13.04.2019

Современные проблемы науки и образования



Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые посто­янно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всегонамерах регулирования численности и качественного соста­ва прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импорте­ре. При определении квоты учитываются потребности стра­ны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образо­ванию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил раз­меры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммиг­рантов осуществляется в принимающих странах путем ис­пользования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабо­чей силы свидетельствует необходимость прохождения про­цедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также име­ющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора им­мигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,

Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от нацио­нального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

Требование хорошего состояния здоровья у прибыва­ющего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

Дополнительные профессиональные требования, от­носящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен вла­деть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными си­стемами);

Ограничения личностного и психологического пла­на. Так, например, претендент на получение граждан­ства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может ме­няться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, на­личие трудового сертификата, обладание определенной про­фессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импорте­ров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммигра­цию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является за­щита национального рынка труда от неконтролируемого при­тока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направлен­ные на сокращение или предотвращение иммиграции, а так­же на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию длячасти иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демокра­тических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административ­ные) стимулы (предоставление материальной помощи и воз­можности приобретения профессии и т. п.)

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и обострить социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной от трудовой миграции, используют средства государственной политики . Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Иммиграционная политика стран — импортеров трудовых ресурсов

Страны — импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении , основывают свою иммиграционную политику прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. 71% должны были составлять родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждалась страна, и 9% приходилось на прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но вместе с тем ужесточил требования к их качественным характеристикам.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке и об опыте работы по специальности. Возрастной ценз по-прежнему остается одним из распространенных критериев отбора иммигрантов — шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Еще одним качественным критерием признается национальность иммигранта. Критерий применяется дифференцированно в зависимости от национального состава принимающей страны и учитывается для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

  • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда Скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими ком п ьютсрными системами);
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов отнюдь не постоянно, оно может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается еще и в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов для привлечения их в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для ее реализации государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Так, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны — импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы, например предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии.

Приток иммигрантов и приток инвестиций

Особое место в вопросе регулирования приема мигрантов занимает перемещение капитана, привезенного ими с собой. Исследование иммиграции и инвестиций капитала в Австралии с 1900 по 1975 г. показало, что рост населения и капитала шел параллельно: на 1% увеличения населения приходилось 8% увеличения финансовых инвестиций. Это свидетельствует, скорее, о повышении эффективности вложения капитала, чем о его распылении из-за иммиграции. Многие мигранты, конечно же, привозят с собой собственный капитал, причем часто довольно существенные суммы, и многие из основных принимающих стран стараются привлечь как можно больше такого капитала, особенно, когда его приток сопровождается производственными намерениями. При этом выдача виз ставится в зависимость оттого, привезут ли иммигранты достаточный капитал, чтобы трудоустроить самих себя и других. Подобные схемы использовали Австралия — с 1981 по 1991 г., Канада — с 1986 г., Новая Зеландия — с 1987 г. и США — с 1991 г.

По программе иммигрантов-инвесторов, принятой в Канаде, инвестор обязан был вложить от 250 до 500 тыс. канадских долл., которые размещались на срок от трех до пяти лет в специально зарегистрированном правительственном фонде. К 2005 г. 5500 вкладчиков капитала инвестировали 1 млрд канадских долл. и создали, по оценкам, 100 тыс. новых полноценных рабочих мест. Большинство инвесторов были азиаты — 70% — из Гонконга и Тайваня. Кроме того, Канада использует схему «иммигранты-предприниматели», выдача виз по которой зависит от возможности человека создать рабочее место по крайней мере для одного иммигранта — не члена его семьи. С 1997 по 2007 г. иммигранты-предприниматели создали 12 700 новых предприятий и 70 тыс. новых рабочих мест. Именно благодаря новым группам иммигрантов из Азии удалось полностью изменитьлицо Ванкувера, где они сейчас владеют примерно 7% земли в пригородных районах.

В Соединенных Штатах иммиграционный акт 1990 г. установил высокий квалификационный потенциал для инвесторов — от 500 тыс. до 1 млн долл., если они хотели получить вожделенную «зеленую карту» (теперь она оранжево-розового цвета), которая дает статус постоянного проживания. По программе «инвестор- ской визы» ежегодно предлагается 10 тыс. виз для тех, кого неофициально называют «люди на яхтах», но до сих пор лишь немногие пользовались этим.

Такого рода побудительный мотив для иммигрантов предлагался и некоторыми развивающимися странами. Аргентина предоставляет инвесторам постоянное место жительства при условии, что они перечисляют 30 тыс. долл. в Центральный банк на 120 дней. Перу предлагала свое гражданство любому инвестору за 25 тыс. долл. на главу семьи (плюс 2 тыс. долл. за каждого дополнительного члена семьи). В других странах гражданство более дорогое. Мексика требует от инвестора 160 тыс. долл. за статус постоянного жителя, но получить гражданство он может только через 5 лет. Сингапур гарантирует статус постоянного жителя любому выходцу из Гонконга, который готов инвестировать 500 тыс. долл., и рассматривает возможность выдачи гражданства через 5 лет.

Эмиграционная политика стран — экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

1. методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

2. методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого им в национальных банках открывают валютные счета под более высокую процентную ставку, создают выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров, производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Вместе с тем государство привлекает средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;

3. методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (например, по заработной плате, оплате проезда, жилья, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

4. меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм , который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Один из инструментов реализации данной задачи — введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые располагают надежными международными связями, способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности и сотрудники которых обладают достаточными знаниями и опытом работы;

5. меры, направленные на взаимную защиту интересов стран- экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла необходимость в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику.

Миграционная политика - это комплекс законодательных, организационных, экономических мероприятий, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционный, регулирующего принятия иностранных граждан и эмиграции, который регулирует порядок выезда граждан из страны и обеспечивает защиту прав эмигрантов за рубежом.

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, соблюдение принципов открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948, провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основное право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют разработку национальной миграционной политики, включая комплекс законодательных, организационных и других мероприятий, которые позволяют регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов работников-мигрантов в странах, которые применяют иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за границу.

Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возраста, политического и социального мировоззрения иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и тому подобное. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.

Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота - количество иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, предприятиями, странами-донорами, распределяться по различным категориям иммигрантов. Ограничения на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми могут заниматься иностранцы. Кроме административных, используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму, и тому подобное.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональный статус иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между Германией и странами-экспортерами, является положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют прежде въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работников, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в той или иной страны. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз). Эти соглашения, как правило, реализуются через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Направляющая сторона работников за границу, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

Большинство стран применяет выборочный метод при регулировании иммиграции. Суть этого метода заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране и ограничивает въезд всех остальных. Перечень желаемых иммигрантов каждое государство определяет с учетом конкретной экономической, демографической, социальной и политической ситуации в стране в тот или иной период. Однако, как показывает практика, для каждой страны желательны, как правило, такие категории иммигрантов:

■ работники, которые соглашаются минимальной заработной платы выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу (строители, сезонные работники, подсобные рабочие и т.д.);

■ специалисты новых и перспективных отраслей народного хозяйства (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие)

■ представители редких профессий (обработчики ценных камней, реставраторы картин)

■ специалисты с мировым именем (музыканты, врачи, писатели, ученые, артисты, спортсмены)

■ крупные бизнесмены, которые инвестируют свой капитал в чужую страну, создавая новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В связи с этим во многих странах существует институт частных посредников, то есть фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля часто приводит к росту нелегальной иммиграции.

В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются усилить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знания шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она выросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.

Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, которые нелегально въехали в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину по истечении срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в Германии были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.

Аналогичные меры пытался принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материальной помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, так как в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортера и рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции рабочих, которые возвращаются в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы еще в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. Германия в начале 1970-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, которые прошли обучение в рамках этой программы было очень незначительным и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.д.), правительства стран реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.

В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принятые меры экономического и внеэкономического характера.

Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции.

Эмиграционная политика. Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития. Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращения на родину.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:

1. Защита прав и интересов работников-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.

2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

В целом эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

■ обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройства:

■ гарантия возможности возвращения мигрантов на родину;

■ обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

■ содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, не пользующиеся спросом на этом рынке;

■ ограничения выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

■ оздоровления внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень;

■ предоставление социальных гарантий работникам-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Эмиграционная политика предусматривает:

■ поощрения эмиграции в случае избыточного предложения на рынке труда и сдерживания эмиграции в случае нехватки рабочей силы;

■ принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов

■ контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня;

■ стимулирования приобретения или повышение профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.

В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов возрастает роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционной политике, регулирующих масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за рубежом и др.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграции законодательстве, а также содержит двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.

Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировали, либо не выполняют условий договора, по возвращении на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции.

Фирма-посредник при ненадлежащем исполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.

Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированного, имеет целый ряд положительных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособия по безработице.

Страна донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы.

■ налоги с прибыли фирм-посредников;

■ непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

■ частное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг):

■ капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнению с доходами от товарной торговли.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов является весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором ε специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии около 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую ​​же сумму, что они перевели в страну.

Итак, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и другие, создали у себя экспортную специализацию по трудовым услуг, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантов средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.

Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что после возвращения эмигрантов на родину они нередко имеют довольно высокую квалификацию и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать благоприятные экономические и социальные условия для реализации потенциала тех, кто возвращаются.

Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.

Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно-технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не тратя средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации "чужих умов" превышает объем помощи, предоставленной развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза.

С конца 1980-х годов в связи с катастрофой социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы.

За счет такого "утечки умов" сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Это имеет важные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае обращаются выигрышем для стран-реципиентов.

Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, мешающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относятся, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам (нативизм), а также различные узкополитические соображения.

В данной статье рассматриваются основные направления иммиграционной политики США, а также предполагаемые пути ее дальнейшего развития. В историческом обзоре, по понятным причинам, большое значение было уделено нелегальной иммиграции из Мексики.

Основные особенности иммиграционной политики США

Прежде всего заметим, что вопросы, связанные с иммиграцией, всегда вызывали в обществе кипение страстей, что особенно характерно для последнего двадцатилетия. Согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа в 1993 году, среди американцев преобладает мнение, что большинство иммигрантов проживает в стране нелегально, что они являются выходцами из стран Латинской Америки, чаще всего Мексики и что ущерб, наносимый ими экономике США, превосходит их хозяйственный вклад . Эспеншейд и Бэленджер изучили отношение граждан США к иммигрантам, принадлежащим к различным этническим группам. Оценивая этнические группы по таким признакам, как семейные ценности и трудолюбие, на первое место американцы поставили выходцев из Европы, последними в списке стояли мексиканцы. Бытовало мнение, что мексиканские иммигранты более широко пользуются социальными пособиями и чаще совершают правонарушения.

Кроме того, в американском обществе существует убеждение, что США принимают слишком много переселенцев из Азии и Латинской Америки. Все это красноречиво свидетельствует, что тревогу населения вызывает скорее нелегальная, нежели легальная иммиграция. Подтверждением служит следующий факт — девять из десяти респондентов считают, что Соединенным Штатам следует усилить охрану своих границ . Названные исследователи установили связь между отношением общества к иммиграции и экономической ситуацией в стране. Они отмечают, что отношение к иммигрантам «частично обуславливается состоянием макроэкономики и заметно осложняется с ухудшением перспектив трудоустройства» .

Четких идеологических или откровенно предвзятых установок в отношении нелегальной иммиграции не существует. И это весьма показательно: в то время как некоторые республиканцы (т. е. по преимуществу консерваторы) превозносят положительное влияние трудолюбивых иммигрантов на экономику страны, демократы, настроенные более либерально, резко выступают против незаконных переселенцев, так как их присутствие будто бы создает нездоровую обстановку и ведет к снижению зарплат.

Неопределенность в стане политиков и политических партий делает вопрос о реформе иммиграционного законодательства еще более запутанным для избирателей, поскольку представители обоих полюсов политического спектра апеллируют к их эмоциям и пользуются популистскими аргументами. При такой размытости политических решений отсутствует и ясное понимание возможностей, которыми располагает Служба иммиграции и натурализации для решения возложенных на нее задач. Тем не менее, последние двадцать лет показали, что в сравнении с демократами республиканцы в большей степени поддерживают идею ужесточения иммиграционной политики.

Известны случаи, когда политики и кандидаты лицемерно использовали унизительные социальные стереотипы, играя на страхах своих избирателей перед иммигрантами. Так, на президентских выборах 1996 года бывший губернатор Калифорнии Пит Уилсон утверждал, что сотни тысяч переселенцев приезжают в США в расчете на денежные пособия и другие социальные блага. Произнося предвыборную речь у подножья статуи Свободы, он заявил: «Нелегальные иммигранты прибывают, а это означает преступность, больше мамаш, живущих за государственный счет, и обилие переперченных блюд!» Это заявление было заведомо ложным хотя бы потому, что социальные пособия не назначаются лицам, проживающим в США незаконно. По решению Конгресса США нелегальные иммигранты лишены права на получение целого ряда пособий: для семей с детьми-иждивенцами, дополнительных пособий малоимущим, талонов на льготную покупку продуктов, государственной медицинской помощи «Медикэйд» (за исключением экстренных случаев), жилищной дотации, юридических услуг, страхования на случай безработицы, а также некоторых видов пособий для учащихся. Некоторые исследователи отмечают, что иммигранты из Мексики пользуются доступной им социальной помощью реже, чем другие группы переселенцев — они чаще используют для лечения домашние средства, не знают своих прав и живут в постоянном страхе перед депортацией .

Множество споров возникает по вопросу о том, следует ли разрешить детям нелегальных иммигрантов получать образование. Исследования показывают, что дети мексиканцев, как правило, прекрасно адаптируются в американских школах . Кроме того, согласно принятым судебным решениям, дети не должны страдать вследствие каких бы то ни было действий своих родителей. Желания людей не поддаются точному учету, тем не менее, исследования неизменно показывают, что социальная помощь — отнюдь не главное, что притягивает в США нелегальных иммигрантов. Люди приезжают сюда в поисках работы. Зависимость общественных настроений от политических манипуляций свидетельствует об общем непонимании того, как соотносятся между собой проблемы миграции и проблемы социального обеспечения. Неверны также распространенные представления о количестве нелегалов, проживающих в США, о причинах миграции, о том, как эти люди влияют на нашу экономику.

Иммигрантский контингент крайне разнороден и включает как легальных, так и нелегальных иммигрантов. Среди тех и других есть образованные люди, создающие вокруг себя благоприятную деловую инвестиционную среду. Согласно переписи 2000 года, около 10 процентов населения Америки родились за ее пределами. Из этих людей приблизительно 30 процентов составляют легальные иммигранты из Мексики.

Данные о количестве нелегальных иммигрантов никогда не бывают точными. Однако, по наиболее авторитетным оценкам, доля незаконных иммигрантов от общего населения страны составляет примерно два-три процента, причем половина из них — выходцы из Мексики. Большинство нелегальных иммигрантов составляют лица, на законных основаниях пересекшие границу США либо с деловой целью, либо для отдыха и развлечений, но не покинувшие страну по истечении визового срока .

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции , недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов . Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы . Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов .

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Исторический обзор иммиграционной политики США

В этом разделе показано, как на протяжении американской истории вплоть до настоящего времени влияние общественных настроений, экономической конъюнктуры, а также свойственного обществу враждебного отношения к чужим культурным и экономическим влияниям порождало неэффективные иммиграционные программы. Прежде всего следует отметить, что Конституция США не содержит никаких положений, ограничивающих иммиграцию, она лишь уполномочивает Конгресс США принимать законы об иммиграции, поскольку относит этот вопрос к компетенции федеральной власти, а также устанавливает, что иммигранты должны вносить определенную плату за въезд в страну. В первые сто лет существования американского государства иммиграция в США не составляла проблемы, поскольку американское общество целиком состояло из переселенцев и обладало обширными возможностями для трудоустройства прибывающих приезжих. До начала XIX века не существовало никакого специального закона, касающегося иммиграции, и не велись официальные списки прибывающих. В XVIII веке вопрос об ограничении иммиграции не возникал.

В 1798 году были приняты законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Эти законы не преследовали цель контролировать иммиграцию, скорее они было направлены на выбор людей, достойных стать гражданами Америки. Федералисты, бывшие у власти в 1790-х годах, считали, что иммигранты из Европы в большинстве своем являются сторонниками оппозиции, т. е. демократических республиканцев. Стремясь закрепиться у власти, федералисты увеличили срок пребывания в стране, необходимый для получения гражданства, до четырнадцати лет. В 1802 году эти законы были отменены.

В 1850-х годах была весьма популярна так называемая Партия «незнаек» (известная также как Орден звездно-полосатого флага), которая возглавила националистическую политику, направленную против рабочих-иммигрантов и католиков. Она выступала за увеличение срока натурализации, всячески стараясь воспрепятствовать всем, кроме выходцев из западноевропейских государств, в получении гражданства США. Члены партии были убеждены, что восточные европейцы и католики своим присутствием подрывают культурные устои Америки. Некоторое время «незнайки» контролировали законодательные органы нескольких северо-восточных штатов. С началом Гражданской войны это движение утратило силу.

С 1870 по 1920 год в США иммигрировало около 26 миллионов человек, что превышало все население страны по данным на 1850 год. За эти пятьдесят лет образ американского иммигранта приобретает романтические черты. Пункты приема иммигрантов в то время располагались в основном на восточном побережье. Иммигрантов, приплывавших в страну через Нью-Йоркскую гавань, встречала статуя Свободы, затем их доставляли на остров Эллис — крупнейший перевалочный пункт Америки. Большинство переселенцев были уроженцами европейских стран. Это немаловажное обстоятельство часто упускается из виду. Иммигрантский контингент резко изменился (заодно изменив демографический состав всей Америки) лишь в ХХ веке, когда большую часть приезжих составили выходцы из Азии и Латинской Америки.

В штатах западного побережья росло недовольство наплывом китайских иммигрантов. В 1881 году власти Калифорнии объявили выходной для проведения антикитайских митингов. В Конгресс США стали поступать многочисленные петиции с требованием «принять меры в отношении китайцев». В 1882 году был принят закон об «исключении китайцев», по которому прекращались иммиграция из Китая и предоставление прав гражданства уже приехавшим в Америку китайцам. Историки считают, что попытки запрета китайской иммиграции были вызваны желанием ослабить конкуренцию на рынке труда в период экономического кризиса. Закон существенно снизил число китайских иммигрантов в США .

В начале ХХ века в США вновь стали расти антииммигрантские настроения. Во время Первой мировой войны усилилось враждебное отношение американцев к выходцам из стран Южной и Восточной Европы. Закон об иммиграции 1917 года упрочил уже существовавшие ограничения и определил контингент лиц, которым был запрещен въезд в страну (это в первую очередь неграмотные, физически неполноценные, проститутки, хронические алкоголики, безбилетные пассажиры, бродяги, люди с психическими расстройствами). Кроме того, закон не давал права на въезд в США жителям ряда стран (в основном Азии и островов Тихого океана).

К 1918 году в США стала ощущаться нехватка рабочих рук. В интересах делового мира Америки Конгресс и Иммиграционное бюро выработали меры по обеспечению рынка труда дешевой рабочей силой. Была принята программа, которая позволила Иммиграционному бюро напрямую нанимать мексиканских рабочих для нужд сельского хозяйства и строительства железных дорог. Служба иммиграции и натурализации стала практиковать гибкий подход для привлечения дешевой рабочей силы, что привело к снижению социального напряжения, связанного с европейской иммиграцией .

По окончании Первой мировой войны антииммигрантские настроения снова дали о себе знать. Опросы общественного мнения выявили опасения многих американцев, что приток европейских иммигрантов из разоренных войной государств приведет к возрастанию конкуренции на рынке труда. Кроме того, снова усилились антииммигрантские настроения в отношении определенных групп выходцев из Европы. Исходя из экономических мотивов и соображений нативизма, в 1921 и 1924 годах Конгресс США принял так называемые постановления об ограничении квот, ознаменовавшие начало особых ограничений на въезд в США определенных групп иммигрантов. В эти группы входили выходцы из Восточной Европы, Африки, Австралии и Азии. Тем не менее, на представителей западного полушария ограничения не распространялись.

Принятие этих законов поставило перед Службой иммиграции и натурализации новую и непредвиденную задачу. Дело в том, что все моряки прибывающих в США судов имели право сходить на берег, и многие из тех, кому по закону въезд в страну был запрещен, пользовались этим, чтобы инсценировать дезертирство с корабля. Кроме того, все больше европейцев, которым не удавалось получить право на въезд из-за отсутствия необходимых документов или по законам о неграмотности, перебирались в США через мексиканскую границу. В 1922 году через Мексику в США проникло 309 556 человек, а в 1923 году их число почти удвоилось, достигнув 600 тысяч .

В помощь пограничным пропускным пунктам по решению Конгресса было организовано патрульное подразделение, члены которого стали верхом на лошадях регулярно объезжать мексиканскую и канадскую границу. Нужно отметить, что в этот период не существовало строгих ограничений на въезд из Мексики, поскольку мексиканцы, как правило, не оставались в США надолго. Мексиканская миграция была явлением двусторонним и относительно сбалансированным. Однако революция, произошедшая в Мексике, вызвала в 1911 году первый приток мексиканцев в страну. По имеющимся данным, в Соединенные Штаты въехало тогда на легальной основе приблизительно 250 тысяч мексиканцев. В это же время внутри мексиканского сообщества сформировались социальные сети, функционирующие по сей день.

В годы Великой депрессии без работы оказалась треть населения США. Вновь раздались голоса популистов, выступающих против этнических мексиканцев. Президент Герберт Гувер был убежден, что мексиканские иммигранты отнимают работу у американцев и что они являются причиной наступившего упадка . Власти Калифорнии приняли закон, запрещающий нанимать на работу нелегальных мексиканских иммигрантов. Враждебное отношение общества к мексиканцам привело к тому, что треть всех мексиканцев, живших в США, покинули страну или были депортированы в принудительном порядке. Всего из страны было изгнано примерно 500 000 человек . Позднее, в 1950-е годы, массовая депортация мексиканцев и граждан Америки мексиканского происхождения повторилась с еще большим размахом.

Во время Второй мировой войны неприязненное отношение американцев стали вызывать переселенцы из Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1940-е годы многим казалось, что японские иммигранты представляют серьезную угрозу национальной безопасности США, и Служба иммиграции и натурализации, входившая в состав Министерства труда, была вновь передана в ведение Министерства юстиции, где и остается по сей день. Если хотите играть в азартные игры на деньги, то ищите список игровых казино на реальные деньги с контролем честности MD-5. В дополнение к принятым мерам был издан Закон о регистрации иностранцев, который предписывал этому ведомству регистрировать всех приезжих, подозреваемых в подрывной деятельности, и снимать у них отпечатки пальцев. По мере дальнейшего вовлечения США в войну и роста неприязни к японским иммигрантам и этническим японцам расширялся круг обязанностей Службы иммиграции и натурализации: теперь в него входили задержание, интернирование, содержание в условном заключении и депортация «неблагонадежных» иммигрантов.

Вторая мировая война вызвала в США острую нехватку трудовых ресурсов, вновь возникла необходимость привлечения иностранной рабочей силы. В документах значится, что в 1946 году Служба иммиграции и натурализации при содействии Министерства труда США трудоустроила в сельском хозяйстве и тяжелой промышленности 82 000 рабочих. Было зарегистрировано 43 088 мексиканцев, 9 589 ямайцев, 5 052 жителя Багамских островов, 2 187 жителей Барбадоса, 669 жителей Ньюфаундленда и 160 гондурасских рабочих.

Начиная с 1942 года в аграрном секторе появилась возможность сезонного найма дешевой рабочей силы. Правительство Соединенных Штатов в сотрудничестве с мексиканским правительством разработало упрощенную систему заключения трудовых договоров, получившую название «программа брасеро». Эта программа предоставляла мексиканцам статус сезонных сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем она была подвергнута критике за чрезмерную эксплуатацию мексиканских рабочих. Наниматель имел право по собственному усмотрению назначать размер их заработной платы, определять условия труда, отдыха, питания. Положение бесправных сезонных рабочих сравнивали с рабским. В начале 60-х годов программа была остановлена обоими государствами. Тяжелые условия труда, созданные «программой брасеро», привели к тому, что иммигранты предпочитали въезжать в страну на заработки нелегально.

Во время корейской войны (начало 1950-х годов) вновь стала ощущаться острая нехватка рабочих рук. Вскоре почти единогласно был восстановлен закон, позволявший нанимать на работу мексиканцев. Служба иммиграции и натурализации приступила к найму рабочих и отсылке их на сельскохозяйственные предприятия. К 1964 году, когда этот закон прекратил свое действие, Служба иммиграции и натурализации обеспечила работой на юго-западных плантациях и ранчо около трех миллионов иммигрантов .

В 1952 году, по новому иммиграционному плану, многие преимущества получили иммигранты-специалисты. Разрешение на въезд давалось в зависимости от квалификации иммигранта и текущих нужд экономики. В 1954 году, в условиях экономического спада, в обществе вновь усилилось недовольство мексиканскими иммигрантами. Изменения отношения к мексиканцам можно проследить по статистике Службы иммиграции и натурализации: в 1954 году число задержанных и депортированных достигло 1 300 000; к 1959 году было депортировано примерно 3,8 миллиона мексиканцев . Это наглядный пример того, к каким тяжелым и опасным последствиям могут приводить националистические настроения в обществе. Действия Службы иммиграции и натурализации вызвали критику по обе стороны границы. В итоге Конгресс США по согласованию с Мехико принял Миграционные трудовые соглашения, в которых предусматривалось сотрудничество правительств обеих стран в организации найма рабочих, а также смягчение политики по отношению к нелегальным иммигрантам.

В 1950-е годы произошел отток иммигрантской рабочей силы из сельскохозяйственного сектора в легкую и тяжелую промышленность с их более высокооплачиваемыми рабочими местами. В крупных городах, где было сосредоточено промышленное производство, создавались окружные иммиграционные центры, в работе которых не последнее место занимали всяческие рейды и облавы.

Наряду с другими законами, принятыми в 1960-е годы («О гражданских правах», «Об избирательном праве», «О равноправии при трудоустройстве»), Закон об иммиграции 1965 года предоставлял права въезда в страну лицам, которым ранее было отказано в допуске по этническим признаку. Был также снят запрет, касающийся некоторых других групп иммигрантов, и созданы льготные условия для воссоединения семей иммигрантов. Жители стран Азии и Латинской Америки, ранее не имевшие права на въезд, теперь устремились в огромном количестве. Неудивительно, что сотрудникам Службы иммиграции и натурализации пришлось работать с удвоенной энергией.

Общественные и политические беспорядки в странах Восточной Азии и Центральной Америки вызвали большой поток беженцев. В 1960-е и начале 1970-х годов США приняли многих выходцев из этих стран сверх существовавших норм. В 1980 году, в дополнение к системе льгот, введенных в 1965 году, Законом о беженцах была установлена особая процедура допуска беженцев в страну. В этом законе давалось определение статуса беженца и были введены правила подсчета количества беженцев, которое в состоянии принять государство.

Иммиграционная политика последних двадцати лет

В 1980-е годы количество нелегальных иммигрантов в США значительно возросло. Правительство постаралось снизить экономическую привлекательность работы в США. Политики рассчитывали, что, создав препятствия для трудоустройства иммигрантов, они смогут существенно снизить их приток. В 1986 году был принят Закон об иммиграционной реформе и контроле. Главной целью этого закона было уменьшение числа нелегальных иммигрантов в США. Для этого предстояло реализовать два положения: «О санкциях в отношении работодателей» и «Легализация иммигрантов». Первое должно было лишить иммиграцию привлекательности для тех, кто стремился в США в поисках работы, второе узаконивало пребывание нелегальных иммигрантов, уже находящихся в США, с тем, чтобы снизить общее число нелегальных иммигрантов. В результате этих нововведений около трех миллионов иммигрантов смогли оформить документы для получения легального статуса.

В 1990 году иммиграционная политика снова была подвергнута коренному пересмотру. Согласно Закону об иммиграции 1990 года, число иммигрантов, работающих в стране по так называемой «гибкой схеме» («flexible cap»), увеличилось до 675 000 человек, были выделены средства на увеличение числа патрульных нарядов, для чего были наняты дополнительно 1 000 пограничников. Основные направления деятельности Службы иммиграции и натурализации были пересмотрены, больший удельный вес стали занимать мероприятия по ограничению въезда и натурализации, а также по депортации нелегальных иммигрантов.

Уже через десять лет после принятия Закона об иммиграционной реформе и контроле нелегальная иммиграция снова стала объектом реформаторских инициатив, получивших поддержку в обществе, прежде всего в таких штатах, как Калифорния, Техас, Аризона и Флорида, где особенно сильно разрослись иммигрантские сообщества. Эти штаты обратились в суд с требованием, чтобы федеральное правительство возместило ущерб, наносимый, по их мнению, присутствием большого числа иммигрантов, ставя в вину правительству то, что оно не справляется с задачей иммиграционного контроля.

После сокращения почти полумиллиона ставок на предприятиях, связанных с оборонно-промышленным комплексом, экономика Калифорнии стала приходить в упадок. Многие калифорнийцы сочли проблемы штата результатом присутствия нелегальных иммигрантов . В 1994 году в Калифорнии был выдвинут один из самых спорных законопроектов за номером 187, направленный на сокращение убытков, причиняемых нелегальной иммиграцией. Этот законопроект вменял в обязанность директорам учебных заведений проверять статус учащихся, принятых после первого января 1995 года, равно как и статус их родителей. Сведения о тех, кто не смог подтвердить своего легального статуса, предполагалось отправлять в Службу иммиграции и натурализации и в калифорнийское Министерство юстиции. Руководителям медицинских учреждений, как государственных, так и частных, согласно этой инициативе, запрещалось предоставлять медицинскую помощь нелегальным иммигрантам (за исключением неотложной).

Несмотря на то, что этот законопроект в конце концов был признан неконституционным (так как вопросы иммиграционной политики решаются только на федеральном уровне), он определил механизм сокращения обоих видов иммиграции, легальной и нелегальной, и тем самым положил начало реформе всей системы социального обеспечения. В 1996 году был принят Закон о личной ответственности, который ограничивал для легальных иммигрантов возможности пользования услугами социальных служб и продовольственными талонами. Нелегальные иммигранты лишались доступа к большинству государственных льгот на федеральном и местном уровнях, а также на уровне штата. Кроме того, в 1996 году Конгресс США ужесточил наказания за правонарушения, совершаемые иммигрантами.

Меры по усилению пограничного контроля, особенно жесткие в штатах Техас и Калифорния, привели к тому, что умножилось число нелегальных переходов через менее охраняемую аризонскую границу. Температура в районе Ногалеса (штат Аризона) может достигать 120 градусов по Фаренгейту (49°C). Результатом явилось то, что уровень смертности среди иммигрантов, в большинстве своем неготовых к столь суровому климату, увеличился в четыре раза по сравнению с 1993 годом.

Террористическая атака 11 сентября на Международный торговый центр и Пентагон повлекла за собой необходимость абсолютно новых политических решений. Сразу после терактов пограничные службы получили распоряжение перекрыть границы и разместить агентов в аэропортах, что в очередной раз продемонстрировало чисто реактивный характер американской иммиграционной политики. Внимание общества переключилось с нелегальных иммигрантов на «засидевшихся», т. е. иммигрантов, оставшихся в стране после окончания действия визы. Общество потребовало ответа на вопрос, как могло произойти, что нескольким террористам удалось въехать в страну «легально». Политики, чутко реагирующие на перемены общественного настроения, подготовили ряд инициатив экономического характера для решения проблемы «засидевшихся». И хотя специалисты по иммиграции говорили об этой проблеме задолго до совершения терактов, лишь в настоящее время вводится новая система оформления статуса студентов-иностранцев и участников программы обмена.

Проблема иммиграции в США, как легальной, так и нелегальной, чрезвычайно сложна. Специалисты высказывают мнение, что относительно благополучное состояние американской экономики в настоящее время позволяет привлечь в нее больше иностранных рабочих, не считаясь с мнением тех, кто боится потерять работу из-за иммигрантов или полагает, что иммигранты отнимают у них льготы. И действительно, представители деловых кругов требуют новой «программы брасеро» для пополнения рынка рабочей силы. Мексиканским рабочим предоставляются временные разрешения на работу в США в сфере услуг. Они нужны в гостиничном бизнесе, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания пенитенциарных заведений. Обобщая, можно сказать, что в периоды экономической стабильности политики более радикально решают вопросы, связанные с иммиграцией.

Чрезвычайно важно было бы рассмотреть вопрос о том, как конкретно иммиграционная политика США сказывается на контингенте мексиканской иммиграции. Среди легально въезжающих в США самую большую группу образуют именно мексиканцы. Они же составляют большинство среди иностранцев, получивших американское гражданство. С другой стороны, граждане Мексики — крупнейшая по численности группа среди задержанных на американской границе и депортированных на родину . В числе иммигрантов, ожидающих натурализации, опять-таки больше всего мексиканцев. Можно с уверенностью предположить, что самыми крупными «пропускными пунктами» в будущем останутся такие крупные города, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Мексиканцы по-прежнему будут составлять самую большую группу легальных иммигрантов на территории США.

Приведенный обзор показал, что такие факторы, как изменчивость общественных настроений, предубежденность населения по отношению к иммигрантам, объясняемая неосведомленностью в социальных и экономических вопросах, распространенные нативистские предрассудки, а также столкновение различных интересов постоянно приводят к появлению несовершенных и неэффективных иммиграционных программ. Пока нет никаких оснований предполагать, что такое положение дел изменится в будущем.

Перевод с английского Ольги Корнеевой.

1998 Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1999.

Америка – страна контрастов. Об этом писали еще классики. Она же – страна противоречий. Дональд Трамп, выигравший президентскую гонку во многом благодаря своим предвыборным лозунгам о модернизации миграционной политики, придя к власти, незамедлительно приступил к реализации этих своих обещаний. Вместе с тем, нашумевший указ Трампа от 27 января 2017 года, затрагивающий порядок въезда в США граждан из семи стран с преимущественно исламским населением, вызвал не только волну дебатов в обществе, но и ряд протестов и судебных исков от тех, кто с новой политикой не согласен. Основным аргументом против указа президента является то, что он нарушает конституционные основы религиозного и национального равноправия.

Несмотря на многочисленные протесты и возражения, можно с уверенностью утверждать, что политика США в отношении иммигрантов претерпела серьезные изменения. Особенно актуально это для тех, кто намеревался иммигрировать в США в ближайшем будущем, а также для тех, кто уже въехал, но проживает в Соединенных Штатах без американского паспорта или вида на жительство на законных снованиях либо нелегально.

Какие изменения претерпевает миграционное законодательство США?

Поскольку, по данным статистических опросов, проблема иммигрантов, наряду с проблемой терроризма, стоит на одном из первых мест для американцев, с нее и началось выполнение предвыборных обещаний Дональда Трампа. Суть ее в том, что иммиграционная политика США перестала играть роль «плавильного котла», в котором вновь прибывшие в страну граждане перенимают американские традиции и устои, изучают язык и ассимилируются в новой культуре. Вновь приехавшие, в силу разных причин и обстоятельств часто занимают территории компактного проживания, на протяжении долгого времени не могут изучить язык на должном уровне, многим трудно бывает приспособиться к американским обычаям. Часто незнание американских законов становится причиной их несоблюдения. Например, обращаясь за политическим убежищем, многие из беженцев не приходят на интервью. Среда иммигрантов, в особенности нелегальных, по мнению Трампа, становится источником насилия и преступности. Поэтому модернизация миграционной политики тесно связана с задачей по уменьшению уровня преступности в стране.

Указ Трампа

Уже в январе Трамп подписывает весьма жесткий указ об ограничении въезда в США граждан из семи государств с преимущественно мусульманским населением, стран, признанных очагами распространения терроризма. Таким образом, администрация Трампа преследовала сразу две цели: ограничить иммиграционный поток беженцев в страну, а также сделать шаг вперед в борьбе с терроризмом. Для устранения препятствий к реализации указа президент даже предпринял кадровые перестановки, сняв с должностей ряд высокопоставленных лиц, назначенных еще Бараком Обамой, которые не поддержали новую иммиграционную политику Трампа.

Бурные протесты, публичные заявления глав крупнейших американских компаний и образовательных центров, таких как Стэнфорд, Google, Starbucks, Netflix, SpaceX, Apple, наконец, судебные иски, приостановившие действие указа в четырех штатах, вынудили администрацию Трампа смягчить формулировки первоначального указа. Но отказаться от реализации иммиграционной реформы никто не собирается: в марте был издан новый указ, в котором учтены некоторые возражения оппонентов, в частности, указ не имеет регрессивного действия, но суть осталась прежней - ограничить въезд в страну новых потоков мигрантов.

Вышеназванный указ, наряду со строительством стены на границе с Мексикой, призван ограничить проникновение в страну лиц, которые представляют потенциальную угрозу увеличения числа беженцев, нелегалов и преступников. Но также предпринят ряд мер по сокращению легальной иммиграции. В частности, это приостановка выдачи повторных долгосрочных виз и планируемое сокращение ежегодных квот на выдачу Грин-карт.

Приостановка приема заявок на визы Н-1В и новый порядок выдачи

Служба гражданства и иммиграции США сообщила о приостановке с 3 апреля 2017 года ускоренного оформления заявлений на выдачу виз Н-1В - петиций на приглашение неиммиграционного работника. По этим визам в США въезжало 85 тысяч квалифицированных специалистов в год, при том, что в 2016 году было подано 236 тысяч заявок.

Кроме того, с выходом нового указа Трампа, фактически аннулируется американо-российское соглашение об упрощенном порядке выдачи повторных виз сроком до 3 лет без прохождения интервью для тех россиян, чья предыдущая виза истекла менее чем 4 года назад. Отныне данный срок сокращается до 12 месяцев.

Все это сделано для того, чтобы предотвратить въезд в Соединенные Штаты тех, кто потенциально может пополнить число иммигрантов либо нелегалов.

Снижение ежегодных квот на выдачу Грин-карт

Главной задачей новой миграционной политики Трамп считает формирование возможностей для американской административной системы «переварить» уже имеющихся иммигрантов. То есть те, кто уже находятся в стране легально либо нет, должны быть в конечном итоге либо натурализованы, либо депортированы. Но система перегружена и не справляется с многомиллионной армией мигрантов, которая при этом постоянно пополняется. Одним из шагов является ограничение въезда новых легальных иммигрантов. На этапе разработки находится законопроект по сокращению миграционных потоков.

Суть его – в снижении вдвое ежегодных квот на выдачу Грин-карт и отмене Грин-карт лотереи. Данная мера призвана осуществить предвыборный лозунг Трампа «Америка – для американцев», снизив затраты на поддержку иммигрантов и перераспределив их в пользу тех американцев, которые живут за чертой бедности.

Как новая миграционная политика принята в среде иммигрантов?

Еще в 2016 году многие иммигранты, длительное время жившие в США по виду на жительство начали обращаться к юристам за консультациями относительно получения гражданства. Число таких запросов резко возросло, а заявку на получение гражданство в 2016 году подало рекордное за последние девять лет число человек – 1 миллион.

Ранее многие постоянные жители США не торопились получать гражданство, поскольку эта процедура связана со значительными финансовыми и временными затратами: оплата пошлины, услуги адвоката, подготовка и собственно сдача экзамена по английскому языку, сдача тестов. После прихода к власти Трампа, многие из них опасаются быть депортированными, поэтому в срочном порядке предпринимают меры по натурализации.

Чем новая политика грозит нелегалам?

Для нелегальных иммигрантов ситуация становится еще более угрожающей. Миграционная полиция начала осуществлять специальные рейды по проверке документов с целью выявления нелегалов и преступных элементов в этой среде. Тех из нелегалов, кто нарушил закон хотя бы раз, включая мелкие правонарушения, а также серьёзные нарушение правил дорожного движения, сразу же отправляют на депортацию. Тех, кто ведет себя добропорядочно, отпускают, но никто не может предсказать, что с ними будет в дальнейшем.

Очевидно, что ужесточение миграционной политики по отношению к нелегалам движется в сторону сокращения данного контингента. Трудно предсказать, как это отразится на действиях властей в дальнейшем. Хотя новая политика Дональда Трампа прямо никак не влияет на положение русскоязычных нелегалов в США, меры, призванные ужесточить контроль над миграцией, могут касаться также и их интересов. Так, например, миграционная полиция определенно чаще стала проверять документы у граждан на улице, в торговых центрах и прочих общественных местах. В случае возникновения какого-либо подозрения в нарушении закона (не зависимо, идет речь о случившемся факте либо о намерениях), нелегал может быть арестован и подвергнут депортации, независимо от его личных обстоятельств.

Что же делать нелегалу? Наилучший выход – обратиться за консультацией к адвокату. Компания American Corporate Services обладает многолетним опытом работы с миграционными делами, включая судебные иски. Юристы компании дадут бесплатную предварительную консультацию в офисе ACS и окажут содействие по легализации незаконных иммигрантов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча