19.04.2019

Конституционные основы федеративного устройства россии. Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ


Введение

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего, тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию которая устанавливает в частности основы конституционного строя государства, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами.

Основная цель работы рассмотреть национально-государственное и политико-территориальное устройство России. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Основы государственного устройства Российской Федерации;

Общая характеристика субъектов Российской Федерации;

Основы государственного устройства Российской Федерации

Конституция как основной закон государства закрепляет основы конституционного строя, одним из элементов которых выступает форма государственного устройства.

Проблемы территориальной организации государства традиционно находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На сегодняшний день в силу ряда субъективных и объективных факторов, возникших в отдельных странах мира (разрушение СССР, раскол Югославии и др.), актуальность учения о формах государственного устройства приобрела новое звучание. Что, в свою очередь, способствовало обострению интереса современных исследователей к теоретическим и практическим проблемам территориальной организации государства и привело к появлению самых разнообразных подходов к определению понятия и классификации формы государственного устройстваАбдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 1994; Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000; Чистяков О.И. Об "организации государственного единства" вообще, России в частности и в особенности // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 3 и др..

В конце XX в. в литературе усилился критический подход к определению понятия "форма государственного устройства", взамен которого современные исследователи предлагали понятия "территориальное устройство государства", "национально-государственное устройство", "территориальная организация государства", "территориальная организация публичной власти", "территориально-политическая организация государства", "система разделения властей по вертикали" и многие другие.

Однако в целом авторы признавали, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993 - 1995. Т. 2. С. 352 - 353; Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996. С. 729. Практически все существующие на сегодняшний день подходы подвергаются критике, так как многие из перечисленных терминов не лишены недостатков. Например, понятие "государственное устройство" является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 161 - 162. В.Е. Чиркин допускает использование данного термина лишь в силу преемственности.

Термин "национально-государственное устройство" не является универсальным: им можно обозначать устройство только тех многонациональных государств, население которых исторически сгруппировано в пространстве по этническому принципу.

По мнению В.В. Лазарева и С.В. Липеня, термин "государственное устройство" кроме употребления в узком специально-юридическом смысле может использоваться и более широко - как характеристика в целом государственного строя страны. Именно это обстоятельство и предопределяет его не вполне удачное применение в узком смысле. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000. С. 126.

Другие авторы, напротив, используют в своих работах привычный термин "форма государственного устройства". Так, например М.Н. Марченко под формой государственного устройства понимает "внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства". Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002. С. 306.

Форма государственного устройства - это не некое застывшее, установившееся в данный момент явление, а постоянно развивающееся, изменяющееся в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явление. Демина Т.А. Развитие понятия формы государственного устройства в конституционных проектах Российской империи и Конституциях СССР // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 7. С. 12 - 15.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).

До подписания Федеративного договора Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации были республики, автономные области и автономные округа. Российская Федерация после принятия Конституции 1993 г. образована по территориально-национальному принципу, что предопределяет некоторые особенности статуса различных субъектов Федерации.

В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились их наименования и правовой статус. В число субъектов Российской Федерации вошли 49 областей и шесть краев, а также два города федерального значения. Статус республики, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели четыре автономные области - Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, и из автономных областей осталась только одна - Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику.

10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ. 15 февраля 1994 г.

До подписания Федеративного договора РСФСР не была федеративным государством в общепризнанном смысле этого слова. Автономные республики, автономные области и автономные округа не были решающим фактором, определявшим федеративный характер страны. Края и области, в которых проживало более 80% населения, оставались административно-территориальными единицами, отсутствовало разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром.

Летом 2001 г. ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Наименования субъектов Федерации в Конституции Российской Федерации даны в том виде, как они определены ими самими, т.е. в конституциях республик, в уставах других субъектов Федерации или в иных нормативных актах.

Таким образом, на март 2008 г. в состав Российской Федерации входят 84 субъекта, в том числе: 21 республика; девять краев (изменился состав Красноярского края, появились Камчатский край и Забайкальский край), 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область, пять автономных округов (Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономный округ и Эвенкийский автономный округ вошли в состав Красноярского края, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край).

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) - входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва - 307 тыс. человек, Республика Калмыкия (Хальмг Тангч) - 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

Особенности субъектов не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ пока отсутствует. В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции России).

УТВЕРЖДАЮ

______________________________________________________________________________________________________

2016 г.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н

Проведения занятий по общественно-государственной подготовке

С сотрудниками ФПС Главного управления

Тема: Основы конституционного строя, государственная власть и государственное устройство Российской Федерации. Государственные символы России.Вид занятия: Лекция Отводимое время: 2 (ч).

Цель занятия: Довести до слушателей основы конституционного строя, власти и устройства Российской Федерации, а также изучить государственные символы России

1. Используемая литература:

1.1Конституция Российской Федерации от 1993 года

1.2Периодическая печать.

1.3Материал сайта МЧС России.

2. Развернутый план занятия.

№ п/п Учебный вопрос Время Содержание учебного вопроса

Основы конституционного строя 30 Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

Человек, его права и свободы как высшая ценность;

Народовластие;

Полнота суверенитета Российской Федерации;

Равноправие субъектов РФ;

Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

Экономическая свобода как условие развития экономической системы;

Разделение властей;

Гарантии местного самоуправления;

Идеологическое многообразие;

Политический плюрализм (принцип многопартийности);

Приоритет закона;

Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2 Конституции, - обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем - либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа - характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть; Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества.

Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического (многообразия) подразумевает многопартийность.

Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

Положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

2. Государственная власть и государственное устройство РФ.

40 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственное устройство РФ.

Государственное устройство является важнейшим элементом государства, представляющим собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.Государственное устройство зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций, особенностей его политического режима и т.д.Исторически сложились три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерация и конфедерация.Унитарное государство - это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У них нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - «центру» и местным представительным органам.Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим институтом государства. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедераций. В наше время унитарное государство как явление также существует, но оно не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), мононациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать быстрому росту благосостояния граждан. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти. В настоящее время унитарными государствами являются Беларусь, Франция, Дания, Швеция, Польша, Португалия и т.д.Федерация - это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа и т.д.) обладают самостоятельностью, которая не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относятся внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.Федерация как форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII-XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических революций. Наиболее известным историческим примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (например, Российская Федерация).Различают федерации, основанные по национальному, территориальному и смешанному (или национально-территориальному) принципам.Федерации, основанные по национальному принципу, как правило, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а разделить население, подорвать государственную общность. Государства, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (например, СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (например, Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.Территориальный подход (например, в США, Австралии) способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.В государственном устройстве Российской Федерации преобладает смешанный подход, что связано с историческими и политическими особенностями развития нашей государственности. Главное различие между федерацией и унитарным государством заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства - субъекты федерации. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.Она возникает, как правило, на недолгий срок для решения каких-либо целей внешней и внутренней политики. Конфедерация редко имеет собственные органы управления, чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы. Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Считается, что конфедерация - это переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на непродолжительное время. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Необходимо отметить различие между федерацией и конфедерацией. Оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие не всегда просто. Например, официальное название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы, например, парламент, правительство, верховный суд. Однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и отклонять. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

3. Государственные символы России.

20 Государственные символы России - установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации.

В 1993 году была принята Конституция России - Основной закон нашей страны.Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

65405-29083000Согласно Федеральному

Конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: Широко распространено изображение Е. Ухналёва. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.

«...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

0-21590000Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение длины флага к его ширине 2:3. Российский флаг родился вместе с первыми российскими военными кораблями и до XIX века оставался принадлежностью главным образом флотской культуры. Начало применения российского бело-сине-красного флага на суше связано с географическими открытиями русских мореплавателей, то XIX века русские моряки водружали на берегу присоединенной земли памятный крест. Но в 1806 году появилась новая традиция. Русская экспедиция обследовала побережье Южного Сахалина и подняла на берегу два флага. Андреевский флаг отмечал заслугу военного флота, государственный бело-сине-красный флаг - новое владение России.

Распространение государственного бело-сине-красного флага было заторможено в 1858 году, когда Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената выступило с инициативой изменения российского государственного флага.

В течение почти полутора столетий флаг нашей страны многократно изменялся. В ноябре 1990 года правительственная комиссия по разработке новой государственной символики решила проблему флага быстро и почти без разногласий: Россия имела бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться.

25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

6540525590500Например, в законе сказано, что Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии

________________________________________________________________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: повторить изученный материал

2016 г.

Руководитель занятия _________________ ____________

ФИО дата, подпись

Тема: "Понятие и принципы государственного устройства РФ"

Введение

2. Исторические этапы российского федерализма

3. Принципы федеративного устройства

4. Предметы ведения Российской Федерации

5. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

6. Правовой статус субъектов Российской Федерации

7. Особенности правового статуса республик

8. Особенности правового статуса автономий

Заключение

Литература

Введение

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой - формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства: форма государственного (территориально-политического) устройства.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен, каждая из его форм имеет специфические черты. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, преобладающего в современном мире, тем не менее акцентируем внимание на федеративном государстве. Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым, предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития. Представляется, что при определении понятия "государственное устройство" в центре внимания призваны быть: состав государства, его субъекты, соотношение власти центра и регионов, мест, административно-территориальная или иная специфика территориальной организации государства и другие признаки, элементы. Попробуем рассмотреть государственное устройство в нашей стране.

1. Понятие и формы государственного устройства

Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации

Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:

единый центр государственной власти - единая система высших и центральных органов власти;

одна система законодательства;

единое гражданство;

единая судебная система;

одноканальная система налогов;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Федерация (от лат. federatio- союз, объединение) - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Основные признаки федерации:

определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов;

субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

двухканальная система налогов;

разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Федерализация - это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

Субъект федерации - промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

Федеральный центр - в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти как по вертикали, так и по горизонтали.

В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса:

по горизонтали - политического взаимодействия;

по вертикали - между отдельно взятым субъектом и федеральным центром;

между федеральным центром и отдельными группами субъектов

В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.

Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Среди асимметричных выделяют три основных формы:

федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;

федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);

так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация - это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз)

Существуют также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, то есть проживают на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.

Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.

К этим принципам относятся:

Принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

Принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);

Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

Принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации

РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ. Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.

2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ. В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д. ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.

Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации. Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.

В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта. Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным , своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства - участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами - это договорная федерация;
  • если нет - конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного .

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ - унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики - субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов - равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4 , в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране - одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны. Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере - путь к унитаризму. Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали - на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ. Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 - вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ. Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты - устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции). Другое различие - право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча