05.03.2019

Объект преступления. Выбор категорий экономической темы. Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы


Объект преступления - это те общественные отношения, на которые направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным от преступных посягательств.

В Общей части уголовного закона (ст. 2 УК РФ) дается обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны. К ним относятся:

Этот обобщенный перечень конкретизируется в Особенной части уголовного закона, прежде всего - в названиях разделов и глав Уголовного кодекса, поскольку Особенная часть УК построена по признаку именно родового объекта преступления. Здесь указываются конкретные охраняемые уголовным законом права и свободы человека и гражданина (жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство , половая неприкосновенность и половая свобода, конституционные права и свободы граждан и др.), а также важнейшие общественные и государственные интересы, которым причиняется или может быть причинен существенный вред в результате преступных посягательств (собственность, экономические интересы общества и государства, здоровье населения и общественная нравственность, государственная власть и интересы государственной службы, интересы правосудия, порядок управления, порядок несения военной службы и др.).

Понятие объекта преступления тесно связано с сущностью и понятием преступного деяния, его признаками и, прежде всего, основным материальным (социальным) признаком преступления - общественной опасностью. Преступным может быть признано только то, что причиняет или может причинить существенный вред какому-либо социально значимому благу, интересу, т.е. то, что с точки зрения общества является социально опасным. Если деяние не влечет за собой наступления конкретного ущерба или не несет в себе реальной угрозы причинения вреда какому-либо охраняемому уголовным правом интересу либо этот вред явно малозначителен, такое деяние не может быть признано преступлением. Таким образом, нет преступления без объекта посягательства.

Без объекта преступления нет и состава преступления. Четырехчленная структура состава преступления (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона) требует при квалификации деяния первостепенного установления объекта посягательства - того, чему этим деянием причинен или может быть причинен существенный вред. При отсутствии конкретного адресата посягательства в виде определенной социально значимой ценности, охраняемой уголовным законом, не может идти речь о составе какого-либо преступления.

Понятие объекта преступления самым тесным образом связано и с важнейшим признаком объективной стороны преступления - общественно опасными последствиями. Общественно опасные по следствия - это определенный вред, ущерб, причиняемый или могущий быть причиненным какому-либо социально значимому благу, интересу. Общественно опасные последствия как бы высвечивают, материализуют (в философском понимании этого слова) сущность и специфику конкретного объекта посягательства.

Таким образом, объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред.

Значение объекта преступления в основных чертах сводится к следующему:

  1. Объект преступления - элемент каждого преступного деяния, т.е. любое преступление является таковым только тогда, когда чему-либо (какой-либо социально значимой ценности, интересу, благу, охраняемым уголовным правом) причиняется или может быть причинен существенный вред. Это находит выражение в таком законодательно закрепленном признаке преступления, как общественная опасность.
  2. Объект преступления - обязательный признак состава преступления. Не может быть ни одного конкретного состава преступления (убийство, кража, государственная измена и пр.) без непосредственного объекта посягательства.
  3. Объект преступления имеет принципиальное значение для кодификации уголовного законодательства. По признаку родового объекта преступления строится Особенная часть Уголовного кодекса РФ. Безусловно, это наиболее логичный и практически значимый критерий классификации и систематизации уголовно-правовых норм, рубрикации разделов и глав УК.
  4. Правильное установление объекта преступления позволяет отграничить преступление от других правонарушений и аморальных проступков. Кроме того, при явной малозначительности реального или возможного вреда какому-либо благу, даже охраняемому уголовным правом, не может идти речь о преступлении (ч. 2 ст. 14 УК - малозначительное деяние), так как объект не претерпевает того ущерба, который предполагается от преступления.
  5. Объект преступления позволяет определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, т.е. какому именно социально значимому благу, охраняемому уголовным законом, и в какой степени (насколько серьезно) причинен или мог быть причинен вред.
  6. Объект преступления имеет важное, а иногда и решающее, значение для правильной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого.

Виды объектов преступления

Российское уголовное право различает виды объектов преступления, условно говоря, "по вертикали" и "по горизонтали".
Первая классификация традиционно выделяет общий, родовой (его иногда называют специальным) и непосредственный объекты преступления. Они соотносятся между собой подобно философским категориям "общее", "особенное" и "единичное" ("отдельное").

Виды объектов преступления "по вертикали"

Общий объект - это объект всех и каждого преступлений. Это совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств. Общий объект преступления, как отмечалось, в обобщенном виде представлен в ст. 2 УК РФ - права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Общий объект - это целое, на какую-либо часть которого посягает каждое преступление. Общий объект преступления дает целостное представление о тех благах, интересах, ценностях, которые современное общество и государство считают настолько социально значимыми, что предусматривают уголовную ответственность в случае причинения или возможности причинения им существенного вреда.

Родовой объект преступления - это объект группы однородных преступлений, часть общего объекта. Это та или иная область, сфера социально значимых ценностей, интересов, благ. Представление о родовых объектах преступлений дает рубрикация Особенной части УК по разделам и главам , поскольку именно родовой объект преступления положен в основу кодификации и классификации норм Особенной части. Этим в первую очередь определяется его принципиальная значимость. К родовым объектам преступлений относятся, например, личность, собственность, общественная безопасность, порядок управления, интересы правосудия, интересы и порядок военной службы и др. Родовой объект преступления имеет значение и для квалификации преступлений - он позволяет определить, какой именно группе, сфере однородных интересов причинен или может быть причинен ущерб в результате совершения преступного деяния (так, например, совершением взрыва может сопровождаться и диверсия, и терроризм, и убийство общеопасным способом, и даже разбойное нападение. Необходимо определить, на что по существу, на какую сферу социальных интересов направлено посягательство).

Видовой объект можно обозначить как подгруппу близких, сходных социальных благ, входящую в более широкую группу однородных, однопорядковых ценностей. Видовой объект - это объект вида (подгруппы) очень близких по характеру преступлений. Так, если родовым объектом большой группы преступлений является личность (раздел VII Особенной части УК), то видовыми объектами можно считать жизнь и здоровье (глава 16), свободу, честь и достоинство личности (глава 17), половую неприкосновенность и половую свободу личности (глава 18) и т.д. Таким образом, видовой объект - это дополнительное звено в структуре объектов преступления по вертикали. В некоторых случаях он может отсутствовать, совпадая с родовым (в частности, тогда, когда раздел Особенной части состоит всего из одной главы, например, разд. XI и гл. 33 - преступления против военной службы).

Непосредственный объект преступления - это объект отдельного конкретного преступления, часть родового объекта.
Непосредственный объект является обязательным признаком каждого состава преступления. Это какое-либо конкретное благо, на которое непосредственно направлено посягательство. Так, в преступлениях против личности непосредственными объектами. могут выступать жизнь (например, при совершении убийства), здоровье (например, при причинении различной степени тяжести вреда здоровью), личная свобода (например, при похищении человека), честь и достоинство личности (например, при оскорблении) и др. Непосредственный объект преступления имеет важное практическое значение для квалификации деяния.

Виды объектов преступления "по горизонтали"

Существуют также разновидности объектов преступления "по горизонтали". Это относится главным образом к непосредственному объекту. Бывают преступления, которые посягают одновременно на два непосредственных объекта - так называемые двуобъектные преступления (например, при разбое посягательство осуществляется одновременно и на собственность, и на личность). В таких случаях обычно различают:

  • основной, или главный, объект преступления;
  • дополнительный объект преступления (обязательный или факультативный).

Разграничение это проводится не по степени значимости объекта, а по его связи с родовым объектом преступлений данной группы . Так, в приведенном примере разбой - преступление против собственности, этим определяется и его расположение в системе Особенной части УК (гл. 21 разд. VIII), а потому именно собственность будет выступать здесь основным объектом, а личность (жизнь или здоровье) - дополнительным.

Дополнительный объект может быть как необходимым (обязательным), так и факультативным. В том же составе разбоя жизнь или здоровье - всегда необходимый дополнительный объект преступления, поскольку без посягательства на личность не может быть разбойного нападения. Однако бывают случаи, когда дополнительный объект преступления указан в законе в альтернативной форме. Например, при загрязнении вод (ст. 250 УК РФ) существенный вред может быть причинен помимо самих водных источников также животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Каждый из этих дополнительных объектов преступления является факультативным, так как в конкретном случае совершения данного преступления ущерб может быть нанесен только чему-либо одному из перечисленного.

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы , исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность. Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.

Предмет исследования

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для более полного понимания рассматриваемых категорий стоит рассмотреть примеры определения объекта и предмета исследования.

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Дисциплина «Микроэкономика» имеет объектом изучения экономическую деятельность людей. Предметом изучения могут являться экономическое поведения людей, их экономические взаимоотношения и т.д.

Пример 2. Дисциплина «Микробиология». Объектом изучения микробиологии являются различные микроорганизмы. Предметом изучения могут быть рост, развитие и размножение этих микроорганизмов, их распространение и т.д.

Пример 3. Дисциплина «Микросоциология». Объектом изучения микросоциологии является семья, а предметом – семейное поведение. Объектом изучения информатики являются информационные системы, а предметом могут быть такие аспекты как программное обеспечение, аппаратное обеспечение и др.

Разница между объектом от предметом исследования

Для примера рассмотрим несколько вариантов определения объекта и предмета исследования в различных науках.

Предмет исследования тесно связан с темой научной и работы и, зачастую, повторяет ее в точности. Объект не так связан с темой исследования, поскольку это достаточно широкая сфера, исследовать которую можно с различных сторон.

Следует запомнить , что как более многогранное явление, объект является первичным. Предмет как часть системы, как частный аспект общего явления – вторичен. Формулирование предмета происходит более подробно и расширенно, тогда как при описании объекта можно обойтись двумя-тремя словами.

Объект и предмет исследования – в чём разница? обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Заимствование из латинского, где objectum произведено от objicere – "бросать навстречу". Кроме того, в русском языке есть слово, калькирующее латинское objectum – предмет. Этимологический словарь Крылова

  • объект - ОБЪЕКТ -а; м. [от лат. objectum - предметный] 1. Филос. То, что существует вне нас и независимо от нас; внешний мир, действительность, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Мир объектов. О. в себе. Толковый словарь Кузнецова
  • объект - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • ОБЪЕКТ - (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) (от лат. objectum) предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность... Экономический словарь терминов
  • объект - ОБЪЕКТ, а, м. 1. В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. 2. Явление, предмет, на к-рый направлена чья-н. деятельность, чьён. внимание (книжн.). О. изучения, описания. О. промысла. Толковый словарь Ожегова
  • объект - Объект, объекты, объекта, объектов, объекту, объектам, объект, объекты, объектом, объектами, объекте, объектах Грамматический словарь Зализняка
  • объект - То, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них. Строительная терминология
  • объект - 1. предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность; 2. предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-либо деятельности. Большой бухгалтерский словарь
  • Объект - Геометрический - см. Геометри ческих объектов теория. Математическая энциклопедия
  • объект - объект I м. 1. Существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта (в философии). 2. Лицо, явление, предмет, на которые направлена какая-либо деятельность. Толковый словарь Ефремовой
  • объект - ОБЪ’ЕКТ, объекта, ·муж. (·лат. objectum - Предмет) (·книж.). 1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). «Совпадение мысли с объектом есть процесс.» Ленин. 2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека. Толковый словарь Ушакова
  • Объект - I Объе́кт (позднелат. objectum - предмет, от лат. objicio - бросаю вперёд, противопоставляю) то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Большая советская энциклопедия
  • ОБЪЕКТ - ОБЪЕКТ (от лат. objectum - предмет) - англ. object; нем. Objekt. 1. Предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности. 2. Предмет, явление, процесс, на к-рые направлена к.-л. деятельность, мысль, чувство и т. Социологический словарь
  • объект - -а, м. 1. Явление, предмет, лицо, на которые направлена чья-л. деятельность, чье-л. внимание и т. п. Объект наблюдений. Объект изучения. □ [Разуваев] снимал рощи и отправлял в город барки с дровами. Малый академический словарь
  • объект - ОБЪЕКТ - СУБЪЕКТ Объективный - субъективный (см.) объективно - субъективно (см.) объективность - субъективность (см.) Каковы естественные основы философии? Я и не-Я, мир внутренний и мир внешний, субъект и объект. Чаадаев. Отрывки и афоризмы. Словарь антонимов русского языка
  • объект - Объекта, м. [латин. objectum – предмет] (книжн.). 1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). 2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека. Объект исследования. Большой словарь иностранных слов
  • ОБЪЕКТ - ОБЪЕКТ - в языкознании - имя предмета или лица, на который направлено действие, выраженное глаголом (противопоставляется субъекту действия); то же, что дополнение при глаголе и отглагольном существительном. ОБЪЕКТ (от лат. Большой энциклопедический словарь
  • объект - ОБЪЕКТ м. латинск. предмет противопол. субъект или самость. Объектив м. стекло зрительной трубы, обращенное к предмету, противопол. окуляр, глазное стекло. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом. Толковый словарь Даля
  • Нем.: Objekt. - Франц.: objet. - Англ.: object. - Исп.: objeto. - Итал.: ogge-to. - Португ.: objeto.

    o Понятие объекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:

    А) В связи с влечением: ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или удовлетворения. Это может быть человек в целом или частичный объект, объект реальный или фантазматический.

    Б) В связи с любовью (или ненавистью): речь здесь идет об отношении к личности в целом, к какой-то инстанции Я или же к объекту в целом (личность, сущность, идеал и пр.) (соответствующим прилагательным здесь будет "объектный").

    В) При традиционном использовании в философии или психологии познания - в связи с воспринимающим и познающим субъектом: объект есть то, что имеет устойчивые и постоянные признаки, которые в принципе могут быть восприняты всем сообществом субъектов независимо от их индивидуальных желаний и мнений (соответствующее прилагательное "объективный").

    o В психоаналитических трудах термин "объект" встречается также в различных сочетаниях, таких, как "выбор объекта"*, "любовь к объекту"*, "утрата объекта"*, "объектное отношение"* и пр., которые могут вызвать затруднения у читателя-непрофессионала. Объект понимается здесь близко к тому, как он трактуется в языке литературы "объект моей страсти", "объект моей ненависти" и пр. В данном случае слово "объект" не предполагает понятия вещи как неодушевленного, доступного любым манипуляциям предмета, который обычно противопоставлен понятиям одушевленного существа или личности.

    I. Все эти смыслы понятия "объект" в психоанализе опираются на фрейдовскую концепцию влечения. Анализируя понятие влечения, Фрейд проводит различие между его объектом и целью*: "Введем два термина. Назовем сексуальным объектом лицо, обладающее сексуальной привлекательностью, а сексуальной целью - действие, к которому подталкивает влечение" (1). Это противопоставление навсегда сохранилось у Фрейда; оно явно присутствует у него и в самом развернутом определении влечения: "... объект влечения есть то, в чем или посредством чего влечение может достичь своей цели" (2а); однако объект определяется и как возможное средство удовлетворения: "Это наиболее переменчивый аспект влечения, связанный с ним не изначально, но лишь впоследствии - благодаря его способности обеспечивать удовлетворение" (2Ь). Этот опорный тезис Фрейда о случайности объекта вовсе не означал, что влечение может удовлетвориться любым объектом: речь шла лишь о том, что объект влечения, подчас весьма своеобразный, определяется индивидуальной историей конкретного субъекта, особенно историей его детства. Объект есть тот момент влечения, который менее всего обусловлен врожденным телесным и душевным складом субъекта.

    Подобный подход вызвал ряд возражений. Суть проблемы подытожил Фэрберн (3): чего, собственно, ищет либидо - удовольствия (pleasure-seeking) или объект (object-seeking)? Для Фрейда несомненно, что либидо, даже изначально нацеленное на конкретный объект (см.: Опыт удовлетворения), есть прежде всего нечто, направленное на удовлетворение и на скорейшее ослабление напряжения, - теми способами, которые доступны той или иной эрогенной зоне. Однако мысль о взаимосвязи между природой и "судьбой" целей и объектов влечения (она подчеркнута в самом понятии объектного отношения) вовсе не чужда Фрейду (о дискуссиях по этому вопросу см.: Объектное отношение).

    Фрейдовское понятие объекта влечений было выдвинуто в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) на основе анализа сексуальных влечений. Что же представляет собой - в рамках первого фрейдовского дуализма - объект других влечений, особенно влечений к самосохранению? Этот объект (например, пища) конечно же более жестко обусловлен непосредственными жизненными потребностями.

    Однако различие между сексуальными влечениями и влечениями к самосохранению не должно приводить к слишком резкому противопоставлению их объектов: в одном случае условного, в другом - детерминированного биологическими факторами. По Фрейду, сексуальные влечения поначалу примыкали к влечениям, направленным на самосохранение: именно они указывали сексуальным влечениям путь к объекту.

    Понятие примыкания* дает ключ к разгадке запутанной проблемы объекта влечений. Возьмем, к примеру, оральную стадию: на языке влечений к самосохранению объект здесь - пища; на языке орального влечения - то, что поглощает, инкорпорирует, включая и все то, что привносится в этот процесс воображением. Психоанализ оральных фантазмов показывает, что деятельность поглощения может относиться и к любым другим объектам, не связанным с пищей, и в этом суть "орального объектного отношения".

    II. Понятие объекта в психоанализе следует связывать не только с влечением - если оно вообще может быть схвачено в чистом виде. Это понятие обозначает также все то, что служит объектом притяжения, объектом любви, - обычно конкретное лицо. Лишь психоаналитическое исследование позволяет нам обнаружить - за пределами общего отношения Я к объектам любви - игру влечений во всем их многообразии, изменчивости, фантазматичности. При анализе понятия сексуальности и влечения проблема связи между объектом влечения и объектом любви в явной форме у Фрейда не возникала. Да иначе и быть не могло, поскольку в первом издании "Трех очерков" (1905) главным было противопоставление между детской и постпубертатной сексуальностью. Детская сексуальность выступала, по сути, как автоэротическая*, поскольку на этой стадии фрейдовской мысли внимание почти не уделялось отношению сексуальности к объекту, отличному от собственного тела (хотя бы в воображении). Тем самым влечение у ребенка оказывается частичным скорее по способу удовлетворения (локальное удовольствие*), нежели по типу объекта, на который оно направлено. Лишь в период половой зрелости происходит выбор объекта. Прообразы и первые наброски этого этапа относятся к детскому периоду, однако оказывается, что лишь теперь человеческая сексуальность объединена в нечто цельное и направлена на другого человека.

    Как известно, в период между 1904 и 1924 г. противопоставление между детским автоэротизмом и постпубертатным выбором объекта постепенно сглаживается. Описание различных догенитальных стадий либидинального развития показало различия в способах "объектного отношения". Двусмысленность понятия автоэротизма (ведь его можно было понять так, что субъект поначалу вовсе отказывает в существовании любому внешнему объекту - реальному или фантазматическому) развеивается. Влечения, взаимодействие которых лежит в основе автоэротизма, называются частичными потому, что их удовлетворение связано не только с отдельной эрогенной зоной, но и с так называемыми частичными объектами*. Между этими объектами устанавливаются отношения символической равнозначности, показанные Фрейдом в работе "О смещении влечений, особенно в области анального эротизма" (?ber Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik, 1917), а также отношения взаимодействия и обмена, в силу которых влечения претерпевают ряд превращений. Проблематика частичных объектов разрушает все то общее, что было присуще относительно цельному и нерасчлененному понятию сексуального объекта на ранних стадиях фрейдовской мысли. При этом возникает потребность отделить объект влечения в собственном смысле слова от объекта любви. Первый определяется главным образом своей способностью удовлетворять данное влечение. Речь может идти о человеке, что, однако, не обязательно, поскольку к получению удовольствия способен тот или иной участок тела. Тем самым подчеркивается условность объекта, его подчиненность удовольствию. Что же касается объекта любви, то он вводит в действие, наряду с ненавистью, еще одну пару понятий: "...понятия любви и ненависти должны обозначать не отношения влечений к их объектам, но лишь отношения целостногоЯ к объектам" (2с). С точки зрения терминологической, здесь важно отметить следующее: хотя Фрейд выявил специфику отношения к частичным объектам, он тем не менее называл "выбором объекта" лишь отношения человека в целом к объектам любви, выступающим также как целостные субъекты.

    Это противопоставление между частичным объектом (объект влечения и особенно догенитальный объект) и целостным объектом (объект любви и особенно генитальный объект) свидетельствует о том, что в психогенетической перспективе психосексуальное развитие субъекта предстает как переход с одной стадии на другую посредством постепенного подчинения частичных влечений генитальной организации. С этой точки зрения, генитальная стадия требует усиленного внимания к объекту во всем разнообразии и богатстве его качеств, во всей его независимости. Объект любви - это не просто место, куда устремляются влечения, не просто нечто предназначенное к поглощению.

    Несмотря на всю важность разграничения между частичным объектом и объектом любви, оно не обязывает нас именно к такой трактовке проблемы. С одной стороны, частичный объект можно считать одним из неустранимых и неуничтожимых полюсов сексуального влечения. С другой стороны, как показывает психоаналитическое исследование, целостный объект не представляет собой чего-то окончательно сложившегося, более того - он никогда полностью не освобождается от моментов нарциссизма: его склад определен не столько более или менее удачным синтезом различных частичных влечений, сколько их соединением в форме, созданной по образу Я (а,).

    В работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einf?hrung des Narzissmus, 1914) нелегко определить собственный статус объекта любви: с одной стороны, перед нами выбор объекта по примыканию*, при котором сексуальность стушевывается в пользу функции самосохранения, с другой - нарциссический выбор объекта* по образу Я, вклинивающегося где-то между "матерью-кормилицей", "отцом-защитником" и тем, "каков я есмь, каким я был и каким я хотел бы быть".

    III. Наконец, психоаналитическая теория обращается к понятию объекта и в его традиционном философском смысле, т. е. в паре с воспринимающим и познающим субъектом. Конечно, при этом возникает проблема отношения между объектом в таком понимании и сексуальным объектом. Помыслить становление объекта влечений и тем более построить генитальный объект любви во всей его полноте, независимости, цельности невозможно, если не связывать этот процесс с постепенным становлением объекта восприятия: "объектное" и "объективное" взаимосвязаны. Делалось немало попыток согласовать психоаналитические представления о возникновении объектного отношения с данными генетической психологии познания и даже построить "психоаналитическую теорию познания" (о подходе Фрейда к этому вопросу см.: Я-удовольствие - Я -реальность, Испытание реальности).

    ОБЪЕКТ

    OBJECT) Сущ.То, на что направлено действие или желание; то, что необходимо СУБЪЕКТУ для достижение инстинктного УДОВЛЕТВОРЕНИЯ; то, с чем соотносит себя субъект. В работах по психоанализу объект - это почти всегда человек, части человека либо СИМВОЛЫ того или другого. Эта терминология сбивает с толку читателей, для которых более привычным является употребление термина "объект" в значении "вещь", т.е. нечто, что не является человеком. Отсюда:

    объект внешнийобъект, осознаваемый субъектом как внешний по отношению к себе, в противоположность внутреннему объекту (см. ниже).

    объект внутреннийобъект-представление, которое обрело значимость внешнего объекта (см. выше). Внутренние объекты представляют собой фантомы, т.е. встречающиеся в ФАНТАЗИЯХ образы, на которые человек реагирует как на "РЕАЛЬНЫЕ". Они возникают из внешних объектов путем ИНТРОЕКЦИИ и считаются локализованными во внутренней (психической) реальности.

    объект-катексис Вложение ЭНЕРГИИ во внешний объект, в отличие от вложения ее в себя (нарциссический КАТЕКСИС, см. также НАРЦИССИЗМ).

    объект-либидо ЛИБИДО, вкладываемое в объекты, в противоположность нарциссическому либидо, вкладываемому в себя.

    объект-отношение Отношение субъекта к своему объекту - но не отношение между субъектом и объектом; последнее представляет собой интерперсональное отношение. Это объясняется тем, что психоанализ есть психология индивида, где объекты и отношения обсуждаются только с точки зрения отдельного субъекта. Объект-отношение может быть представлено либо внешним, либо внутренним объектом (см. выше).

    объект переходный Объект, который субъект рассматривает как находящийся между собой и другим человеком; типичный пример - кукла или кусок материи, которым ребенок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Понятие предложено Winnicott (1958), считающим, что такие объекты помогают детям осуществить переход от ИНФАНТИЛЬНОГО нарциссизма к объектной любви, и от ЗАВИСИМОСТИ к уверенности в себе.

    объект плохой Объект, ненавидимый субъектом или внушающий ему страх; воспринимающийся как злонамеренный. ПЛОХОЙ объект может быть внутренним или внешним (см. выше).

    объект-представление Психическое представление об объекте. Строго говоря, все ЭКОНОМИЧЕСКИЕ понятия, т.е. объект-КАТЕКСИС, объект-ЛИБИДО относятся к психическим представлениям об объектах, но не к самим объектам; иначе необходимо было бы рассматривать возможность того, что психическая энергия связана со СТРУКТУРАМИ вне ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА и даже, возможно, того, что энергия переходит от одного аппарата к другому. См. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ.

    объект-теория(отношений) Психоаналитическая теория, в которой потребность субъекта иметь отношение к объектам занимает центральное место, по контрасту с ИНСТИНКТ-ТЕОРИЕЙ, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктное НАПРЯЖЕНИЕ.

    объект, удовлетворяющий потребность Объект, который "любим" субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и который не осознается субъектом как личность. Термин употребляется лишь при обсуждении характера привязанности младенца к своей матери.

    объект хороший Объект, любимый субъектом и воспринимающийся как несущий добро. Хороший объект может быть либо ВНУТРЕННИМ, либо ВНЕШНИМ.

    объект целый Объект, который субъект признает как человека, чьи права, чувства, потребности и т.д. подобны собственным.

    объекта выбор. нарциссический выбор объекта основан на ИДЕНТИФИКАЦИИ с объектом, сходным с субъектом. опорный выбор объекта основан на несходстве последнего с субъектом (см. также ОПОРНЫЙ).

    объекта постоянство Способность к поддержанию длительной связи с каким-либо одним конкретным объектом либо, с другой стороны, склонность отвергать заместителей знакомого объекта: так, ребенок, который проявляет постоянство объекта, отвергает заботу о себе со стороны кого-то другого, не-МАТЕРИ, и ему недостает именно ее, когда ее нет дома.

    объекта потеря Потеря внешнего объекта, как правило, хорошего. Событие, которое предшествует интроекции и/или СКОРБИ.

    объекта часть Объект, являющий собой часть человека, например, ПЕНИС или ГРУДЬ. Различение целого объекта и части объекта иногда используется для того, чтобы провести, на первый взгляд, совершенно иное различение: между осознанием объекта как человека, чьи чувства и потребности так же важны, как и свои, и обращением с объектом как существующим исключительно для удовлетворения потребностей субъекта. См. объект, целый (выше) и объект, удовлетворяющий потребность (выше).

    объектная любовь Любовь к объекту, который осознается как не-Я, в противоположность ЛЮБВИ К СЕБЕ и ИДЕНТИФИКАЦИИ. объект любви - объект, который любим и на который направлена объектная любовь.

    ОБЪЕКТ

    фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного, с нею субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают не как вещи в себе, но как вещи Для нас. Итак, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; его физиологический уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как объектом. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно - действия и реакции) - одна из важных особенностей подхода деятельностного в психологии.

    ОБЪЕКТ (OBJECT)

    Изначально определялся Фрейдом как предмет, с помощью которого влечение может достичь своей цели. Однако Фрейд не всегда однозначно использовал этот термин, имея в виду 1) реальное осязаемое физическое лицо или предмет; 2) психический оброз другого лица или предмета, то есть понятие относилось к области переживаний; 3) теоретический конструкт, отличный от обозначения кок реального лица, ток и переживания, и предполагающий некую длительно существующую организационную структуру. Здесь нужно ввести некоторые разграничения. Объект необходимо отличать от субъекта, самого человека, для которого он может быть психологически значимым; он может быть одушевленным или неодушевленным, но он всегда находится вне субъекта; его двойник в психике субъекта - внутренний объект, иногда называемый репрезентантом объекта. Однако в психике представлены все внешние феномены, внутренняя объектная репрезентация - это слияние различных атрибутов внешнего объекта: физических, интеллектуальных, эмоциональных, реальных или воображаемых. Поэтому некоторые авторы предпочитают использовать термин объектная репрезентация для обозначения репрезентаций индивидуальных черт объекта.

    Термины объектное отношение и объектная связь нередко используются как взаимозаменяемые и подразумевают установку или поведение индивида по отношению к своему объекту. Термины могут относиться к психическим образам или реальным лицам, Чтобы сохранить различение внешнего и интрапсихического, представляется целесообразным использовать понятие объектная связь для обозначения взаимодействия между субъектом и реальным лицом (то, что называется межличностными отношениями), а термин объектное отношение - для обозначения психического феномена, соотносящегося с объектной репрезентацией в психике.

    Но об объектных отношениях можно судить на основе сообщений о внутреннем опыте или на основе поведения, наблюдаемого в объектных связях. На то и другое влияет бессознательная фантазия - продукт индивидуальной истории развития.

    Понятие объекта возникло в связи с фрейдовской теорией влечений. Целью влечений он считал разрядку энергии или обретение удовольствия при помощи объекта. Первым объектом является парциальный объект- материнская грудь, на которую направляется либидо оральной фазы, поскольку она посредством кормления удовлетворяет влечение к самосохранению. Дальнейшее развитие предполагает катексис всего объекта. Аутоэротизм, или использование частей собственного тела в качестве объектов инстинктивного удовлетворения, характерен для догенитальной фазы развития. Катексис объекта означает вкладывание в психическую репрезентацию другого лица либидинозного или агрессивного влечения или энергии. Понятие либидиноз-ный объект относится к любому парциальному или целостному объекту, катектируемо-му либидинозной энергией, но иногда имеется в виду и энергия агрессии. Объектное либидо - это либидинозная энергия, направляемая (катектируемая) на объект; термином же объектная любовь обозначается комплекс чувств и установок в отношении целостных интегрированных объектов, являющихся источником наслаждения.

    Выбор объекта представляет собой процесс, посредством которого индивид наделяет другого психологической значимостью. Он возникает на фаллически-эдиповой фазе, как только инстинктивные влечения направляются на отдельный объект; предполагается некоторое удовлетворение требований влечений. Выбор сознателен, хотя и обусловлен бессознательными детерминантами. Так,

    например, объект любви в зрелом возрасте нередко обладает общими свойствами с объектом любви, приносившим удовлетворение в детстве. Аналитический выбор объек-то базируется на пассивных зависимых потребностях и желании быть символически накормленным и защищенным, как это осуществлялось матерью. Нарциссический выбор объекта ориентирован на самого субъекта - каким он был, является или хотел бы быть, - либо на кого-то, кто переживается как субъектом кок часть самого себя. При выборе того и другого типа объект в каком-то отношении оценивается неадекватно завы-шенно, как родители в прошлом, и обо катек-тируются больше либидинозно, чем агрессивно, то есть являются идеализированными объектами. Это означает, что следы памяти от таких объектов могут служить моделью для будущих объектных инвестиций. Но внутренний объект может также служить моделью для идентификации, психического процесса, посредством которого репрезентации Самости модифицируются по мере присвоения свойств объекта. Есть донные в пользу того, что идентификация часто связана с определенным видом утраты объекта, например смертью реального внешнего объекта или отделением от него, утратой любви в субъективном внутреннем мире (без реальной или грозящей утраты), потерей частей тела или возможности психического функционирования. Согласно Фрейду, утрата объекта или его любви - опасная для Я ситуация, ведущая к тревоге. Печаль - нормальная реакция но утрату объекта, но когда с утраченным объектом связан значимый конфликт, возникают патологические реакции. К этим патологическим реакциям относятся депрессия, гипо-мониакальное бегство и идентификация с утраченным объектом через развитие психических симптомов или физического заболевания.

    Важную роль в развитии психических структур и функций играет интернализация (интроекция и идентификация) объекта или его свойств. Это происходит в объектных отношениях вдоль линии развития от удовлетворяющего биологические потребности объекта в период младенчества и удовлетворяющего психологические потребности объекта третьего месяца жизни (о чем свидетельствует "социальная улыбка") через спокойствие пятимесячного, страх посторонних в 8-12 месяцев, сепарационную тревогу, фазу сепарации-индивидуации, фаллически-эдипову фазу, латентный период, отрочество и взрослость. Важный шаг на этом пути - обретение константности объекта. Она определяется по-разному, но сущность ее - либидинозный катексис объекта -- матери, даже если она отсутствует или гневается.

    Наблюдениями Винникотта установлено, что некоторые дети перед тем, как научиться различать себя и объект, должны, чтобы избежать тревоги, иметь у себя неодушевленный объект, например одеяло или плюшевую зверюшку. Такие объекты принято называть переходными объектами. Кроме них существует еще целый ряд переходных феноменов, способствующих формированию независимости ребенка от реального мира или от отсутствия объекта. Некоторые пограничные больные склонны делить все объекты на идеализированные/ любимые, хорошие объекты и полностью отвергаемые, ненавистные плохие объекты. При этом в своем восприятии одного и того же объекта они легко переходят от одной крайности к другой. Потребность в таком разделении на противоположные категории связана, по-видимому, с доамбивалентной фазой развития, когда ребенок еще не способен соединить образы удовлетворяющей (хорошей) и фрустрирующей (плохой) матери в одно целое. При нормальном развитии эта доамбиволентная фаза остается позади, и наступает фаза амбивалентности, в которой ребенок становится способным интегрировать целостный образ материнского объекта, который и удовлетворяет, и фрустрирует, и является объектом как либидинозного, ток и агрессивного влечений. Кернберг постулировал, что сильное агрессивное влечение пограничного больного ограничивает токую интеграцию, в результате чего происходит защитное расщепление. Без такого расщепления, по всей видимости, агрессия, обращенная на внутренний объект, оказалась бы настолько неконтролируемой, что привела бы к его разрушению.

    Расщепление и другие патологические реакции не позволяют пограничным, нарциссическим и психотическим пациентам вступать в зрелые отношения с объектом. Они не способны поддерживать отношения любви, сталкиваясь с фрустрацией; они не способны принимать самостоятельность любимого объекта, имеющего свои потребности. Зрелые объектные отношения и любовь, напротив, предполагают понимание того, что объект и сом человек самостоятельны и что его или ее потребности могут иногда вступать в конфликт с потребностями самого индивида. Они предполагают также принятие, понимание и умение терпеть амбивалентность по отношению к объекту, способность принимать как некоторую зависимость, так и самостоятельность, способность воспринимать и соотносить свои меняющиеся потребности и требования с таковыми объекта. Развитие Я и созревание объектных отношений в значительной мере зависят друг от друга. Их оценка является одним из центральных пунктов при определении адоптивных способностей индивида и его восприимчивости к психоанализу.

    ОБЪЕКТ

    1. Наиболее широкое значение – все, что угодно. 2. В исследованиях восприятия и познания – аспект окружения, который осознается кем-то. Это значение выражается в таких фразах, как стимульный объект, в отношении физического объекта, который кто-то обнаруживает, ощущает или распознает, объект внимания, в отношении того, на что обращают внимание или рассматривают, объект мысли, в отношении того, о чем рассуждают, думают и т. д. 3. Цель или конечное состояние. 4. В психоаналитической теории – личность, часть личности или символическое представление чего-то, на что ориентированы поведение, мысли и стремления. В классической модели считается, что объект требуется человеку для того, чтобы получить удовлетворение инстинктов.

    Обратите внимание, что эти значения располагаются по всему диапазону – от физического до перцептивного, концептуального и символического, также как от неодушевленного до личного. Не удивительно, что имеется тенденция использовать этот термин в составной форме с уточнением объекта или субъекта объекта; см. примеры в следующих статьях.ОБЪЕКТ

    В психоаналитическом употреблении объект обозначает человека. Это не совсем удачное определение вошло в широкое употребление после определения Фрейдом объекта либидного влечения – человека, опосредующего получение удовольствия.

    Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

    Важность определения объекта исследования

    Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

    Характеристики и структура

    Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

    Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

    Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

    Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

    Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

    Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

    Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

    Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

    Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

    Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

    Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

    Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

    Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

    Методы исследования

    В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

    Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

    Значимость логических заключений

    Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

    Метод наблюдения и формирование гипотез

    Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

    Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

    Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

    С точки зрения философии, объектом исследования является...

    Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


    Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

    Функциональный аспект исследования

    Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

    Примеры объекта и предмета исследования в социологии

    В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

    А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча