АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
- Тип проекта: информационно-ориентированный
- Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».
ЗАДАЧИ:
- Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
- Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
- Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально — правовыми нормами и правилами поведения.
- Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста .
ЗАДАЧИ для родителей
— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.
— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.
— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.
Перечень основных мероприятий реализации проекта:
- «
- Тематические беседы.
- Развлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
- Родительское собрание на тему «Под защитой закона», « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье».
- Практические консультации для родителей.
- Тематические беседы.
- Оформление стенда « Права ребенка».
- Тематические занятия по правам ребенка.
- « Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», « Мой дом – моя крепость»
Реализация проекта
Коммуникация.
- Задачи:
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
- Беседы о правовых праздниках «День защиты детей» « День семьи»
- Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.звлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
Познание.
Задачи:
- Привлекать родителей к совместно с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению со взрослыми и сверстниками.
Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка
▪ Познавательные беседы «Поговорим о правах ребенка»:
«Что такое право?».
«Права и обязанности в семье«
«Мы — дети разных национальностей»
«Мы разные».
«Я — живу в России»
«Моя семья»
«Мамины помощники»
«Помощники»
Социализация.
Задачи:
- Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
- Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Беседы:
« Роль бабушки и дедушки в воспитании детей».
« Какой ты отец?»
Сюжетно-ролевые игры.
«Семья»
«Детский сад»
«Больница»
«Школа»
«Спасатели»
Дидактические игры:
— «Я имею право»
— «Чьи права нарушены?»
— «Назови права героев«
— «Выбери право»
— «Мы разные, но у нас равные права»
— «Дружные ребята»
ТРУД.
Задачи:
— Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
— Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.
— М/ф « Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена»
— Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии задействованные в правосудии».
— Изготовление атрибутов для игр
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Задачи:
— Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т.д, и способами поведения в них.
— Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.
— Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуаций.
— Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»
— Дидактическая игра «Как обеспечить безопастность?», « Если ты поранился», « Пожар 01».
ЗДОРОВЬЕ.
Задачи:
— Объяснять родителям, как образ жизни семь воздействует на здоровье ребенка.
— На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.
— Дидактичекская игра « Крепыши-малыши»
— Мультфильм « Айболит», « Бегемот который боялся прививок»
Чтение художественной литературы:
Задачи:
- Показывать родителям ценность домашнего чтения.
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
- Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.
Картотека пословиц и поговорок о семье
- А. Рубинов «Ступенька».
- Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
А. Седугин «Брысь, шапочка!»
А. Барто «Помощница».
Л. Толстой «Два товарища».
Музыка.
Задачи: Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.
«Мы на свет родились — что бы счастливо жить» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).
Цель:
— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.
— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
— Развивать умение рассуждать и делать выводы.
— Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
— Прослушивание песни «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий конопатый» и др.
Формы взаимодействия с семьей.
- Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
- Консультация.
- Шпаргалки для родителей».
— «Семь правил для взрослых».
— «Десять заповедей для родителей».
— «Прав ребёнка — соблюдение их в семье».
— «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребёнка в семье».
— «Декларация о правах ребёнка».
— «Понимаем ли мы друг друга».
— «Искусство быть родителем».
— «Жестокое обращение с детьми, что это такое?».
— «Как наказывать ребёнка?»
- Собрание « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье», «Под защитой закона».
- Папка – передвижка «Права детей».
Ожидаемые конечные результаты: Повышение интереса родителей и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.
2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012
3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22
4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.
5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4
9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.
15. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.
Скачать презентацию
социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Звездочка»,
р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.
Данный конспект занятия помогает:
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
« ПРАВА РЕБЕНКА »
Подготовил:
Воспитатель
Устинских Ольга Ивановна
г. Губкин
2013
«Права ребенка»
Цели:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям;
- коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Оформление:
- портреты детей;
- картинки с изображением прав детей;
- шляпа;
- волшебный сундучок;
- выставка законов, кодексов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Свидетельство о рождении.
Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра « Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу
"Назови ласково".
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
(Право на отдых)
Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель
Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Воспитатель в роли Человека Рассеянного- А что вы умеете делать?
Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?
(Право на образование)
Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
- Век живи … век учись.
- Учиться всегда … пригодиться.
- Ученье – свет, … а неученье – тьма.
- Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)
Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)
- Золушка (Право на отдых)
- Буратино (Право на безопасные условия жизни)
- Колобок (Право на жизнь)
- Айболит (Право на медицинское обслуживание)
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?
(О праве на жилище.)
Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о ………………….. Праве на медицинский уход
Вопросы Ребенку:
Кто изображен на рисунке?
Что он делает?
О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Физкультурная минутка.
Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
Конечно же, ребята, все будет хорошо.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
« Сборник загадок на тему «Права ребенка »
Подготовил:
Воспитатель
Группы №6 компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Устинских Ольга Ивановна
г. Губкин
2013
Сборник загадок о правах ребёнка
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Неделя правовых знаний в детском саду. Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста.
Цель :обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Расширить знания детей о правах и обязанностях.
Развивать навыки выразительного чтения стихов.
Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
Развивать умение рассуждать, делать выводы;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.
Оборудование:
Оформление зала плакатами и стенгазетами «Я + мои права», на мольберте большая книга «Права ребенка», выставка детских рисунков «Дети планеты».
Предварительная работа:
Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребёнка», «Права ребёнка и обязанности».
Конкурс рисунков «Дети планеты», изготовление плаката – коллажа и стенгазет для выставки «Я + права ребёнка»
Подготовка с детьми 3х мини-сценок «Коза с козлятами », «Буратино и Мальвина», «Доктор Айболит».
Разучивание стихов о семье и правах ребенка.
Ход мероприятия:
В зал под песню «Давайте жить дружно» заходят дети и ведущий.
Ведущая :Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале не зря, и говорить будем о ваших правах и обязанностях.
- Кто из вас знает, что такое права? Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Ведущая:
- А как вы думаете, в каком документе прописаны ваши права?
Дети: Конвенция о правах ребёнка.
Ведущая: - Правильно. В 1989 году в США Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка и является международным документом, признающим все права человека в от¬ношении детей от 0 до 18 лет, который содержит 54 статьи.
В статье 7 написано, что каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс¬тво при рождении, а также право знать своих роди¬телей и право на их заботу.
Ведущая: Право на имя. Что это?
Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.
Ведущая: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».
Ведущая: Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена. Давайте мы с вами поиграем и проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Ведущая: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Ведущая: Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.
1 ребенок:
Права нам каждому нужны,
И ими очень дорожим.
Лишь только с ними мы уверено живём,
И от судьбы хорошего мы ждём.
Они все в Конституции записаны,
И положения их там прописаны.
Чтоб все права же соблюдались,
На праздник этот мы собрались.
2 ребенок:
День прав человека мы празднуем вместе,
Пусть радости крик летит в поднебесье!
Дискриминации скажем дружно мы «Нет»,
Достоинство личности – вот наш ответ!
Жить без унижения и нищеты,
Достоин я, достоин и ты!
3 ребёнок:
С рождения мы имеем право
На жизнь, заботу и любовь,
На имя, что родными дано,
На Родину, на отчий кров.
И поздравления у нас сегодня
За этот праздник прозвучит!
Ведь о правах кричим всегда мы.
А про обязанности? – Молчим.
Ведущая:
– Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. Цель - призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье. Дети, вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.
- А давайте мы с вами вместе вспомним, какие права и обязанности есть у вас.
Маша:
- Право на имя при рождении
- Право на семью
- Право на образования
- Право на медицинскую помощь
- Право на жизнь
Ведущая: Молодцы! А какие у вас обязанности?
Петя:
- нарушать дисциплину;
- говорить неправду;
- обижать младших и своих сверстников.
Ведущая: Петя, разве такие обязанности у детей? Дети, а давайте вспомним какие у вас обязанности (отвечают дети) :
- слушаться;
- любить;
- одеваться самостоятельно;
- игрушки убирать за собой;
- старшим помогать.
Маша удивленно смотрит на Петю:
- Вот это да! Оказывается,у нас есть не только права, но и обязанности.
Ведущая: Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
№ 1.
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…..(разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …..(разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…..(запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)
№ 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается!)
Сценка “Коза с козлятами” песню «Козлятушки» (А. Рыбников, ЮЭнтин)
В зал заходит коза (плача)
Почему открыта дверь?
Видно к нам забрался зверь.
Где мои ребятушки, серые козлятушки?
Ведущая:
- Не плачь, Коза, мы тебе поможем!
Эй, козлятки, ребятки,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Козлята вбегают, обнимают маму
Коза:
Где вы были, ребятушки?
Козлята:
Мама, мама, Волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
– Ну а мы не открывали,
Мы ведь маму свою ждали.
– Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Ведущая:
-Понравилась вам сказка? Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка и о каком праве говорится? Молодцы ребята, все правильно ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Главным правом наш ребенок
Наделяется с пеленок.
Ты родился и живи,
Маму с папою люби.
Год тебе всего один.
Но уже ты гражданин.
За тобой стоит закон,
Защищает всех нас он.
Каждый маленький ребенок,
Вырастая из пеленок,
Начинает понимать,
Чем он может обладать:
Все, что может дать страна,
Чем богата и сильна.
Ведущая:
– А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем,о каком праве говорится в этой сказке?
Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина
(строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино
(хитро подмигивая)
. Врете, ни одного.
Мальвина:
А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино:
Два!
Мальвина:Подумайте хорошенько.
Буратино
(сморщился)
Два!
Мальвина
(изумленно)
Почему?
Буратино:
Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!
Мальвина:
У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино:
Диктант, а это как?
Мальвина:
Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Мальвина:
(всплеснула руками)
:
- Вы противный мальчишка не хотите учиться,
Вам бы только паясничать и веселиться,
Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,
Вас учить и учить.
Ведущий:
– Ребята скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.
Ведущая:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Маша, Петя и Серёжка,
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!
Ведущая звонит по телефону:
«Приезжайте, доктор,
В детский сад скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
Слышен голос Айболита:
- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.
В зал заходит Айболит:
- «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»
- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?
А вы знаете, что помогут апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
У кого болит животик?
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
Вот какие вирусы,
Вирусы-вредилусы!
(И. Обыдённый)
Айболит: Вот послушайте и отгадайте загадки:
1.Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке. (Капуста)
2.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.(Морковь)
3.Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
4.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
Айболит:
Дети, про что наши загадки?(овощи)
- Правильно ребята, ешьте витамины и никогда не болейте! А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем.
Игра:
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь (бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Ведущая:
А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели?
Дети:
Обратиться к врачу.
Ведущая:
Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь.
Айболит:
Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
Ведущая:
В заключение нашего праздника мы проведём конкурс стихотворений о семье и правах ребёнка.
Чтение стихов
Ведущая:
Так о чём же мы с вами сегодня говорили?
Дети:
О правах и обязанностях.
Ведущая:
Правильно, сегодня мы с вами говорили о правах ребёнка. И дети в стихах, рассказали о наших семьях и правах. Сейчас жюри подведут итоги конкурса, а мы с вами потанцуем.
Включается песня:
“Мы на свет родились, чтобы радостно жить”
Вручение дипломов
Екатерина Губина
Работа с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей , от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка . Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей . Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка .
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка . При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают , что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка , так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства . Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека.
Результаты анкетирования родителей группы показали недостаточные знания родителей о правах ребенка , затруднения в выборе средств. Из 20 человек опрошенных 38% не знают правовых документов , в которых установлены права ребенка , 38% затрудняются в формулировке прав , имеющихся у ребенка . Практически все родители применяют наказания к своему ребенку , как они считают - в целях воспитания.
Жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь : он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.
Для того, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений могли в своей работе с детьми и родителями реализовать идеи Конвенции о правах ребенка в полной мере , потребовалось проведение специального исследования во многих странах мира, которое осуществлялось на средства и при участии UNICEF (ЮНИСЕФ) - Детского фонда Организации Объединенных Наций.
В законе РФ «Об образовании» , семейном кодексе РФ определены обязанности родителей , педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработано , имеется такая методическая литература, как : «Беседы об ответственности и правах ребенка » , «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка », «Беседы о правах ребенка » , «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка » , и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями старших дошкольников работу по правовому воспитанию детей , отсутствуют рекомендации воспитателям для проведения такой работы .
Таким образом, существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка на защиту и помощь в семье.
Проблема : определить комплекс мероприятий с рекомендациями по взаимодействию с родителями , направленных на реализацию права ребенка , на защиту и помощь.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение других. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Их беспокоят непослушание конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников .
Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Жизнь, здоровье, будущее ребенка зависит от родителей и от взрослых , его окружающих, от мира на земле, от экологического состояния планеты.
Если раньше система общественного воспитания снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка на детский сад , то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей , поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том , что его любят, о нем заботятся!
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы не оставаться равнодушной и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка , обеспечить в процессе общения ребенка с родителями :
Чувство психологической защищенности;
Доверие миру;
Эмоциональное благополучие;
Формирование личностной культуры;
Развитие индивидуальности.
Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с педагогами , с детьми, с родителями . Мною использованы формы и методы работы по охране прав ребенка . В своей работе я провожу занятия , дискуссии, анкетирование для родителей , дидактические игры и упражнения. Использую в своей работе художественную литературу (стихотворения, пословицы, поговорки) . Мною дана консультация на тему : «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания».
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
План работы с родителями по правовому воспитанию :
Дата Форма работы Тема
Октябрь Дискуссия "Защитим наших детей от. "
Февраль Консультация "Переживания детьми дошкольного возраста физического наказания"
Март Родительское собрание "Защита прав и достоинств маленького ребенка "
Апрель Оформление памятки "Советы родителям " "Семь правил взрослых "
Организационно-просветительская работа с родителями
1. Подготовка нормативно-правовых
документов по проблеме охраны прав детей Сентябрь
2. Организация информационного стенда в каждой группе
детского сада «Правам ребёнка посвящается » Октябрь
3. Анкетирование :
Хорошие ли Вы родители ?
- «Какие наказания Вы применяете по отношению к
своему ребёнку?»
- «Охрана прав и достоинств ребёнка» Октябрь. Апрель.
4. Организация в детском саду :
Библиотеки В течение года
5. Индивидуальная работа с семьёй В течение года
6. Комплексный мониторинг по проблеме
жестокого обращения с детьми Март
7. Творческая гостиная педагогов и родителей
«Как любить ребёнка» Декабрь
8. Групповая дискуссия «Наказывая, подумай : зачем?» Январь
10. Родительское собрание , знакомство
родителей с положением
«Конвенция о правах ребёнка » ,
«Семейный кодекс РФ» . октябрь
11. Родительское собрание
«Нарушение прав ребенка в нормальных семьях » февраль
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми по правовому воспитанию .
Необходимо подготовить для родителей письменную консультацию об их конституционных правах и обязанностях , поместить ее в родительский уголок . Предложить для родителей почтовый ящик "Ваш вопрос - наш ответ". Где родители смогут задать вопросы конфиденциального характера и получать ответ педагога, руководителя, специалистов, родительского комитета , психолога или врача. А также можно провести презентацию детской литературы по правовому воспитанию , рассказать о том, как можно доступно объяснить детям их права и обязанности .
Постепенно родители станут полноправными участниками образовательного процесса. Родители будут принимать активное участие в создании предметно-развивающей среды.
Интересная и плодотворная такая форма работы , как семейный клуб. В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники , как субъекты совместной деятельности. Именно совместная деятельность детей и взрослых обеспечивает развитие личности ребенка .
Таким образом,
Все выше перечисленная работа поможет воспитателю установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье ;
Поможет оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности , заинтересовать их данной темой;
Родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
Взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер;
Дети будут комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.
За время исследовательской работы было проведено анкетирование родителей по знанию правовых документов и защите прав ребенка , размещена стендовая информация в родительском уголке , и проведены беседы, составлен план работы по правовому просвещению родителей в соответствии с перспективным планированием работы воспитателя со старшими дошкольниками .
Презентации к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
- способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
- продолжать формировать навыки работы с компьютером.
Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.
Ход занятия
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1
1 слайд - Конвенция прав ребенка
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
- А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
- Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
- Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
- А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
4 слайд – Право на жизнь.
Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
- Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
- Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
- О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
7 слайд - Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
- А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
- А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
- Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости
8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса . А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц . Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса . Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель . Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса . Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”
Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети поют:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
У Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
- Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)
Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)
У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)
Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями . Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.
Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.
Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.
15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель . А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель . Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей).
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права Маши.
Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.
Снова прошу вашего внимания.
18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:
Воспитатель:
Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”
В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
Воспитатель . А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2
Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.
Приступаем.
Индивидуальная работа с детьми.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
21 слайд - Я ребенок. Я имею право... (Дети перечисляют права детей)
Всем спасибо, до свидания.
Литература.
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада , М.: Просвещение, 2006.
- Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.