29.09.2019

Игра «Лепешка»: корректируем негативные детско-родительские отношения. Психологическая социальная игра "Лепёшка"


Краткая аннотация.

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». (Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.
В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина).
Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, (зигзагом, змейкой, по кругу).

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Игра проводится по следующим правилам:

Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт».
Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома.
Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.
Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д.
Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, то гость остается в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».
В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть.
Цель игры – дойти до «Финиша».
Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила (сегодня мы будем добрыми или злыми, или упрямыми и т.д.)
Ковель Марина Юрьевна,
Лицей раздельного обучения № 103

15.05.2018 09:57

Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.

Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.

Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.

Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Кому показаны социальные игры

Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:

    дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;

    братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;

    Дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);

    дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;

    дети/подростки с нарушениями в поведении;

    дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Что наша жизнь? Игра!

Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.

Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

    дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

    учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

    способствует нормообразованию;

    создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

    позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

    развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет .

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет .

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет , в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Эта игра учит ребенка:

    выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;

    адекватно воспринимать отказ;

    чувствовать чужие границы;

    отстаивать свои интересы;

    прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;

    искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;

    справляться с агрессией социально приемлемым способом;

    распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;

    придумывать разные стратегии взаимодействия.

В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.

«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.

Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!

Эта игра:

    развивает наблюдательность, быстроту реакции;

    учит отстаивать свои границы;

    учит предугадывать намерения других участников;

    учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;

    позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.

В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.

Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

По материалам открытых источников

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». (Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

  1. Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
  2. Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
  3. Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
  4. Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
  5. Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.

В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

  • Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
  • Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
  • Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
  • Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина).

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, (зигзагом, змейкой, по кругу).

Лепешка

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.

Семь различных самоклеющихся цветных пленок (например D-Efix). Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. А кроме того для любого количества игроков:

голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей согласно приведенной далее схеме.

Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета).

Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается "дорожка". В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры - первым придти к конечному пункту - на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре - зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры

Психологические игры

Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия в жизни. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у ребят. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки об...

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Игра проходит на разноцветном поле – цветов может быть от 5 до 10. Каждый игрок выбирает себе цвет поля и из пластилина этого же цвета лепит фигурку любого животного. Старт игры начинается на поле "хлев". Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка. Если в ходе броска кубика игрок попадает на поле другого цвета, то игрок, которому принадлежит это поле, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл мой телефон").
После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".
На полях своего цвета фигура находится у себя дома, где может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя".

Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему, почему животное хочет стать человеком.
Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб.
Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.
Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей".

Процесс игры часто настолько увлекателен, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Количество участников: 6-10
Продолжительность: 3-4 часа (в зависимости от кол-ва участников)
Стоимость: 2500 руб.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча