В теории права среди основных правовых систем современности выделяют романо-германскую, англо-саксонскую и мусульманскую.
Романо-германская правовая система существует в Германии, Франции, Испании, Италии и других странах континентальной Европы, а также в странах Латинской Америки, большинстве государств Африки, странах Ближнего и Дальнего Востока и ряде других стран.
На сегодняшний день, несмотря на некоторые различия, обусловленные спецификой, все страны, входящие в романо-германскую правовую семью, сохраняют общие черты.
Во-первых, все страны сформировали собственное право на основе рецепции римского права.
Во-вторых, во всех странах указанной правовой семьи юридическая наука признает деление права на публичное и частное, выделяет отрасли и институты права.
Разграничение частного и публичного права обусловлено тем, что властные отношения, складывающиеся в сфере управления, и отношения между частными субъектами требуют различной правовой регламентации. Публичное право регулирует отношения, затрагивающие публичный общегосударственный интерес, отношения государства, государственных органов с гражданами и иными субъектами права, а частное право регулирует общественные отношения, затрагивающие частные интересы граждан и иных индивидов и их объединений. Исходя из этого деления, в странах романо-германской правовой семьи выделяют публично-правовые и частноправовые отрасли права.
В-третьих, доктринальный характер романо-германского права. Эта правовая система сформировалась благодаря деятельности таких ученых, как Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Р. фон Иеринг и др., сформулировавших правовые категории и обосновавших основные принципы формирования и развития данной правовой системы, разработавших правовые доктрины. Основанная на доктрине романо-германская правовая система приобрела систематизированный, научный и логически выверенный характер.
В-четвертых, основным видом систематизации действующих правовых норм является кодификация.
В-пятых, признание закона в качестве акта высшей юридической силы в системе источников права.
Помимо вышеуказанных особенностей для стран романо-германской правовой семьи характерны: абстрактный характер норм права, специфика подготовки юридических кадров, выраженная в глубокой теоретической подготовке с последующим получением практических навыков, сходство в методах работы юристов, приоритет материального права и некоторые другие черты. Помимо закона в систему источников романо-германской правовой системы входят обычаи, общие принципы права, доктрина, а также в некоторых странах? судебные решения (прецеденты).
К странам англосаксонской правовой семьи относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд государств, являющихся членами Британского содружества. Англосаксонская правовая система характеризуется следующими особенностями. Во-первых, англосаксонское право создавалось юристами-практиками, а потому основу права составляют судебные решения (прецеденты). Во-вторых, влияние римского права на развитие английского общего права было незначительным. Основная причина состоит в том, что общее право изначально складывалось как право судебной практики по принципу «подобия», а потому абстрактный характер норм римского права не воспринимался практикой английских судов.
В-третьих, полный или почти полный отказ от кодификации права.
В-четвертых, приоритетное значение процессуального права перед материальным. Такое положение обусловлено ролью практики в формировании англосаксонского права, так как исторически сложилось положение, при котором процессуальные вопросы выдвигались на первый план для английских юристов.
Исторически данная правовая семья сложилась как семья судейского или прецедентного права, а потому основным ее источником является судебный прецедент? решение органа правосудия, вынесенное по конкретному юридическому делу, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.
Характеризуя мусульманское право, прежде всего, следует выделить его специфические черты и особенности.
Во-первых, это религиозный характер права. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.
Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Мусульманское право имеет четыре источника права: Коран, Сунна, или традиции, связанные с посланием Бога, в-третьих, иджма или единое соглашение мусульманского общества, и в-четвертых кийас, или умозаключения по аналогии.
В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права.
В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII-X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений.
В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.
Мусульманская правовая система является единственной из религиозных систем, достигшей международного масштаба. Мусульманское право играет важную роль в странах Ближнего Востока (Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Йемен, Иран, Сирия), Северной Африки (Ливия, Марокко, Тунис, Судан), Индонезии, Брунее и т.д.
Для российской правовой системы характерны следующие черты.
Во-первых, как для представителя романо-германской правовой семьи, формирование в результате рецепции римского права.
Во-вторых, основными источниками права в Российской Федерации являются нормативные правовые акты, к которым относятся законы и подзаконные нормативные правовые акты. Все они составляют четкую, иерархически построенную систему, во главе которой находится Конституция Российской Федерации.
В-третьих, основным видом систематизации нормативных правовых актов в романо-германской правовой семье является кодификация. В нашей стране практически все отрасли права имеют в своей основе кодексы.
В-четвертых, главная роль в формировании права в России всегда отводилась и отводится законодателю.
Правовая система, как и право, существует в самых разных масштабах, хотя наибольшее внимание уделено ее изучению в рамках того или иного государства, то есть национальной правовой системе. Но системные функциональные связи имеются и на международном уровне, объединяя в системные целостности правовые феномены разных государств, их правовые системы и отдельные элементы. Сходство правовых систем взаимообусловлено такими связями: вызывает появление связей и укрепляется по мере их развития. Функциональные связи как основа реальной системной целостности являются предпосылкой и свидетельством глубокого сходства между национальными системами и их взаимного тяготения. Взаимодействие национальных правовых систем может принимать следующие формы: создание модельных правовых актов и их использование в качестве образцов в правотворческой деятельности; принятие межнациональных правовых актов; создание международных организаций и межгосударственных органов; научное и идеологическое общение, общие теории, доктрины, правовые школы; применение норм иностранного права.
Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.
Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.
Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).
Основные правовые системы современности:
а) романо-германского типа;
б) англосаксонского типа;
в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.
Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.
В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).
В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.
В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).
Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)
Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.
Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).
В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).
Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система состоит из трех компонентов:
1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определенным типом правопонимания, в котором отражены культурноисторические и национальные особенности того или иного государства.
2. Правотворчество как законодательно урегулированный процесс связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене.
3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.
На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:
Социально-экономическое развитие;
Политическая сфера;
Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.
Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими признаками могут быть:
Источники права;
Структура права;
Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;
Юридическая техника;
Основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Таким образом, правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.
Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Самой популярной классификацией современных правовых семей является классификация, данная французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых семей, Рене Давид выделил среди них четыре:
Романо-германская правовая семья;
Англосаксонская правовая семья;
Социалистическая правовая семья;
Религиозная (традиционная) правовая семья.
Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).
Как видно, направлений классификации и подходов к ней великое множество. Однако в российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национальноисторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.
В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды правовых семей:
Романо-германского права;
Общего (англосаксонского) права;
Социалистического права;
Славянского права;
Мусульманского права;
Религиозного (традиционного) права.
Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наиболее часто выделяемые специалистами в области сравнительного правоведения.
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и развивали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.
Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся:
В соответствии законов и подзаконных актов конституции;
В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:
Кодексы;
Специальные законы (текущее законодательство);
Сводные тексты норм.
Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:
Регламентов;
Административных циркуляров;
Декретов министров и т.д.
В странах романо-германской правовой семьи достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную действительность, отнести судебную практику к вспомогательному источнику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.
Славянская правовая семья
Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридических источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между правовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникновение элементов различных правовых систем. Славянская правовая семья (или общность) основывается на значительной культурноисторической специфике правовых ценностей славянских стран.
Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.
Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно - традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработанной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.
Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».
К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.
Социалистическая правовая семья
Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.
Советское право восприняло от русского права концепцию правовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституционном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.
Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социалистическое право носило публичный характер и было построено на императивных установлениях. Судебная практика полностью исключалась из числа источников права, хотя имела значение толкования права. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инструментом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти.
В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от романо-германской правовой семьи. Это проявляется в способах систематизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистическое право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).
Англо-американская (англосаксонская) правовая семья
В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англоамериканской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.
В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.
В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права.
В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к указанному общему правилу требуется на практике поправка.
Продемонстрируем значение и пределы действия правила прецедента на примере Великобритании:
1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.
2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.
3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов.
4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п.
Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.
Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловило постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.
В американском праве в отличие от английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.
В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же время в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.
Семья религиозного (традиционного) права
К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.
К системе традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.
Основными источниками мусульманского права являются Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).
Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования.
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.
Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).
Широко распространенной системой религиозного права является индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную систему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса.
Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.
Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании.
Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права
Таким образом, исходя из существующих теорий происхождения права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.
Определение права раскрывается через совокупность его признаков, принципов и функций.
Признаки права (см. рис. 1.3):
1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.
3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.
6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:
1. Принцип демократизма - выражающийся в широком участии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы) формировании права.
Рис. 1.3. Признаки права
2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т.п.
5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоятельств.
Рис. 1.4. Принципы права 26
6. Принцип взаимной ответственности государства и личности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения (см. рис. 1.5).
Рис. 1.5. Функции права
Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:
1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.
3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.
4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.
Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.
Действие этой функции выражается:
В определении запретов;
В установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;
В применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.
Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.
Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются социальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…
Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры
Дата написания: 2014-04-29
Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья. Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.
Необходимо отметить, и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).
Правовая система общего права
Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: "судебная защита предшествует праву". Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах. Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.
В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние - направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.
Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.
Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии. При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности. Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более "свободен" что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.
Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем. Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы. Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.
Правовая система континентального права
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. (Рене Давид)
Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е. восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.
Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности. Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.
В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.
Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:
- Пандектная система
- Институционная система
В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е. применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д. Последние образовывают так называемую "Особенная часть", включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов. Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части - первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается. Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.
Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.
Религиозные и традиционные правовые системы
Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла. Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной. И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.
Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового. Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке). Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.
Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции. Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как "работающие", стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений. К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.
Подведем итоги.
В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.
Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи
- Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
- Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
- Религиозные и традиционные правовые системы
В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской - закон, а в религиозных и традиционных правовых системах - доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более "обтекаемы" и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.