26.03.2019

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: отличия, принципы построения. Национальная федерация


· Территориально-политическая децентрализация - развитие самоуправления в регионах и на местах; смещение принятия политических решений в сторону регионов в унитарных государств.

· Проводится как из соображений повышения эффективности управления, так и для того, чтобы снизить остроту конфликта по линии центр-периферия (особенно если периферия отличается от центра в этно-конфессиональном отношении).

· Сопровождается деволюцией - передачей части полномочий центра в регионы. Различают:

o Симметричную ТПД – все регионы получают одинаковую автономию (Испания, Шри Ланка)

o Ассиметричную ТПД - территория получает свои полномочия с помощью специального нормативного акта и тем самым обретает более высокий политический статус, чем другие регионы (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании; Корсика и Фр. Полинезия во Франции).

· Принципиальным отличием децентрализованного унитарного государства от Ф. является то, что центр в любой момент может забрать у региона делегированные ему полномочия (пример – Великобритания применительно к Северной Ирландии).

Территориальное устройство гос-ва – это с одной стороны форма территориальной организации власти, а с другой – система взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня государственной власти – федеральный и региональный. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т.д.

Признаки:

1. Федеральная власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики.

2. Субъекты федерации не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке.

3. Государственная власть разделена между федеральным правительством и правительством субъектов федерации.

4. Главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным (бикамерализм – 2-х палатный парламент, одна из палат должна обеспечивать региональное представительство), а субъекты федерации должны иметь равное представительство хотя бы в одной из палат.

Регионализм. Одной из важнейших тенденций развития форм государственного устройства являются предпринимаемые в последние годы попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Выражением этого является новое течение регионализма, который представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством и в своем развитии может привести к созданию федеративных государств на месте унитарных.

Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в развитии государственного устройства Италии и Испании. В отличие от других государств, где есть автономные образования (например, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, иракский Курдистан, автономные округа индейского населения в Никарагуа и др.), в Италии и Испании автономия предоставлена всем территориальным сообществам, на которые непосредственно разделена страна. Таким образом, устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие административно-территориальные единицы (регионы областного типа) и которые могут иметь (а в Испании уже имеют) в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями.

Регионализмобладает признаками, сближающими его, с одной стороны, с федерализмом, а с другой, – с унитарным устройством государства. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная (но не судебная) власти, они формируют законодательные собрания и областные коллегиальные исполнительные органы. В конституциях содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы (в Италии их 19). Это напоминает размежевание компетенции между федерацией и штатами. Области имеют особые акты - статуты, которыми определяется их организация. Это не конституция, но и не обычные акты, так как некоторые из них утверждаются конституционными законами. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.

Но некоторые признаки сближают регионализм с унитарным государством. Так, области не имеют конституций. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве и что не свойственно ни одной федерации. Правительство при определенных условиях вправе распустить законодательный орган области. Изменение границ регионов тоже осуществляется актами центральной власти, с органами регионов проводится только консультация.

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

Определение + признаки

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной полит, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня гос власти – фед и региональный.

Признаки

- вертикальное разделение властных полномочий

Палата регионов или представительство в парламенте

Фед власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики

Субъекты фед не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке

Модели федерализма

1. Европейские федерации возникли на мозаичной основе римской империи и развивались через объединение независимых политий. Их можно назвать постфеодальными историческими моделями федераций.

Первым историческим примером территориально-политической интеграции федеративного типа является средневековая Швейцария (автономный союз германских феодальных политий, стремившихся объединиться с друг другом). В 1291 году три кантона (Швиц, Ури и Унтервальден) приняли решение о создании Вечного союза. После этого Швейцария развивалась через расширение территории конфедерации (так она официально назвалась) за счёт присоединения новых штатов. Также конфедерация стремилась к независимости от Римской империи. К 1513 году – 13 кантонов в конфедерации, земли имели различный статус. Конфедеративные начала преобладали над федеративными. Современная тер-пол система возникла после Венского конгресса 1815 года (независимость; договор между кантонами, который позволил сформировать федерацию вместо конфедерации; одинаковый статус земель) и начитывала 22 кантона.

2. Американская постколониальная модель формирования федераций включат в себя США и страны Латинской Америки. В состав федерации входят недавно освобождённые колонии, то есть объединение создаётся снизу и колонии оказываются слабо интегрированными, но стремящимися к союзу.

Для стран латинской Америки была характерна борьба федералистов и унитаристов, но большая часть стран всё же стала федерациями.

3. Ещё одна модель формирования федераций – колониальная . Федерация начинает формироваться не после обретения независимости, а самими колонизаторами. К таким федерациям относятся Канада, Австралия, Нигерия, Малайзия.

В настоящее время федерациями в мире являются: США, Канада, Мексика, Никарагуа, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Танзания, Эфиопия, ОАЭ, Индия, Пакистан, Грузия, Россия, Малайзия, Австралия, Микронезия, Коморские острова

ПРИМЕР Американский федерализм.

Конституции США, некоторых латиноамериканских федераций, Австралии ограничиваются установлением исключительной компетенции союза и передачей всех остальных полномочий (которые тем самым суть остаточные) субъектам федераций. Американская модель федерации строится на концепции "плавильного котла"

Большая централизация власти.

Административная деятельность центра, например, в области так называемой федеральной помощи штатам. Целевое субсидирование деятельности органов управления не только штатов, но и городов и графств является сегодня, пожалуй, одним из наиболее важных и действенных средств, позволяющих центру вмешиваться в их внутренние дела. Формально здесь никакого принуждения нет, но, учитывая, что штаты хронически испытывают дефицит в своих бюджетах, они всегда соглашаются на все условия центра и на контроль с его стороны. Иной формой усиления влияния центра в штатах является так называемое "добровольное сотрудничество" между ним и штатами. Формально оно основано на контрактах или соглашениях между сторонами, которые также сопровождаются условиями центра. Нередко оно проводится и без каких-либо формальных соглашений. Однако, лишая штаты политической самостоятельности, центр предоставляет им свободу действий в областях, не затрагивающих его интересы. Центр обычно оставляет без внимания те постановления и законы штатов, которые хотя и противоречат конституции США, как, например, препятствующие ввозу товаров из других штатов, но мало задевают его интересы. Именно подобного рода уступками штатам достигается стабилизирующая систему сбалансированность в отношениях между центром и субъектами американской федерации.

На протяжении последних десятилетий федеральное правительство Соединенных Штатов Америки неуклонно наращивает административную мощь. При этом, что показательно, штаты отнюдь не оттесняются на периферию политической жизни - они по-прежнему выступают активными игроками на федералистском поле. Иначе говоря, удивительным образом параллельно друг другу разворачиваются противоположные, разнонаправленные тенденции: с одной стороны, усиливается федеральный Центр, с другой - крепнут субъекты федерации, влияние которых на государственную политику становится все более действенным.

Сегодня федеративные отношения в США корректируются тремя различными способами: во-первых, внесением формальных поправок в Конституцию страны, во-вторых, решениями Верховного суда и, в-третьих, использованием механизма "федерального опережения". Сочетание столь непохожих друг на друга методик сделало систему предельно гибкой. Внедрение Конгрессом последнего элемента, состоявшееся совсем недавно, обеспечило практически непрерывное обновление федерации. Причудливая комбинация конфедеративных и унитарных черт, изначально заложенная в американской Конституции, допускает динамичное взаимодействие центробежных и центростремительных сил. Но благодаря тому, что корректировка системы может производиться без изменения конституционного текста, обе силы, действуя в одно и то же время, уравновешивают и гасят друг друга. Главный постулат "метаморфического" федерализма гласит, что никакого раз и навсегда данного оптимального соотношения полномочий Центра и субъектов в федерации просто не существует. С течением времени баланс сил в федеральной системе меняется и представление об идеале меняется вместе с ним.

Исследует, на каких принципах происходит территориальное объединение людей, как единая территория поделена на отдельные части и каковы взаимоотношения частей между собой и государством в целом.

То есть это территориальная организация государственной власти. Обычно это связано с решением национального вопроса. То есть это национально-территориальная организация государственной власти. Это имеет значение, так как дислокация государственного аппарата происходит с учетом территориальной организации.

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Основные формы государственного устройства:

1. простое/унитарное.

2. сложное/федеративное/конфедеративное.

Унитарное государство – единое государство, территория которого делится на административно-территориальные единицы в виде районов, областей, губерний. Эти административно-территориальные единицы не обладают суверенитетом. Унитарное государство не исключает автономии, которые, как правило, носят культурно-национальный характер. Унитарное государство имеет одну Конституцию, законодательство, гражданство и одноканальную систему налогов, жесткая централизация. Исполнительную власть осуществляют центральные органы исполнительной власти и созданные ими территориальные (местные) административные органы. В унитарном государстве судебная система является единой.

Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Их население формирует свои парламенты и ОИВ, действующие на основе разграничения компетенции между центральными органами власти и органами власти автономии. Также в унитарном государстве существуют формируемые населением органы местного самоуправления. Государство может передавать эти органам полномочия территориальных органов государственной власти и контролировать их деятельность в пределах переданных полномочий.

Унитарные государства могут быть:

1.относительно децентрализованные (органы местного самоуправления выступают как территориальные органы власти)

2. чисто централизованные (власть на местах осуществляют чиновники, назначаемые из центра).

Автономия может быть:

1. территориальной (самостоятельность части населения в решении определенных вопросов социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Эта часть населения создает территориальное образование – оно создается населением, не имеющим особенности хозяйства и культуры, которые вызваны историческими или географическими факторами;

или этнотерриториальное автономное образование – создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания.)

2. экстерриториальной (если этническое или религиозное меньшинство проживает разрозненно, то государство может гарантировать ему право создавать представительные органы на общегосударственном уровне).

Примеры унитарных государств – Франция, Швеция, Бельгия, Украина и др.

Федеративное государство - сложное образование, союзное государство. Оно состоит из государственных образований, которые обладают самостоятельностью в той или иной степени. Существуют две Конституции, двойное законодательство, двойная система органов государственной власти, двойное гражданство и двухканальная система налогообложения.

Основанием для появления сложного характера обычно является наличие многонационального состава населения. Решение вопроса о праве каждой нации на свою государственность (СССР - национальные республики). В США - сугубо территориальный принцип. Особенность РФ - смешанный принцип - национальный и территориальный. Субъектами являются и национальные образования (республики, автономии), и территориальные единицы (края, области). Проблемы - борьба за сохранение своей территориальной целостности. Сама организация РФ способствовала ослаблению федеральных связей. Концепция федерализма не была разработана, с регионами начали заключаться договорные отношения, а это уже ближе к конфедерации. Возникновение фактического неравенства субъектов РФ. А основным принципом федерализма является равноправие субъектов. Республики объявили себя суверенными государствами. Эта тенденция способствует ослаблению федеральных отношений.

Федерация - одна из форм децентрализованной государственной власти, когда на отдельной части, в рамках субъектов образуются федеральные органы управления и органы субъектов федерации, которые действуют в рамках своей компетенции. Субъекты федерации – это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти, действующие в соответствии с разграничением компетенции между федерацией и ее субъектами. Судебная власть обычно осуществляется федеральными судами. Судебная система должна быть единой, что обеспечивает равный доступ к правосудию и равную судебную защиту на всей территории государства.

Суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее субъектами. Федерация – единое государство, а не союз суверенных государств. Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством конституции и законы имеют субъекты федерации. Каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Различают 2 вида федераций:

а) федерации по национальному принципу (население государства составляют несколько этносов, каждый из которых образует субъект федерации)

б) федерации, основанные на территориальном принципе (население живет на исторически обособившихся территориях).

4 типа компетенции при федеральных связях:

1. исключительная компетенция федерации - федеративное государство обладает широкими законодательными полномочиями, то есть презумпция федеральной компетенции. По определенным предметам ведения принимаются только федеральные законы и основанные на них другие нормативные акты.

2. конкурирующая - тип взаимоотношений субъекта с федеральными органами власти, когда субъекты федерации могут принимать акты, регулирующие те отношения, которые еще не урегулированы федеральным законодательством. Оставлен приоритет федеральной компетенции. Такой тип ведет к централизации власти и к укреплению вертикали этой власти.

3. совместная - федеральные органы издают законы в виде основ, а потом уже субъекты федерации на их основе принимают свои нормативные акты, которые не должны противоречить этим основам.

4. исключительная компетенция субъектов федерации - субъекты федерации обладают исключительными правами в решении определенных вопросов.

Существует 2 теоретические модели, объясняющие соотношение компетенции федерации и субъектов федерации:

1. презумпция компетентности федерации (федерация вправе решать все вопросы, поскольку они не отнесены к компетенции субъектов)

2.презумпция компетентности субъектов (субъекты федерации обладают исключительной компетенцией по всем вопросам, решение которых не отнесено к иной компетенции).

В зависимости от примененного типа компетенции, по-разному строятся отношения между федеральными органами власти и органами субъекта. Характер отношений зависит от характера образования самой федерации. Федерация может образоваться:

1) Ряд независимых государств объединяются (Швейцария) и федеральным органам отдают часть своих прав. Здесь презумпция компетенции субъектов федерации;

2) Ранее существовало централизованное государство и происходит децентрализация этой власти. То есть федеративное государство отдает часть своих полномочий субъектам. Здесь презумпция компетенции федерального центра.

Статья 73 Конституции РФ - презумпция компетенции субъектов РФ, но упускается из виду, что РФ образуется в процессе децентрализации власти.

Ст.ст. 71, 72 Конституции РФ - от презумпции субъекта ничего не осталось. Следовательно - презумпция компетенции федерального центра.

Примеры федеративных государств – РФ, Канада, Индия и др.

Другая форма государственного устройства, которая направлена на децентрализацию государственной власти, является конфедерация. При конфедеративном устройстве происходит объединение самостоятельных суверенных государств. То есть если федерация - союзное государство, то конфедерация - союз государств, в котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти и управления. Для координации своих совместных действий государства, субъекты конфедерации, создают объединенные органы. Решение конфедерацией принимается, как правило, когда все субъекты голосуют "за". Принятое решение проводится в жизнь органами субъектов конфедерации (в федерации - федеральные органы и органы субъектов). Пример - Швейцария, Европейское Сообщество. Как правило, конфедерация носит временный характер, создаются для достижения определенных целей, в последующем она или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается (Австро-Венгрия). Создание конфедерации закрепляется договором. Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

Не все однозначно считают, что конфедерация является формой государственно-территориального объединения. Многие считают, что это международно-правовое объединение.

1) Разница между федерацией и конфедерацией основана на том, что конфедерация основана на международных взаимных обязательствах объединенных государств, вытекающих из договора, а федерация основывается на объективном праве.

2) Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти федерального центра.

3) Федерация есть государство, юридическое лицо публичного права, конфедерация является субъектом права лишь в международной жизни и не обладает публичным правом власти.

4) За членами конфедерации сохраняется право выхода из состава союза, у субъектов федерации - нет (это Кистяковский говорил, Нерсесянц тоже так думает). Эта возможность подчеркивает особенность конфедерации - имеется элементы, которые характеризуют взаимоотношения субъектов как международно-правовые, а есть элементы, которые характеризуют эти отношения как отношения государственного объединения.

Как и в федерации, так и в конфедерации есть принцип совмещения воли, прямая связь с населением.

Конфедерация - форма государственно-территориального устройства, но со своей спецификой.

Суверенитет - совокупность суверенных прав.

Проблемы формы государственного устройства в РФ

1. Республики и другие субъекты РФ объявлены в КРФ равными, но они не равны, т.к. республики признаются государствами и имеют свои конституции. Почти все конституции республик противоречат КРФ, объявили себя независимыми государствами. Им дали 1 год для приведения их в соответствие КРФ.

2. Фактическое и юридическое неравноправие вытекает из ч. 3 ст. 11 КРФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти СРФ осуществляется настоящей конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Здесь внутреннее противоречие, провоцирующее неравноправие. Договоры между федеральной властью и СРФ неравнозначны, т.к. наделяют разным объемом прав и обязанностей, что определялось отношениями центра с конкретными руководителями: оставлять в своем субъекте часть федеральных налогов (Татарстан); распоряжаться нефтью, газом, добывать на своей территории.

Выход один – создание федерации, состоящей из однопорядковых и действительно равноправных субъектов, для чего необходимо:

1. всех субъектов наделить единым правовым статусом;

2. ввести единое наименование (губернии - Жириновский);

3. специфику национальностей выразить в национально-культурных образованиях;

4. всем принять уставы, а не конституции;

5. укрупнить западную и восточную Сибирь, дабы устранить большое количество субъектов, которые негативно влияют на централизацию управления. Первый шаг – создание 7-и федеральных округов на основании военных округов, которые существовали в России.

6. необходимо конституционно сформулировать отношения центра с регионами, общие и единые принципы порядка формирования и организации представительных и исполнительных органов СРФ;

7. разграничение предметов ведения органов гос. власти РФ и органов гос. власти СРФ должно осуществляться только на основании КРФ. Иначе страна превратится в договорную конфедерацию;

По характеру взаимоотношений между высшими органами государственной власти и управления, их структурных составляющих унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Во многом по тому же принципу выделяются простые и сложные унитарные государства. Первые состоят исключительно из обычных административно-территориальных единиц. Если же они включают также особые или автономные образования, то рассматриваются как сложные.

В свою очередь унитарные государства первого типа по степени централизации могут разделяться на жестко централизованные, или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренно цен трактованные. Точно гак же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой.

В централизованных и сверхцентрализованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль довольно жесткого подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами.

В качестве примеров простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Египет, Польша, Болгария, Дания, Исландия и др. Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый президентом страны губернатор, который в провинции возглавляет ее административный орган – исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности.

Наряду с органами государственной власти на местах в стране действует также система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень. Они избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Однако решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит органам государственной власти.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть "единое государство". Ее административно-территориальная структура включает 49 воеводств, в том числе воеводство г. Варшавы. Воеводства не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными председателем правительства. На низовом уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина). Она выполняет задачи, не закрепленные за органами государственной власти и другими единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

В современных высокоразвитых индустриальных обществах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе исторического развития (например, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает характерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств наметились все более четко проявляющиеся тенденции к децентрализации, передаче местным органам все более растущего круга властных прерогатив и функций.

В результате растет число децентрализованных унитарных государств. Для них характерна более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра. Здесь центр либо вообще не имеет назначаемых им представителей в регионах и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене. Наглядное представление об этом можно составить на примере Франции, Великобритания и ряда других стран.

Так, во Франции проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцснтрации и децентрализации. Ее особенность состоит в том, что одна и та же территория (регион, департамент, кантон, коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) выступает в качестве одновременно и государственного административного округа, возглавляемого префектом, и территориальной самоуправляющейся единицы, наделенной собственной компетенцией и возглавляемой собственными выборными органами.

Признается и законодательно закреплен факт существования интересов соответствующих административных единиц, отличающихся от общегосударственных подразделений. Законодательно закреплена независимость органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти. При этом за каждой из них закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.

Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона, который является его высшим должностным лицом, подчиненным правительству и президенту Франции. Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений) и председатель Генерального совета – "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро).

Как самоуправляющаяся территориальная единица департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом. Коммуна – объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун. Коммуна возглавляется мэром, который избирается из числа муниципальных советников.

К данной категории государств относится также Италия. Согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в пределах, установленных законом, область вправе издавать законодательные нормы по целому ряду позиций, таким как организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. При этом важно учесть, что названные позиции входят в круг предметов совместного ведения органов государственной власти и областей. В отличие от субъектов федерации, области не имеют предметов исключительного ведения.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентов. В пяти областях, о которых говорилось выше, наделенных особыми формами и условиями автономии, действуют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики норм и правил, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями.

Типичным примером децентрализованного унитарного государства являются Нидерланды. Здесь исполнительная власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти. Кроме того, существуют советы по управлению водным хозяйством, обладающие функциональной компетенцией.

На уровне как провинциального, так и муниципального управления существуют две формы законодательной и управленческой деятельности: автономная и форма, предусматривающая руководство, согласованное с центральной администрацией. Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к компетенции провинции или муниципалитета, однако эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне или, если речь идет о муниципалитетах, – постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Под управлением, согласованным с центральной администрацией, имеется в виду, что провинции и муниципалитеты при выполнении постановлений национальных государственных органов обязаны сотрудничать. Аналогичным образом муниципалитеты должны сотрудничать при выполнении постановлений соответствующих провинциальных органов власти.

Провинции и муниципалитеты располагают двумя источниками доходов: собственные доходы и выплаты со стороны государства. Денежные средства поступают в основном от центральных властей в виде специальных выплат. Выделение этих средств сопровождается предписаниями относительно того, на что эти деньги должны тратиться. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и, соответственно, муниципального фонда. Эти средства они могут, в принципе, использовать по собственному усмотрению. Муниципалитеты получают собственные доходы, в частности, в виде налогов на недвижимость, (канцелярских) сборов и пошлин. Они имеют также право сами вводить налогообложение, например туристский налог и налог на собак.

В состав Нидерландов входят 12 провинций. Функции провинциальных властей: охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое и социальное обеспечение, спорт и культура.

Общее руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром (представителем королевы). Депутаты провинциальных штатов выбираются прямым голосованием граждан – жителей данной провинции, имеющих право голоса. Срок полномочий депутатов 4 года. Количество депутатов штатов зависит от количества жителей провинции. Провинциальные штаты назначают из числа своих членов правление провинции, так называемую коллегию депутатов, срок полномочий которой также 4 года. Королевский комиссар, назначаемый правительством на срок 6 лет, является одновременно председателем как коллегии депутатов, так и провинциальных штатов.

Все более растущей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании. Это дает им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.

Но при этом в силе остается основополагающий принцип, по которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрализованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотрению, без согласия на то центральных властей.

Выделяются также смешанные системы государственно-административного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты.

Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая Республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах этой страны осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и генеральные советы, и их исполнительные органы – энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

2.2.1 Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактно проживающих нацио­нальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четы­ре языковые группы (используется французский, немецкий, итальян­ский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии прожи­вают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство - сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)». По территориальному принципу были построены латиноамерикан­ские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австра­лия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

2.2.2 Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федера­ций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах то­талитарного социализма рассматривалась только как средство реше­ния национального вопроса, объединения распавшейся многонацио­нальной страны, преодоления национальных противоречий и установ­ления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

2.2.3. Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состо­ит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъек­ты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмира­ты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента - бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности пред­ставителей земли), в однопалатном совещательном Национальном со­брании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Кон­ституции государствами (хотя и в скобках), другие - нет, и т.д. На данный момент только в Ав­стрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

2.2.4. Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодина­ковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США по­мимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владе­ния)- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в част­ности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австра­лии, некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями». В Ма­лайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы госу­дарства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального зна­чения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.

2.2.5. Нетрадиционные федерации.

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

2.3. Конфедеративное государственное устройство.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей». Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

2.4.Нетрадиционные формы государственного устройства.

Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Союз - это еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).

Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее - Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым го­лосованием избирателей в государствах-членах по избирательным ок­ругам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами - парла­ментами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет ми­нистров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Не­которые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее зако­нодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя). Вопрос 2. Соотношение типа и формы государства В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. ...

То, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом...

Тельность и собственную ответственность правительству, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс- ших должностных лиц страны. 2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ 2II.1. Политический режим Индия - демократическое государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и Президент. Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) ...

Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.

В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства :

Унитарное;

Федерация;

Конфедерация.

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования , части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства . Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.

В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.

Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.

Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.

Федерация - это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности . В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации . Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).

При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции . При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти , другая часть - субъектов федерации , а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.

В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.

Конфедерация - это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.

В конфедерациях могут формироваться союзные органы , но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.

Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.

Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча