07.04.2019

Основные права и обязанности государственного гражданского служащего. Основные права гражданского служащего. Кто не может быть принят на государственные должности


Законодательство Российской Федерации на данном современном уровне представлено довольно сложной и целостной системой в виде нормативных актов. Сразу стоит отметить, что из определения понятия авторского права можно выделить субъективный смысл, где говорится о системе, как совокупности нормативных и законодательных актов, которые имеют возможность регулировать отношения, возникшие в процессе создания и дальнейшего использования произведений литературы, науки или искусства.

  • Конституция Российской, которая была подписана и принята в 1993 году. В ее статье под номером 44 говорится о том, что интеллектуальная собственность должна охраняться законом, в выполнении которого каждому произведению: художественному, научному и прочим, будет гарантироваться тщательная охрана.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации, подписанный в 1994 году, а также все его изменения, подписанные в 2011 году, говорят о том, что имеется некое право любого гражданина на его интеллектуальную собственность. В 70 главе Гражданского Кодекса максимально подробно описывается само понятие авторского права и все вытекающие из этого определения позиции.
  • Самостоятельные правовые нормы, которые также занимаются регулированием и охраной авторских прав. Здесь можно говорить об Уголовной Кодексе Российской Федерации, подписанного в 1996 году. Кроме того, здесь речь идет и об Административном Кодексе Российской Федерации, который был подписан и принят со всеми изменениями в 2001 году.
  • Нормативные акты, которые отражают исполнительную власть. Здесь можно говорить практически обо всех постановлениях Правительства, которые отражают понятие авторского права, а также все его составляющие компоненты.
  • Указ президента Российской Федерации, подписанный в октябре 1993 года «О государственной политике в области охраны авторского прав и смежных прав».

Замечание 1

Для основ авторского права, а также для процессов его охраны важно учитывать такие вещи, как судебная власть. Все спорные и конфликтные ситуации, которые касаются авторских прав, могут быть рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации или Арбитражным Судом страны.

Российские источники авторского права

Не так давно Российская Федерация участвовала трех конвенциях, на которых подробно рассматривались процессы охраны и варианты существования авторского права. Во-первых, это Всемирная конвенция об авторском праве, которая прошла в 1973 году. Во-вторых, это Всемирная конвенция об авторском праве, которая прошла в 1995 году. В-третьих, это Бернская конвенция об авторском праве и об охране художественных и литературных произведений. Конвенция прошла в марте 1995 года.

Замечание 2

Стоит сказать и о том, что Россия активно участвует в Соглашении о сотрудничестве в области охраны смежных и авторских прав стран СНГ, которое было подписано и принято в сентябре 1993 года.

Конечно, это не полный список, который отражает регулирование авторских прав с различных сторон. В соответствии с ростом современных авторских произвдений, создаются и принимаются на законодательном уровне различного рода акты. Постановления и законы. Все они позволяют регулировать спорные и прочие ситуации, не повредив ли не навредив авторам произведений. Старые законодательные акты и приказы государственной власти постоянно пересматриваются, и при необходимости в них вносятся изменения. Все изменения начинают действовать с момента подписания их президентов России.

В настоящее время во многих из стран зарубежья регулирование авторско-правовых отношений ведется согласно специальным законам. Во Франции для этого используется Кодекс интеллектуальной собственности, действующий с 1992 года, который аккумулировал закон об охране литературной и художественной собственности от 1957 года, а также следующие законы: об авторском праве, правах исполнителей, тех, кто производит фонограммы и видеограммы, включая предприятия аудиовизуального вещания, действующий с 1985 года, а также Патентный закон, касающийся товарных знаков и тому подобные акты. В ФРГ для этого имеется Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах, применяемый с 1988 года. В Соединенных Штатах Америки используется закон об общем пересмотре авторского права, введенный в 1976 году. В Японии применяют Закон об авторском праве от 1970 года.

Источники авторского права - международные конвенции

При использовании иностранных законов следует учитывать все изменения/дополнения, которые вносятся в них на протяжении всего срока действия.

Пример 1

В ФРГ были внесены существенные изменения в авторские права посредством Второго закона о регулировании авторских прав, который стал действовать с 25.10.2007 г.

Из-за того, что большая часть произведений, находящихся под охраной авторского права, очень часто используется за пределами национальных границ, была выработана система международной охраны авторских прав. В ее основу легли Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (была введена в действие 09.09.1886 г.) и Всемирная (она же Женевская) конвенция об авторском праве (действительна с 06.09.1952 г.).

Замечание 1

Такой принцип национального режима подвергается анализу во многих трудах, описывающих нравы иностранцев.

Бернская и Женевская конвенции в определенной мере отличаются друг от друга. Например, Женевская включает в себя совсем немного материально-правовых норм. В частности, в ней оговаривается исключительное право на перевод: он производится только после получения согласия автора либо его правопреемников. Произведение охраняется на протяжении всей жизни автора, а также еще 25 лет после дня его кончины. Если национальное законодательство для охраны авторских прав требует соблюдать установленные формальности, то они признаются выполненными, если на каждом экземпляре опубликованного произведения имеется знак охраны авторских прав - буква С, помещенная в кружок. Этот знак в обязательном порядке дополняется наименованием того, кто владеет авторскими правами, а также года выпуска произведения.

Бернская конвенция содержит гораздо больше норм, относящихся к материальному авторскому праву. Согласно ей, авторские права подлежат охране на протяжении 70 лет после ухода из жизни автора. Также в нее входят подробный перечень видов произведений, подлежащих охране, характеристики основных авторских прав (например, на перевод, публичное исполнение, воспроизведение, передачу в эфир) и варианты применения произведений.

Парижская редакция Всемирной конвенции препятствует свободному использованию произведений, которые были опубликованы, в киноиндустрии и телевизионной сфере. Это послужило одним из веских доводов в пользу присоединения Российской Федерации к этой редакции.

Помимо указанных конвенций с практической точки зрения довольно важна Римская конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, а также радиовещательных организаций (была принята в 1961, но начала действовать с 18.05.1964 г.). Также важна Конвенция о распространении сигналов, несущих программы, которые передаются посредством спутников (введено в действие в Брюсселе 21.05.1974 г.).

Потребность обеспечивать охрану результатов творческой деятельности и контроль их надлежащего использования в границах экономических регионов способствуют не только развитию «наднациональных теорий», но также построению региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности (например, в рамках ЕЭС/ЕС). По запросу Комиссии европейских сообществ в Брюсселе свыше 30 лет назад была произведена разработка проекта гармонизации авторского права стран-участниц ЕЭС. Этот проект часто именуют проектом Дитца.

Что относится к объектам авторских прав

Определение 1

В целом, они составляют достаточно обширный круг объектов. Ведь даже если брать для рассмотрения лишь литературные труды, то к ним относятся не только книги, но также всевозможные статьи (не только научного, но и художественного типа), брошюры, либретто (текстовое содержание музыкальных произведений), лекции, речи, проповеди церковных служителей, который могут быть как опубликованными, так и неопубликованными, а только зафиксированными на определенном носителе. Поэтому внутри авторского права существуют различные подразделы: например, авторские права музыкантов или художников.

  • литературные произведения, представленные не только в письменной, но и в устной форме;
  • компьютерные программы;
  • музыкальные произведения;
  • пантомимы и танцевальные произведения;
  • изобразительное искусство, предметы архитектуры и прикладного искусства, включая их проекты;
  • кинематографические произведения и подобные им;
  • фотографии и подобные им объекты;
  • изображения, обладающие научным/техническим характером (например, карты, схемы,чертежи, макеты и тому подобное).

Согласно статьи 3 Закона об охране литературной и художественной собственности, действующего во Франции с 1957 года и вошедшего в 1993 году в Кодекс интеллектуальной собственности, к объектам авторского права относят те же творческие произведения духовной направленности, что были описаны выше, только перечень имеет более расширенный вид. Программное обеспечение относится к 5 разделу Закона об авторском праве, правах исполнителей, производителей фонограмм/видеограмм, а также организаций аудиовизуального вещания (от 1985 года).

В Японии объектами авторских прав также считаются литературные произведения (драматические), статьи и лекции, музыкальные и танцевальные произведения, пантомимы, предметы искусства, архитектурные объекты, научные труды, арты, чертежи и схемы, фотографические и кинематографические произведения, фотографии, компьютерные программы. Этот перечень базируется на статье 10 Первого закона об авторском праве.

Такой же список объектов содержится в Едином законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года, вступившем в действие в Великобритании 01.08.1989 года (СЭРА). Полный текст этого закона размещается в приложениях к трудам Р. Меркина, Р. Д. Тейлора и Дж. Дворкина. Помимо этого в книге П. Теренса (который является профессором Ливерпульского университета) «Законодательство об авторском праве» приводится подробная характеристика этого закона и его сравнение с Законом 1956 года. Примечательно, что Единый закон вмещает в себя охрану и применение не только авторского, но и патентного права, а также права на промышленные образцы.

Замечание 2

При этом в его наименовании не используется термин «интеллектуальная собственность», что отличает его от Кодекса интеллектуальной собственности, действующего во Франции.

Также в законодательстве ряда других стран вместе со списком охраняемых объектов, перечисляются произведения, которые подпадают под охрану авторских прав.

Пример 2

Согласно японскому законодательству, новости дня и простые информационные данные не относятся к перечню охраняемых. Помимо этого охране не подлежат языки программирования, правила/алгоритмы, которые используются для создания компьютерных программ.

В чем заключается суть авторского права

Определение 2

В пункте 6 параграфа 102 закона США об общем пересмотре авторского права от 1976 года указывается, что охрана авторских прав оригинального произведения не включает в себя идеи, операции/методы, системы, концепции, принципы - при этом не имеет значение, в какой форме они описаны, иллюстрированы, объяснены в подобном произведении. В то же время законы об авторском праве предъявляют конкретные требования к форме охраноспособных произведений. Так, согласно упомянутого параграфа 102 авторским правом защищены оригинальные авторские произведения, которые зафиксированы в любой форме осязательного характера.

Законодательство об авторском праве не имеет полного перечня предметов интеллектуального творчества, подлежащих охране. Это связано с тем, что новые технические средства создания и использования подобных произведений появляются в непрерывном режиме, что расширяет круг объектов, подпадающих под охрану авторского права. Поэтому в параграфе 102 закона США упоминается именно «любая осязаемая форма, которая известна на текущий момент или же будет использована в будущем».

Замечание 3

При этом упоминаемая форма должна способствовать восприятию, воспроизведению либо сообщению произведения иным лицам, как напрямую, так и при помощи механизмов/устройств.

В число новых технических средств создания/использования творческих произведений, которые влекут появление новых объектов охраны авторских прав входят:

  • Интернет;
  • создание копий литературных произведений посредством электрографической техники (включая метод ксерокопирования);
  • кабельное телевидение;
  • звукозапись и видеозапись;
  • передача сигналов посредством спутников;
  • программное обеспечение.

Последствием широкого использования копировальной, бытовой и промышленной электротехники является неограниченное и трудно контролируемое распространение большей части популярных литературных и научных произведений, а также предметов искусства. Это приводит к целому комплексу авторско-правовых проблем, включая проблемы, связанные с охраной новых произведений и прав их авторов, с учетом тех, чьи произведения копируются и распространяются посредством Интернета.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права , дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

  • во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности;
  • во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.

Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.

Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права, либо признается объектом патентного права . То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений ". В данном Постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников неохраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений.

В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗПЭВМ (в редакции Закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) "творческий характер деятельности авторов (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное".

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т.е. существовало, в какой-либо объективной форме.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
  • устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право . Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых. Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи .

Исходя из того что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. Объектами авторского права, в частности, являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права. Это:

  • официальные документы, в частности законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права .

Охрана российским авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.

Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами - гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств и их правопреемниками авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП), в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г.

Важны и другие правила. Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ. Кроме того, предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в РФ по той же причине (п. 4 ст. 5 ЗоАП в редакции Закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ).

Субъекты авторского права

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным. Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.

Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"). Они не выделяют свои части коллективных произведений.

Другой пример - музыкально-драматическое произведение с текстом, например опера. Будучи единым объектом авторского права , она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

По общему правилу право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением. Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений . Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения. Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т.п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т.е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных произведений, обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняются за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки одних и тех же произведений.

Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям. Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи синтетическим по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика. Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т.п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.

Вследствие этого применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).

Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Закон не дает определений понятий служебных обязанностей, служебного задания и работодателя. Обычно работодателем считается юридическое или физическое лицо , состоящее с работником в трудовых (служебных) отношениях в соответствии с трудовым законодательством. Лицо, выполняющее в рамках этих отношений определенные обязанности, признается работником. Круг служебных обязанностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и предприятий . Служебным обычно является конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания произведения.

Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права , в том числе право на обнародование произведения. Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре , принадлежат работодателю. Закон предусматривает обширный перечень имущественных прав . Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Данные правила не применяются, однако, к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям. Поэтому авторы служебных произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

6. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права

Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 29 ЗоАП), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так, в соответствии со ст. ст. 17 - 26 ЗоАП третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.

Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.

Личные неимущественные и имущественные авторские права

По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона , договора или наследования любым субъектам авторского права . Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
  • право на защиту своей репутации.

Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Свободное использование произведения с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, допускается такими способами, как, в частности:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, критических и информационных целях;
  • приведение в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизведение в газетах ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также публично произнесенных политических речей, обращений, докладов.

Цитирование и иное использование должно осуществляться в объеме, оправданном целью цитирования, учебного процесса либо информационной целью. При этом авторы докладов и тому подобных произведений сохраняют право на их опубликование в сборниках. Свободное воспроизведение в газетах и тому подобными способами таких произведений не допускается лишь в случаях, когда оно было специально запрещено автором (эксклюзивные статьи, интервью и т.п.).

Свободное использование произведения путем репродуцирования связано с широким применением электрографической техники, прежде всего ксероксов, что привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих литературных произведений. Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Закон устанавливает жесткие границы подобной "издательской" деятельности.

Как отмечалось, даже в личных целях репродуцировать книги полностью и нотные тексты вообще запрещено. Свободное репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли допускается лишь в целях развития библиотечного, архивного дела, в учебных, научных или иных образовательных целях. В подобных целях и на указанных условиях могут репродуцировать правомерно опубликованное произведение библиотеки и архивы для восстановления или замены его утраченных либо испорченных экземпляров. Те же учреждения вправе репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, отрывки из опубликованных письменных произведений по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях. Аналогичное право имеют образовательные учреждения (школы, лицеи, вузы и т.п.), использующие репродуцируемые произведения или их части для аудиторных занятий.

Свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения, касается произведений архитектуры, изобразительного искусства и фотографии , постоянно расположенных в месте, открытом для свободного посещения. Допускается как их воспроизведение, так и передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Запрещено это делать лишь в случаях, когда изображение произведения является основным объектом воспроизведения, передачи или сообщения. Иными словами, можно показывать по телевидению экспонируемые на постоянной выставке произведения изобразительного искусства, но нельзя делать на их основе открытки.

Свободное публичное исполнение музыкальных произведений имеет свои специфические рамки. Так, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение этих произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон. Объем исполнения также должен быть оправдан характером таких ритуальных церемоний.

Допускается также свободное воспроизведение произведений для судебных целей. Произведения различных видов, прежде всего литературные, могут свободно воспроизводиться для целей судебного процесса в оправданном этим процессом объеме. Например, при рассмотрении спора о плагиате в процессе могут быть процитированы сличительные таблицы совпадений текстов оригинала и недобросовестного заимствования.

Наконец, разрешается свободное воспроизведение произведения в личных целях с выплатой авторского вознаграждения. Без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения допускается воспроизведение даже в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи другого произведения. При этом выплата вознаграждения происходит "кружным путем" и в обезличенной форме. Нередко копирование аудиовизуальных произведений и звукозаписи осуществляют физические лица с помощью бытовых аудио- и видеомагнитофонов. Широкие масштабы подобного использования, естественно, подрывают рынок сбыта соответствующей продукции, прежде всего записей видео-, кино- и телефильмов, снижают спрос на них. В конечном счете снижается уровень охраны авторских прав, прав производителей фонограмм и вещательных организаций.

Однако установить конкретных производителей и получить с них авторское вознаграждение невозможно. Поэтому и приходится сначала взимать вознаграждение с изготовителей и импортеров материальных средств создания и воспроизведения аудиовизуальных произведений путем включения сумм вознаграждения в цену этих средств с последующей компенсацией их за счет покупателей данных средств, т.е. потенциальных субъектов воспроизведения аудиовизуальных произведений. Подобные механизмы допускаются международными соглашениями и национальными законами ряда стран.

Согласно п. 2 ст. 26 ЗоАП вознаграждение за воспроизведение выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофонов, иного оборудования) и материальных носителей звуко- и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и т.п., используемых для воспроизведения. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями и изготовителями (импортерами). Если соглашением не предусмотрено иное, вознаграждение распределяется в такой пропорции:

  • 40% - авторам;
  • 30% - исполнителям;
  • 30% - производителям фонограмм.

Соглашением между изготовителями (импортерами) и управляющими организациями определяются также размер и условия выплаты вознаграждения. При недостижении соглашения вопрос решает специально уполномоченный орган РФ. Если оборудование (магнитофоны и т.п.) и материальные носители (пленки, кассеты, диски и т.п.) производятся сугубо для экспорта или имеют профессиональный характер, т.е. не предназначены для использования в домашних условиях, то вознаграждение не выплачивается.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Продолжительность действия авторского права определяется как истечением периода времени, исчисляемого годами, так и указанием на события, которые должны неизбежно наступить. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора (соавторов) и 70 лет после смерти автора либо последнего из соавторов. Из этого правила есть ряд исключений.

Имущественное право на программу для ЭВМ, базу данных или охраняемую топологию, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ , принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит РФ или субъекту РФ, от имени которых выступает государственный заказчик.

2. Регистрация программ, баз данных и охраняемых топологий

В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда .

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры , органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законодательством, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

2. Конфискация контрафактных экземпляров или фонограмм

Во избежание незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Помимо имущественных санкций, применяемых к нарушителям авторских и смежных прав, ЗоАП предусматривает использование технических средств защиты данных прав. Подобными средствами признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

При этом в отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются: осуществление без разрешения обладателей исключительных прав действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав; изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказания услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Кроме того, Закон уточняет понятие информации об авторском праве и о смежных правах. Ею признается: любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав; либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения или доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав; а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. Одновременно Закон не допускает в отношении произведений или объектов смежных прав: удаление или изменение без разрешения лиц - обладателей исключительных прав информации об авторском праве и смежных правах; воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателей была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

3. Обеспечение исков по делам о нарушении авторских и смежных прав

Важной новеллой в сфере авторских и смежных прав является предоставление суду, в необходимых случаях судье единолично, а также арбитражному суду возможности вынесения определения о запрещении ответчику либо предполагаемому нарушителю авторских или смежных прав совершать определенные действия. В частности, нарушителю, в том числе предполагаемому, может быть запрещено изготавливать, продавать, сдавать в прокат, импортировать и хранить с целью выпуска в гражданский оборот экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых лишь предполагается, что они являются контрафактными.

Те же судебные органы могут вынести определение об аресте и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначаемых для их изготовления и воспроизведения.

Новейшее законодательство ужесточает превентивные меры воздействия на всех правонарушителей в области авторских и смежных прав, включая сокрытие контрафактных экземпляров и орудий их производства. При наличии достаточных данных о нарушении прав орган дознания, следователь , суд или судья единолично не только вправе, но и обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на предположительно контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование для их изготовления. При необходимости все эти предметы изымаются и передаются на ответственное хранение.

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы. Основными актами являются:

Федеральный закон от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.);

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;

Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»; Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и др.

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Однако, нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Таким образом, отдельные нормы ГК РФ на наш взгляд являются источником авторского права. Центральное место среди источников авторского права - занимает Закон «Об авторском праве и смежных правах». Закон, как это следует из ст. 1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). С момента принятия Закон был несколько раз серьезно изменен - законодатель старался сделать правовые конструкции более ясными, доступными, избавить Закон от противоречий и двусмысленностей, устранить пробелы и обеспечить работоспособность всех его ключевых норм. Далее, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных. В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры. В число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года, поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах. В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные акты. В частности можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;

Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. №614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Вывод к первой главе

Из всего выше сказанного можно выделить, что авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

2. Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1255 ГК автор имеет исключительное право на произведение. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

4. Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Понятие творческой деятельности, ис, пис. Система пис

Творческая деятельность – это разновидность интеллектуальной деятельности направленная на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Литературным, художественным, научным произведениям,

Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам,

Изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

Научным открытиям,

Промышленным образцам,

Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

Защите от недобросовестной конкуренции,

А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Конституция Украины в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Право интеллектуальной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Право интеллектуальной собственности в субъективном смысле – личные неимущественные и имущественные права авторов и других обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Объектами права интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности.

Они классифицируются на 4 группы:

1) произведения науки, литературы, искусства, исполнительская деятельность артистов, фонограммы, видеограммы, телерадиопрограммы – объекты авторских прав и смежных прав;

2) изобретения, полезные модели, промышленные образцы - объекты патентного права;

3) фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания – средства индивидуализации товаропроизводителей и их продукции;

4) открытия, топографии интегральных микросхем, ноу-хау, коммерческая тайна, рационализаторские предложения и другие нетрадиционные объекты.

Система права интеллектуальной собственности включает следующие составные части:

2. Право промышленной собственности

3. Правовая охрана средств индивидуализации

4. Правовая охрана нетрадиционных объектов ИС.

Объекты 2, 3, 4 группы принято называть термином “промышленная собственность”, поскольку они всегда воплощаются в промышленном производстве.

Характеристика отличительных особенностей ис.

Правовой режим интеллектуальной собственности имеет определенную специфику (особенности) по сравнению с собственностью на вещи. Прежде всего, объекты интеллектуальной собственности, являясь результатами творческой деятельности, носят нематериальный характер. В силу нематериального характера они непотребляемы и неуничтожимы. Поэтому права на использование этих объектов можно передавать в пользование бесконечное число раз неопределенному кругу лиц.

Создателям объектов интеллектуальной собственности наряду с имущественными правами (владение, пользование, распоряжение) принадлежат и личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя и др.). При этом имущественные и неимущественные права тесно взаимосвязаны.

Правомочие “владение” имеет в интеллектуальной собственности специфику, которая состоит в том, что объектом интеллектуальной собственности кроме его создателя может владеть каждый, кто прочел произведение, содержание патента и приобрел соответствующие знания.

Правовая охрана в отношении многих объектов интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) осуществляется путем выдачи охранных документов – патентов, свидетельств.

Право интеллектуальной собственности ограничено определенным сроком (например, патент на изобретение выдается на 20 лет). После истечения срока – объект переходит в общественное пользование.

И, наконец, право интеллектуальной собственности направлено на защиту исключительных прав на использование объекта, а не на защиту самого материального объекта, как это имеет место в вещном праве собственности.

3. володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю, результатами Система законодательства об ис

  1. Характеристика действующего законодательства Украины об ИС.

«Стаття 41 . Кожен має право своєї інтелектуальної, творчої діяльності».
«Стаття 54 . Громадянам гарантується свобода літературної, художньої, наукової і технічної творчості, захист інтелектуальної власності, їхніх авторських прав, моральних і матеріальних інтересів, що виникають у зв"язку з різними видами інтелектуальної діяльності.

  1. ^ Международные правовые акты об ИС:

Основными также являются Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» (1886 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.), Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961 г.), а также Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.67 г. и изменена 02.10.79 г.), Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (от 26.06.2000 г.), Договор о патентном праве (ПЛТ) (принят Дип. конференцией 01.06.2000 г.), Парижская конвенция об охране промышленной собственности (от 20.03.83 г.), Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27.10.94 г.), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (01.01.99 г.), Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (Будапешт, 28.04.77 г.), Евразийская Патентная Конвенция (Москва, 09.09.94 г.), Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20.12.96 г.), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20.12.96 г.).

  1. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 (Книга 4 – ст.ст. 418-508).
  2. Специальные законы Украины:

· «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.1993;

· «Об охране прав на топографии интегральных микросхем» от 05.11.1997 и др..

  1. Подзаконные нормативные акты:
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственном департаменте интеллектуальной собственности» от 20 июня 2000 года № 997;
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о представителях по делам ИС» от 10.08.1994 № 545;
  • Указ Президента Украины «О мерах об охране ИС в Украине» от 27.04.2001 № 285;
  • Указ Президента Украины «О неотложных мерах по усилению захиты прав ИС в процес се производства, экспорта, импорта и распространения дисков для лазерних систем считывания» 30.01.2002 № 85 и др.
    1. Личные неимущественные отношения.
    2. Имущественные отношения авторов и других обладателей авторских прав.

1. Конституция Украины

3. Закон Украины “О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных”

4. Положение о государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение

5. Постановление КМ Украины “Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты”

6. Постановление КМ Украины “Об утверждении минимальных ставках авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав”

7. Правила розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм.

8. Положение о государственном свидетельстве на право распространения и демонстрирования фильмов.

9. Положение о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности.

10. Ведомственные нормативные акты, издаваемые Министерством образования и науки

11. Локальные акты (уставы предприятий, акты местных органов власти и т. д.)

Международные договоры, ратифицированные Украиной:

1. Стокгольмская Конвенция, учреждающая ВОИС (1967)
2. Всемирная Конвенция об авторских правах (Женева 1952)
3. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886)
4. Римская Конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961) 5. Характеристика объектов АП. Признаки произведения. Виды объектов АП. Объекты не охраняемые АП Объект авторского права – произведение науки, литературы и искусства. Произведение – это результат творческой деятельности человека, выраженный в какой-либо объективной форме. Произведение как объект авторского права обладает 2 признаками:
    1. творческий характер (оригинальность, неповторимость, уникальность),
    2. объективная форма выражения: письменная (рукопись), устная (публичное исполнение), звуко- или видеозапись, изображение (картина), объемно-пространственная (скульптура) и др.
Авторское право охраняет любое произведение, обладающее этими признаками, независимо от его художественной ценности, степени готовности, назначения и достоинств. Следует различать авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором оно выражено. АП и право собственности на материальный объект не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта не означает отчуждения авторского права.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча