22.06.2019

Агентский договор 44 фз регулируется. Обзор разъяснений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц. Курс иностранных валют


Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Агентский договор по 44 ФЗ заключается на условиях проведения тендеров бюджетной организацией, выступающей в данном случае в роли государственного заказчика. При этом следует учитывать, что если речь идет о медицинских организациях, то вознаграждение агенту не может выплачиваться из бюджетных средств, рассчитанных на оказание медицинских услуг по ОМС Агентское вознаграждение должно уплачиваться только за привлеченных клиентов, которым были оказаны платные медицинские услуги. Когда сумма заключаемого единоразово агентского договора не будет превышать 100 тысяч рублей, то согласно 44 ФЗ проведение конкурса не потребуется.

Агентский договор 223 ФЗ

Согласно 223 ФЗ гос.учреждения, деятельность которых касается закупок, обязаны заключать договоры на поставку продукции путем проведения соответствующей процедуры закупок, если речь идет о сумме контрактов свыше 300 000 тысяч. Заключение агентского договора в таком случае противоречит 223 ФЗ, т.к. осуществлять закупочную деятельность должен сам заказчик, а не агент, иначе данный договор согласно действующему законодательству будет признан недействительным.

Однако, если речь идет о закупках у единственного поставщика и их сумма не превысит 100 000 рублей, то агентский договор и 223 ФЗ не будут противоречить друг другу. Однако, стоит отметить, что процедура осуществления закупок через агента должна быть прописана в соответствующем положении о закупках.

С этим шаблоном часто используют:

  • Агентский договор на перевыставление коммунальных услуг

Популярные документы и процедуры:

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4)

Илья, добрый день. В соответствии с требованиями Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» ст. 15 Вы как и любые другие гос. Заказчики обязаны осуществлять закупки путем проведения тендеров/аукционов/конкурсов. Также у Вас должно быть Положение о закупках Вашей организации в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Но там обычно дублируются положения 223 и 44 ФЗ, поэтому необходимо руководствоваться данными нормами.

Здесь необходимо грамотно составить ТЗ, чтобы избежать проблем и с проверяющими, и с недобросовестными контрагентами. Можно не привязывать цену договора/контракта напрямую к количеству привлеченных клиентов, можно взять другие величины для расчета цены контракта, например, общая стоимость оказания подобных услуг на рынке за один месяц. Еще лучше, если Вам позволяет лимит, заключить договор с единственным участником до 100 тыс. и таких например 4 - раз в квартал. В договор внести возможность изменения его цены по соглашению сторон, а также расторжение по соглашению сторон. Заключается договор без разницы с кем: ИП, ООО, ОАО.

получен
гонорар 42%

Здравствуйте, Илья!

Согласно ст.15 44-ФЗ 1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи .2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно ст.9.2 ФЗ о некоммерческих организациях 1.Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах .3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя .Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

То есть, средства из бюджета должны тратиться в соответствии с 44-ФЗ то есть, после проведения торгов.

Без проведения торгов можно заключать договоры, которые по сумме не превышают 100 тыр.

Согласно ст.93 44-ФЗ 1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей . При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей .

То есть, вы можете заключить разовые договоры на сумму 100 тыр, но не более, чем 2 млн за год.

Желаю удачи!

получен
гонорар 42%

Общаться в чате

Наумова Анастасия

Юрист, г. Томск

Бесплатная оценка вашей ситуации

    4022 ответа

    4071 отзыв

Здравствуйте.

В соответствии с ФЗ-44, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в части, касающейся:

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе
приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

Агентский договор - именно гражданско-правовой договор, предметом которого напрямую в ГК РФ оказание услуги не указано:

Ст. 1005 ГК РФ

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Однако проверяющие органы придерживаются позиции, что предметом агентского договора в данном случае является именно оказание услуги. Следовательно, положения 44-ФЗ на него распространяются (случаи, при которых можно обойтись без торгов, коллеги указали выше, повторять не буду).

В то же время, обратите внимание на положения ст. 15 ФЗ-44:

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2
Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала
года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных
Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными
юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках
предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ).

Следовательно, уплачивать процент агенту за привлечение клиента из средств на ОМС нельзя (иными словами - в тариф на ОМС процент на услугу агента заложить не получится).

получен
гонорар 17%

Согласно уставу федеральное бюджетное учреждение имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. При этом все закупки для своих нужд осуществляет, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Может ли данное учреждение заключить агентский договор по реализации санаторно-курортных путевок (агентское вознаграждение составляет более 100 тыс. руб.)? Какие процедуры необходимо провести для этого? Можно ли заключить контракт с единственным контрагентом, или следует осуществлять закупку конкурентным способом?

Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, бюджетным учреждением по общему правилу регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) - п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 данного акта. Случаи, когда заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого документа.

Агентский договор, на наш взгляд, относится к договорам оказания услуг (п. 2 ст. 779, ст. 1005, ст. 1011 Гражданского кодекса РФ), следовательно, его заключение подпадает под действие Закона № 44-ФЗ. Сказанное, в частности, подтверждают положения постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», в котором упоминается среди прочих заключение контракта на предоставление агентских услуг.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой же статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка производится путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Осуществлять закупку услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, когда использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Пункт 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности.

Как видим, услуги по реализации санаторно-курортных путевок в данном пункте не указаны, поэтому, учитывая сумму контракта, заключение указанного в вопросе договора без предварительного проведения конкурентных процедур невозможно.

Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса (в т. ч. с ограниченным участием), закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона или запроса предложений возможно только в случаях, установленных законом и иными нормативными актами (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ). Заключение указанного в вопросе договора к таким случаям не отнесено.

Таким образом, из предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов определения контрагента для заключения рассматриваемого договора принципиально могут быть использованы открытый конкурс, электронный аукцион или запрос котировок и лишь в определенных случаях по результатам проведения торгов (например, при признании соответствующей процедуры несостоявшейся) - иные способы (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отметим также, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Организация (муниципальное унитарное предприятие) согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) намерена провести открытый конкурс для определения исполнителя агентских услуг. Смысл оказания услуги заключается в следующем: агент ежедневно принимает платежи от населения за оказанные коммунальные услуги, собранные денежные средства перечисляет в адрес организации. За оказанную услугу организация-заказчик обязана уплатить агенту сумму в размере агентского вознаграждения (установленный процент).
Можно ли в конкурсной документации и в контракте отразить порядок оплаты услуг агента таким образом: оплата услуг агента производится путем самостоятельного удержания части денежных средств (в размере вознаграждения) из суммы собранных денежных средств, подлежащих перечислению заказчику? Не будет ли это нарушением Закона N 44-ФЗ? Допускается ли применять в таком случае в качестве документа, подтверждающего исполнение по контракту, акт сверки взаиморасчетов, где будет отражена перечисленная сумма и сумма удержанного вознаграждения?

В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, в частности, приемку заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельных этапов исполнения контракта), оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги в обязательном порядке включается в контракт ( Закона N 44-ФЗ).
Конкретные способы оплаты заказчиком товаров, работ и услуг N 44-ФЗ не предусмотрены. Обратим внимание, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ ( Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с этим федеральным законом, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги ( Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются положения гражданского законодательства в части, не противоречащей требованиям N 44-ФЗ.
Гражданское законодательство закрепляет принцип свободы договора, исходя из которого граждане и юридические лица вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами законодательства ( , ГК РФ).
В соответствии со ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Порядок уплаты агентского вознаграждения, в рамках которого агент вправе удерживать причитающиеся ему суммы вознаграждения из денежных средств, поступающих в пользу принципала, нормам ГК РФ не противоречит.
Более того, в отношении обязательств по договору комиссии такой порядок прямо следует из ГК РФ, согласно которому комиссионер вправе в соответствии со ГК РФ удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Напомним также, что в случае, если по условиям агентского договора агент действует от своего имени, к отношениям, вытекающим из этого договора, применяются правила ГК РФ о договоре комиссии ( ГК РФ).
Как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации избранный сторонами способ прекращения обязательств заказчика перед агентом (исполнителем) по оплате его услуг по своему правовому характеру близок к зачету встречных требований ( ГК РФ).
По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письме от 21.11.2016 N Д28и-3178, положения N 44-ФЗ не предусматривают зачет встречного однородного требования по заявлению в одностороннем порядке.
Однако в рассматриваемом случае удержание агентского вознаграждения из поступающих агенту сумм платежей осуществляется по соглашению сторон. На наш взгляд, такой порядок расчетов между сторонами N 44-ФЗ не противоречит. Поскольку в настоящей ситуации заказчиком является унитарное предприятие, то есть юридическое лицо, не принимающее на себя бюджетных обязательств (абзацы двадцатый, двадцать первый Бюджетного кодекса РФ, Закона N 44-ФЗ), полагаем, что этот порядок не противоречит и бюджетному законодательству.
Поэтому, с нашей точки зрения, заказчик не лишен права предусмотреть изложенные в вопросе условия о порядке оплаты услуг агента в конкурсной документации и в контракте, заключаемом по результатам конкурса.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, за отдельными исключениями, отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (ЕИС) и содержащем информацию, в частности, об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней, в частности, со дня подписания документа о приемке оказанных услуг или со дня последующей оплаты заказчиком обязательств по контракту (п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (утверждено Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, далее - Положение), Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2214).
В графе 5 "Документ, подтверждающий исполнение" раздела III отчета для показателя 3 указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства по оплате товаров, работ или услуг. При этом в графе 4 "Исполнено" приводится дата, указанная в документе, подтверждающем оплату обязательств по контракту (пп.пп. "б", "в" п. 26 Положения, Минэкономразвития России от 12.07.2016 N Д28и-1887).
Положение не конкретизирует виды документов об оплате, информация о которых отражается в отчете. Полагаем, что таким документом может являться акт сверки расчетов по контракту, подтверждающий исполнение заказчиком обязательств по оплате услуг путем удержания исполнителем вознаграждения из сумм денежных средств, подлежащих перечислению заказчику. Поскольку на момент приемки услуг обязанность заказчика произвести оплату по контракту будет уже прекращена, считаем целесообразным составлять такой акт одновременно с документом, оформляющим приемку заказчиком оказанных услуг.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу Вы можете обратиться в ФАС России и в Минфин России ( и постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча