП относятся:

 на многостороннем уровне: Договор о Международном валютном фонде; Договор о Международном банке реконструкции и развитии (оба  1944 г., вступили в силу в 1945 г.); ряд Женевских конвенций 19301931 годов  о единообразном законе о переводном и простом векселях; о некоторых коллизиях законов о переводных и простых векселях; о единообразном законе о чеках; о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей; Генеральное соглашение о займах 1962 года (МВФ); Соглашение ОЭСР об основных условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, 1978 года; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года; Конвенция ООН о международном переводном и международном простом векселе 1988 года (пока в силу не вступила); Конвенции УНИДРУА 1988 года  о международном финансовом лизинге; о международном факторинге; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) из пакета соглашений ВТО; Новое соглашение о займах 1994 года (МВФ); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 года;

 на двустороннем уровне: договоры о принципах платежно-расчетных отношений, о валютном контроле; о предоставлении кредитов, реструктуризации долгов, о помощи в введении национальных денежных знаков и т. п.

В рамках ЕС источниками правового регулирования отношений по созданию Единой валютной системы (ЕВС) являются:

 введенный Маастрихтским договором о Европейском союзе 1991 года новый раздел в тексте Римского договора о создании ЕЭС  Раздел IV «Экономическая и валютная политика»;

 протоколы к Маастрихтскому договору  об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка; об Уставе Европейского валютного института; о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита; о переходе к третьему этапу Экономического и валютного союза и др.;

 большое число директив, например директива № 2000/12/ECC от 20 марта 2000 года, получившая неофициальное название «Банковского кодекса»; она объединила (с изменениями) нормы принятых ранее директив по вопросам банковского контроля.

Среди источников МФП есть также международные обычаи и акты международных организаций.

Помимо МФП, активное воздействие на МФС оказывают и другие нормативные блоки, в частности транснациональное право. К многосторонним источникам транснационального права в МФС (lex financiaria) можно, в частности, отнести выработанные Международной торговой палатой:

 Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 года (публикация № 500);

 Унифицированные правила для инкассо 1996 года (публикация № 522);

 Унифицированные правила для контрактных гарантий 1978 года (публикация № 325);

 Унифицированные правила для гарантий по требованию 1982 года (публикация № 458);

 Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам 1996 года (публикация № 525).

В унифицированных правилах обобщена практика и обычаи межбанковских расчетно-платежных отношений.

К «Унифицированным правилам» присоединилось подавляющее большинство банков мира, в том числе российских. Эти «Правила», получают одобрение посредством локальных актов банков.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из общего правила, закрепленного п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в основных источниках финансового права данная норма продублирована, в частности, в ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Бюджетного кодекса РФ, в ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Приоритет норм международного договора РФ проявляется и в сфере деятельности Центрального банка РФ с кредитными организациями иностранных государств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Следует отметить, что в иных источниках финансового права, в частности в федеральных законах, регулирующих банковскую и страховую деятельность в Российской Федерации, принцип приоритета норм международного договора не закрепляется. По нашему мнению, это связано с определенной неконкурентоспособностью нашей банковской и страховой систем с аналогичными финансовыми институтами зарубежных стран, что предусматривает регулирование обозначенных отношений исключительно внутренним законодательством. Тем не менее, процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствуют появлению норм о приоритете норм международного договора РФ. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на отношения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространяется приоритет норм международного договора РФ. В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ) на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств - членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено 24 июня 1994 г. Корфу), не распространяются ограничения, предусмотренные указанным Законом для иных иностранных страховщиков.

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. В частности, Российская Федерация ратифицировала соглашения об избежание двойного налогообложения более чем с 50 странами, включая ведущие страны Западной Европы, бывшие республики СССР, а также с США и Японией. Интенсивно проводятся переговоры о заключении соглашений об избежание двойного налогообложения с рядом стран. С 1 января 2004 г. на территории Российской Федерации применяются шесть новых Соглашений об избежание двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами: Сирийской Арабской Республикой, Австралией, Государством Кувейт, Республикой Таджикистан, Новой Зеландией, Республикой Исландия.

Огромное практическое значение для обеспечения эффективного сотрудничества России с иностранными государствами имеют международные договоры по налоговым вопросам, особенно договоры об устранении двойного налогообложения. Проблема двойного налогообложения представляет собой комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом.

Методы устранения двойного налогообложения позволяют разрешать конфликты, которые могут возникнуть в ситуациях, когда один и тот же доход облагается у одного и того же лица более чем в одном государстве. Распределение права налогообложения между договаривающимися государствами посредством отказа от права налогообложения, либо на основании ситуации постоянного представительства или постоянной базы, или государства резиденции, либо посредством раздела прав налогообложения между двумя государствами позволяет устранить возникающие конфликты.

При использовании соглашений об устранении двойного налогообложения применяются три основных метода устранения: налоговый кредит, налоговый вычет, налоговое освобождение.

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом. При данном методе устранения двойного налогообложения налоговый кредит предоставляется, как правило, не на всю сумму уплаченного за рубежом налога, а только на ту его часть, которая не превышает максимально возможную сумму налога с такой же суммы прибыли в стране резидентства, где организация уплачивает налоги со всей полученной прибыли вне зависимости от места ее получения.

Налоговый вычет представляет собой уменьшение суммы совокупной налогооблагаемой прибыли организации в государстве, в котором компания является налоговым резидентом, на суммы налогов, уплаченных в других странах.

Налоговое освобождение есть закрепляемое на межгосударственном уровне соглашение о том, что государство, где зарегистрирована организация, облагает определенные виды прибыли (дохода), в том числе зарубежные, при этом доходы, полученные в зарубежных государствах, не будут подлежать налогообложению в этих других государствах.

Анализ применяемых методов устранения двойного налогообложения показывает, что наиболее приемлемым и экономически обоснованным в качестве способа устранения двойного налогообложения для организации-налогоплательщика является метод налогового освобождения, что находит свое отражение в международных договорах об устранении двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В качестве примера приведем порядок налогообложения доходов физического лица (налогового резидента РФ), находящегося за пределами России менее 183 дней, например в Испании. В настоящее время действует Конвенция от 16 декабря 1998 г. между Правительством РФ и Правительством Королевства Испании об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Согласно п. 2 ст. 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом РФ в отношении работы по найму, осуществляемой в Испании, подлежит налогообложению только в Российской Федерации.

Практически все действующие Соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, разработаны на основе принципов, заложенных в Модели Конвенции по двойному налогообложению дохода и капитала, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях единого подхода при решении вопросов избежание двойного налогообложения, ясности и стандартизации в этой области. Российская Федерация не является членом ОЭСР. В то же время Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 был одобрен проект типового Соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, на основе которого Российской Федерацией ведутся переговоры и заключаются международные соглашения в области избежания двойного налогообложения. В типовом Соглашении использованы структура, основные принципы и способы избежания двойного налогообложения, заключенные в Модели Конвенции.

Необходимо отметить, что все действующие соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают только налоги на доходы и капитал, то есть налоги, взимаемые с общей суммы доходов (капитала) или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста капитала. Такое ограничение применительно к действующему в Российской Федерации налоговому законодательству позволяет определить перечень налогов, уплачиваемых организациями, на которые распространяются соглашения об избежание двойного налогообложения, а именно: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество предприятий. Налоги, взимаемые с оборота (налог с продаж), а также косвенные налоги (НДС и акциз) не попадают в сферу действия соглашений об избежание двойного налогообложения. Все вышесказанное и относящееся к устранению двойного налогообложения имеет непосредственное отношение к вопросам налогового планирования при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере.

Вместе с тем развитие и формирование финансовых институтов в современных условиях объективно связано с расширением сфер деятельности, субъектного состава участников финансовых правоотношений и другими факторами. Закрепленные в Конституции РФ положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием последовательно проводимой в Российской Федерации политики интеграции в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм как частного, так и публичного права.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча