23.04.2019

Демократия как форма государственного правления. Россия —демократическое государство


Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

А) реальная представительная демократия;

Б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являютсяфункции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Как известно, в переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Однако как это понимать? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти непростые вопро­сы человечество ищет уже более двух тысячелетий. Возьмем для примера три конкретные модели народовластия, уже испытанные всемирной историей.

Так, * античная демократия , которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократии или охлократию, - власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Плато­на (427 - 347 до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 до н. э.), такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одно­го, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

Убедительное подтверждение этому - печальная судьба еще од­ного знаменитого философа Древней Греции Сократи (ок. 470 399 до н. э.). Он в конце своей жизни был обвинен во «введении новых божеств и развращении юношества» и «демократически» пригово­рен толпой к смерти через принятие яда. Из уважения к законам тогдашней «демократии» мудрый старец отказался спастись беге рвом и прямо в тюрьме принял яд.

Другой негативный опыт «коллективистской» модели народов­ластия дала * социалистическая демократия в бывшем СССР и других странах. Она по существу являла собой псевдодемокра­тию (демократию на словах), ибо означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, гос­подствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирова­ние и действия властей.

Вспомним несвободные выборы в советские органы власти. Это были безальтернативные (выборы без выбора) и формальные «праз­дники демократии», когда одобренного КПСС «кандидата» можно было заранее поздравлять с «победой», так как 99,9 % голосов «за» ему гарантировались. В то же время и сами «народные избранники» были в основном фигурами декоративными, «свадебными генерала­ми» в политике, так как фактически все решали никем не избранные «партия и правительство».

Однако и «индивидуалистическая» * либеральная демокра­тия , нацеленная на максимально неограниченную личную сво­боду граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравен­ство и разлад в обществе и на практике может стать олигархо-или анархо-демократией или, еще хуже, тем и другим вместе.


В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии - обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков («денежные мешки» скупают средства массовой информации, формирующие «мнение народа», финан­сируют избирательные кампании, а то и прямо покупают чиновни­ков государства).

В свою очередь, анархо-демократия представляет подчас безвластие: когда на фонесоблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе факти­чески «правят бал» вседозволенность, беззаконие, преступность.

К сожалению, приходится констатировать, что в переломной России 1990-х гг. имеет место сложная комбинация (а) нарождаю­щейся демократии, (б) всевластия олигархий в центре и на местах (банкиры, руководители крупных фирм, региональные и «федераль­ные» политические элиты, а иногда и заправилы «теневой экономики») и (в) разгула безответственности и анархии во многих сферах социальной жизни.

Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует некоей «чи­стой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плю­сы и минусы. Отсюда понятно, почему многие мыслящие люди отзываются о демократии неоднозначно, а то и с большим со­мнением. Тот же Платон называл се властью посредственности и главной бедой политики, потому что она зачастую ведет к не­благоразумию, порче нравов и беспорядкам, а в итоге - к пере­хвату власти проходимцами или/и диктаторами. Короче говоря, прав был Уинстон Черчилль, когда не без юмора отмечал, что «у демократии много недостатков», но есть и одно достоинство: «до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

И действительно, в который уже раз мы вынуждены признать, что в мире нет ничего совершенного, и потому искать идеальное] государство - занятие бесполезное... К тому же все вокруг нас относительно. То, что одним людям кажется важным и демокра­тически справедливым (скажем, личная свобода, частная собствен­ность, конкуренция и вознаграждение только по результатам тру­да), другие могут воспринимать как социальную несправедливость и предоставление преимуществ одним людям (более сильным) засчет остальных.

Как бы то ни было, но наиболее развитые современные обще­ства возглавляются демократическими государствами. Их суть в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согла­сия управляемых. Если расширить эту краткую формулу, то основ­ные черты демократического государства можно свести к сле­дующему.

Так, важнейший принцип демократии состоит в том, что * источником власти в обществе является народ . Это означает, что народ (1) непосредственно участвует в самоуправлении, в раз­работке и принятии законов, решений (путем их открытых обсуж­дений, формулирования, одобрения на референдумах и т. д.) - пря­мая демократия; (2) либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их - представи­тельная демократия.

В классическом виде прямая демократия существовала, напри­мер, в полисах Древней Греции (греч. polis город-государство в античном мире), в древней и средневековой Руси - в частности, в городе Великом Новгороде в XI - XV вв. (в виде известного вече народного собрания для решения вопросов войны и мира, призвания и изгнания князей и др.). Сегодня элементы прямой демократии (осо­бенно референдумы) тоже используются, но главной формой служит представительная демократия. Однако в связи с развитием мест­ногосамоуправления и компьютерных сетей роль прямой демокра­тии может расти.

Обе эти системы имеют свои (часто взаимообратные) плюсы и минусы. Скажем, прямая демократия (ее еще называют плебисцитарной) из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутнуювыгоду избирателей, из-за их эмоцио­нальной неуравновешенности и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей под­час ведет к принятию неоптимальных решений. Кроме того, про­ведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит.

Представительная демократия (другое название - репрезен­тативная) в этом плане более рациональна, поскольку управле­нием занимаются относительно небольшие группы профессиональ­но подготовленных, компетентных и ответственных людей, избран­ных обществом. Но тут свои недостатки: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти (особенно если не налажен институт отзыва «плохого» депутата из органа власти), есть опас­ность отрыва народных избранников от рядовых граждан, прояв­лений бюрократизации, коррупции, работы на собственные инте­ресы и т. д.

Второй важный принцип демократии * выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе спе­циальных юридических норм (избирательного права), регулирую­щих участие граждан в выборах, их право избирать и быть из­бранными в различные органы власти, порядок проведения сво­бодных, честных, альтернативных и контролируемых обществен­ными организациями выборов.

Следующий демократический принцип * - подчинение мень­шинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отста­ивать свое особое мнение.

Четвертый принцип - самый главный для демократии. Это -* гарантия основных прав и свобод для каждого члена обще­ства и равноправие граждан (как минимум - равенство в изби­рательных правах). Почему самый главный? Дело в том, что демократия - не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен и страдает? Основные права и свободы личности можно объеди­нить в следующие пять групп.

Наконец, еще одна существенная черта современных демокра­тических государств - * открытый характер общества. Что за этимстоит? Открытое общество - это общество со свобод­ной и конкурентной рыночной экономикой, интегрированной в ос­тальной хозяйственный мир; это общество с самобытной наци­ональной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран; это общество, в котором * уважают и соблюдают права людей, * поощряют развитие гражданского об­щества, *Н нет запретов на честную и полную информацию, нет закрытых социальных элит и * успех каждого зависит от его лич­ных усилий и трудолюбия.

Опыт многих стран показывает, что демократия успешно раз­вивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней - материально, интеллектуально и психологически. Зрелая демок­ратия возможна тогда, когда страна достигла устойчивого мате­риального благополучия, когда разрыв между богатыми и бед­ными не подталкивает последних «браться за топоры», когда большинство людей научилось подавлять эгоизм, неприязнь к другим этносам и склонность к агрессии, овладело правилами взаимной ответственности, уважения свободы и прав других людей, готово к компромиссам, самоограничению, самодисцип­лине, законопослушанию, к сотрудничеству с другими страна­ми и людьми.

Эффективным способом осуществления демократических принципов является создание правового государства.

Верны ли следующие утверждения о роли государства в рыночной экономике?


Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

1=)Государство воздействует на рыночную экономику

1.)Применяя антимонопольное законодательство
2.)Контролируя цены
3.)Директивно планируя производство
4.)Централизованно распределяя ресурсы

2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
2.)Централизованное планирование производства
3.)Частная собственность на орудия и средства производства
4.)Государственное регулирование ценообразования

3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1.)Верно только Б
2.)Верны оба суждения
3.)Верно только А
4.)Оба суждения неверны

4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
Относится к закону:
1.)Стоимости
2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
3.)Спроса и предложения
4.)Предельной полезности вещи

5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
1.)Электронные деньги
2.)Фиатные деньги
3.)Ассигнации
4.)Металлические деньги

6=)К прямым налогам относится:
1.)Земельный налог
2.)Налог на добавленную стоимость
3.)Налог на доходы физических лиц

7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
1.)Уровнем его индивидуальных доходов
2.)Качеством трудовых ресурсов
3.)Ограниченностью природных ресурсов
4.)Затратами на производство товаров

8=)Основу традиционной экономической системы составляет
1.)Директивное ценообразование
2.)Свободное распределение ресурсов
3.)Распределение ресурсов государством
4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
1.)Административно-командная экономика.
2.)Традиционная экономика.
3.)Смешанная форма экономики.
4.)Рыночная экономика.

10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
1.)Падением цен на товары и услуги
2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системе.

Государство в социально-ориентированной рыночной экономике: 1. сосредотачивает основную часть производств в государственном секторе экономики 2.

централизованно распределяет факторы производства 3. директивно устанавливает планы производства продукции предприятиями 4. осуществляет производство общественных благ.

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов«demos» -народ и «kratos» -власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государ­ственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции(V-IVвв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законо­дательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании выс­ших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского госу­дарства (оно, кстати, было небольшим: от столицы до крайней его точки - всего несколько десятков километров) был положен в основу создания совре­менных демократических государств.

Демократию следует отличать от охлократии (греч. - «власть толпы»). Ох­лократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охло­кратии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

а) особуюформу организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

б)форму устройства любой организации, основанной на принципах рав­ноправия ее членов, периодической выборности органов управления и при­нятии в них решений по большинству;

в)мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

г)социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демо­кратии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как власть. Демократия естьспособ (один из спо­собов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллекти­ва в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, госу­дарстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия мо­жет быть какполитической, так инеполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой пер­вобытное, естественное самоуправление.

Американский президент Авраам Линкольн определял демократическое государство как «правление народа, избранное народом и для народа».

Для демократии как способа организации государственной власти харак­терны следующие общие принципы:

1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.

2. Выборность основных органов государства.

3. Равноправие граждан и прежде всего - равенство их избирательных прав.

4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Вместе с тем современные концепции демократии, основанные на ценно­стях либерализма (от лат. «liberalis» -свободный), дополняют названные принципы новыми, такими как:

а) уважение прав человека, их приоритет над правами государства;

б) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

в) уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

г) верховенство закона;

д) разделение властей; и др.

Здесь как бы осуществляется переход от демократиибольшинства к демо­кратииконсенсуса. В современном демократическом государстве управление производитсяпо воле большинства , нос учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путемголосования, так и с использованием методасогласования.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения формнепосредственной ипредста­вительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление на­рода или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и др.). Референдум - это всенародное голосование по законопро­ектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударствен­ного значения, затрагивающим интересы народа. (Более полное определение референдума дают Ю.А. Дмитриев и В.В. Комарова, по мнению которых, «ре­ферендум - это форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, имеющее высшую юридическую силу и обязатель­ное для исполнения органами, организациями и гражданами, в отношении ко­торых решение референдума имеет императивный характер».) Институт ре­ферендума широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. (Родиной референдума при­нято считать Швейцарию, а первой датой его проведения - 1439 г.)

Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия озна­чает осуществление власти народом через представительные органы. Пред­ставительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов и призваны выражать волю наро­да, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа име­ют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно из­бираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

В демократически организованном обществе государственные формы де­мократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государст­ва) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, ос­нованных на демократических принципах.

Демократизм государства зависит от того, как организованы все его меха­низмы и прежде всего - высшие органы государственной власти (форма правления). И с этой точки зрения принципам демократии в наибольшей сте­пени отвечает такая форма правления, как республика. И, строго говоря, только она может быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться несоот­ветствия, тем более, что, в конечном счете, степень демократии в стране от­ражается в политическом режиме. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима - к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения поли­тического режима - авторитарным государством.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в Российской Федерации является ее многонацио­нальный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референ­дум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Россий­ской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пре­следуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.

Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное са­моуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к об­ществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой пер­спективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а так­же необходимость для социальной системы принимать по определенным во­просам обязательные для всех решения» (проф. В.П. Пугачев). Однако следу­ет, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:

а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;

б) когда они совпадают частично.

Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект уп­равления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой -старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объ­екта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом на­правлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репре­зентативная (представительная) демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Вместе с тем противники представитель­ной демократии отмечают целый ряд еенедостатков:

- фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выбора­ми и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

Неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

Приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа долж­ностных лиц;

Слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

Ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участ­вовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы предста­вительных органов;

Широкие возможности политического манипулирования, принятия не­угодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой сис­темы власти.

Немецкий социолог и политический деятель Ральф Густав Дарендорф, ха­рактеризуя представительную, репрезентативную демократию, замечает, что вопреки буквальному значению «демократия - не «правление народа»; тако­го на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демокра­тия - это правительство со своим собственным курсом». В последнее время демократии зачастую дается позитивная оценка не как способу реализации власти народом, а какметоду смены власти мирным, бескровным путем.

Разумеется, что демократия как форма организации государственной влас­ти не лишена недостатков и не всегда дает нужный социальный эффект, она требует соответствия политической культуры и ментальности населения. Пере­ход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени (во Фран­ции процесс демократизации общества длился около 200 лет, в Англии - на протяжении 500-600 лет). Отечественный политолог Андраник Мигранян пишет: «На начальном этапе своего становления демократические структуры еще настолько хрупки, что если в политический процесс разом врываются огром­ные массы людей, не обученные культуре демократии, не имеющие представ­ления о ее ценностях, то они неизбежно рушат эти хрупкие, сложно уравнове­шенные построения». В этой связи он полагает, что переход от тоталитаризма к демократии должен быть опосредован периодом авторитарного правления, при котором вся полнота власти наверху должна быть сосредоточена в руках, как его называет Мигранян, «просвещенного автократора».

Неприемлема демократия в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т. п. Вместе с тем, как говорил Уинстон Черчилль, «у де­мократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

    Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства

    Принцип верховенства закона

    Принцип народовластия

    Принцип федерализма

    Принцип разделения властей

    Принципы идеологического и политического плюрализма

    Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданин а возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча