03.04.2019

Понятия основные черты и функции правовой культуры. Структура правовой культуры


В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право-особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей - это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность, правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая культура. С. 152) считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов». Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, т. к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т. д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний, познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно - нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т. д. и на правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, т. к. пока в определенной степенизаконы отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т. д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение.

Функции правосознания в правотворческом и правореализационном процессах

Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функции правосознания: 1 Познавательная функция правосознания состоит в том, что посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности. 2 Оценочная функция связана с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности. 3 Регулятивная функция заключается: во-первых, в том, что при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право; во-вторых, в том, что каждый индивид определяет конкретный вариант поведения с учётом юридических норм; в-третьих, в том, что с его помощью в случае пробелов индивид может формулировать своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием юридических норм, законодательства; в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет координировать правовое регулирование с иными видами регуляторов.

Специ­фическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования -в нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юриди­ческих прав и обязанностей.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Правовая культура многозначное и более высокая и емкая форма правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных, нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры (научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь) Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути является правовое воспитание. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова ) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.


Правовая культура (в узком смысле слова ) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащим к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. Освоение этой функции определяет наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Конечно, не все в правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе и правовой культуры.Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя их этого, правовые нрмы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. Необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активности процессов самовоспитания личности.

Правовая культура – часть общей культуры, характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иными факторами. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, пра-ворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную.

1. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

3. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.

5. Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

91. Правовая культура: понятие и типологизация

Правовая культура – часть общей культуры характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иными факторами.

Различают правовую культуру личности и общественную правовую культуру.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений, когда это нужно для удовлетворения своих интересов. Как и для общественного правосознания, для личности характерна правовая идеология и психология, которые и находят свое выражение в юридически значимом поведении.

Правовая культура общества – это уровень развития общественного правосознания, который характеризуется:

1) пониманием ценности права как такового;

2) осознанием необходимости всех людей, а также их объединений, включая гос-во, действовать исключительно в рамках правомерного поведения.

Правовой нигилизм – отрицание или недооценка ценности права как такового. В практическом аспекте он проявляется в игнорировании в поведении человека правовых норм. Термин «нигилизм» (от слова «нихиль» – ничто) ввел в оборот русский писатель Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» Тургенев понимал нигилизм как отрицание не только права, но и морали. Нигилистами он считал современную ему молодежь, зараженную идеями позитивизма и социализма. Для России вообще правовой нигилизм характерен. Буржуазные отношения в которых исторически утверждалась ценность права, никогда не получали в России нормального уровня развития. Даже лучшие представители русской интеллигенции, напр. философ И.А. Ильин склонны отрицать ценность права. Он полагал, что право – это западный, формальный, чуждый для России институт. Для западной культуры характерен индивидуализм, сутяжничество. Русскому человеку нужно не право, а вера и нравственность, не индивидуализм, а соборность всего народа во главе с православным царем-самодержцем.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры:

Состояние правосознания в обществе.

Действенность функционирования правовых органов и учреждений.

Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).

Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры.

Уровни правовой культуры:

1) Правовая культура личности - отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя: - правосознание человека; - привычку к правомерному, законопослушному поведению; - правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей. Примеры проявления: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Уважительное отношение к праву. Стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм. Готовность остановить правонарушение и др.

2) Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. Примеры проявления: незыблемость конституционного строя. Признание верховенства законов. Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и доступность законодательства. Строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) - это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Уровни правосознания:

Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:
Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
Общественное.

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

Признает необходимость права;

Соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

Уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права - юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента - уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) - специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) - это правотворческая деятельность высших представительных органов - парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

Соблюдение и уважение права;

Понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой характеристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвечают потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критериями:

Высоким уровнем соблюдения законов;

Обеспечением и реализацией субъективных прав;

Исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Правовая культура в реальной жизни выполняет следующие функции:

1) Познавательно-преобразовательная - теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения. Примеры проявления функции: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.

2) Праворегулятивная - обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Примеры проявления функции: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.

3) Ценностно-нормативная - оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения. Примеры проявления функции: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.

4) Правосоциализаторская - формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание). Примеры проявления функции: уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.

5) Коммуникативная - регулирование общения граждан в правовой сфере. Примеры проявления функции: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.

6) Прогностическая - анализ тенденций, характерных для правовой системы общества. Примеры проявления функции: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества:

Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей;

Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;

Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Прежде всего, обратимся к самому значению слова “функция”. В толковом словаре русского языка даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Алексеев С.С. «Теория права». М.: БЕК, 2004; - с.56

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);

Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;

Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;

Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права». М.: Юристъ, 2000; - с. 54

Необходимо помнить о невозможности существования всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

Правовая культура личности - это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

  • а) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;
  • б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);
  • в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом. Бабаев В.К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007; - с. 44

  • 2) В научной литературе нередко встречается указание на групповую правовою культуру. Групповая правовая культура - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп; а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, выделять правовую культуру соу
  • 3)Правовая культура населения - это уровень правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

Обыденный уровень - для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

Профессиональный уровень - присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

Теоретический (научный) уровень - представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между собой. Бабаев В.К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007; - с.67 правовой нигилизм идеализм демагогия


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча