03.03.2019

Чем опасен правовой нигилизм для общества. Юридический нигилизм и его основные разновидности


Введение

1. Понятие правового нигилизма, его причины

2. Формы правового нигилизма

3. Пути преодоления правового нигилизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема правового нигилизма, неуважения к праву была актуальна с момента зарождения юридических институтов в нашей стране и остается таковой в настоящее время. В различные исторические периоды ей уделяли внимание учёные и практики, писатели и поэты, государственные деятели.

О необходимости борьбы с правовым нигилизмом говорится сегодня на самом высоком уровне. Известно, что борьба со следствиями того или иного отрицательного явления может продолжаться сколько угодно долго при условии, что его причины не устранены.

В настоящее время проблема правового нигилизма пока не исследована в полной мере. Между тем, в связи с развитием современного общественного строя, наблюдается все большее проявление правового нигилизма.

Сегодня более четко наблюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

При исследовании такого негативного правового явления как нигилизм, в рамках данной курсовой работы, будут рассмотрены следующие его аспекты:

· Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;

· Рассмотрение причин проявления правового нигилизма;

· Определение и анализ форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

Цель работы заключается в исследовании и рассмотрении путей преодоления правового нигилизма.

Задачи определяются контекстом рассмотрения и изучения обозначенных выше аспектов правового нигилизма в целом.

При написании курсовой работы были использованы работы ведущих авторов-правоведов в этой области: Матузова, Малько, Комарова, Лившица, Федоренко, в трудах которых высказаны различные точки зрения на сущность правового нигилизма и на пути его преодоления


1. Понятие правового нигилизма, его причины

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность».

Правовой нигилизм - одно из тех понятий, которое ныне активно "эксплуатируется" как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. Внимание к этому явлению со стороны научного сообщества за последние годы значительно усилилось. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы – практики.

В то же время, завоевав необычайно широкую популярность, понятие остается в отрыве от самого явления, вне должного и всестороннего анализа сущности одного из наиболее массовых и негативных феноменов современной правовой действительности. Как констатируют Н.И. Матузов и А.В. Малько, проблема правового нигилизма "в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована"

Правовой нигилизм представляет собой не просто механическую сумму негативных правовых чувств, эмоций и настроений, а синтезированное целостное образование, которое, впрочем, не лишено своих количественных и качественных параметров, внешних связей и взаимодействий. "Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке"

Будучи противоречивым и одновременно широко распространенным элементом юридической сферы, правовой нигилизм находит свое специфическое выражение (материализацию) в самых различных проявлениях (б), обнаруживает удивительные способности "контактировать" со многими явлениями правового бытия.

Однако чем больше связей обнаруживает правовой нигилизм, тем очевидно большую опасность он представляет для развития российского права. Особенно негативно это может сказаться на новых, перспективных направлениях. Еще М. Хайдегтер обращал внимание на то, что нигилизм "есть историческое движение, а не какое-то представленное учение или воззрение, это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием мировую катастрофу"

Нигилизм выражает отрицательное отношение человека или социальной группы к определенным нормам, ценностям, идеям, теориям. Выразителями нигилизма в теоретической мысли были мыслители самого различного толка и самых различных направлений философской мысли - от Прудона, Бакунина и Кропоткина до Ницше, Хайдеггера и многих других. Нигилизм, касаясь нравственности, религии, политики, права, идеологии, принимает самые различные формы. Однако главный его признак - отрицание или неуважение тех ценностей и норм, которые являются основополагающими в той или иной сфере социальной практики и теоретической мысли. Вот почему нигилизм - явление деструктивное, обладающее колоссальной разрушительной силой. В своих крайних проявлениях он смыкается с экстремизмом и радикализмом, максимализмом и фанатизмом.

Внимание развитию законности и правопорядка в нашей стране уделяет Д.А. Медведев. Во многих своих выступлениях он отмечает, что низкий уровень правовой культуры является одной из главных проблем современной России. По его мнению, «Россия - страна, где не очень любят соблюдать законы, и, как принято говорить, страна значительного правового нигилизма». «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию»

Наконец, данные социологических исследований полностью подтверждают все приведенные выше высказывания. Согласно проведенному в 2002 г. опросу34,9% молодых россиян считают, что в России нельзя жить по закону. Не согласны с ними только 9,3% респондентов, остальные затруднились ответить. Более удручающим выглядит опрос, проведенный среди студентов юридических вузов: 45% опрошенных считают оправданным нарушение закона в определенных жизненных ситуациях, 41% склоняются к мнению, что умный человек всегда найдет способ обойти закон, если он ему мешает, а 28% полагают, что выжить в сложившейся в стране ситуации, не нарушив закона, практически невозможно.

Наличие правового нигилизма в России констатируют многие отечественные" и зарубежные ученые". Мнения большинства исследователей об истоках в нашей стране сводятся к двум позициям. Во-первых, многие авторы связывают его с юридической неграмотностью населения", с повсеместным обыденным пренебрежением законодательством". Второй причиной, по мнению многих ученых, является несовершенство и противоречивость законов. Существуют и другие точки зрения.

Так, некоторые авторы считают, что причиной неуважения к праву является его противоречие с религиозными нормами. В связи с тем, что имеет место существенный разрыв между принципами, заложенными в действующее законодательство, и принципами христианской православной каноники, отдельные авторы считают, что соблюдать российские законы невозможно технически и нецелесообразно.

Но я поддерживаю такой тезис, который заключает в себе то, что причиной правового нигилизма в России является несоответствие правовых норм социокультурному типу российского общества. Причем такое несоответствие наблюдается практически во все исторические периоды: правовые нормы не соответствовали общественным нравственным устоям. Естественно, что социокультурная обстановка в обществе не является неизменной, она постоянно находится в развитии. Несоответствие законодательства социокультурному развитию российского общества является основной причиной правового нигилизма в нашей стране.

Российский законодатель в различные исторические периоды придерживался диаметрально противоположных взглядов на принадлежность России к тому или иному культурологическому типу. Исходя из этого, правовая система в нашей стране строилась либо на основе индивидуалистического мировоззрения, либо на основе коллективизма. Ни первая, ни вторая правовая культура не соответствует по отдельности нравственным устоям российского общества.

Вводимые правовые институты не имели широкой поддержки в обществе, что являлось причиной достаточно низкого уровня правопорядка.

В настоящее время ситуация с соблюдением законов, с правовой культурой является в некоторых случаях критической. Академик О.Е. Кутафин отмечает: «Мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их». «Законодательство, - пишет Е.А. Лукьянова, - не воспринимается населением, оно стало хаотичным, пробельным, ущербным...»

2. Формы правового нигилизма

Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

† Прежде всего это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный.

Что такое правовой нигилизм

Понятие правового нигилизма было рождено достаточно давно и логично вытекает из соответствующего мировоззрения, однако серьезному исследованию он подвергся лишь в последние десятилетия. Правовой нигилизм - это сформировавшееся в сознании человека, социальной группы или всего общества негативное или пренебрежительное отношение к конституционно-правовым нормам государства, непризнание за ними

конструктивного и вообще сколько-нибудь полезных для общества начал. Сам термин происходит от латинского понятия nihil - ничто, ничего. Кроме правового, различают нравственный, религиозный, политический и другие виды нигилизма, в зависимости от типа ценностей, которые им критикуются. Правовой нигилизм характеризуется непризнанием права в качестве социальной ценности. На практике он проявляется в явно негативном отношении к закону, правовым нормам, в отрицании необходимости поддержания правопорядка.

Формы правового нигилизма

Социолог Н. И. Матузов считает, что правовой нигилизм может иметь следующие формы:


Некоторые другие исследователи отмечают, что правовой нигилизм может проявляться в активной и пассивной формах. Так, пассивная форма представляет собой некий низший уровень, еще не ярко выраженное отторжение, но уже безразличие к праву и недооценка его общественной роли. Активный правовой нигилизм является уже осознанным и выраженным негативным отношением к конституционно-правовым нормам.

Борьба с явлением правового нигилизма


Правовой нигилизм и правовой идеализм

Идеализм, по существу, является понятием, обратным нигилизму. В правовом поле он предполагает чрезмерно положительное отношение к правовым нормам и юридическим путям разрешения общественных и индивидуальных проблем, переоценку их роли и возможностей. Понятие было введено в середине 1990-х годов. Основополагающей идеей правового идеализма является мысль о том, что один факт принятия разумных и адекватных законов может изменить все социальные процессы к лучшему.

Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Значимость правового нигилизма

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдение законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания , исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не переступать их.

Причины правового нигилизма

Субъективистский подход

Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности - правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов .

Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции

По мнению критиков, объективистская парадигма правового нигилизма применительно к России содержит ряд очень серьёзных недостатков:

Правовой идеализм

Некоторые исследователи среди прочих причин правового нигилизма выделяют также правовой идеализм, то есть чрезмерную веру в способность права решать любые проблемы, с которыми сталкивается человек (или общество) в процессе своей деятельности. В рамках этого подхода утверждается, что правовой нигилизм возникает по причине разочарования в праве, то есть тогда, когда человек убежден в силе правовых норм, однако не имеет достаточных навыков или знаний для их реализации, что и приводит к отрицанию права в целом .

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Правовой нигилизм в России

Известный юрист Сергей Алексеев так говорил о правовом нигилизме в России:

«О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».

Нигилизм (от лат.nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов. Он выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и России.

Вообще, рассматривая понятие правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права.

Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими проблемами общества были проблемы государства и права. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни отводилась законам. Пифагорейцы, например, законопослушание чтили высокой добродетелью, а сам закон - большой ценностью (это случай отсутствия правового нигилизма).

Нигилизм был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости оттого, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь -- культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

В западной философской мысли термин «нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и состоятельности как христианской идеи надмирного Бога, так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

Что касается правового нигилизма, то, по мнению В. А. Туманова правовой нигилизм - это «скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так, как того требует социальная справедливость» .

В Большой Советской энциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизм правовой - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений» .

Профессор С. С. Алексеев отмечал, что рассматриваемый нами феномен, есть «отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений» .

Профессор Венгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм - это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод - законность - это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества» .

В первом случае Венгеров противопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, которая реализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессор утверждает, что нигилизм - это состояние общества, имеющее не только психологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизм может достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовой системы - и правотворческих, и правоприменительных ее элементов.

Профессор В.Н.Пристенский рассматривает данную проблему именно в философском, а не в юридическом аспекте. «Философский подход к праву не подменяет юридического, ибо выражает и реализует природу философии, ее угол зрения и тем самым детерминирован последними. Что может и что должна открыть философия в праве? По всей видимости то, что она открывает в мире как целом (а право - лишь фрагмент его, оно не имеет собственной логики, отличной от логики мира), - сущность самого глубокого порядка, субстанцию. Этим определяется и подход. Он состоит в необходимости определения субстанции права, его самых глубоких детерминант, коррелятов (и тем самым критерия), естественно лежащих за его пределами. Результатом данного осмысления является то или иное понимание права. Поэтому проблема определения субстанции прав, его коррелятов может быть обозначена как проблема право понимания» .

Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний; негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) и распространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправного поведения.

Понятие «нигилизм» используется во многих сферах деятельности людей. Познавательный нигилизм (агностицизм) отрицает объективную истину; политический нигилизм (анархизм) - целесообразность государственной власти и политических организаций; правовой нигилизм - необходимость законности и правопорядка; религиозный нигилизм (атеизм) - религию; нравственный нигилизм (имморализм) - общезначимое содержание морали, и т.д. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителем нигилизма часто выступает молодёжь, неадекватно реагирующая на общественные изменения. Нигилизм переходного возраста от детства к отрочеству и затем к молодости и т.п. также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, который не всегда соответствует детским представлениям о нём. Молодые люди с помощью нигилизма стремятся защититься от реальной жизни с её негативными чертами. Иногда нигилизм просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но существует опасность, что нигилистические взгляды станут превалирующими в нравственном поведении. В своём крайнем выражении нигилизм переходит в цинизм и аморализм.

Характерными признаками нигилизма являются интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм .

Также можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. М.Б. Смоленский выделяет следующие характерные черты правового нигилизма в современной России:

Правовой нигилизм характеризуется массовостью. Так, правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах;

Он носит явно агрессивный, демонстративный и неконтролируемый характер. Также правовой нигилизм характеризуется оппозиционной направленностью;

Правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть как легитимным, так и криминальным, проявляться как «внизу», так и «наверху» общества, как на бытовом уровне, так и в профессиональных слоях .

Обобщив все выше сказанное, я могу дать следующую дефиницию правового нигилизма: правовой нигилизм - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности .

Я могу сказать, что правовой нигилизм--это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Это значит, что юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может привести к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие

В Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому Россия есть демократическое правовое государство. Исходя из определений, это подразумевает, что в нашем государстве основную роль должны играть право и закон, а гражданам должен быть свойственен высокий уровень правосознания и правовой культуры. В реальности же картина современной действительности предстает несколько в ином виде: практическому воплощению идей правового демократического государства мешают различные негативные факторы, одним из которых является правовой нигилизм. Существует мнение, что именно нигилизм как форма деформации правового сознания так или иначе сдерживает процесс построения правового государства в России.

Интерес к изучению феномена правового нигилизма в России появился в начале 1990 -х годов после падения советской системы, когда его проявления приобрели всеобъемлющий массовый характер. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует масса публикаций на тему юридического нигилизма, в том числе его разрушающего воздействия, до сих пор не существует единого подхода к пониманию данного явления.

В данной работе я постараюсь рассмотреть феномен правого нигилизма с разных точек зрения, определить его сущностные черты и формы проявления, а также рассмотреть предпосылки и причины укоренения правового нигилизма в правосознании жителей нашей страны, так как именно эти аспекты изучения вопроса помогут в дальнейшем искать пути разрешения данной проблемы.

I. Понятие и сущность правового нигилизма.

Тенденция развития правового нигилизма в сознании общества в настоящий момент является одной из актуальных проблем. Какое же значение мы можем вкладывать в понятие правовой нигилизм? В чем его сущностная природа? В рамках юридической науки сложилось 2 концепции правового нигилизма.

Первый подход, которого придерживаются большинство ученых, подразумевает под правовым нигилизмом деструктивный социальный феномен, состоящего в негативном отношении к праву, отсутствие веры в его возможности решать назревшие проблемы, игнорирование норм, установленных законом. По определению, данному Ш.Г. Утарбековым, правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, представляющей собой отрицательное отношение к праву, его социальной ценности и роли в обеспечении прав и свобод личности, интересов общества и выступающей как форма отчуждения индивидов и социальных групп от правовой культуры, права и правопорядка .

Ученые же, разделяющие второй подход к пониманию правового нигилизма, утверждают о позитивности данного феномена, выдвигая идею о том, что в правовом нигилизме виновато само право. М. А. Месилов рассматривал феномен правового нигилизма с позиции специфического социального ориентира, указывающего направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышении авторитета права и государства . Иными словами, правовой нигилизм является своеобразной обратной связью, оценкой населения работы властных органов, их реальных действий.

Компилируя данные точки зрения, можно прийти к выводу, что правовой нигилизм как направление общественной мысли есть негативное отношение конкретного общества к праву как социальному регулятору, способное при правильной рефлексии государством своей деятельности направить на путь решения общеправовых и государственных проблем.

Правовой нигилизм как разновидность деформации правового сознания обладает рядом специфических качеств и свойств. По природе своей данный феномен носит агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм является порождением социального нигилизма в целом, а потому мы можем говорить о его слиянии с другими проявлениями нигилизма. Он достаточно быстро получает широкую распространенность, вследствие чего повсеместно захватывает также и государственные структуры. Одной из существенных черт правового нигилизма является также стремление к деструктивности, включая сепаратизм. Также, стоит отметить, что правовой нигилизм существует в многообразии форм его проявления .

В российской юридической науке существует несколько классификаций форм правового нигилизма. Первая классификация, данная Гойманом В.И., в качестве основания кладет оценку и степень выраженности отрицания существующих в данном обществе ценностей и правовых норм. При данной классификации выделяют правовой цинизм и правовой скепсис. Под правовым цинизмом понимается действие или бездействие, предполагающее присутствие крайних форм отрицания правовых ценностей, принципов и норм, позволяющее субъекту совершать противоправное деяние, не ощущая при этом на себе вины и ответственности. Правовой скепсис же является менее выраженной формой отрицания, состоящей в недоверии и сомнении в ценности права. Правовой скепсис может трансформироваться по содержанию, переходя в правовой инфантилизм.

Предложенная Грошевым А.В. классификация правового нигилизма опирается на тип отношения, препятствующий адекватной реализации личности в сфере права. Исходя из данного основания классификации выделяются правовой негативизм и правовую индифферентность. Негативизм - это форма отрицательного отношения субъекта к существующей системе права, включающая в себя как правовой скепсис, так и правовой цинизм. Индифферентность же - пассивное проявление правового нигилизма, содержащее отрицание в латентном скрытом виде.

Наиболее же распространенной является классификация форм правового нигилизма, которая приводится с точки зрения практического проявления данного феномена. Различают следующие формы правового нигилизма:

1. Прямые умышленные нарушения законов

2. Лояльность государства к преступности и коррупция власти

3. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение правовых предписаний

4. Издание противоречащих, параллельных или взаимоисключающих правовых актов

5. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью

6. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях

7. Нарушение прав человека

8. Догматизирование и вульгаризирование известных ценностей права .

Таким образом, правовой нигилизм может быть рассмотрен с разных аспектов: через тип отношения, тип оценки и форму практических проявлений. Приведенные выше классификации являются взаимодополняющими, позволяют точнее оценивать конкретные проявления правового нигилизма, а также определить его природу и сущность.

II. Правовой нигилизм и особенности русского правосознания.

Сложно отрицать, что правовой нигилизм как течение общественно-политической мысли в той или иной степени свойственен любому обществу, однако именно в России он нашел наиболее благодатную почву для развития и процветания, став своеобразной особенностью российского общества.

Нигилистические идеи с незапамятных времен имели место в душе русского человека. Их отражение мы можем наблюдать даже в устном народном творчестве зеркале русской ментальности. Закон дышло, куда захочешь, туда и воротишь. Не зная закона, не знает и греха. Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты . В данных пословицах явно прослеживается скептическое отношение народа к таким понятиям, как закон, право, правоприменение, суд, законодатель и т.п. Несмотря на давность фольклорных изречений, выражающих общенациональное мнение о праве как социальном регуляторе, в нашей стране правовой нигилизм существует и по сей день, причем его проявления гораздо ярче выражены, нежели где-либо в мире. По мнению Р. С. Байниязова, российская правовая ментальность неадекватно воспринимает ценности правовой культуры: правовая ментальность дистанцируется от правовой культуры, от её общечеловеческих ценностей и начал, поскольку они для неё нетрадиционны .

М.А. Месилов выделяет несколько групп причин правового нигилизма в России XXI века. В первую очередь, затянувшееся рабское состояние России, которое основывалось на карательно-репрессивном законодательстве, достаточно длительное существование сословных привилегий под эгидой абсолютизма, а также отсутствие демократических традиций и опыта конституционализма.

Во-вторых, так называемое извращенное понимание права и законности диктатуры пролетариата: от отрицания прав для бывших эксплуататоров до утверждения, что власть диктатуры не связана с законом и основывается на классовом правосознании.

В-третьих, при централизованной экономической системе, функционировавшей на протяжении десятилетий, применялись методы, подразумевающие использование партийных документов, инструкций и приказов министерств, нередко имевших гриф секретности, в результате чего законодательство представляло собой в большей степени декларации и провозглашения, не гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина .

Все приведенные выше причины правового нигилизма напрямую связаны со своеобразием исторического пути нашей страны и особенностей взаимоотношения общества и государства. Формально данные отношения носят равноправный, справедливый, взаимовыгодный характер, фактически наша история свидетельствует, что личность всегда была бесправна в отношениях с государственной властью .

Более того, как отмечает Б. А. Кистяковский, вся ситуация усугубляется тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в наибольшем загоне. Русский правовед отмечает, что интеллигенция, отрицая интуитивное (внутреннее) право, считала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило. Именно поэтому, даже сам автор статьи В защиту права, который принадлежал к числу русской интеллигенции, несмотря на сам за себя говорящий заголовок, отметил, что право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня, отдавая нравственности первостепенное значение .

Отсюда, согласно русскому правопониманию, право это путь к правде, справедливости, честности в человеческих отношениях, попадающих под сферу юридического регулирования. Они должны регулироваться по законам правды, чести и совести, а нормы права, в свою очередь, не должны расходиться с этими понятиями. Как отмечают В.Д. Бакулов и И.В. Пащенко поступать по законам совести, а не по писанным законам было общепринято в России. В социоцентричном обществе ценность свободы замещается ценностью воли, которая блокирует всякую индивидуальность, самостоятельную активность людей. Так, российское общество воспринималось в качестве патриархальной общности. Власть в этой общности представлена в патриархальной форме, где первое лицо государства царь(а в советское время вождь) выступает, скорее, в роли отца, чем официального главы. В правосознании народа было некоторая дихотомия отцы-дети, как следствие уверенность в отеческом отношении правителя к народу (вспомнить хотя бы обращение царь-батюшка), который был символом правды для общества. Все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое. В России всегда правили не законы, а люди.

Также для жителя России была характерна фетишизация власти, которая ставилась выше закона. Власть людьми воспринималась не как совокупность прав и обязанностей, а в качестве конкретной личности, осуществлявшей власть по своему усмотрению. Личные связи, являясь альтернативой праву, зачастую действовали гораздо эффективней. Следовательно, право постепенно вытеснялось из всех сфер деятельности жизни нашего общества .

Таким образом, правовой нигилизм становится основой российского правосознания, чему способствуют различные предпосылки, среди которых можно выделить особенности взаимоотношений между обществом и государством, преимущественное отношение жителей страны к нравственности как основному регулятору общественной жизни, а также наделение главы государства особыми качествами и фетишизация его власти.

Заключение.

Правовой нигилизм как форма деформации правосознания имеет место в любом обществе независимо от эпохи, формы государства и степени свободы общества, так как сомнение и отрицание естественная стадия развития любого явления и феномена. Данная разновидность социального нигилизма имеет как положительный, так и отрицательный подход к пониманию. Обладая разными характерными чертами, такими как бесконтрольность, агрессивность, деструктивность, коррелятивность с другими видами социального нигилизма и стремление к широкому распространению, правовой нигилизм способен выступать как разрушитель властной системы государства, так и оздоровитель существующего порядка. Данный феномен может выражаться в пассивных и активных формах, а также иметь разные виды своего проявления.

Правовой нигилизм сущностная черта правосознания народов России, что объясняется особенностями исторического пути развития нашего государства, менталитетом жителей России, особым отношением общества к власти, а также к нравственности, воспринимавшейся как приоритетный социорегулятор.

В нашей стране правовой нигилизм носит объективно мирный характер, однако терпение россиян, как показывает историческая практика, может сиюминутно смениться агрессивными настроениями, а затем и восстаниями. Вряд ли можно говорить о полном искоренении нигилистических наклонностей из правосознания российского общества, однако, на мой взгляд, необходима периодическая профилактика отрицательных последствий правового нигилизма для частичного преодоления влияния данного феномена на быт и сознание жителей нашей страны. Именно в данном контексте мы можем говорить о здоровом гражданском обществе и перспективах построения правового государства.

Список использованных источников и литературы.

Монографии:

1. Марченко Д.Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.

2. Сенин И.Н. , Кожевников В.В. . Правовой нигилизм как социальное явление: Монография. Омск: Изд-во Омского экономического института. 2005. - 168 с.

3. Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

4. Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования. Автореферат диссертации доктор юрид. наук. Екатеринбург. 1997

Учебные издания:

5. М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. 48 с.

1. В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 19-23

2. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N9

Дополнительные издания:

3. Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Пословицы, поговорки и присловья. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 256 с.

Источники на носителях удаленного доступа:

4. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. [Электронный ресурс]

5. Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) [Электронный ресурс]

Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. С. 13

В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 20-21


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча