18.02.2019

Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и анализу. Список использованной литературы и источников. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости


е дение

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

"Право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу".

«Право как юридическое явление выступает прежде всего в виде определенной системы социальных норм поведения людей, т.е. правил, регулирующих отношения людей между собой: их поведение в обществе, в семье, во взаимоотношениях с органами государства, а также в предпринимательских и иных деловых отношений между людьми и организациями.

К социальным нормам относятся и другие виды норм, поведения людей (обычай, нормы нравственности или морали, религиозные заповеди и обряды, деловые обыкновения). Однако право занимает среди социальных норм особое место, обусловленное историческими условиями его возникновения и последующего развития.»

Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерно:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя (людей; общественные отношения; поведение людей).

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание;

3. Нормативность. Она проявляется и в неоднократности действия социальных норм.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества. Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах. Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.

Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически.

Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.

«Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле – право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (право на труд право на отдых и т. д.).

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемым им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.»


3. Основные концепции понимания сущности права

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов возникновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством.

Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

в) право гарантируется государственным принуждением, обычай - общественным осуждением;

г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

Сущность и содержание права обусловлены материальными условиями жизни общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного развития, историческими и национальными традициями. Право закрепляет в нормах сложившиеся общественные отношения, обеспечивая тем самым их стабильность и устойчивость. Круг общественных отношений, регулируемых правом, не остается неизменным. В процессе развития общества он может расширяться или сужаться, когда отдельные отношения включаются в сферу правового регулирования, либо исключаются из неё. Примером расширения сферы действия права являются отношения в области экологии. Пренебрежительное и варварское отношение человека к природе вызвали необходимость её правовой защиты, принятия ряда правовых актов, регламентирующих вопросы рационального использования и защиты окружающей среды.

С развитием общества и государства изменяются не только пределы воздействия права на общественные отношения, но и его содержание. Так, право в период существования СССР предусматривало такое основание прекращения гражданства как лишение гражданства. Лишение гражданства означало утрату человеком советского гражданства без его согласия по инициативе государственного органа. Сегодня по Российскому праву никто не может быть лишен своего гражданства.

право нормативизм свобода равенство

Существует несколько теории происхождения права. Естественно - правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г. Гроции, Ж. - Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного права провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство.

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2).

Тем самым подчеркивается, что они “не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

Естественно-правовой подход понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному" праву.

Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков объективных основ полиса.

Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать божественному порядку. К концепции Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.

Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", – пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную природу человека как социального существа, которому «присуще стремление к... руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными». 1 Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и безопасности для всего человечества". Но в естественном состоянии нет достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» 2 является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность.

Право в нормативном правопонимании это - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Основоположником нормативистской теории права является Г.Кельзен

Нормативное понимание права наиболее всего подходит для отражения инструментальной роли права.

Положительные черты в нормативном подходе к праву:

«1) Нормативный подход больше, чем какой – либо другой,

подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность….

2) Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3) Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4) Противопоставление режиму произвола и беззаконию.

5) Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей воли.

6) Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

7) Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.»

При включении 7) пункта в положительные качества, нормативного подхода к праву, следует иметь ввиду то что, государство должно выражать интересы общества, ориентируясь на такие ценности как справедливость, гуманизм, свобода и т.п.

Отрицательным же является в данном подходе к праву то что «проявляется игнорирование содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствуя их объективным потребностям общественного развития».

Нормативный подход к праву лучше всего служит в такие исторические периоды, которые отличаются стабильностью.

Право в социологическом правопонимании это - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно "наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

Социологический подход к праву «… менее предпочтителен, поскольку он скорее дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения….

Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

Решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, е стоящим у кормила политической власти;

Опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц

В нашей действительности данный подход к праву не приемлем т.к. «У нас очень мало материальных, политических, юридических и моральных гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации».

4. Социальная ценность и функции права

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы.

Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответственности.

В условиях существования разнообразных этнических общностей право является силой, которая признана обеспечивать целостность государства и общества, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

«…ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.»

Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.

«Функция права - это основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.»

Целевое назначение права позволяет выделить три функции права: регулятивную, охранительную и воспитательную.

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Способы регулятивного воздействия на общественные отношения различны. Действия человека в обществе определяются с помощью установления мер дозволенного поведения или путем возложения обязанностей. Правовая норма устанавливает, какими правами обладает лицо и какие обязанности оно должно выполнять. Например, каждый гражданин России имеет право на образование, при этом основное общее образование обязательно. Регулятивная функция права заключается во властном воздействии на поведение людей и реализуется через деятельность правотворческих органов, которые издают нормы права.

«В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую».

Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Важно иметь в виду что динамизм и статика права – это две стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой возникают новые реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства в целом. Данная функция права реализуется путем:

а) установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности;

б) закрепления санкций;

в) применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений.

Так, устанавливая санкции за кражу, разбой, и т.п., государство предупреждает о неблагоприятных последствиях. Охранительная функция права имеет своей целью, прежде всего, предупреждение правонарушения. Однако если норма права нарушена, совершено преступление или иное правонарушение, должно следовать наказание. Охранительная функция направлена также на восстановление нарушенных прав, возмещение материального или морального вреда. Реализуется охранительная функция через деятельность правотворческих государственных органов, которые устанавливают запреты и санкции, а также через деятельность судебных и иных органов, которые применяют меры государственного воздействия.

Право, как отмечено выше, воздействует не только на общественные отношения, но и на сознание, психику людей. Целевое направление этого воздействия носит воспитательный характер.

Воспитательная функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах.

Результатом воздействия воспитательной функции права является правомерное поведение гражданина, соблюдение им Конституции и законов. Эта функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному их участию в выборах, референдуме, обсуждениях законопроектов и т.д. Воспитательная функция осуществляется путем информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях (например, "Собрании законодательства Российской Федерации"), газетах, издаются отдельными выпусками. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации

«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.» , законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы не должны применяться. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Воспитательное воздействие права осуществляется путем разъяснения мотивов и целей принятия нормативных актов, их содержания, путём предупреждения о тех неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае нарушения норм права, путем информирования граждан о результатах применения норм права судами, прокуратурой и другими правоприменительными органами.

К неосновным функциям права можно отнести компенсационную, восстановительную и ограничительную. К основным социальным функциям – экономическую, политическую и идеологическую, а к неосновным – экологическую, информационную и социальную в узком смысле этого слова.

Ограничительная функция права соприкасается с охранительной. Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений. Такие ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом, например: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.»

Компенсационная функция права очень тесно связана с восстановительной. Они различаются в формах, методах и правовых последствиях их реализации. Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него), – это восстановительная функция. В случае компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб действует компенсационная функция (возмещение убытков). Иногда действие этих функций совпадает, например, при незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный прогул.

Реализация восстановительной функции часто осуществляется в форме отмены принятого правового акта или юридически значимого действия. В гражданском законодательстве, в котором представлены нормы, выполняющие и компенсационную и восстановительную функции нередко восстановление положения, существовавшее до нарушения права, не связывается с возмещением убытков. Эти функции права проявляются в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции.

Одна из важнейших социальных функций – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.). Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества. У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать.

Идеологическая функция отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права. Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

Элементом идеологической функции является информационная функция права. Законодатель выражает в правовых предписаниях определенную информацию: о государственном устройстве, о структуре органов власти и управления, о правах и обязанностях граждан и должностных лиц, вообще о правилах поведения в обществе. Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с Основного закона и другие правовые акты.

В настоящее время в системе функций права в качестве отдельной выделяется функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав, т.е. социальной функции в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры. Защиту социальных прав граждан обеспечивает, прежде всего, Конституция и отраслевое законодательство.

Все функции права взаимосвязаны и взаимообусловлены. Регулируя общественные отношения, право тем самым воздействует на сознание человека, формирует у него позитивное или отрицательное отношение к закону. Воспитывая у человека уважительное отношение к закону, право способствует предупреждению правонарушения.

Право строится и функционирует на основе определённых принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально - экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах - принципах) - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - они составляют саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально - экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества.

В зависимости от функционального назначения и объекта применения, принципы права подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений.

Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.

К числу общеправовых принципов права относятся:

1. Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможность пользоваться различными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.

2. Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально - правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д.

3. Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

3. Принцип гуманизма. Гуманизм правовых управлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела конкретным и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства никто не должен подвергаться пыткам, жестокому и унижающему его достоинство наказанию.

4. Принцип равноправия и единства юридических прав и обязанностей, принцип законности, принцип ответственности за вину.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми.

Межотраслевые правовые принципы - это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, независимость судей, возможность ведения судопроизводства на национальном языке).

Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли т.е. свойственны одной отрасли права и определяют ее специфику, например, принцип обеспечения свободы труда и занятости свойствен трудовому праву, принцип устойчивости права на землю принадлежит земельному праву.

Внутриотраслевые принципы – это принципы конкретных институтов права и их действие ограничено предметом регулирования.


Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, выдвигать различные теории происхождения права, может существовать различные мнения о сущности и назначении права. Но когда ставится вопрос практического применения права необходима единая точка зрения, единая позиция, хотя бы полная определенность в том к каким источникам обращаться для того что бы вынести правильное решение.

Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль в стабилизации и упорядочивании отношений людей в обществе, между собой и т.д. если бы оно понималось всеми по-разному. Для порядка в общественных отношениях необходимо точное и определенное понимание права.

Но в разных частях света в разных государствах существуют свои исторически сложившиеся правовые системы, которые формировались по-разному из-за различных объективных причин. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвекционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Единое же понимание права способствует сближению народов.

Для глубокого понимания и познания права все его определения, если они хотя бы отражают часть реалии, полезны. Но для практического применения и использования права необходимо его точное и единое понимание.


7. Список использованной литературы и источников

1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2) «Общая теория права и государства». В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.55.

3) «Теория государства и права». Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000. - С. 124.

4) «Основы права» под редакцией проф. А.В.Мицковича – М.: Издательство «Норма» 2000 г.-317 с.

5) «Общая теория права и государства» учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994.-360 с

6) Алексеев С.С. Государство и право, М., 1996г.

7) Цит. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956, - С. 52.

8) Цит. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960. - С.72.


«Общая теория права и государства». В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.55.

«Теория государства и права.» Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000. - С. 124.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей , например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм . Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„ организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки:

1) волевой характер

2) общеобязательность

3) нормативность (состоит из норм)

4) связь с государством (создается гос-м, охраняется)

5) формальная определенность

6) системность (система права)

7) регулятор общественных отношений

8) Право – мера (масштаб) свободы и поведения

9) Выражает ту или иную волю

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.

В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права- произвол и беззаконие.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение.

Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).

Государственное принуждение - это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права - государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением естественного Права в закон.

Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и происходит в настоящее время в нашей стране.

Понятие и сущность права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и сущность права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Лекция 2. Право, нормы права, источники и отрасли Российского права

Право возникает на определœенном этапе общественного развития. Появление права связано с появлением государства.

Право - социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.

На современном этапе человеческой истории (ХХ-ХХ1 вв.) противостоят два подхода к пониманию сущности права.

Первый подход - классовый: право - орудие насилия, средство подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными.

Второй подход (общечеловеческий): право - средство общественного компромисса, орудия снятия общественных противоречий, механизм управления общественными делами.

При любом подходе к праву оно выступает в качестве средство, обеспечивающее порядок в обществе.

Выделяют следующие признаки права:

Волевой характер;

Общеобязательность;

Нормативность;

Связь с государством;

Формальная определœенность;

Системность.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право - ϶ᴛᴏ система общеобязательных, формально определœенных юридических норм, выражающих конкретные интересы общества (классов и т.д.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

2. Норма права: понятие, признаки, структура.

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права - общеобязательное, формально определœенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определœенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, ᴛ.ᴇ. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. К примеру, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция показывает, каким должна быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (к примеру, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная - с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права группируются в отдельные части - отрасли, институты.

Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определœенную область (сферу) общественных отношений (конституционное, уголовное, гражданское право).

Институт права - совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права - институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

3. Понятие и виды источников (форм) права .Нормативно - правовой акт: понятие и виды.

Источники права различаются в трех смыслах: материальном (отражает первооснову права), идеологическом (правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право) и формально-юридическом (внешняя форма выражения и существования правовых норм).

Выделяют 4 основные формы (источники) права:

1) нормативный акт - это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный, официальный документ, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, и рассчитанный на многократное применение.

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент - ϶ᴛᴏ судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространено в странах англо – саксонской правовой системы – США, Великобритания);

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор 1992 ᴦ.).

Особое место в этой системе занимает нормативно - правовой акт.

Нормативно-правовые акты обладают определœенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций всœе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, государственных комитетов, решения местных органов власти и управления, локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене ʼʼСобрание законодательства Российской Федерацииʼʼ, либо в ʼʼРоссийской газетеʼʼ).

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

Действие нормативно - правового акта во времени обусловлено вступлением его в юридическую силу и утратой юридической силы.

Согласно ФЗ ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерального Собрания РФʼʼ, перечисленные нормативные акты вступают в силу одновременно на всœей территории нашего государства через 10 дней после их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени:

По истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (к примеру, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года);

В случае их отмены;

При замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, ᴛ.ᴇ. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или устраняет ответственность.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всœех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства).

4. Система российского права и отрасли права

Систематизация - это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

Отрасль права обусловлена качественной однородностью какой-либо сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ʼʼведенияʼʼ входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всœего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств; ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций всœе субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

Гражданское право регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан реализуются на базе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). При этом не всœе имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинœения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве.

Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета͵ денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают всœе юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер.
Размещено на реф.рф
К числу базовых нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределœения земельного фонда, определœения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации.

Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата͵ определœение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ.

Уголовное право - совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелœей, потерпевших, экспертов, представителœей обвинœения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ).

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Понятие и сущность права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и сущность права." 2017, 2018.

Министерство образования Российской Федерации

Гуманитарно-инженерный колледж

Контрольная работа

по предмету «Основы права»

на тему: Понятие, сущность и признаки права.

Выполнил: студентка гр.ЗМС-102 Воложанина М.С.

Проверил: преподаватель Косилова О.Е.

г. Артемовский

Введение …………………………………………………………………………...3

1. Понятие права …………………………………………………………………..4

2. Основные признаки права.

2.1.Сознательно-волевой характер ………………………………………….. 6

2.2. Нормативность …………………………………………………………….. 6

2.3. Формальная определенность …………………………………………….7

3. Сущность права ………………………………………………………………. 10

4. Принципы права ……………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………….. …………………………………. 15

Литература ………………………………………………………………………. 16

Введение.

Право -это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире су­ществует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время уче­ные стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

1.Понятие права.

Правопонимание - это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права – это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании.

Право – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании.

Право – реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Право в философском правопонимании.

Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость,

объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту).

Право в интегративном правопонимании.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

2. Основные признаки права.

2.1. Сознательно-волевой характер .

Право-проявление воли и сознания людей. В праве отражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Эти потребности, интере­сы и цели обычно противоречивы, а иногда и противополож­ны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выра­жать доминирующую волю классов, социальных групп, либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и право­вом государстве.

2.2.Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юриди­ческое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относитель­но того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий ин­струмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере - это не просто формиро­вание типичного

правила, а нечто большее - гарантия осуще­ствления субъективного права.

Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нор­мативную природу имеет и субъективное право, т.к. его содер­жание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его фун­кциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чув­ствует себя уверенно и свободно, находится под защитой обще­ства и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несво­боден. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

2.3. Формальная определенность.

Следует заметить, что фор­мальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы - заповеди формулируются в свя­щенных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соот­ветствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство

в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы вы­ражения.

Нормы права официально закрепляются в законах или иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных ре­шений, признаваемых в

качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующем применение обычая, либо текстом судебного решения, приня­того на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях - естественное, позитивное, субъективное - создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. е. го­сударства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворче­стве зависят виды основных форм (источников) права: норма­тивный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент. Государство, имеющее монополию на осуществление при­нуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, пер­воначально выполняя главным образом охранительную функ­цию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую оп­ределенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становитсячастью существующего.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, ко­торое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и

Сущность – основное определяющее свойство явления, отражающее его природу и предназначение.

В науке существует два подхода в определение сущности права.

1. Классовый подход, с позиции которого право характеризуется как воля экономически господствующего класса, возведенная в закон. Следовательно, право с этих позиций – это классовое явление. Оно возникло с образование классов, развивается с изменением классовой структуры общества. Отсюда и содержание права – интересы господствующего класса, его желания, которое государство как орудие в руках господствующего класса возводит в закон, т.е. делает общеобязательным для всех. Такая характеристика права была дана К. Марксом и Ф. Энгельсом в их работе «Манифест коммунистической партии».

2. Общесоциальный подход. В современных условиях большинство ученых отказались от характеристики права как классового являнеия. Право – это общесоциальное явление и как таковое оно отражает волю не одного какого-либо класса, а волю и интересы всего общества. Эта воля – результат общественного согласия, компромисса различных политических сил, выраженные и закрепленные в нормативных правовых актах компетентными органами государства. Содержание этой государственной воли выражает общественно значимые ценности, такие как права человека, идеи гуманизма, справедливости, свободу как общественный идеал. Поэтому, общесоциальная сущность права – это формально закрепленная государством свобода. Право – это мерило свободы, средство ее отражения, закрепления и обеспечения.

4. Функции права.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

Виды функций: 1) общесоциальные; 2) юридические.

Общесоциальные – это направления воздействия функций, которые характерны для любой нормы права. Они существуют как общественные явления. К ним относятся: воспитательная – право осуществляет воспитание людей; ценностно-ориентационная – благодаря праву в обществе определяются ценности и человек свободно ориентируется в жизни.

Юридические: регулятивная и охранительная. Регулятивная функция заключается в указании с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения. Она разделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую. Регулятивно-статическая заключается в закреплении существующих в обществе отношений путем вытеснения вредных форм поведения, т.е. обеспечивается устойчивость и неизменность общественных отношений, осуществляющегося с помощью запрещающих норм. Регулятивно-динамическая заключается в том, что с помощью права осуществляется быстрое развитие общественных отношений, посредством обязывающих норм.

Охранительная функция заключается в установлении мер: ответственности лиц, нарушающих установленные запреты, не выполняющих наложенные обязательства; защита прав (принуждение исполнить обязательства, возвратить долг. Реализуется с помощью норм уголовного, административного права, устанавливающих ответственность за правонарушения.

5. Принципы права. ПРИНЦИПЫ ПРАВА - ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспе­чения норм права, всей системы правового регулирования в обществе

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общест­венной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разре­шения их конфликтов.

Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Различают общие принципы , реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.

Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы , которые охватывают несколько отраслей права, и отраслевые принципы , которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.

Лекция 8. Право в системе социального нормативного регулирования.

    Виды социальных норм.

    Соотношение права и иных социальных норм.

    Понятие и признаки социальной нормы.

Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Признаки:

    Социальные нормы – это правила взаимодействия людей в обществе. По содержанию социальные нормы предстают как общие, обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц, правила, устанавливающие характер и границы возможного и должного поведения человека в отношении других людей.

    Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей. Связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей.

    Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса. Историческое усложнение социальной организации, появление самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государство, религия, приводит к дифференциации первичных мононорм – экономические, политические, религиозные и т.д.

    Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного общества. Это соответствие проявляется через особенности их содержания, например, различие социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям – христианство и ислам.

    Социальные нормы направлены на организацию общественных отношений. В любом обществе должны быть упорядочены, организованы общественные отношения, поэтому с точки зрения их функций и назначения, социальные нормы представляют собой систему регламентации жизни общества.

    Виды социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям.

По сферам действия (содержанию) различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, вида регламентируемых общественных отношений, т.е. предмета регулирования.

По регулятивным особенностям, механизму принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы, религиозные нормы.

Мораль представляет собой исторически складывающуюся в общественном сознании систему принципов, понятий, норм поведения, основанную на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Например, нормы общественных организаций – профсоюзов, политических партий.

Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью

    Соотношения права и иных социальных норм.

Право и мораль как социальные нормы обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, направленные на организацию общественных отношений. Но они обладают и существенными различиями: по формирования – правовые нормы формируются в законодательной, судебной деятельности, мораль в духовной жизни общества; по форме фиксации – правовые нормы фиксируются в письменных источниках (нормативные акты, судебные решения), мораль в общественном сознании и существует в виде принципов, понятий, идей, оценок. По регулятивному воздействию – право воздействует на общественные отношения через систему особых юридических средств (механизм правового регулирования), мораль воздействует на человека путем формирования внутренних регуляторов его поведения: ценностей, мотивов, установок. По способам обеспечения выполнения – нормы права обеспечиваются государством, мораль обеспечивается общественным воздействием. По сфере регулирования – право регулирует отношения подконтрольные государству, мораль все общественные отношения. Взаимодействие право и морали достаточно сложно. Возможны коллизии правовых и моральных норм. Регулятивное взаимодействие права и морали отражено в юридических текстах, например, недостойное поведение, цинизм, честь.

Право и обычаи. Взаимодействие права и обычаев рассматривается как отношение юридических норм к существующим в обществе обычаем. Такое отношение сводится к трем основным вариантам: 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они с повседневными межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Право и корпоративные нормы. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Но корпоративные нормы не обладают общеобязательностью, не обеспечиваются государственным принуждением.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча