20.04.2019

Виды управленческих отношений. Раскройте круг субъектов общественных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование


Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязан­ности по поводу осуществления управленческих функций. Управленческие отношения многообразны. В зависимо­сти от особенностей их участников управленческие отно­шения можно разделить на отношения:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижесто­ящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-пра­вовом уровне (например, два министерства, админист­рации двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находя­щимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концер­ны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не нахо­дящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и уч­реждениями (по вопросам финансового контроля, ад­министративного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполни­тельными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосудар­ственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (ком­мерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и обществен­ными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Из всего этого следует, что во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие от­ношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической фор­ме выражать волю и интересы государства, а также реа­лизовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать также, в зависимости от конкретных целей их возникно­вения, на две группы:

1) внутренние (или внутриорганизационные, внутрисис­темные, внутриаппаратные). Это отношения, связан­ные с формированием управленческих структур, опре­делением основ взаимодействия между ними и их под­разделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата орга­на управления и т.п.;

2) внешние, то есть связанные с непосредственным воз­действием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, обще­ственные объединения, коммерческие структуры, вклю­чая частные).

Если предмет административного права позволяет об­наружить сферу правового регулирования, то метод – сред­ства этого регулирования.

7.3. Метод административного права

Метод административного права - совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в каче­стве средств правового регулирования следующие три юри­дические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания - возложение прямой юридической обя­занности совершать те или иные действия в условиях, пре­дусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, в усло­виях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему, усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования, это способы воздействия на волю и поведение участников пра­вовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1) метод власти - подчинения, или метод прямого рас­порядительства: отношения в рамках административ­ного права строятся на подчинении одного участника другому;

3) метод согласования: регулирует отношения между уча­стниками, не находящимися между собой в подчинении;

4) метод равенства: субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают со­вместные действия в форме административного дого­вора.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

1) для механизма административно-правового регулиро­вания наиболее характерны прямые средства распоря­дительного типа, то есть предписания. Свое непосред­ственное выражение они находят в том, что одной сто­роне регулируемых отношений предоставлен определен­ный объем юридически-властных полномочий, адресу­емых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предполага­ет односторонность волеизъявления одного из участни­ков отношения (т.е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирова­ния управленческих отношений включает:

1) установление определенного порядка действий;

2) предоставление возможности совершать либо не совер­шать действия, предусмотренные административно-пра­вовой нормой в условиях, определенных данной нор­мой;

3) предоставление возможности выбора одного из предус­мотренных административно-правовой нормой вариан­тов должного поведения;

4) запрещение определенных действий под страхом при­менения соответствующих юридических свойств воздей­ствия.

Управленческие отношения – это отношения внутриорганизационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни организаций и других формирований, а также в связи с осуществлением ими властных функций и полномочий. Различные аспекты управленческих отношений изучали многие ученые, наиболее они проработаны в рамках школ человеческих взаимоотношений, где в качестве основного условиям эффективности управления определяли ориентацию руководителей на поведение подчиненных.
В качестве ключевых факторов эффективности управленческих отношений можно выделить следующие: многообразие предъ­я­в­ля­е­мых ра­бо­той тре­бо­ва­ний к ма­с­тер­ст­ву; ясность со­дер­жа­ния за­да­чи и пе­ре­да­ва­е­мое ею чув­ст­во ото­жде­ст­в­ления с работой; пред­ста­в­ле­ние о зна­че­нии за­да­чи для ор­га­ни­за­ции; об­рат­на­я с­вязь; поло­жи­тель­ное или от­ри­ца­тель­ное под­кре­п­ле­ние; самодеятельность. Для содействия развитию управленческих отношений между работниками и руководством необходимо обо­га­ще­ние со­дер­жа­ния ра­бо­ты и рас­ши­ре­ние ее ра­мок, ак­тив­ное струк­тур­ное пла­ни­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции и приме­не­ние, сис­те­ма­ти­че­ское раз­ви­тие ор­га­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­сти, обучение и твор­че­ско­го под­хо­да, реа­ли­за­ция но­вых форм взаи­мо­дей­ст­вия руководства и подчиненных.
Особый тип управленческих отношений – это отношения, основанные на лидерстве, то есть власти, базирующейся на неформальных отношениях в коллективе. Любое лидерство характеризуется самостоятельностью, независимостью, новизной, а также наличием конкретной личности – лидера. Можно выделить следующие виды лидеров: вожак (самый авторитетный член группы, может внушать и убеждать), лидер (менее авторитетен, чем вожак) и ситуативный лидер (лидерство проявляется в какой-то конкретной ситуации).
Формирование коллектива и управленческих отношений в его рамках происходит в несколько основных этапов. Первоначально появляется лишь формальная структура, где отношения между людьми и руководством основываются на производственных статусах и отношениях. С течением времени происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Во многом успешность управленческих отношений и отношений работников в коллективе зависит от преобладания работников в коллективе. Так, В.М. Шепень выделяет следующие разновидности личностей работников: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные и изолированные.
Возможны разные варианты управленческих отношений между руководителями и подчиненными, базирующиеся на разных степенях доверия между ними. Авторитарный вариант основывается на полной самостоятельности руководителя, благожелательно-авторитарный – снисходительном и патерналистском отношении, консультативно-демократический – определенной степени доверия, демократический – делегировании полномочий. Эффективность управленческих отношений зависит от обладания руководителями тремя группами способностей: техническими, человеческими и концептуальными. Кроме того, руководитель должен обладать комплексом личных качеств, среди которых оптимистичность, любовь к людям, смелость, тактичность, внимательность, справедливость, честолюбие и пр.
Возможны ситуации, когда управленческие отношения в организации могут существенно нарушиться в результате тех или иных событий, приводя к возникновению конфликтов между отдельными людьми или их группами. Причины таких конфликтов разнообразны: необходимость распределять ограниченные ресурсы организации, неудовлетворение потребностей членов группы, зависимость членов группы друг от друга (или зависимость всех от одного человека) в выполнение задач, взаимозависимость задач при неравных возможностях и т.д. Предотвращение конфликтов возможно при анализе руководителем следующих моментов управленческих отношений: поведение в критических ситуациях, распределение дефицитных ресурсов, распределение ролей в организации, обучение и наставничество, определение уровня вознаграждения и статуса работника и пр.

Критериями классификации Управленческих отношений могут быть "характер регулирующих норм, содержание отношений, территория их распространения, время длительности, взаимное положение их участников, сфера распространения". Применив изложенные критерии, представляется возможным выделять виды управленческих отношений с учетом различных аспектов их рассмотрения.

  • · По характеру регулирующих норм - это государственные (юридические), общественные и экономические.
  • · По содержанию различается много видов соответственно областям государственной и общественной деятельности.
  • · По территории распространения делятся на виды, соответствующие масштабам действия регулирующих актов (по уровням).
  • · По времени бывают двух видов: бессрочные и действующие в течение определенного срока.
  • · По взаимному положению участников - вертикальные и горизонтальные.
  • · По сфере распространения - внутренние и внешние.

Одним из критериев, позволяющих произвести сущностную характеристику Управленческих отношений, является их характер.

По данному критерию они делятся на формализованные (рациональные, безличные) и неформализованные (социально-психологические, персонизованные, личностные), также являющиеся атрибутом деятельности, но отражающие межличностные отношения

Основные виды управленческих отношений:

1. Отношения централизма и самостоятельности

Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

Обе стороны этих отношений органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

Отношения централизма - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

Две стороны отношений - централизм и самостоятельность - в деятельности субъектов управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа - разрешено все, что не запрещено.

Данный принцип вытекает из специфики социального управления, его общих законов. Достижение общих интересов осуществляется тем эффективнее, чем более око осуществляется через реализацию особых интересов. Чрезмерная централизация сужает сферу такой реализации, возможности для раскрытия творческих способностей, учета всей специфики положения объекта социального управления, без которой невозможно принять правильное управленческое решение и которую нельзя в необходимой мере учесть из тигра. При этом, как показывает практика, резко возрастает загруженность центральных органов управления частными задачами, падает способность видеть стратегическую перспективу, повышается вероятность необоснованных решений, снижается творческая инициатива исполнителей.

Единство централизма и самостоятельности в деятельности субъекта управления диалектично, имеет противоречивый характер. Определенные противоречия между интересами нижестоящих и вышестоящих участников управленческого процесса возникают в силу отличия их положения в системе управленческих отношений, наличия особых интересов у каждого из них. Превалирование особых интересов вышестоящих органов управления приводит к стремлению расширить свои права, усилить централизацию, а у нижестоящих - как можно полнее освободиться от нее.

Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Особенно, важно создание условий, определение гарантий невмешательства в деятельность нижестоящих участников управленческого процесса со стороны вышестоящих вне рамок их установленных полномочий. В свою очередь, должна быть обеспечена способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие для приведения их деятельности в соответствие с общественно необходимыми требованиями. Отсутствие такой способности приводит к развитию группового эгоизма, дезорганизующего жизнь общества, о чем свидетельствует практика первых лет осуществления перестройки экономической системы в нашей стране.

В основе системы распределения прав и обязанностей должны лежать рассмотренные выше законы взаимодействия, единства и независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Реализация данных законов на практике означает определение соответствующих связей, взаимного положения, границ деятельности для участников процесса управлении. Эти связи устанавливаются с помощью нормативных документов, где характеризуются управленческие функции субъектов, их права и обязанности, процедуры их осуществления. Именно таким способом создаются рамки реализации всеобщего интереса, возможности для самовыражения особых интересов, их тесного взаимодействия.

Принципом, на базе которого происходит распределение функций, полномочий, прав и обязанностей между субъектами управления, является сбалансированный приоритет. Он предполагает создание в сфере взаимодействия субъектов нескольких зон. Первая - зона приоритета одного субъекта управления, включающая совокупность функций, решающая роль (права и обязанности) в осуществлении которых принадлежит данному субъекту. Вторая - зона приоритета другого субъекта управления. Третья-зона паритета, где оба субъекта равноправны, решения принимаются на основе общего согласия сторон, консенсуса.

В зонах приоритета деятельность каждого из субъектов может развиваться самостоятельно. Они являются независимыми и полноправными в рамках установленных полномочий. Исключается вмешательство в дела друг друга. Зона паритета является зоной, где пересекаются общие и особые интересы субъектов управления. Здесь создаются возможности для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов на пути совместного достижения поставленной цели. Реализация принципа сбалансированного приоритета особенно важна при организации взаимодействия соподчиненных субъектов управления. Установление зоны юридически и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самодеятельность, сводить до минимума произвольные вмешательство вышестоящего субъекта управления, не допускать бюрократизации. Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, составляющая содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых задач. С их изменением меняется и содержание зон, сохраняется при этом общий принцип организации. Достижение и поддержание единства централизма и самостоятельности имеет огромное значение для обеспечения жизнедеятельности общества, каждой его сферы. Практическая реализация этого принципа предусматривает четкое разграничение функций центра и мест, прав и сфер их деятельности, выработку механизма согласования общесоюзных, республиканских и местных интересов.

2. Отношения субординации и координации

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями.

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

Сложность и многообразие объекта социального управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает необходимость наряду с вертикальными горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, - отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере и т.п.

Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения к но;;, Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т.п.

3. Отношения ответственности

Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с другими ее элементами функционирование и развитие механизма социального управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность является необходимой основой существования всей структуры управленческих отношений.

Объективной основой установления отношений ответственности в социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности между ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей влечет нанесение ущерба собственным интересам, и наоборот, Права и обязанности субъектов управленческой деятельности определяются потребностями общества, отдельных общностей. Поэтому отношения ответственности, воздействуя на собственные интересы участников управленческого процесса, создавая их заинтересованность в достижении общей цели, служат важным цементом механизма соединения, гармонизации индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений - индивиды, социальные группы, коллективы - по выполнению взаимных прав и обязанностей. Эти связи, образующие объективную основу отношений ответственности, устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и нравственных норм, плановых заданий, системы материального и морального поощрения, санкций, которые воздействуют на субъектов ответственности в целях придания их действиям необходимой направленности. В этом смысле ответственность является важнейшей предпосылкой успешного осуществления социальным управлением своих функций.

Конкретный механизм функционирования отношений ответственности включает отдельные ее виды, формы и методы, характеризующие способы выражения и выработки определенных управленческих воздействии.

Ответственность, выступая как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений, обладает специфическим свойством социальной направленности. Ответственность субъекта управления направлена прежде всего в ту сторону, которая определяющим образом влияет на его положение, интересы. Так, в жестко централизованной системе управления, где руководитель предприятия назначается вышестоящим органом, ответственность руководителя по преимуществу направляется в сторону этого органа управления. В то же время для обеспечения эффективной управленческой деятельности ответственность субъекта управления должна быть направлена, в первую очередь, в сторону, выразителем интересов которой он по своему реальному положению и предназначению является. Таким образом, необходимо создание механизма реализации ответственности, при котором положение в системе управленческих отношений субъекта управления придает его ответственности социальную направленность и сторону того объекта, выразителем интересов которого субъект является.

Социальный механизм реализации отношений ответственности базируется на тех же закономерностях, что и для других управленческих отношений - взаимодействии, единстве и независимости интересов их субъектов. На основе учета этих закономерностей в обществе создаются объективные условия, обеспечивающие действенное применение необходимых форм и методов установления ответственности исполнителей, руководителей, органов управления, преодоление возникающих противоречий при выполнении ими взаимных прав и обязанностей. Реализация этих закономерностей, утверждение отношений взаимной ответственности особенно важны в условиях трудовых конфликтов, забастовок и других подобных действий. Противоречия в отношениях ответственности обусловлены противоречиями интересов отдельных субъектов управления - личностей, социальных групп, коллективов, ведомств, организаций. Противоречия возникают по объективным и субъективным причинам: из-за различий положения в системе социальных отношений, вследствие узости подхода к решаемым задачам, эгоистических побуждений, некомпетентности, корыстных намерений, противопоставления особых интересов общим, В результате возникает стремление превысить свои права, уйти от должного выполнения обязанностей. Разрешение противоречий происходит при обоюднонаправленном характере ответственности. Если в системе социального управления ответственность имеет преимущественно однонаправленный характер, например, от нижестоящих к вышестоящим субъектам управленческих отношений, от предприятия к отраслевым органам управления, от потребителя к производителю, то нарушается взаимодействие интересов, противоречия разрешаются, как правило, в ущерб общенародным интересам. Такое же наблюдается при иной, обратной направленности.

4. Отношения состязательности

Отношения состязательности представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческой деятельности по поводу нахождения наилучших способов достижения общественно необходимых целей. При отношениях состязательности устанавливается такой характер взаимосвязи между двумя к более индивидами, трудовыми коллективами в процессе общественного разделения труда, при котором получение лучших результатов позволяет более полно реализовать собственный интерес. Такое преимущество может выражаться в повышении спроса на производимый товар, в избрании на руководящую или другую должность при альтернативных выборах и т.п.

Отношения состязательности устанавливаются не автоматически. Их утверждение предполагает наличие независимо взаимодействующих субъектов, управленческих механизмов, гарантирующих такую независимость при реализации общественно необходимых целей, общих и особых интересов. В условиях перестройки формирование отношений состязательности связано с ликвидацией монополизма отдельных отраслей, предприятий, научных школ, политических групп. Такой монополизм есть средство осуществления частных интересов в ущерб общенародным, средство сохранения клановости, элитарности, мафиозности в обществе. Развитие отношений состязательности, при которых окончательным арбитром выступают воля и интересы народа, - необходимое условие преодоления антиобщественных, антидемократических явлений.

Предмет и методы административного права.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах. Деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, имеющих сложный характер. Эти отношения возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий и носят публично-правовой характер. Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены соответствующие распорядительные полномочия. Исполнительная власть осуществляется сложной структурой государственных органов, возглавляемой Правительством РФ. На исполнительную власть возложено претворение в жизнь законов. В субъектах Российской Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Их система, наименование устанавливаются самостоятельно субъектами федерации с учетом требований основ конституционного строя и общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Административное право регулирует также отношения внутриаппаратного характера, которые возникают для организации органов исполнительной власти, их территориальных подразделений, распределения между ними полномочий.

Предмет административного права включает три крупных блока общественных отношений: 1). отношения, возникающие в связи с организацией органов исполнительной власти, распределением полномочий между ними, определением их правового статуса; 2). отношения, возникающие в связи с реализацией органами исполнительной власти публично-правовых полномочий; 3). отношения, возникающие в связи с участием граждан в управлении делами государства.

При определении предмета административного права необходимо учитывать: сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности; наличие в ней обязательного субъекта исполнительной власти или иного уполномоченного органа; реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Таким образом, предметом административного права является:

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц, без гражданства;

Полномочия Президента РФ в сфере государственного управления;

Порядок организации и функционирования органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных государственных органов и реализации ими исполнительно-распорядительных полномочий;

Административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений;

Порядок реализации форм и методов государственного управления;

Полномочия судебной власти при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

Порядок организации и прохождения государственной службы (военной, гражданской и правоохранительной);

Применение мер государственного принуждения (административно-предупредительные меры; меры административного пресечения);

Административная ответственность;

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц органами исполнительной власти и принятие по ним надлежащих решений;

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении;

Отношения, возникающие в административно-политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

В юридической литературе выделяют различные основания определения предмета административного права. Так, в зависимости от характера участников управленческих отношений, выделяют отношения, возникающие между соподчиненными и несоподчиненными субъектами исполнительной власти; между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями, организациями; между органами исполнительной власти и гражданами, их общественными объединениями, религиозными организациями.

Иная разновидность общественных отношений, являющихся предметом регулирования административного права, приводится с учетом формы государственного устройства России. Выделяют управленческие отношения, возникающие между федеральными и региональными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Cледующее основание определения предмета административного права предлагается применительно к направлениям административной деятельности. Выделяются управленческие отношения, связанные: с подготовкой и принятием нормативно-правовых актов; с функциями по контролю и надзору за исполнением и соблюдением общеобязательных правил всеми субъектами права; с функциями по управлению государственным имуществом и оказанием государственных услуг.

Предлагается наиболее обобщенное понимание предмета административного права, включающего общественные отношения, возникающие в различных областях управленческой деятельности. Так, выделяют управленческие отношения в экономической, социально-культурной, политической и, надо полагать, межотраслевой сферах.

Другое обоснование определения предмета административного права обусловлено конкретными целями возникновения управленческих отношений, подразделяющиеся на внутренние и внешние. Они связаны с формированием управленческих структур, распределением между ними полномочий. Кроме того, отношения управленческого характера возникают в аппаратах органов законодательной и судебной властей, прокуратуры, органах местного самоуправления.

Вместе с предметом правового регулирования, метод является тем превалирующим средством, который позволяет выделить административное право в относительно самостоятельную отрасль российского права.

Методы административно-правового регулирования – это способы, приемы и средства юридического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений с целью исполнения и соблюдения ими правовых предписаний. Методы административного права находят свое выражение в установлении субъективных прав и юридических обязанностей, а также в механизме их реализации в сфере государственного управления.



По отношению к предмету правового регулирования метод выступает в качестве производного фактора. Сущность метода правового регулирования заключается в определении юридических средств и закреплении правовых процедур при помощи и в рамках которых государство оказывает юридическое воздействие на общественные отношения, образующие предмет правового регулирования. Реализация тех или иных методов зависит от особенностей общественных отношений и сферы их возникновения.

Существует мнение, что каждая отрасль российского права обладает своим автономным, индивидуальным средством правового воздействия. В этой связи может идти речь о конституционно-правовом, административно-правовом, уголовно-правовом, гражданско-правовом и других методах правового регулирования. С другой точки зрения – все отрасли права используют единый правовой инструментарий, общие средства, и речь следует вести об определенном их соотношении применительно к конкретной отрасли российского права. Такой подход представляется более приемлемым.

Учитывая специфику государственного управления, в котором участники отношений, как правило, не равны, в административном праве превалируют следующие методы правого регулирования:

Предписание – возложение на субъектов административного права обязанностей совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами. Например, уплата налогов, защита Отечества, охрана окружающей природной среды, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел и т.п.

Запрет – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами под угрозой применения мер государственного принуждения. Например, нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях по своему характеру являются запрещающими.

Дозволение (уполномочивание) – предоставление субъектам возможности самим выбирать вариант поведения в пределах, предусмотренных административно-правовыми нормами. Данный метод правового регулирования, позволяющий реализовать субъективные права, определен в главе 2 Конституции РФ и детерминирован в текущем законодательстве Российской Федерации (например, право на образование, на труд, заниматься предпринимательской деятельностью, пользоваться культурными ценностями, на свободу передвижения и т. п.).

Поощрение – метод, направленный на стимулирование активности граждан в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, в благотворительности. Мерами поощрения являются государственные награды: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации.

Рекомендации – метод, применяемый, в частности, Общественной палатой Российской федерации при проведении общественного контроля за нормотворческой деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. При обращении в соответствующие органы решения Общественной палаты носят рекомендательный характер.

Координация и согласование – метод, применяемый при проведении политических, экономических, социально-культурных и спортивных мероприятий, когда требуется взаимодействие различных органов исполнительной власти. Или, например, согласно федеральному закону о прокуратуре одной из ее задач является координация деятельности правоохранительных органов.

Административно-правовое регулирование характерно преимущественно для таких общественных отношений, в которых исключается юридическое равенство их участников и преобладает императивный метод (метод властных предписаний). Однако это не означает, что участники таких отношений не равны перед законом.

Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обусловлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеотношениями, для которых характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера.

Таким образом, методы административного права представляют собой определенное соотношение средств, способов и приемов правового регулирования, разнообразных по своему характеру, и применяемые как при совершении правомерных действий, так и в отношениях, возникающих при совершении административных правонарушений. Метод административного права предполагает возможность одностороннего волеизъявления для возникновения общественных отношений, при этом согласие другой стороны не требуется. Метод административного права не исключает использование и диспозитивных средств, основанных на равенстве участников управленческих отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия.

Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет или дозволение). Также как и предмет, метод административного права отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча