28.03.2019

Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Возможный порядок действия водителя при инциденте или аварии с опасным грузом


Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

А.Н.ЧЕЛЫШЕВ

Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

Ю.М.ГЕРАСИМОВ

Согласовано

Заместитель Председателя

Федерального горного и

промышленного надзора

Н.Н.КАРНАУХ

ПРАВИЛА

БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила безопасности разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

указания по применению средств индивидуальной защиты;

необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

Общего характера;

При утечке, разливе и россыпи;

При пожаре;

указания по нейтрализации;

указания по мерам первой помощи.

Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.

Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.

Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п. 5.9 настоящих Правил.

Указания по врачебной помощи предусмотрены в Медицинских аварийных карточках.

1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по прил. 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разд. 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п. 6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ

ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.

станция ┌─────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────────────┐

│Начальник│<───────┐ │Локомотивная│ │ ┌───────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ станции │ │ │бригада, │ │ │Аварийно- │ │ │Грузоотправитель,│

└─────────┘ │ │другие ра- │ │ │восстанови-│ ┌───┼─>│грузополучатель, │

│ │ботники │ │┌─>│тельные │ │ │ │владелец подвиж- │

│ └─────┬──────┘ ││ │подразделе-│ │ │ │ного состава │

│ │ ││ │ния │ │ │ └─────────────────┘

│ \/ ││ └───────────┘ │ │

┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────┐ ││ ┌───────────────┘ └──────┐

\/ │ └─┤Дежурный по │ ││ │ │

┌────────┐ ┌───────────┐ └───┤ станции, ├─┘│ │┌─────────────────────────┼─────────┐

│Штаб ГО │ │Пожарный и │ │ маневровый │ │ ││ \/ │

│ района │ │восстанови-│<───────┐ │ диспетчер │ │ ││ ┌──────────┐ │

│(города)│ │тельный по-│<──────┐│ └─────┬──────┘ │ │├───────────────────>│ЛУВД-ЛОВД,│ │

└─┬──────┘ │езда │ ││ │ │ ││ │ ОВД │ │

│ └───────────┘ ││ \/ │ ││ └───┬──────┘ │

│ ││ ┌────────────┐ │ ││ ┌───────────────┐ │ \/

│ Отделение┌───────────┐ │└─┤ Поездной ├──┘ ││ │Начальник отде-│ │ ┌─────────────────┐

│ железной │Служба вое-│ │ │ диспетчер │ ││ │ления железной │ │ │Дежурный помощник│

│ дороги │низирован- │<- - ─┐│ └─────┬──────┘ ││┌─>│дороги (началь-│ │ │военного комен- │

│ │ной охраны │ ││ │ │││ │ник железной │ │ │данта железнодо- │

│ └───────────┘ │ │ │││ │дороги) ├┐ │ │рожного участка и│

│ ││ │ │││ └┬──────────────┘│ │ │станции │

│ ┌───────────┐ │ │ │││ │ Председатель │ │ └───────────┬─────┘

│ │Начальник │ ││ │ │││ │ комиссии по │ │ │

│ │отдела гру-│<- ─┐ │ │ │││ │ ликвидации │ │ │

│ │зовой и │ │ ││ │ │││ │ чрезвычайных │ │ │

│ │коммерче- │ │ \/ │││ │ ситуаций │ │ │

│ │ской работы│ │ ││ ┌────────────┐ │││ └───────────────┘ │ │

│ └───────────┘ └──┤Дежурный по ├────┘││ │ │

\/ │ └─ ─┤отделению ├─────┘│ ┌────────────────┐ │ \/

┌────────┐ ┌───────────┐ │(управлению)├──────┘ │Главный врач │ │ ┌────────┐

│Штаб ГО │ │Ревизор по │ └─ - ─┤железной до-├────────>│центра санэпид- │ │ │Дежурный│

│области,│<──┤безопаснос-│<─────────┤роги │ │надзора отделе- │ │ │офицер │

│края, │ │ти движения│ └─────┬──────┘ │ния железной │ └────┐ │Управле-│

│респуб- │ │поездов │ │ │дороги │ │ │ния во- │

│лики │ └───┬───────┘ \/ └────┬───────────┘ │ │енных │

└────┬───┘ │ ┌────────────┐ ┌───────────┼──────────────┬─────┼────>│сообще- │

│ │ │Старший де- │ │ │ │ \/ │ний на │

│ Железная │ │журный по- │ │ \/ │ ┌─────┐ │железной│

│ дорога │ │мощник на- ├──┘ ┌───────────────────┐ └─>│УВДТ,│ │дороге │

\/ \/ │чальника │ │Главный врач центра│ │ УВД,│ └───┬────┘

┌─────────┐ ┌───────────┐ │оперативно- ├──────>│санэпиднадзора же- │ │ МВД │ │

│Оператив-│ │Служба без-│<─────────┤распоряди- │ │лезной дороги │ └──┬──┘ │

│ный де- │ │опасности │ │тельного от-│ └─────────────────┬─┘ │ │

│журный │<─┤движения и │ ┌──────┤дела желез- │ │ │ │

│регио- │ │экологии │ │ │ной дороги │ ┌──────────────────┐ │ │ │

│нального │ └───┬───────┘ │ └─────┬───┬──┘ │Территориальные │ │ │ │

│центра │ │ \/ │ └──────>│(центральные) │ │ │ │

│МЧС Рос- │ │ ┌────────────┐ │ │службы по ликви- │ │ │ │

│сии │ │ │Региональные│ │ │дации аварийных │ │ │ \/

└────┬────┘ │ │органы Гос- │ │ │ситуаций (прил. 8)│ │ │ ┌────────┐

│ │ │гортехнадзо-│ │ └──────────────────┘ │ │ │Дежурный│

│ Министер- │ │ра России │ │ │ \/ │офицер │

│ ство │ └────────────┘ │ ┌──────────────────────┼─┐ ┌──────┐ │Цент- │

\/ \/ \/ │ │ ├─>│ГУВДТ │ │рального│

┌─────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ │ │ МВД │ │Управле-│

│Оператив-│ │Управление │ │Дежурный по опера-│ │ │Главный са- │<─────┘ │ │России│ │ния во- │

│ный де- │ │по безопас-│ │тивно-распоряди- ├──┘ │нитарный врач│ │ └──────┘ │енных │

│журный │<─┤ности дви- │<───┤тельному отделу │ │железнодорож-│ └────────────>│сообще- │

│МЧС Рос- │ │жения и │ │Управления перево-├───>│ного транс- │ │ний МО │

│сии │ │экологии │ │зок │ │порта │ │России │

└─────────┘ └───────────┘ └───────────┬──────┘ └─────────────┘ └────────┘

┌─────────────────┐

│Начальники управ-│

│лений МПС России │

└─────────────────┘

Оповещаются в первую очередь;

Оповещаются во вторую очередь.

Рис. 1. Схема оповещения при возникновении

аварийной ситуации с опасными грузами

Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.

2.2. При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции дежурный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п. 1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.

2.6. Дежурный по отделению (управлению) железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения железной дороги, в случае отсутствия отделения железной дороги - начальнику железной дороги, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения железной дороги, старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги, ревизору по безопасности движения поездов отделения (управления) железной дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора (ЦСЭН) отделения (управления) железной дороги.

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

Дать краткую характеристику очага поражения;

Определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

Определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

Поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

Установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

Установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

Организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

Выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;

Организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

Организовать медицинское обеспечение;

Предпринять необходимые меры безопасности;

Организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам , утвержденные МПС России 25 ноября...

Возможный порядок действия водителя при инциденте или аварии с опасным грузом

1. Выключить двигатель. При помощи двухполюсного выключателя отключить аккумулятор от электрической цепи.

2.Убрать источники возможного воспламенения (емкости с горючими жидкостями, ветошь, пропитанную ГСМ и т.п.) НЕ КУРИТЬ!

3. Эвакуировать пострадавших членов экипажа из опасной зоны, держась с наветренной стороны. Оказать им первую доврачебную помощь.

4. Иметь при себе все сопроводительные документы и аварийную карточку системы информации об опасности (карточка должна находиться в кабине водителя на видном, легко доступном месте).

5. Покидать кабину, держась только с наветренной стороны.

6. Выставить перед автомобилем и позади него знаки аварийной остановки (красный треугольник на белом фоне или красный мигающий фонарь).

7. Определить степень опасности происшедшей аварии. Изолировать опасную зону в радиусе минимум 10 метров. Величина зоны находится в зависимости от опасности перевозимого-груза (указано в аварийной карточке). В Российской Федерации опасная зона ограждается знаком «въезд запрещен».

В странах ЕС такими знаками являются два желтых фонаря (ДОЛОГ Rn 10.260).

8. Удалить из зоны посторонних людей.

9. Любым, возможным в создавшейся ситуации видом связи, сообщить в близлежащие к месту происшествия органы ГАИ о случившейся аварии, ее месте, характере и размерах.

В пределах Российской Федерации служба спасения – 112.

Порядок сообщения об аварии:

Для того, чтобы аварийные службы могли организовать соответствующие мероприятия, в сообщении об аварии необходимо дать следующие сведения (например):

10. Надеть индивидуальные средства защиты.

11. Приступить к ликвидации последствий аварийной ситуации до прибытия аварийных служб строго в соответствии с указаниями в аварийной карточке и в коде экстренных мер.

Действия при просыпании или утечке:

1. Не прикасаться к пролитому или просыпанному веществу.

2. Приостановить утечку, заткнув щель или отверстие, если они не слишком велики, любыми подручными средствами (ветошью, тампонами из полиэтиленовых пакетов, деревянной пробкой и т.п.).

3. Устранить все источники огня и искр.

4. Использовать распыленную воду для осаждения пара (если это не запрещено в аварийной карте и в коде экстренных мер).

5. Небольшие утечки засыпать песком, землей или другими негорючими впитывающими веществами и огородить земляным валом (обваликовать). 6.Места водостоков оградить земляным валом или другим подобным материалом.

7. Большие утечки оградить земляным валом, залить большим количеством воды (если не запрещено аварийной карточкой и кодом экстренных мер). 2.8. Большие просыпания сухого вещества смочить водой (см. аварийную карточку) и оградить земляным валом.

Действия при пожаре и возгорании :

1.С начинающимся пожаром бороться самостоятельно.

2.Применять огнетушители соответствующей марки согласно указаниям аварийной карточки и только с близкого расстояния.

3. Не передвигать груз или транспортное средство.

4. Гасить огонь только с наветренной стороны и в направлении от себя.

5. Гасить огонь снизу вверх.

6. При горении масла или бензина в открытой емкости ни в коем случае не направлять сильную струю огнегасящего средства сверху вниз.

7. Гасить огонь малыми порциями наполнителя огнетушителя, сохраняя резерв огнегасящего вещества.

8. Облако огнегасящего средства равномерно распределить по горящему объекту.

9. При возможности тушить пожар несколькими огнетушителями одновременно, привлекая к пожаротушению свободных членов экипажа.

10.Внимание, при загорании автомобильных покрышек! Покрышки из-за нагрева и очагов тления загораются повторно.

Классификация средств пожаротушения и правила их применения в зависимости от особенностей опасного вещества

В зависимости от применяемых при пожаротушении веществ различают следующие виды пожаротушения: водотушение, пенотушение, газотушение и тушение специальными огнегасительными средствами.

При водотушении применяют:

Компактную воду – при возгорании твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, а также для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очага пожара;

Распыленную воду с размером капель менее 100 мкм при горении твердых горючих веществ и материалов, легковоспламеняющихся жидкостей, а также для быстрого снижения температуры в зоне пожара и осаждения дыма;

Воду со смачивателями при горении плохо смачивающихся веществ и материалов (древесина, хлопок, сажа и т.п.);

Водяной пар при тушении небольших очагов пожара, как правило, при возникновении пожара на территории АТП.

При пенотушении используют:

Химическую пену из пеногенераторных порошков ПГП и ПГПС; пену из ПГП используют при тушении нефтепродуктов, а пену из ПГПС, обладающую гидрофобными свойствами, применяют для ликвидации пожаров, растворимых в воде жидкостей (спиртов, ацетонов и др.);

Воздушно-механическую пену, обладающую более эффективным действием, чем химическая и вырабатываемую в пенообразующей аппаратуре водных растворов пенообразователей.

При газотушении используют:

Обезвоженный углекислый газ для тушения небольших очагов пожара. На тлеющие материалы не оказывает гасящего действия;

Инертные газы (азот, аргон, гелий и т.п.), огнегасительное действие которых основано на понижении концентрации кислорода в зоне горения;

Газоизолированные углеводороды, представляющие собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости и являющиеся высокоэффективными средствами тушения в результате торможения химической реакции горения.

Последнюю группу образуют специальные огнегасительные средства, которые подразделяются по составу на порошковые и комбинированные.

Порошковые составы предназначены для тушения металлов (калий, натрий, литий, магний и др.), а также для тушения нефтепродуктов и других горючих веществ. Нефтепродукты рекомендуется тушить, применяя порошковые составы совместно с воздушно-механической пеной. Эти составы в зону горения подаются через специальные «успокоители» в целях равномерного и спокойного покрытия металлов и поверхности нефтепродуктов.



Выпускаемые отечественной промышленностью огнетушители имеют следующие марки ОП – огнетушители порошковые, ОПУ – огнетушители порошковые унифицированные, ОУ – огнетушители углекислотные, ОХП – огнетушители химические пенные, ОВП – огнетушители воздушно-пенные, ОХ – огнетушители хладоновые. Если марка огнетушителей обозначена как ОП-5, это означает, что объем огнегасящего вещества в нем составляет 5 л и т.п.

Наибольшее распространение в настоящее время получили порошковые огнетушители (ОПУ) объемом на 2,5 и 10 л.

Для первичной ликвидации пожаров в случае инцидента применяют огнетушители, которыми укомплектовывают транспортные средства, согласно аварийной карте и характеру перевозимого груза.

Согласно действующим рекомендациям «Использование огнетушителей на автотранспортных средствах» утвержденными 1986 году Главным управлением пожарной охраны (ГУ ПО МВД СССР) и разработанной ВНИИПО автомобили должны быть оснащены огнетушителями ОПУ-5 или ОП-5 (для автобусов и грузовых автомобилей) и ОП-5 и ОП-10 (для бензовозов). Причем транспортные средства, перевозящие опасные грузы укомплектовываются двумя огнетушителями, один из них укрепляется на шасси автомобиля, второй - на кузове с опасным грузом.

На примере модели огнетушителя ОП-10 рассмотрим устройство и принципы действия ручных огнетушителей. Огнетушитель состоит из корпуса для хранения пеногенерирующего порошка, пускового устройства для прокола баллона с газом, ручки, закрепленной на крышке огнетушителя, и шланга с пистолетом для прерывистой подачи струи. Огнетушитель приводится в действие выдергиванием предохранительной чеки и нажатием ладонью на колпак, который, в свою очередь, нажимает на иглу, в результате чего и происходит прокалывание мембраны баллона. Газ по трубке поступает в нижние слои порошка, аэрируя его равномерно по всему объему. Для пуска порошка необходимо нажать на рычаг пистолета. При тушении порошковую струю направляют на горящую поверхность.

Правительства Российской Федерации от 29.10.92 г. N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках ( к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по . к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

Б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

В) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

Г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с , установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями - грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в . настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча