29.04.2019

Закупка у единственного поставщика сопровождение системы кодекс. Закупка у единственного поставщика и статус «единственный поставщик


Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика.

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению:

В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Выбор поставщика.

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Подготовка документов.

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:

    о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    порядок и сроки оплаты контракта;

    порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

К сведению:

В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

    наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

    краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

    ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

    размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика. Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных . Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения.

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур. Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Этап прямой закупки

Регламентированный срок

Основание

Публикация извещения о проводимой процедуре, а также проекта договора и прочих необходимых документов в ЕИС

В соответствии с положением о закупках

Часть 5 статьи 4

Добавление информации о закупке в план или корректировка ранее внесенной информации

Порядок определяется положением о закупке конкретного заказчика

Не более чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения

Часть 11 статьи 4

Публикация разъяснений извещения, договора или иных документов

В трехдневный срок со дня вынесения решения о предоставлении разъяснений Рейтинг 4.48 (20 Голосов)

  • On 09.01.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки, благодаря которому можно приобрести товары, работы или услуги в короткие сроки и по упрощенной процедуре. В том числе и у поставщика, который является для заказчика предпочтительным. Однако для этого способа существует множество ограничений. Далее рассмотрим, каких именно.

Плюсы и минусы

Закупка у единственного поставщика имеет ряд преимуществ:

  • возможность работать с выбранным поставщиком, с которым имеется успешный опыт сотрудничества;
  • простота и скорость проведения процедуры;
  • отсутствие необходимости проводить конкурентную закупку и тратить на это ресурсы.

Но есть у такого способа закупки и недостатки, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • заказчик не может обеспечить себе наилучшую цену или условия контракта, как это возможно при проведении электронного аукциона или открытого конкурса;
  • неконкурентные закупки – предмет особого внимания со стороны антимонопольной службы, поскольку несут высокие коррупционные риски.

Основания

В части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ определен перечень случаев, когда заказчик может прибегнуть к процедуре закупки у единственного поставщика. В этот список входят свыше 40 оснований, наиболее распространенными из которых являются:

  • так называемые малые закупки, НМЦК которых не превышает 100 тыс. рублей;
  • закупки, связанные с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, авариями и прочим форс-мажором;
  • признание несостоявшимися отдельных процедурразных видов конкурса, электронного аукциона, запросов котировок и предложений;
  • закупки, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • закупки услуг водо-, тепло- и газоснабжения и аналогичных услуг, тарифы на которые устанавливаются государством.

Закупки стоимостью до 100 тыс. рублей

Довольно распространенным типом неконкурентной процедуры являются так называемые малые закупки с ценой контракта не более 100 тыс. рублей. Закупать таким образом можно любые товары, работы и услуги при соблюдении следующих условий:

  • годовой объем малых закупок не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного объема закупок;
  • годовой объем закупок не должен составлять более 50 млн рублей.

Указанные выше условия не применяются к закупкам для нужд сельских поселений.

Обратите внимание, что по действующему законодательству не имеет значения, закупается ли в разных малых закупках одноименный товар или нет. Другими словами, один и тот же товар можно закупить у единственного поставщика и в апреле, и в мае. Главное, чтобы сумма каждого из контрактов не превышала 100 тыс. рублей. Ранее закупки одноименных товаров, произведенные в рамках одного квартала, суммировались, но теперь это требование отменено.

Малые закупки весьма популярны, поскольку являются наиболее простым способом получить необходимый товар, работу или услугу. Для них характерны такие преимущества:

  • отсутствие необходимости отражения в полном объеме в плане-графике (информация отражается общей суммой);
  • отсутствие необходимости размещать извещение о проведении процедуры в ЕИС;
  • отсутствие необходимости составлять отчет об исполнении этапов контракта и отражать сведения в реестре контрактов.

Этот тип процедуры особенно удобен, когда заказчик на протяжении длительного времени работает с одним и тем же поставщиком и не имеют желания его менять. Например, нередко таким образом образовательные учреждения закупают услуги по транспортировке учащихся на экскурсии, в детские лагеря и базы отдыха.

Несостоявшаяся конкурентная процедура

Чаще всего неконкурентный способ закупки - это право заказчика. Но в некоторых случаях он бывает обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Например, когда в рамках конкурентной процедуры была подана всего лишь одна заявка либо из всех поданных заявок к закупке была допущена только одна. При этом согласовывать закупку с ФАС больше не нужно - с 2015 года это требование отменено.

Закупки, связанные с авариями иными обстоятельствами непреодолимой силы

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам прибегать к неконкурентной процедуре закупки при возникновении аварий и иного форс-мажора. Однако существует условие – заключить контракт с единственным поставщиком можно лишь в случае, если другие способы закупки нецелесообразны из-за более длительного времени подготовки. При этом нужно четко понимать, какие именно обстоятельства являются форс-мажорными. Для этого стоит обратиться к статье 401 Гражданского кодекса РФ.

Рассмотрим пример. Заказчику выделили финансирование в самом конце года, и он понимает, что провести конкурентную процедуру попросту не успеет. Имеет ли он в такой ситуации право заключить контракт с единственным поставщиком? И ФАС, и арбитры считают, что само по себе выделение средств в конце финансового года не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Значит, на этом основании заключение контракта с единственным поставщиком неправомерно.

Аналогичная история с профилактикой аварийной ситуации. Даже если заказчик подозревает, что в ближайшее время может произойти авария, сам по себе этот факт еще не является форс-мажором. А значит, не дает заказчику права производить закупку неконкурентным способом.

А вот если авария уже произошла, и у заказчика нет времени на проведение закупочных процедур, то он может произвести закупку товаров, работ или услуг, связанных с ликвидацией последствий этой аварии, у единственного поставщика. Но контролирующие органы будут обращать внимание на тот факт, располагал ли заказчик достаточным количеством времени для проведения конкурентной закупки или нет. Например, если он заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на произошедшую аварию, с момента которой прошло много времени, то такие действия будут признаны неправомерными.

Проверка контролирующими органами

Заключив контракт с единственным поставщиком, заказчик не позднее одного рабочего дня уведомляет об этом контролирующий орган. К уведомлению следует приложить копию заключенного контракта, а также обоснование закупки у единственного поставщика.

Получив такое уведомление, сотрудники ФАС или органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, должны проверить соблюдение условий заключения контракта. Итоги проверки оформляются в виде докладной записки. Если нарушений в действиях заказчика не выявлено, то никакого ответа ему не последует. А вот если таковые будут обнаружены, то заказчику грозит внеплановая проверка.

Обоснование неконкурентной закупки

Часть 3 статьи 93 закона № 44-ФЗ определяет случаи, в которых заказчик должен составить и утвердить отчет и обосновать закупку у единственного поставщика. В обосновании следует указать, почему использование конкурентных способов закупки было невозможно или нецелесообразно, а также привести цену контракта и иные существенные условия. Утверждение такого отчета лучше произвести до заключения контракта.

Итак, закупка у единственного поставщика довольно строго регламентируется в 44-ФЗ. Несмотря на то, что во многих случаях этот способ заказчики могут посчитать приоритетным, следует помнить об ограничениях и нюансах при его применении. Поставщику же рекомендуется тщательно изучать документацию заказчика. Впрочем, это следует делать при любом типе закупки.

Тема статьи напрямую связана с таким явлением в госзакупках, как закупка у единственного поставщика. Стоит обратить внимание на то, что данный вид закупок очень и очень популярен среди заказчиков, так как сама по себе процедура закупки фактически отсутствует, заказчик заключает контракт с поставщиком напрямую без проведения процедуры отбора. Поставщику не стоит игнорировать данный способ закупки, необходимо внимательно разобраться во всех особенностях и нюансах, чтобы обойти конкурентов и получить статус «единственный поставщик» у некоторых из заказчиков. Но и в такой процедуре, как закупка у единственного поставщика есть свои особенности, которые мы с Вами подробно разберем в данной статье.

1. Понятие «единственный поставщик»

Прежде, чем мы с Вами начнем разбираться в особенностях процедуры, которая называется «закупка у единственного поставщика», мы с вами определимся с терминологией и разберем, кто такой единственный поставщик.

Единственный поставщик — это исполнитель контракта, который выбирается заказчиком без проведения процедуры закупки. Таким образом, единственный поставщик это исполнитель контракта, который по мнению заказчика в состоянии исполнить контракт с необходимым качеством, в нужные сроки.

Надеюсь Вы уловили суть, единственный поставщик это поставщик, в котором заказчик полностью уверен и которому заказчик предоставляет право исполнить контракт без проведения формальных процедур и конкурентного отбора среди потенциальных поставщиков. Но это не означает, что процедура «закупка у единственного поставщика» не формализована совсем. Рассмотрим, что понимается под данным понятием.

2. Понятие «закупка у единственного поставщика»

Закупка у единственного поставщика — это способ определения поставщика, на исполнение контракта, который не подразумевает проведение формализованного конкурентного отбора.

По своей сути закупка у единственного поставщика это исключение из контрактной системы, которая является неконкретной. По задумке законодателей контрактной системы добавлен данный способ закупки на всякий «пожарный» случай и данная закупка не должна использоваться заказчиками без особой нужды, но как показывает практика закупка у единственного поставщика один из самых популярных способов определения исполнителя контракта и занимает второе место среди всех закупок по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ первое место. По статистике за 2015 по 44-ФЗ доля закупок у ЕП занимает 21 процент, а в рамках 223-ФЗ 46 процентов.

Другими словами, в корпоративных закупках, проводимых в рамках 223-ФЗ Вы, как поставщик игнорируете почти половину всех закупок, которые уходят единственному поставщику, в рамках 44-фз таких закупок меньше, но совершенно точно одно игнорировать подобные закупки поставщику не стоит. Необходимо задать вопрос «как можно начать получать подобные контракты и получить статус «единственный поставщик» у заказчиков?

3. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Рассмотрим особенности закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ (статья 93).

Заключать прямой контракт с ЕП по 44-ФЗ заказчик может только в строго определенных случаях. Такие случаи прописаны с статье 93 44-ФЗ, ознакомится с которыми Вы можете самостоятельно. Отдельного внимания заслуживают несколько случаев, такие как:
— закупки, которые признаны несостоявшимися. В случае, если заказчик проводил закупку через другие процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и т.д.) и не было подано ни одной заявки, в этом случае заказчик может заключать контракт напрямую через процедуру «закупка у единственного поставщика
— закупки на сумму не более 100 тысяч рублей. Годовой объем подобный закупок у ЕП не должен быть более двух миллионов рублей (или не более пяти процентов годового объема закупок заказчика и при этом не более пятидесяти миллионов рублей).

4. В каких случаях заключение контракта с единственным поставщиком согласовывается с контрольным органом?

Обычно решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает без согласования с контрольным органом. Но имеют место и исключения в подобной практике.

Случай №1: Закрытая процедура признана заказчиком несостоявшейся. В этой ситуации заказчик принимает решение о подписании контракта с ЕП. Такое решение заказчик должен согласовать с уполномоченным органом.

Несостоявшейся закупка признается в случаях, когда подана заявка только от одного поставщика или заявок подано несколько, но допущена только одна заявка.

Случай №2: Запрос котировок, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, 2-х этапный конкурс, повторный конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся. Исключение: случаи в соответствии 44-ФЗ статья 15 часть 4,5, статья 71 части 1-3.1, статья 79 части 1,3.

Примечание: Цена контракта не должна превышать НМЦК, контракт заключается на условиях, обозначенных в закупочной документации и на основании поданного предложения поставщика. Заказчик, после подписания протоколов и признании процедуры несостоявшейся в течении десяти дней, направляет обращение о согласовании в уполномоченный орган. Далее, не позднее десяти рабочих дней уполномоченный орган согласовывает заключение данного контракта с ЕП. При этом, срок заключения контракта между заказчиком и единственным поставщиком не должен превышать двадцать дней с даты получения согласования уполномоченного органа.

5. Уведомление о подписании контракта с ЕП

В некоторых случаях заказчик заключает контракт с ЕП после уведомления контролирующего органа. Рассмотрим эти случаи.

Случай №1. Закупка работ или услуг у исполнителя, которым может быть только орган исполнительной власти обладающий соответствующими полномочиями или подведомственным унитарным предприятием или учреждением.

Случай №2. Закупка товаров, работ или услуг необходимых для ликвидации последствий аварии, иных ЧП природного или техногенного характера, либо для оказания неотложной медицинской помощи. Но есть одна оговорка: при условии, если указанные ТРУ не включены в перечень утвержденный Правительством РФ необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС, при этом применение других способов закупок нецелесообразно из-за больших временных затрат.

Случай №3. Запрос предложений предметом контракта которого является оказание услуг по лечению гражданина РФ за пределами РФ иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами РФ признан заказчиком федеральным органом исполнительной власти несостоявшимся. В этом случае заказчик уведомляет контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, направляя при этом копию подписанного контракта с обеих сторон и обоснованием заключения контракта.

6. Приемущества и недостатки закупки у ЕП

Преимущества закупки у ЕП

  • минимальные временные на заключение контракта
  • проверенный поставщик, в котором уверен заказчик
  • отсутствие риска сорвать процедуру закупки и как следствие не заключить вовремя контракт

Отрицательные стороны закупки у ЕП

  • повышенное внимание и контроль со стороны уполномоченных контролирующих органов
  • отсутствие конкуренции и как следствие невысокая экономия средств
  • контракты доступны только «своим» поставщикам

7. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Теперь мы с Вами разберем особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. В этом случае требования более мягкие, чем в 44-ФЗ и как следствие закупок у ЕП в рамках 223-ФЗ намного больше.

Заказчик сам может направить поставщику предложение заключить контракт, поставщик принять это предложение. Или наоборот, поставщик может направить предложение заключить контракт, а заказчик принять это предложение принять не рассматривая другие предложения, тем самым заключить контракт с единственным поставщиком.

В соответствии со статьей 2 223-ФЗ поставщик самостоятельно в своем положение регламентирует закупку у ЕП. Кроме этого заказчик имеет право не размещать в ЕИС закупки выше 100 000 рублей, а в случае если годовая выручка заказчика не выше 5 миллиардов рублей, то заказчик также вправе не размещать информацию о закупках свыше 500 000 рублей. В случае, если закупка превышает указанные лимиты, то заказчик размещает информацию о таких контрактах в ЕИС (Единой информационной системе).

8. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: распространенные случаи

Рассмотрим самые востребованные случаи закупки у ЕП:

  • невысокая стоимость ТРУ
  • ТРУ имеются только у конкретного поставщика
  • закупка проводилась ранее, но не было подано ни одной заявки (не состоялась)
  • сжатые сроки для заключения контракта (авария, катастрофа и т.д.)
  • поставщик обладатель исключительных прав в отношении поставляемой продукции

9. Как получить статус «Единственный поставщик»?

В заключение мы с Вами подошли к главному вопросу, который задают себе поставщики. Если с единственным поставщиком заключаются такое огромное количество контрактов, конкуренция практически нулевая, как получить возможность также получать контракты напрямую от заказчика?

Я дам несколько практических советов и рекомендаций, которые помогут Вам начать получать дополнительные контракты без участия в конкурентных процедурах. Прежде всего нужно понять, что игнорирование закупок «напрямую» это существенная ошибка. Причем ошибка, которую допускают очень многие начинающие компании, которые пытаются выходить на рынок госзаказа.

Во первых, обязательно анализируйте закупки заказчиков. Что закупают заказчики на данный момент, что закупали ранее, но самое главное анализируйте что заказчики будут закупать в будущем. Анализируйте планы-графики заказчиков, в которых они планируют свою закупочную деятельность. Если Вы видите, что в плане-графике заказчик указал, что в скором времени планируется закупка у единственного поставщика, то может быть целесообразно заявить о себе и выслать коммерческое предложение, которые будет более выгодным по цене, чем у конкурентов? В любом случае Вы ничего не теряете, а приобрести можете многое.

Во вторых, анализируйте закупки заказчиков на регулярной основе. Это отдельное поле деятельности, которое требует особого внимания. Используйте профессиональные инструменты, для анализа план-графиков заказчиков (например IST-Budget)

В третьих, не игнорируйте не большие контракты у единственного поставщика. Помните, что если Вы начнете сотрудничество с небольшого контракта и зарекомендуете себя с положительной стороны, то в будущем есть очень большой шанс, что на крупный контракт заказчик привлечет именно Вашу фирму, с которой уже есть положительный опыт сотрудничества.

В четвертых , привлекайте руководство компании для проведения предварительных переговоров и согласований. Закупка у единственного поставщика это отличный информационный повод заявить о Вашей компании и товарах, работах услугах, которые Вы можете предложить заказчику.

Помните, статус «единственный поставщик» может открыть для Вас дополнительные перспективы в плане получения новых контрактов.

Закупка у единственного поставщика не предусматривает конкуренции. Этот вид торгов, проводимых на основании закона № 44-ФЗ или закона № 223-ФЗ, удобен как для поставщиков, так и для заказчиков, поэтому такие закупки весьма популярны. Но проводить их можно не всегда, а при определенных обстоятельствах. При каких именно — читайте в нашей статье.

1. Стоимость контракта не превышает 100 000 рублей

Если заказчику нужно провести закупку на сумму не более 100 000 рублей, он может заключить контракт с единственным поставщиком. Правда, годовой объем таких закупок в общем случае не может превышать двух миллионов рублей. Существует альтернативное ограничение: годовой объем таких закупок не может превышать 5% совокупного годового объема закупок данного заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Организации, чей бюджет менее 40 000 000 рублей, вправе делать закупки у единственного поставщика на сумму не более 2 000 000 рублей.

Для театров, музеев, планетариев, зоопарков и других учреждений, перечисленных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, предусмотрены особые условия. Они могут заключить контракт с единственным поставщиком на сумму не более 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок у единственного поставщика не может составлять более 50% совокупного годового объема и 20 000 000 рублей.

Практика показывает, что в качестве единственного поставщика для недорогих закупок заказчики чаще всего выбирают компанию или ИП, с которыми они уже работали прежде. Следовательно, потенциальным поставщикам и подрядчикам важно приобрести хорошую репутацию. Ее может обеспечить опыт контрактов, выигранных в конкурентных видах торгов, например, в электронных аукционах или открытых конкурсах.

2. Закупка включена в специальный перечень или проводится на специальных условиях

В части 1 статья Закона № 44-ФЗ перечислены группы закупок, которые можно осуществлять у единственного поставщика. Расскажем о тех, что проводятся чаще всего.

Закупки при форс-мажорных обстоятельствах

Иногда сделать закупки необходимо как можно быстрее, и на проведение конкурсной процедуры попросту нет времени. Так происходит при форс-мажорных обстоятельствах, к которым, в числе прочего, относится:

Закупка незаменимого или уникального товара (работы, услуги)

Отличительная черта таких закупок в том, что необходимый товар есть только у конкретного поставщика, либо поставщик обладает исключительными правами на продукцию или услуги. К таким закупкам, в том числе, относятся:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение;
  • услуги преподавателей, закупка книг, произведений искусства определенных авторов и т.д.;
  • закупка программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности;
  • контракты на посещение театров, концертов, цирков, зоопарков, кинотеатров, выставок, музеев или спортивных мероприятий.

Приобретение медикаментов или оплата лечения

Заказчик может закупить лекарства у единственного поставщика, если на то есть определенные медицинские показания, и сумма закупки не превышает 200 000 рублей.

3. В закупке принимала участие всего одна заявка

В случае, когда заказчик проводил торги конкурентным способом, но торги не состоялись, можно осуществить закупку у единственного поставщика. Но не всегда, а при условии, что торги были признаны несостоявшимися по одной из трех причин: - подана всего одна заявка на участие; - подано несколько заявок, но только одна соответствует требованиям; - на электронный аукцион подано несколько заявок, но в аукционе принял участие всего один поставщик, который соответствует требованиям.

Чтобы стать единственным поставщиком, участнику несостоявшихся торгов вместе с заказчиком нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Если закупка будет согласована, то подписание контракта становится обязательным для поставщика.

Чтобы не пропустить размещение информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча