02.04.2019

В систему органов исполнения наказания входят. Учреждения и органы, исполняющие наказание


УИК РФ Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».

При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами».

Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» - персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.

Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.

В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются: 1)

суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 2)

уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; 3)

командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих; 4)

командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих; 5)

дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6)

учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, - дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7)

администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 8)

орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию; 9)

органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.

Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.

Еще по теме § 1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания:

  1. 13. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ИНЫЕ виды уголовных НАКАЗАНИЙ
  2. 19. ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

- 342.50 Кб

Введение 3-7

Глава 1. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

    1. Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений 8-16
    2. Развитие уголовно-исполнительной системы

на современном этапе 17-24

    1. Система учреждений и органов исполнения уголовные

наказания, и их функции 24-30

Глава 2. Отбывание наказания в исправительных колониях

2.1 Колонии общего режима 31-37

2.2 Колонии строго режима 37-42

2.3 Колонии особого режима 42-51

Глава 3. Другие виды исправительных учреждений, исполняющих наказание, связанное с лишением свободы

3.1. Отбывание наказания в воспитательных колониях 52-60

3.2. Отбывание наказания в исправительных

колониях-поселениях 60-66

3.3. Отбывание наказания в тюрьмах 66-71

Заключение 72-

Литература 78-

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее строгих и вместе с тем распространенных видов уголовных наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, является лишение свободы, представляющее собой принудительную изоляцию осужденного в специально предназначенных для этого исправительных учреждениях.

Однако тяжесть наказания зависит не только от его вида, содержания, срока или размера. Большое значение имеют и такие факторы, как условия отбывания наказания, порядок его исполнения, применяемые средства исправления осужденных, их правовое положение, применяемые к осужденным меры поощрения и взыскания и целый ряд иных обстоятельств.

Исправительные учреждения – это специализированные органы государства, исполняющие наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы, которые в своей совокупности образуют систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

К исправительным учреждениям относятся:

Исправительные колонии;

Воспитательные колонии;

Лечебные исправительные учреждения.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.

В выпускной квалификационной работе будет уделено внимание исправительным колониям, воспитательным колониям и тюрьмам.

Свое развитие уголовно-исполнительная система начала еще со времен Древней Руси. Принято разделять три периода развития пенитенциарной системы России – дореволюционный, советский периоды и современный период. С момента принятия «Русской правды» и начинается дальнейшее развитие и формирование уголовно-исполнительной системы России. На протяжении всех периодов принимались немало нормативно-правовых актов, в которых были закреплены виды наказаний, а также порядок и условия содержания осужденных.

Пересмотр пенитенциарных правил был вызван эволюционными изменениями в современном обществе, в уголовной и уголовно- исполнительной политике европейских государств, в практике вынесения приговоров и деятельности пенитенциарных учреждений. Обусловлен такой пересмотр и принятием в Совет Европы новых членов, в своем большинстве - стран Восточной Европы. Указанные страны к моменту принятия в Совет Европы имели тюремные системы, не отвечающие европейским стандартам, особенно в сфере материально-бытового обеспечения осужденных. В связи с этим перед структурами Совета Европы, разработавшими новые пенитенциарные правила, стояла задача, с одной стороны, не снизить уровень международных требований к национальным тюремным системам, с другой стороны - побудить государства к их дальнейшей модернизации в единстве всех составляющих: уголовной и уголовно-исполнительной политике, законодательства и пенитенциарной практики.

Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране. Одним из слагаемых любой правовой реформы является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом аспекте следует рассматривать принятие и введение в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а с 1 июля 1997 г. – Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).

Принятие Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания.

Актуальностью квалификационной работы является то, что лишение свободы является самым распространенным видом уголовного наказания, причем не только в законодательстве, но и в судебной практике. Проводимые в Российской Федерации политические, экономические и правовые реформы ведут к коренному изменению не только содержания наказания, но и в практике его исполнения. Поэтому идет процесс реформирования уголовно - исполнительно системы.

В Российской Федерации происходит дальнейшее реформирование уголовно-исполнительной системы. Согласно федеральной целевой программы «Развития уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», с изменениями на 01.03.2011 г., разработанной постановлением Правительства Российской Федерации условия содержания осужденных приводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации для перехода к международным европейским стандартам.

Все вышеизложенное позволяет констатировать прогресс в реформе уголовно- исполнительного законодательства. Однако имеются проблемы, решение которых еще впереди. В их числе: определение судьбы двух уголовных наказаний - ареста и ограничения свободы, все еще не введенных законодателем в практическое применение; адаптация новых международных стандартов, закрепленных в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.), уголовно-исполнительном законодательстве и пенитенциарной практике; совершенствование альтернативных лишению свободы наказаний и мер уголовно-правового характера, в том числе с позиций внедрения электронного контроля (мониторинга) за поведением осужденных, и т.д.

Вопросами исследования будут исторические аспекты уголовно- исполнительной системы России, начиная с дореволюционных времен и по настоящее время. Будут рассмотрены различные режимы содержания и отбывания наказания осужденными к лишению свободы в колониях общего, строгого, особого режима, в воспитательных колониях несовершеннолетними осужденными, в колониях-поселениях, тюрьмах.

Предметом исследования станут вопросы формирования стратегии и тактики развития уголовно-исполнительной системы России и Оренбургской области. Стратегию развития уголовно-исполнительной системы нельзя рассматривать только с позиции реорганизации ее самой. Она должна осуществляться комплексно, одновременно с обновлением уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, системы органов, исполняющих наказания.

Методом исследования будет выступать метод изучения и анализа действующего на современном этапе уголовно- исполнительного законодательства, программы реформирования уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, теоретический и практический материал по работе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Оренбургской области.

Квалификационная работа будет опираться на уголовно-исполнительную систему, сложившуюся в Оренбургской области. Следует анализировать работу всех видов уголовно-исполнительных учреждений области понять, что согласно современным требованиям не только в нашей области, но и в каждом регионе должно быть необходимое количество учреждений всех видов режима, обеспечивающих исполнение наказаний осужденных по месту жительства или совершения преступления. Это существенно сокращает расходы на этопирование, позволяет сохранять лицам, лишенным свободы, социально полезные связи с родственниками и близкими, привлечению общественности к исправлению осужденных, их социальной реабилитации по мере отбывания наказания, а так же, что немаловажно, предотвращает распространения преступности.

В квалификационной работе хочется отразить не только процесс становления и развития пенитенциарных учреждений в России, но и соблюдение прав и свобод граждан, лишенных свободы. Все эти вопросы актуальны в настоящий период времени и лежат в основе квалификационного исследования.

В работе хочется также рассмотреть вопросы, касающиеся не только неукоснительного соблюдения прав осужденных, улучшения условий их содержания, развития эффективной системы правосудия, но и другие, например «международную тюремную реформу», подписанную членами более 80 государств, но объем работы не позволяет этого.

Цель квалификационного исследования является реорганизация уголовно-исполнительной системы, и дальнейшая его гуманизация, которая предполагает разработку мер, исправленных на изменение внутренней сути и идеологии систем лишения свободы; разумное смягчение условий отбывания наказания; строгое соблюдение установленного порядка, наличие хорошо подготовленного и обеспеченного всем необходимым персонала, способного решать служебные задачи на новом этапе реформирования.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких авторов, как Трунов И.Л., Михлин А.С., Зубков А.И., Малинин В.Б. и Смирнов Л.Б., и другие.

Нормативной основой исследования стали Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Все это предопределило следующую структуру работы: она включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

    1. Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений

Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов.

Во время царствования Ивана III в 1497 году был принят сборник законов под названием « Судебник», в котором кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства. В нем понятие преступного деяния четко не определялось. Перечень наказаний приобретает более суровый характер и направлен на устрашение подданных.

Широко применявшаяся до этого система штрафов вытесняется более жестокими наказаниями, вплоть до смертной казни. В порядке устрашения введена торговая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. При большом скоплении народа приводилась в исполнение и смертная казнь. «Судебник» не устанавливал порядка исполнения наказания. Хотя и называл лиц, которые должны его осуществлять.

Царь Иван IV, прозванный Грозным, для утверждения своего единовластия создал опричнину, которую, говоря современным языком, можно назвать внесудебным органом правосудия. Но и она не смогла навести порядок в государстве. Иван Грозный это осознал и в 1550 году утвердил обновленный текст «Судебника».

Новый правовой акт расширил сферу их применения, впервые ввел новый вид наказания - тюремное заключение, которое фигурировало в двадцати статьях из ста. Сроки его не оговаривались. 1

Соборное уложение 1649 года продолжает совершенствовать средства правового принуждения. Содержащиеся в нем нормы на первое место ставят защиту интересов церкви и государственной власти. Этим актом определены способы совершения смертной казни («сжечь на костре», «залить горло», «повесить против неприятельских полков», «живьем закопать в землю» и т.д.), вводится в качестве наказания членовредительство, утверждается закон талиона (возмездия): око за око, зуб за зуб. Расширяется перечень жестоких наказаний, исполняемых публично (чтобы «на то смотря иным не повадно было так делать»).

Впервые в карательной политике предусмотрены такие виды наказания, как ссылки «в Сибирь, на житье на Лену», «в украиные города», а также неопределенный вид наказания - «что государь укажет».

Описание работы

Цель квалификационного исследования является реорганизация уголовно-исполнительной системы, и дальнейшая его гуманизация, которая предполагает разработку мер, исправленных на изменение внутренней сути и идеологии систем лишения свободы; разумное смягчение условий отбывания наказания; строгое соблюдение установленного порядка, наличие хорошо подготовленного и обеспеченного всем необходимым персонала, способного решать служебные задачи на новом этапе реформирования.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
1.1 Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений 8-16
1.2 Развитие уголовно-исполнительной системы
на современном этапе 17-24
1.3 Система учреждений и органов исполнения уголовные
наказания, и их функции 24-30
Глава 2. Отбывание наказания в исправительных колониях
2.1 Колонии общего режима 31-37
2.2 Колонии строго режима 37-42
2.3 Колонии особого режима 42-51
Глава 3. Другие виды исправительных учреждений, исполняющих наказание, связанное с лишением свободы
3.1. Отбывание наказания в воспитательных колониях 52-60
3.2. Отбывание наказания в исправительных
колониях-поселениях 60-66
3.3. Отбывание наказания в тюрьмах 66-71
Заключение 72-
Литература 78-
Приложения

Учреждения и органы, исполняющие наказания

Комментарий к статье 16 УИК РФ:

1. Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ, - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с видами наказаний, установленными в уголовном законодательстве. В комментируемой статье нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

2. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа согласно ч. 1 комментируемой статьи и ст. 72 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) по месту жительства (работы) осужденного. Положение о названной службе, ее структура и штатная численность утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Исполнение уголовного наказания в виде штрафа осуществляется в соответствии с общей процедурой, установленной в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", но с учетом особенностей, предусмотренных в ст. ст. 31, 32 УИК РФ.

3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи производится уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, если данный вид наказания является основным. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, лишению свободы либо содержанию в дисциплинарной воинской части оно исполняется соответственно исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания не только в отношении лиц, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Согласно комментируемой статье уголовно-исполнительные инспекции исполняют обязательные работы (ч. 4), исправительные работы (ч. 5), а также осуществляют контроль за условно осужденными (ч. 13).

Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению указанных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества определен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" и Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

4. Для большинства перечисленных в комментируемой статье учреждений и органов исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Однако закон предусматривает существование и иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч. 2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы Российской Федерации (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2002 г.) наказания в виде ограничения свободы и ареста должны были введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее соответственно 2005 и 2006 гг. Однако по различным причинам, прежде всего связанным с отсутствием финансовых ресурсов для строительства исправительных центров и арестных домов, этого не произошло. 10 марта 2006 г. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста". В ближайшее время арест как вид уголовного наказания будет исключен из законодательства Российской Федерации.

6. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а также следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Кроме того, лишение свободы на определенный срок исполняют лечебно-профилактические учреждения (), отдельные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов ().

8. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, п. п. 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в редакции от 27 декабря 2006 г.) суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех регионах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

9. В отношении военнослужащих наказания исполняются учреждениями или органами Министерства обороны РФ: дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов или воинских частей (учреждений).

10. В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи уголовно-исполнительные инспекции и исправительные учреждения, а также исправительные центры и арестные дома (в случае их создания), входят в уголовно-исполнительную систему, функционирование которой осуществляется в соответствии с УИК РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча