07.02.2019

Статья 7 23. Положительная судебная практика для УК по ст.7.23.3 КоАП РФ


Текущая редакция ст. 7.23 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 7.23 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - защитить интересы населения в области коммунального обслуживания.

По договору управления многоквартирным домом, заключаемому в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного или иного специализированного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам. При этом в договоре должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, размер платы за услуги, порядок ее внесения и порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Если иное не установлено договором, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

2. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изм.). Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

На основании ст. 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, определяемых степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, и являются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При этом учитываются требования к качеству коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг (ст. 165 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном Правительством РФ.

3. Обязанности, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления, возлагаются на предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю таких услуг, а также на предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя, - для потребителей, проживающих в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде, на кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обеспечение коммунальными услугами.

Административному наказанию по комментируемой статье подлежат юридические (предприятия, учреждения, организации) и их должностные лица.

4. Объективная сторона описываемых правонарушений может состоять как в действиях, так и в бездействии, непринятии требуемых по закону мер.

5. Субъекты данного административного правонарушения - должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения может проявляться в виде умышленной или неосторожной вины.

6. Помимо административной ответственности в виде штрафа виновное должностное лицо или юридическое лицо могут нести и материальную ответственность. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения могут наказываться мерами уголовной ответственности, которые применяются к должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия (ст. 215.1 УК РФ).

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители (ст. 23.55).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 7.23 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7.23 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Судебная практика по ст. 7.23 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу А.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области, заместителя главного государственного жилищного инспектора Новосибирской области от 18 ноября 2015 г. N 1617-15, решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 марта 2016 г., решение судьи Новосибирского областного суда от 10 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 18 ноября 2016 г., вынесенные в отношении директора Федерального государственного казенного учреждения » Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее — ФГКУ » Росрезерва) А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области, заместителя главного государственного жилищного инспектора Новосибирской области от 18 ноября 2015 г. N 1617-15, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 марта 2016 г., решением судьи Новосибирского областного суда от 10 мая 2016 г. и постановлением заместителя председателя Новосибирского областного суда от 18 ноября 2016 г., директор ФГКУ А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, А.Н. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «в» пункта 3 названных Правил в качестве одного из условий предоставления коммунальных услуг потребителю установлено, что их предоставление осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению — круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктами 6, 7 данных Правил договор отопления (теплоснабжения), заключенный с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исходя из положения подпункта «в» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Порядок организации теплоснабжения потребителей, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808.
В силу пункта 70 данных Правил теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случаях расторжения договоров теплоснабжения за исключением, в частности, случаев теплоснабжения граждан-потребителей.
Из материалов дела следует, что ФГКУ » Росрезерва предоставляет коммунальную услугу теплоснабжения в дома N 55 по ул. Вокзальная и N 2 по ул. Большевистская в с. Прокудское Коченевского района Новосибирской области на основании договоров поставки тепловой энергии от 16 сентября 2014 г., заключенных с жителями данных домов.
В рамках проведения государственной жилищной инспекцией Новосибирской области в период с 21 по 29 октября 2015 г. внеплановой выездной проверки выявлено, что ФГКУ » Росрезерва при осуществлении предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению жителям указанных домов допущено нарушение приведенных выше норм.
В отопительный период 2014 — 2015 гг. коммунальную услугу по отоплению жителям указанных домов ФГКУ » Росрезерва оказывало на основании договоров поставки тепловой энергии в горячей воде, с 29 октября 2015 г. данная коммунальная услуга не предоставляется.
При этом должностным лицом в ходе мероприятия по контролю установлено, что упомянутые дома технологически присоединены к централизованной системе теплоснабжения от инженерных сетей ФГКУ » Росрезерва, возможность подключения к сетям иных ресурсоснабжающих организаций у жильцов этих домов для получения коммунальной услуги теплоснабжения отсутствует. В связи с чем должностным лицом по результатам проверки сделан вывод о том, что ФГКУ » Росрезерва является единственным поставщиком коммунальной услуги теплоснабжения для жителей указанных домов.
По информации, полученной государственной жилищной инспекцией Новосибирской области из администрации Прокудского сельсовета Коченевского района, альтернативного источника тепла у жителей дома N 55 по ул. Вокзальная в с. е Коченевского района Новосибирской области нет.
26 января 2015 г. ФГКУ » Росрезерва было вручено потребителям коммунальной услуги по теплоснабжению уведомление о прекращении с 20 мая 2015 г. договора поставки тепловой энергии в горячей воде.
Договоры поставки тепловой энергии в горячей воде в отопительный период 2015 — 2016 гг. ФГКУ с жителями названных выше домов не заключало.
На основании Приказа руководителя Росрезерва от 1 августа 2014 г. N 296 директором ФГКУ комбинат »
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ФГКУ А.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Факт совершения директором ФГКУ » Росрезерва А.Н. данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора ФГКУ » А.Н. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе А.А. заявляет о необоснованности привлечения его к административной ответственности, ссылаясь на то, что требования названных выше правовых норм в рассматриваемом случае неприменимы, так как помещения в упомянутых домах к жилым не относятся, а ФГКУ » Росрезерва не является топливно- и ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичные доводы были заявлены А.Н. в ходе производства по делу, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и противоречат установленным в рамках судебного разбирательства фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В рамках судебного разбирательства объективно установлено, что ФГКУ » Росрезерва осуществляло предоставление жителям домов N 55 по ул. Вокзальная и N 2 по ул. Большевистская в с. Прокудское Коченевского района Новосибирской области коммунальной услуги теплоснабжения на основании соответствующих договоров. Указанные дома технологически присоединены к централизованной системе теплоснабжения от инженерных сетей данного учреждения, возможности подключения к сетям иных ресурсоснабжающих организаций у жильцов этих домов для получения названной коммунальной услуги не имеется.
При этом согласно Уставу ФГКУ » Росрезерва данное учреждение осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доход внебюджетную деятельность, в том числе оказывает населению прилегающих к нему населенных пунктов жилищно-коммунальные услуги (отопление жилых домов, горячее и холодное водоснабжение, обеспечение электроэнергией и другие жилищно-коммунальные услуги) (пункт 4.2 Устава).
Указанные обстоятельства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае ФГКУ » является ресурсоснабжающей организацией.
Признавая приведенные доводы несостоятельными, судебные инстанции обосновано исходили из того, что между ФГКУ » и жителями упомянутых домов возникли правоотношения, регулируемые перечисленными выше нормами.
Равным образом утверждение заявителя о том, что помещения по вышеуказанным адресам к жилым не относятся, не ставит под сомнение событие вмененного А.Н. административного правонарушения. На основании собранных по делу доказательств достоверно установлено, что эти помещения использовались соответствующими лицами как жилые, коммунальная услуга теплоснабжения им предоставлялась ФГКУ, плата за нее производилась.
При таких данных, с учетом фактических обстоятельств дела судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что указанное утверждение не влияет на обязанность ФГКУ обеспечить предоставление коммунальной услуги в соответствии с установленными нормативами.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения А.Н. к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено А.Н. в пределах санкции статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области, заместителя главного государственного жилищного инспектора Новосибирской области от 18 ноября 2015 г. N 1617-15, решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 марта 2016 г., решение судьи Новосибирского областного суда от 10 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 18 ноября 2016 г., вынесенные в отношении директора ФГКУ А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу А.Н. — без удовлетворения.

Судебная практика по ст. 7.23 КоАП РФ

Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами

Комментарий к статье 7.23

1. Цель данной статьи — защитить интересы населения в области коммунального обслуживания.
По договору управления многоквартирным домом, заключаемому в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, сторона (управляющая органи-зация) по заданию другой стороны (собственников помещений, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного или иного специализированного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам. При этом в договоре должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, размер платы за услуги, порядок ее внесения и порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Если иное не установлено договором, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в мно-гоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муници-пального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом мест-ного самоуправления.
2. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изм.). Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязан-ности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
На основании ст. 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила ус-тановления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу пре-доставляемых коммунальных услуг, определяемых степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, и являются еди-ными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При этом учитываются требования к качеству коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы по-требления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых поме-щений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг (ст. 165 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном Правительством РФ.
3. Обязанности, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления, возлагаются на предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю таких услуг, а также на предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя, — для потребителей, проживающих в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде, на кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обеспечение коммунальными услугами.
Административному наказанию по комментируемой статье подлежат юридические (предприятия, учреждения, организации) и их должностные лица.
4. Объективная сторона описываемых правонарушений может состоять как в действиях, так и в бездействии, непринятии требуемых по закону мер.
5. Субъекты данного административного правонарушения — должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения может проявляться в виде умышленной или неосторожной вины.
6. Помимо административной ответственности в виде штрафа виновное должностное лицо или юридическое лицо могут нести и материальную ответственность. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения могут наказываться мерами уголовной ответственности, которые применяются к должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия (ст. 215.1 УК РФ).
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители (ст. 23.55).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 20 марта 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства « Кубовинское» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства „Кубовинское“ (ОГРН 1055475013990, ИНН 5433159294) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области об оспаривании постановления,

Установил:

Муниципальное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства « Кубовинское» (далее — заявитель, Предприятие, МУП ДЕЗ ЖКХ „Кубовинское“) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее — Инспекция, административный орган) от 15.10.2013 N 765-13.
Решением суда от 30.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Предприятие не обязано предоставлять услуги газоснабжения; не имеется вины Предприятия в отсутствии газа в конкретных квартирах дома; техническое обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляет ОАО „Сибирьгазсервис“; решениями суда общей юрисдикции установлено отсутствие у Предприятия технической возможности оказания услуги газоснабжения.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Предприятия, считает решение суда законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жителей многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области Инспекцией проведены мероприятия по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности многоквартирного жилого дома, по предоставлению коммунальных услуг.
В результате указанных мероприятий установлено необеспечение Предприятием предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 с 19.02.2013 по 20.08.2013.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении N 05-08-023/09 от 21.08.2013.
15.10.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 765-13, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения; отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом указанного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства — установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 11 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальная услуга по газоснабжению должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Согласно ГОСТ Р 51617-2000 „Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условияпотребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления (пункт 4.12 ГОСТ).

При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (пункт 4.12.2 ГОСТ).
В соответствии с подпунктом „Б“ пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, в результате проверочных мероприятий установлено отсутствие в период с 19.02.2013 по 20.08.2013 газоснабжения в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области.
Данное обстоятельство указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее — внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
В силу положений пункта 129 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме:
в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме — с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — с собственниками помещений в многоквартирном доме;

в отношении внутриквартирного газового оборудования — с собственником жилого или нежилого помещения.
Как следует из решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.10.2013 по делу N 2-3524/13, в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области газ получают жильцы за исключением тех, которые не заключили договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в обеспечении газоснабжением.
В силу пункта 132 Правил предоставления коммунальных услуг помимо случаев, предусмотренных пунктом 117 настоящих Правил, приостановление подачи газа потребителям допускается в случае:
а) отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном подпунктом „е“ пункта 34 настоящих Правил, — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
б) отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, указанных в пункте 131 настоящих Правил, — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Обществом указано, что собственник квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области отказался от заключения договора на техническое обслуживание ВКГО, а также ограничил доступ в квартиру с целью осмотра внутриквартирного газопровода и установки заглушки на газопровод.
При этом в силу конструктивной особенности системы газоснабжения указанного дома (прохождение внутридомового газопровода через межэтажные перекрытия квартир внутри жилых помещений, отсутствие доступа из помещений общего пользования к местам присоединения внутриквартирных газопроводов к внутридомовым) невозможность обеспечения газом квартиры N 70 лишает газоснабжения квартиры N 63, 67, 73, 77.
Данные обстоятельства административным органом не опровергнуты.
В связи с этим отсутствие газоснабжения в указанных квартирах не может свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Кроме того, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, установлено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5). Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее — заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (пункт 7).
Как указано Обществом, собственником квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не заключен договор на поставку газа с ООО „Газпром межрегионгаз Новосибирск“, которое является поставщиком природного газа в многоквартирный жилой дом N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области после технического переоснащения на иной способ подачи энергоносителя и его вида.
Административным органом указанное обстоятельство не оспаривается.
При таких обстоятельствах Общество было лишено возможности обеспечить подачу газа в квартиру N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области и, соответственно, в квартиры N 63, 67, 73, 77.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает следующее.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг настоящие Правила регулируют, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В рамках реализуемой в Новосибирской области долгосрочной целевой программы „Развитие газификации территорий населенных пунктов Новосибирской области на 2012 — 2016 годы“ предусмотрено оснащение населенных пунктов подачей природного газа. Применительно к поселку Красный Яр, ранее газифицированного и обеспечиваемого сжиженным газом, оснащение возможно в виде перевода на другой энергоноситель — природный газ. Ранее коммунальной услугой газоснабжение (сжиженный газ) поселок обеспечивало Предприятие на основании заключенных договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Начиная с декабря 2012 года в рамках работ по техническому переоснащению на иной способ подачи энергоносителя и его вида, администрацией Кубовинского сельского Совета и Предприятием проводилась работа по оповещению населения поселка в условиях газоснабжения и обеспечения коммунальными услугами; население неоднократно уведомлялось о переходе газоснабжения поселка на природный газ.
Постановлением главы администрации Кубовинского сельского Совета от 19.02.2013 N 62а в существующую схему теплоснабжения поселка Красный Яр внесены изменения — осуществлен перевод на газоснабжение природным газом.

Владельцами квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены договоры на поставку газа с ООО „Газпром межрегионгаз Новосибирск“. Между Предприятием и собственниками квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены новые договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, не содержащие услуг по газоснабжению. Оплата газоснабжения Предприятию потребителями не осуществляется.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что с февраля 2013 года Предприятие не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения в смысле Правил предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет лишь содержание внутридомового газового оборудования.
При этом отсутствие газоснабжения в квартирах N 70, 63, 67, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не связано с ненадлежащим исполнением Предприятием обязанностей по содержанию внутридомового газового оборудования, а обусловлено несоблюдением потребителями, в частности, собственником квартиры N 70 Правил предоставления коммунальных услуг и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13 является незаконным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 15.10.2013 N 765-13.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Начался новый год и пошли новые проверки ГЖИ управляющих компаний по всей России по Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23.09.2010). Особенно инспекторы обращают внимание на размещение договоров управления МКД на портале Реформа ЖКХ и сайте УК. Напоминаем, что за нарушение Стандарта и неразмещение информации в вышеуказанных источниках грозит штраф в размере 250-300 000 рублей по ст.7.23.3 КоАП РФ .

Также не стоит забывать, что согласно пп.6 п.1 ст.193 ЖК РФ , пп."в" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД , соблюдение УК Стандарта раскрытия информации входит в перечень обязательных лицензионных требований. Но сегодня мы хотим сделать обзор положительной судебной практики в пользу УК, которая пригодится при оспаривании штрафов по ст.7.23.3 КоАП РФ .

Положительная судебная практика

В свежем обзоре судебной практики посмотрим на наглядных примерах, как управляющая компания может оспорить предписание ГЖИ и административный штраф в суде по ст.7.23.3 КоАП РФ за несоответствие Стандарту раскрытия информации.

Первый пример в нашем обзоре касается решения суда г.Старая Русса по делу об административном правонарушении №12-109/2015 от 25 декабря 2015 года . Представитель УК обратился в суд с жалобой на постановление другого судьи и привлечение управляющей компании к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в виде штрафа.

В отношении должностного лица УК был составлен протокол о нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное нарушение выразилось в неполном раскрытии информации на сайте Реформа ЖКХ. По ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ на управляющую компанию наложили административный штраф.

Но представитель УК не согласился с постановлением, поскольку дело было возбуждено только спустя 6 месяцев с момента обнаружения правонарушения и 4 месяца с момента устранения выявленных нарушений. Кроме того, на момент возбуждения дела не действовала ст.7.23.3 КоАП РФ . Вместо неё действовала другая норма - ст.7.23.1 КоАП РФ, которая позднее утратила силу согласно ст.1 ФЗ №263 от 21.07.2014 года .

Судом установлено, что на сайте Реформа ЖКХ управляющей компанией не в полном объёме размещена информация, предусмотренная п.3 и 3 (1) Стандарта раскрытия . Следовательно, УК должна была разместить информацию о своей деятельности в указанном выше источнике.

Но это правонарушение не является длящимся (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Обязанность по размещению информации о деятельности УК не была устранена. Ответственность за данное нарушение предусмотрена по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ , которая на тот момент не действовала.

На основании рассмотренных материалов дела суд принял решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.

Наконец, последнее судебное решение по делу 5-957/2015 также выиграно в пользу УК «Чайковская». Судья Чайковского района, рассмотрел протокол об административном правонарушении главного специалиста ГЖИ в отношении УК «Чайковская» по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ . Управляющая компания обвинялась в нарушении ч.10 ст.161 ЖК РФ , и п.4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД .

ГЖИ сообщила о размещении УК «Чайковская» информации не в полном объёме на сайте Реформа ЖКХ, в частности не был размещён договор управления МКД в электронной форме. Также не была раскрыта информация об оказываемых коммунальных услугах с указанием даты и номера нормативно-правового акта и наименованием принявшего его органа.

Защитник управляющей компании предоставил письменные объяснения по делу, в которых просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Защитник заявил, что все вменённые ГЖИ нарушения п.3 Стандарта раскрытия информации не предусмотрены.

Суд пришёл к выводу, что изложенные защитником УК «Чайковская» доводы ничем и никем не опровергнуты, поэтому принимаются судом. Кроме того, главный специалист ГЖИ никаких доказательств, свидетельствующих о виновности управляющей компании, суду не предоставил.

С учётом всех материалов дела суд пришёл к выводу, что УК «Чайковская» не нарушала п.п.«б, д» п.3 Стандарта раскрытия информации . На основании этого в действиях управляющей компании отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ . Поэтому производство по делу прекращено.

Надеемся, что обзор этой положительной судебной практики по ст.7.23.3 КоАП РФ поможет вам отстоять свои права в суде при схожих обстоятельствах дела.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча