10.03.2019

Фальсификация итогов голосования путем включения. Фальсификация избирательных документов. Они должны сидеть в тюрьме


Объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме. Некоторые формы данного преступления предполагают обязательное наличие предмета преступления, в качестве которого выступают бюллетени для голосования на выборах или референдуме; списки избирателей, участников референдума; протокол об итогах голосования.

Признаки объективной стороны анализируемого состава преступления детально указаны в диспозиции ст. 142.1 УК РФ. Фальсификацией итогов голосования признаются:

включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;

замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;

порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;

незаконное уничтожение бюллетеней;

подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума
протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;

заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;

незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;

заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

Так, суд квалифицировал по ст. 142.1 УК РФ как фальсификацию итогов голосования, совершенную путем порчи избирательных документов, действия члена избирательной комиссии Муртазиной Г.М., которые состояли во внесении шариковой ручкой дополнительных отметок на использованных при голосовании бюллетенях, что делало невозможным определение волеизъявления избирателей .

Субъективная сторона фальсификации итогов голосования характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы и цели данного преступления могут быть различными, но на квалификацию в данном составе они не влияют.

На признаки субъекта фальсификации итогов голосования в ст. 142.1 УК РФ прямо указывается только применительно к составу подписания протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования. За совершение этого преступления подлежит ответственности только член избирательной комиссии, комиссии референдума.

Между тем некоторые иные формы фальсификации итогов голосования также могут быть совершены только специальным субъектом. Заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, заведомо неправильный подсчет голосов, заведомо неверное составление протокола об итогах голосования, внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума также могут быть совершены только членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

Представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума может быть вменено в вину только лицам, на которых возложена обязанность предоставлять такие сведения. К примеру высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов

РФ и председателям избирательных комиссий субъектов РФ; главам муниципальных образований; командирам воинских частей, находящихся на территории муниципального образования, ит.д .

Общий субъект несет ответственность только за фальсификацию итогов голосования, совершенную путем:

включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

фальсификации подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;

замены действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;

порчи бюллетеней;

незаконного уничтожения бюллетеней.

Заявление

Об устранении нарушений избирательных прав

(в порядке главы 26 ГПК РФ)

4 марта 2012 года с ___ч.___м. я присутствовал в помещении для голосования участковой избирательной комиссии №______ города Санкт-Петербурга в качестве наблюдателя (члена УИК с правом решающего или совещательного голоса).

Примерно в ______часов я обнаружил, что:

В соответствии с п. 29 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» комиссия по моему требованию выдала мне копию протокола об итогах голосования (прилагается), заверила ее и зарегистрировала выдачу копии протокола в специальном реестре.

Комментарии.

Если копию не выдали, но есть другие доказательства, то надо пояснить – какие. Это может быть фото увеличенной формы протокола, либо составленный несколькими наблюдателями акт, или их свидетельские показания. Если данные не вносились в увеличенную форму протокола – указать на это нарушение.

2) Хотя комиссия должна заносить в специальный реестр факт выдачи копий протоколов, она этого иногда не делает - это не страшно, просто укажите об этом в заявлении.

<перечисляются либо все строки протокола, либо только не совпадающие>

что подтверждается полученной мной копией протокола (прилагается). Данные, полученные при подсчете, были также внесены в увеличенную форму протокола, которая находилась в помещении, где производился подсчет голосов.

Комментарии:

1) Gри наличии других подтверждений указать их.

2) Если данные не вносились в увеличенную форму протокола – указать на это нарушение.

<перечисляются либо все официальные данные по этому участку, либо только не cовпадающие >



Именно эти данные содержатся в сводной таблице территориальной избирательной комиссии, были занесены в ГАС «Выборы» и учтены при составлении протокола территориальной и вышестоящих комиссий.

Комментарий:

Если заверенная копия сводной таблицы ТИК имеется, то ее надо приложить, если нет, то надо ходатайствовать, чтобы суд запросил ее у ТИК. Для начала можно приложить скриншот с сайта ЦИК.

Таким образом, официальные данные по избирательному участку №_____, использованные для определения результатов выборов, не соответствуют реальному волеизъявлению избирателей, определенному на указанном участке.

Либо: указать обстоятельства, свидетельствующие о неправильном подведении итогов выборов, имевшие место на Вашем участке, опишите их в подробностях, например:

Фальсификация избирательных документов

Фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, а также кандидатом или уполномоченным им представителем,

Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений

ПОЯСНЕНИЕ: Фальсификация избирательных документов и документов голосования заключается в подделке, подмене документов, внесении в них ложных сведений (как при составлении документа, так и при изменении или дополнении его содержания) или удалении любыми способами и средствами из документов сведений, могущих повлиять на итоги выборов или референдума, выдвижения, регистрации кандидатов и т.п.

И (или)

Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, либо подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов -

Кроме того, произошедшее было мною зафиксировано на видео/фото (носитель с видео/фотофиксацией прилагается). - прилагать необходимо лишь то, из чего однозначно следует, что произошедшее имело место в УИК/ТИК, видны лица, желательно другие люди, свидетели, должностные лица.

Достоверность сведений, изложенных в моем заявлении, могут подтвердить:

_____________________________________________________ (ФИО, статус с указанием партии/кандидата/СМИ, тел.)

На основании вышеизложенного и согласно ст. 260 Гражданского процессуального кодекса РФ,

2. Обязать __________________территориальную избирательную комиссию внести соответствующие изменения в сводную таблицу и протокол об итогах голосования __________________территориальной избирательной комиссии.

Приложения:

1. Заявление - 3 экз.;

2. Копия Вашего направления в УИК от кандидата или СМИ (и копия редакционного задания) - 3 экз.;

3. Копии жалоб, направленных в УИК/ТИК по этому поводу и ответов на них, если имеются - 3 экз.;

4. Копии протоколов - 3 экз.;

5. Если есть, копия сводной таблицы ТИК - 3 экз.;

6. Носитель видео и (или) фотодоказательств;

7. Копии иных документов, имеющих отношение к делу - 3 экз.

Подпись, дата

Комментарии к подаче заявления

1. Заявление подавать в районный суд по месту нахождения УИК. Территориальная подсудность указана на сайте суда, либо можно позвонить в суд с уточняющим вопросом, относится ли адрес УИК к их подсудности.

2. Заявление подается в четырех экземплярах, один - для УИК, второй - для ТИК, третий - для суда, четвертый - Ваш экземпляр, на котором в суде секретарь или дежурный судья или иное должностное лицо в приемной ставит входящий номер и дату получения, с подписью, расшифровкой и указанием должности.

3. Оригиналы всех документов должны остаться у Вас! К заявлению прикладывать копии документов, по возможности заверенные у нотариуса. Когда едете в суд - иметь при себе оригинал всех документов, предъявлять их по требованию судьи.

4. К заявлению в суд прилагать ОРИГИНАЛ квитанции об уплате госпошлины - 200 руб. Уплатить можно в любом отделении Сбербанка, реквизиты взять на сайте суда.

5. Одновременно с заявлением в суд подать идентичное заявление в прокуратуру с целью привлечения конкретных лиц к уголовной ответственности по признакам совершения уголовных преступлений (ст. 142 и 142.1 УК РФ).

6. Важно подготовиться к рассмотрению дела:

- после принятия судом дела к производству подать заявление об обеспечении доказательств (см. ниже): доставке в суд на основании ст. 64 ГПК упаковок с бюллетенями данной комиссии;

А) ходатайствовать о том, чтобы ТИК предоставил в суд:

-все имеющиеся (первичные и повторные) в ТИК протоколы об итогах голосования в УИК №____

- увеличенную форму сводной таблицы ТИК;

Б) ходатайствовать, чтобы УИК представила:

- реестр выдачи копий протокола;

- реестр лиц, присутствовавших в помещении для голосования;

- увеличенную форму протокола;

В) ходатайствовать о вызове наблюдателей и других лиц, которые могут подтвердить ваши утверждения об итогах голосования и обеспечить их явку; Показания Ваших свидетелей очень важны в таком деле!

Г) ходатайствовать о вызове всех членов УИК;

Д) подготовить вопросы для допроса свидетелей, которые бы подтверждали ваше утверждение об итогах голосования;

Ж) запросить у вашего телефонного оператора распечатку звонков на Ваш телефон с момента вашего ухода из комиссии и до утра понедельника;

7. Ходатайство о вызове свидетелей, как и любые другие ходатайства, можно подавать вместе с заявлением, в предварительном рассмотрении дела (если оно будет), либо в процессе заседания. В судебном процессе, возможно, придется ходатайствовать о вскрытии упаковок и подсчете голосов. Перед вскрытием надо убедиться, что упаковки не вскрывались ранее. Пересчитывать надо все: неиспользованные бюллетени, список избирателей, голоса.

8. В суде можно выступать со своим представителем, которого можно назначить прямо устным заявлением в суде, либо оформить на него нотариальную доверенность.

9. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершил оспариваемое действие (бездействие) (ст. 249 ГПК).

10. Решение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд.

В _______________________ районный суд Санкт-Петербурга

Адрес: Санкт-Петербург, ____________________________

Заявитель: __________________________________

Адрес: __________________________________

________________________________

тел.: _________________________

Заинтересованные лица : 1) Участковая избирательная комиссия №_____,

адрес:________________________________________

2) ______________________территориальная избирательная комиссия,

(название)

Адрес:_______________________________________

тел.: _________________________

  • 14. Клевета. Оскорбление. Отличие от гражданско-правовых деликтов. Соотношение с заведомо ложным доносом.
  • 15. Изнасилование. Насильственные действия сексуального характера. Отличия от понуждения к действиям сексуального характера.
  • Часть 2 ст. 131 ук рф предусматривает квалифицирующие признаки изнасилования:
  • Часть 3 ст. 131 ук рф предусматривает состав с особо отягчающими составами изнасилования, повлекшее по неосторожности:
  • 16. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Нарушение неприкосновенности жилища.
  • Вопрос 17. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Фальсификация итогов голосования.
  • Вопрос 18. Нарушение правил охраны труда. Отличие от нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ.
  • Вопрос 19 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
  • Вопрос 20. Торговля людьми. Подмена ребенка.
  • Часть 3 ст. 158 ук предусматривает еще один особо квалифицирующий признак - кража, совершенная в крупном размере.
  • 38. Терроризм. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Отличие от заведомо ложного доноса.
  • 39. Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Отличие от смежных составов преступлений.
  • 2. Участие в вооруженном формировании
  • Захват заложника (ст.206ук). Отличие от похищения человека и незаконного лишения свободы.
  • Вопрос 41. Бандитизм (ст. 209 ук). Отличие от организации преступного сообщества (преступной организации), от группового вооруженного разбоя
  • Часть 1 ст. 209 ук предусматривает ответственность за создание банды и руководство ею.
  • Часть 2 ст. 209 ук раскрывает второй состав бандитизма, предусматривающий участие в банде или в совершаемых ею нападениях.
  • Вопрос 42. Массовые беспорядки (ст. 212 ук). Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от хулиганства
  • Вопрос 43. Хулиганство (ст. 213 ук). Отличие от вандализма
  • Вопрос 44. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ук)
  • Часть 4 ст. 222 ук содержит самостоятельный состав преступления. Его предметом является газовое и холодное оружие.
  • 45. Ответственность за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 ук).
  • 46. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (cт. 229 ук).
  • 47. Незаконное производство аборта (ст. 123 ук) Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.
  • 48. Вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 ук). Организация занятия проституцией (ст. 241ук).
  • 49.Нарушение правил охраны и использования недр
  • 50. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
  • 51. Нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264ук). Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268ук).
  • 52. Государственная измена (ст. 275ук)
  • Вопрос 53.Шпионаж.
  • Вопрос 54.
  • Вопрос 55.
  • Вопрос 56. Диверсия (ст. 281 ук). Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.
  • 57 (Отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 , 174.1).
  • 58 Разглашения государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от государственной измены. (Статьи 283 - 284).
  • 59 Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий. Отличие от злоупотребления полномочиями. (Статьи 285 - 286).
  • 60 Получение взятки. Дача взятки. Отграничение от коммерческого подкупа. (Статьи 290 - 291).
  • Вопрос 65.Принуждение к даче показаний (ст. 302ук). Фальсификация доказательств (ст.303ук).
  • Вопрос 66. Заведомо ложный донос(ст. 306 ук). Отличие от клеветы.
  • 67. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Отграничение от убийства. Применение насилия в отношении представителя власти.
  • Применение насилия в отношении представителя власти
  • 68.Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
  • 69. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности
  • Часть 2 ст. 337 ук в качестве квалифицирующего признака называет специального субъекта, которым является военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части.
  • Часть 4 ст. 337 ук в качестве квалифицирующего признака указывает еще один срок выполнения перечисленных в ч. 1 действий - свыше 1 месяца.
  • Дезертирство
  • Вопрос 17. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Фальсификация итогов голосования.

    Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК).

    Согласно ст. 3, 32 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 141 УК предусматривает защиту указанных прав.

    Непосредственный объект этой статьей, - избирательное право гражданина (право избирать и быть избранным), право на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии (любого уровня), комиссии референдума .

    В преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 141 УК, дополнительным объектом является здоровье, неприкосновенность, безопасность гражданина (при применении насилия к самому избирателю или его близким), законная деятельность предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности (при использовании виновным своего служебного положения для воспрепятствования осуществлению указанных прав, работе комиссий). Посягательства на эти блага могут быть и самостоятельными преступлениями , если наказываются более строго, чем предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 141 УК. Тогда содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

    Потерпевший - гражданин РФ, чье избирательное право, право на участие в референдуме было нарушено. Им может быть и член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума. При воспрепятствовании с применением насилия или угрозы его применения им может быть также близкий указанных лиц.

    Объективная сторона преступления выражается в совершении действия или бездействия , нарушающих право гражданина избирать или быть избранным, участвовать в референдуме, препятствующих работе избирательной комиссии или комиссии референдума, работе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», а также нарушающих тайну голосования.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом . Виновный осознает, что препятствует гражданину избирать или быть избранным, работе избирательной комиссии или комиссии референдума, неправомерно вмешивается в систему «Выборы», нарушает тайну голосования, и желает это сделать.

    В ч. 3 ст. 141 УК указана цель - повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

    Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 и ч. 3 ст. 141 УК - специальный : лицо, использующее для совершения преступления свое служебное положение.

    Состав преступления формальный . Преступление окончено с момента совершения деяния независимо от того, удалось ли воспрепятствовать осуществлению указанных прав или работе комиссий, работе системы «Выборы».

    В ч. 2 ст. 141 УК предусмотрены квалифицирующие признаки :

    а) воспрепятствование, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения.

    Подкуп - это обещание или предоставление имущественных выгод за неучастие в выборах, в референдуме, в том числе за то, чтобы лицо сняло свою кандидатуру на выборах, за неучастие в работе указанных комиссий либо за то, чтобы лицо проголосовало не по своей воле, выполнило в комиссии не свои законные обязанности, а по указанию подкупающего. При подкупе должностного лица избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума совершается и другое более тяжкое преступление - дача взятки (ст. 291 УК) , т.е. имеет место совокупность преступлений .

    Обман может быть в форме действия . Например, сообщение заведомо ложных сведений о кандидате (его партийной принадлежности, программе и т.п.), времени, месте проведения выборов, способе голосования (где и какой знак ставить на избирательном бюллетене), выдаче фальшивых избирательных бюллетеней, якобы подготовленном взрыве избирательного участка, что влияет на решение идти или не идти голосовать. Обман может быть и в форме бездействия - умолчания о фактах, влияющих на решение гражданина при распоряжении своим избирательным правом, правом на участие в референдуме, на выполнение указанными комиссиями своих обязанностей.

    Принуждение может осуществляться путем нарушения или угрозы нарушения законных прав и интересов принуждаемого, например увольнения или угрозы увольнения с работы, уничтожения или угрозы уничтожения имущества.

    Насилие может применяться (или его грозят применить) как к самому лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, так и к его близким. Насилие, наказуемое более строго, чем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 141 УК, требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК;

    б) воспрепятствование, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (специальный субъект).

    в) воспрепятствование, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ч. 2 и 3 ст. 35 УК).

    Часть 3 ст. 141 УК устанавливает ответственность за преступление, которое посягает на законную деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, работу, Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

    О понятии должностного лица, о котором говорится в ч. 3 ст. 141 УК , см. примечание к ст. 285 УК.

    Объективная сторона преступления выражается во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление указанной деятельности. В ч. 3 ст. 141 УК названы способы такого вмешательства , а именно: требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, либо неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

    Состав преступления формальный . Преступление окончено с момента вмешательства независимо от того, удалось ли повлиять на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, работу автоматизированной системы «Выборы».

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом . Виновный осознает, что незаконно вмешивается в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», и желает это сделать.

    Обязательна цель - повлиять на решение указанных комиссий, относящимся исключительно к их компетенции, на работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

    Субъект преступления специальный - должностное лицо.

    Фальсификация избирательных документов, документов референдума, неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК).

    Непосредственный объект - избирательное право, право на участие в референдуме .

    Предмет преступления - избирательные документы , документы референдума, например подписные листы, документы о праве голосования не по месту жительства.

    Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142 УК , состоит в фальсификации избирательных документов , документов референдума, т.е. указания в них заведомо ложных данных, способных повлиять на результаты выборов, референдума.

    Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК , заключается в совершении любого из двух альтернативно указанных деяний :

    1) подделка подписей избирателей , участников референдума, что является конкретизированным вариантом фальсификации избирательных документов, документов референдума;

    2) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

    Предусмотренные ч. 2 ст. 142 УК деяния должны быть совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК) либо соединены с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения (см. анализ п. «а» ч. 2 ст. 141 УК), а также уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо если они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    Объективная сторона преступления , предусмотренного ч. 3 ст. 142 УК , состоит из совершения любого из трех деяний :

    1) незаконного изготовления избирательных бю ллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

    2) хранения указанных бюллетеней ;

    3) их перевозке .

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом . Виновный осознает, что совершает деяние, предусмотренное ст. 142 УК, и желает это сделать.

    Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142 УК , специальный - член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидат или уполномоченный им представитель.

    Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 142 УК , - лицо, достигшее возраста 16 лет . При совершении преступления путем заверения заведомо поддельных подписей (подписных листов) субъект специальный . Им является лицо, уполномоченное заверять подписи лиц, указанных в ч. 2 ст. 142 УК.

    Состав преступления, предусмотренный ч. 1, 2, 3 ст. 142 УК, - формальный , за исключением альтернативно указанного в ч. 2 ст. 142 УК состава , когда требуется, чтобы деяние повлекло предусмотренные этой нормой последствия. В этом случае состав преступления является материальным .

    Фальсификация итогов выборов (ст. 142¹ УК).

    Непосредственный объект - избирательное право, право на участие в референдуме.

    Предмет преступления указан в ст. 142¹ УК - бюллетени, сведения об избирателях, участниках референдума, их списки, протоколы об итогах голосования, референдума.

    Объективная сторона состоит из любого альтернативно указанного деяния: 1) включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней , использованных при голосовании; 2) представление заведомо неверных сведений об избирателях , участниках референдума; 3) заведомо неправильное составление списков избирателей , участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц; 4) фальсификация подписей избирателей , участников референдума в списках избирателей, участников референдума; 5) замена действительных бюллетеней с отметками избирателей , участников референдума; 6) порча бюллетеней , приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; 7) незаконное уничтожение бюллетеней ; 8) заведомо неправильный подсчет голосов избирателей , участников референдума; 9) подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. (введена Федеральным законом от 04.07.2003 n 94-ФЗ)

    Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума -
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    Комментарий к статье 142.1
    Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена данная уголовно-правовая норма как самостоятельный состав преступления в отличие от ранее действовавшей в старой редакции ст. 142 УК РФ.
    В диспозиции комментируемой нормы более подробно и детально указаны признаки объективной стороны фальсификации итогов голосования. Эти признаки даны на основе анализа и обобщения судебной практики по делам данной категории как в России, так и за рубежом. Перечисленные в уголовном законе способы фальсификации голосов избирателей являются наиболее распространенными, этот перечень носит практически исчерпывающий характер.
    К таким способам совершения преступления относится вовлечение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании. Вовлечение неучтенных бюллетеней может осуществляться путем их подтасовки. В любом случае это разновидность подлога. Данный способ совершения деяния уже сам по себе может свидетельствовать о направленности и содержании умысла, ибо совершать такое вовлечение неучтенных бюллетеней с иной целью, кроме как фальсификации итогов голосования, бессмысленно.
    Сложнее может обстоять дело с таким способом совершения преступления, как представление заведомо неверных сведений об избирателях или участниках референдума. Само по себе представление заведомо неверных сведений еще не образует состава преступления, для этого необходимо доказывать, что представление таких сведений об избирателях или участниках референдума имело целью искажение итогов голосования. В этом и состоит суть рассматриваемого состава преступления.
    Поэтому более определенно и удачно в уголовном законе указан следующий способ совершения преступления. Это заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, которое выражается во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. Включение в списки избирателей, участников референдума лиц, заведомо для виновного не обладающих активным избирательным правом объективно свидетельствует о направленности умысла на фальсификацию итогов голосования. Аналогичным образом обстоит дело и с включением в эти списки вымышленных лиц либо с фальсификацией подписей избирателей. Фальсификация может выражаться в подделке, подмене и т.п. подписей избирателей, участников референдума.
    Объективная сторона преступления может выражаться в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума либо в порче бюллетеней, приводящей к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума. Замена действительных бюллетеней с отметками избирателей может происходить путем их подлога поддельными, с исправленными отметками избирателей по кандидатурам или поставленным вопросам на референдум и т.п. Главным признаком наличия признака преступления является такая замена, которая искажает волеизъявление избирателей или участников референдума.
    Порча бюллетеней либо их незаконное уничтожение как способы совершения деяния должны иметь необходимым признаком невозможность определения волеизъявления избирателей, участников референдума. Трудности в правоприменении могут возникнуть по вопросу, из расчета какого количества испорченных или уничтоженных бюллетеней следует исходить для выводов о наличии или отсутствии признаков состава преступления. При этом надо учитывать, что законодатель сформулировал данный состав преступления как формальный и не ставит его наличие в зависимость от реальной невозможности определения волеизъявления избирателей или участников референдума. Поэтому преступление следует считать оконченным с момента подлога, порчи или уничтожения хотя бы одного бюллетеня субъектом рассматриваемого состава преступления.
    Следующие признаки объективной стороны состава преступления в диспозиции рассматриваемой нормы более четко обозначены. Субъектами совершения этих способов фальсификации итогов голосования могут быть только члены избирательных комиссий и члены комиссий референдума. Этот блок способов исполнения объективной стороны рассматриваемого состава и является собственно фальсификацией итогов голосования в самом прямом смысле.
    Это заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.
    Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума заключается в умышленном искажении количества голосов, поданных за или против конкретных кандидатов либо против всех кандидатов, а применительно к референдуму - по вопросам, вынесенным на референдум.
    Законодатель специально в целях определенности признаков состава преступления в скобках подчеркивает уголовно наказуемые признаки заведомо неверного составления протокола об итогах голосования как не соответствующих действительным итогам голосования. Протокол об итогах голосования является важнейшим документом избирательного процесса, на основе которого устанавливаются итоги голосования и определяются результаты выборов, референдума. По этой причине любое его искажение, подделка и иная фальсификация образуют признаки рассматриваемого состава преступления.
    Установление итогов голосования и определение результатов выборов, референдума представляют собой завершающие стадии избирательного процесса. Заведомо неправильные установление итогов голосования и определение результатов выборов, референдума фальсифицируют итоги голосования и образуют признаки данного состава преступления.
    Определение результатов выборов также оформляется протоколом, который и является завершающим и итоговым документом проведения выборов, референдума.
    Действующим законодательством установлены жесткие требования к реквизитам составления протоколов об итогах голосования и определения результатов выборов. Умышленное искажение этих реквизитов, внесение в них заведомо ложных сведений в целях фальсификации итогов голосования, референдума и определения их результатов образуют признаки рассматриваемого преступления.
    Под законодательством, регламентирующим проведение выборов, референдума следует понимать федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации.
    Как уже отмечалось, данный состав формальный и умышленное совершение хотя бы одного из перечисленных в диспозиции уголовного закона действий образует оконченный состав преступления.
    В диспозиции уголовного закона нет прямых указаний на субъект рассматриваемого состава преступления. Однако сопоставительный с предыдущей статьей 142 УК РФ и логический анализы уголовно-правовой нормы позволяют прийти к выводу, что субъект данного состава специальный. Действительно, совершение перечисленных в уголовном законе действий возможно только лицами, обладающими специальными полномочиями, начиная с составления списков избирателей и кончая фальсификацией итогов голосования. В связи с этим субъекты рассматриваемого состава преступления подразделяются на две категории. Первая - это специально уполномоченные в соответствии с избирательным законодательством лица по представлению сведений об избирателях, участниках референдума, по составлению списков избирателей, участников референдума. Вторая - это члены избирательных комиссий всех уровней. Наибольшую общественную опасность представляют собой деяния, совершенные членами избирательных комиссий. Из анализа действующего избирательного законодательства можно сделать вывод, что избирательные комиссии, комиссии референдума на период проведения избирательных кампаний представляют собой особую и специфическую ветвь власти по реализации прав граждан избирать и быть избранным, а также на участие в референдуме.
    Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления, исходя из самого названия (фальсификация итогов голосования) и анализа диспозиции, в которой неоднократно указывается на заведомость совершения действий, характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели. Вернее, разновидности специальных целей. В содержание этих целей могут входить намерения не допустить избрания конкретного кандидата или наоборот - обеспечить избрание того или иного кандидата, исказить волеизъявление по конкретным вопросам референдума либо вовсе сорвать проведение выборов или референдума. Мотивы могут быть различными: продемонстрировать свою лояльность к тому или иному кандидату либо политической партии, избирательному объединению, избирательному блоку; проявить лояльность по отношению к конкретному должностному лицу, корысть, неприязнь и т.д. Мотивы значения для квалификации не имеют, но могут учитываться при назначении наказания.
    Оконченным, как уже отмечалось выше, преступление считается с момента совершения какого-либо из перечисленных в диспозиции уголовного закона действий.
    Родовой и непосредственный объекты посягательства аналогичны объектам ранее рассмотренного состава преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ.
    Новеллы уголовного законодательства посвящены выборам и референдумам и направлены в сторону расширения пределов уголовно-правового воздействия. Это вызвано тем, что во многих других странах мира, а тем более в России, наблюдается кризис выборной демократии. Выборы в современном обществе стали своеобразным театральным шоу и разновидностью бизнеса. Голоса обнищавших избирателей крайне легко покупаются даже не в самом прямом смысле, а посулами и обещаниями. Разумеется, что радикальное изменение сложившегося положения может иметь место только в новом постдемократическом обществе. Тем не менее изменения в уголовном законодательстве могут хоть в какой-то мере сдерживать противоправное поведение субъектов избирательного процесса.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча