22.03.2019

Между государством и гражданским обществом должны существовать. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура


Анализируя учения и философские взгляды на государство и гражданское общество можно подойти к тому убеждения, что только правовое государство реально может предоставить полноценные возможности для развития гражданского общества и, в то же время, только гражданское общество позволяет правовому государству функционировать и развиваться с максимальной эффективностью. Это единство выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач - все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством и прежде всего с Конституцией (Основным законом) страны. гражданский общественный правовой философский

Единство гражданского общества и правового государства видится также в том, что как первое, так и второе обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его политических инициатив, предпринимательских намерений.

Гражданское общество в условиях его формирования не лишено и существенных внутренних противоречий, обусловленных еще существующими социальными различиями и во много не совпадающими политическими интересами. Поэтому следует согласиться с мнением, что если «убрать» правовое государство, то и гражданское общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений1, бесконечные споры, столкновения.

Можно утверждать, что правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма.

Единство гражданского общества и правового государства находит свое олицетворение и в демократическом политико-правовом режиме, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Его содержание характеризуется реализацией на практике государственного строительства принципа разделения властей, плюрализмом в общественно-политической жизни, представлением свободы личности в сфере экономической, политической и культурной деятельности, защитой личности от произвола, беззакония и т.д. При этом следует учитывать, что демократический режим всегда базируется на правовой основе.

Основные различия гражданского общества и правового государства заключаются в их структуре и специфических функциях. Правовое государство - это организация особой суверенной публичной власти, задача которого заключается в обеспечении нормального функционирования гражданского общества. Важнейшим отличием правового государства от гражданского общества является и то, что оно может издавать законы и другие нормативные правовые акты, а также принимать меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Гражданское общество, как отмечалось ранее, - это система общественных отношений и институтов, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных коллективов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Во всех случаях речь идет о структурах, созданных снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих органов. Поэтому в системе отношений «гражданское общество - государство» преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи.

В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у граждан могут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского, семейного долга. Но это такие обязанности, которые обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства.

Отмечая единство и различия гражданского общества и правового государства, нельзя забывать о тесном взаимодействии рассматриваемых явлений, влиянии одного на другое.

Как известно, гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою индивидуальность, творческую инициативу, то есть как общество равных возможностей, появилось и сформировалось примерно в XVII-XIXвв. Это нашло свое выражение в закреплении юридического равенства, прав и свобод человека, обеспечении свободного предпринимательства и частной инициативы. Поэтому не случайно законодательное признание правового равенства людей (правящих и управляемых) на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком, основой гражданского общества. Другой вопрос, что реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение.

Из этого следует, что гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, указать государству его место. Другими словами, гражданское общество - это общество, способное сохранять свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В условиях социального государства гражданское общество позволяет ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Так, например, рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло, обеспечивая их функционирование.

Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие правовые инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, субсидии, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм и т.д. Другое дело, что гражданское общество не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации как раз и возможна при наличии определенных экономических условий: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества на современном этапе развития лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Отсутствие права частной собственности не только ставит человека в зависимость от государства, но и меняет его природу - лишает его чувства достоинства, уверенности в себе, способности отстаивать свои интересы.

Думается, главным во взаимодействии гражданского общества и государства является то, что первое изменило значимость Конституции страны. Да, это Основной закон, который определяет устройство государства, но это и Основной закон, где зафиксированы права и свободы человека и гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства с разграничением сфер их влияния: для государства - особая публичная власть, сфера обеспечения общих интересов; для общества - сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Гражданское общество стимулирует правовую деятельность государства, расширяет контроль представительных и судебных органов за работой центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц, участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся и социально обездоленных.

Развитое гражданское общество постепенно преобразует функцию государства как «ночного сторожа». В его деятельности все больше места занимают такие общественные функции, как организация социального обеспечения, управления народным образованием, здравоохранением. Из того, что формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции (оборона страны, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, связь, транспорт и т.п.). На современном этапе повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений.

Нормальное цивилизованное государство современности - это правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом. В этом смысле гражданскому обществу государственность необходима для создания организационно-правовых основ жизни социума.

В современных публикациях отмечается большое значение институтов гражданского общества для интеграции социума, введения социальных конфликтов в цивилизованные рамки, продуцирования норм и ценностей, которые затем скрепляет своей санкцией государство, образование среды, где формируется общественно активный индивид.

Гражданское общество при продвижении по пути социального прогресса, становясь более сильным, стремится подчинить себе государство, максимально развить в нем функцию ведения общих дел - охраны правопорядка, борьбы с преступностью, обеспечения высокого жизненного уровня населения, создания нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Развитие функции государства по управлению делами всего общества происходит через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Взаимодействие гражданского общества и правового государства осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: государственно-правовой регламентации функционирования субъектов гражданского общества, закреплении их конституционно-правового статуса; участии структур гражданского общества и прежде всего тех из них, в организации и деятельности органов государственной власти и их должностных лиц в личную жизнь человека и гражданина; законодательном закреплении обязанности государства по обеспечению социально-экономической и политической безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности.

Следует помнить и о том, что институты гражданского общества способствуют переходу управления общественными делами в руки специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются по законам всемирного рынка, возрастает роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет прогрессивных международных организаций, повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Государство - это форма политической организации общества, главное орудие политической власти. Государство возникло в результате закономерного общественного развития, разделения труда, появления имущественной собственности и образования социальных сословий, классов. Основными признаками государства являются :

  • o организация власти по определенному территориальному делению;
  • o деление населения по признаку территории проживания взамен деления по кровнородственным признакам;
  • o наличие публичной власти, осуществляемой особым разрядом лиц, занятых исключительно управлением обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники);
  • o несовпадение публичной власти с властью всей массы населения в отличие от непосредственной, самодействующей организации вооруженного народа в до-государственном состоянии общества;
  • o право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества, претензия на защиту всеобщего интереса;
  • o монопольное право на взимание налогов для формирования общенационального бюджета, содержания государственного аппарата;
  • o монопольное право на принудительное воздействие в отношении населения, наличие органов и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы);
  • o суверенное законотворчество - право издавать законы и правила, обязательные для всего населения.

Государство - центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними - защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами .

Гражданское общество

Гражданское общество - понятие, использующееся для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, которая пребывает вне сферы влияния государства, за пределами директивного регулирования и регламентации . В основе гражданского общества лежат жизнь индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и ассоциаций, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить. При тоталитаризме гражданское общество сокращается до минимально возможных размеров. Развитие гражданского общества предполагает существование правового государства 1, призванного защищать и осуществлять интересы и права граждан. Принято считать, что необходимыми предпосылками такого общества являются рыночная экономика с присущим ей многообразием форм собственности; множественность независимых политических сил; недирективно формирующееся общественное мнение; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства .

Взаимосвязь государства и общества

Западная цивилизация, шедшая по пути размывания общинной организации жизни, постепенно выработала новую форму интеграции и саморегуляции1. При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы . Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским.

Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Здесь единство особенного и всеобщего реализуется в единстве и взаимосвязи индивида и государства через гражданское общество. Последнее имеет механизм саморегуляции, который позволяет человеку реализовать свою двойственную природу как индивидуального и общественного существа. Оно способствует сглаживанию противопоставления человека человеку по социальному происхождению, религиозным, национальным и иным различиям. Постепенно осознаются не только собственные эгоистические интересы, но и интересы различных групп. Такие интересы нельзя реализовать непосредственно, поэтому они опосредованно выражаются в формировании общественных организаций : профсоюзов, политических партий, массовых движений и т. д.

Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является действительно демократическим не только по внешним признакам, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.

Интегрирование общества на основе определенной идеологии, национальной идеи или идеи лидерства (либо в чистом виде, либо в их комбинации) не создает действенных инструментов его саморегуляции и самофункционирования. Попытки интеграции общества на идеологизированной основе приводят к появлению тоталитарного государства. Появление идеологизированного тоталитаризма неминуемо ведет к подавлению ростков гражданского общества. Тоталитарное государство - это самодостаточная организация, не нуждающаяся для воспроизводства во внегосудар-ственной структуре, каковой является гражданское общество. Последнее основано на личной свободе индивидов, тоталитаризм - на ее подавлении .

Взаимосвязь государства и общества при демократическом и тоталитарном режимах, а также в переходный период от тоталитаризма к демократии схематически показана на рис. 7.12.

Его соотношения с понятием государства. Следует отметить, что термин «гражданское общество» восходит к периоду античности. У античных мыслителей это понятие отождествлялось с понятиями «государство», «политическое сообщество». Все эти три понятия выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином - членом государства, и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. «Тот, кто не способен вступить в общение, - говорил Аристотель, - или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Это свидетельствует о том, что сколь бы значительным ни был человек, он всецело зависел от государства - полиса то есть, имело место тождество частного и общественного. Подход о слитности общества и государства в почти неизменном виде сохранился вплоть до XVIIв.

Переход к капитализму ознаменовался вызреванием гражданского общества и соответственно выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами. Основу этого процесса составили: формирование идеи личности с особыми и неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; осознание факта противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельной подсистемы социума и т. д. Не случайно уже Дж. Локк (1632-1704) различает общество и государство. Общество, по его мнению, спонтанно функционирует упорядоченным образом и может существовать даже в естественном состоянии, а государство является политической организацией и продуктом политического договора. Общество предшествует государству, оно существует «по природе», государство же - «новое тело». Если каким-либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правилами. В обществе каждый индивид обладает неотъемлемыми правами, на которые не должен посягать ни один правитель. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Для Локка целью государства является защита частной собственности, обеспечение мира, гарантированное выживание индивида. Но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Ему также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным.

Проблеме соотношения гражданского общества и государства большое внимание уделяли Г. Гегель и К. Маркс. Следует отметить, что Гегелю принадлежит главная заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством. По мнению Гегеля, областью действия гражданского общества являются частные интересы, а сферой действия государства - общие интересы. Гражданское общество - особая стадия диалектического движения от семьи к государству в процессе длительной трансформации, от средневековья к Новому времени. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от государства. Гегель считал, что общество не может являться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Ведь в нём постоянно одни интересы сталкиваются с другими, это - поле боя. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство - может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Что касается К. Маркса, то он вслед за Гегелем рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. При этом, по его мнению, как гражданское общество, так и государство характеризуются особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаются соответствующими политико-правовыми механизмами. Причем они имеют преходящий характер, поскольку порождают пролетариат - могильщика буржуазного общества. Кстати, термин «гражданское общество» в работах К. Маркса звучит как «буржуазное общество». В большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество рассматривается как совокупность всех материальных (экономических) отношений - как сфера материальной жизни. К. Маркс не уделял должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, больницы и т. д. Вместе с тем следует отметить, что классики марксизма в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий и классов, а его официальным выражением считали «определённый политический строй» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 27. - С. 402).

Итак, в чём же состоит единство и что различает государство и гражданское общество?

Единство государства и гражданского общества состоит прежде всего в том, что они являются частями неразрывного целого. Этим целым выступает общество как единый организм. Одну часть составляет социально - экономическая и духовная сферы, другую - политическая сфера жизни. Причём гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт обеспечивает условия бытия и функционирования гражданского общества. Важно также отметить, что государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие.

Единство государства и гражданского общества выражается и в обеспечении прав личности. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае о её правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о политических правах. Личность, её право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства.

В то же время государство и гражданское общество отличаются друг от друга. Государство - это форма политической организации общества. Общество же - это система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности. В гражданском обществе эти отношения и связи приобретают новое качество. Они базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции. Высшей ценностью гражданского общества признаются человек, его права и свободы. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов, государство же - область выражения и защиты общих интересов. В гражданском обществе преобладают горизонтальные, координационные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнёрами. В структурах государства доминируют связи соподчинительные, иерархические, вертикальные.

Гражданское общество и государство различаются своим внутренним строением, выполняемыми функциями. Поскольку структура и функции государства были нами рассмотрены, остановимся на структуре и функциях гражданского общества.

Из каких же элементов состоит гражданское общество? В экономической сфере такими элементами являются: мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по собственной инициативе; в социальной - семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учёбы), политические партии, профессиональные, женские, молодёжные и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения; в сфере духовной - негосударственные институты (например церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т. п. объединения. Сюда относятся также обычаи, традиции, нравы.

Таким образом, структура гражданского общества представляет собой широкую сеть различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, кооперативных объединений, общественно - политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Через эти элементы гражданское общество обеспечивает права человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.

В основе любого гражданского общества независимо от специфики той или иной страны лежит ряд общих идей и принципов. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) гражданский мир, партнёрство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни населения.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций.

1. Оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. Создаёт и развивает на базе гражданского общества механизмы общественного самоуправления.

3. Защищает их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства. В этих целях использует активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, в акциях протеста и т. д.

4. Через свои институты и организации добивается обеспечения реальных прав человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах.

5. Выполняет функцию социального контроля за отношениями к своим членам. Оно заставляет индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Осуществляет коммуникационную функцию: через свои институты и организации информирует государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Выполняет стабилизирующую функцию: создаёт прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

(Агафонов Ю. А., Визнер С. В.,Самыгин С. И., Шило С. И., Щербакова Л. И. Основы политологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.156).

С учётом отмеченных характеристик гражданское общество можно определить как систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей (Гаджиев К. С. Введение в политическую науку.- М.,1997. - С.62).

Большинство развитых стран Запада называет себя гражданскими обществами. Так записано в их конституциях. Главным критерием служит рынок со всеми его атрибутами. Однако идеала в этом деле они также не достигают в силу ряда социальных изъянов и недостатков (преступность, безработица, внутренние конфликты, случаи нарушения прав человека и т. д.). Но по основным параметрам эти страны всё же отвечают условиям и требованиям гражданского общества.

Рассматривая гражданское общество, необходимо отметить, что оно предполагает правовое государство. Как, впрочем, правовое государство предполагает гражданское общество. Так что же такое правовое государство?

Сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. В последней трети ХХ в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое государство. В самом словосочетании кроется определённый смысл: сначала на первом месте стоит право, на втором - государство. В социально - политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Это основополагающий принцип. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном законе) и распространяется на все прочие законы и другие нормативные акты. Этот главный принцип правового государства (верховенство закона) предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства и его органов, должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается от неправового и качеством самого закона. Он должен быть гуманным, справедливым, закреплять неотъемлемые права каждого человека на жизнь и на свободу, защиту от произвола со стороны государства, личную неприкосновенность, на независимый суд, тайну переписки и другие личные права, которые даны человеку не государством, а от его рождения являются неприкосновенными и священными.

Правовое государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность и рассматривает личность наряду с государством как равную себе. Именно поэтому личность становится защищённой от власти. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, охрана и гарантированность интересов человека - важные принципы правового государства.

Таким образом, основными принципами правового государства являются следующие:

Верховенство права (закона) в обществе;

Реальность прав и свобод граждан;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимная ответственность государства и личности;

Высокий уровень правосознания и культуры в обществе;

Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Рассмотрение правового государства лишний раз подтверждает наличие неразрывной связи этого понятия с понятием гражданского общества . Действительно, связь между ними жёстко детерминирована, Ведь государство – форма организации общества. Связь эта выражается и в одновременности их формирования.

Каковы же пути формирования гражданского общества в России? Строительство гражданского общества - одна из главных целей российских реформ. В ходе их реализации сделаны заметные шаги на пути к такому обществу. Это выразилось прежде всего в признании и начале образования различных форм собственности. В настоящее время в России существуют частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. К сожалению, в результате махинаций при проведении реформ значительная часть наиболее выгодных перспективных предприятий и других объектов оказалась в руках нечестных людей. Большое значение имеет признание естественных прав человека, свободы личности. В Конституции Российской Федерации 48 статей (17-64) посвящены правам человека и гражданина. В статье 17 записано: « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В этой связи уместно заметить, что советские конституции содержали критику индивидуальной свободы, они допускали ограничения и даже полный запрет этих свобод, если они были несовместимыми с социалистическими принципами. В ныне действующей конституции свободы в либеральном смысле (экономические свободы), демократическом (участие в государственных делах) и социальном (свобода от нищеты) признаются высшей конституционной ценностью.

Заметным шагом на пути к гражданскому обществу является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов в отношениях между властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых президентом, Конституционный суд, импичмент).Эти и другие механизмы внешнего взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция аккумуляции всё большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

В процессе реформирования политической системы осуществляется переход от формального федерализма к реальному. Стержнем советского федерализма было «государство - партия» с централизованной командно - административной системой управления. Сегодня в России реальные права субъектов федерации - объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге. Изменилась также конституционная основа политической институционализации общества. Её в России ныне составляет принцип политического и идеологического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой идеологии, кроме официальной, государственной. Утвердился принцип многопартийности. Стало достоянием истории положение, когда в обществе была только одна партия - партия власти (КПСС), никакой иной быть не должно. В настоящее время в обществе существует легальная оппозиция.

Гражданское общество и государство.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII–XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. «Гражданское общество, – писал он, – создано, впрочем, лишь в современном мире...».

Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоретические выводы современной социологии, политологии, теории государства и права, теории конституционализма и других общественных наук.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего средневековья (примерно XV–XVI вв.); в ходе борьбы против сословно-феодальнего неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640–1649), от которой ряд историков ведет отсчет Нового времени.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Исторические вехи:

Билль о правах

Декларация прав и свобод человека

Соотношение ГО и государства .

1. Гражданское общество – с-ма самостоятельных и независимых от гос-ва общественных инструментов и отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для насыщенной социальной, духовной и культурной жизни, сохранения и воспроизводства накопленных нравственных ценностей и передаче от поколения к поколению. Гражданским называют демократическое общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и полит. отношениями между его членами, независимое от гос-ва, но взаимодействующее с ним, общество граждан, находящихся на стабильно высоком соц., экон., полит., культ. и моральном уровне, создающих совместно с гос-вом развитые правовые отн-я. Вплоть до XVIII века понятие Г.о. употреблялось как синоним понятия «гос-во».

Г.о. в целом отождествляется со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод чела. Вместе с тем в рамках Г.о. сосущ разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями.

Гос-во – в теории права способ организации общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей с-ме производственных отношений; основной институт полит. с-мы, форма орг-ции публичной полит. власти. Объективным выражением Г. является совокупность представительных, исполнительных и судебных гос. органов, образующих гос. аппарат.

2. Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и строения.

Любое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация – охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

3. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым – на систему права. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.



4. Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещённых, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.

5. Отношения между гражданами, их объединениями, союзами (и внутри этих объединений) основываются на соглашениях, договорах, строятся на началах равенства, свободы, координации. Образно говоря, гражданское общество основано на горизонтальных отношениях равноправных лиц.

Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему начальству (органу, учреждению). Государственные отношения восходят к единому центру [и (или) «подцентрам»], управленческие отношения носят вертикальный характер.

6. Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обусловливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи.

Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей «соборности», покорности властям и коллективам.

Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (Билль о правах, Декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституции в качестве «основных законов всякого общества», не содержащее идей ограничения обществом власти государства, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, «которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними».

В-третьих, развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Именно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему «политического отчуждения» и создало предпосылки его преодоления. В структуре высших органов государства Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации

7. Гражданское общество состоит из вторичных обществ, склонно к самоорганизации.

Существует следующее деление - Модели гражданского общества: либеральная (принципы – свобода личности, частная собственность), консервативная (больше думают об общем благе).

Нерсисянц согласно своей либертарной концепции придерживается следующей точки зрения:

«Для либертарно-юридического подхода определяющее значение имеет свобода индивидов (ее масштаб, мера, объем, содержание, характер и т.д.), правовые (и государственно-правовые) формы ее существования и развития в историческом процессе эволюции человеческих сообществ.»

То есть, «Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д»

Таким образом, для Нерсисянца важно не само ГО и институты, организации, из которых оно состоит, а «свободный индивид».

Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания.

1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. Какие признаки правового государства вы знаете?

Признаки правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни;

Связь государства и его органов через закон;

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связь государства и его органов через закон;

3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

К таким признакам относятся:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

2. Связь государства и его органов через закон

3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

1. Аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Жесткая цензура.

4. Диктатура одной политической партии.

5. Монополия государственной собственности.

6. Геноцид собственного народа.

7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

Вам надо их установить.

Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча