25.02.2019

Решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим. Кто входит в состав семьи? Сколько стоит жилплощадь


Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья 1. Основные понятия 1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом. 2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной , осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства. 3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. 4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой по договору социального найма. 5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода. Статья 2. Основания признания граждан малоимущими 1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. 2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается . 3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность. 4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности. Статья 3. Расчетный период 1. Расчетный период устанавливается в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет. 2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться не чаще одного раза в год. Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период 1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими. 2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим. 3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается . Статья 5. Расчет стоимости имущества 1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством. 2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним. 3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин. Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими 1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление). 2. Форма заявления утверждается . 3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия органам государственной . 4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); 4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; 5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; 6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими. 5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы. 6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается . Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом 1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом. 2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов. 3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона. 4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган. 5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы. 6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке. 7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд. Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека; 3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи. Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Нормативные правовые акты органов государственной , принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей. 3. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после 1 марта 2005 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 января 2006 года № 7

Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.

2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной власти города Москвы или орган местного самоуправления городского округа либо поселения, осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства.

3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы или муниципальными правовыми актами, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого органом исполнительной власти города Москвы из жилищного фонда города Москвы или органом местного самоуправления городского округа либо поселения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода.

Статья 2. Основания признания граждан малоимущими

1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.

3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.

Статья 3. Расчетный период

1. Расчетный период устанавливается Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет.

2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться Правительством Москвы не чаще одного раза в год.

Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период

1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.

2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.

3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается Правительством Москвы.

Статья 5. Расчет стоимости имущества

1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним.

3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин.

Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими

1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление).

2. Форма заявления утверждается Правительством Москвы.

3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия уполномоченному органу.

4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:

1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);

2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);

3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);

4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;

5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;

6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.

5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы.

6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается Правительством Москвы.

Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом

1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.

3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.

4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.

5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы.

6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.

7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд.

Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими

Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:

1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;

2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;

3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей.

2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления городских округов и поселений, принятые до 1 июля 2012 года, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.


Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

  • Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых… Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Решение Московского городского суда от 13.03.2007 по делу N 3-15/2007 Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 12.05.2008 N 308/48 Об установлении на территории города Королева Московской области величины порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и внесении изменений в Порядок принятия решения о признании или отказе в признании граждан, проживающих в городе Королеве Московской области, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района МО от 11.12.2013 N 1075-П О внесении изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденный постановлением администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 10.12.2012 N 889-П "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Постановление Московской городской Думы от 25.01.2006 N 30 О Законе города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Малоимущие семьи в настоящее время не являются редкостью. Каждый человек может столкнуться с жизненными трудностями. Для многих причинами резкого снижения уровня жизни становятся потеря работы, рождение ребенка и необходимость ухода в декретный отпуск, пребывание в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, который почти не оплачивается. В некоторых семьях среднедушевой доход стабильно низкий из-за небольшой заработной платы кормильцев или большого количества малолетних детей, находящихся на иждивении.

Когда справляться с трудностями становится тяжело, можно оформить статус малоимущей семьи. Это дает немало преимуществ и позволяет поправить материальное положение. Малоимущие семьи могут пользоваться льготами и получать денежную помощь от государства. Существует немало разновидностей пособий, но основными можно считать:

  • получение адресной материальной помощи (1 раз в год);
  • получение адресной депутатской помощи (1 раз в год и не во всех регионах);
  • ежемесячные пособия на детей;
  • оформление бесплатного питания для школьников;
  • компенсация части родительской платы для воспитанников детского сада;
  • компенсация части расходов на оплату услуг ЖКХ (при соблюдении дополнительных требований):
  • обеспечение детей до 3 лет бесплатными молочными смесями и кашами на базе городских поликлиник.

Существуют и другие льготы. Для каждого региона может быть свой список компенсаций. Например, в некоторых регионах существуют выплаты многодетным семьям, которые могут быть получены только при условии низкого уровня жизни.

Для детей из малоимущих семей почти во всех регионах есть программы, по которым могут быть предоставлены поездки в детские лагеря. В некоторых регионах санаторий могут посещать дошкольники с родителями по программе "Мать и дитя".

Какие семьи могут считаться малоимущими

Чтобы оформить статус малоимущей семьи, необходимо соответствовать ряду требований. Самое главное - среднедушевой доход не должен превышать установленного прожиточного минимума. Единых данных о прожиточном минимуме не существует. В каждом регионе он свой и может составлять от 8000 до 22000 рублей. Максимальные показатели зафиксированы для Чукотского автономного округа.

Важным уточнением является то, что прожиточный минимум бывает средним и рассчитанным для пенсионеров, трудоспособного населения и детей. Для трудоспособного населения этот показатель больше. Самая маленькая величина прожиточного минимума - для пенсионеров. Но когда речь идет о присвоении статуса малообеспеченной семье, берут усредненный показатель.

Семью признают малообеспеченной, если:

  • среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума, установленного для региона на момент подачи документов;
  • все трудоспособные члены семьи работают или есть уважительные причины, по которым они не могут выйти на работу.

Уважительными причинами, по которым люди трудоспособного возраста могут не работать, считаются:

  • уход за ребенком-инвалидом;
  • уход за взрослым членом семьи, имеющим тяжелую форму инвалидности;
  • уход за ребенком до 3 лет;
  • уход за родственником, возраст которого превышает 80 лет (при условии совместного проживания на одной территории).

Для женщин, имеющих 3 и более детей, существуют особые условия. Такие мамы могут не работать до достижения младшим ребенком 14 лет.

Особенности признания семей малоимущими в некоторых регионах

В некоторых регионах действуют свои поправки к закону о признании семей малоимущими. Это поправки стало возможным вносить после вступления в силу социальных кодексов. В некоторых регионах уже приняты такие документы. На их основании количество семей, получающих выплаты и льготы, может быть как расширен, так и сокращен.

Например, для жителей некоторых субъектов Российской Федерации сделан ряд ограничений. Семьи в таких регионах могут не быть признаны малоимущими, если:

  • в собственности членов семьи находится несколько квартир или домов, площадь которых превышает установленные стандарты;
  • в собственности членов семьи находится несколько дорогостоящих автомобилей.

В некоторых регионах уже находятся на рассмотрении кодексы, в соответствии с которыми инспекторы могут проверять не только справки о доходах членов семьи, но и фактические поступления на банковские карты, списания с них, а также крупные покупки, сделанные за последний год.

Где можно оформить документы

Если семья подходит под определение малоимущей, можно оформить соответствующий статус в Центре социальной поддержки населения. В некоторых регионах действуют Службы одного окна. В большинстве городов работают многофункциональные центры. Возможность подачи документов в МФЦ является очень удобной для населения. Нужно просто выбрать ближайшее отделение МФЦ и уточнить график его работы, наличие предварительной записи на прием.

Для признания семьи малоимущей необходимы следующие документы (оригиналы):

  • паспорта членов семьи;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельства о браке или разводе;
  • трудовые книжки (оригинал) для неработающих трудоспособных членов семьи;
  • заверенные копии трудовых книжек работающих членов семьи;
  • справка о составе семьи (или выписка из лицевого счета);
  • справки о доходах за последние 3 месяца (3 месяца, предшествующие месяцу обращения) для всех работающих членах семьи;
  • справка о получении алиментов с указанием размера выплат за последние 3 месяца.

Важно понимать, что для расчета необходимо учитывать все доходы семьи, а не только заработную плату. Учету подлежат:

Если кто-то из членов семьи получает пособия, нужно уточнить, есть ли необходимость в предоставлении справок. Чаще всего достаточно указать данный факт в заявлении, а представители социальных служб сделают соответствующие запросы.

Доходы от сдачи имущества в аренду, от предпринимательской деятельности нужно подтверждать документально. Не стоит скрывать свои доходы, так как при оформлении статуса малоимущей семьи заявитель подписывает документ о том, что предупрежден об административной и уголовной ответственности в случае предоставления недостоверной информации о своей семье.

В справке о составе семьи указывают всех родственников, проживающих в доме или квартире. Но при оформлении статуса в расчет берут только отдельную ячейку общества - супругов и их детей. Если в квартире проживают родители-пенсионеры, взрослые дети со своими семьями может потребоваться написание заявления о раздельном ведении хозяйства.

В большинстве регионов после проверки документов обратившимся выдают на руки справку с указанием среднедушевого дохода. Это и является подтверждением статуса семьи. Пособия на детей можно оформить в МФЦ или социальной службе сразу. Для оформления некоторых льгот нужно предоставлять справку в соответствующие учреждения, чтобы подтвердить свой статус.

Если возникают какие-либо вопросы, можно проконсультироваться у специалистов Службы одного окна или МФЦ, но эти организации являются лишь сбором и обработкой документов. Решение о присвоении статуса и осуществление всех расчетов производится в Центре социальной поддержки. При возникновении спорных вопросов, касающихся конкретной семьи, нужно обращаться в социальную службу напрямую.

На какой срок семью признают малоимущей

В настоящее время почти во всех регионах семью признают малоимущей сроком на 1 год. По истечении этого времени нужно повторно обращаться в МФЦ или Центр социальной поддержки населения для продления всех выплат и пособий. При этом пакет документов необходимо собирать заново.

Законодательство регулярно меняется и в некоторых регионах существуют свои нормативные документы, поэтому о сроках последующего обращения следует уточнять при подаче заявления. Статус малоимущей семьи может быть присвоен и на меньший срок, если на протяжении года возникают определенные обстоятельства. Например, если мама находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и отпуск заканчивается через несколько месяцев после обращения в социальную службу, статус малоимущей семьи присваивается до момента исполнения ребенку 3 лет. После этого нужно повторно обратиться в МФЦ или социальную службу и предоставить данные об устройстве на работу и справки о заработной плате. Пособия будут продлены, если среднедушевой доход при изменении всех обстоятельств по-прежнему не будет превышать прожиточного минимума.

При возникновении обстоятельств, которые могут повлиять на выплаты пособий, нужно сообщить об этом в Центр социальной поддержки. Если кто-то из членов семьи устраивается на более высокооплачиваемую работу и доходы существенно возрастают, статус будет аннулирован.

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен (далее – Закон). Так в соответствии с малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП " ".

Например, в Приморском крае порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Приморского края от 15 мая 2006 года № 360-КЗ " ".

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 " " (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Согласно российскому законодательству, граждане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, имею право рассчитывать на помощь государства. Малоимущие граждане получают субсидии, социальные пособия, льготы и возможность улучшить жилищные условия, то есть получить квартиру от государства бесплатно. Малоимущие имеют право .

Порядок получения статуса малоимущего регулируется местными органами самоуправления, для чего в каждом субъекте РФ издается специальный закон. Чтобы приобрести данный статус, нужно доказать свою материальную несостоятельность. Для этого нужно собрать внушительный пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Кто имеет право на статус малоимущего для получения социального жилья и других преимуществ

Статус малоимущего присваивается одиноко проживающему гражданину либо семье в том случае, если доход на одного члена семьи ниже, чем прожиточный минимум, установленный местными органами власти.

Чтобы рассчитать среднедушевой доход, нужно разделить сумму доходов всех работающих членов семьи за предыдущие три месяца на три, а затем разделить получившееся число на количество всех представителей семьи (ФЗ № 44 от 05. 04 2003 г). При расчете среднего дохода кроме заработной платы учитываются пособия, социальные выплаты, авторские вознаграждения, доходы от сдачи в наем имущества, дивиденды по акциям и пр.

Обязательное условие получения статуса малоимущего - факт, что граждане попали в трудное материальное положение не по своей вине.

Если хотя бы один из трудоспособных членов семьи сознательно не желает работать, она не может быть признана малоимущей. Все взрослые члены семьи обязаны работать, получать образование или быть зарегистрированными в службе занятости.

Права и обязанности малоимущих граждан

Малоимущие граждане получают федеральную и региональную помощь. Предоставляется следующая социальная поддержка:

  • Денежная помощь: пособия, стипендии, субсидии, единовременные выплаты, налоговые льготы.
  • Натуральная помощь: лекарства, обувь, одежда, топливо и пр.
  • Социальные услуги: путевки, медицинское обслуживание, юридическая помощь.
  • Льготы в образовании.

Граждане, получившие статус малоимущих, могут рассчитывать на получение социального жилья от государства. Согласно ст. 49 ЖК РФ семья признается нуждающейся в жилье, если размер жилплощади на каждого ее члена меньше учетной нормы - минимума квадратных метров жилого помещения, рассчитанного на одного жильца. Каждый субъект РФ разрабатывает свою учетную норму. Все требования к претендентам на социальное жилье установлены в Жилищном кодексе РФ от 1 марта 2005 г.

Находясь в статусе малоимущего, граждане обязаны сообщать о происходящих в семье изменениях, которые могут быть основанием для отказа или продления государственной поддержки, в течение 2 недель. Это касается изменения состава семьи, увеличения доходов и т. д.

Как определить, является ли человек малоимущим

Чтобы определить, являются ли граждане малоимущими и нуждающимися в получении социального жилья, необходимо выяснить:

  • имущественную обеспеченность малоимущей семьи;
  • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

Имущественная обеспеченность (С) включает в себя совокупный доход семьи (Дсем), а также полную стоимость имущества, которое подлежит налогообложению (И):

И - это вся стоимость имущества семьи. К нему относятся транспортные средства, земля, гаражи, акции предприятий, паенакопления и пр. Стоимость жилья в этот перечень не включается. Земельные участки учитываются по , а остальное имущество - по рыночной.

Общий доход семьи (Дсем) исчисляется по формуле:

Дсем = (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

Дсем.сов - совокупный доход всех работающих членов семьи (с вычетом налогов) за 2 предыдущих года.

Тдох - период (24 месяца), за который учтены доходы.

Числ.чл.сем - количество членов семьи. Ими считаются супруги, дети, родители супругов, усыновители и усыновленные, опекуны и подопечные, а также прочие лица, прописанные на жилплощади как члены семьи, проживающие все вместе, ведя общее хозяйство. При этом, если супруги не зарегистрированы в браке, они не признаются семьей и не могут рассчитывать на государственную помощь.

Пр.мин - величина установленного местными властями прожиточного минимума.

Т - это расчетный период, исчисляемый в месяцах (например, в Москве - это 240 месяцев).

Стоимость общей жилплощади, необходимой для проживания семьи исчисляется по формуле:

Ст.пл.ж = Ц1кв.м x Пл.необх

Ц1кв.м - цена, по которой рассчитывается безвозмездная жилищная субсидия. Как правило, эта цена равна рыночной стоимости 1 кв м в крупнопанельном доме типовой серии.

Пл.необх - это недостающая площадь, которая необходима семье. Она является разницей между жилой площадью, которую должна иметь семья по установленным местными властями нормативам, и общей жилой площадью, которой она владеет на настоящий момент. Она рассчитывается по формуле:

Пл.необх = (Пл.чел x Числ.чл.сем) - Пл.соб.сем

Пл.чел - норматив жилья на каждого члена семьи. Информацию о принятом в регионе нормативе следует искать на сайте регионального исполнительного органа власти.

Числ.чл.сем - количество членов семьи.

Пл.соб.сем - общая жилплощадь, являющаяся собственностью семьи.

Если по расчетам во владении семьи находится жилая площадь в большем объеме, чем по нормативу, такая семья не ставится на учет нуждающихся в получении бесплатного жилья.

Необходимые документы

Чтобы получить статус малоимущего для постановки на учет нуждающихся в соцжилье, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление по установленному образцу;
  • паспорта и другие документы, удостоверяющие личности всех членов семьи;
  • ИНН всех взрослых представителей семьи;
  • справка о составе семьи;
  • документы, по которым определяется состав семьи (свидетельство о браке, выписки из домовой книги, свидетельства о рождении, решение об удочерении либо усыновлении и т. д.);
  • справки, подтверждающие доходы и размер общего дохода семьи за год либо два года (период уточняется в местной администрации);
  • трудовые книжки взрослых членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на жилплощадь, принадлежащую семье;
  • документы о наличии имущества, подлежащего налогообложению (выписка из Госреестра, свидетельства о праве собственности на машину и другие транспортные средства, справка из БТИ о стоимости принадлежащих семье дач, гаражей или других строений, кадастровый паспорт на землю и т. д.);
  • заключение независимых экспертов о стоимости имущества.

Какой орган занимается данным вопросом

Пакет документов предоставляется в жилищный отдел при местной администрации. Решения жилищной комиссии придется ждать 30 дней. После этого срока в течение трех дней заявителю отправляется почтовое уведомление о признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилье или же об отказе.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча