14.02.2019

Нормативно правовые акты в пространстве. Исключения из общего правила. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие


Проблема действия нормативных правовых актов многоаспектна и включает предметное действие, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Традиционно проблемы предметного действия относятся к теме «Система права», поэтому будут рассмотрены ниже.

Действие нормативного акта в пространстве означает, на какую территорию распространяется юридическая сила акта. По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории данного государства. При этом в территорию государства включается территория посольств, военных кораблей, летательных аппаратов.

Акты, издаваемые местными органами власти, действуют лишь на территории соответствующей территориальной единицы: В Российской Федерации по действию в пространстве различают

федеральные акты,

акты субъектов Федерации, действующие лишь на территории соответствующего субъекта, и

акты органов местного самоуправления, действующие на территории определенного муниципального образования.

Действие нормативных актов во времени продолжается с момента их вступления в силу и до момента утраты актом юридической силы. Вступлению в силу наиболее важных НПА в РФ посвящено специальное законодательство. НПА вступает в силу одним из следующих способов.

1. В результате указания конкретной даты вступления в силу (дата указывается в самом нормативном акте).

2. В результате указания в акте на конкретные обстоятельства, ведущие к вступлению акта в силу («с момента подписания»,«с момента опубликования»).


1. Установлению подлежат не все обстоятельства, относящиеся к данному делу, а лишь те, которые имеют юридическое значение. В установлении фактических обстоятельств дела важная роль принадлежит доказательствам.

Доказательства - это фактические данные об обстоятельствах, имеющих юридическое значение по делу.

Доказательства должны обладать такими качествами, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность.

Относимость означает, что доказательство должно относиться к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Допустимость означает необходимость сбора доказательств лишь с помощью тех средств и процедур, которые установлены в законодательстве.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Правоприменительный орган оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

Доказательства можно разделить по различным основаниям, например, на обвинительные (уличающие) и оправдательные, прямые и косвенные, первоначальные и производные и т.д.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть направлено на достижение истины по делу. Необходимо достоверно установить соответствующие обстоятельства.



2. Установление юридических обстоятельств дела :

Нахождение нормы права, подлежащей применению.

Проверка правильности текста того нормативного акта, в котором содержится данная правовая норма.

Проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Уяснение содержания найденной нормы.

Данная стадия имеет своей целью правильно квалифицировать установленные факты с позиции права. Установленные факты оцениваются с точки зрения тех юридических последствий, которые они вызовут в силу действия норм права.

Деятельность правоприменительных органов по проверке выбранной нормы права в отечественной литературе подразделяется на высшую и низшую критику.

Так, проверка текста нормативного акта получила наименование низшей критики закона, проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц называется высшей критикой закона.

3. Вынесение решения по делу составляет содержание третьей стадии правоприменения.

В решении по делу властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу одновременно сопровождается совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуального правового акта (акта применения права).

НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

Придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их "жизнь" начинается в определенных параметрах и охватывает гак называемую среду права - время, пространство и круг лиц.

В связи с этим необходимо изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это важная проблема юриспруденции, обозначаемая как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

  • а) точного момента вступления нормативного правового акта в силу;
  • б) наличия или отсутствия его "обратной" или "переживающей" силы;
  • в) конкретного момента прекращения его действия.

В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют официальное опубликование закона и срок. В соответствии с этим нормативные правовые акты, как правило, подлежат официальному опубликованию, после чего немедленно или через тот или иной отрезок времени начинают действовать.

В Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Официальное опубликование - это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. Законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы адресатам, переданы но каналам связи, распространены в машиночитаемой форме, но это все не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий.

Момент вступления в силу - по истечении 10 дней после дня официального опубликования (общий порядок), если иное не предусмотрено в самом законе или специальном постановлении о порядке введения нормативного правового акта в действие.

Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, и нормативные постановления (распоряжения) Правительства РФ официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в его тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительных власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты министерств и федеральных служб и агентств подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ но истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных актов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов субъектов РФ, их органов на местах существенно не отличается от общероссийского порядка.

В принципе законы и подзаконные нормативные правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имевшие место после введения их в силу. Речь идет о распространении действия нормативного правового акта на все случаи только "вперед", все, что было до дня вступления его в действие, под него не подпадает.

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, гласящий, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ:

  • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • - законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;
  • - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
  • - если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54, 57 Конституции РФ).

Федеральным законом от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" такая сила придана так называемой приобретательской давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения Кодекса в действие (ст. 11).

В юридической литературе возможность нормативного правового акта иметь обратную силу называется ретроактивностью.

"Переживание" нормативного правового акта означает, что он продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, нормативный правовой акт, прекративший свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение из него может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после прекращения ее действия. Таким образом, "переживание" закона имеет место, когда закон, утративший свою юридическую силу, по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Закон в этом случае как бы продляет свою "жизнь". Такое его свойство называется ультраактивностью.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который принят закон (например, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике);
  • 4) изменение условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона (например, отмена чрезвычайного положения, на время действия которого он был рассчитан). Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ);
  • 5) признание Конституционным Судом РФ закона неконституционным. Акты или их отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судам, иным правоприменительным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая но этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

  • - сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;
  • - водная территория, которая включает в себя как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды, прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;
  • - недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
  • - воздушная территория, которая составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В настоящее время высотный предел каким-либо договорно-правовым либо нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства

о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории РФ уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон России действует лишь в том случае, если они находятся на территории РФ, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции РФ определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов РФ действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ).

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные 1раждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

  • Кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • См. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
  • Теория юриспруденции: учеб. пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. Калуга. 2007. С. 254.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Общий характер нормативных актов не означает отсутствия пределов их действия. Пределы действия нормативных актов устанавливаются во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: 1) вступлением акта в действие; 2) временем прекращения его действия.

Установлен следующий порядок вступления нормативного акта в действие: 1) общий порядок; 2) специальный порядок.

Общий порядок вступления нормативного акта в действие определен специальным законом, иным нормативным актом для данного вида нормативных актов, принимаемых определенными органами. Так, согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой 25 мая 1994 г., «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. 3), а вступают в действие по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указом Президента РФ от 26 мая 1996 года установлено: акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (ст. 5 Указа). Общий порядок вступления в действие нормативных актов Правительства РФ определен Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ от 11 апреля 1997 г.: постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия; нормативные акты Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу не ранее их опубликования; иные акты – со дня их подписания. Общий порядок опубликования и введения в действие региональных нормативных актов устанавливается специальными актами самих субъектов Федерации.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов устанавливается в самом нормативном акте либо в особом акте о порядке вступления в действие данного закона, принятом законодательным органом одновременно с законом. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие кодекса.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов может предусматривать следующие случаи:

§ в акте называется конкретная дата введения его в действие;

§ акт вводится в действие с момента принятия;

§ акт вводится в действие с даты утверждения (регистрации) акта;

§ акт вводится в действие поэтапно (частями);

§ акт вводится в действие с даты фактического получения акта исполнителями (для актов, которые не публикуются).

Нормативные акты прекращают свое действие с утратой ими юридической силы. Такая утрата возможна в результате наличия следующих обстоятельств:

истечение срока действия, если нормативный акт издан на определенный строк (таков, например, закон о бюджете);

прямая отмена данного акта другим актом, изданным компетентным органом;

фактическая отмена (замена) нормативного акта изданием нового, который устанавливает для данного круга отношений новые правовые нормы, в этом случае ранее действующий нормативный акт утрачивает силу с момента введения нового нормативного акта.

С действием нормативного акта во времени связана проблема обратной силы закона и переживание закона (нормативного акта).

Обратная сила закона - это распространение действия нового акта на факты, обстоятельства, которые возникли до введения в действие новых правовых норм. По общему правилу: закон обратной силы не имеет. Он направлен в будущее, распространяется на юридические обстоятельства, факты, которые возникают после вступления закона в действие. Из этого общего правила есть несколько исключений.

Обратная сила данному нормативному акту может быть придана самим правотворческим органом, что указывается в соответствующих нормах права этого акта. Обратной силой обладают нормативные акты, устраняющие или смягчающие юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Такой силой обладают нормативные акты, конкретизирующие ранее принятые правовые акты.

Переживание закона - это продолжение действия определенных норм закона после его отмены. Это возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенное время действие норм отмененного закона.

Действие нормативных актов в пространстве характеризуется тем, на какую территорию они распространяются. Нормативные акты, действующие внутри границ данного государства, распространяют свое действие:

§ на всю территорию государства (акты правотворческих органов общей компетенции);

§ на определенную ее часть (региональные, местные акты).

С территорией тесно связано действие нормативных актов по лицам. Общее правило здесь - нормативный акт распространяет свое действие на всех лиц в пределах территориальной сферы действия. Вместе с тем отдельные нормативные акты могут распространяться только на определенную группу субъектов. К ним относятся, например, многие ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется только на лиц в пределах данного ведомства или организации (локальные нормы).

С пределами действия нормативных актов связана возможность столкновения, противоречий между ними, которые называются коллизиями. Для преодоления коллизий имеются определенные правила (коллизионные нормы):

§ при расхождении федерального и регионального (субъектов федерации) законов действует федеральный закон;

§ при расхождении нормативных актов, изданных различнымигосударственными органами, преимущество имеет акт, изданный вышестоящим органом;

§ при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, преимущество имеет более поздний акт.

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча