16.02.2019

К методам науки конституционного права относятся. Методологические основы исследования в науке конституционного права


1. Понятие, предмет и метод науки конституционного права.

2. Место науки конституционного права в системе юридических наук. Основные задачи науки конституционного права.

3. Источники науки конституционного права.

4. Возникновение и развитие науки конституционного права. Современное состояние науки конституционного права.

1.Понятие, предмет и метод науки конституционного права.

Конституционное право как наука является составной частью всей правовой, юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

У каждой из наук есть свой особый предмет. С учетом этого среди юридических наук различают общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к числу отраслевых, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли. Эти науки составляют наиболее многочисленную группу в системе юридических наук, их число равно количеству отраслей права.

Наука конституционного права раскрывает закономерности, присущие отрасли конституционного права, формирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и конституционно-правовые институты.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, составляющие отрасль, но и процессы, связанные с реализацией конституционно-правовых норм, поэтому ее предметом являются также конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия конституционно-правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этими целями наука конституционного права рассматривает практику деятельности государственных органов, относящихся к предмету отрасли, формы их взаимодействия. Все конституционно-правовые институты она исследует в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

Наукой конституционного права разрабатываются такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета. Она исследует проблемы правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества. Значительное место занимают теоретические исследования, связанные с познанием системы государственной власти, принципа разделения властей, лежащего в ее основе.

Изучение всех вышеназванных проблем, связанных со сферой регулируемых отраслью конституционного права отношений, составляет предмет науки конституционного права, а сами же полученные выводы и теоретические положения - ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой, но и находятся в силу единства предмета отрасли в определенном соподчинении. Одни выводы и положения служат основой для других.

Таким образом, конституционное право как наука - это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в научных трудах ученых-юристов.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, их соподчиненность, логическую взаимосвязь между ними.

Система науки не формируется произвольно. Ее основу определяет структурность самого предмета изучения. Поскольку в данном случае таким предметом является одноименная отрасль права, то и система науки отражает ее закономерности.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны и включают:

Исторический; сравнительно-правовой;

Системный;

Статистический;

Конкретно-социологический и другие методы.

Наука конституционного права, как и отрасль, постоянно развивается.

2.Место науки конституционного права в системе юридических наук. Основные задачи науки конституционного права.

Для определения объема предмета науки, обоснования тенденций его развития важное значение имеет определенное соотношение с родственными науками, прежде всего с теорией государства и права. В структуре теории государства и права, как известно, выделяются две относительно самостоятельные ветви научного знания - теория государства и теория права. Содержание теории в значительной мере созвучно той действительности, которая является объектом внимания конституционно-правовой теории.

Предмет теории государства охватывает следующий круг вопросов: происхождение, сущность, социальное назначение, ценность государства; типология, функции и механизм государства; соотношение государства, права и экономики; государство в политической системе общества, государство и гражданское общество; правовое и социальное государство. Однако же эти вопросы (во всяком случае, преобладающая их часть) являются предметом общего конституционного права - составной части единого конституционного права.

Очевидно, если признавать общее конституционное право составной частью единой научной дисциплины «конституционное право», то в таком случае государствоведческие проблемы теории государства и права должны стать предметом изучения теории конституционного права. Возникает вопрос: полностью ли перекрывает предмет общего конституционного права предметную область теории государства. По мнению Н.А. Богдановой, специально исследовавшей эту проблему, различие между теорией государства и общим конституционным правом изначально строится на разных подходах к изучению государства, которое в равной мере входит в предмет той и другой дисциплин. Теория государства выявляет и исследует функциональные, сущностные характеристики государства, создавая учение о государстве. Общее конституционное право, как и в целом наука конституционного права, изучает институциональные стороны государства, получающие конституционно-правовое закрепление. Здесь на первый план выдвигаются статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений и в том числе государства. Цель и результат, на достижение которых направлено общее конституционное право, - это построение и изучение теории конституционного права.

Суждения В.Е Чиркина о различиях между теорией государства и государствоведением требуют некоторого уточнения. Государствоведение, в понимании указанного автора, есть научная дисциплина, призванная конкретизировать положения теории государства. С этим трудно согласиться. Если государствоведение претендует на роль самостоятельной научной дисциплины, то это должно находить подтверждение в ее особом объекте и предмете, особенных закономерностях, собственной системе понятий. Очевидно, что при таком понимании предмета государствоведения статуса научной дисциплины оно не приобретает. Представляется, что к государствоведению есть все основания отнести все то, что сейчас составляет предметную область теории государства. Государствоведение в этом смысле призвано стать общей частью национального и иностранного конституционного права, т.е. общим конституционным правом. Логичен вопрос относительно статуса теории государства. Понятно, что в том виде, в каком она представлена в теории государства и права, она утрачивает свое значение. При этом политическая составляющая теории государства «уходит» в политологию, а государствоведческая проблематика - в государствоведение. Вместе с тем теория государства не растворяется в государствоведении. Присущий теории государства и права высокий уровень осмысления государствоведческих проблем указывает на необходимость изучения субстанционального в государстве: его происхождения, сущности, перспектив развития, места в современном изменяющемся мире. Теория государства, таким образом, сводится исключительно к философии государства. В таком качестве эта проблема приобретает действительно философско-юридическое звучание. Следует заметить, что глубиной анализа и уровнем обобщения многих государствоведческих проблем подчас как раз в большей степени отличаются отдельные представители государствоведения. Приходится констатировать резкое падение интереса к собственно государствоведческим проблемам среди представителей теории государства и права. Проводимые в этой сфере исследования, учебные издания общетеоретической направленностью не отличаются.

Таким образом, в структуре конституционно-правового знания можно выделить следующие составляющие:

1) государствоведение или общее конституционное право (введение в конституционное право);

2) конституционное право;

3) иностранное конституционное право (конституционное право зарубежных стран).

Отмеченным научным дисциплинам соответствуют учебные курсы: государствоведение; конституционное право (конституционное право Республики Беларусь); иностранное конституционное право (конституционное право зарубежных стран). Представляется, что в означенной последовательности эти учебные дисциплины должны преподаваться в юридических вузах страны. При этом целесообразно, чтобы государствоведение предшествовало чтению курса теории государства (по отношению к ней оно выступает своего рода энциклопедией государства).

От науки конституционного права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Отличия у них прежде всего в объеме материала. Учебная дисциплина полностью базируется на науке конституционного права и, как правило, представляет часть этой науки. Система науки определяется государственно-правовой практикой, реальностью действия конституционно-правовых норм. Система учебной дисциплины производна от составителей учебной программы, объема отведенных часов на ее изучение, отношения. Отличия касаются целей научной и учебной дисциплин. Цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых через учебный процесс уже полученных наукой и апробированных практикой знаний; цель науки - накопление новых знаний о праве и государстве.

Задачи, стоящие перед наукой конституционного права:

Используя потенциал теоретических исследований как советского так и нынешнего развития наука, необходимо освободиться от догматического подхода к исследованию проблем отрасли;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества в противовес социалистическому этапу развития страны;

Необходимо изменить и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества;

Теоретические разработки будущего нашего государства в рамках СНГ и Союзного государства.

3.Источники науки конституционного права.

Формируя теоретические выводы, наука конституционного права использует обширную систему источников, которые характеризуют факторы, составляющие основу научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционного права как науки.

Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их практическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, основное место среди которых занимает Конституция Республики Беларусь. Она выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, вырабатывает трактовку основных понятий, используемых в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

4.Возникновение и развитие науки конституционного права. Современное состояние науки конституционного права.

1 этап. Наука о государстве возникла еще в Древней Греции и развивалась во все последующие века. В связи с этим нельзя не упомянуть имена Аристотеля, Платона, Гуго Гроция и других.

2 этап. Наука государственного (конституционного) права возникла значительно позднее других юридических наук. Её образование самым тесным образом было связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук в первой половине 19 века. (Это связано с именами многих выдающихся мыслителей того времени – Б. Спинозой, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Ж. Боденом и другими авторами, которые сформулировали основные концепции конституционного права того времени:

Конституционализма;

Суверенитета;

Разделения и уравновешивания властей;

Естественных и неотчуждаемых прав гражданина и человека. К.Н. КУНЦЕВИЧ

Одновременно в 19 веке были созданы доктрины парламентаризма, правового, социального и демократического государства(?). Одним из влиятельных направлений в буржуазном государствоведении (конституционализме) была так называемая «юридическая школа», с которой собственно и началось развитие науки государственного (конституционного) права как самостоятельной отрасли знания (науки). Становление этой школы содействовали труды юристов Г.Еллинек, А. Эсмен, В. Орландо, А. Дайси. Её сущность в том, что государство трактуется как чисто юридическое явление, при анализе механизма власти юридический (формально-логический) метод, т.е. исследуются лишь сами юридические нормы в отрыве от политической практики. На смену этой школе в первой половине XX в. в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление, ведущими представителями которого стали Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович и др. В их трудах нашли обоснование идеи социального права и социальной солидарности, учение о господстве права и подзаконности самого законодателя и т. д.

Наука конституционного права XX столетия представлена такими известными государствоведами, как М. Прело, Ж. Ведель, X. Филлипс, Д. Маккинтош, Д. Маршалл, Г. Кельзен, К. Хессе и другими. В трудах этих ученых разработаны теории конституционного права, обусловленные современным состоянием развития общества и государства.

Современные исследования в области конституционно-правовой науки отличаются большим разнообразием концепций, философских течений, школ. К сожалению, лишь немногие из этих работ изданы на русском языке, и вообще нет ни одной монографической работы, в которой бы с демократических позиций был дан анализ учений современных западных ученых-конституционалистов.

Российская школа конституционного (государственного) права развивалась в тесной взаимосвязи с наукой в зарубежных странах. Юридическая школа второй половины XIX - начала XX в. была представлена выдающимися учеными-государствоведами. Это Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, И.Е. Андриевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, М.И. Свешников и другие.

Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие.

Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения, во-первых, потому, что в любой науке есть свои классики и своя история, знание которой обогащает науку, а во-вторых, потому, что конституционно-правовые теории прошлого во многом актуальны и для современной науки. По глубине анализа и фундаментальности исследования многие работы являются до настоящего времени непревзойденными. К сожалению, все они стали библиографической редкостью, их можно найти только в крупных научных библиотеках.

3 этап. Советская наука конституционного (государственного) права по существу прервала развитие конституционно-правовой мысли в стране. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, советские государствоведы обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, доказывали обреченность капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческую неизбежность установления во всем мире социализма и советской власти.

Естественное происхождение прав и свобод человека не признавалось и фактически обосновывалась необходимость вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Такие категории конституционного права, как демократия, государство, права граждан и другие, рассматривались исключительно с классовых позиций. Были отброшены все разработанные в науке конституционного права демократические принципы организации власти, избирательной системы и др. Принцип разделения властей был отвергнут, советы объявлены работающими корпорациями, обладающими всей полнотой власти. Но и это было лишь прикрытием диктатуры коммунистической партии и самой кровавой в истории тирании. Естественно, что с этих позиций парламентаризм был отброшен как буржуазный институт власти, многопартийность и свобода печати запрещены.

Конституционные положения, закреплявшие отдельные права граждан, ничего не значили в условиях чудовищной борьбы аппарата со своим собственным народом.

В условиях сверхцентрализации и монополизации власти провозглашенный конституцией федерализм был чистейшей фикцией.

Советская наука государственного (конституционного) права в условиях тоталитарного режима сводилась к расхваливанию идеологических постулатов, обоснованию по существу диктатуры, насилия и бесправия. Методология науки сводилась к диалектическому материализму, а в годы сталинской диктатуры - к комментированию и восхвалению его высказываний. А коллеги - зарубежные ученые были объявлены апологетами империализма.

Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права. Это относится, прежде всего, к общетеоретическим проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по проблемам источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли.

Серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демократии, проблем правового статуса личности.

Большой вклад в науку внесли такие известные государствоведы, как И.П. Трайнин, И.Д. Левин, В.Ф. Коток, А.А. Аскеров, АИ. Лепешкин, И.П. Ильинский, Г.В. Барабашев, М.Г. Кириченко, Б.В. Щетинин, B.C. Основин, Г.И. Петров, В.А. Пертцик и многие другие.

Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их содержания.

Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конфетных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства, планов законодательных работ. Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как общетеоретические аспекты государствоведения, так и специфические, присущие каждой данной национальной республике.

Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В Беларуси утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми. Значительный вклад в развитие науки конституционного права внесли следующие белорусские учёные: А.Головко, А. Тиковенко, В. Шабайлов, А. Матусевич, А. Марыскин.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, она освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа однопартийное, становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, признание множественности форм собственности, в том числе, частной собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

4 этап. В современный период наука конституционного права развивается в русле общепризнанной идеи верховенства и торжества Конституции как ядра всей правовой системы. Ученые и практики спорят (и это их право, что свидетельствует о наличии свободы слова, суждений) о содержании Основного Закона, демократичности его норм. Представители науки стремятся оперативно реагировать на потребности общественного развития и высказывать свои рекомендации. Научные исследования направлены на развитие политической системы общества, конституционного строя, гражданского общества, правового статуса личности, нахождение оптимального баланса интересов государства, общества и отдельного человека. Перед наукой конституционного права стоят огромные задачи, обусловленные особым, главенствующим местом конституционного права среди иных отраслей права.

Существенный вклад науки конституционного права проявился в период подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь (1990-1994 годы), а затем и уточнения ее редакции (1996 г.,2004г.). Именно благодаря новым научным достижениям как в Республике Беларусь, так и за рубежом был подготовлен принципиально новый текст Конституции, учитывающий общемировые тенденции развития конституционного права (политический плюрализм, свобода предпринимательства и развитие частной собственности, разделение властей, внедрение системы сдержек и противовесов, реальное народовластие и др.).

Процесс конкретизации конституционно – правового знания, его выражения и оформления в виде целостной юридической теории осуществляется посредствам метода. С помощью юридического метода предмет науки конкретизируется и раскрывается в виде конституционно – правовой теории, то есть системе знаний о сфере общественных отношений, подлежащих конституционно – правовому регулированию.

Метод в науке – это знание, с помощью которого добывается новое знание. Один и тот же фрагмент знания в одном отношении может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Само слово метод происходит от греческого methodos , что означает способ, путь следования. Само слово «методология» в научной литературе понимается как учение о методе и как система методов, используемых в науке.

Любой метод юридического познания действительности выполняет две основные функции: 1) получение новых юридических знаний и 2) построение теоретической (научной) системы юридических знаний.

Метод конституционного права составляют общие, специальные и частные приемы, способы научного познания. Понятия и категории, хотя и играют важную роль в познании, выступают основой методов, но сами по себе не выступают самостоятельным методом юридического познания.

Ученые-юристы, разрабатывая метод конституционного права, решают следующие задачи:

а) определяют систему конкретных методов познания конституционно – правовой действительности;

б) систематизируют методы, выясняя их гносеологическую природу и сферу применения;

в) конкретизируют общие и специальные приемы сообразно специфике предмета познания, разрабатывают частноправовые методы.



Метод является относительно самостоятельным компонентом конституционного права и поэтому имеет собственное содержание – определенный набор, систему правил, принципов познания, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют ученого на получение новых знаний. Эти правила и принципы составляют содержание конкретных приемов и способов познания, используемых для решения какой-либо познавательной задачи: абстрагирования, обобщения и т.п.

Методологический арсенал конституционного права очень сложен, однако важно отметить, что в юридической науке основной методологической дисциплиной выступает общая теория права. Но и в науке конституционного права методологический аспект не только способствует познанию собственно предмета, но и приобретает надотраслевой характер, что объясняется фундаментальностью данной отрасли и ее ролью в правовой системе. Н.А. Богданова в этой связи указывает, что «поскольку нормы конституционного права составляют принципиальное начало для иных отраслей права, методология их изучения влияет на методологические подходы к познанию и приемы исследования правового материала, применяемого отраслевыми юридическими дисциплинами» .

Таким образом, методология конституционного права включает в себя различные по степени общности и познавательным задачам приемы, среди которых:

1) всеобщий философский метод;

2) общие методы;

3) специальные методы;

Частноправовые методы.

1. Всеобщий философский метод используется во всех науках и на всех стадиях научного познания. Его содержание составляют всеобщие принципы познания: объективности, всесторонности и т.д. Эти принципы не связаны с каким-либо одним общим, специальным или частным методом, а реализуются в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.

Методологическая роль философии объясняется следующими причинами:

1) Законы и категории философии могут использоваться в изучении конституционного права непосредственно (например, организация центральной власти в государстве определяется через форму , а характер политико-правового режима определяется через содержание );

2) В рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии, которая положена в основу методологических оснований конституционно-правового познания;

3) Философское знание является базой для формирования общих, специальных и частнонаучных методов конституционного права.

2. К общим методам относят анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретному к абстрактному и т.д. Сфера их применения, в отличие от всеобщего философского метода, ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания. Например, использование системно-структурного подхода позволяет составить наиболее полное представление о конституцинно-правовом статусе любого государственного органа (Парламент в системе разделения властей является законодательным органом со всей сложной структурой , что объясняется его двухпалатностью).

3. Специальные методы разрабатываются другими конкретными науками, но используются для познания конституционно-правовой действительности: математические, социологические, статистические и т.д. Например, без исторического подхода невозможно восстановить генетические связи конституционно-правовых явлений и оценить современное состояние отрасли и ее будущее развитие.

4. Частноправовые методы отражают своеобразие юридической науки. В науке конституционного права широкое распространение получили методы толкования конституционно-правовых норм, а также сравнительно-правовой метод. Например, сущность сравнительно-правового метода выражается в том, что он представляет собой способ выявления фактов сходства и различия, присущих законодательству разных стран. Объектом исследования чаще всего выступают тексты конституций, а результаты анализа сводятся, прежде всего, к установлению конкретных фактов сходства или различия сравниваемых законодательных систем.

Но следует помнить о том, что результаты сравнения не могут автоматически переноситься на действующее законодательство других стран, ведь познание глубинных сторон явлений и процессов характеризуется иными стадиями научного познания, последующими за сравнительно-правовым анализом.

Сравнительно-нормативное сопоставление должно сочетаться с доктринальной оценкой эффективности способов конституционного регулирования, что позволяет лучше выявить общемировые, локальные, временные тенденции конституционных процессов. Как отмечает Ю.А. Тихомиров , «общие черты конституционного права, отражающие развитие идей и доктрин конституционализма, современные международные демократические принципы, сочетаются со специфическими особенностями этой отрасли в различных государствах и группах государств» . Очень важно, чтобы конституционное право Беларуси умело и обоснованно сопоставлялось с соответствующей отраслью иностранного права. Например, для решения практических задач белорусского конституционного строительства мало что даст изучение конституционного права Великобритании, которое отличается весьма существенными особенностями (отсутствие писаной конституции и единой процедуры принятия конституционных норм; признание конституционных обычаев; значимая роль судебных решений – прецедентов; монархическая форма правления и отсутствие института конституционного контроля и др.).

Методологические основы конституционно-правовой науки могут быть представлены и в ином ракурсе. В зависимости от стадийности процесса познания, все методы можно дифференцировать на четыре группы:

1) Сбора эмпирической информации (наблюдение, анкетирование, тесты и т.д.);

2) Обобщения и моделирования (сравнительно-правовой и статистический анализ);

3) Догматический метод, основывающийся на совокупности логических методов (анализа, синтеза, абстрагирования);

4) Системных исследований (восхождение от конкретного к абстрактному, системно-структурный).

В данном случае находящиеся во взаимосвязи названные методы образуют целостную систему, что позволяет раскрыть предмет науки конституционного права во всей полноте и всесторонности.

Научные категории и понятия, как первичные элементы системы науки конституционного права, являются начальной ступенью в познании конституционно-правовой действительности и могут являться началом развертывания знания об объекте изучения и стать результатом научных изысканий (оптация, конституционализм, омбудсман, гражданство, денонсация и т.п.). Научные категории конституционного права играют роль своеобразного перехода от философских категорий к специально-научным понятиям, они не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но имеют важное научное значение.

Применение понятий и категорий представляет собой сложный познавательный акт, в ходе которого реализуются их теоретические и методологические функции. Там, где теоретико-понятийный аппарат конституционного права используется в качестве объективной основы методов научного познания, он реализует свою методологическую функцию. «Являясь, с одной стороны, формой мышления и выражения научного знания, а с другой – средством познания, понятия выполняют как гносеологическую, так и методологическую функции», - пишет Н.А. Богданова . Наиболее полно методологическая функция понятий проявляется в систематизации конституционно-правового знания.

Необходимо различать понятия и категории. Последние представляют собой логические построения, объединяющие знания о конституционно-правовых явлениях и процессов на более высоком, нежели понятия, уровне. Это своего рода предельные обобщения, играющие организующую роль в процессе познания. Однако граница между категориями и понятиями очень подвижна (например, «гражданство» может проявлять себя как категорией, так и понятием). Примером основной интегрирующей и предельной категории может быть «конституционный строй».

Можно утверждать, что система науки конституционного права, отражающая полноту и целостность составляющего ее знания, немыслима без своей методологии.

Под методологией науки конституционного права (подход Н.А. Богдановой ) можно понимать область знания данной науки, представляющую собой теоретические объяснения оснований и принципов познания ее предмета и предлагающую логические способы и приемы исследования с целью формирования объективного, всестороннего, системного конституционно-правового знания.

3 . Функции науки конституционного права, ее связь с идеологией

Под функциями науки можно понимать основные направления научной деятельности, результатом которой является решение определенных задач и достижение поставленных целей. Деятельность – это всегда познание, которое движется от научной проблемы к научной гипотезе, а от нее – к научной теории.

Функции науки конституционного права, как и функции юридической науки в целом, имеют важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно значение конституционного права раскрывается в шести функциях:

· теоретической ,

· методологической,

· идеологической,

· воспитательной ,

· прикладной,

· прогностической

Понятие «функция» в системе теоретических знаний дает нам описание, характеристику именно ее должного, требуемого действия (деятельности) или состояния. В этом плане функцию науки конституционного права следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться (например, провозглашение демократического государства и реальное соблюдение демократических принципов – вещи совершенно разные). Поэтому функция – всего лишь один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия любой теоретической системы.

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его научном освоении. Во многом благодаря данной функции происходит становление конституционного права как системы знаний. Развитие такой функции – условие существования науки.

Методологическая функция обусловлена самой природой конституционного права как основы системы права и ее местом в системе юридических наук. В рамках конституционного права на основе общетеоретических закономерностей определяются мировоззренческие подходы общеправового и общегосударственного характера, ведь конституция в современном государстве – Основной Закон – документ первостепенной юридической, политической и идеологической важности. В сфере конституционного права сформулированы основополагающие принципы, имеющие приоритетное значение для других отраслей.

Идеологическая функция неразрывно связана с политико-правовой идеологией, то есть совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима и законодательства, а также системы органов государства. Поскольку наука и идеология – это хотя две взаимосвязанные, но качественно различные формы общественного сознания, одни и те же положения, выводы науки конституционного права, проходя через призму оценок и интересов разных социальных групп, могут порождать самые различные взгляды и идеи. Например, для одних идеологов и политиков отмена на конституционном уровне принципа верховенства закона является правомерной и обоснованной, другие считают такой подход неправовым и недемократическим.

В идеале конституционные знания должны служить для идеологов необходимой теоретической базой, на основе которой они должны формулировать свои предложения по совершенствованию либо изменению политико-правовой реальности. Однако на практике политики зачастую полностью игнорируют обоснованные взгляды ученых (например, о необходимости введения в Беларуси важнейших правозащитных институтов – омбудсмана и конституционной жалобы), и в этом случае конституционно-правовые предпочтения будут существенно отличаться от научно обоснованных предложений по совершенствованию существующей реальности. В таком случае возникает вероятность того, что даже закрепленные в форме общеобязательных законодательных решений необоснованные субъективистские взгляды политиков войдут в противоречие с объективными закономерностями развития конституционного государства, будут опровергаться социальной практикой и ожиданиями людей, то есть, в конечном счете, потерпят крах.

Таким образом, наука отражает объект исследования таким, каким он есть в действительности, а любая идеология – отражение общественного бытия через призму социально – групповых интересов, и поэтому она ориентируется не на объективные истины, а на политические и идеологические запросы и требования конкретного субъекта (субъектов), взятого на социально групповом уровне. Поскольку любая идеология проповедует ценности определенного сорта, она всегда отражает интересы лишь части общества и в силу этого ей не присущи принципы объективности, к чему всегда стремится истинная неполитизированная наука.

Подвох для ученых – конституционалистов заключается в том, что все без исключения основные идеологии европейского типа (социализм, либерализм, коммунизм, христианский демократизм и т.п.) в современных условиях аппелируют к одним и тем же ценностям: правовому и конституционному государству, демократии, справедливости, правам и свободам человека и т.д., и поэтому под лозунгом общепонятных ценностей наука может заняться теоретическим обоснованием политически конъюктурных деклараций, что может очень сильно сдискредитировать ее представителей.

Однако следует признать справедливой и точку зрения А.Ф. Черданцева по поводу того, что «коль скоро государство и право в своем функционировании ориентированы идеологически на определенную систему ценностей и принципов, то мимо этого не может пройти и юридическая наука. … Она поэтому неизбежно склоняется в сторону той или иной идеологии, что дает основания приписывать этой науке идеологическую функцию» .

Очень важное практическое значение имеет воспитательная функция конституционного права.

Во-первых , основываясь на положениях и выводах конституционного права, представители государственных органов должны осуществлять информационное воздействие на население, объясняя им истинные ценности правового и конституционного государства, понимать и разъяснять недочеты и ошибки в деятельности государственных органов, принимать меры по их устранению и отчитываться при этом перед своими избирателями.

Во-вторых , конституционное право способствует повышению уровня политико - правовой культуры населения, обосновывает необходимость и целесообразность неукоснительного соблюдения и исполнения норм Основного Закона, активного участия в делах государства и общества, дает элементарные знания о ценностях правового и демократического устройства.

В-третьих , конституционное право выступает в качестве важнейшей специальной научной дисциплины, лежащей в основе освоения других отраслевых курсов. Через конституционное право студенты формируют цельное представление об основах общественной и государственной жизни в нашей стране.

Прикладная функция самым непосредственным образом связана с запросами практики. Наука конституционного права разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства, предлагает оптимальные модели конституционно-правового регулирования и т.п. Через практическую деятельность государственных органов научные предложения специалистов материализуются, обретают реальность, воздействуют на действительность. Например, научный расчет, обоснование обязательны в деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Прогностическая функция состоит в предвидении развития конституционно-правовых явлений и понимании того, каким качественным и количественным изменениям могут быть подвергнуты данные явления. Это – залог дальновидной политики государства. Формулирование прогностических положений конституционно – правовой наукой должно опираться на знания и прогнозы развития тех социальных явлений и процессов, которые решающим образом влияют на устои общественной и государственной жизни. Здесь большое значение имеет выдвижение научно- обоснованных гипотез, а также по возможности точный расчет предполагаемой эффективности от нововведений. Хотя, конечно же, достижение поставленных целей не всегда поддается точному учету и предвидению, конституционная наука должна всегда основываться на знании причинно – следственных связей, детерминированности, обусловленности соответствующих явлений, знании законов их развития.

При характеристике прогностической функции на важное обстоятельство обращает внимание А.Ф. Черданцев: «От прогностических положений юридической науки следует отличать предложения de lege ferenda, то есть предложения по принятию конкретного закона с конкретным содержанием или конкретного предложения о совершенствовании существующего законодательства. Если в первом случае предполагается, каким изменениям подвергнется то или иное государственно – правовое явление в будущем, то во втором случае наука четко формулирует, какие законы и какого содержания следует принять, какие изменения следует внести в содержание государственно – правового института» .

Следует отметить, что представленный выше вариант перечня и описания функций науки конституционного права является не единственным, многое зависит от авторского «прочтения» данного вопроса конкретным ученым. Но следует понимать, что использование конституционно - правовых знаний в той или иной сфере не означает, что это деятельность самой науки. Наука как таковая ничего сама не воспитывает и не организует, она всего лишь закладывает основы любой рациональной деятельности в важнейших сферах общественной и государственной жизни, и поэтому, например, функции государства не следует приписывать науке конституционного права. Напомним, что главное назначение любой науки – производство («приращение») научных знаний.

4 . Возникновение, развитие и современное состояние конституционного права как науки и учебной дисциплины

Термин constitutio (лат.) – установление имеет древнюю историю. В Античном Риме этим словом назывались различные правовые акты. Поскольку латынь была языком науки и католического богослужения, этот термин получил широкое распространение во многих сферах (например, в анатомии). Но в современном понимании этого слова термин «конституция» закрепился в конце XVIIIв. в США в связи с принятием Основного Закона государства. Поэтому до XIXв. использовался термин «государствоведение», «государственное право», что по объему много шире, чем «конституционное право». Хотя и в самих США конституционное право понимается очень своеобразно, поскольку теория государствоведения основана на судебной практике.

Давно отмечено, что в сравнении с иными науками (гражданское, уголовное право) наука конституционного права достаточно молода, так как сформировалась лишь в первой половине XIXв. В это время происходит ее «отпочкование» от философии и социологии. Например, одним из основоположников науки конституционного права можно считать английского юриста У. Блэкстона , издавшего в XVIII четырехтомник «Комментарии к английским законам ».

Конечно, основные идеи конституционализма (народный суверенитет, разделение властей, неотчуждаемые права человека и т.д.) возникли намного раньше благодаря антифеодальным теоретикам Г. Гроцию, Д. Локку, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другим мыслителям. В период буржуазных революций устанавливается конституционный строй и формируется конституционное право, придававшее юридическую форму демократическим идеям. С начала XIX в. ученые – юристы начинают уделять должное внимание комментированию новых конституционных институтов (Президент, Омбудсман, Партийная система, Конституционный контроль и т.п.).

Причины неразвитости государственного права имеют давнюю историю, восходящую к Античному Риму. Исходный тезис французского ученого Р. Давида следующий: «Общий интерес и частные интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах. … Уважение к праву куда легче внушить частным лицам (государство здесь может играть роль арбитра), чем государству – носителю власти» . Далее автор считает важным отметить тот факт, что в течении долгого времени «публичное право – частное право» рассматривали в рамках учения, считавшего право «естественным порядком», независимым от государства и высшим по отношению к нему. Фактически при этом все внимание юристов было сконцентрировано на частном праве; занятие публичным правом казалось бесплодным и одновременно опасным. В Риме не было конституционного права как такового, да и уголовное право обязано своим развитием тому, что регламентировало по большей части отношения между частными лицами (преступник и жертва или его семья) и, следовательно, не лежало полностью в сфере «публичного права».

Можно утверждать, что вопрос о создании конституционного права был поставлен на повестку дня в XIXв. в связи с тем, что буржуазия ряда европейских и американских стран, успешно решив свои исторические задачи, завоевала политическую власть и создала собственные государства по задуманным образцам. Получается, что конституционное право возникает из-за вполне конкретных жизненных обстоятельств. Имеющее большую практическую ценность, конституционное право стремительно приобретает вес и в научной сфере. Откровенно позитивистский характер конституционного права В.М. Сырых объясняет тем, что в новых условиях буржуазию больше заботили проблемы упрочнения своей политической власти, укрепления установленного правопорядка, нежели реальное осуществление принципов естественного права. С середины XIXв. начинается триумфальное шествие конституционного права в европейской науке о государстве и праве, хотя ввиду своей молодости и явной политизированности сама научная материя конституционного права структурно и содержательно не оформлена и по сей день.

Добавим к этому, что новые перспективы для развития конституционного права открылись тогда, когда во многих странах Европы восторжествовала доктрина, утверждавшая примат разума и существование естественных прав человека, что повлекло создание в этих странах демократических режимов (Нидерланды, Швеция, Франция, Дания, Швейцария и т.д.) Именно тогда, по мнению Р.Давида , выявилась необходимость реализовать на практике то, что доселе было лишь идеалом: государство, не управляемое более монархом (по крайне мере – реально), должно было получить разумную организацию и при этом особенно важно было действенным образом оградить естественные права граждан от злоупотреблений власти. Понятно, что обеспечить указанные условия было трудно, и этого достигли в некоторых странах довольно поздно и с большими проблемами.

Необходимо учесть и то обстоятельство, что в средневековых университетах не преподавалось национальное право как таковое, а основой преподавания было римское и каноническое право. Как пишет Р.Давид , в большинстве стран Европы национальное право начали преподавать лишь в XVIII веке – с 1758 года – в Виттенберге (Германия), в 1741 – в Италии, в 1758 – в Оксфорде, в 1800 – в Кембридже и т.д. Поэтому становится ясно, отмечает М.Ф. Чудаков, «откуда и как термин «конституция» попал в национальное право и стал обозначать акт наивысшего значения, ведь он «устанавливал» (конституировал) основы государства, закреплял новые структуры власти и т.д.» . В юридических учебных заведениях России государствоведение стали преподавать достаточно рано: «Так, в 1757г. доктор права Венского университета Дильтей преподавал на юридическом факультете Московского университета пять курсов по естественному, римскому, феодальному, государственному (курсив наш. – А.П.), уголовному праву» . Учение о государстве преподавалось на юридическом факультете открытого в 1579г. Виленского университета и в 1813 – 1820гг. в стенах Полоцкой академии.

Таким образом, XIXв. можно рассматривать как период становления и формирования науки конституционного права. В это время появляются фундаментальные исследования таких правоведов – конституционалистов, как В. Лабанд и Р. Гнейст (Германия), А. Дайси и Д. Милль (Великобритания), У. Уиллоуби и Т. Джефферсон (США), Б.Н. Чичерин и М.И. Свешников (Россия). Благодаря этим ученым были созданы классические теории конституционного права, разработаны важнейшие доктринальные положения парламентаризма, правового, социального и демократического государства.

В начале XX в. серьезный вклад в развитие теории конституционного права внесли Г. Еллинек и Р. Штаммлер (Германия), М. Ориу и Л. Дюги (Франция), С. Лоу и Д. Брайс (Великобритания), В. Орландо (Италия), С.А. Котляревский и Н.И. Лазаревский (Россия). Зарождающаяся российская конституционная доктрина прекратила свое существование в 1917г., поскольку государственной идеологией СССР был провозглашен марксизм – ленинизм. Но пролетарская революция привела к тому, что в 1918г. была принята Конституция РСФСР, а до этого в России конституций никогда не было.

Новая большевистская конституционная доктрина отражала марксистско – ленинские взгляды на закономерности развития общества и государства. Однако, как отмечает Ю.А. Тихомиров , наука конституционного права не находилась в забвении, и в 20-х гг. было издано немало книг, брошюр, статей, посвященных разъяснению положений конституции, преимущественно о государственных органах. В этой связи отметим работы П.И. Стучки , Е.Б. Пашуканиса , Н.В. Крыленко , Д.И. Курского. Само собой, издаются труды, специально посвященные жесткой критике буржуазного конституционализма (В.Н. Дурденевский , Г.С. Гурвич , И.П. Трайнин , И.Д. Левин , В.К. Дябло ).

Решающее значение для советской юридической науки имело состоявшееся 16 июля 1938г. первое Всесоюзное совещание по вопросам науки советского права и государства, на котором Прокурор СССР А.Я. Вышинский (до революции закончивший юридический факультет Киевского императорского университета) сформулировал задачи государственного и правового строительства. В этом же году выходит в свет первый фундаментальный учебник «Советское государственное право », построенный в строгом соответствии с системой действующей Конституции 1936г. Такое же название было сохранено и в 1948г., когда был подготовлен новый учебник, принципиально не отличающийся от предыдущего.

Однако общее «потепление» в советской юридической науке, которое состоялось во многом благодаря специалистам по общей теории права (С.Н. Братусь, П.Е. Недбайло, В.П. Казимирчук, Л.С. Явич и др.), не могло не сказаться и в государствоведении. Большим событием был выход в свет в 1975г. книги «Советское конституционное право», подготовленной ленинградскими юристами, и монографии «Теоретические основы советской Конституции», выпущенной в 1981г. коллективом Института государства и права. Серьезный вклад в развитие науки конституционного права внесли Б.В. Щетинин, А.И. Лепешкин, Я.Н. Уманский, Н.Г. Мишин, И.Е. Фарбер, В.А. Ржевский, А.Н. Горшенев, С.С. Кравчук, Е.И. Козлова, В.С. Шевцов и др. Несмотря на плодотворность ряда разработок, с позиций сегодняшнего дня советский период характеризуется слабостью исследований реальных конституционных процессов, их забвением на фоне преувеличенного внимания к ритуальным конституционным институтам, невысоким престижем конституции в обществе и государстве, недооценкой сравнительно-конституционного анализа.

С исчезновением СССР и обретением Белорусского суверенитета конституционное право выходит на передний план в общей системе права ввиду возрастающей роли конституции и конституционных реформ. Более широким становится предмет конституционного регулирования, усиливается влияние конституционного законодательства на все отрасли белорусского права, появляется немало книг и учебников по конституционному праву.

Изучение конституционого права зарубежных стран стало иметь не просто познавательное, но и практическое значение. В трудах белорусских конституционалистов сравнительный анализ становится одним из основных методов, он способствует формированию демократических взглядов и современного европейского правосознания. Большой популярностью пользуется переводная литература зарубежных авторов, таких как Ф. Люшер, Ж. Бюрдо, М. Прело, Ж. Ведель, О. Бо (Франция); П. Бромхед, Дж. Албер, Д. Маршалл, А. Дженнингс, Х. Филлипс, Д. Маккинтош (Великобритания); Л. Трайб, К. Левенштейн, Э. Корвин, К. Лайтфут, Э. Кейнс (США); К. Хессе, Т. Маунц, А. Бланкенагель, Н. Ахтенберг, П. Бадура, Й. Изензее (Германия) и др.

В Российской Федерации вторая половина 90-х годов ХХ в. ознаменовалась широким и глубоким обновлением научной и учебной литературы по конституционному праву (см. статью Р.В. Енгибаряна и Э.В. Тадевосяна ). Новейшая литература очень высокого уровня пользуется заслуженным успехом в белорусских научных и учебных заведениях, причем исследования российских авторов касаются всех самых актуальных проблем конституционного права. По нашему мнению, особого внимания заслуживают работы С.А. Авакьяна, К.В. Арановского, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, Б.А. Страшуна, В.В. Лазарева, Ж.И. Овсепян, И.А. Умновой, В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева, Б.С. Эбзеева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Т.Я. Хабриевой, В.В. Маклакова и др.

В Республике Беларусь ситуация иная. Нельзя сказать, что новейшая научная и учебная литература широка и разнообразна. Многие важные и принципиальные вопросы дальнейшего совершенствования научной разработки проблем конституционного права и преподавания соответствующего курса еще не получили своего разрешения. В стороне остаются методологические проблемы науки. К сожалению, большинство учебных изданий не стремятся к тому, чтобы показать различные точки зрения по дискуссионным вопросам, в них прослеживается слабая связь с теорией и практикой европейского конституционализма. Полагаем, что плюрализм в науке должен благотворно сказаться и на учебном процессе. В учебном процессе должны находить отражение новейшие достижения науки конституционного права, что способствует творческой активности и самостоятельному мышлению будущих специалистов. Краткая и схематичная учебная литература по конституционному праву должна остаться в прошлом, также как и любые попытки развивать конституционное право только в официально установленных рамках. В противном случае это будет уже не наука, а догматика, не имеющая ничего общего с современным юридическим мышлением.

Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т. д.

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник - конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Содержащиеся в этом учебнике сведения о науке конституционного права носят обобщающий характер. В связи с этим ее можно назвать наукой общего конституционного права. В ее рамках складываются две отрасли знаний: об общем конституционном праве на примере в основном ряда демократических стран - США, Великобритании, Германии, Российской Федерации, Франции, Италии, Испании, Японии и других и о конституционном праве отдельно взятой страны - Российской Федерации.

Однако может быть и другое деление науки общего конституционного права: она развивается в исследованиях зарубежных ученых и в исследованиях отечественных специалистов в области конституционного права.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них - метод формально-юридического анали-

1. Предмет, методы и источники науки конституционного права

за. позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т. д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворчес-ком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).

Практика - неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изу-

Глава II. Наука конституционного права

чает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Рассмотрим понятие, предмет, методологию и функции конституционного права .

Конституционное право является частью системы юридических наук, которая включена в состав системы общественных наук.

Для любой юридической науки характерен особенный подход к изучаемому объекту, разная степень абстрактности, свой предмет. С учетом данных обстоятельств выделяют следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные.

Конституционное право принято относить к отраслевым наукам , основной характерный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права . Указанные сферы составляют наибольшую часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.

Конституционное право наделено своим предметом изучение отрасли конституционного права, то есть оно раскрывает присущие этой отрасли закономерности, обозначает основные понятия и категории, которые применяет действующее конституционно-правовое законодательство, а также раскрывает роль и функции соответствующих правовых институтов.

Конституционное право определяет эффективность действия правовых норм, вырабатывает советы по её увеличению. Для этого оно рассматривает деятельность государственных органов и формы их взаимодействия.

Предметом науки конституционного права выступает вся область общественных отношений, которая подлежит конституционно-правовому регламентированию.

В результате анализа общественных отношений научное направление должно выводить теоретические обоснования пределов его правового регулирования для того, чтобы оно не было чрезмерным или слишком узким.

Все конституционно-правовые институты исследуются в их историческом развитии с учетом присущих ему тенденций и противоречий.

Заметное место в предмете рассматриваемой области занимают изучение проблем правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина, взаимосвязи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы о познании системы государственной и муниципальной власти, принципа разделения властей и т.д.

Изучение вышеуказанных проблем составляет предмет науки , а сами выводы и теоретические положения - её содержание.

В характеристике конституционного права огромное значение имеет вопрос о её методах и методологии. Они характеризуются заметным разнообразием: исторический метод, сравнительно-правовой метод, системный метод, статистический метод, социологический метод и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в закономерности их исторического развития . Это нужно для выявления преемственности в правовом регулировании. Исторический метод познания постоянно расширяет свои границы.

Конституционное право широко применяет сравнительно-правовой метод исследования. Суть данного метода проявляется в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, которые регулируют однородные сферы общественных отношений в разных странах.

При глубоких научных исследованиях следует применять системный подход к изучаемому предмету. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает её структуру и элементы, их взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института.

Статистический метод позволяет проанализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, выявить уровень их влияние на общественные процессы. Конституционное право подвергает анализу статистические показатели, характеризующих все сферы регулируемых общественных отношений, и на основе этих данных делает выводы. После их обработки, оно обосновывает правовые, политические и организационные меры и действия, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал правовых норм.

Метод социологических исследований применяется для изучения социальной и политической сфер, в которых отмечается реализация конституционно-правовых норм. При использовании данного метода выявляются условия, которые воздействуют на развитие общественного сознания и формирование общественного мнения.

В число задач науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, которые затрагивают сферу конституционно-правовых отношений.

Наука конституционного права реализует свои задачи при помощи функций .

Функции науки конституционного права - это основные направления проведения научных исследований, которые направлены на решение её целей и задач. Функции определяются предметом и целями конституционного права.

Принято выделять общие и специальные функции науки конституционного права . Под общими функциями следует понимать те направления науки конституционного права, которые свойственны всем юридическим наукам. К ним можно отнести следующие функции : гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практико-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и составляют основу системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют дополнительный характер.

Важным инструментом познания любой науки является метод исследования , под которым понимаются способы познания, совокупность приемов практическою и теоретического освоения действительности, определенным образом упорядоченная деятельность с целью познания существующих или добывания новых знаний.

Для современной юриспруденции характерна широта методов исследования. Как и другие отрасли знаний, наука конституционного права использует богатый набор методов, с помощью которых достигаются результаты исследования.

В любой науке выделяются общие (общенаучные) и специальные методы исследования.

Общенаучная методология универсальна. Она применяется для всех наук, для значительного большинства или для многочисленной группы наук. К общим методам относятся, например, метод системного анализа и диалектический метод, метод социологического анализа и конкретно-социологические методы; методы кибернетического и математического моделирования и др.

Метод системного анализа позволяет рассматривать структуру всей отрасли как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Диалектический метод расширяет познавательный процесс благодаря осмыслению категорий и явлений в их всеобщей связи, становлении и постоянном развитии.

В рамках современных общественных наук широко применяются метод общего социологического анализа и конкретно-социологические методы (статистический метод, анкетирование, опрос общественного мнения, социальный эксперимент и пр.), с помощью которых на основе количественного анализа и сбора фактов изучаются общественное мнение и его динамика, прогнозируется развитие тех или иных процессов и явлений, а также проверяется правильность выбора того или иного действия.

Наука конституционного права широко применяет метод системного анализа . Сама отрасль конституционного права рассматривается как система, в рамках которой изучается структура, составные элементы, их соотношение и взаимосвязи, основные функции. В качестве подсистем рассматриваются отдельные институты и подотрасли конституционного права. С позиций системного подхода рассматривается также место отрасли конституционного права в общей системе права.

В каждой науке, исходя из особенностей предмета исследования, имеются свои собственные, специальные методы научного анализа.

Основу правового исследования в юридических науках составляет метод формально-юридического анализа , на базе которого анализируются содержание и условия реализации правовых норм и институтов. Наука конституционного права так же, как и другие юридические науки, широко использует данный метод, с помощью которого исследуется содержание и смысл конституционноправовых норм. Данный метод иногда называется формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Определенная абсолютизация роли и значения данного метода, свойственная юридическому позитивизму, постоянно является предметом критики. Большинство ученых справедливо отмечали в прошлом и замечают в настоящее время необходимость применения формально-юридического анализа в сочетании с другими методами.

Важную роль в науке конституционного права играет метод сравнительно-правового (компаративного) анализа, или сравнительно-правовой метод , представляющий собой способ решения поставленной исследовательской задачи путем проведения сравнительно-правовых исследований.

Применительно к конституционному праву роль сравнительноправового метода выражается в сопоставительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Данный метод позволяет выявить наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования и реализации норм конституционного права.

Основной задачей сравнительно-правового анализа является не простое описательное сопоставление общего и особенного в конституционном праве государств, а установление прогрессивного опыта и перспектив его применения. В результате вырабатываются рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства и практики его реализации в конкретных странах, в содружествах государств и в мире в целом.

Наукой конституционного права в сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран, и происходит заимствование лучших сторон конституционно-правового регулирования в той мере, в какой это приемлемо для правовой культуры России. Например, в процессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. широко использовался опыт конституционного регулирования целого ряда стран (в частности, Германии, Франции, США и др.). При учреждении Конституционного Суда РФ и принятии федерального закона о данном судебном органе в значительной степени был заимствован опыт правового регулирования и деятельности Конституционного суда Германии.

Изучение закономерностей формирования и развития конституционного права невозможно без применения метода историко-правовых исследований . Национальные особенности отрасли конституционного права каждой страны обусловлены, прежде всего, историей формирования и развития последней. Конституционно-правовые традиции и правовую культуру, конституционное правосознание граждан и уровень развитости конституционного строя возможно познать лишь через исследование истории конкретной страны, тех событий, которые обусловили ее современное конституционное состояние.

Наука конституционного права изучает историю развития конституций и текущего конституционно-правового законодательства, эволюцию научных взглядов с учетом закономерного изменения государственной и общественной жизни. В частности, на современном этапе в отечественных научных кругах происходит переоценка теории и истории развития государственного (конституционного) права дореволюционной (досоветской) России. Нигилизм науки советского периода в отношении исторического прошлого успешно преодолевается современными учеными, проводящими исследования в области конституционного права России.

Исторический метод не должен переоцениваться наукой конституционного права. В истории России немало примеров использования данного метода в качестве орудия реакции, когда догматическая ссылка на исторический опыт приводила к отрицанию объективно созревших преобразований. Недопустим и отрицающий историческое наследие радикализм, поскольку он несет разрушение и хаос в развитие конституционно-правовых отношений.

Современная наука конституционного права не ограничивается формально-юридическим (позитивистским) анализом собственно правовой материи – норм конституционного права, конституционно-правовых отношений и институтов. Наукой конституционного права исследуются и так называемые фактические отношения, отражающие состояние реализации конституционного права. Такой анализ осуществляется на основе методов социологического правового анализа, конкретного социально-правового (конкретно-социологического) исследования.

При использовании данных методов изучаются сферы, в которых происходит реализация норм конституционного права, выявляются условия, воздействующие на развитие правового сознания, мотивы поведения граждан и других субъектов конституционно-правовых отношений. Сбор эмпирического материала и его обработка позволяют изучать эффективность конституционного права. Результаты таких исследований заставляют искать пути совершенствования норм конституционного права.

Наряду с традиционно простыми социологическими методами правового анализа применяются и более сложные методы исследования, в частности социально-правовой эксперимент. Так, во второй половине 1990-х гг. Министерство РФ по региональной политике и федеративным отношениям проводило в регионах (в субъектах Федерации и на территориях местного самоуправления) социально-правовые эксперименты с целью выявить эффективность действия законодательства о местном самоуправлении. Результаты экспериментов позволили разработать соответствующие рекомендации но совершенствованию законодательства в этой сфере.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча