20.03.2019

И социальные основы обеспечения безопасной. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Федеральный закон «О противодействии терроризму»


Одна из особенностей России заключается в неравномерном размещении природных ресурсов и населения, а также в наличии диспропорций между размещением природного потенциала и сформировавшегося экономического потенциала. Так, значительная часть минерально-сырьевых ресурсов страны размещена в восточных районах, преимущественно в Сибири, т.е. в труднодоступных районах с экстремальными природными условиями. При этом почти 85% населения России сконцентрированы в европейской части страны. В результате освоение и эксплуатация новых источников природных ресурсов невозможны без привлечения в восточные районы трудовых ресурсов. Поэтому освоение Сибири всегда было связано с массовым переселением. Кроме того, диспропорции в размещении промышленности и населения России, с одной стороны, и природные ресурсов – с другой, усиливают значимость транспортного фактора, ведут к заметному удорожанию производства за счет транспортной составляющей.

Итак, одна из важных особенностей России – это обширность территории. Огромные расстояния служат резкому удорожанию всех средств сообщения и связи, резко повышают удельные энергетические затраты, т.е. расстояние – это тяжелейшее экономическое бремя. Кроме того, говоря об обширной территории России, следует иметь в виду, что Россия не только мировой лидер по площади территории, но и мировой лидер по суровости климата.

На территориях с экстремальными природными условиями требуется больше топливно-энергетических и других ресурсов. Так, на эффективных территориях затраты энергетических ресурсов на производство единицы готовой продукции в 2–3 раза ниже, чем в высокоширотных и высокогорных странах и регионах.

Эти факторы оказывают существенное влияние на расселение людей по территории страны. Этим объясняется стремление населения к заселению более выгодных с географической, экономической и социальной стороны территорий.

Под расселением подразумевается сеть, или система, населенных пунктов на той или иной территории. Это составная часть среды, окружающая человека. Не следует смешивать заселение с расселением, поскольку заселение – процесс исторический, связанный с освоением новых территорий, а расселение – результат этого освоения.

В России выделяются три главные зоны расселения – основная, северная и южная. Они различаются условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, а также плотностью населения.

В наши дни существует проблема естественной убыли населения. Естественная убыль населения в определенной мере компенсируется внешним миграционным приростом. Внешний миграционный обмен России делится на два потока: со странами СНГ и Балтии (бывшими Союзными Республиками СССР) и с остальными странами.

Компенсация естественной убыли населения миграционным приростом вместе с положительными аспектами, в составе которых прирост рабочей силы, сопровождается негативным влиянием на демографическую ситуацию в целом. В частности, мигранты усиливают давление на ослабленную социальную сферу России, обостряют одностороннюю конкуренцию спроса на рынках жилья и труда.

1. Особенности расселения РФ

1.1 Понятие и типы зон расселения

Расселение населения – система населенных пунктов на конкретной территории. Оно включает 2 основных элемента : размещение населения (исторический процесс, связанный с освоением земель.) и миграцию.

Факторами, влияющими на расселение являются естественное (смертность и рождаемость) и механическое движение (миграция). Миграция – перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является населенный пункт (поселение) – населённое место в пределах одного застроенного земельного участка ( , и пр.). Обязательный признак населённого пункта – постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно).

Существуют исторически сложившиеся в РФ типы поселений : город, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, аул, станица и др.

Главным показателем , отражающим размещение населения является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,4 чел./ км². Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москве и Северо-Кавказском ФО – около 330 чел./км². Самая низкая плотность населения в Российской Федерации – в – 0,1 чел./км².

При заселении территории РФ исторически сформировались 3 зоны расселения:

1. основная зона

Это основная зона расселения – Центральная Россия. Данная зона представляет вид большого «треугольника» с вершинами в С.-Петербурге, Сочи, Абакан. Серерная граница этого треугольника – линия Оренбург-Пермь-Красноярск, а южная граница – Сочи-Астрахань-Оренбург. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% ее населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры. Средняя плотность населения достигает 40 чел. на 1 км», а плотность сельского населения – 10 чел. на 1 км 2.

2. северная зона

Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км 2 , а сельского – менее 1 чел. на 10 км 2 , т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты, М. и а да на и др.).

3. южная зона

Она занимает сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории). К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1% населения России. Средний плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км 2), хоти, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т.е. это тоже практически неосвоенная территория.

Существует 3 группы особенностей, влияющих на расселение населения :

1) этнонациональные

По принадлежности к языковым группам выделяют:

ü индоевропейская

ü финоугорская

ü северокавказская

ü алтайская

2) полеэтнические

Предполагает распыленность в размещении народов, обусловленная несоответствием размещения многих народов и ограниченными территориями соответствующих субъектов Федерации. Численность коренных народов снижается в следствии ассимиляции русских на территориях этих народов.

3) наличие определенных ландшафтно-этнических групп

· северно-европейская

· урало-поволжская

· северокавказская

· среднесибирская

· северо-сибирская

· южно-сибирская

Критерии подразделения поселений :

1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских – несельскохозяйственные отрасли экономики.

2. Размер поселения, т.е. количество жителей в нем, – городские поселения обычно крупнее сельских.

3. Административное значение – если оно есть, то поселение считается городским.

4. Плотность населения – в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.

5. Степень благоустройства – в городских поселениях она выше, чем в сельских.

6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, – поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа – городское и сельское.

2.1 Городское население

Основными признаками, определяющими городское поселение, служат:

1. численность населения населенного пункта

2. род занятий населения

Город – населенный пункт, большая часть населения которого занята в промышленности, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Город в РФ должен иметь не менее 12 тысяч жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. Доля горожан составляет 73% от общей численности населения страны.

Самый крупный город в России – , в нём живёт более 10 миллионов жителей. Самый маленький – ), имеет население всего 275 жителей.

По численности жителей города подразделяют на:

ü малые (до 50 тыс. жителей)

ü средние (51–100 тыс. жителей)

ü большие (101–250 тыс. жителей)

ü крупные (251–500 тыс. жителей)

ü крупнейшие (500 тыс. - 1 млн. жителей)

ü города-миллионеры (более 1 млн. жителей)

Города-миллионеры РФ (на 01.01.2009 г.)

По функциональному назначению городские поселения подразделяют на города:

1) с разнообразными функциями (Например, Москва)

2) с преимущественно промышленными функциями (Например, Н. Тагил)

3) города-курорты (Например, Сочи)

4) города-наукограды и города-научно-исследовательские центры (Например, Зеленоград, Королев)

В настоящее время в РФ насчитывается 1098 городов и 1850 ПГТ, из них 11-города миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций.

Городская агломерация – компактное скопление населённых пунктов, главным образом , местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, ); полицентрические (имеющие несколько городов-ядер, например, Кавказские Минводы) и бицентрические (Чебоксары-Новочебоксарск) агломерации.

Для средних и малых городов основной проблемой территориальной организации является обеспечение занятости населения в зависимости от профиля их развития.

Например, в городских поселениях с легкой промышленностью возрастает сложность трудоустройства мужского населения, а в городах с преобладанием добывающей или перерабатывающей промышленности – сложность в трудоустройстве женской части населений. развитие экономики РФ требует обязательного комплексного развития хозяйства городских поселений, при том различного типа.

2.2 Сельское население

Сельское расселение – распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. Притом сельской местностью считается территория, расположенная за границами городских поселений.

Сокращение сельских поселений связано с процессами рыночных преобразований и недостаточным уровнем развития социальной и бытовой сферы. Сельское население России по данным последней переписи населения (1.01.2002 г.) составило 27% от общей численности населения страны. Оно представлено занятыми в отраслях сельскохозяйственного производства, а также социальной сферы.

Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты – это:

ü села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);

ü деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);

ü поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа – аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

1) мельчайшие (до 50 жителей)

2) мелкие (51–100 жителей)

3) средние (101–500 жителей)

4) крупные (501–1000 жителей)

5) крупнейшие (свыше 1000 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (≈52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.

По данным переписи населения 2002 года, 73% россиян – городские жители, 27% – сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 года. Одна из основных особенностей демографической ситуации последних десятилетий в стране – концентрация городского населения в небольшом количестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах – Центральном (26%), Приволжском (22%) и Южном (16%). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ – 4,6% населения. Треть жителей России сосредоточена в крупнейших « »: в , , , , , , , , , . Москва входит в число .

Главное отличие сельских поселений от городских – занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством нзанимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непрпоизводствееной сфере и других «городских» отрослях экономики. В начале 21в. в России насчитывается примерно 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает около 39 млн. чел. (27% всего населения страны).

В России используется сочетание преобладающих экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются: 1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.; 2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Таким образом, сельские поселении в России – это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел., или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве, поэтому они подразделяются также на две разновидности: 1) сельскохозяйственные 2) несельскохозяйственные.


Список использованной литературы

1. Е.Г. Чистяков. Учеб. пособие / Территориальная организация населения. – М: Вузовский учебник, 2005.

2. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

3. Электронная энциклопедия

Территориальная организация отраслей промышленности

Территория округа обладает большим энергетическим потенциалом, включающим в себя: АЭС (Калужская, Смоленская, Тверская, Курскаяй и Воронежская области), ТЭЦ (на территории Московской области – 23 ТЭЦ), ГРЭС (Рязанская область)

Действуют крупные водохранилища многолетнего регулирования: Вазузское -Смоленская и Тверская области, Иваньковское - Тверская область, Рыбинское – Ярославская область и Горьковское -Ярославская и Костромская области. Недра обладают богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. На территории расположена уникальная группа железорудных месторождений Курской магнитной аномалии (КМА), составляющей 60% запасов железорудного сырья России. Сосредоточено значительное количество общих запасов России нерудного сырья: для металлургии – огнеупорные глины, флюсовые известняки, формовочные пески; стекольного сырья – пески, доломиты; горно-химического сырья – фосфориты, карбонатные породы, гипс, каменная соль; сырья для производства различных строительных материалов – пески, песчано-гравийные смеси, гипс, трепел и др., пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также минеральных вод и рассолов для лечебных, питьевых и технических целей.

Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства

Сельскохозяйственные угодья охватывают обширные территории и отличаются пестрым составом, в котором пашни, луга, сенокосы соседствуют с животноводческими и птицеводческими комплексами. Наиболее интенсивно развиваются отрасли сельского хозяйства, характеризующиеся пригородной специализацией, ориентированные на обеспечение крупных городов и, в первую очередь Москвы, продуктами питания.

Особенности территориальной организации транспортной системы

ЦФО обладает развитой транспортной системой, главной задачей развития которой является повышение конкурентоспособности и качества обслуживания населения и промышленности.

Через регион проходят направления трех транспортных коридоров: транспортный коридор «Транссиб» – от границы с Белоруссией через Смоленск – Москву – Нижний Новгород до Владивостока; коридор «Север-Юг» и паневропейский коридор № 9.

Приоритетным направлением развития транспортных коммуникаций является создание современных скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей на направлениях Москва-Минск и Москва - Санкт-Петербург.

Одной из важнейших проблем ЦФО является модернизация московского транспортного узла (МТУ) – наиболее крупного в России.

Перспективы развития железнодорожного транспорта здесь связаны с решением проблем максимального выноса грузовой работы за пределы Московской кольцевой железной дороги, и использованием ее для пассажирского движения, переключения грузового транзита на БМО, формирования специализированных грузовых терминалов на стыках БМО и радиальных железнодорожных и автодорожных направлений для создания сети оптовых рынков в Москве и области, обновлением подвижного состава для пригородного движения, организацией Московской пассажирской железнодорожной компании.

Выходящие из Москвы радиальные автомобильные магистрали предусматривается реконструировать на подходах к городу с устройством 6-8 полосной проезжей части и далее в пределах округа с устройством 4 полос движения. В целях разгрузки радиальных магистралей Московского автодорожного узла будут построены хордовые и соединительные дороги.

Важным для Центрально-Черноземного района направлением совершенствования межрайонных связей, учитывая агропромышленную специализацию района, является создание транспортно-логистической системы для приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.

27. Экономические центры Северо-Западного федерального округа.

Санкт-Петербург – важный экономический и научный центр РФ, крупный транспортный узел. Экономика города базируется на промышленности и туризме. Основные отрасли промышленности: тяжелая индустрия; транспортное машиностроение; судостроение и судоремонт; станко- и приборостроение; производство оптики, электроприборов и электронной техники; производство вооружений; черная и цветная металлургия, химическая, лёгкая, пищевая и полиграфическая промышленности.

28. Специализация Северо-Западного федерального округа.

В Северо-Западном экономическом округе выделяют такие отрасли хозяйственной специализации, как:

· Машиностроение;

· Морской транспорт;

· Черная и цветная металлургия;

· Химическая промышленность;

· Лесная промышленность;

· Рыболовство и рыбная промышленность;

Машиностроение . Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу. Машиностроительный комплекс - многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы - 40% машиностроения дает г. Санкт-Петербургский промышленный узел.

Морской транспорт . Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

Черная и цветная металлургия . Северо - Западный федеальный округ - один из крупнейших в России производителей и экспортёров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.

Черная металлургия представлена крупнейшим череповецким металлургическим комбинатом АО «Северсталь» (г. Череповец), Костомукшским горно - обогатительным комбинатом (Республика Карелия), металлургическими цехами на Кировском и Ижорском машиностроительных заводах г. Санкт - Петербурга.

Предприятиями цветной металлургии производится значительная часть никеля, кобальта, концентрата редких металлов. В производстве цветных металлов развиты начальные стадии: добыча и обогащение нефелинов, бокситов, титановых руд. Алюминиевая промышленность представлена предприятиями по производству глинозема в г. Бокситогорске и Пикалевским заводом (Ленинградская область), работающим на нефелинах Кольского полуострова. Предприятия по выпуску металлургического алюминия расположены в городах Кандалакше (Мурманская область), Надвоицах (Республика Карелия) и Волхове (Ленинградская область). Медь, никель, кобальт получают на комбинатах «Никель» (г. Мончегорск) и «Печенганикель» (г. Никель). Для производства меди, никеля, кобальта собственного сырья не хватает, поэтому рудные концентраты завозятся Северным морским путем из Норильска.

Химическая промышленность. В Северо-Западном федеральном округе химическая промышленность относится к отраслям рыночной специализации. Получили развитие как основная химия, в частности производством минеральных удобрений, так и химия органического синтеза. Химическая промышленность представлена различными производствами, по концентрации которых выделяется г.Санкт-Петербург. Особенно большое развитие получило производство удобрений, резинотехнических изделий, синтетических смол, пластмассы, лакокрасочных изделий, различных кислот и аммиака, фармацевтических препаратов, фосфатного сырья, продукции бытовой химии.

Лесная промышленность. В Северо-Западном федеральном округе лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность является одной из важнейших отраслей рыночной специализации. Регионы Северо – Запада - крупнейшие производители разнообразной лесопродукции в России.

Рыболовство и рыбная промышленность. По улову рыбы Северо-Западный федеральный округ занимает второе место в стране, после Дальневосточного. В округе сконцентрирован очень крупный рыболовный флот. Промысловое значение имеют Баренцево и Балтийское моря, где ведутся лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, а также добыча морепродуктов. Переработка рыбы осуществляется рыбокомбинатами, которые размещены в Мурманске, Санкт - Петербурге, Калининграде. Рыбные ресурсы имеются в Петрозаводске. Менее крупный центр рыбной промышленности - Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

29. Территориальная организация хозяйства Северо-Западного федерального округа.(смотри 26)

  1. Население Северо-Западного федерального округа и проблема Калининградской области .

Население Северо–Западного федерального округа составляет 13,5 млн. чел. За 1992 – 2005 гг. численность жителей, проживающих на его территории, сокращалась. Наибольшие показатели естественной убыли населения отмечались в Вологодской области, Республике Карелия, Санкт – Петербурге. Сокращение численности населения связано с неблагоприятной демографической ситуацией во всех регионах округа, характеризующихся как отрицательными показателями естественного прироста, так и усилившимися миграционными процессами.

В настоящее время устойчивое снижение естественного прироста населения имеет место во всех субъектах Федерации, входящих в состав округа. Миграционные процессы на территории округа носят разнонаправленный характер: в южных регионах наблюдается прирост мигрантов, в северных, особенно в Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми, наблюдается значительный отток населения, что связано с крайне неблагоприятными условиями жизнедеятельности в условиях системного кризиса.

Устойчивый рост населения наблюдается только в Калининградской и Ленинградской областях округа, что объясняется высоким уровнем миграции. Достаточно высок миграционный приток населения в Санкт – Петербург, но он покрывается естественной убыли.

Размещено население округа неравномерно; средняя плотность населения составляет 8,2 чел. на 1 км 2 . Основная часть жителей приходится на Санкт – Петербург и Ленинградскую область (73,2 чел. на 1 км 2). Наибольшая плотность населения характерна для Калининградской области (63,1 чел. на 1 км 2), Псковской и Новгородской областей (13,1 и 12,3 1 чел. на 1 км 2 соответственно).

Северная часть округа отличается слабой заселённостью, причем самым слабозаселенным регионом является Ненецкий автономный округ (2,4 чел. на 1 км 2), расположенный в Заполярье.

Округ отличается высоким уровнем урбанизации – более 80% населения проживает в городских поселениях, при этом значительная часть населения сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт – Петербургской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Калининградской, Псковской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми.

Национальный состав населения неоднороден. Большую часть его составляют русские. Среди других национальностей преобладают коми, карелы, саами, на северо-востоке Архангельской области – ненцы. На европейском Севере остро стоит проблема выживаемости коренных малочисленных народов в связи с сокращением среды их обитания.

За годы реформирования в округе значительно уменьшилась занятость в экономике, в то же время возрос уровень безработных. Особенно остро стоит проблема занятости в районах с традиционно сложившимися отраслями хозяйственного комплекса – угольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроением – в Архангельской, Псковской, Новгородской областях, Республиках Карелия и Коми.

31. Транспорт Северо-Западного федерального округа, перспективы развития и его общероссийское значение.

Транспортная система округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожным,

морским, автомобильным, воздушным и трубопроводным. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт.

Крупным железнодорожным узлом является Санкт - Петербург, от которого берут начало 12 магистралей на Москву, Урал, в Беларусь и на Украину. Важное значение имеет магистраль Санкт - Петербург - Череповец - Вологда - Пермь, соединившая промышленные районы Севера и Урала. Железнодорожная линия Санкт -Петербург - Мурманск соединила два крупных портовых города. Немаловажное значение имеет магистраль Санкт – Петербург –Таллин – Рига - Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железнодорожная магистраль Санкт – Петербург - Хельсинки.

32. Научно-технический потенциал Центрального федерального округа.

  1. Расселение населения Центрального федерального округа.

Характерная черта ЦФО - высокий удельный вес городского населения. В округе 248 городов и 400 ПГТ, в которых проживает свыше 25 млн. чел. Доля городского населения составляет 83,1 %. В округе сформировалась крупнейшая в России Московская агломерация, где проживает 1/2 городского населения района.

  1. Отрасли хозяйственной специализации Центрального федерального округа.

Значительное развитие получило сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Оно представлено производством колесных тракторов в Липецке и Владимире, специализированным заводом по выпуску тракторных запасных частей в Курске, агрегатным заводом в Чаплыгине, заводом автотракторных деталей в Тамбове. Самоходные комбайны и сенокосилки производят в Люберцах, льноуборочные комбайны - в Бежецке (Тверская область), картофелеуборочные комбайны - в Туле. Ведущее место в стране занимает завод зерноочистительных машин «Воронежсельмаш». Разнообразное сельскохозяйственное машиностроение представлено в Рязани, Туле, Орле.

Центральный федеральный округ - один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Благоприятные природно-климатические условия способствовали развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства. На долю федерального округа приходится 68% валового сбора льна страны, 49,4 сбора сахарной свеклы, 33 валового сбора картофеля, 19,4 валового сбора зерна, 16,3 сбора семян подсолнечника, более 30 овощей, 33 картофеля, 28 производства молока, свыше 20% производства мяса.

Основные посевы пшеницы приходятся на черноземные Орловскую, Тульскую, Рязанскую, Липецкую, Белгородскую, Воронежскую и Тамбовскую области. На Центральное Черноземье приходится и основная часть посевов крупяных культур. Так, в засушливых районах юго-востока выращивают просо, а в западных с достаточным количеством поступающей влаги - гречиху.

Животноводство представлено молочно-мясным направлением, свиноводством и птицеводством. В округе получили развитие крупные животноводческие комплексы, птицефабрики.

Основное условие эффективного развития второй крупной отрасли сельского хозяйства - животноводства - рациональная организация кормовой базы. Несмотря на то что в округе производится значительное количество зерновых и технических культур, имеются отходы пищевой промышленности и витаминного производства, комбикормовая промышленность развита недостаточно. Для сельского хозяйства округа характерны несоответствие мощностей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, объемам производства сельскохозяйственной продукции, низкий уровень технической оснащенности предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, высокая доля ручного труда, слабое развитие инфраструктуры.

Население ЮФО

Население. По численности населения ЮФО занимает третье место в России, уступая только Центральному и Приволжскому. Здесь на территории 3, 5% от общей площади страны проживает 22, 8 млн человек (на 1 января 2006 г.), т.е. около 16% ее населения. Преобладает городское население (57%). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75% населения, в Ростовской - 67%, то в Чечне - лишь 34%, Ингушетии и Дагестане - 43%. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами.

Средняя плотность населения округа - около 38, 7 человек на 1 км2, что более чем в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно.

Для ЮФО характерны довольно разнонаправленные миграционные процессы, связанные с военными и межэтническими конфликтами, а также со значительными объемами переселения сюда жителей из других регионов с неблагоприятным климатом.

ЮФО - самый многонациональный регион России. В одном только Дагестане проживает 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и др.). Наиболее многочисленны русские и украинцы.

Округ является районом с высокой трудообеспеченностью, однако в последние годы с переходом к рыночным отношениям и массовым прекращением деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Уровень зарегистрированной безработицы в 2000-2005 гг. составил 6, 1%, что почти в 3 раза выше среднероссийского.

36. АПК ЮФО.(+34)

По доле сельского населения ЮФО занимают лидирующую позицию в России. ЮФО является важнейшими поставщиками зерна, в основном пшеницы. Также широко распространены посевы кукурузы, риса. Велико значение региона как производителя технических культур - подсолнечника, сахарной свёклы, горчицы, табака. На территории юга России находится более трети всех плодово-ягодных насаждений и расположены все виноградники Российской Федерации. В регионе также выращивают субтропические культуры: чай, цитрусовые, хурму, инжир (на Черноморском побережье Краснодарского края).

Значение расселения определяется не только тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества - человек, но и организующей ролью, экономическим и социальным значением. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов. Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, через особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, социальные, экономические, демографические, транспортные и другие взаимосвязи, через концентрацию производства и уровни социального развития населенных пунктов.

На основании заселенности выделяют городское и сельское население. В качестве критериев определения городских поселений положены два основных признака:

· · численность населения данного населенного пункта;

· · род занятий населения (процент рабочих и служащих и членов их семей в общем составе населения).

Городское население и городские населенные пункты. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) - не менее 2 тыс. чел.

В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории поселений.

1. Большие города, которые подразделяются на сверхкрупные с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. и свыше 1 млн, крупные - от 100 до 500 тыс. чел.

2. Средние города, которые подразделяются на полусредние с численностью от 50 до 100 тыс. чел. и средние - от 20 до 50 тыс. чел.

3. Небольшие малые города с населением от 10 до 20 тыс, чел. и поселки городского типа - до 10 тыс. чел.

По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми, государствами мира - 73% от общей численности населения страны.

По степени урбанизации регионы Российской Федерации существенно различаются как на уровне крупных экономических районов, так и на уровне административно-территориальных образований.

Среди экономических районов наиболее высоким удельным весом городского населения выделяется Северо-Западный (86,7%) и Центральный (82,9%). К регионам, превышающим средний показатель городского населения по России, относятся Северный (75,7%), Дальневосточный (75,8%) и Уральский (74,5%). Минимальные показатели урбанизации характерны для Северного Кавказа - 55,6% и Центрально-Черноземного региона - 61,6%. Среди субъектов Федерации самый низкий показатель городского населения имеют республики: Алтай (24,0%), Чеченская (36,5%), Дагестан (42,0%), Калмыкия (38,5%), Ингушская (41,3%), Карачаево-Черкесская (46,0%) и Тува (48,6%).


Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной и демографической структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения людей. Современная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, который сопровождается их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежные территории. Возрастает значение укрупненных городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие поселения. Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он стал играть роль главного центра. Образуется городская агломерация - одна из качественно новых форм современного городского расселения. В настоящее время насчитываются 1087 городов и 2022 поселка городского типа, из них 13 - города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций. Крупнейшими среди них являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская агломерации.

Каждый из типов заселений имеет свои проблемы, обострившиеся в период становления рыночной экономики. В городских агломерациях, больших городах с высокой концентрацией промышленного производства и населения негативные процессы связаны с ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием затрат времени на передвижение к месту работы или учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транспорта, ухудшением социальной сферы обслуживания, жилищных условий и состояния здоровья населения. Для средних и малых городов проблемой является занятость населения, в зависимости от профиля их развития. В городах и поселках городского типа, ориентирующихся на развитие отдельных отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности (европейский центр, южные регионы страны), возрастает степень сложности трудоустройства мужской части населения. В городских поселениях с преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей хозяйства (европейский Север, Сибирь и Дальний Восток) остро стоит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отношений требует значительных изменений в социальной направленности трансформации общества и более комплексного развития хозяйства городских поселений различного типа.

Сельское население и сельские населенные пункты. Сельское население России на 1 января 1997 г. составило 39,8 млн чел., или 26,9% общей численности населения страны. Сельское население включает население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а также в отраслях социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьих станиц и горных аулов Северного Кавказа, оленеводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для Российской Федерации характерен деревенский тип расселения населения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также их густоты. Особенно резко этот процесс протекал в период реализации решений по развитию Нечерноземной зоны Российской Федерации 1970-1989 гг. Наиболее заметное сокращение числа деревень при уменьшении их людности отмечалось в южно-таежной зоне, подзоне смешанных лесов и лесостепи в пределах европейской части страны: это области Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, юга Северного и севера Уральского регионов.

В отличие от городского населения, размещение которого находится в большей зависимости от уровня экономического развития и технической оснащенности государства, на размещение сельских населенных пунктов большое влияние оказывают природно-географические факторы.

Из 89 административных единиц Российской Федерации в 7 сельское население значительно превышает городское и составляет: в республиках Алтай - 76,0%, Дагестан - 58,0%, Ингушской Республике - 58,7%, Чеченской Республике - 63,5%, Республике Калмыкия - 61,5%, Карачаево-Черкесской Республике - 54,0%, Республике Тува - 51,4%. Такое превышение объясняется историческими особенностями проживания и традициями этих народностей.

Далеко не равномерно размещается сельское население и по территории России: 27% приходится на Северный Кавказ и Центрально-Черноземный район, где средние показатели заселенности составляют 22,4 чел. на 1 км 2 и 18,1 чел. на 1 км 2 соответственно при средних показателях по России 2,3 чел. на 1 км 2 . Значительные различия расселения сельского населения отмечаются и внутри регионов с высоким уровнем сельскохозяйственного производства. Наибольшая плотность сельского населения характерна для Краснодарского края - 30,4 чел. на 1 км 2 , Республики Дагестан - 24,6 чел. на 1 км 2 и для областей: Белгородской - 19,1 чел. на 1 км 2 , Липецкой - 18,3 чел. на 1 км 2 , Курской - 18,1 чел. на 1 км 2 .

РАССЕЛЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Процесс распределения и перераспределения населения по территории называется расселением . Пространственный рисунок расселения называется размещением населения.

Основные закономерности размещения населения.

Около 70% населения сосредоточено на 7% территории, а 15% суши - совсем необжитые территории.
в северном полушарии проживает 90% населения свыше 50% населения - до 200 м над уровнем моря, а до 45 - до 500 м около 30% - на расстоянии не более 50 км от берега моря, а 53% - в 200-км прибрежной полосе.
в восточном полушарии сосредоточено 80% населения большинство населения проживает свыше 1000 м в Боливии, Мексике, Перу, Эфиопии, Афганистане.
средняя плотность: 45 чел./км 2 лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5000 м
на 1/2 суши плотность населения менее 5 чел./км 2
максимальная плотность населения: Бангладеш - 700 чел./км 2

В небольших, преимущественно островных государствах плотность еще выше, чем в бангладеш: в Сингапуре - более 5600, на Мальдивах - 900, на Мальте - 1200, в Монако - 16400 чел. На 1 кв. Км.

РЕГИОНЫ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ СКОПЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ:

  1. Восточная Азия (Китай, Япония, Корея)
  2. Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан)
  3. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия и др
  4. Европа
  5. Атлантическое побережье Сев. Америки (северо-восток США).

    ПРИЧИНЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

    1. Климат
    2. Рельеф
    3. Исторические особенности заселения территории
    4. Социально-экономические факторы (в последнее время)
    ТИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
    ГОРОДСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
    групповое (деревенское) рассеянное (фермерское)
    Россия, Китай, Япония, ряд стран зарубежной Европы, в большинстве развивающихся стран США, Канада, Австралия, в ряде стран зарубежной Европы

    МИГРАЦИЯ (МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) НАСЕЛЕНИЯ

    Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения. Главная причина миграций - экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

    Рисунок 7. Виды миграций.

    Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в средние века, прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

    Самый большой "миграционный взрыв" начался в XIX в. Главным очагом эмиграции долгое время оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось "выталкиванием" части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начала эмиграции до второй мировой войны из Европы выехало 60 млн. человек. Второй очаг эмиграции сложился в Азии. Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

    После второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу XX в. достигли масштабов нового "миграционного взрыва". Как и прежде, основная причина этих миграций - экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни. Такие миграции получили название трудовых миграций . В результате в конце XX в. за пределами своих стран постоянно или временно работают уже 35- 40 млн. человек, а с учетом членов семей, сезонников и нелегальных эмигрантов - в 4-5 раз больше. Больше всего иностранных рабочих в Швейцарии, где на долю приходится около 10% работающих. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется из развивающихся в экономически развитые страны. Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.

    Главная причина такого рода международной миграции рабочей силы - большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и не престижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами, разносчиками, официантами, лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т. п.

    Ныне в мире существуют три главных центра притяжения трудовых ресурсов.

    Во-первых, это Западная Европа (в особенности ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы (Италии, Испании), Западной Азии (Турции) и Северной Африки; в 90-х гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран СНГ.

    Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн. человек в год, а нелегальная - и того больше.

    В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидского залива, в общей численности населения которых, трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намного превышают местное население. Странами со значительной иммиграцией остаются также Канада, Австралия, но еще большей степени Израиль, население которого на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из России и некоторых других стран СНГ.

    Во второй половине XX в. появилась новая форма внешних миграций, которая в отличие от прежней "утечки мускулов" получила наименование "утечка умов" (или "перекачка мозгов"). Сущность ее заключается в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов-"интеллектуалов" также стали развивающиеся страны. "Утечка умов" крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с политическим и экономическим кризисом усилилась "утечка умов" из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.

    Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже превысило 20 млн. человек. Понятно, что люди бегут прежде всего из районов острых политических и военных конфликтов. В первой половине 90-х гг. первое место в мире по числу беженцев (более 6 млн.) занимал Афганистан, где до этого шла длительная и кровопролитная война. Более 2 млн. беженцев покинуло Руанду, более 1,5 млн. - Иран и Мозамбик, 1,2 млн. - Боснию и Герцеговину. Массовые потоки беженцев характерны и для ряда стран СНГ.

    Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что его стали называть "великим переселением народов XX в.". Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии и Китая.

    В последнее время все более массовым становится отток людей из разного рода "горячих точек", включая не только военно-политические конфликты, но и районы экологического бедствия. По существу это те же беженцы (например, экологические беженцы), но обычно их называют перемещенными лицами.

    УРБАНИЗАЦИЯ

    Город - крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции.

    Город - это концентрация населения и хозяйства на сравнительно небольшой территории.

    "Крупность" города определяется численностью живущих в нем людей, т.н. людностью . При этом городом считается в странах Скандинавии население с числом жителей более 200 чел., в Канаде, Австралии - свыше 1 тыс., в ФРГ, Франции - свыше 2 тыс., в США - свыше 2, 5 тыс., Индии - свыше 5 тыс., Нидерландах - свыше 10 тыс., в России - свыше 12 тыс., а в Японии - свыше 30 тыс.

    Таблица 16. Динамика городского населения мира

    Урбанизация - процесс роста городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возрастание роли городов во всех сферах жизни общества, преобладание городского образа жизни над сельским.

    Показатель урбанизации - уровень урбанизации - доля городского населения в общей численности населения.

    Таблица 17. Динамика доли городского населения по крупным регионам мира (%).

    Регионы 1950 г. 1970 г. 1990 г. 1995 г.
    Африка 15 23 30 34
    Северная Америка 64 70 75 75
    Латинская Америка 41 57 65 74
    Азия 17 25 34 34
    Европа 54 64 73 74
    Австралия и Океания 61 65 68 70
    Китай 30
    Россия 76

    Таблица 18. Классификация стран по уровню урбанизации, (%).
    высокоурбанизированные среднеурбанизированные слабоурбанизированные
    более 50% 20-50% до 20%
  6. Бельгия (95), ФРГ, Дания, Великобритания, Исландия, Испания, Нидерланды и др.;
  7. Израиль (90), Кувейт (94) и др.;
  8. США (74), Гваделупа (90), Гвиана (81), Аргентина (86), Уругвай (89), Чили (84);
  9. Австралия (85)
  10. Португалия (30), Албания (36);
  11. Китай (40), Индия (27), Индонезия (31);
  12. Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Молдова
  13. Камбоджа (11), Лаос (16), Бутан (13), Непал (7), Оман (9), Буркина-Фасо (9), Бурунди (5), Руанда (7), Эфиопия (12)
    Промышленно развитые: 75 %
    Страны ЕС: 80,8 %
    Весь мир: 47 %
    Развивающиеся: 41%
    Наименее развитые: 14,7 %

    Три общие черты урбанизации, характерные для большинства стран

    1. Быстрый темп роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Ныне на долю развивающихся стран приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютная численность горожан уже намного превысила их численность в экономически развитых странах. По абсолютному показателю городских жителей лидером является - Китай, хотя по уровню урбанизации эта страна относится к среднеурбанизированным.
    2. Продолжающаяся концентрация городского населения, прежде всего, в больших городах.

      Таблица 19. Рост численности городов-"миллионеров" в ХХ веке.


      Таблица 20 . Крупнейшие страны мира по численности городского населения (в 2000 г.)

      Страны

      Городское население, млн чел.

      Доля городского населения,

      %

      Китай

      Индия

      США

      Бразилия

      Россия

      Япония

      Индонезия

      Мексика

      ФРГ

      Великобритания

      Нигерия

      48,1

      Турция

      48,1

      Франция

      43,9

      Филиппины

      41,1

      Италия

      38,6

    3. "Расползание" городов, расширение их территории, переход от "точечного" города к городским агломерациям - компактным пространственным группировкам городских поселений, объединенных многообразными и интенсивными производственными, трудовыми и культурными связями.

    Сюда можно прибавить ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах.

    В последнее время для характеристики крупнейших городов мира, как правило, используются данные об образованных ими агломерациях, т.к. такой подход является более правильным.

    Таблица 21. Крупнейшие агломерации мира в 2000 г. Тестов: 1

    Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

    Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

    Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

    Агломерации

    Число жителей,

    млн чел.

    Агломерации

    Число жителей,

    млн чел.

    Токио

    26,4

    Дакка

    11,7

    Мехико

    17,9

    Карачи

    11,4

    Мумбаи (Бомбей)

    17,5

    Париж

    11,3

    Сан-Паулу

    17,5

    Дели

    11,3

    Нью-Йорк

    16,6

    Лондон

    11,2

    Москва

    13,4

    Осака

    11,0

    Лос-Анджелес

    13,0

    Пекин

    10,8

    Шанхай

    12,9

    Джакарта

    10,6

    Лагос

    12,8

    Манила

9. 3. Механизм обеспечения социальной безопасности: сущность, функции, принципы функционирования

Исследования социальной безопасности в рамках единого концептуального подхода требует рассмотрения направлений и условий эффективного влияния на уровень социальной безопасности. Раскрытие сущности процессов ее обеспечения - необходимое условие целенаправленной практической деятельности в сфере формирования состояния безопасности общества, государства и личности, поэтому можно утверждать, что именно в процессе реализации деятельности по обеспечению экономической безопасности оказывается ее непосредственную связь с реальными процессами экономической жизни.

В процессе выяснения сущности процесса обеспечения социальной безопасности следует учитывать ряд следующих положений. Во-первых, обеспечение социальной безопасности является организованной, целенаправленной деятельностью. Во-вторых, ключевым критерием процесса обеспечения социальной безопасности является защита национальных интересов. В-третьих, обеспечение социальной безопасности имеет характер комплексной деятельности, что одновременно охватывает различные сферы как социальной, так и экономической, политической и других видов активности (финансовую, энергетическую, працересурсну, продовольственную, экологическую, техногенную, научно-технологическую, внешнеэкономическую и тому подобное). В-четвертых, ключевая роль в обеспечении безопасности социальной сферы принадлежит государству.

Обеспечение необходимого уровня социальной безопасности требует выявления важных связей и взаимозависимостей в современной жизни общества, которые выступают объектом целенаправленного воздействия с целью повышения уровня безопасности субъектов хозяйствования, предоставления этим процессам системного характера. Основываясь на положениях концепции национальной безопасности, отметим, что системность проявляется в процессе реализации нійважливіших функций обеспечения социальной безопасности: создание и поддержания сил и средств обеспечения социальной безопасности, а также управления системой обеспечения национальной безопасности.

В современных условиях система безопасности приобретает юридической формы закрепления особенностей, целей и задач деятельности по обеспечению социально-экономической безопасности. В категориях системы безопасности государство стремится формализовать деятельность по формированию должного уровня развития социально-экономической сферы, законодательно закрепить ее как одну из важнейших функций. Однако, по нашему мнению, рассмотрение только формальной стороны процессов обеспечения безопасности, юридических форм их проявления неоправданно сужает объект исследования данной проблемы. Построение системы обеспечения безопасности и ее юридическая констатация определяются прежде всего особенностями производственных отношений в обществе. Поэтому объективной основой обеспечения социальной безопасности выступают процессы, происходящие в экономическом базисе. Совокупность таких процессов является результатом действия механизма обеспечения социально-экономической безопасности.

Отметим, что и в процессе анализа механизма обеспечения безопасности нельзя вполне абстрагироваться от его юридических форм и организационно-правовых проявлений, однако их целесообразно рассматривать в данном контексте как необходимый компонент регулирования социально-экономической жизни, элемент организационно-управленческих взаимоотношений.

Механизм обеспечения социальной безопасности - это система организационно-экономических и правовых мероприятий по предотвращению социально-экономическим угрозам, охватывает следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угрозу социальной сфере; выработка предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предотвращению внутренним и внешним угрозам в социальной сфере. Как основу механизма обеспечения социальной безопасности следует рассматривать совокупность объективных зависимостей и связей между явлениями и процессами социально-экономической жизни в их саморазвития, в динамике. Механизм обеспечения безопасности способен меняться, иметь адаптивный характер, то есть адекватно отражать изменения в производственных отношениях и производительных силах общества.

Наравне с наличием объективных процессов социальной жизни, механизм обеспечения социальной безопасности испытывает на себе влияние субъективных факторов. Последнее утверждение означает наличие взаимосвязи с процессами экономического базиса, но и надбудовними взаимоотношениями, особенно в части формализации механизма безопасности согласно целей, задач, идеологии общественного развития.

В структуре механизма обеспечения социальной безопасности следует выделить такие подсистемы в рамках единого механизма:

подсистема обеспечения необходимых параметров социального взаимодействия и развития;

подсистема государственного регулирования состояния социальной безопасности.

Механизм обеспечения социальной безопасности способен эффективно функционировать только при выполнении надлежащих требований:

комплексность, т. е. необходимость учета всех направлений и форм проявления отношений, влияющих на состояние безопасности;

системность, то есть учет как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов - элементов социально-экономического пространства высшего уровня - что, с одной стороны, накладывают определенные ограничения на функционирование механизма социальной безопасности, а с другой - открывают дополнительные возможности для его эффективности;

вариантность (альтернативность), т. е. выявление и обоснование нескольких вариантов разрешения противоречий, расчете траекторий социально-экономического развития в рамках функционирования единого механизма обеспечения экономической безопасности;

безусловный приоритет осуществления мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержание нормальных условий его существования;

приемлемый риск, то есть реализация доступных мер, направленных на защиту человека в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций.

Необходимым является рассмотрение структурных компонентов, входящих в состав механизма обеспечения социальной безопасности. Охарактеризуем основные из них.

1. Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей социально-экономической безопасности, ведется во многих странах мира. Однако для Украины она имеет особое значение из-за того, что переходная экономика характеризуется рядом серьезных диспропорций и противоречий, острой нехваткой ресурсов и чрезмерной неустойчивостью социальных показателей. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и масштабности охвата объектов наблюдения, качества информации и т. др.

2. Деятельность по предотвращению угроз в социальной сфере и возмещения причиненных убытков, связанных с превышением предельных значений по определенным показателям безопасности.

3. Важнейший структурный элемент механизма обеспечения экономической безопасности общества - деятельность государства по выявлению и обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз для социальной сферы.

Наиболее типичными направлениями государственной деятельности по этому аспекту является:

выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений социальной безопасности; разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

организация работы по реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз в социальной сфере;

экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции социальной безопасности. (Законодательные и другие нормативные правовые акты обязательно должны пройти экспертизу на предмет социальной безопасности.);

организация системы контроля за выполнением мероприятий по устранению угроз в социальной сфере.

С обозначенных позиций социальной безопасности правомерно рассматривать не только как защищенность национальных интересов, но и готовность и способность государства создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов, развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Роль государства проявляется еще и в том, что сам ход процессов современного социально-экономического саморазвития не гарантирует не только скоординированных действий в сфере обеспечения безопасности, но и установление общественно необходимых целей с использованием соответствующих механизмов. Без внешнего регулятивного воздействия целевая направленность механизма безопасности имеет ситуативный характер, выражая преимущественно тактические приоритеты отдельных субъектов социально-экономической системы. Поэтому ключевая роль государства заключается прежде всего в задании вектора обеспечения безопасности, системы согласованных целей, которые бы разделялись всеми субъектами хозяйствования как цели осуществления собственной социально-экономической деятельности. Базой таких регулятивных воздействий выступает согласование социально-экономических интересов. Именно согласование интересов является основой построения механизма обеспечения социальной безопасности, его важнейшим принципом.

Своих характерных черт механизм согласования приобретает в процессе взаимодействия и взаємореалізації социально-экономических интересов, выбора одного из возможных путей их объединения. Среди способов объединения интересов следует выделить два основополагающих и, в определенной степени, взаимоисключающие направления:

Субординированное подчинения одних социально-экономических интересов другим. Такое направление согласования интересов реализуется посредством централизованного директивного государственного влияния, а также на основе идеологической пропаганды. При этом в основу построения механизма обеспечения безопасности возлагается строгая иерархия интересов «государство - коллектив - личность».

Координированное согласования разнообразных интересов всех социальных субъектов. Механизм обеспечения безопасности, построенный на этом принципе, исходит из приоритетности личного интереса гражданина, социального субъекта, потребителя. В этом случае общество приходит к пониманию того, что не субординация, а координация социально-экономических интересов - самый эффективный способ их согласования и реализации. Отметим, что в основе эффективного механизма обеспечения социальной безопасности должно лежать комбинированное использование процессов координации и субординации, которое максимально соответствует специфике выбранной рыночной модели, особенностям социально-экономических взаимоотношений, уровню социального, политического, культурного развития нации.

В настоящее время функционирование механизма обеспечения социальной безопасности зачастую рассматривается с точки зрения необходимости обеспечения экономического развития как самого актуального императива. Обеспечение необходимых темпов экономического роста считается главным экономическим задачей, решение которой связано с абсолютным и относительным увеличением ВВП, преодолением бедности, формированием эффективного среднего класса как основы социально-экономической стабильности в стране. Экономический рост приводит к комплексному совершенствованию социально-экономических взаимоотношений в обществе, что, безусловно, отвечает целям обеспечения социальной безопасности. Следует отметить и концептуальное единство движущих сил экономического роста и механизма обеспечения безопасности социальной сферы. В обоих случаях ими являются противоречия социально-экономической жизни.

Однако, по нашему мнению, достижение экономического роста нельзя вполне отождествлять с процессами и механизмами обеспечения социальной безопасности, хотя нельзя отрицать и наличие тесной диалектической взаимосвязи между ними. Важным является учет тенденций развития социальных процессов, улучшение уровня жизни населения, решения проблем продовольственной и працересурсної безопасности, обеспечение условий эффективного социального партнерства, которые должны сопровождать экономический прогресс общества, впоследствии превращаясь в его основу.

В связи с комплексностью, разнообразием и сложностью задач социального развития и функционирования, механизм обеспечения социальной безопасности целесообразно рассматривать по следующим уровням:

Стратегический уровень. Заключается в ликвидации социальных противоречий или, по меньшей мере, их локализации и ослаблении. Этот уровень характеризуется выработкой системообразующих социально-экономических решений, которые отражаются в стратегиях, перспективных программах обеспечения социальной безопасности и является основой построения экономической политики государства.

Тактический уровень. Заключается в решении задач, связанных с ликвидацией конкретных видов угроз или предотвращением их воздействия на социальную сферу. Охватывает комплекс превентивных мероприятий.

Оперативный уровень. На этом уровне функционирования механизма обеспечения социальной безопасности должно находить выражение в ликвидации последствий угроз и негативных воздействий, возмещении причиненных убытков. Этот уровень содержит в себе комплекс оперативных мероприятий обеспечения безопасности социальной сферы.

Наличие приведенной уровневой градации в структуре механизма социальной безопасности не может не отразиться и на системе обеспечения безопасности. Именно система безопасности социально-экономической сферы наполняет данные уровни конкретным содержанием, позволяя формализация целей и методов их достижения. На практике такой
взаимосвязь механизма и системы находит себя в разработке политики, концепции, стратегии обеспечения национальной безопасности, а также в виде документов, что характеризуют отдельные компоненты обеспечения состояния безопасности государства.

За постоянного наличия деструктивных воздействий экономического, политического и социального происхождения возрастает необходимость непрерывной деятельности по обеспечению социальной безопасности, развития и совершенствования ее форм и направлений. При этом такая деятельность органично перерастает в систему воспроизводства социальной безопасности, что выступает как непрерывный процесс осуществления всеми субъектами комплекса мероприятий по достижению социально безопасного состояния функционирования и развития. Необходимость воспроизводственного характера обеспечения социальной безопасности доказывает и анализ материальной основы этой деятельности, а именно - экономического кругооборота доходов и расходов в масштабах национальной экономики, так и отдельных ее субъектных уровней. Основными стадиями воспроизводства экономической безопасности являются:

мониторинг состояния социальной безопасности;

определение конкретных мероприятий относительно сохранения или изменения параметров социальной безопасности на основе применения методов научно обоснованного планирования и прогнозирования социально-экономической ситуации в целом и ее отдельных аспектов;

реализация мер по обеспечению социальной безопасности.

Очевидно, непрерывное возобновление такой деятельности, в свою очередь, требует воспроизведения: ресурсной базы обеспечения социальной безопасности; системы условий конструктивного обеспечения безопасности, что охватывает организационно-управленческие, политические, внешнеэкономические, правовые, идеологические, культурные аспекты; системы взаимосвязей между всеми компонентами системы обеспечения безопасности в рамках социально-экономических и организационно-экономических взаимоотношений.

Итак, следует констатировать, что обеспечение социальной безопасности превращается в определяющий комплекс мероприятий, направленных на: предотвращение всему спектру социально-экономических угроз с точки зрения состояния, поведения и настроений населения; интенсивное формирование среднего класса как гаранта общественной стабильности на базе расширения адаптационных возможностей населения; всесторонней поддержки семьи как ключевого социального института; государственный протекторат прожиточного минимума, который обеспечивал гражданам потребление на уровне простого воспроизводства; государственные гарантии минимальных заработной платы, пенсий, выплат и обеспечения условий их роста, усиление тенденций самообеспечения гражданами высокой социальной мобильности восходящего характера.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча