27.03.2019

Что является государственной собственностью рф. Объекты государственной собственности. Задачи и цели Государственной собственности РФ


Ключевые слова: собственность государственная, общенародная, социальная, частная, коммерческая; коррупционное государство, гражданский кодекс, земельный кодекс.

Keywords: state public, social, private, commercial ownership; government corruption, civil code, land code.

Государственная собственность - это одна из множества форм собственности, выделенная по отличительным признакам субъекта присвоения, когда владение, пользование и распоряжение объектом присвоения принадлежит исключительно такому субъекту как государство в лице его органов. Она отличается от других форм собственности тем, что субъектом присвоения являются не отдельные частные лица или их объединения, а государственный институт политической, правовой и экономической власти.

При ней производством управляют назначенные государством руководители (менеджеры). Существует проблема определения высшего или верховного распорядителя государственной собственностью, полностью или по большей части ответственного за эффективное или неэффективное ее использование. Эта проблема легче решаема в условиях существования однопартийности, и/или в условиях многопартийности, но при монополизации политической и государственной власти одной партией. Она легче решаема в условиях отсутствия разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Так, в СССР КПСС, будучи правящей партией, прямо контролировала все ветви власти и прямо отвечала за государственную собственность. Многопартийность, предполагающая периодический переход власти от одной партии к другой, ведет к утрате ответственности правящих партий за судьбы государственной собственности, за эффективность ее реализации. Разделение единой или унитарной власти государства на множество самостоятельных и независимых друг от друга ветвей власти предполагает и пропорциональное разделение ответственности между ними за судьбы и эффективность реализации государственной собственности. Однако последнее на практике в мире почти не осуществляется.

Статья 214 Гражданского кодекса РФ дает следующее ее определение: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Во-первых, научная неправомерность такого определения состоит в том, что в нем собственность сведена к имуществу. Между тем собственность есть не вещь, не имущество, а особое общественное положение объекта присвоения, в том числе вещи, имущества.

К тому же существуют государственные деньги, существует интеллектуальная собственность и многое другое, что не является имуществом, но, тем не менее, каждое из них является собственностью, в том числе и государственной. Во-вторых, следует различать два схожих, но все-таки логически различающихся определения - «государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и тем-то» и «имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и темто, является государственной собственностью». Первое определение теоретически неправильно, поскольку в нем отсутствует определение собственности вообще.

Второе определение теоретически правильно, но в нем дается не определение собственности, а определение принадлежности имущества, т.е. определение собственника имущества. Сегодня широкое распространение получили информационные технологии (ИТ), информационные сети, которые централизуют потоки информации. Их уязвимость из-за внутрисистемных нарушений, внешних деструктивных воздействий требует повышения организующей роли государства в экономике. В государственном контроле и гарантиях безопасности информационных технологий заинтересованы все: предприятия, банки, специалисты и т.д. Во многих случаях государство через свои предприятия является непосредственным участником создания и обслуживания ИТ.

Государственным участием опосредуются выполняемые исследования, создаваемые и обслуживаемые системы: сверхбыстрые компьютеры, сети правительственной связи, образцы вооружений и т.д. Государственная собственность расширяется также из-за проблемы техногенной безопасности. Новые технологии при сбоях могут вызывать масштабные катастрофы. На этапе становления новоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризованных технологических укладов все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий. В развитых странах Запада предложения о «минимизации» или «свертывании» государственной собственности хотя и высказываются, но реализуются на практике минимально. Напротив, широко обсуждаются условия повышения эффективности ее реализации. Отделение государства от экономики в России реформаторы проводят как некую «идею фикс», на что экономика реагирует «отделением» от роста и эффективности. Для реформаторов важнее всего рост доходов не государства, а частных собственников, даже если доходы получены за счет приватизации или распродажи за бесценок общественного достояния.

В России в изложении экономической теории выдвигается на первое место идеология поведения «обособленного экономического человека» с возведением в абсолют его частных индивидуальных интересов. Эта идея возникла в условиях существования мелкотоварного и раннекапиталистического производства и давно изжила себя. В условиях современного технотронного производства она становится реакционной, общественно опасной. Интеграционным процессам на основе новых технологий, усилению взаимной ответственности и существенному изменению социального значения человеческого фактора соответствует идея только «социального человека», который по своим чертам радикально отличается от «обособленного экономического индивида». Новым условиям может соответствовать только новое государство - демократический субъект, социально ответственный и реализующий общенародные интересы.

На такую роль не может претендовать «приватизированное» государство, реализующее частные интересы узких социальных групп и родственных кланов. Идее «социального человека» может соответствовать идея только «социального государства», а идее государственной собственности - идея ее социализации, т.е. идея социальной государственной собственности. При таком подходе государственная собственность будет выражать общественный способ присвоения и общественный способ ее реализации, обеспечивающие общенародные (общенациональные) интересы. Одна принадлежность имущества государству не обязательно предполагает его использование для реализации общегосударственных и общенациональных интересов. В России длительная, скоро 30-летняя практика реформ устойчиво показывает, что страна перешла к антисоциальному и неэффективному использованию как бывшего государственного имущества, т.е. приватизированного, так и еще неприватизированного, остающегося у государства.

Страна создала и новое государство, коррупционное государство, которое утратило черты социальной ответственности. В нашей стране была проведена радикальная идеологическая реформа с признанием высшей общественной ценностью индивидуальный интерес «обособленного экономического человека». В результате государственное имущество лишь формально числится в составе государственной собственности, реально же оно является средством реализации интересов отдельных индивидов и отдельных групп. Государственной собственности можно придавать общенародный характер, а можно придавать частные, т.е. коммерческие формы реализации. Так, в СССР государственной собственности был придан общенародный или, что почти одно и то же, общественный характер. В капиталистических же странах государственная собственность в большинстве случаев принимает коммерческие или частные формы реализации, работает на максимизацию прибыли, на самовозрастание. В России сегодня государственной собственности законодательно не приданы ни общенародный, ни коммерческий характеры. Согласно Конституции она существует в формах собственности федеральной и собственности субъектов федерации (региональной - республик, краев и областей).

Если государственная собственность закрепляется в законодательстве как разновидность общественной, то это означает, что каждый член общества может претендовать на равное право пользоваться государственной собственностью и получать равные блага. Это должно привести к уравнительности распределения доходов от государственной собственности среди всех членов общества, что во многих случаях само по себе абсурдно. Закрепление ее как общественной юридически ставит препятствие на путях использования частных, рыночных форм реализации государственной собственности. Экономической целью реализации государственной собственности при отсутствии условий узурпирования ее какой-либо частной группой людей или целым классом также может быть максимизация прибыли и самовозрастание при оптимальной, неполной занятости. Государственную собственность на средства производства при социализме, как в целом всю социалистическую систему хозяйствования, погубила не сама по себе государственная собственность, а конкретная форма ее реализации.

Во-первых, проводилась политика всеобщей занятости населения, следовало бы решиться на введение небольшого уровня безработицы (3-5%). Во-вторых, в стране было создано свыше 20 млн. (отдельные специалисты говорят о 40 млн.) излишних рабочих мест. В результате в стране резко снизились трудовая мотивация, внутриотраслевая конкуренция рабочей силы и др. В-третьих, проводилась запретительная политика по отношению к любой частной собственности, даже мелкой. В-четвертых, проводилась запретительная политика по отношению к любой коммерческой деятельности, которая могла бы иметь место и без частной собственности на средства производства. В России сегодня имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом России.

Государственная собственность существует в виде имущества казенных предприятий и государственных унитарных предприятий (ГУП). За собственность первых государство несет имущественную (экономическую) ответственность. За собственность вторых государство не несет ответственности, она передана в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам предприятий. Создана уникальная экономическая и правовая ситуация, когда учредитель не отвечает за деятельность созданного им предприятия. За свои действия государственные унитарные предприятия отвечают сами всем своим имуществом.

Государство через налоги, акцизы, пошлины и т.д. присваивает часть доходов государственных предприятий и перераспределяет их в соответствии с поставленными целями. Сегодня в России государство ослабило свои регулирующие и хозяйственные функции, отказалось от планирования и ставит на ближайшую перспективу решение задачи полного отключения государства от хозяйственных функций. От управления экономикой отстранена представительная власть, а исполнительная власть, т.е. бюрократия, правит единолично и бесконтрольно, она принимает важнейшие экономические решения от имени государства, не считаясь ни с волей народа, ни с волей его представителей. Интересы государства как собственника бюрократия не выражает. Назначение бюрократией представителей государства в Советах директоров акционерных обществ не мешает последним обманывать государство путем создания многочисленных дочерних и внучатых обществ, использования вексельных схем расчетов и процедур банкротства. Часть доходов от деятельности государственных монополистов (Газпром, Железные дороги, Роснефть и др.) уходит к частным лицам.

Доходы государства от использования государственного имущества составляют незначительную часть федерального бюджета. Непрерывная (перманентная) почти 30летняя приватизация почти ничего не приносит в бюджет государства. Проводимые аукционы носят характер сговоров. При характеристике государства-собственника возникает вопрос: можно ли считать, что подлинным экономическим собственником государственного имущества является народ страны? По Конституции Российской Федерации единственным источником государственной власти является народ. На этом основании народ логически должен выступать первичным или исходным субъектом государственной собственности. То, что выразителями воли народа являются либо его представительные органы, либо он сам непосредственно (народ, помимо всех других его органов, может прямо выражать свою волю, например, через проведение референдума) ничего здесь не меняет. То, что управляют и распоряжаются государственной собственностью органы исполнительной власти, которые непосредственно народом не формируются и не отчитываются перед ним в своей деятельности, т. е. в определенной степени отчуждены от народа, также ничего не меняет.

Но можно продумать и ввести механизмы государственного управления, при которых государственная исполнительная власть будет осуществлять управление государственной собственностью полностью и только в интересах народа, не находясь в прямом подчинении ему. Точка зрения, согласно которой единственным субъектом государственной собственности является государство в лице государственных органов как представительной, так и исполнительной власти есть точка зрения, оправдывающая волюнтаристские, без согласия народа, действия радикальных реформаторов.

По поводу конкретных предложений снизу закрепить законодательно тезис о том, что народ выступает собственником экономических условий своего воспроизводства, они цинично заявляют, что это будет обычной законодательной декларацией, лишенной реального смысла. Трактовка народа как субъекта государственной собственности предполагает закрепление в Конституции, других законодательных актах, в специальном отдельном федеральном конституционном законе режимов и механизмов управления и использования государственной собственности. В них должны входить конкретные вопросы с решениями исключительно референдумом при определении судьбы важных объектов государственной собственности, как, например, приватизации энергетической, транспортной отраслей хозяйства, атомной энергетики, национальных культурных ценностей, оборонных предприятий, земель сельскохозяйственного назначения и др.

В законодательстве следует определиться, предусмотреть условия, возможности платного и бесплатного пользования объектами государственной собственности. Например, пользование автомобильными дорогами (местными или федеральными), средствами связи, водоемами, лесами и другими природными объектами может быть объявлено бесплатным, причем навсегда или на определенный срок, поскольку в их создании участвовал весь народ страны. Хотя до сих пор не разработан механизм реализации государственной собственности как принадлежности народу, однако, понятно, что государственная собственность, будучи в управлении и даже фактическом обладании государственных органов, не может использоваться в противоречии с интересами народа, в том числе во вред здоровью, жизни населения, разрушать природу, в иных деструктивных целях. Иными словами, государство должно самоограничиться в использовании и распоряжении государственной собственностью, подчиняя свои собственные интересы и потребности общественным нуждам.

Государственная собственность может использоваться, в первую очередь, в социальных целях - для сглаживания последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, заботы о социально незащищенных слоях и группах населения, ослабления негативных последствий вхождения в рыночные отношения, развития фундаментальной науки, поддержки системы образования и подготовки нового поколения специалистов, обеспечения баланса общественных и частных интересов и многого другого. Государственная собственность, также как и частная, может принимать совместную, долевую, акционерную и другие формы. Государственная собственность, в том числе и на землю, исторически является более высокой формой в сравнении с собственностью индивидуальных граждан, объединений граждан или муниципальной. В СССР существовала только исключительная государственная собственность на землю. Это означает, что лишь государство могло быть собственником земли.

В несельскохозяйственных отраслях производства, существовавшие иные формы собственности (колхознокооперативная, индивидуальная и личная) рассматривались как имеющие более низкий «ранг» по сравнению с государственной, обладавшей наиболее высокой степенью обобществления. В ходе исторического процесса доля государственной собственности в развитых странах Запада изменяется медленно, причем в противоположные стороны. Этапы приватизации не отменяют этой общей тенденции, они приобретают характер зигзагов в истории. На сегодня, в США около 36% движимого и недвижимого имущества находится в государственной собственности.

В Германии ее доля составляет свыше 33%, в Австралии - 40, а в Швеции и Франции - более 50%. Объектный состав государственной собственности и ее удельный вес в общественном производстве и в использовании общественных благ и услуг у различных государств неодинаков и подвержен изменениям под воздействием не только экономических факторов, но и политических соображений. Последнее означает признание не только экономического, но и внеэкономического характера решений буржуазного государства в установлении доли государственной собственности. В России сегодня доля государственной собственности составляет приблизительно 30%, т.е. меньше, чем во многих странах мира.

Государственная собственность есть явление логически и исторически однопорядковое, парное и противоположное явлению собственности граждан. Государственная собственность на землю - форма земельной собственности, при которой исключительное и абсолютное владение, пользование и распоряжение определенной частью или всеми земельными ресурсами страны принадлежит государству. В России государственной собственности на землю сегодня не придан ни общенародный, ни коммерческий характеры, также не разработан механизм ее реализации как принадлежности народу. Последнее предполагает, что основные или решающие функции распоряжения и пользования должны принадлежать народу. Законодательство России (Конституция, Гражданский кодекс, Земельный кодекс и др.) не содержит (не дает) собственного прямого качественного определения понятия государственной собственности на землю, оно определяет только ее количество, причем по принципу остаточности от других форм собственности.

Так ст. 16 Земельного кодекса России говорит: «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований». Государственная собственность на землю в Российской Федерации официально закреплена в двух формах регионального разреза: государственная собственность Российской Федерации в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов Российской Федерации - региональная (республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения). Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации к землям государственной федеральной собственности относятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 3) право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Согласно ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться и не предоставленные в частную собственность земельные участки.

Это: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель; 4) занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов Российской Федерации. Сегодня в пореформенной России власти продолжают курс тотальной или всеобщей приватизации государственной и муниципальной земельной собственности.

Так ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации определяет следующее. «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц». Все или большинство факторов социально-экономического развития, работающих на укрепление государственной собственности в промышленности и других отраслях экономики, одновременно работают на укрепление государственной собственности и на землю, в первую очередь, сельскохозяйственного назначения. Однако в последнем случае существует следующая дополнительная особенность.

Пространственное планирование сегодня в мире, в соответствии с продвигаемой развитыми странами глобализацией, идет на смену отраслевому планированию. В соответствии с таким планированием в мире в целом и в каждой стране, в частности, должны выделяться пространственно-территориальные зоны и коридоры развития, конструироваться территориальные агломерации, кластерно-территориальные образования и др. Поэтому и со стороны сознательного, планового упорядочивания, и рационализации использования земельных ресурсов в современных условиях более лучшим земельным базисом для развития экономик АПК, сельского хозяйства является базис единого земельного фонда с государственной земельной собственностью, а не существующий сегодня базис земельного фонда с разрозненными земельными участками, находящимися в частной собственности граждан или юридических лиц.

Государственная частная земельная собственность - понятие, введенное в научное обращение К. Марксом, который неоднократно в своих работах отмечал, что государственная собственность на капитал, на средства производства, в том числе на землю, при капитализме обретает частный характер, является частной. Это положение в экономической науке до сих пор остается не достаточно понятным. Что имелось ввиду? Коммерческий характер ее использования государством, т.е. использование в целях максимизации прибыли или что-то другое?

При капитализме государственная собственность используется часто в целях накопления капитала в частных руках: существуют десятки и сотни легальных, полулегальных и нелегальных способов осуществления перевода денежного капитала, материально-вещественных средств производства, продукции производства из государственной собственности в собственность частных граждан. Это все аферы под видом сделок как в рамках законодательства, так и с нарушением его. Видимо и первое, и второе, т.е. и коммерческий характер использования, и постоянно осуществляемые аферы являются основным признаком (критерием) для признания государственной собственности в капиталистических странах как частной.

По одному признаку принадлежности государственная собственность не может характеризоваться как частная, однако при использовании она может приобретать характеристики частной. При капитализме аферы с государственной собственностью проводятся постоянно, и хотя они являются внешними, поверхностными атрибутами этой собственности, тем не менее, их множественность и постоянство делают их характеристиками как бы сущностными. При социализме афер с государственной собственностью было меньше, по крайней мере, не больше, чем при капитализме. Отличительная особенность афер с государственной собственностью при социализме и капитализме состоит в следующем. При социализме аферистами или субъектами подобных афер выступают плутократы из системы государственного управления, и они преследуют личные интересы. При капитализме к этому слою прибавляется широкий слой плутов и частных собственников.

в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г. с. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

право государственной собственности) - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государством коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом. Присвоение государством материальных благ имеет целью удовлетворение общественных потребностей, что проявляется, во-первых, в материальном обеспечении существования самого государства как формы организации политической власти в обществе (в узком смысле - содержание государственного аппарата), во-вторых, создании материальной базы для осуществления им его функций, в т.ч. социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В последнем случае через государство опосредуется присвоение материальных благ его гражданами. Поэтому государство нередко именуют публичным собственником в отличие от частного собственника. Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. - обязательная составная часть многоукладной экономической структуры общества. Современная тенденция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокращении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общественного воспроизводства (опираясь на сохраняющиеся в руках государства экономические инфраструктуры, коммуникации, стратегический научно-технический потенциал и другую Г.с), и, во-вторых, осуществлять функции современного социального государства в сферах социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. Формой правового выражения отношений по поводу Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от конституций советского периода российской истории, закреплявших главенствующую роль общенародной социалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Т.е. - лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с. По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление предполагает разделение между ними правомочий владения, пользования и распоряжения на определенные материальные объекты - государственное имущество. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ в порядке, установленном законом. Пока такой закон не принят, сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992. Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. - изъятое из гражданского оборота, право собственности на которое может принадлежать исключительно государству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государства и общества в широком смысле (оборонной, экономической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, федеральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; памятники истории и культуры. В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на которые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достояния. Потребление таких материальных благ осуществляется непосредственно, безвозмездно (например атмосферного воздуха); во-вторых, объекты исключительной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение). В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конституции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее правило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за давностью владения. Объекты права Г.с. могут находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нормами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государства, на территории которого находится такое имущество. Его особый гражданско-правовой режим обусловлен иммунитетами государства. И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае - через органы государственной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть - Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с, финансами, государственным бюджетом. Во втором случае - через учреждаемые юридические лица - унитарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения. Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соответствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государственного бюджета, имущество, временно не закрепленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну - федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего средства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство производит, в частности, расчеты по своим гражданско-правовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета соответствующего уровня возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соответствующих органов государственной власти в порядке осуществления ими законодательной и исполнительно- распорядительной деятельности. Особенность права Г.с. отражается в его правомочии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое отнесено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику. Государство может приобретать имущество специальными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культуры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации. Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов. В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновидности, не получившие пока в российском праве четкого юридического оформления, хотя фактически процесс их размежевания идет интенсивно. Это - публично- правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует официально. В основе разграничения - критерий гражданской оборотоспособности и коммерческого назначения Г.с «Частная» Г.с полноценно участвует в гражданском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство - ее собственник выступает как обычный частный предприниматель, участвующий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использования (так, недра земли в их естественных ложах и состоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыночной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвидетельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принадлежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи - такие, как солнце, луна, звезды, солнечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного происхождения, бывшие в пользовании всех членов общества (сооружения общественного назначения, оборонительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда. В более поздние исторические эпохи, с возникновением политико-правовых концепций общественного интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществляться уже и по закону. Это - либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личности их обладателя), либо вещи, хотя и способные к коммерческому использованию, но изъятые из оборота законодателем в силу общественного интереса или публичной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государство - их собственник не может свободно распоряжаться ими по нормам гражданского права. ГК РФ признает категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Фактическое образование в РФ категорий объектов неотчуждаемой и неотъемлемой Гс. («исключительной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам исключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства; в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей. Другой путь образования неотъемлемой и неотчуждаемой Г.с. - установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культурного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (федерального) по своему значению, но и республиканского, областного, краевого, окружного значения. Муниципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен- ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого муниципального достояния. С. А. Сосна, Е.Н. Васильева

Понятие собственности - одно из основных в экономической теории и современной экономической практике. Данное понятие начали выделять еще до появления первых государств и, соответственно, до появления экономики как науки. Под собственностью принято понимать совокупность экономических и общественных отношений по поводу присвоения и отчуждения материальных и нематериальных благ. В настоящее время выделяют следующие виды собственности: частная, государственная собственность и смешанная. Последний вид собственности некоторыми экономистами не выделяется.

Государственная собственность: понятие и субъекты

Существует определение, которое четко обозначает суть понятия. Государственная собственность определяется как совокупность общественно-экономических отношений по поводу присвоения, отчуждения, управления, владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными (духовными) благами, принадлежащими народу конкретного государства в лице общеизбранного данным народом человека (органа). Регулирование данных общественно-экономических отношений происходит посредством большого количества законодательных актов - указов, постановлений, декретов и др. - различных уровней. Субъектами данных отношений могут являться как определенные органы госуправления общегосударственного и местных уровней (министерства, комитеты, управления), так и глава государства либо отдельные государственные предприятия. Государственная собственность имеет одну важную особенность: орган, обладающий ею (то есть государство), является также и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Это важно понимать! Другими словами, система управления государственной собственностью разрабатывается и принимается самим собственником.

Объекты государственной собственности

Рассматриваемая форма собственности может иметь место во всех сферах экономики. Однако в некоторых странах государство как экономический субъект имеет исключительное право собственности на большинство природных ресурсов (водные ресурсы, полезные ископаемые, лесные ресурсы, землю и воздушное пространство). И отчуждению данное право зачастую не подлежит. В большинстве стран СНГ государство до сих пор обладает правами собственности на большинство объектов недвижимости, финансовых ресурсов (золотовалютные резервы), а также имеет контрольные пакеты акций на большинстве стратегически важных предприятий.

Управление и защита государственной собственности

Управление госсобственностью - это прямое и целевое воздействие органов госуправления (или государства) на объекты, находящиеся в этой собственности. Данное воздействие осуществляется посредством функционирования законодательной и исполнительной власти. Первая обеспечивает издание соответствующих актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с пользованием и защитой объектов собственности, а исполнительная власть, соответственно, обеспечивает надлежащее исполнение законодательства. Необходимо сказать, что в сегодня в странах бывшего СССР именно государственная форма собственности имеет намного больший удельный вес, чем частная. Данный признак является одним из главных при определении переходного типа экономики.

Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

  • природные объекты, используемые особым образом либо охраняемые (национальные парки, заповедники, курорты, недра и т.п.);
  • ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической морской зоны РФ;
  • сооружения, здания и лесные участки, объекты незавершенного строительства;
  • морские и воздушные суда;
  • исторические и культурные объекты;
  • предприятия в качестве имущественного комплекса;
  • единый недвижимый комплекс.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча