26.02.2019

Отличительным признаком правового государства является наличие единой. Правовой признак


25 июля 2015

Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве. Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей, которые будут детально рассмотрены в статье.

История развития теории «правового государства»

Следует учитывать тот факт, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство - это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны. История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Дальше история повествует о греческих полисах, где царила демократия, римском праве, которое регулировало все отрасли человеческой жизни, а также о знаменитых революциях эпохи Средневековья и Нового Времени, в которых люди боролись за свои свободы. Отсюда следует, что развитие знаний о праве, государстве и их соотношении продолжалось много столетий. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.

Классическая теория правового государства

«Отцами» теории считаются Джон Локк, Иммануил Кант, Томас Гоббс и Монтескье.
Они утверждали, что к отличительным признакам правового государства относится не только принцип тесной взаимосвязи государственной деятельности и права, но ещё и уважение свобод человека, разделение властей на основные ветки. Благодаря этим основополагающим принципам можно построить правовое государство, которое будет существовать для народа, а не за счёт него.
Впоследствии теория была существенно доработана. На сегодняшний день она является ключевой для многих учёных, потому что показывает, как взаимодействует государство и право. Признаки правового государства доказали тот факт, что абсолютно любая страна - это прежде всего юридическая, а не политическая категория.

Видео по теме

Понятие правового государства

Итак, учитывая богатую историю развития концепции, можно выделить современное понятие термина. Правовое государство - это страна, в которой вся деятельность подчинена принципам и юридическим нормам, органы верховной власти разделены в зависимости от своих полномочий, осуществляется защита прав и свобод человека. Следует отметить, что конституционализм - это исключительный признак правового государства. Благодаря ему воплощается в жизнь принцип разделения властей и другие основополагающие идеи режима. Подобное государство отличается рядом признаков, которые нужно рассматривать не только в системной взаимосвязи, но и отдельно друг от друга.

Основные 3 признака правового государства

За всю историю существования теории учёные выдвинули массу идей по поводу основных её признаков. Таким образом, в теории государства и права их просто масса. Нельзя сказать, что одни верные, а другие нет. В каждой теории есть рациональное зерно, однако к отличительным признакам правового государства относится:

  • Верховенство права (законность).
  • Защита прав и свобод человека.
  • Разделение властей на три взаимодополняющие ветки.

Исключительным признаком правового государства является конституционализм, так как именно в нём воплощены все перечисленные выше аспекты.

Верховенство права

Отличительным признаком правового государства является верховенство юридических норм. Данный принцип, причисленный к разряду основных, характеризуется исключительной ролью права в государстве. При этом органы власти обязаны действовать в пределах полномочий, которые им делегированы законодательными актами. Очень часто верховенство права подкрепляется строгой иерархией нормативных актов, в которой закон наделяется высшей юридической силой после конституции. Принцип осуществляется посредством обеспечения режима законности, равенства всех перед законом.

Защита человеческих прав и свобод

К отличительным признакам правового государства относится реальная возможность защиты прав человека, а также пути её реализации. Большинство сторонников естественного права уверены, что даже с учётом государственного интереса нарушение свобод человека никаким образом не должно проявляться в современном обществе.
Однако следует подчеркнуть достаточно разный подход к пониманию «прав человека» и их нарушению. Например, в США все ещё существует смертная казнь, которая не считается лишением права человека на жизнь. Это лишь наиболее суровая мера наказания преступников. Во многих странах Восточной Европы люди преследуют любые проявления гомосексуалии. Существуют теории о том, что права и свободы человека будут реально обеспечиваться в том размере, в каком они признаются национальным законодательством, и не более того.

Разделение властей на три основные ветви

Принцип был во многом разработан уже представленными «отцами» теории правового государства (Локком, Монтескье, Гоббсом). Он подразумевает учение о том, что вся государственная власть должна быть разделена на три ветви, которые будут полностью независимы друг от друга. Принцип стал ключевым в современной теории государства и права. Практически в каждой стране эта теории воплотилась в жизнь. Конечно, были разработаны определённые механизмы взаимодействия основных ветвей друг с другом.

Таким образом, законодательная власть представлена парламентом, легислатурой, народным собранием (в каждой стране название может быть разным). За исполнительную власть отвечает специально уполномоченный центральный орган, а судебная воплощается в жизнь посредством системы судов в государстве.

Дополнительные признаки

Следует отметить тот факт, что к отличительным признакам правового государства относится ряд дополнительных аспектов, которые не являются основными, но играют важную роль. Например, от уровня правовой культуры будет напрямую зависеть процесс реализации принципа верховенства юридических норм (законов), так как люди должны не только соблюдать эти нормы, но и понимать их суть. Также при ответе на вопрос о том, какие признаки правового государства существуют, нужно обязательно сказать о взаимной ответственности как государства, так и человека. Когда обязанности распространяются только на граждан, они фактически лишаются права голоса перед государственным велением, что является прямым нарушением их свободы. Принцип конституционализма исключительный и проявляется в наличии конституции - основного базиса юридической системы всего государства.

Итак, в статье мы выяснили, каковы признаки правового государства. Практически все они когда-то были лишь недоработанными теориями, концепциями. Зато сейчас все страны мира существуют на основе этих теоретических знаний.

Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более формализованный, рациональный вид. К конкретно-государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, оратор, выдающийся юрист М.-Т. Цицерон. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов». В отличие от своих предшественников, Цицерон рассматривает государство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий правопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макрокосмос – вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.

С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа означает, что только народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира»считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека – созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а пред-ставляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей.Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаи-моконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их выполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства.

При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, асоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481–811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724–1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.

В правовом государстве не должно быть места никаким пате-рналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной прежде всего англосаксонской правополитической традиции. По справедливому замечанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль су-дебной практики продолжает оставаться весьма существенной. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом постепенно сформировалась идея ограниченного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника – философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью.

Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека – на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитивным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка – правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публичным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающими по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую си-тему, которая несмотря на свою сложность является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона – две стороны одной медали – правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие – правовой закон.

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления , напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве. Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей, которые будут детально рассмотрены в статье.

История развития теории «правового государства»

Следует учитывать тот факт, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство - это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны. История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Дальше история повествует о греческих полисах, где царила демократия, римском праве, которое регулировало все отрасли человеческой жизни, а также о знаменитых революциях эпохи Средневековья и Нового Времени, в которых люди боролись за свои свободы. Отсюда следует, что развитие знаний о праве, государстве и их соотношении продолжалось много столетий. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.

Классическая теория правового государства

«Отцами» теории считаются Джон Локк, Иммануил Кант, и Монтескье.

Они утверждали, что к отличительным признакам правового государства относится не только принцип тесной взаимосвязи государственной деятельности и права, но ещё и уважение свобод человека, разделение властей на основные ветки. Благодаря этим основополагающим принципам можно построить правовое государство, которое будет существовать для народа, а не за счёт него.

Впоследствии теория была существенно доработана. На сегодняшний день она является ключевой для многих учёных, потому что показывает, как взаимодействует государство и право. доказали тот факт, что абсолютно любая страна - это прежде всего юридическая, а не политическая категория.

Понятие правового государства

Итак, учитывая богатую историю развития концепции, можно выделить современное понятие термина. Правовое государство - это страна, в которой вся деятельность подчинена принципам и юридическим нормам, органы верховной власти разделены в зависимости от своих полномочий, осуществляется защита прав и свобод человека. Следует отметить, что конституционализм - это исключительный признак правового государства. Благодаря ему воплощается в жизнь принцип разделения властей и другие основополагающие идеи режима. Подобное государство отличается рядом признаков, которые нужно рассматривать не только в системной взаимосвязи, но и отдельно друг от друга.

Основные 3 признака правового государства

За всю историю существования теории учёные выдвинули массу идей по поводу основных её признаков. Таким образом, в их просто масса. Нельзя сказать, что одни верные, а другие нет. В каждой теории есть рациональное зерно, однако к отличительным признакам правового государства относится:

  • Защита прав и свобод человека.
  • Разделение властей на три взаимодополняющие ветки.

Исключительным признаком правового государства является конституционализм, так как именно в нём воплощены все перечисленные выше аспекты.

Верховенство права

Отличительным признаком правового государства является верховенство юридических норм. Данный принцип, причисленный к разряду основных, характеризуется исключительной ролью права в государстве. При этом органы власти обязаны действовать в пределах полномочий, которые им делегированы законодательными актами. Очень часто верховенство права подкрепляется строгой иерархией нормативных актов, в которой закон наделяется высшей юридической силой после конституции. Принцип осуществляется посредством обеспечения режима законности, равенства всех перед законом.

Защита человеческих прав и свобод

К отличительным признакам правового государства относится реальная возможность защиты прав человека, а также пути её реализации. Большинство сторонников естественного права уверены, что даже с учётом государственного интереса нарушение свобод человека никаким образом не должно проявляться в современном обществе.

Однако следует подчеркнуть достаточно разный подход к пониманию «прав человека» и их нарушению. Например, в США все ещё существует смертная казнь, которая не считается лишением права человека на жизнь. Это лишь наиболее суровая мера наказания преступников. Во многих странах Восточной Европы люди преследуют любые проявления гомосексуалии. Существуют теории о том, что права и свободы человека будут реально обеспечиваться в том размере, в каком они признаются национальным законодательством, и не более того.

Разделение властей на три основные ветви

Принцип был во многом разработан уже представленными «отцами» теории правового государства (Локком, Монтескье, Гоббсом). Он подразумевает учение о том, что вся должна быть разделена на три ветви, которые будут полностью независимы друг от друга. Принцип стал ключевым в современной теории государства и права. Практически в каждой стране эта теории воплотилась в жизнь. Конечно, были разработаны определённые механизмы взаимодействия основных ветвей друг с другом.

Таким образом, представлена парламентом, легислатурой, народным собранием (в каждой стране название может быть разным). За исполнительную власть отвечает специально уполномоченный центральный орган, а судебная воплощается в жизнь посредством системы судов в государстве.

Дополнительные признаки

Следует отметить тот факт, что к отличительным признакам правового государства относится ряд дополнительных аспектов, которые не являются основными, но играют важную роль. Например, от уровня правовой культуры будет напрямую зависеть процесс реализации принципа верховенства юридических норм (законов), так как люди должны не только соблюдать эти нормы, но и понимать их суть. Также при ответе на вопрос о том, какие признаки правового государства существуют, нужно обязательно сказать о взаимной ответственности как государства, так и человека. Когда обязанности распространяются только на граждан, они фактически лишаются права голоса перед государственным велением, что является прямым нарушением их свободы. Принцип конституционализма исключительный и проявляется в наличии конституции - основного базиса юридической системы всего государства.

Итак, в статье мы выяснили, каковы признаки правового государства. Практически все они когда-то были лишь недоработанными теориями, концепциями. Зато сейчас все страны мира существуют на основе этих теоретических знаний.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«СТАНКИН»

Доклад по теме:

Основные признаки правового государства

Выполнила: Студентка гр. М-8-9

Кателкина А.E.

Москва. 2002 год.

Основные признаки правового государства

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

К основным признакам правового государства от­носятся:

верховенство права;

верховенство закона;

разделение вла­стей;

признание и утверждение прав и свобод че­ловека и гражданина высшей ценностью;

независимый суд

1. Господство (верховенство) права.

Верховенство права - один из важнейших принципов правового государства.

Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.

В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и свя­занности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юриди­ческую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.

2. Верховенство закона

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.

3. Разделение властей

Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.

В РФ осуществляетяся разделение властей, с одной стороны, по горизонтали, на за­конодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Со­брание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти ее субъектов.

4. Признание и утверждение прав и свобод че­ловека и гражданина высшей ценностью

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защи­щая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед госу­дарством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражаю­щаяся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его(ст. 6 Конститу­ции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он при­влекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство- неотчуждаемое право человека.

5. Независимый суд

Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого либо влияния и от каких-либо государственных и общественных структур.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча