Россия великая, могучая и многонациональная приняла решение не препятствовать притоку и увеличению количества трудовых мигрантов на ее территории, но с одним условием, чтобы они придерживались русских традиций и изучали русский язык.
Политическая верхушка России уже начала подготавливать основные положения миграционной политики, рассчитанные на ближайшее десятилетие. Концепция будет построена на требованиях к квалификации трудовых мигрантов. На сегодняшний день практически 80% мигрантов, находящихся на территории РФ не имеют среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим, трудовые мигранты находятся как бы в вакууме среди окружающих людей. Приехав в Россию наобум, без профессиональных навыков, без знания языка, мигрант может устроиться только на низкооплачиваемую работу. Помимо этого, трудовые мигранты, приезжающие по собственному желанию, без вызова работодателя, ограничены в своих правах и лишены элементарной моральной поддержки со стороны коренного российского населения.
Как бы негативно не относились россияне к «понаехавшим», но эти люди во многом помогают России решать некоторые государственные и экономические задачи. Эксперты рискнули развенчать некоторые мифы о трудовых мигрантах. Рассмотрим эту проблему в виде диалога "коренного русского" (КР ) и аналитика (А ) в области миграционного учета.
Миф первый!
КР - Сколько же их "понаехало"! Ступить негде, чтобы не услышать "нерусскую" речь! Эти мигранты забирают работу у нас - русских! На их месте могли бы работать россияне.
А - Большая часть безработных России проживают в маленьких городах или в сельской местности. Экспертами было проведено исследование: безработным россиянам предлагали переехать в большой город, с предоставлением им работы, и вот парадокс - приняли это предложение только 12% из 100% опрошенных, остальные же наотрез отказались оставлять свои дома и огороды. Помимо этого, существует еще одна проблема «переквалификации». Основываясь на различные «психотипы», не каждый человек поддается «переучке». Можно научить сантехника выпекать хлеб и наоборот, вот только будет ли сантехник квалифицированным пекарем, а пекарь - сантехником.
Миф второй!
КР - С приездом мигрантов, стало страшно выходить на улицу! Из-за них повысилась криминальная обстановка! Они все хотят «легких» денег и не хотят работать, поэтому единственный их заработок - это преступления!
А - Исходя из данных научной статистики уголовных преступлений в РФ, на фоне более чем полутора миллионов преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, только около 50000 совершается мигрантами. Цифра вроде немаленькая, но в сравнении с общим количеством - это «капля в море». Проблемой является то, что каждое преступление, совершенное именно мигрантом, моментально появляется в СМИ и «раздувается» до невероятных размеров, что приводит к межнациональной розни и к стойкому пониманию каждого россиянина - «мигрант - враг».
Миф третий!
КР - Мигранты наши деньги домой себе пересылают! Такими темпами Россия вообще без средств к существованию останется!
А - С одной стороны Вы правы! Действительно, денежные переводы в страны СНГ занимают около 50% из всех долей ВВП, но обращая внимание на этот факт, мы забываем упомянуть о прибыли, которую мигранты принесли России. Возвращаемся к статистике: за восемь месяцев 2011 года трудовыми мигрантами в России было произведено продукции на сумму два триллиона рублей!
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.
Внутренняя трудовая миграция
регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция
может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.
Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:
- реализация права граждан на свободу перемещений;
- содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
- повышение благосостояния трудящихся;
- защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.
Причинами международной трудовой миграции являются:
- неравномерность мирового экономического развития;
- неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами;
- дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах.
Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:
- миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
- миграция на определенное время для всех видов занятости;
- временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.
Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.
Широко используемое в России слово «гастарбайтер» пришло к нам из немецкого языка, в котором «gastarbeiter» в дословном переводе означает «гость-работник». Так сложилось, что гастарбайтерами у нас в основном стали называть граждан стран ближнего зарубежья (чаще всего из южных республик бывшего СССР), приезжающих в Россию на заработки.
По не вполне понятной причине некоторые люди придают этому слову негативный смысл, хотя такое отношение нельзя назвать оправданным, ведь граждане из стран СНГ работают в основном в тех отраслях, в которых зачастую не хотят работать сами россияне, восполняя таким образом имеющийся дефицит рабочих рук. Российские работодатели охотно принимают данную категорию работников, но делать это следует на законном основании, в строгом соответствии с миграционным законодательством, за нарушение которого предусмотрены серьезные штрафы.
Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Приведем краткие инструкции для работодателя, намеренного оформить к себе на работу иностранных граждан, отдельно для безвизовых и визовых стран.
а) Прием на работу граждан безвизовых стран (ближнего зарубежья)
1. Выясните, есть ли у мигранта ранее полученный трудовой патент. При его наличии переходите к пункту 3, при отсутствии — к пункту 2.
2. Направьте принимаемого иностранного работника в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России для оформления патента, дающего право на работу в российских организациях и у индивидуальных предпринимателей. Помощь в получении трудового патента может оказать наша компания.
Гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана получать патент не требуется, они имеют право работать в российских предприятиях и организациях на тех же правах, что и россияне.
3. Заключите с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор. О факте заключения договора необходимо уведомить УВМ ГУ МВД.
УВМ ГУ МВД также следует уведомлять о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года и о прекращении заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора.
б) Прием на работу граждан визовых стран (дальнего зарубежья)
1. Не позже, чем за месяц до обращения в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России (см. следующий пункт) заявите в Центр занятости населения о наличии вакансий, на которые предполагается прием иностранных работников.
2. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения Вашей организацией Разрешения на право привлечения и использования иностранных работников. На этом же этапе через УВМ ГУ МВД необходимо оформить иностранным гражданам «трудовые» приглашения для получения ими въездных виз, дающих право на трудоустройство в России, изначально выдаваемых на срок не более 90 суток.
Помните, что иностранцы из визовых стран могут работать в России только при наличии «рабочих» («трудовых») виз. Туристические и бизнес-визы не дают такого права.
3. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения разрешений на работу в Вашей компании для конкретным иностранным работникам.
4. Поставьте иностранца на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента прибытия, обратившись для этого в УВМ ГУ МВД.
5. После заключения трудовых договоров сообщите о приеме иностранцев на работу в УВМ ГУ МВД.
6. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для продления работникам рабочих виз на срок до 1 года (если предполагается, что они будут работать и после окончания срока действия «первичной» визы).
Все вопросы, связанные с приемом иностранных работников («гастарбайтеров»), Вам всегда поможет решить Компания «Петролекс». Подробности — на соответствующих страницах сайта.
Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:
Все поля обязательны для заполнения.
Это — мобильная версия сайта, адаптированная для сматрфонов и аналогичных устройств с небольшим размером экрана. Для просмотра полной версии зайдите на страницу с таким же адресом на настольном компьютере или ноутбуке.
Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.
От пленных немцев до турецких строителей
Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.
После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.
В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.
Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…
В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.
В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.
В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.
Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.