15.04.2019

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Земельное преступление


— мера защиты, применяемая государством для пресечения нарушений закона в этой сфере. Попытаемся разобраться, в каких случаях она применяется и в чем именно состоит.

В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?

Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:

  1. Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).
  2. Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).
  3. Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).
  4. Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.

Важный момент: если к ответственности привлекается организация, это вовсе не означает, что конкретные лица из ее управленческого состава могут быть спокойны. Достаточно часто наказание может быть возложено как на юридическое лицо в целом, так и на конкретное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, нарушающие законодательство о земле. Кроме того, если виновным является работник организации, дополнительно к нему могут быть применены и дисциплинарные меры, установленные внутренними актами самой организации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения могут привлечь, только если она:

  • установлена КоАП;
  • введена законами субъекта РФ.

При этом даже внутри КоАП составы правонарушений, касающихся земли, не объединяются в одной главе, а рассредоточены по нескольким. Связано это с тем, что данные проступки касаются многих сфер деятельности, и целесообразнее объединять их не по объекту, против которого совершено правонарушение, а по характеру совершенного деяния.

Законами и другими актами органов власти субъектов РФ такая ответственность может устанавливаться, но — только в пределах компетенции, которую федеральное законодательство устанавливает для местной власти. На федеральном уровне все виды ответственности подлежат включению в соответствующие кодексы.

Какая ответственность предусмотрена?

В большинстве случаев за правонарушения, связанные с землей, нормативные акты предусматривают только 2 вида наказания:

  • предупреждение;
  • штраф.

Предупреждение — это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же — это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Кто налагает ответственность за земельные правонарушения?

Единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере, в России нет; поэтому за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения — Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Порча земли

Заключение

Введение

Земельное преступление - виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в соответствии с нормами УК РФ.

Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствуют предупреждению преступлений, когда иные - более мягкие меры воздействия: дисциплинарные, материальные, административные -- оказываются недостаточно результативными.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы - граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций.

Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно МРОТ, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Уголовная ответственность за земельные преступления

Уголовная ответственность за земельные преступления может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс. Уголовный кодекс РФ от от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

В УК РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с земельными отношениями:

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248),

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253),

Незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др. Чубуков, Г.В Юридический механизм в сфере использования и охраны земель / Земельное право // Г.В. Чубаков. М., СГА, 2004. С. 122.

Учитывая, что земля признается имуществом, сюда, так же необходимо отнести и преступления предусмотренные статьями 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба), ст. 168 (уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности), ст. 179 (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства).

Но основными, связанными с земельными отношениями нормами, являются ст. 170 и ст. 254 УК РФ. Боголюбов, С.А. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства / Земельное право // С.А. Боголюбов, Е.А. Глинская. М., Проспект, 2006. С. 389.

Регистрация незаконных сделок с землей

Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170).

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов3.

В статье предусматриваются три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, то есть наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий.

Родовым объектом преступления является экономическая деятельность, а видовым объектом - установленный порядок регистрации.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, использующее при совершении преступления свое служебное положение. Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла и предполагает корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица. Великанова, С.Н. Ответственность за нарушение земельного законодательства / Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы // С.Н. Великанова. М., Экзамен, 2004. С. 98.

Регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного земельного кадастра и занижение размеров платы за землю составляют объективную сторону этого преступления, которая может заключаться в совершении любого из этих действий. Права лиц на земельные участки могут быть нарушены в результате регистрации незаконной сделки по поводу земельного участка, который может принадлежать лицу (например, собственнику), не совершавшему эту сделку, в результате чего такое лицо может утратить свое право на землю. Права лица на земельный участок могут быть также нарушены в результате того, что в государственный земельный кадастр будут включены неверные сведения о принадлежности земельного участка, его состоянии.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра влекут уголовную ответственность в случае, если такие действия совершены должностным лицом. Должностное лицо должно для этого использовать свое служебное положение, совершить действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. Крассов, О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп / О.И. Крассов. М., 2007

Порча земли

Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Такие действия могут затронуть интересы собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора земельного участка.

Объективная сторона данного преступления включает в себя действия или бездействие, в результате которых произошли отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности из-за нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Результатом таких действий или бездействия должны явиться последствия, выразившиеся в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде. Естественно, что при этом должна быть выявлена причинная связь между указанными действиями (бездействием) и такого рода негативными последствиями.

Порча земли должна быть результатом использования веществ, которые являются удобрениями, стимуляторами роста растений, и иных указанных в ст. 254 УК. Использование каких-либо других веществ исключает возможность применения ст. 254 УК независимо от характера наступивших в результате этого последствий. Отравление, загрязнение или иная порча земли в результате выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов, деятельности промышленных предприятий в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ, не подпадают под признаки преступления, установленного данной статьей.

В постановлении № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». [Электронный ресурс] // Справочная система Консультант плюс. разъясняется, что причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4). Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п. С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.

Если такое преступление совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, то ответственность наступает по ч. 2 ст. 254 УК.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 254 УК, является лицо, достигшее 16 лет, которое ведет хозяйственную или иную деятельность, связанную с применением удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и другими опасными химическими или биологическими веществами. земельный регистрация незаконный загрязнение

Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме косвенного умысла. Лицо осознает, что нарушает правила обращения с опасными химическими или биологическими веществами, предвидит возможность наступления неблагоприятных экологических последствий, возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Однако данное лицо сознательно допускает наступление таких последствий либо относится к этому безразлично. Что касается отношения лица к такому последствию, как смерть человека, предусмотренному ч. 3 ст. 254 УК, то оно выражается в форме неосторожности.

Заключение

Уголовная ответственность за земельные правонарушения наступает тогда, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, посягающего на установленный земельный правопорядок, т.е. является преступлением.

Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую латентность подобного рода незаконных действий.

Но, вместе с тем, действующий Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за земельные и иные экологические общественно опасные правонарушения - преступления; введена специальная гл. 26 "Экологические преступления", норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного и экологического правопорядка, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на его обеспечение, иначе может оказаться слишком поздно.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». [Электронный ресурс] // Справочная система Консультант плюс.

3. Боголюбов, С.А. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства / Земельное право // С.А. Боголюбов, Е.А. Глинская. М., Проспект, 2006. С. 389.

4. Великанова, С.Н. Ответственность за нарушение земельного законодательства / Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы // С.Н. Великанова. М., Экзамен, 2004. С. 98

5. Крассов, О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / О.И. Крассов. М., 2007.

6. Чубуков, Г.В Юридический механизм в сфере использования и охраны земель / Земельное право // Г.В. Чубаков. М., СГА, 2004. С. 122.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития уголовного законодательства об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей. Изменения в технике законодательного регулирования земельных правоотношений в XIX-начале XX вв. Преступления в сфере экономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2016

    Конституционная характеристика земли. Земельный кодекс РФ. Состав, виды земельных правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Гражданско-правовая ответственность за порчу и загрязнение земель.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие, предмет и система земельного права и земельного законодательства. Земельное право как наука. Правовой режим земель населенных пунктов (городов, поселков, сельских поселений). Состав земельных поселений. Режим ограничения пользования землей.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2008

    Определение понятий "уголовная ответственность", "земельное правонарушение", "земельное преступление". Описание состава преступлений, признаков ответственности. Изучение преступлений, носящих экологический, экономический характер, связанных с землей.

    презентация , добавлен 18.09.2015

    Административная, материальная и дисциплинарная ответственность за нарушение норм земельного законодательства. Земельные преступления, влекущие за собой уголовную ответственность. Основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников участков.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Объекты прав, подлежащие государственной регистрации, территория и дата, участники, оплата за предоставленную информацию, правовая ответственность. Система органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на землю и сделок с землей. Документы.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2002

    Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008

    Охрана окружающей природной среды - одна из актуальных проблем современности. Уголовная ответственность за экологические преступления: за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли. Практическое применение некоторых норм уголовного права.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2012

    Проблема противоречивых отношений, сложившихся в аграрном секторе после реорганизации колхозов и совхозов. Особенности сделок с землей и основания их недействительности. Новое земельное законодательство и судебная практика данной направленности.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Ответственность за нарушение земельного законодательства в Республике Беларусь. Лишение права на земельный участок в форме изъятия земельного участка как мера правового воздействия. Пути совершенствование института земельно-правовой ответственности.

Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.


Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

  1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
  2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
  3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.

Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.


Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов .

Уголовная ответственность за злодеяние

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.


Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

  • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
  • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
  • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
  • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
  • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
  • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
  • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
  • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права , а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях .

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за земельные правонарушения. Однако эта практика не получила распространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов .

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав . Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы , прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение , одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане , должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений . Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внимание уделяется разработке гарантий равноправной защиты участвующих в данных отношениях сторон.

Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственности, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развиваются институт адвокатуры , механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке. Процессуальные отношения также регулируются консолидирование и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за земельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права . Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность . Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения. Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Они включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права , или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; наличие вины правонарушителя; наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Понятие и состав земельного правонарушения

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий.

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами. Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления , административны и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений . Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размеры причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности , субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф . Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица , должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением

Вред, причиненный нарушением земельного права , подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Вред, причиненный нарушением норм земельного права , — убытки, которые несут государство , физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов . Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан . В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях . Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и| возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.

Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.

При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока , если это предусмотрено федеральным законом , за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений : порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
  • систематическая неуплата земельного налога .

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности . К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление , суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности , пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды , безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления , уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности , Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц , являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически Не существует, и по отношению к государственной собственности Действует режим разграничения собственности, установленный Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой земельный участок независимо от органа, который принял решение о его предоставлении, после изъятия переходит в государственную собственность, а затем уже в соответствии с процедурой разграничения признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью . Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование. Недостаточно ясна также легитимность административных решений о принудительном изъятии, даже при добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ граждане и организации не могут быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют для принудительного прекращения прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, заявление в суд в этом случае направляется органом государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает соответственно в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации стоимости земельного участка и преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются только в случае неустранения земельных правонарушений после вынесения предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его неиспользование в течение трех лет не может быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным ЗК административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для изъятия земельного участка у арендатора достаточно в качестве основания только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды . Земельное законодательство устанавливает ограничения на прекращение права аренды, которое не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный участок подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя от возмещения причиненного вреда.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча