25.02.2019

Права детей после зачисления в ДОУ. Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ


Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные "привилегии". Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема "Права ребенка". Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, - права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка - проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:


Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача - помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.

На голубой планете,
На планете Земля
У каждого ребёнка
Есть свои права.

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о правах ребенка. А именно вспомним какие права имеет ребенок.

Еще с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детства. С наступлением XXI века, понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, во всем мире встала проблема, как защитить права ребёнка.

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении прав детей. Защита прав детей – это дело всего общества.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права- это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности – это определённый круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Существуют документы, в которых закреплены права ребенка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребенка и Законодательство Российской Федерации. Например, в статье 6 Конвенции ООН написано, что «каждый ребенок имеет право на жизнь», а в статье 16 говорится о том, что «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища». В статье 31 ведется речь о «праве ребенка на отдых и досуг».

Конвенция ООН защищает права детей всего мира. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

Каждый ребенок имеет право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя отличает человека от других людей.

Каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия-родная, Виктор-победитель, София-мудрая. Попросите родителей рассказать вам о том, что обозначает ваше имя, почему его тебе дали, кто предложил назвать тебя именно так. Фамилия тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек ее носивший, был сыном кузнеца.

У граждан нашей страны кроме фамилии и имени есть еще и отчество. Отчество дает каждому ребенку его отец.

Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе, который называется свидетельство о рождении. В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Взрослые придумали для всех людей на Земле особые правила поведения на улице, дома, на воде, в автомобиле. Даже в детском саду малышей знакомят с предметом, который называется обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) .Если дети будут соблюдать правила ОБЖ, с ними никогда не случится ничего плохого.

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители несут по закону ответственность за ребенка, управляют и руководят ребенком в осуществлении им прав, признанных Конвенцией ООН. Родители заботятся о ребенке, а ребенок уважительно относится к ним, проявляет почтение.

Каждый ребенок имеет право жить в благополучной дружной семье. Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама и папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никому не позволено врываться в ваш дом и лишать вас жилья. Вы должны чувствовать себя дома в полной безопасности.

Постарайтесь запомнить и знать свои домашний адрес и телефон.

Помните, что в доме с вами проживают и другие люди. Вы должны относиться к ним с уважением, соблюдать правила проживания в доме.

Здоровье – главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, медицинские работники в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры.

Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки.

Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

Каждый ребенок должен знать, как вызвать «скорую помощь» себе и своим близким. Запомните номер телефона: 03. Вызов экстренной службы 112.

Каждый ребенок имеет право на образование. Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности.

В нашей стране существует сеть детских садов, где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, санатории. В городе Курске работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательные комплексы.


В нашем детском саду дети могут заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала.

Каждый ребенок имеет право на защиту от похищения. Государство должно принимать необходимые меры для пресечения торговли детьми и их контрабанды в любых целях.

Дети должны знать, что никогда нельзя поддаваться уговорам незнакомых взрослых пойти с ними погулять, покататься на машине, идти покупать игрушки.

Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи, ханты и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.

Каждый ребенок имеет право на гражданство. С самого рождения он является гражданином государства, в котором живет.

Каждый ребенок в нашей стране является россиянином, гражданином России, имеет право на заботу и охрану со стороны государства. Это право подтверждает первый документ каждого ребенка – свидетельство о рождении.

Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны имя, отчество и фамилия человека, дата его рождения, адрес. На обложке паспорта изображен российский герб.

Каждый гражданин обязан любить свою Родину и участвовать в жизни своей страны, вставать на ее защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным.

Итак, все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, имя, на свой дом. Все люди на планете должны дружить друг с другом и жить в мире!

Теперь Вы, уважаемые родители вспомнили о правах ребенка. Любите своих детей - родительская любовь, это одна из самых больших человеческих ценностей.

Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»

Цель : повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей .

Добрый день, уважаемые родители ! В рамках проведения Дня правовой помощи детям , представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка .

Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка , происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители . Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.

Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка , который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.

Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» . В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы , призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире , к ним относятся :

Декларация прав ребенка (1959) ;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996) .

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .

Закон «Об образовании» .

Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.

- Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста , если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .

Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

- Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .

- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .

- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

- Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

- Право (статья 34) ребенок

- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей . Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей » .

В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка . Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

В целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)

В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что :

- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей) ;

- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;

- Родители должны дать ребенку дошкольное , начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок , получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :

- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;

- Родители могут принимать участие в управлении организацией , осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

- родители , (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,

Применение физического насилия к ребенку ,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,

Угрозы в адрес ребенка ,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Родителям о правах ребенка дошкольника.

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет возможности для нормального роста и здорового развития.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ , касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959 г.) является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка.

Конвенция (1989 г.) признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения юридическое право:

На воспитание; - на развитие; - на защиту.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей.

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При этом должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, грубого обращения (статья 19).

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия

заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обязано обеспечить, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

Нарушением прав ребенка можно считать:

лишение свободы движения,

уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

применение физического насилия к ребенку,

унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

угрозы в адрес ребенка,

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Особенно важно для ребёнка дошкольного возраста

право на игру.

«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», утверждает Декларация прав ребенка.

Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (если дети будут играть в солдат), нельзя учить их целиться в человека. Лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы. Лучше использовать отечественные сказки и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Родителям о правах ребенка дошкольника.

Презентации к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.











Назад Вперёд

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

  • Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса . А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц . Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса . Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель . Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса . Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.

О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями . Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель . А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель . Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

(Ответы детей).

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель . А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Приступаем.

Индивидуальная работа с детьми.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право... (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

Литература.

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада , М.: Просвещение, 2006.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча