08.04.2019

Приказ ФНС об утверждении порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов — Российская газета. Кто являетс


Регистрационный N 21987

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2011, N 27, ст. 3880), пунктом 5.9.41 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N40, ст. 3961; 2011, N 12, ст. 1639), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Управлению информатизации

(В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (Р.В. Филимошин) до 1 апреля 2012 г. обеспечить разработку и внедрение программного обеспечения, реализующего возможность направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы государственной регистрации юридических и физических лиц.

Исполняющий обязанности руководителя
Федеральной налоговой службы
К. Янков

Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила направления в территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме (далее - электронные документы) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Порядком являются:

физические лица, которые в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - заявитель);

нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов;

инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД).

3. В процессе электронного взаимодействия в соответствии с настоящим Порядком участники обмениваются следующими электронными документами:

документами, необходимыми для государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

сообщениями о доставке электронных документов;

сообщениями о невозможности обработки электронных документов;

распиской в получении электронных документов;

документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

учредительными документами юридического лица, подписанными электронной подписью регистрирующего органа;

решением об отказе в государственной регистрации.

4. Электронные документы, которыми обмениваются участники электронного взаимодействия в соответствии с настоящим Порядком, подписываются электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.

5. Направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг.

6. Датой получения электронных документов регистрирующим органом является дата, указанная в расписке в получении электронных документов.

7. Электронные документы, адресованные заявителю, направляются по адресу электронной почты, указанному при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

Адресованные заявителю электронные документы могут быть получены на сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию" в подразделе "Информирование о результатах обработки направленных в регистрирующий орган документов" или едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствующем разделе ФНС России при указании уникального номера, упомянутого в пункте 17 настоящего Порядка.

8. Предоставление заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) экземпляра документов, сформированных регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или Единый государственный реестр юридических лиц, учредительных документов юридического лица с отметкой регистрирующего органа либо решения об отказе в государственной регистрации на бумажном носителе осуществляется по соответствующему запросу заявителя.

II. Требования к оформлению электронных документов, направляемых в регистрирующий орган

9. Электронные документы направляются в регистрирующий орган в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл.

10. Сканирование образов документов осуществляется с учетом следующих требований:

формат изображения BW;

разрешение 300*300dpi;

глубина цвета 1 бит;

формат готового файла многостраничный TIF.

11. Файл с отсканированным с бумажного носителя образом направляемого в регистрирующий орган заявления (уведомления, сообщения), а также документа, предусмотренного подпунктами "б" - "з" пункта 1 статьи 22.1, подпунктом "б" пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подписывается электронной подписью нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) на бумажном носителе.

Файлы с отсканированными с бумажных носителей образами иных направляемых в регистрирующий орган документов подписываются электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).

Файлы с отсканированными образами направляемых в регистрирующий орган документов могут быть подписаны электронной подписью лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, в случае, если подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (сообщении, уведомлении) засвидетельствована нотариусом, обязанности которого исполняются указанным лицом. Указанные файлы могут быть подписаны электронной подписью нотариуса в случае, если подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) засвидетельствована лицом, временно его замещающим.

12. На каждый направляемый в регистрирующий орган электронный документ формируются:

файл с отсканированным с бумажного носителя образом документа;

файл с содержимым электронной подписи заявителя либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.

III. Направление электронных документов в регистрирующий орган

13. Направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется заявителем (одним из заявителей) либо нотариусом или лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) (далее - отправитель).

14. Сформированные в соответствии с главой II настоящего Порядка файлы с использованием специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию", упаковываются (архивируются) в формате zip в пакет, содержащий несколько файлов (далее - транспортный контейнер).

При формировании транспортного контейнера в него включается также файл с описью вложения (далее - опись вложения).

15. При необходимости получения экземпляра документов, сформированных регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или Единый государственный реестр юридических лиц, учредительных документов юридического лица с отметкой регистрирующего органа либо решения об отказе в государственной регистрации на бумажном носителе при формировании транспортного контейнера указывается на необходимость и способ получения указанных документов на бумажном носителе - "выдать заявителю", "выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности", "направить по почте".

16. При направлении электронных документов в регистрирующий орган в разделе сайта Федеральной налоговой службы или единого портала государственных и муниципальных услуг, предусмотренном для направления электронных документов в регистрирующий орган, отправитель выполняет следующие действия:

заполняет необходимые реквизиты;

прикрепляет сформированный в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка транспортный контейнер;

нажимает кнопку "направить документы".

17. После направления электронных документов отправитель в режиме реального времени получает содержащее уникальный номер сообщение о доставке электронных документов в МИ ФНС России по ЦОД. Также этот уникальный номер направляется на адрес электронной почты, указанный при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

18. При выявленных в ходе указанного в пункте 21 настоящего Порядка форматно-логического контроля несоответствиях транспортного контейнера требованиям настоящего Порядка на адрес электронной почты, указанный при направлении электронных документов в регистрирующий орган, направляется подписанное электронной подписью МИ ФНС России по ЦОД сообщение о невозможности дальнейшей обработки направленных в регистрирующий орган электронных документов, содержащее информацию о выявленных несоответствиях форматно-логического контроля.

19. При получении электронных документов регистрирующим органом по адресу электронной почты, указанному при направлении документов в регистрирующий орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронных документов, направляется транспортный контейнер, содержащий:

файл с распиской в получении электронных документов, содержащей входящий номер и дату получения электронных документов регистрирующим органом, уникальный номер, упомянутый в пункте 17 настоящего Порядка, перечень полученных регистрирующим органом электронных документов, сформированный на основании включенной в направленный в регистрирующий орган транспортный контейнер описи вложения, дату готовности документов, формируемых регистрирующим органом по результатам рассмотрения электронных документов;

файл с электронной подписью регистрирующего органа.

Просмотреть содержимое упомянутого в настоящем пункте транспортного контейнера возможно с использованием упомянутого в пункте 14 настоящего Порядка программного обеспечения.

IV. Действия, осуществляемые в МИ ФНС России по ЦОД

20. После выполнения отправителем действий, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, электронные документы поступают в МИ ФНС России по ЦОД. При этом отправителю в режиме реального времени, а также на адрес электронной почты, указанный при направлении электронных документов в регистрирующий орган, направляется сообщение, упомянутое в пункте 17 настоящего Порядка.

21. В МИ ФНС России по ЦОД осуществляется форматно-логический контроль сформированного в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка транспортного контейнера на наличие в нем описи вложения, файлов в соответствии с описью вложения, отсутствие искажения файлов, соответствие электронной подписи требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.

22. Транспортный контейнер, не прошедший предусмотренный пунктом 21 настоящего Порядка форматно-логический контроль, в регистрирующий орган не направляется. При этом по адресу электронной почты, указанному при направлении электронных документов в регистрирующий орган, направляется сообщение, упомянутое в пункте 18 настоящего Порядка.

23. При положительном результате предусмотренного пунктом 21 настоящего Порядка форматно-логического контроля копия транспортного контейнера с уникальным номером, упомянутым в пункте 17 настоящего Порядка, направляется в регистрирующий орган.

24. Поступивший в МИ ФНС России по ЦОД при направлении электронных документов в регистрирующий орган транспортный контейнер с результатами его форматно-логического контроля и уникальным номером, упомянутым в пункте 17 настоящего Порядка, сохраняется в соответствующей базе данных МИ ФНС России по ЦОД.

25. Поступивший в МИ ФНС России по ЦОД из регистрирующего органа транспортный контейнер, содержащий файл с распиской в получении электронных документов либо документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или Единый государственный реестр юридических лиц, представленный заявителем файл, содержащий учредительные документы юридического лица, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, либо решением об отказе в государственной регистрации, а также соответствующие файлы с электронной подписью регистрирующего органа, не позднее двух часов после поступления в МИ ФНС России по ЦОД направляется заявителю по адресу электронной почты, указанному при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

26. Копии транспортных контейнеров, содержащих электронные документы, упомянутые в пункте 25 настоящего Порядка, сохраняются в соответствующей базе данных МИ ФНС России по ЦОД.

V. Действия, осуществляемые в регистрирующем органе

27. В регистрирующем органе не реже одного раза в час в течение рабочего дня в соответствии с графиком (режимом) работы регистрирующего органа в автоматическом режиме осуществляется запрос МИ ФНС России по ЦОД о наличии направленных в регистрирующий орган электронных документов.

28. При наличии направленных в регистрирующий орган электронных документов в регистрирующем органе в автоматическом режиме осуществляется:

получение электронных документов;

регистрация полученных электронных документов с присвоением им входящего номера;

формирование на основании включенной в направленный в регистрирующий орган транспортный контейнер описи вложения расписки в получении электронных документов в виде файла формата Word и ее подписание электронной подписью регистрирующего органа;

формирование транспортного контейнера, содержащего файл с распиской в получении электронных документов и файл с электронной подписью регистрирующего органа, для передачи в МИ ФНС России по ЦОД.

29. Процесс передачи в МИ ФНС России по ЦОД указанных в пункте 28 настоящего Порядка транспортных контейнеров осуществляется в автоматическом режиме не реже одного раза в час в течение рабочего дня в соответствии с графиком (режимом) работы регистрирующего органа.

30. Документы, подлежащие формированию регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо решение об отказе в государственной регистрации формируются в виде файлов формата Word или Excel и подписываются электронной подписью регистрирующего органа. Оформление указанных в настоящем пункте документов на бумажном носителе осуществляется при указании заявителем на необходимость и способ их получения в бумажном виде при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

31. При принятии решения о государственной регистрации юридического лица представленный заявителем файл, содержащий учредительные документы юридического лица, подписывается электронной подписью регистрирующего органа и направляется в МИ ФНС России по ЦОД одновременно с документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Оформление экземпляра представленных заявителем учредительных документов в электронной форме на бумажном носителе осуществляется при указании заявителем на необходимость получения и способ получения такого экземпляра учредительных документов при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

32. Сформированные в регистрирующем органе файлы с документами, предусмотренными пунктом 30 и 31 настоящего Порядка, и соответствующие файлы с электронной подписью регистрирующего органа упаковываются в транспортный контейнер и не реже одного раза в час в течение рабочего дня в соответствии с графиком (режимом) работы регистрирующего органа в автоматическом режиме передаются в МИ ФНС России по ЦОД.

33. Оформленные на бумажном носителе документы, указанные в пункте 30 и 31 настоящего Порядка, представляются заявителю способом, указанным им при направлении электронных документов в регистрирующий орган.

34. Поступившие в регистрирующий орган файлы с электронными документами и соответствующие файлы с электронной подписью заявителя либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, а также копии файлов, направленных регистрирующим органом в МИ ФНС России по ЦОД, сохраняются в соответствующей базе данных регистрирующего органа.

В п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ перечислены лица, которые могут быть заявителями при государственной :
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от его имени;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Разъяснения о том, кто является заявителем в конкретных случаях, приведены в Приказе ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по , используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора), является заявителем:



- при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния , является один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от их имени.
выделения , является руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизованного юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования или разделения , является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени.
При государственной регистрации юридического лица при создании заявителями являются его учредитель (учредители), а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. ООО чаще всего создается несколькими лицами. В этом случае заявителем может быть любой из учредителей. Они сами и должны определить его кандидатуру на собрании.
Иное лицо , действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного государственного органа или актом органа местного самоуправления, является заявителем:
- при государственной регистрации юридического лица при создании;
- при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;
- при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
- при государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса.
ФНС России на своем сайте поясняла: полномочием, предусмотренным федеральным законом, является наделение органов государственной власти, местного самоуправления функциями выступать в качестве заявителя при государственной регистрации юридических лиц. При этом в регистрирующий орган представляется заявление, удостоверенное подписью руководителя органа, на который возложены вышеуказанные полномочия. К правовым актам специально уполномоченного государственного органа или актам органа местного самоуправления относятся документы (приказы, постановления, распоряжения и т.д.) о наделении функциями юридического или физического лица выступать в качестве заявителя при государственной регистрации юридических лиц.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий является заявителем, соответственно, при ликвидации юридического лица.
В п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ отдельно оговаривается вопрос, кто является заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или ее части в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью . Заявителями в этом случае могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.
Если указанные лица являются юридическими лицами, заявителем в этом случае может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от его имени, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.
ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2006 N 12580/05 разъяснил, кто будет являться заявителем в случае прекращения полномочий руководителя.
Как сказано в Постановлении, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Закона об ООО не вправе без доверенности действовать от имени общества, в т.ч. подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
В Письме от 21.05.2010 N МН-37-6/2212 ФНС России пояснила следующее. Заявителем при представлении сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ может быть лицо, действующее от имени акционерного общества без доверенности.
Подлинность подписи заявителя на заявлении в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется, если физическое лицо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и одновременно подает документ, удостоверяющий личность.
Непосредственное представление документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии доверенности может осуществляться любым физическим лицом (в т.ч. курьером, третьим лицом) независимо от того, является ли оно заявителем.

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без .

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом , сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

    Приложение N 1. Форма N P11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (КНД 1111501) Приложение N 2. Форма N P12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации" (КНД 1111505) Приложение N 3. Форма N P12003 "Уведомление о начале процедуры реорганизации" (КНД 1111514) Приложение N 4. Форма N P13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (КНД 1111502) Приложение N 5. Форма N P13002 "Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица" (КНД 1111504) Приложение N 6. Форма N P14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (КНД 1111516) Приложение N 7. Форма N P14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении хозяйственного общества в процессе уменьшения уставного капитала" (КНД 1111515) Приложение N 8. Форма N P15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица" (КНД 1111518) Приложение N 9. Форма N P16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (КНД 1111507) Приложение N 10. Форма N P16002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения" (КНД 1111519) Приложение N 11. Форма N P16003 "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица" (КНД 1111513) Приложение N 12. Форма N P17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года" (КНД 1111517) Приложение N 13. Форма N P21001 "Заявление государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (КНД 1112501) Приложение N 14. Форма N P24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (КНД 1112512)
  • Приложение N 15. Форма N P26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (КНД 1112512)
    • Раздел 1. Сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
    Приложение N 16. Форма N P21002 "Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" (КНД 1112505) Приложение N 17. Форма N P24002 "Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (КНД 1112510)
  • Приложение N 18. Форма N P26002 "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства" (КНД 1112511)
    • Раздел 1. Сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Раздел 2. Прошу документы, подтверждающие факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или решение об отказе в государственной регистрации Раздел 3. Заявление представлено в регистрирующий орган непосредственно заявителем и подписано им в присутствии должностного лица регистрирующего органа. Документ, удостоверяющий личность, заявителем представлен Раздел 4. Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке Раздел "Для служебных отметок регистрирующего органа"
    Приложение N 19. Форма N P27002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве, созданном до 1 января 1995 года" (КНД 1112508)
  • Приложение N 20. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган
    • Приложение N 1. Коды субъектов Российской Федерации Приложение N 2. Наименования адресных объектов Приложение N 3. Сведения о видах документов, удостоверяющих личность физического лица

Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@
"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2009, N 1, ст. 20, N 29, ст. 3642), подпунктами 5.9.38-5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2010, N 11, ст. 1224), приказываю:

1. Утвердить формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц:

форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

форма N Р12003 "Уведомление о начале процедуры реорганизации" согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

форма N Р13002 "Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

форма N Р14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении хозяйственного общества в процессе уменьшения уставного капитала" согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

форма N P15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица" согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

форма N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

форма N Р16002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращения унитарного предприятия или учреждения" согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

форма N Р16003 "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

форма N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года" согласно приложению N 12 к настоящему приказу.

2. Утвердить формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей:

форма N Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" согласно приложению N 13 к настоящему приказу;

форма N Р24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 14 к настоящему приказу;

форма N Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" согласно приложению N 15 к настоящему приказу.

3. Утвердить формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств:

форма N Р21002 "Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" согласно приложению N 16 к настоящему приказу;

форма N Р24002 "Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 17 к настоящему приказу;

форма N Р26002 "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства" согласно приложению N 18 к настоящему приказу;

форма N Р27002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве, созданном до 1 января 1995 года" согласно приложению N 19 к настоящему приказу.

4. Утвердить Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, согласно приложению N 20 к настоящему приказу.

5. Признать утратившими силу:

приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2003 г., регистрационный N 5363, "Российская газета", 2004 г., N 4; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 12);

приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 февраля 2004 г. N БГ-3-09/121@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., регистрационный N 5627; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 12);

приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный N 6220; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 1).

6. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2586; 2003, N 7, ст. 642, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864; 2005, N 51, ст. 5546; 2006, N 17, ст. 1869, N 22, ст. 2334; 2007, N 32, ст. 4146; 2010, N 11, ст. 1224).

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы государственной регистрации юридических и физических лиц.

ФНС России утверждены новые формы документов, представляемых в регистрирующий орган при госрегистрации юрлиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств. В них учтены изменения, внесенные в законодательство, в т. ч. касающиеся правил регистрации ООО. Закреплен порядок их заполнения.

В частности, изменилась форма заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица (N Р13001). Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В связи с этим в новой форме на листе М стр. 3 появилось поле, заполняемое нотариусом.

Формы, используемые при регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, утрачивают силу.

Приказ вступает в силу со дня, когда Правительство РФ признает не действующими прежние формы, используемые при госрегистрации юрлиц и физлиц в качестве ИП.

Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"


Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"


Приложения 1-19 размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru


Решением Суда по интеллектуальным правам от 21 ноября 2014 г. по делу N СИП-671/2014 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству



Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?

Место и сроки государственной регистрации

Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.

К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.

Адрес юридического лица

При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Порядок представления документов при государственной регистрации

Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Проверка документов регистрирующим органом

Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча