24.02.2019

Формы реализации функций государства. Организационные и правовые формы осуществления функций государства. Их понятие и характеристика. (Байтин)


Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.[Определение] Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы.

[Определение] Правовые формы осуществления функций государства – такие способы внешнего проявления функций государства, которые прямо опосредуются правом.

Правовые формы характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные правовые формы осуществления функций государства.

[Внимание] К правовым формам относят:

Правотворческую деятельность;

Правоисполнительную деятельность;

Правоохранительную деятельность органов государства.

Правотворческая форма – деятельность по нормативно-правовому закреплению функций государства, в которых находит свое закрепление содержание той или иной функции государства (определяются цели и задачи государства в соответствующей сфере; методы их решения; устанавливается система органов государственной власти, которые будут решать эти задачи, определяются их компетенция и полномочия; определяются процессуальные формы и процедуры их деятельности).

Правоисполнительная форма реализации функций государства выражается в деятельности органов исполнительной власти, направленной на организацию исполнения нормативно-правовых предписаний, повседневное практическо-организаторское, управленческое воздействие на жизнь общества.

Правоохранительная форма реализации функций – властная оперативная и правоприменительная деятельность охране правопорядка, прав и свобод граждан, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. Посредством правоохранительной деятельности обеспечивается надлежащее осуществление функций государства.

[Определение] Организационные (внеправовые) формы – способы осуществления функций государства, которые прямо правом не опосредуются и представляют однородную по своим внешним признакам организационно-подготовительную деятельность государства, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (см.слайд 2).

Необходимо отметить, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Среди методов (способов воздействия на поведения людей) осуществления функций государства можно выделить такие как: убеждение; принуждение; компромисс. Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства.

[Внимание] Можно выделить:

· централизованный метод (государство устанавливает единые правила на всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства – они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определённом законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории государства законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются на:

  • - правотворческую деятельность - это форма осуществления функций государства путём издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) - законодательная деятельность. Это самая главная форма, так как без нормативной регламентации ни один государственный орган не сможет выполнять свою задачу по реализации функций государства. Именно в нормах права закладываются правила должного, возможного или запрещённого поведения для всех субъектов права. Именно с помощью правовых норм упорядочиваются общественные связи и достигаются поставленные задачи и цели;
  • - правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путём издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

  • - правоисполнительную деятельность - это форма охватывает исполнение государственными организациями принятых правовых норм. «Ведь любой закон живёт только тогда, когда он выполняется - выполняется всеми и повсеместно». Поэтому мало принять закон необходимо обеспечить условия его реализации. Основная задача по исполнению законов принадлежит исполнительным органам страны. Они претворяют в жизнь правовые предписания, для того чтобы законы не стали фикцией и простым пожеланием законодательных органов. Правоисполнительная деятельность может осуществляться и без издания правоприменительных актов отличие от правоприменительной деятельности.
  • - правообеспечительную деятельность - это форма осуществления функций государства используется для того чтобы нормативные предписания не превратились в рекомендации, а выполнялись всеми субъектами права. Данная форма включает в себя следующие виды деятельности. Предупреждение и пресечение правонарушений, охрана граждан от преступных посягательств, обеспечения их прав и свобод, контроль за исполнением ими обязанностей и запретов, охрана правопорядка, укрепления режима законности, контрольно-надзорная деятельность, осуществление правосудия и привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идёт не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государственном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений.

Имеются серьёзные аргументы в пользу более широкого использования административных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторонами, даёт им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопросам его исполнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, - непосредственно приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность особенно точного регулирования договором отношений между сторонами и установления точной регламентации тех вопросов, в которых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей односторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не даёт достаточных гарантий точного и полного учёта интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельности. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение гласности, демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, нетрадиционными по своей природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосредственными сторонами в целях координации их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с помощью административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) - это ответственность по инстанциям: для государственных органов - перед вышестоящими органами; когда договор заключается между государственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит значительно сложнее. В последнем случае ответственность не носит государственно-правового характера, но и не является чисто административно-правовой в традиционном смысле. Природа её двойственна и определяется неоднородностью участвующих в договоре сторон. Государственный орган может нести ответственность перед вышестоящей инстанцией - общественная организация вправе потребовать у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выполнению обязательств со стороны подчинённого ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных лиц.

Другая сторона договорных отношений - общественная организация; государственный орган, конечно, не может побудить её к выполнению взятых обязательств. Но, поскольку договор (соглашение) от имени общественной организации заключает, как правило, её постоянно действующий выборный орган, значит, он ответствен перед ней в лице её общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осуществить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в отношении их ответственность негосударственного характера.

Так для правоустановительной функции форма реализации - деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).

Государство так же невозможно без права, как и право - без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу правоустановительная функция - это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, то есть определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организо­ванной жизни.

Для правореализаторской функции форма реализации - деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.

Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.

Для правозащитной функции формой реализации служит деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции - одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства».

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах.

В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

Правотворческая деятельность, т.е. форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

Правоисполнительская деятельность, т.е. деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т.д.

Правоохранительная деятельность подразумевает собой охрану порядка, прав и свобод граждан и т.д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

От правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственную деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т.д.



Наряду с изложенной классификацией в науке получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы обладает федеральное собрание.

Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции РФ).

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Говоря о методах осуществления функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект- определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет целую цепь последующих негативных явлений в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. В любом случае, задачи, на которые направлены функции, несут объективный характер, в то время как выбор формы разрешения, способа разрешения и метода разрешения проблемы субъективен. Сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причём всё это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

ункции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в законе;
- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права).
Функции государства осуществляются в особых правовых формах - т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность).
Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
- оперативно-исполнительной деятельности - властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
- правоохранительной деятельности - властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
- функции государственных органов - функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
- виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
- цели и задачи государства - цель - это то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства се достижения, а функции - это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.

Понятие и классификация функций государства

Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только самого государства, но и общества в целом.

Вообще, государственные функции - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение. Исходя из данного определения функций государства, можно выделить следующие их основные признаки:

1. Функции государства являются отражением степени развитости общечеловеческого и классового начал в содержании государства. Уровень развития того и другого показывает степень учета классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества.

2. В государственных функциях воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису. Кроме того, через функции государства реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на мировом уровне.

3. Функции государства, как правило, соответствуют историческим задачам и целям, стоящим перед государством. Государство выполняет свое социальное назначение путем осуществления соответствующих функций.

4. Функции государства, наряду с иными факторами, являются отличительной особенностью того или иного исторического типа и формы государственности.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

Внешние функции - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

Внутренние функции - служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;


Неосновные функции - являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Группы основных и неосновных функций государства выделены отдельно в силу наличия ряда специфических признаков, присущих данным категориям государственных функций. К таким признакам, в частности, относятся:

1. В основных функциях наиболее ярко и четко проявляются классовое и общечеловеческое начала в сущности государства, его социальное назначение. В неосновных же функциях данные категории не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения неосновных функций в связи с содержанием той или иной основной функции.

2. В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, которые, как правило, осуществляются специально созданными для этого государственными органами (например, финансовая деятельность, наука, образование, дипломатия и др.), основные государственные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются целыми звеньями государственных органов.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов - это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций - основных, неосновных и функций государственных органов - проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

От функций государства необходимо отличать его задачи, а также принципы осуществления государственной деятельности. В задачах государства определяются его социальное назначение, в свою очередь функции государства - это средство реализации, выполнения государственных задач. Задачи же государства воплощаются на практике посредством осуществления его функций. Принципы государственной деятельности - это основные начала, конституционные основы, исходные установки, в соответствии с которыми осуществляется государственная деятельность.


Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства - это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная деятельность - это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная деятельность - это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни - развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная деятельность - это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность - это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви - законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

1. Правовая форма - это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

Правотворческая деятельность - издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

Правоприменительная деятельность - это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность - связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность - это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная форма - подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

Организационно-регламентирующая деятельность -направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

Организационно-хозяйственная деятельность - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча