09.03.2019

Основные угрозы для населения рф определяются. Информационная безопасность и виды возможных угроз


Хорев Анатолий Анатольевич,
доктор технических наук, профессор
Московский государственный институт электронной техники
(технический университет),
г.Москва

Угрозы безопасности информации

6. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения: руководящий документ: утв. решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm .

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 июля 2001 г. № 195-ФЗ: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2001/12/31/admkodeks-dok.html .

8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 3-е изд., изм. и доп./Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. -М.: Норма-Инфра-М, 2000. - 896 с.

9. О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ: [принят Гос. Думой 9 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г.]. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/08/05/taina-doc.html .

10. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. [Электронныйресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

11. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html .

12. Перечень сведений конфиденциального характера: утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_docs/doc_1_3_008.htm

13. Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации: утв. председателем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации 25 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm .

14. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995г. № 870 (с изменениями от 15 января, 22 мая 2008 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://govportal.garant.ru:8081/SESSION/SungJswow/PILOT/main.html .

15. Техническая защита информации. Основные термины и определения: рекомендации по стандартизации Р 50.1.056-2005: утв. Приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. № 479-ст. - Введ. 2006-06-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 16 с.

16. Хорев А.А. Техническая защита информации: учеб. пособие для студентов вузов. В 3 т. Т. 1. Технические каналы утечки информации. - М.: НПЦ «Аналитика», 2008. - 436 с.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ .

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов , угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя ;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;


6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар-котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО . Состав блока НАТО: 1949 г. - 12 государств; 1982 г. - 16 государств; 1999 г. - 19 государств; 2004 г. - 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере , в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л - это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ - наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ -инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция - 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза - морское пиратство.


Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. Опасность для системы проявляется в виде угроз внешнего или внутреннего характера.

Угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Под угрожающим экономической, безопасности фактором понимается совокупность условий, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность сокращения производственного потенциала субъектов хозяйственной деятельности.

Угрозы (опасности) описываются количественными и/или качественными характеристиками, присущими объекту, процессу, событию или явлению. Опасность выступает как потенциальное и часто как имманентное свойство некоторых объектов, процессов, событий или явлений окружающей действительности наносить при возникновении некоторых условий ущерб другим объектам, процессам и т. д., которые сами по себе также могут обладать (или не обладать) опасными свойствами.

В нормативно-законодательных актах и экономической литературе предлагаются различные варианты состава экономических угроз. При этом имеет место тенденция к его неограниченному расширению, включению в него обычных недостатков, свойственных переходному состоянию экономики. При таком подходе сама проблема экономической безопасности «растворяется» в общих характеристиках экономического развития страны, и на такой основе трудно разработать мероприятия по ее обеспечению.

Очевидно, что на экономическую безопасность влияют многообразные факторы, которые можно классифицировать по различным основаниям. Например:

По сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, информационная и т. д.);
- по источнику угрозы (внутренняя - источник на территории РФ, внешняя - источник за пределами РФ);
- по отношению к человеческой деятельности (объективная - формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная - создается сознательно);
- по вероятности реализации, наступления (реальные - могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные - могут реализоваться в случае формирования определенных условий);
- по возможности прогнозирования (прогнозируемые, непрогнозируемые);
- по последствиям (всеобщие - отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов; локальные - отражаются на отдельных субъектах);
- по величине ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности).

Основные угрозы национальной безопасности России на современном этапе ее развития определены в Концепции национальной безопасности РФ и по сферам человеческой деятельности классифицируются следующим образом:

1) Угрозы в сфере экономики.
2) Угрозы федеративному устройству и социально экономическому укладу Российской Федерации.
3) Угроза криминализации общественных отношений.
4) Угрозы в социальной сфере.
5) Угрозы в международной сфере.
6) Угрозы в информационной сфере.
7) Угрозы в военной сфере.
8) Угрозы в пограничной сфере.
9) Угрозы в экологической сфере.
10) Угрозы в духовной сфере.

Классификация угроз экономической безопасности

По источникам подразумевает их деление на две большие взаимосвязанные группы: внешние угрозы, в качестве источников которых выступают негативные процессы и явления за пределами Российской Федерации, и угрозы внутренние, источники которых «расположены» на территории страны. Эти угрозы проявляют себя во всех сферах человеческой деятельности.

Внутренние угрозы:

Структурная деформация экономики;
- неадекватные целям и задачам результаты приватизации;
- снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
- тенденция превращения России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- усиление импортной зависимости;
- утечка из страны валютных ресурсов;
- углубление имущественного расслоения общества;
- усиление региональной дифференциации уровня социально-экономического развития;
- криминализация экономических отношений.

Внешние угрозы:

Продовольственная уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания;
- технологическая блокада;
- негативное влияние финансовых, фондовых, валютных рынков;
- потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье;
- дискриминационные меры зарубежных стран, международных финансовых и экономических организаций во внешнеэкономических отношениях с Россией;
- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
- недостаточный экспортный и валютный контроль;
- необустроенность таможенной границы.

Классификация угроз по отношению к человеческой деятельности осуществляется на основе признаков объективности и субъективности.

К первым следует отнести угрозы, которые возникают в результате действия объективных законов природы и социально-экономических законов функционирования человеческой цивилизации. Например, стихийные бедствия (наводнения, сели, ураганы, землетрясения и т. д.) представляют угрозу экономике, жизни и благополучию людей. Действие объективных законов рынка (законы спроса и предложения, ценообразования; колебания ставок ценных бумаг на фондовых биржах, курсов национальных валют и т.д.), которые, естественно, проявляют себя и в интеграционных процессах (образование транснациональных корпораций, политических и экономических сообществ государств), порождают целый спектр различных угроз во всех сферах человеческой деятельности.

Субъективные угрозы создаются сознательно и проистекают из узких политических, экономических и иных интересов конкретных государств, организаций, группировок и отдельных людей: протекционизм в политической и экономической сфере; разведывательная деятельность; биржевые игры «медведей» и «быков»; контрабанда; террористическая и подрывная деятельность; организованная преступность и т. д.

Вариант классификации угроз по вероятности реализации в различных сферах человеческой деятельности отражает временные характеристики появления и существования угроз и, очевидно, важен с точки зрения планирования мероприятий по их недопущению или нейтрализации. При этом под реальными угрозами чаще всего подразумеваются краткосрочные угрозы, т. е. те, которые существуют в настоящее время или могут проявиться в ближайшем будущем, а под потенциальными - угрозы долгосрочные, которые могут проявиться в обозримом или отдаленном будущем, если не будут приняты меры по смягчению или нейтрализации реальных угроз или меры по недопущению и предотвращению угроз прогнозируемых.

Например, реальные (краткосрочные) угрозы в экономической сфере - это дезинтеграция экономического пространства РФ, автономизация хозяйственной деятельности регионов; потенциальные (долгосрочные) угрозы, соответственно, - это потеря экономической самостоятельности и превращение РФ в топливно-сырьевой придаток мировой экономики с закреплением ее технологической отсталости; потенциальная уязвимость России вследствие ее зависимости от продовольственного импорта.

Реальные (краткосрочные) угрозы в социальной сфере - это рост преступности, повышение степени агрессивности и организованности преступного мира, его проникновение во властные структуры и смыкание с зарубежными, включая СНГ, преступными образованиями. Соответственно, потенциальные (долгосрочные) угрозы - это недостаточно эффективное функционирование основных институтов социальной защиты населения (здравоохранение, образование, социальная помощь и др.); нелегальная иммиграция, сокращение средней продолжительности жизни, падение рождаемости, ухудшение здоровья населения.

Реальные (краткосрочные) угрозы в военной сфере - это существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов; нарушение целостности обороны и неопределенность режима государственной границы Российской Федерации на некоторых направлениях. Потенциальные (долгосрочные) угрозы в военной сфере - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в реализации своих военных и политических целей; сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

В технологической сфере реальные (краткосрочные) угрозы - это быстрое нарастание вероятности техногенных катастроф, в том числе крупных, в связи со старением оборудования в сфере промышленного производства и на транспорте, снижением до опасных пределов уровня технологической дисциплины и дефицитом средств, необходимых для технологического обновления производства. Потенциальные (долгосрочные) угрозы - рост количества и масштабов возможных техногенных катастроф.

Классификация угроз безопасности по вероятности реализации может быть применена ко всем сферам человеческой деятельности. На основе данной классификации можно сделать вывод о том, что значительная часть угроз безопасности, определяемых как «долгосрочные», является производной от краткосрочных угроз при условии непринятия мер по нейтрализации или недопущению последних.

Классификация угроз по вероятности реализации может проводиться с использованием математических методов анализа (в рамках теории вероятности и математической статистики). В этом случае угрозы могут подразделяться, например, на маловероятные и высоковероятные.

Понятия «краткосрочности» и «долгосрочности» можно использовать при классификации угроз по длительности действия (или длительности существования угрозы). Например, к краткосрочной угрозе можно отнести изменение курса валют или ставок ценных бумаг на фондовой бирже (если это происходит по объективным причинам). К долгосрочным угрозам можно отнести угрозы, порождаемые непродуманностью и непоследовательностью прошедших в стране реформ, эмиграцией высококвалифицированных специалистов за рубеж; угрозы, связанные с ухудшением экологической обстановки; угрозы для будущего нации из-за снижения рождаемости и увеличения заболеваемости и смертности. В рамках классификации по длительности действия можно также выделить постоянные угрозы (например, пока существуют государственные границы, будут существовать и угрозы, порождаемые контрабандой).

При классификации угроз по последствиям большинство из них следует отнести к всеобщим, т. е. отражающимся на всей стране. Классификация угроз по последствиям необходима, например, для выделения регионов, где в наибольшей степени отражаются угрозы в экономической, социальной, экологической и других сферах, для объявления тех или иных территорий зонами экономического, экологического или стихийного бедствия, что должно, очевидно, приводить к принятию местными, региональными или федеральными органами соответствующих мер экономического, социального, технического и иного характера.

Характеристика угроз по классификационным признакам дает возможность определить механизм их действия, что на практике позволяет выявить основные направления противодействия им.

Системный анализ угрозы позволяет определить ее сущностные элементы, к которым относят:

Объект посягательства (управление, информация, производственные ресурсы, персонал, др.);
- природу возникновения угрозы (объективные, например, в виде стихийных бедствий; осознанно или неосознанно субъективные, посредством конкуренции, государственной политики и т. п.);
- результат реализации угрозы (ущерб, нарушение функционирования/деятельности, прекращение существования и т. д.);
- величину нанесенного вреда (катастрофическая, критическая, кризисная);
- вид воздействия (явный, латентный);
- способы защищенности.

Таким образом, в данной теме были рассмотрены следующие основные понятия и категории: безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, внешняя безопасность, внутренняя безопасность, экономические приоритеты, экономические интересы, факторы безопасности, опасность, системная безопасность, субъекты и объекты экономической безопасности, угроза, классификация угроз.

Практическая ситуация 1

Сегодня наметилась явная угроза экономической безопасности нашей страны в области недропользования: западный капитал уверенно занимает позиции там, где прежде была государственная геологоразведка, и в первую очередь геофизика.

Эксперты Совета Безопасности отмечают, что если положение не изменится, то в ближайшем будущем иностранные компании будут обладать всей полнотой информации о стратегических запасах российской нефти и газа. Ситуация усугубляется еще и тем, что техническое отставание россиян в области применения высоких технологий в нефтедобыче порой компенсируется вхождением иностранного капитала в уставные фонды наших добывающих компаний. Развитие событий по такому сценарию вполне может привести к образованию компрадорского капитала и его геополитическому влиянию, идущему вразрез с национальными интересами России.

По прогнозам ученых, в нашей стране рентабельные для отработки запасы нефти смогут обеспечить текущий уровень добычи в течение максимум 20 лет. Далее, при отсутствии упреждающего воспроизводства минерально-сырьевой базы, последует резкий спад уровня добычи углеводородного сырья. Угроза развития такого сценария вполне реальна, поскольку общая выработанность разведанных запасов нефтегазового комплекса весьма высока. Уровень воспроизводства нефти существенно отстает от уровня добычи; что же касается природного газа, то более 80 % от его добываемых объемов приходится на месторождения, вступающие в фазу падающей добычи. Если положение в ближайшее время в корне не изменится, то может произойти резкий спад добычи нефти и газа.

Все имеет свое начало и конец

Сырьевые отрасли России, имеющие фундаментальное значение для обеспечения экономической безопасности государства, переживают ни много ни мало, но системный кризис. Тому причин несколько. Во-первых, действующее законодательство о недрах не обеспечивает эффективного недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, поскольку государство за последние годы утратило какие-либо рычаги влияния в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. Сегодня по целому ряду полезных ископаемых, и в первую очередь по нефти и газу, перед страной замаячила реальная перспектива скорого исчерпания имеющихся запасов даже при нынешних уровнях их добычи, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности страны.

Во-вторых, наши добывающие компании в условиях рыночных отношений мало озабочены проблемами рационального недропользования и уж тем более не думают о восстановлении минерально-сырьевой базы, доставшейся им почти даром. В большинстве своем, они стремятся лишь к получению максимально возможной прибыли за счет отработки наиболее доступных запасов, разведанных еще в советское время.

Еще не все потеряно

А пока что нас обнадеживают результаты, полученные в Ханты-Мансийском автономном округе. Там была проведена оценка потенциальных ресурсов углеводородов, которая показала, что невыявленные ресурсы, т. е. требующие поиска, оценки и разведки, составляют еще около половины общего нефтяного потенциала региона. Кстати, одного из самых перспективных и хорошо изученных. Так что есть над чем работать и к чему стремиться.

В чем же дело? Почему расширенное воспроизводство не поспевает за добычей? По мнению экспертов Совбеза, всему виной резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, произошедшее после известных изменений в налоговом законодательстве: были упразднены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет которых худо-бедно, но существовали государственные геологоразведочные службы как федерального подчинения, так и в регионах. Их разрушение привело к тому, что объемы изыскательских работ сократились более чем в три раза, почти полностью исчерпан поисковый задел, необходимый для дальнейшего наращивания разведанных запасов.

Вскоре после отмены ставок ВМСБ произошло ощутимое снижение прироста запасов. Только по нефти их объемы сократились в 1,5 раза. Но мир не терпит пустоты. Освободившуюся нишу после развала единой государственной системы геологоразведки самым активным образом начали занимать западные сервисные компании, располагающие современным оборудованием и владеющие новейшими методами разведки полезных ископаемых. В итоге наша страна оказалась перед реальной угрозой монополизации национального рынка геофизических услуг со стороны западных компаний, которые сегодня самым активным образом скупают акции российских предприятий, оказавшихся в трудном положении. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе геологоразведочные партии из-за малого объема работ вынуждены бороться за место под солнцем, снижая расценки до минимально возможного уровня, утрачивая при этом возможность развиваться, внедрять новую технику и технологии.

Россиян отодвинули

Из-за низких зарплат высококвалифицированные геологи уходят в добывающие компании, и страна упускает из рук золотой фонд специалистов, создавших российскую геологическую школу. Очевидно, что в таких условиях наши геологоразведочные предприятия не в состоянии конкурировать с Западом на рынке сервисных услуг. Им не по плечу тягаться с такими компаниями, как «Halliburton (годовая выручка 12,6 млрд. долл.) или «Шлюмберже» (годовая выручка 14 млрд. долл.). В том же Ханты-Мансийском автономном округе работало более десяти отечественных сервисных компаний, осуществляющих поисковое бурение, то их число сократилось более чем в 3 раза!

Что же касается геофизики и применения современных методов увеличения нефте отдачи, то в этих областях произошло практически полное замещение

Услуг, предоставляемых российскими компаниями. При проведении гидроразрывов пласта наши недропользователи применяют большей частью иностранные технологии, оборудование, программное обеспечение, материалы, привлекают специалистов из-за рубежа. Более того, полевые измерения практически всеми российскими геофизическими компаниями выполняются с помощью телеметрических комплексов производства США и Франции (фирмы «SERSEL», «INRSUN»). Обработка и интерпретация полученных данных также обеспечивается применением программного продукта западного производства (Schlumberger, Technology, PGS, Landmark Grafics Corporation и другими). Понятно, что все это не может положительно сказаться на экономике России, ее будущем. Техническое отставание нашей страны в области инновационных технологий требует немедленной структурной перестройки экономики, переориентации финансовых потоков из сырьевого сектора в научно-технический, под развитие конкурентоспособной государственной геофизической службы. В противном случае мы обречены уступить место на этом поприще более продвинутым, более удачливым, более мобильным... иностранным компаниям.

Играй, но карты не показывай

Это сегодня происходит повсеместно, и глупо винить российский бизнес за отсутствие патриотизма или еще за что-то в этом роде: наши нефтяники всего лишь стремятся быть эффективными собственниками и отдают предпочтение тому, кто лидирует на рынке.

В отсутствие государственного протекционизма по отношению к российским сервисным компаниям, западные партнеры не мытьем, так катаньем добиваются заказов на отечественном рынке геофизических услуг. Зачастую россияне получают от иностранных «партнеров» льготные кредиты в обмен на полную информацию о недрах, о запасах, в том числе и стратегических. Бывает, что передача новых технологий сопряжена с участием западного партнера в уставном капитале россиян.

Скажем, уже упоминавшаяся одна из крупнейших в мире сервисных компаний «Шлюмберже» не первый год расширяет свое присутствие в России. В Башкортостане ее представителями изучается возможность выкупа блокирующих пакетов акций предприятий ОАО «Башнефть-геофизика», ОАО НПФ «Геофизика», ОАО «Гео физприбор» с целью захвата всего объема проводимых на территории республики геофизических работ.

По последним данным, активность «Шлюмберже» на этом поприще увенчалась успехом. Компания приобрела контрольный пакет акций российской нефте-сервисной фирмы «Петроальянс». Представители ОАО «Газпром» и компании «Шлюмберже» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания технологического альянса. И тотчас западные специалисты приступили к консультациям своих российских коллег по вопросам разработки программного продукта, дающего возможность проводить подсчеты запасов, планировать добычу, вести квартальное, годовое и перспективное планирование.

По информации из достоверных источников, «Шлюмберже» планирует выполнять в России до 70% объемов геофизических работ.

Здесь, как говорится, комментарии излишни. Если ничего не изменится, может статься, лет через пять Запад будет являться собственником подробной и детальной информации о недрах России, в том числе об основных запасах и уровнях добычи сырья, имеющего стратегическое значение. А это уже слишком.

Под крылом иностранного капитала

Никто не оспаривает тот факт, что технический прогресс, привнесенный в нефтегазовую отрасль иностранными нефтяными компаниями, - несомненное благо для нашей страны, как, впрочем, и любые инвестиции. Но, с другой стороны, чрезвычайно важно соблюсти баланс между объемами такой помощи отечественным компаниям и степенью их зависимости от иностранного капитала, с тем, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным и не представляло угрозы для экономической безопасности страны. А такая угроза сегодня реально существует.

Например, создание совместного предприятия ТНК ВР позволило иностранцам получить доступ к основным месторождениям на юге Тюменской и Оренбургской областей, в городах Нижневартовске, Мегионе, Нягани и Новом Уренгое. Сегодня в компании ОАО ТНК 95,73% акций принадлежит ООО «Дойче Банк», у нефтяной компании «Сиданко» - 57,4% акций во владении того же банка, 60,5% акций НК ЮКОС принадлежит Group MENATEP, и вполне естественно, что интересы западных финансовых структур не привязаны к национальным интересам России.

Повышенный интерес иностранных инвесторов к российской нефтегазовой отрасли, помимо экономического, имеет ярко выраженный геополитический аспект. На фоне четко обозначившейся тенденции объединения крупных компаний и поглощения ими мелкого и среднего бизнеса возникает реальная угроза монополизации отрасли и получения иностранными ФПГ контроля над большей частью нефтяной промышленности России. Мировой опыт показывает, что установление подобного контроля над бюджето-образующими отраслями ведет к формированию компрадорского капитала, ориентированного на защиту интересов Запада.

По мнению, аналитиков Совбеза России, было бы целесообразным сформировать национальную стратегию недропользования для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и в рамках административной реформы разработать концепцию функционирования Федеральной геологической службы России.

Но, к сожалению, благие пожелания так и остались на бумаге.

Сколько людей - столько мнений

В числе рекомендаций Совбеза - и необходимость наискорейшего внедрения механизма экономического стимулирования отечественных недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений за собственные средства. Предлагается предоставлять им право «первой руки»: без конкурсов и аукционов отдавать в разработку месторождения тем, кто вложился в поисковые и разведочные работы. В то же время эта мера поощрения не должна ограничивать широкого применения в практике недропользования гражданско-правовых отношений - договора аренды, концессии и других. Право «первой руки» нашло отражение в новом законопроекте «О недрах», но когда он будет внесен в Госдуму, и тем более принят, - это вопрос вопросов.

Совет безопасности рекомендует произвести дифференциацию НДПИ в зависимости от условий добычи, с тем, чтобы стимулировать эксплуатацию низкодебитных скважин, допуская переход с этой целью от налоговой системы к взиманию дифференцированных рентных платежей. МЭРТ вот уже несколько лет намеревается осуществить дифференциацию, но на практике никак не может определиться с чего начать. Далеко не все предложения экспертов Совета Безопасности, направленные на исправление ситуации, сложившейся в минерально-сырьевом комплексе страны, воспринимаются однозначно в регионах.

Так, власти ХМАО считают необходимым с осторожностью относиться к применению в минерально сырьевом комплексе таких форм гражданско-правовых отношений, как концессии, договоры аренды и подряда. И свою точку зрения обосновывают «неутешительной практикой применения договорных форм недропользования на Сахалине». Анализ хода выполнения действующих в России СРП Сахалин1 и Сахалин2 свидетельствует о сложной ситуации и очевидном проигрыше государства. Сахалин же, напротив, всячески ратует за действующие соглашения о разделе продукции, которые оживили экономику региона. Сколько людей, сколько интересов - столько и мнений.

В их изобилии и противоречивости важно соблюсти государственный интерес, основанный на взвешенном отношении к проблеме и необходимости, в первую очередь, обеспечить экономическую безопасность страны. Предложения известны, - настала пора сделать выводы.

Практическая ситуация 2. Кофе дорожает

За последние пять лет кофе сорта «робуст» подорожал в три раза. «Робуст» уступает по качеству «арабике», но содержит достаточно кофеина и имеет умеренно горький привкус, поэтому используется преимущественно при производстве растворимого напитка, так что рост цен на «робуст» ведет к подорожанию растворимого кофе.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основныевнешние угрозы:

1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы :

1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз . Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними . Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы :

1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП) . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3 . Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5 . Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере :

− сокращение наукоемких производств;

− снижение инвестиционной и инновационной активности;

− разрушение научно-технического потенциала страны;

− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления , т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Угрозы в социальной сфере:

− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.

9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Естественные и искусственные угрозы

Развитие новых информационных технологий и всеобщая компьютеризация привели к тому, что информационная безопасность не только становится обязательной, она еще и одна из характеристик ИС. Существует довольно обширный класс систем обработки информации, при разработке которых фактор безопасности играет первостепенную роль (например, банковские информационные системы).

Под безопасностью ИС понимается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения (несанкционированного получения) информации, модификации или физического разрушения ее компонентов. Иначе говоря, это способность противодействовать различным возмущающим воздействиям на ИС.

Под угрозой безопасности информации понимаются события или действия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию или даже к разрушению информационных ресурсов управляемой системы, а также программных и аппаратных средств.

Угрозы информационной безопасности делятся на два основных типа - это естественные и искусственные угрозы . Остановимся на естественных угрозах и попытаемся выделить основные из них. К естественным угрозам относятся пожары, наводнения, ураганы, удары молний и другие стихийные бедствия и явления, которые не зависят от человека. Наиболее частыми среди этих угроз являются пожары. Для обеспечения безопасности информации, необходимым условием является оборудование помещений, в которых находятся элементы системы (носители цифровых данных, серверы, архивы и пр.), противопожарными датчиками, назначение ответственных за противопожарную безопасность и наличие средств пожаротушения. Соблюдение всех этих правил позволит свести к минимуму угрозу потери информации от пожара.

Если помещения с носителями ценной информации располагаются в непосредственной близости от водоемов, то они подвержены угрозе потери информации вследствие наводнения. Единственное что можно предпринять в данной ситуации - это исключить хранение носителей информации на первых этажах здания, которые подвержены затоплению.

Еще одной естественной угрозой являются молнии. Очень часто при ударах молнии выходят из строя сетевые карты, электрические подстанции и другие устройства. Особенно ощутимые потери, при выходе сетевого оборудования из строя, несут крупные организации и предприятия, такие как банки. Во избежание подобных проблем необходимо соединительные сетевые кабели были экранированы (экранированный сетевой кабель устойчив к электромагнитным помехам), а экран кабеля следует заземлить. Для предотвращения попадания молнии в электрические подстанции, следует устанавливать заземленный громоотвод, а компьютеры и серверы комплектовать источниками бесперебойного питания.

Следующим видом угроз являются искусственные угрозы , которые в свою очередь, делятся на непреднамеренные и преднамеренные угрозы. Непреднамеренные угрозы - это действия, которые совершают люди по неосторожности, незнанию, невнимательности или из любопытства. К такому типу угроз относят установку программных продуктов, которые не входят в список необходимых для работы, и в последствии могут стать причиной нестабильной работы системы и потеря информации. Сюда же можно отнести и другие «эксперименты», которые не являлись злым умыслом, а люди, совершавшие их, не осознавали последствий. К сожалению, этот вид угроз очень трудно поддается контролю, мало того, чтобы персонал был квалифицирован, необходимо чтобы каждый человек осознавал риск, который возникает при его несанкционированных действиях.

Преднамеренные угрозы - угрозы, связанные со злым умыслом преднамеренного физического разрушения, впоследствии выхода из строя системы. К преднамеренным угрозам относятся внутренние и внешние атаки. Вопреки распространенному мнению, крупные компании несут многомиллионные потери зачастую не от хакерских атак, а по вине своих же собственных сотрудников. Современная история знает массу примеров преднамеренных внутренних угроз информации - это проделки конкурирующих организаций, которые внедряют или вербуют агентов для последующей дезорганизации конкурента, месть сотрудников, которые недовольны заработной платой или статусом в фирме и прочее. Для того чтобы риск таких случаев был минимален, необходимо, чтобы каждый сотрудник организации соответствовал, так называемому, «статусу благонадежности».

К внешним преднамеренным угрозам можно отнести угрозы хакерских атак. Если информационная система связана с глобальной сетью интернет, то для предотвращения хакерских атак необходимо использовать межсетевой экран (так называемый firewall), который может быть, как встроен в оборудование, так и реализован программно.

Человека, пытающегося нарушить работу информационной системы или получить несанкционированный доступ к информации, обычно называют взломщиком, а иногда «компьютерным пиратом» (хакером).

В своих противоправных действиях, направленных на овладение чужими секретами, взломщики стремятся найти такие источники конфиденциальной информации, которые бы давали им наиболее достоверную информацию в максимальных объемах с минимальными затратами на ее получение. С помощью различного рода уловок и множества приемов и средств подбираются пути и подходы к таким источникам. В данном случае под источником информации подразумевается материальный объект, обладающий определенными сведениями, представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.

К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования ИС относятся:

Утечка конфиденциальной информации;

Компрометация информации;

Несанкционированное использование информационных ресурсов;

Ошибочное использование информационных ресурсов;

Несанкционированный обмен информацией между абонентами;

Отказ от информации;

Нарушение информационного обслуживания;

Незаконное использование привилегий.

Утечка конфиденциальной информации - это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:

Разглашения конфиденциальной информации;

Ухода информации по различным, главным образом техническим, каналам;

Несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.

Разглашение информации ее владельцем или обладателем есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.



Возможен бесконтрольный уход конфиденциальной информации по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и другим каналам.

Несанкционированный доступ - это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.

Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:

Перехват электронных излучений;

Применение подслушивающих устройств (закладок);

Дистанционное фотографирование;

Перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;

Копирование носителей информации с преодолением мер защиты

Маскировка под зарегистрированного пользователя;

Маскировка под запросы системы;

Использование программных ловушек;

Использование недостатков языков программирования и операционных систем;

Незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ информации;

Злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;

Расшифровка специальными программами зашифрованной: информации;

Информационные инфекции.

Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют достаточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, используются технические каналы утечки - это физические пути от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и технологические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действующие на определенных физических принципах преобразователи, образующие присущий этим принципам канал передачи информации - канал утечки.

Однако есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:

Хищение носителей информации и документальных отходов;

Инициативное сотрудничество;

Склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;

Выпытывание;

Подслушивание;

Наблюдение и другие пути.

Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.

Существует и постоянно разрабатывается огромное множество вредоносных программ, цель которых - порча информации в БД и ПО компьютеров. Большое число разновидностей этих программ не позволяет разработать постоянных и надежных средств защиты против них.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча