02.04.2019

Характерные признаки социального государства. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства. Социальное государство в России


Социальный тип государства (социальное государство) представляет собой наиболее оптимальный тип организации общественного устройства, который достигнут человечеством на рубеже третьего тысячелетия. К такому уровню развития смогли приблизиться в настоящее время лишь около двух десятков стран мира. Этот тип государственного устройства позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них достойную человека благоприятную социально-культурную среду обитания на протяжении всей жизни.

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в следующих сферах: обеспечение жилищем, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре и социальной помощи. Существующие на практике различные национальные, региональные и идеологические модификации социального государства (три разновидности – либеральная, консервативная и социал-демократическая модели) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия – современный уровень качества жизни людей.

Среди его существенных признаков называются следующие:

1) правовое государство;

2) социальные выплаты и социальное распределение;

3) обеспечение государством стабильного социально-экономического положения граждан;

4) возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;

5) индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.

В качестве общих целей и задач, которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:

1. Защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования.

2. Обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

3. Обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков).

4. Обеспечение роста и расширения благосостояния людей. Предполагаются к осуществлению более конкретные задачи:

1. Правовое вмешательство для улучшения юридического статуса.

2. Экономическое вмешательство для улучшения доходов личности.

3. Экономическое вмешательство для улучшения окружающих условий.

4. Педагогическое вмешательство для совершенствования жизнедеятельности личности на основе образовательных и информационных мероприятий.

Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия – достойный уровень качества жизни людей

Еще по теме 9.3. Признаки социального государства:

  1. Является ли наличие государственного аппарата признаком государства? Какие еще есть общие признаки государства?

Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности, как таковой. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд исторических ограничений, существенных противоречий и даже определенную не реализуемость тех норм и принципов, которые были заложены в основание правового государства. Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаимную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее, не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов / В.И. Власов. Ростов н/Д - 2009.

Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граждан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухудшающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности - государства социального.

Понятие и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека - экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказало философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересом народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих, класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами, как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалось в конце XIX - начале ХХ в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался на протяжении 70 - 80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедливости предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных шансов на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

В целом социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой кардинально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (работу, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспечивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уровень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило представления о престижной работе и стиле проведения досуга.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель -- при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

  • 1. Демократическая организация государственной власти.
  • 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
  • 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  • 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  • 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  • 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • а) достойных условий существования;
    • б) социальной защищенности;
    • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

Исходя из этого, можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

Таким образом, социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

Читайте также:
  1. DL – deadline – крайний срок сдачи работы – после DL работа принимается, но оценка снижается (20% за неделю, если не оговорено другое).
  2. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  3. I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
  4. I. Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  5. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия

Ключевые слова

Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия». Немецкие ученые выделяют такие характеристики социального государства как – высокий прожиточный минимум, социальное равенство, социальное обеспечение, общий подъем благосостояния.

Ряд характеристик, по которым государство можно отнести к социальному выделяет профессор А.Н. Аверин: «Можно сказать, что социальным является такое государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту и выполняет масштабные по своему объему социальные функции».

право на свободу человека;

право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

гарантии проведения при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека»: на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

гарантии наличия определенной социальной структуры у любого хозяйствующего субъекта, любого собственника средств производства;

гарантия создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых соглашений;



Права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

« Основная черта, наиболее рельефное выражение сущности социального государства заключается в том, что оно, концентрируя в своих руках разнообразный общественный потенциал, в первую очередь – финансовый, использует его для осуществления социальной деятельности, социальных функций, для проведения социальной политики. Смысл деятельности, обозначаемой этими близкими понятиями, состоит в решении социальных проблем, т.е. проблем, непосредственно касающихся жизни людей, условий и образа жизни членов общества и в особенности – наиболее нуждающихся слоев и категорий населения. В отношении последних социальная деятельность государства предполагает оказание им прямой материальной поддержки и помощи... Государство таким образом предоставляет им материальное содержание для удовлетворения хотя бы элементарных жизненных потребностей. ... И действительно, деятельность такого государства воплощает в себе защиту со стороны социума, общества, индивидов, граждан от реального или потенциального воздействия на них неблагоприятных факторов и ситуаций, порождаемых различными системами социального взаимодействия и образуемой ими средой».



Степень сформированности на практике принципов социального государства можно установить по уровню развитости социальной политики. В зависимости от выбранной концепции развития социального государства определились два подхода.

Одни авторы раскрывая суть концепции социального государства утверждают, что «основной признак социального государства – это система «общественных и производственных отношений, основанная на уважении и соблюдении естественных прав и свобод всех граждан, создающая условия для самореализации и свободного развития личности. ... при высоком уровне экономического развития большинство социальных проблем решается само собой, не требуя никакого участия государства. Как ни парадоксально, но подлинно социальное государство характеризуется минимальной сферой социальной деятельности, а сами социальные заботы из правила становятся исключением.

Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы». Этот подход на практике применим лишь к развитым странам и то лишь при условии, если государство устанавливает механизм перераспределения доходов в пользу тех, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решать свои бытовые и другие социальные проблемы.

Второй подход приближается к патерналистскому подходу в государственном устройстве. «Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты... В связи с формированием рыночной экономики, приватизацией большей части бывшей государственной собственности расходы бюджетной системы социального государства должны нести преимущественно социальный характер и быть направлены прежде всего на поддержку социально уязвимых сторон (индивидов, пенсионеров, семей с малолетними детьми, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев), а также на обеспечение минимальных гарантий бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения, культуры.

Политические возможности социального государства связаны с реализацией принципа субсидиарной ответственности. Основной ответственностью признается ответственность перед собой и своей семьей. Дополнительная, общественная ответственность, которую человек и его семья принимают на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. И лишь тогда ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных трансфертов передаются на тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных общественных задач».

Профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Т. С. Сулимова выделяет три признака, по которым характеризуется социальное государство:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

Г) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Как видно, два подхода существенно отличаются характеристиками социального государства. Эти резко отличающиеся концепции социального государства применимы к различным стадиям развития общества.

Реальное состояние социального государства характеризуется уровнем выполнения им социальных обязательств, соблюдения социальных стандартов. Социальные обязательства государства - законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые обещает предоставить своим гражданам, бесплатное или льготное их предоставление отдельным категориям населения. Социальный стандарт - это сложившееся представление большинства населения или определенной общественной группы о приемлемом для них уровне и качестве жизни.

Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период времени для граждан (по определенным показателям - для конкретных категорий людей). Эти гарантии выражаются через социальные нормативы и нормы. Социальные стандарты могут носить директивный или рекомендательный характер.

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие "социальное государство". Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие "социальное государство" представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие "социальное государство" и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

Охранять здоровье и труд людей;

Устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

Обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

Развивать существующую систему социальных служб;

Для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием "гражданское общество", является сущностью государства социального типа. Социальное государство - это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство - это представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие "социальное государство".

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг. в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой - социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве. Социальное государство - это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого "государства всеобщего благоденствия", стремится сегодня отказаться от патерналистской роли. Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество. Социальное государство - это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

Социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

Правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

Государство социальных услуг (конец 40-х годов - 60-е годы прошлого века);

Государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов - середина 80-х);

Этап кризиса и деструкции (80-е годы - середина 90-х);

Либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества государства. Вторым - правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в процессов, но и в наделении социальными правами граждан. Государство же является социально ответственным. Третий константный признак - наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый - наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый - признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан. Социальное государство - это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика - это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство - это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: "Что означает понятие "социальное государство"?". Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

Социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

Можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

Охрана здоровья и труда людей;

Поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

Сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

Поощрение благотворительности и др.

"Человеческое" измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует "человеческого" измерения. Признаками такого государства являются:

Демократическая организация системы власти;

Высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц - прежде всего;

Мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

Социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России "средний слой" собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью "профессиональных" политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие "социальное государство". Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
1)
Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.
2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».
4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.
5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.
7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.
Предпосылки создания правового государства
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.
- Режим демократии, суверенитет народа.
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.
- Гражданское общество.
- Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

1. государство;
2. политическиепартии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

Государство взаимодействует с разными элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политичес­кая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д.

Государство и общественные объединения. Государство и церковь.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство , которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности

Характерными признаками социального государства являются:

1) Демократическая организация государственной власти.

2) Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3) Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства.

5) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

6) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

7) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

8) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

9) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Говоря о функциях социального государства, не следует акцентировать внимание только на собственно социальной функции. Реализуя разные по содержанию функции (политическую, экономическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и социальные задачи, ведь в каждой из них обязательно присутствует социальная составляющая. Цели, которые ставит перед собой социальное государство, достигаются не только методами социальной политики. Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций:
1) защитную функцию (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующую функцию (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, нормирование процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных про­грамм, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4) контрольно-охранительную функцию (контроль соответствия общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
Модели социального государства:Скандинавская модель социальной политики (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) предполагает выделение государством значительных средств на социальные нужды. Именно государство обеспечивает организацию образования, здравоохранения, заботу о детях и престарелых и т.п. В рамках континентальной модели государство стремится к созданию равных возможностей и условий. Главная задача состоит в помощи нуждающимся (выплата различных пособий). Так на пенсии расходуется во Франции - 46%, в Германии - 54%, на здравоохранение во Франции - 30%, в Германии - 25%. Социальная помощь: Франция - 9%, Германия - 4% от всех социальных затрат. Британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Прямая государственная помощь оказывается наиболее незащищенным слоям населения, гарантируется минимальный прожиточный уровень. Краеугольным камнем социальной политики в Великобритании является здравоохранение, затраты на которое составляют 32 % от всех расходов. Тогда как на пенсии тратится 42 %, на прямую социальную помощь – 17 %. Государство стимулирует создание и деятельность негосударственного страхования, способствует развитию различных способов повышения гражданами своих доходов.

24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека.
Система взаимоотношения государства и личности включает следующие элементы:

а) Правовые установления, связанные с принадлежнотью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства . Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом данного государства, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

б) Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина , обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных норм международного права и международных договоров.

в). Основные права, свободы и обязанности , то есть те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляющие неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся наиболее важные для субъекта и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права. Таким образом, именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча