Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
Дать детям представления о важности права на имя;
Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
Развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
Прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.
Предшествующая работа
- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;
- Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хоровод о правах ребенка;
- Рассматривание иллюстраций (эмблем);
- Рисование на тему: «Моя семья».
Оборудование
Календарь, картинки с буквой «Я», иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении.
Раздаточный материал
Картонное свидетельство с эмблемой «Право на имя», гуашь, колпачки, карандаши, кисточки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
Конспект открытого комплексного занятия
на тему:
«Имя каждому дано, уважаемо оно»
Воспитатель: Кудрявцева Вера Петровна
май 2012 г.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
Дать детям представления о важности права на имя;
Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
Развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
Прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.
Предшествующая работа
- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;
- Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хоровод о правах ребенка;
- Рассматривание иллюстраций (эмблем);
- Рисование на тему: «Моя семья».
Оборудование
Календарь, картинки с буквой «Я», иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении.
Раздаточный материал
Картонное свидетельство с эмблемой «Право на имя», гуашь, колпачки, карандаши, кисточки.
Ход занятия
Дети входят в группу здороваются с гостями.
Организационный момент.
Воспитатель: Милые дети,
Вы всех прекраснее на свете
Вот таких хороших, хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть.
Речь с движениями.
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе и во всем мы друзьям помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Вбегает Человек Рассеянный с улицы Бассейной.
Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята! Я – Человек Рассеянный с улицы Бассейной. А пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам подарок (достает календарь). Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей). А почему в календаре, одни числа черные, а другие – красные?
Дети: Красные числа – это праздники, а черные числа – это будни.
Человек Рассеянный: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Человек Рассеянный: Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас?! И назовем его – «День прав ребёнка»!
Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник – «День прав ребенка»! Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Ребенок: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Человек Рассеянный: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах). Где же оно? Ах, вот, нашел! (находит конверт в носке, открывает, достает карточки с буквой «Я» (7шт.), выкладывает их на мольберте. Что это за буква?
Дети: Это буква «Я».
Человек Рассеянный: Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?
Дети считают вместе с Человеком Рассеянным.
Человек Рассеянный: Всё верно, семь! Семь – Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Человек Рассеянный: Расскажите мне, что это за право?
Ребенок 1: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребенок 2: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.
Ребенок 3: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.
Ребенок 4: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Человек Рассеянный: Я всё понял, у детей есть право на семью и у меня есть право на семью.
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребенок 1: Я обязан убирать за собой игрушки.
Ребенок 2: Я заправляю постель.
Ребенок 3: Я и мой братишка помогаем маме в уборке дома.
Ребенок 4: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
А давайте сейчас с вами почувствуем как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей птичку».
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленькую птичку у себя в руках. Чтобы её согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите её к груди… А теперь посмотрите на вашу птичку, согрелась она у вас? Выпустите птичку на волю. Посмотрите, она полетела к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькой птичке. Она согрелась и улетела.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Воспитатель: Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть,
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дети: - В семье дружат – живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и дитя на месте.
Человек Рассеянный: Молодцы, так много пословиц и поговорок знаете о семье. Мне так у вас понравилось! Но делать нечего, надо спешить! А то я по рассеянности опять что-нибудь забуду. До свидания, ребята!
(Человек Рассеянный уходит. Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садиться на стульчик.)
Воспитатель: Интересно, какой-то мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал,
Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же его назвать?
Дети: Кузя, Нафаня и т.д.
Воспитатель: Теперь, домовенко, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравиться тебе твое имя?
Кузя: Очень нравится. Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя «Кузя». Что же оно обозначает?
Дети: К – культурный, красивый.
У – умный, уважаемый.
З –заботливый, знающий.
Я – яркий, ясный.
Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать о своем имени?
Ребенок 1: Я – Лиза.
Лиза – добрая душа,
Обаятельна, открыта,
И собою хороша,
Может будет знаменита!
Ребенок 2: Юлия – от латинского слова кудрявая.
Посмотри-ка, Юленька,
В зеркало лучистое,
Ты увидишь милая,
Кудри золотистые!
Ребенок 3: Дима – значит «мать земля»,
Вот в чем силушка моя!
Хоть работать за троих,
Хоть любить за четверых –
Силушки на все хватает:
Видно имя помогает.
Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Эта книжка – невеличка
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
(Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельства о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).
Воспитатель: Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство свои друзьям!
Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день –«День прав ребенка!»
О чем самом важном для детей мы сегодня говорили?
Итог занятия.
Светлана Фокина
«История зайчика, который не знал своих прав». Конспект комплексного тематического занятия по правам ребёнка в средней группе
Цель и задачи :
Познакомить детей с понятием «ПРАВО »
Объяснить, что каждый человек имеет право на счастливую и спокойную жизнь, право на жильё , право на медицинскую помощь, право на имя , , право на учёбу .
Воспитывать нравственно-правовую культуру детей
Закреплять умение детей пользоваться клеем, клеить по установленным правилам и условиям , создавая коллективную композицию .
Атрибуты к занятию :
Фланелеграф или магнитная доска.
Картинки с изображением БЕЛКИ, ЗАЙЦА, СОВЫ, БОБРА, МЕДВЕДЯ
Заготовки для творчества детей «вагончики» – лист разноцветного картона на каждого ребёнка , сложенный пополам (с обозначенным контуром для приклеивания колёс)
По 4 чёрных круга на каждого ребёнка
Картинки «Права ребёнка » на каждого ребёнка по одной
Сделанный из картона готовый сам поезд (можно сделать 2 шт. для двух поездов)
Клей-карандаш на каждого ребёнка , клеёнка, тряпочка
Запись физкультминутки «Вперёд 4 шага»
Ход занятия .
Воспитатель предлагает послушать сказку про маленького зайчика , у которого не было имени .
По ходу сказки воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки героев.
«В одном сказочном лесу жил маленький зайчонок , который не знал своего имени . (выложить на фленелеграфе картинку зайчика ) .
Все кого он встречал спрашивали его «Ты кто? Как тебя зовут?» А он отвечал «Не знаю… Никак…» Так его и прозвали – НИКАК. Зайчику было очень обидно , что его все дразнят и смеются над ним. Наступила осень. Все звери стали готовится к зиме, вот и зайчик решил себе построить домик.
На берёзовой опушке
Жил в берлоге Медвежонок,
В тёплой норке жил Мышонок,
Белка на сосне высокой,
Под сосною жил Волчонок,
А в орешнике Бобренок.
У всех есть свои домики . Идёт зайчик по лесу . Увидал зайчик белочку (выложить картинку белочки)
остановился и спрашивает.
Белка, белка можно я рядом с твоей ёлочкой себе домик построю?
Нельзя! – отвечает белка, - иди себе в другом месте свой домик строй.
, который в свой домик , который называется «ХАТКА» , носил разные веточки, чтобы зимой было тепло и уютно. Остановился зайчик и говорит .
Бобрёнок, можно мне рядом с твоей хаткой себе домик построю?
Нет нельзя! Уходи прочь! В лесу много места, найдёшь себе другое!
Заплакал зайчонок , сел под высокий дуб и стал причитать.
Нет у меня не имени, ни домика, не прав никаких в лесу ! Все меня обижают!
Это почему интересно у тебя нет никаких прав ? – вдруг услышал зайчонок .
Права есть у каждого ! Каждый кто живёт в лесу может построить себе домик там, где ему хочется!
Кто это говорит? – спрашивает зайчик .
Это я! Мудрая Сова! А ты кто? (выложить картинку совы)
Никто, у меня нет имени! Звери в лесу все смеются надо мной и называют меня НИКАК.
И тебе это нравится? – спрашивает Мудрая Сова.
Конечно нет! Кому же понравится когда его все обижают!
Каждый имеет право на имя ! Ты заяц – и ты тоже имеешь право на имя ! Какое имя ты хочешь себе выбрать?
Мне надо подумать… (воспитатель предлагает детям придумать имя зайчику )
Пусть меня зовут Пушок, ведь шерсть у меня мягкая, пушистая.
Отличное имя! Теперь, когда тебя будут спрашивать как тебя зовут, ты с гордостью будешь говорить «Меня зовут Заяц Пушок» - отвечает ему Мудрая Сова.
И никто не будет меня обзывать и дразниться?
Каждый имеет право защищать свои честь и достоинство !
Какая ты мудрая сова! Тебя поэтому и зовут МУДРОЙ, потому что ты всё на свете знаешь? Ты наверное много училась…
Каждый имеет право на образование ! Ты вот тоже можешь ходить в школу и всему учиться!
Я обязательно теперь запишусь в школу, построю себе домик НОРУ, буду с гордостью называть своё имя и никому на свете не дам себя обижать! Спасибо Мудрая Сова с твои мудрые советы. Только вот со школой мне придётся повременить…
Это ещё почему? – спрашивает Мудрая Сова.
Зубик у меня болит!
Я конфеток много ел,
Вот мой зуб и заболел.
Что мне делать? Как мне быть?
Надо зубик полечить.
А куда идти не знаю! От того я и страдаю…
К доктору тебе нужно идти, он тебе твой зуб и вылечит! Каждый имеет право на медицинскую помощь! Ты тоже имеешь право идти ко врачу и попросить, чтобы он вылечил твой зубик.
У меня есть ещё одно право ! Как здорово! – обрадовался Зайчик Пушок . Он ещё раз поблагодарил Мудрую Сову за мудрые советы и помчался к доктору Дятлу.
(выложить картинку дятла)
Здравствуйте Доктор Дятел!
Здравствуй Никто!
Я – не НИКТО! У меня есть имя! Меня зовут Пушок! Я имею право так называться !
Очень хорошо Зайчик Пушок , что ты теперь наконец-то знаешь свои права ! Зачем ко мне пожаловал?
Доктор Дятел, полечите мне пожалуйста мой зубик. Я имею право получить медицинскую помощь!
Ну раз ты имеешь право , значит ты её получишь! – с улыбкой сказал Доктор Дятел и вылечил Зайчику Пушку зубик .
Зайчик поблагодарил Доктора Дятла за помощь и поскакал искать себе место, где можно было бы построить себе домик.
Так, так…, думает зайчик , рядом с лисой опасно строить себе домик, она меня съест, да и с волком тоже, пойду-ка я к медведю. Он большой и сильный, да и зимой спит, я ему не помешаю, любой зверь побоится Медведя зимой будить.
Здравствуйте Медведь Потапыч.
Хочу я рядом с твоей берлогой норку себе вырыть, домик себе построить. Вот, думаю, право строить у меня домик где захочу есть, а домика нет! Что думаешь?
Ну, раз право такое имеешь , строй себе на здоровье свой домик! – отвечает медведь, да только не шуми! Я ведь тоже права имею !
Какие такие права ? – спрашивает зайчик .
- Право на спокойную и мирную жизнь. Без скандалов разных, без шума… Я ведь зимой сплю в своей берлоге, это тоже моё право !
Спасибо Медведь Потапыч, что разрешил мне рядом с твоей берлогой норку выкопать! Будем теперь соседями!
С тех пор, зайчик жил очень счастливо , потому что очень хорошо знал свои права ! Он всем с гордостью называл своё имя и никому не позволял себя обижать, даже хитрой Лисе, потому что право каждого жителя земли – жить в мире и спокойствии.»
Физкультминутка под музыку «Вперёд 4 шага»
Затем воспитатель предлагает детям сесть за столы, где всё готово для аппликации
«Паровозик наших ПРАВ »
Воспитатель :
Видите ребята как важно и нужно знать свои права ! Зайчик очень плохо жил , когда не знал своих прав…
Вопросы к беседе :
Кто рассказал Зайчику о его правах ? (Мудрая Сова)
Почему над зайчиком все смеялись и обижали его в лесу? (он не знал даже своего имени , не знал своих прав )
Какие права он имел ? (право на имя , право на жильё , право на медицинскую помощь, право на учёбу , право на спокойную , мирную и свободную, счастливую жизнь)
Это ещё не все права , которые узнал зайчик Пушок . О них вы узнаете в следующий раз. Мы вместе с Зайчиком Пушком отправимся с вами в путешествие в страну Знаний на волшебном поезде, который я предлагаю вам сейчас сделать из картона и бумаги.
Сам поезд сделала я. (показать) А вы будете мастерить вагончики, в которых сами и отправитесь в путешествие . Вагончики не простые, а правовые . На каждом вагончике будут разные картинки, на которых изображены права детей . Вы должны наклеить эти картинки на вагончики и приклеить к своим вагончикам колёса прямо по нарисованному контуру, чтобы вагончик был ровный и смог прямо стоять на четырёх колёсах.
Далее воспитатель объясняет и показывает как правильно нужно приклеивать картинки и колёса, затем предлагает построить длинный поезд, рассматривает вместе с детьми вагончики, хвалит детей. В заключении читает стихотворение
Люди всей страны
Это знать всегда должны.
Лишь появится ребёнок , и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок есть очень веские права !
Он имеет право жить , развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
Программное содержание:Формировать у детей элементарные представления о правах.
Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» — знакомство с происхождением имён.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».
Оборудование.
Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, воздушный шар.
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
Структура занятия:
1. Рассматривание глобуса.
2.Слушание плача маленького ребёнка.
3. Игра «Назови по-взрослому».
4. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
5. Чтение стихотворения про Машу.
6. Физминутка.
7. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
8. Чтение отрывков из былины.
9. Вопросы и ответы.
10. Чтение стихотворения «8 Тань».
11. Игра «Назови родственное имя».
12. Беседа «Фамилия – что это?»
13. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».
14. Игра «Шарик лети»
Ход занятия
Воспитатель:
Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.
(Слайд 1)
Воспитатель показывает глобус: что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?
Дети: Чтобы рассматривать мир.
Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
(Слайд 2)
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет?
Дети: Маленький ребёнок.
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
(Слайд 3)
Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).
(Слайд 4)
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
(Слайд 5)
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.
(Слайд 6)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».
Саша – Александр – мужественный, защитник.
Алёша – Алексей – помощник, защитник.
(Слайд 7)
Физминутка
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
(Слайд 8)
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.
Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
(Слайд 9)
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?
Дети: Илья.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?
(Слайд 10)
(Показывает на Кота).
Дети: Кот.
Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
(Слайд 11)
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
(Слайд 12)
Воспитатель : Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает) , когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ
(Слайд 13)
(показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
Воспитатель: Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Звёздочка» в нём живут такие дружные ребята.
Литература :
М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».
Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.
Журнал «Начальная школа».
Скачать презентацию
социальный педагог МБДОУ —
д/с «Звездочка» Советский район, Саратовская область
р.п. Степное, Россия
Подготовили: Баронина Ю.А Клименко Н.С. Туралева Ю.Г.
«Мы имеем право!»
«Мы – дети!»
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «право» ;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители.
Сроки проведения: С ноября по май 2015 года.
Актуальность реализации проекта:
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»
Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
I этап – подготовительный
Беседа «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка»
Беседа об ответственности и правах ребенка.
Беседа «Каким я хочу быть?» - учить детей избавляться от своих недостатков.
Загадки по правам детей.
Совместно с родителя изготовить паспорт имени ребенка.
Создание картотеки дидактических игр о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста.
Консультации и памятки для родителей по правовому воспитанию.
Подготовка к игре «Семья» . Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст) , о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде) .
Чтение сказки «Приключения маленького человечка»
Чтение рассказов о правах ребенка.
Просмотр мультфильмов «Цветик семи цветик» , Смешарики «Азбука права»
Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Разработка занятий по правовому воспитанию.
Изготовления альбома «Моя семья»
II этап – основной
Занятие «Знакомство с правами ребёнка» - познакомить тетей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.
Заучивание пословиц о семье.
Занятие «Я имею право на имя»
Занятие «Я имею право на жизнь»
Занятие «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Я имею право!»
Рисование «Дом в котором я живу» , «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик» .
Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей» .
Пение песен «Неразлучные друзья» , «Наша дружная семья»
III этап – заключительный
Составление генеалогического древа семьи.
Итоговое занятие по правам ребенка .
«Маленьким детям – большие права»
Альбом «Моя семья»
Имя нам дает отраду,дарит счастье и удачу.Потому узнать бы надо,что же наше имя значит?
Мы играем «Семья»
«Рисуем дом в котором мы живём»
Вот что у нас получилось
Рисуем волшебный цветок цветик – семи цветик
Вот что у нас получилось
«Мы имеем права - мы дети!»
«Мы разные, но мы вместе!»
Спасибо за внимание!
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе
Тема «Я имею право на имя…»
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
Задачи:
-довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя.
- развитие у ребёнка представлений о многообразии имён;
- воспитание уважения к членам семьи, дать понятие «семья».
Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя».
Используемый материал.
Большая кукла, мяч, семейные фотографии детей, небольшие смайлики (ГРУСТНЫЕ И ВЕСЁЛЫЕ) по количеству детей.
Ход занятия.
I. Дети рассаживаются по местам, приветствуют всех присутствующих на занятии.
Воспитатель: Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на имя и на индивидуальность каждого из вас.
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит большую куклу.
Воспитатель: Кукла говорит нам, здравствуйте. Давайте тоже поздороваемся.
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: Скажи милая куколка как тебя зовут? (делает вид, что кукла шепчет на ухо) Не знаешь? Ребятки оказывается кукла не знает своего имени. Как же так?
Каждый взрослый и ребенок имеет право на имя, как же жить без имени? А, может мы поможем и придумаем кукле имя?
Дети: Да. Поможем! (называют имена, выбирают одно) Например, Маша.
Воспитатель: Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Маша.
Воспитатель: Посмотри, пожалуйста, Маша, мы сейчас с детьми поиграем и назовем свои имена. Запоминай.
Игра «Цепочка имен» (с мячом в кругу).
Миша-Миша-Саша-Егор
Воспитатель: Маша говорит, что очень красиво звучат ваши имена. Она постарается запомнить.
II. Воспитатель: каждого из вас можно назвать ласково. Ваши мама, папа, дедушка, бабушка дома называют вас ласково. Как?
Назовём сейчас свое имя: Миша-Мишенька и т.д.
А как мы ласково назовём нашу куклу?
Дети: предлагают ответы (Машенька, Машуня, Машуля…)
Воспитатель: У каждого из вас есть какое право? (Право на имя). При рождении ребёночку родители дают имя, которое будет с вами в течение всей жизни. При рождении человека выдается «свидетельство о рождении». В нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия.
Физминутка
Ребятки, вставайте врассыпную, Маша предлагает нам поиграть.
Вечером
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте)
В садике клумбу разбила (Прыжки на месте)
Брат ее мальчик Иван (Приседания)
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)
III. Дети садятся на места. Ребята, а благодаря кому мы с вами появились на свет?
Но у вас тоже есть замечательные, хорошие родители. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете, кто ваша семья? (дети рассказывают с кем они живут). Каждый человек и каждый ребенок имеет право жить со своими родителями, в своей семье. Скажите, а вы хорошо знаете своих родных, можете найти их фотографии?
Сейчас вы попробуете найти своих близких и родных на фотографии и поселить их в один дом. (звучит музыка «Песня мамонтенка»).
Посмотрите, какая дружная, красивая у получилась семья. Скажите, как зовут ваших родных и близких?
V. Итог занятия.
Дети снова становятся в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: - О чем мы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось?
- Что расскажите родителям о нашем занятии?
-Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.