10.04.2019

Санитарное просвещение. Санитарное просвещение и воспитание. Способы санитарного обучения


санитарное просвещение

Санитарное просвещение - один из разделов профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, задачами которого являются гигиеническое обучение и воспитание населения, а также пропаганда медицинских знаний в целях сохранения здоровья, высокой трудоспособности и увеличения продолжительности жизни. Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении «Органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других общественных организаций призваны обеспечивать пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения».

Санпросвет работа является профессиональной и общественной обязанностью всех медработников. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19/V 1964 г. каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4 часа из своего рабочего времени для санпросвет работы.

Организаторами санитарного просвещения являются органы здравоохранения; научный центр санитарного просвещения - Центральный институт санитарного просвещения. В качестве специализированных учреждений во всех областных центрах, крупных городах и многих районных центрах имеются дома санитарного просвещения - организационно методические центры по санитарному просвещению на обслуживаемой ими территории.

Дом санитарного просвещения разрабатывает планы санпросвет работы, координирует планы медицинских и других учреждений и организаций области, города, района по санитарному просвещению, учитывая и отражая в своей работе важнейшие задачи и мероприятия здравоохранения. Планирование санпросвет мероприятий проводится в соответствии с интересами охраны здоровья населения и местными задачами органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической обстановкой, структурой заболеваемости и санитарным состоянием отдельных объектов. Дом санитарного просвещения проводит семинары для медработников, организует лекции, снабжает лекторов наглядными пособиями и т. д. В организации и проведении санпросвет работы участвуют все лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения: больницы, поликлиники, санэпидстанции, диспансеры, консультации и пр. Принимают в ней участие также клубы, дворцы культуры, библиотеки, красные уголки на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях. Большое участие в санитарном просвещении принимает общество «Знание», оно организует чтение лекций и издает литературу санпросвет характера. Советские Общества Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Красный Крест, Красный Полумесяц) ведут широкую пропаганду санитарных и медицинских знаний среди многомиллионной массы членов обществ. Принимают участие в пропаганде знаний по санитарии и гигиене также профсоюзы, организации физкультуры и спорта.

Для координации и общественного руководства санитарного просвещения при Минздраве СССР образован Всесоюзный совет санитарного просвещения, в него входят представители советских, профсоюзных и других общественных организаций.

Наиболее важное место в санитарном просвещении занимает пропаганда сведений по профилактике заболеваний, в первую очередь инфекционных и профессиональных. Большое внимание при проведении санитарного просвещения уделяется также вопросам профилактики сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, а также туберкулеза, кожно-венерических, а в отдельных районах глистных заболеваний, трахомы и пр. Такого рода пропагандой занимаются все медицинские учреждения, особенно санэпидстанции и все диспансеры - противотуберкулезные, кожно-венерологические, онкологические, врачебно-физкультурные и др. Исключительное внимание в санитарном просвещении уделяется охране материнства и детства. Санпросвет работа по охране здоровья матери и ребенка проводится в женской консультации в течение всего периода беременности (беседы по профилактике заболеваний беременной, гигиене питания, отдыха, лекции в школе матерей). В послеродовом отделении родильного дома также проводятся беседы и лекции об уходе за новорожденными. При патронаже, осуществляемом сестрой из детской консультации, проводятся необходимые беседы с матерью и родственниками; санпросвет работа продолжается и во время профилактических приемов матерей с детьми в детской поликлинике (комната «здорового ребенка» и др.). Медики, работающие в медсанчастях и здравпунктах, проводят работу по ознакомлению рабочих, инженерно-технических и других работников предприятий с необходимыми сведениями по гигиене труда, профилактике травматизма, профессиональных заболеваний и т. д. В этой работе, особенно по пропаганде техники безопасности, большую помощь медработникам оказывают профсоюзные организации.

ГЛАВА XIV

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является одним из обязательных разделов медицинского обеспечения личного состава.

Санитарное просвещение имеет целью воспитание у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, разъяснение требований уставов и наставлений, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Одной из главных задач санитарного просвещения является закрепление знаний и практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях и поражениях современными видами оружия.

Важное место в санитарном просвещении занимают вопросы физиологии и гигиены военного труда, техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и ядовитыми техническими жидкостями, профилактики заболеваний и отравлений. Особое значение придается пропаганде вопросов закаливания, физической культуры и спорта, гигиены спортсмена, а также обучению основам* самоконтроля за состоянием здоровья в процессе тренировок.

Санитарное просвещение в войсках неразрывно связано с воспитательной работой, поэтому оно проводится военно-медицинской службой совместно с политическими органами. Санитарно-просве-тительные мероприятия в частях проводятся по плану работы медицинской службы во внеклассное время, чаще всего в часы культурно-массовой работы, а также в любое другое свободное от занятий время.

В санитарно-просветительной работе используются разнообразные методы и средства пропаганды.

Наиболее распространенными средствами пропаганды являются индивидуальные и групповые беседы, лекции, выступления по радио, вечера вопросов и ответов, занятия по оказанию первой медицинской помощи, краткие медицинские информации, чтение вслух научно-популярной медицинской литературы и т. д.

Санитарным инструкторам поручается проведение бесед о Личной гигиене, профилактике некоторых заболеваний, громкие читки научно-популярной медицинской литературы личному составу подразделений. Они принимают участие в изготовлении наглядных пособий, в выпуске санитарно-просветительной газеты медицинским пунктом части, санитарного бюллетеня или боевого листка подразделения. Санитарный инструктор готовит иллюстративный материал к лекциям и беседам и в ходе их демонстрирует диапозитивы, диафильмы и другие наглядные пособия.

Беседу можно проводить как с группой военнослужащих, так и с каждым солдатом или сержантом в отдельности. Для проведения групповой беседы надо иметь конспект, проверенный врачом. Индивидуальные беседы чаще всего проводятся с военнослужащими, допустившими нарушение правил личной гигиены или профилактики.

Старший врач частр проводит с санитарными инструкторами инструктивно-методические занятия по каждой теме беседы или практического занятия.

Санитарный инструктор должен грамотно и доходчиво разъяснять возможные последствия нарушения правил гигиены и убеждать военнослужащих в необходимости их точного выполнешп В выполнении правил личной гигиены ему надо быть примером для других.

Громкие читки научно-популярной медицинской литературы санитарный инструктор проводит в подразделениях и в лазарете медицинского пункта. Желательно отдельные места при читке иллюстрировать примерами из жизни подразделения.

Вечера вопросов и ответов проводят, как правило, врачи частей или госпиталя. К предстоящему вечеру предварительно собирают вопросы, для чего в казарме, в вестибюле клуба части или у входа в столовую вывешивают афишу и ящичек для записок с вопросами.

Выступления по радио с лекциями, беседами, ответами на вопросы радиослушателей организует и ведет врач части в дни, предусмотренные планом клубной работы.

В санитарном просвещении широко используются листовки, лозунги, плакаты, санитарно-просветительные газеты и бюллетени, «Доски вопросов и ответов».

Листовки и лозунги выпускают в период, опасный в эпидемическом отношении, при возникновении в воинском коллективе групповых заразных заболеваний, а также перед выходом части на полевые учения, боевые стрельбы и т. д. Лозунги вывешивают на видных местах, а листовки (памятки) выдают каждому военнослужащему и раскладывают на столах в приемной медицинского пункта.

Плакаты агитационные и инструктивные предназначаются для самостоятельного ознакомления с ними военнослужащих и используются в качестве иллюстративного материала при проведении бесед и практических занятий с личным составом.

В частях и подразделениях практикуется выпуск санитарнопросветительных газет и бюллетеней.

В санитарно-просветительной газете обычно помещают от 6 до 10 статей, посвященных вопросам, наиболее актуальным для того или иного периода боевой подготовки (зимой - предупреждение отморожений и простудных заболеваний, летом - профилактика острых кишечных инфекций и теплового удара).

Отдельные номера газеты могут быть посвящены предупреждению травм, болезней кожи и подкожной клетчатки, плановым оздоровительным мероприятиям, закаливанию, физической подготовке и спорту. Газету вывешивают в комнате ожидания медицинского пункта, в Ленинской комнате и в комнате бытового обслуживания подразделения.

Санитарный бюллетень чаще всего посвящается одной теме, наиболее злободневной для подразделения.

Ответы на интересующие военнослужащих медицинские вопросы могут быть даны в письменной форме на «Доске вопросов и ответов». К ней прикрепляется ящичек для опускания записок с вопросами. В тексте-объявлении под ящичком должно быть указано, в какие дни материал на «Доске» заменяется. «Доска вопросов и ответов» красиво оформляется и вывешивается в хорошо освещенном месте.

В санитарном просвещении находят широкое применение фотовыставки, муляжи, макеты, модели, диапозитивы, диафильмы, натуральные объекты и т. д.

Фотовыставка состоит из серии фотоснимков с пояснительным текстом к ним. В комплекте обычно бывает 15-30 снимков. Фотоснимки в определенном порядке (согласно нумерации на них) наклеивают на чистый лист картона или фанеры, окаймленный рамкой. Стенды с фотоматериалами вывешивают в медицинском пункте, казарме, учебном классе по военно-медицинской подготовке, спортивном зале.

Лекции или беседы часто проводятся в сопровождении показа наглядных пособий, таких, как муляжи, макеты. Муляж - это точное воспроизведение натурального объекта - его формы, размеров, окраски. Модель воспроизводит натуральный объект в уменьшенном или, наоборот, увеличенном виде. Модель может изготавливаться разборной, что помогает изучить натуральный объект в деталях (рис. 224). Макет воспроизводит натуру, как правило, в уменьшенном виде, а иногда и схематично.

Выставочные диапозитивы представляют собой фотоснимки, напечатанные на стекле (черно-белые и цветные). Выпускаются они серией в 10-20 диапозитивов, обычно отражающих одну тему. Из диапозитивов монтируются специальные витражи (приоконные и электрифицированные) .

Плакаты, фотовыставки, диапозитивы, брошюры и памятки используются для оборудования «уголков здоровья» в помещении медицинского пункта или в комнате бытового обслуживания казармы подразделения.

Диафильм - это серия диапозитивов, напечатанных в определенной последовательности на кинопленке Диафильмы показывают с помощью проекционных фонарей, фильмоскопов и эпидиаскопов.

Проекционный фонарь

ПФ-115 позволяет показывать стеклянные диапозитивы, рисунки из книг, схемы, фотоснимки и диафильмы. Для показа диафильмов, изготовленных на кинопленке размером кадров 18X20 мм, используют фильмоскопы. Стеклянные диапозитивы, непрозрачные изображения и обычные плоские объекты показывают с помощью эпидиаскопа.

В санитарном просвещении применяются в качестве иллюстративного материала натуральные препараты: высушенные клещи, комары, мухи, чучела грызунов, микробные колонии в чашках Петри, препараты глистов и т. д.

Большую группу составляют учебные пособия: бинты, индивидуальный перевязочный и противохимический пакеты, шприц-тюбики, противогазы, жгуты-закрутки, шины и др.

Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. С. п. как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.

От других традиционных видов просветительной работы санитарное просвещение отличается только задачами и содержанием.

Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в -30-е гг. XIX века . См., например, Просвещение психологическое . Просвещение педагогическое .

В то же время есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.

Просвещение санитарное в школе

Санитарное просвещение в школе - распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину.

Просвещение санитарное во вспомогательной школе

Здесь санитарное просвещение имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики - олигофренопедагогики.

Возможные опасности санитарного просвещения

Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям. См. Ятрогения

Примечания

Литература

  • Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский . - Москва: Советская энциклопедия , . - Т. 3. - С. 69. - 1424 с. - 100 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Санитарное просвещение" в других словарях:

    САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - в СССР, популяризация санитарно оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в… … Большая медицинская энциклопедия

    санитарное просвещение - Информирование населения в вопросах здравоохранения. Процесс обучения лица или общества поведению, содействующему укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья, предупреждению и прекращению заболеваний. [Англо русский глоссарий основных… … Справочник технического переводчика

    Раздел здравоохранения (См. Здравоохранение) и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены (См. Гигиена),… … Большая советская энциклопедия

    Раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья … Большой медицинский словарь

    I Санитарное просвещение см. Служба формирования здорового образа жизни. II Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения … Медицинская энциклопедия

    Санитарное просвещение - Система мероприятий по распространению санитарно гигиенических знаний, направленная на воспитание санитарной культуры населения. С. п. использует различные формы распространения информации: устные формы, средства массовой информации, искусство,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Санитарное просвещение учащихся - один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности,… … Педагогический терминологический словарь

    воспитание сознательного отношения к здоровью и санитарное просвещение - deutsch: Gesundheitserziehung f und information f english: health education Комплекс мероприятий по санитарному просвещению населения, направленных на воспитание сознательного и бережного отношения к здоровью … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

    Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве. В царской… … Википедия

Книги

  • Популярная медицинская энциклопедия , . Москва, 1961 год. Издательство "Советская энциклопедия" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. Важное место в здравоохранении занимает санитарное просвещение. Оно имеет целью научить…

Санитарное обучение может выполняться различными организационными способами.

Непосредственным (активным) называют обучение, в котором врач принимает активное участие, оказывая влияние на пациентов своей личностью. Этот способ обучения может быть эффективным только при условии, что врач заслужил авторитет, вызывает у пациентов доверие и желание ему подражать. При опосредованном (пассивном) обучении, которое осуществляется при помощи бумажных носителей или технических устройств, появляется возможность объективизации процесса, возрастает его информационная емкость и привлекательность, но врач (учитель) играет здесь только организующую роль.

Обучение может осуществляться односторонними или двусторонними способами. Сообщение предполагает только изложение материала и/ или его демонстрацию, т.е. одностороннюю активность лектора. Общение протекает при вовлечении врача и пациента, учителя и учеников в диалог или полилог, выработку общих выводов при индивидуальном вкладе каждого. Так протекают беседа, опрос, семинар, дискуссия. Общение повышает психическую активность каждой стороны, что способствует лучшему усвоению материала, но требует хорошей информационной подготовки как врача, так и аудитории. Общение может быть успешным только в условиях жесткого психологического контроля.

При фронтальной организации обучения врач работает с большой аудиторией, которая одновременно воспринимает одну и ту же информацию. Эта форма наиболее экономична, так как требует минимальных расходов времени врача, поэтому с успехом применяется в тех случаях, когда необходимо передать значительное количество информации за короткое время.

Однако обучающая эффективность фронтального обучения ограничена тем, что интеллект слушателей принимает в нем небольшое участие: как правило, их логика и память остаются в пассивном состоянии. Индивидуальные способы обучения обходятся дороже, но выгодно отличаются тем, что предполагают независимое самостоятельное выполнение задания каждым пациентом с последующей врачебной оценкой.

Обучение в паре проводится несколькими способами: в стоматологическом кабинете в паре работают врач и пациент, в школьных проектах взаимообучающие пары образуют дети, которые обсуждают друг с другом новые сведения, оценивают степень их усвоения партнером и т.д. Коллективная работа организуется в группах по 3—5 человек, каждая из которых работает по своему плану под общим управлением врача (учителя), результаты работы выносятся на общее обсуждение.

При комбинации различных способов обучения создаются различные методы санитарного обучения: лекция, опрос, беседа, семинар, дискуссия и т.д. (см. рис. 2.5).


Рис. 2.5. Методы обучения и научения.


Лекция - фронтальное сообщение (реже — общение, если аудитория использует право задавать вопросы лектору), в котором личная, непосредственная вербальная передача материала врачом дополняется использованием технических средств. Лекция отличается строгим, структурированным, последовательным изложением большого объема информации, системным характером освещения важного вопроса.

Опрос — метод опосредованного или непосредственного общения, в ходе которого пациенты (чаще — дети на уроках гигиены) отвечают на поставленные врачом вопросы. Метод позволяет оценить качество усвоения материала, но не имеет побудительной силы.

Беседа — фронтальное, парное или коллективное непосредственное общение, в ходе которого врач при помощи умело поставленных вопросов побуждает слушателей к актуализации (припоминанию) известных им знаний, к размышлению, усвоению новой информации и самостоятельным выводам. Этот метод хорош для вводных, организующих занятий, для «рождения», сообщения и внедрения новых знаний в эвристической манере, для контроля усвоения знаний и их коррекции.

Семинар — фронтальное или групповое общение с целью всестороннего освещения проблемы. Каждому члену группы поручают выступить с сообщением об одном из аспектов проблемы перед всей группой, при этом врач играет роль организатора.

Дискуссия — парный, коллективный или фронтальный метод непосредственного общения с целью обмена знаниями по проблеме, выяснения истинности различных мнений. Дискуссия стимулирует познавательные потребности учеников, развивает их творческое начало, что помогает более глубокому усвоению знаний. Дискуссия требует тщательной предварительной подготовки участников, представляющих различные точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Возможны любые способы и формы организации научения. Метод очень хорош для активизации потребностей в знаниях, в новых умениях и навыках, а также для повышения качества усвоения основного словесного материала, часто используется при проведении уроков гигиены полости рта.

Иллюстрации — показ предметов и явлений в их символьном изображении при помощи фотографий, рисунков, схем, моделей, плакатов, бюллетеней, комиксов. Имеет те же принципиальные характеристики, что и метод демонстрации, но обладает относительно меньшей эффективностью, которая зависит от адекватности смысловой нагрузки иллюстраций и их технического качества.

Работа с текстом — метод самостоятельного опосредованного, чаще индивидуального научения, который имеет как побуждающие, так и обучающие эффекты. Этот метод предъявляет высокие требования как к печатному изданию (книге, брошюре, памятке, статье), так и к пациенту (ученику), который должен иметь высокую мотивацию к самообучению.

Упражнения — планомерное организованное повторное выполнение пациентом заданных действий с целью их освоения или повышения качества выполнения. Чаще всего этот вид обучения используется при коррекции оральных привычек (миогимнастика) и при проведении контролируемой чистки зубов.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, моделирующие реальные обстоятельства, из которых обучаемые должны найти выход самостоятельно. Главная задача игры — оживление, стимуляция познавательного процесса, приближение учебных задач к мотивационной сфере обучающихся. В качестве сценария для игры могут быть использованы вымышленные ситуации или конкретные события, происшедшие с известными аудитории людьми - такие игры называют соответственно симуляционными и инсценировочными. В играх широко используется метод мозгового штурма. Для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста игра является основным методом научения (например, игра «Крокодил и птичка Тари» позволяет детям найти решение проблемы грязных зубов).

Выбор конкретного метода санитарного просвещения во многом определяется материальными, кадровыми, организационными факторами. В зависимости от того, кто является адресатом санитарного просвещения, различают индивидуальные, групповые и популяционные проекты:
. индивидуальная санитарно-просветительская работа рассчитана на одного или нескольких пациентов;

Групповые формы санитарного просвещения рассчитаны на людей, объединенных какими-либо значимыми для стоматологического здоровья общими факторами (возрастом, образовательным уровнем, профессиональными условиями и т.д.);

Коммунальные санитарно-просветительские проекты адресованы большим группам людей, объединенных, как правило, местом проживания и более или менее однородными социально-экономическими условиями.

Важно выделить особый вид индивидуального и группового санитарного просвещения - целевое, адресованное администраторам, педиатрам, заведующим детскими учреждениями и другим лицам, от которых во многом зависит организация первичной профилактики для населения.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

      Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

    пропаганда гигиенических знаний;

    пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

    популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

    привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

    снижение распространенности курения;

    улучшение качества питания;

    увеличение физической активности;

    смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

    соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

    снижение потребления алкоголя;

    профилактика употребления наркотиков;

    улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.

      Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения.

    Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

    Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

    Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени).

    Смешанный (все средства вместе).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

    5% лекция;

    10% чтение;

    20% аудиовизуальные средства;

    30% использование наглядных пособий;

    50% обсуждение в группах;

    70% обучение практикой действия;

    90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

      Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Медицинский работник должен осуществлять такие функции.

    Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

    Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

    Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

    Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

    Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

    Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.

    Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

    Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

    Доступность медико-социальной помощи.

    Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

    Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча