22.03.2019

Лекции по обучению го и чс. Внеклассное мероприятие "чрезвычайные ситуации и порядок действий при них"


Москва 2004


ЛЕКЦИИ

по гражданской обороне

ЛЕКЦИЯ Тема №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Законодательство РФ в области гражданской обороны (ГО)

Принятие Федерального закона "О гражданской обороне" определило правовое поле работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно -правовых форм и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О федеральных службах гражданской обороны" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (cт.1O) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ №547 от

В этом положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

    изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий при сигналах оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальным средствами защиты;

    совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области ГО определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Обеззараживанию населения, техники, зданий, территорий и про ведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Срочное захоронение трупов в военное время;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ оставляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов управления исполнительной власти, субъектов рф, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

    структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,

Указанные органы комплектуются военнослужащими Войск гражданской обороны, средства, на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства, на содержание которых выделяются из бюджетов субъектов РФ.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация гражданской обороны Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что" организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральный закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пораженным и пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй принцип организации и ведения ГО заключается в том, что она организуется на территории РФ по территориально - производственному принцип. Этот принцип означает что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально--производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, т. к. именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функции государства.

Руководство гражданской обороны

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для решения задач го, обучения населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а так же гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, а так же аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются гражданские организации ГО. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 11 или 111 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а так же женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Гражданские организации ГО проводят аварийно-спасательные, другие неотложные работы и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Участвуют в борьбе с пожарами; в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению; обеззараживании населения, техники, зданий и территорий; срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведения в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководитель объекта является начальником гражданской обороны. На объекте создается орган, уполномоченный на решение задач ГО, начальник которого может быть заместителем НГО.

Кроме того, у НГО могут быть заместители по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются гражданские организации гражданской обороны, которые включают группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

Типовые схемы организационно-штатной структуры гражданских организаций ГО содержатся в "Методических указаниях по созданию гражданских организаций гражданской обороны", введенных в действие директивой МЧС России от 3.04.2000 г. N233-860-44.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные), подземные (подводные). Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Поражающими факторами ядерного взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. для защиты от ударной волны необходимо использовать заглубленные и герметические сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Световое излvчение - ядерного взрыва - это мощный поток видимого света и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Источником светового потока является яркая вспышка и огненный шар, состоящий из раскаленных газообразных продуктов ядерного боеприпаса и прилегающих к нему слоев нагретого воздуха. У людей световое излучение может вызывать ожоги открытых участков тела и поражения органов зрения.

От светового излучения возможно образование массовых пожаров.

Защитой людей от светового излучения служат инженерные сооружения, защитная одежда, специальные очки, а также заблаговременное создание дымовых завес и про ведение профилактических противопожарных мероприятий.

Проникающая радиация - представляет собой поток гамма лучей и нейтронов, возникающих в момент ядерного взрыва. Время ее действия 10-15 сек. За этот период радиоактивное облако успевает подняться на большую высоту, и гамма лучи, и нейтроны полностью поглощаются атмосферой.

Вредное биологическое действие гамма лучей и нейтронов, обусловлено, их способностью ионизировать атомы и молекулы клеток живой ткани.

Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают воздействие проникающей радиации, а убежища и противорадиационные укрытия практически полностью защищают от нее.

Радиоактивное заражение местности - присутствие радиоактивных веществ в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности. Оно возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Размеры района радиоактивного заражения зависят от мощности взрыва и скорости ветра, метеорологических условий и характера местности.

Электромагнитный импvльс (ЭМИ) - это электрические и магнитные поля, возникающие в результате воздействия гамма-излучения на атомы окружающей среды и образования в этой среде потока электронов и положительных ионов.

Очаг ядерного поражения условно делят на зоны. Зона полных разрушений - территория, подвергшаяся воздействию ударной волны с избыточным давлением (на внешней границе) свыше 50 кПа. В зоне полностью разрушаются все здания и сооружения, а также противорадиационные укрытия и часть убежищ образуются сплошные завалы, повреждается коммунально-энергетическая сеть. Зона сильных разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 50 до 30 кПа. В этой зоне наземные здания и сооружения получают сильные разрушения, образуются местные завалы, возникают пожары. Большинство убежищ сохранятся, у некоторых из них могут быть завалены входы и выходы. Люди, находящиеся в них, могут получить поражения только из-за нарушения герметизации убежищ, их затопления или загазованности. Зона средних разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 30 до 20 кПа. В ней здания и сооружения получают средние разрушения. Убежища и укрытия подвального типа сохраняются. От светового излучения могут возникнуть пожары. Зона слабых разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 20 до 1 О кПа. Здания получают небольшие разрушения. От светового излучения возникают отдельные очаги пожаров.

КПа- это единица измерения давления. 1 атм.= 105 Па.

Химическое оружие.

К химическому оружию относятся боевые токсические химические вещества (БТХВ) и средства их доставки к цели. К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растений. ОВ составляют основу химического оружия. Многие ОВ не имеют ни цвета, ни запаха, что затрудняет их обнаружение органами зрения и обоняния. Кроме того, современные ОВ настолько высокотоксичны, что даже кратковременное пребывание людей в зараженной атмосфере без средств защиты органов дыхания или при попадании капель ОВ на кожу может привести к смертельному исходу.

В момент применения ОВ могут быть в капельножидком состоянии, в виде газа (пара), тумана или дыма. Поэтому поражение может быть вызвано в результате вдыхания пораженного воздуха, при попадании ОВ в глаза, на кожу, одежду, при употреблении зараженной пищи или воды, а также при соприкосновении с зараженными предметами.

Поражающее действие ОВ оценивают по их концентрации, плотности заражения, стойкости, токсичности.

Концентрацией называется количество ОВ, находящегося в единице объема зараженного воздуха. Ее выражают чаще всего в миллмграммах ОВ, содержащегося в 1 л воздуха (мг/л).

Плотность заражения - это количество ОВ, находящегося на единице площади местности или другой поверхности. Плотность заражения принято выражать в г/м 2 .

Стойкость - это способность ОВ сохранять свое поражающее действие в воздухе или на местности в течение определенного времени.

К стойким относятся ОВ, сохраняющие поражающие свойства от нескольких часов до нескольких суток (v-газы, зарин, зоман, табун, азотистый иприт, люизит, иприт).

Нестойкие ОВ (синильная кислота, фосген, хлорциан) сохраняют поражающие свойства в течение нескольких минут.

Способность ОВ оказывать поражающее действие на людей и животных характеризуется таким термином, как токсичность. Токсичность ОВ проявляется при его контакте с живым организмом, вызывая определенный эффект поражения. Токсичность характеризуется количеством вещества, вызывающим поражающий эффект, и характером токсического действия на организм. Токсическая доза (токсодоза) ОВ - количество вещества (доза), вызывающая определенный токсический эффект при различных путях проникновения в организм: ингаляционном, кожно-резорбтивном и через раны.

обороны ...
  • «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ

    Мероприятий по гражданской обороне , разрабатывают-и реализуют планы гражданской обороны ; осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны , органов управления гражданской обороны ...

  • Методические рекомендации по обучению неработающего населения в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г владимир 2009 г

    Методические рекомендации

    Решать задачи по гражданской обороне и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей гражданской обороны организаций, при... военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров. Лекция 1 2 Опасности, возникающие при ведении...

  • 1 Провести в общеобразовательных учреждениях Камышловского городского округа плановые объектовые тренировки по гражданской обороне в мае 2012 года

    Документ

    ... (взаимодействия) по гражданской обороне , по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по приведению в готовность системы управления, по подготовке... для руководства могут быть прочитаны лекции , с ним проводятся семинары, групповые упражнения...

  • Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 74

    Донецкого городского совета

    Донецкой области

    Чрезвычайные ситуации

    и порядок действий при них

    Внеклассное мероприятие

    Подготовила и провела

    Зеленская А.Ф.,

    учитель начальных классов

    Цели и задачи: Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями и порядком действия при них, обобщить знания о стихийных бедствиях и сигналах гражданской обороны;

    развивать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

    воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенности в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается.

    Оборудование: иллюстрации и видео по теме,

    бутылочки с хлором и нашатырным спиртом,

    бейджики для знатоков,

    слова-анаграммы,

    ватно-марлевые повязки, респиратор, противогаз,

    свеча.

    Ход мероприятия

    1. Организация класса.

    2. Проведение мероприятия.

    Учитель : В хорошо известной всем песне есть такие слова: "Буквы разные писать..., вычитать и умножать..., книжки добрые любить... учат в школе". Сейчас к этим словам можно добавить, что в школе учат, как избежать опасности и как сохранить жизнь и здоровье, если беда всё-таки случилась.

    Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса. Какая она? (Ответ: красивая, нежная, чудесная, голубая, добрая, беззащитная, мать-Земля).

    Но она может быть и такой: не сосем добрая, не совсем хорошая.

    Какие цвета здесь преобладают? (Тёмные, чёрные). Что значат эти цвета? (Печаль, горе, смерть).

    Почему грустит наша планета? (Она болеет).

    Люди часто, не задумываясь, делают Земле больно: разрушают её недра, вмешиваются в воздушное пространство, меняют русло рек, засоряют воздух и воду, уничтожают растения и животных. Земля болезненно реагирует на это и часто отвечает нам "взаимностью" – стихийными бедами, от которых рушатся города, сёла, дороги, мосты. К сожалению, часто это приводит к гибели людей.

    1 ученик : Живём мы в мире неспокойном

    (всё ж и надеясь, и любя),

    чтоб не сдаваться страшным войнам,

    нам надо защищать себя.

    2 ученик : Звезда ли там на небосклоне,

    ракета ль рвётся разрушать?

    Всё о гражданской обороне

    нам надо досконально знать.

    3 ученик : И научиться, лень отбросив,

    быть наготове каждый миг,

    опасности услышать крик.

    4 ученик : Всё выполняя так, как надо,

    о людях помнить, о себе,

    чтоб не погасла наша радость,

    чтоб устоять любой беде.

    Учитель : На сегодняшнем занятии вы узнаете о наиболее характерных ЧС, познакомитесь с порядком действий в таких ситуациях.

    Что такое ЧС? (Такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей).

    Существует три группы ЧС: природные (стихийные бедствия), техногенные, социальные.

    Как вы понимаете эти названия, приведите примеры.

    Построение ассоциативного куста.

    Природные ЧС – землетрясения, извержение вулканов, обвалы, сели, смерчи, пыльные бури, ливни, грозы, крупный град, сильные снегопады, туман, засуха, суховеи, торнадо, цунами, наводнения, лесные пожары, пожары на хлебных полях и т.д. А сейчас о некоторых интересных природных ЧС расскажут наши знатоки.

    Знаток 1 : Град – это комочки снега, покрытые льдом, чаще всего имеющие форму шара и размером с горох. Но бывают случаи, когда размеры градин достигают размера куриного яйца, яблока и даже арбуза. Самые крупные градины были замечены в Индии и Китае весом до 7 кг.

    Чем опасен град? Бывают случаи поражения градом коров, лошадей, людей. Однажды в Китае градина весом до 3 кг убила слона, а на Кавказе град величиной с куриное яйцо убил около 2 тыс. овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса.

    Как защититься от него? (Спрятаться в помещениях, в подъездах, подземных переходах).

    Знаток 2 : Сильные бури, ураганы, как правило, сопровождаются ливнями и приводят к затоплению местности. Зимой 1933 г. в американском городе Лос-Анджелесе прошёл необычный золотой дождь. Ночью над городом пронеслась сильная песчаная буря. Утром дворники вышли на улицы, чтобы смести с мостовых и тротуаров принесенный ураганом песок. Но их мётлы скользили по кучкам жёлтого песка, не сметая его. Дворники удивились, а когда взяли в руки песок, сразу почувствовали его необыкновенную тяжесть. Оказалось – золото!!! Оказывается, буря подняла в воздух вместе с обычным песком и золотую россыпь. Ветер высыпал тогда на город золотых крупинок на 64 тыс. долларов.

    Знаток 3 : Смерч – вертикальные или слегка наклонённые к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха. Они рождаются и над землёй и над водой. Дома с закрытыми дверями и окнами "взрываются" в момент прохождения над ними смерча; целые стены вываливаются наружу, из сосудов высасывается и разбрызгивается жидкость. Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохождения смерча, мгновенно оказывались без единого пера. Энергия смерча очень сильна: он способен сорвать и опрокинуть ж/д мост, тяжёлый грузовой автомобиль или поднять в воздух и затем бросить на землю десятитонный самолёт. Большую опасность представляют поднятые в воздух и разлетающиеся во все стороны доски, кирпичи, железо.

    В Белоруссии в Гомельской области летом под дождевыми облаками возник смерч, который выбрал из местной речки до самого дна воду, а затем вылил её на луг вместе с речной рыбой. Воздушным потоком в смерче оказались поднятые над землёй и переброшенные на расстояние до 100 метров трактор, сенажная башня, ж/д вагон, автомобиль с шофёром и пассажиром, дерево, вырванное с корнем из земли.

    А какие стихийные бедствия характерны для нашей местности? (Туманы, засухи, суховеи, пожары на хлебных полях, гололёд и др.).

    Учитель : Статисты утверждают, что на Земле каждый стотысячный человек гибнет от природных катастроф. Согласно подсчётам, количество жертв за последние сто лет составляет 16 тысяч ежегодно. А в течение последних 20 лет стихийные беды забрали жизни более 3 млн людей. Давайте подумаем о порядке действий в случае некоторых природных катастроф.

    Ученик 2 : Пожар – это опасность от огня. Обнаружив возгорание, необходимо немедленно позвонить по номеру 101. Главное – не пугаться, позвать взрослых. Если пламя небольшое, можно тушить его песком, землёй, мокрой одеждой. Если в помещении много дыма, пробираться к выходу надо ползком. Если пожар застал вас в лесу, выходить из него надо против ветра, закрыв голову и лицо одеждой.

    Ученик 3 : Землетрясение – это колебание земной коры, мощное проявление внутренних сил земли. Если вы находитесь в это время в доме, необходимо сразу выйти из него. Из одноэтажного дома можно выбраться через окно. Из многоэтажного – нужно выходить по ступенькам. Лифтом пользоваться нельзя. На улице нужно отойти от дома на расстояние, равное его высоте, дальше от электрических столбов. Идти нужно в направлении сквера, широкой улицы, спортивной площадки. Если землетрясение застало вас в помещении, станьте возле внутренней стены в дверном отверстии. Когда колебания уменьшатся, быстро оставьте помещение.

    Ученик 4 : Наводнение – это значительное затопление местности, которое возникает вследствие поднятия уровня воды в реке, озере, море. Наводнения возникают во время продолжительных ливней, таяния снегов или ветрового нагона воды. Если возникла угроза затопления, необходимо выходить в безопасное место – на возвышенность, верхние этажи, чердаки, крыши. Если вы оказались в воде, сбросьте с себя тяжёлую одежду и плывите по течению к ближайшему незатопленному участку. Можно воспользоваться плавающими вблизи предметами: досками, брёвнами.

    Учитель : А теперь, когда вы так много узнали о природных ЧС, попробуйте отгадать такие загадки:

    1. Целый город налегке утонул вдруг в молоке (Туман ).

    2. Сначала блеск, а потом треск (Молния , гром ).

    3. Свищет, воет и ревёт и дубы с корнями рвёт (Ураган ).

    4. Любит запросто порою столб воды гулять по морю. Опустился на лужок, завертелся как волчок. С шумом сена два стожка он унёс под облака (Смерч ).

    5. Какой (мы часто это слышим) горох стучит по нашим крышам? (Град ).

    6. Это что за пулемёт? Ну и сеет! Ну и бьёт! По реке и по лугам, по деревьям, по кустам (Дождь ).

    Ученик 5 : Помимо природных ЧС, существуют и социальные – это захват заложников, самолётов, кораблей, оружия; терроризм.

    5 ученик : В день гражданской обороны

    вновь припомни неуклонно:

    это надо твёрдо знать,

    а не знаешь – изучать.

    6 ученик : Научись обороняться,

    от потерь оберегаться,

    и спасать себе подобных,

    и ни в чём не пасовать.

    7 ученик : Это долг твой пред собою,

    перед каждою судьбою –

    и любое поле боя

    не сумеет испугать.

    Ученик 6 : Техногенные ЧС – аварии на транспорте: катастрофы самолётов, поездов, автомобилей; аварии на предприятиях, электростанциях; аварии в системе жилищного обеспечения; взрывы на шахтах.

    Работа с анаграммами

    Л, Р, Х, О (хлор), И, М, А, К, А, М (аммиак).

    Учитель : Сегодня мы познакомимся с двумя веществами, которые в небольшом количестве очень нужны людям. Это аммиак (нашатырный спирт), который помогает привести человека в чувство, если он потерял сознание, и хлор, который помогает бороться с вредными микробами.

    Ученик 7 : Хлор – зеленовато-жёлтый газ с резким запахом. Он тяжелее воздуха. Облако хлора движется в направлении ветра низко над землёй, скапливаясь в низменностях, подвалах. Хлор поражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения является сильная грудная боль, резь в глазах, слезоточивость, сухой кашель, отдышка.

    Учитель : Молекулярная масса воздуха – 29, а хлора – 71.

    Во сколько раз хлор тяжелее воздуха? (В 3 раза ).

    Ребята, в Первую мировую войну немцы использовали хлор как первое химическое оружие. Ветер дул в сторону окопов русской армии, и много солдат погибло от удушия. Но внезапно ветер меняет направление и дует в другую сторону, поэтому погибло много и немецких солдат.

    Как вы думаете, почему это случилось? Объясните это явление.

    Ученик 8 : Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воды. Хорошо растворяется в воде. Пары аммиака с воздухом образуют взрывоопасные смеси. Он поражает слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения являются слезоточивость, тошнота, нарушение координации движения. Особенно опасны его действия на молодых людей, детей.

    Учитель : В Донецкой области наиболее характерны техногенные ЧС, связанные именно с этими химическими веществами. На всех хладокомбинатах используют большое количество аммиака. В селе Каменское находится Кальчинское водохранилище, где, как дезинфицирующее вещество, используют хлор.

    В мире каждые сутки регистрируют около 20 химических аварий.

    Как же мы узнаем об аварии, которая может случиться на этих предприятиях? (При помощи сигнала предупреждения "Внимание всем" – непрерывные гудки поездов, автомобилей, предприятий; в школах – прерывистые звонки).

    Что нужно делать, услышав сигнал? (Быстро включить радио или телевизор и слушать информацию).

    А информацию можно услышать такую: "Внимание, внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане, случилась авария на Донецком хладокомбинате с выбросом аммиака. Облако воздуха направляется с Азотного посёлка на северо-запад. Населению, проживающему в этом районе, срочно оставить дома и учреждения и направляться в сторону шахты "Октябрьская". Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, которые смочите в двухпроцентном растворе лимонной кислоты или уксуса. Об услышанной информации сообщите соседям, помогите престарелым и больным людям. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

    Дети упражняются в надевании ватно-марлевых повязок.

    Практическая работа . Выполнение тестов в тетрадях по основам здоровья. (С. 62).

    Учитель : Сегодня нельзя не вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала общечеловеческой катастрофой. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. над четвёртым реактором Чернобыльской АЭС темноту разорвало пламя. Из-под контроля человека вышел, казалось бы, прирученный атом, превратив воду в яд, плодородную почву – в мёртвую землю, зелёные леса, плодородные сады, многолюдные города и сёла – в территорию, которая с тех пор на всегда несёт печать мёртвой зоны.

    8 ученик : Дымы над городом черны,

    деревьев скрюченные ветки

    торчат, как скорбные отметки

    экологической войны.

    9 ученик : Есть жизнь вокруг, но жизнь иная,

    Не та, что прежде здесь была,

    Есть здесь вода, но не живая,

    Земля, увы, заражена.

    10 ученик : Чернобыль! Горькой полосою

    Идёшь ты над моей страной.

    Несметной силою людскою

    Ты прикрываешь мир собой.

    Учитель : Мы, живые, должны всю жизнь помнить о жертвах Чернобыля. За чьи-то ошибки мы платим человеческой жизнью. Я хочу сейчас зажечь свечу, пусть она напомнит нам о страшных ранах земли. (Видеоролик об аварии на ЧАЭС ). (http://video.yandex.ua/#search?text=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=9153220-08-12)

    3. Итог мероприятия.

    Планета – это наш дом, и мы должны заботиться о ней. Нам необходимо быть дисциплинированными, чуткими, помогать ближним в беде и делать всё, чтобы наша Земля была цветущей и радостной.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    В. Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва – 2000

    В. В. Полишко, Н. А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995

    Открытый урок по ГО

    Здравствуйте, ребята. Сегодня, 4 октября, во всех школах страны проходит единый урок по Гражданской обороне. Урок этот посвящён годовщине со дня образования Гражданской обороны в России.

    Цель нашего урока познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны в России, узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО.

    Историческая справка. Выступление учащихся с опорой на презентацию к уроку.

    Гражданская оборона -это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих во время военных действий.

    Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.

    В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация , поисково-спасательные подразделения , работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

    (Презентация.3 слайд.)

    Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства.ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Первыми серьёзными испытаниями ГО стала Великая Отечественная война. Подразделения противовоздушной обороны во время ВОВ обезвредили 40.000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3000 крупных аварий. В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

    В состав Гражданской обороны входят:

    Поисково спасательные подразделения.

    Противопожарная служба.

    Войска Гражданской обороны.

    Авиация МЧС.

    Служба спасения на воде.

    Сегодня войска ГО входят в состав Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России)

    В нашей школе существует штаб Гражданской обороны , который обеспечивает обучение , защиту и оповещение учащихся и работников школы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Уроки ОБЖ в школе являются частью Гражданской обороны.

    (Презентация.26- слайд.)

    Мероприятия районного уровня – являются частью Гражданской обороны. (Презентация.27- слайд.)

    Одними из задач гражданской обороны являются:

    1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

    2. Оповещение населения об опасности.

    резентация.28- слайд.)

    Это должен знать каждый!

    Сигналы гражданской обороны

    (в мирное время)

      Единый предупредительный сигнал –

    В н и м а н и е в с е м!

    2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

    3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

    резентация.29- слайд.)

    Во время экстренных ситуаций по радио и телевидению звучат текстовые сообщения. В зависимости от ситуации текст различен. Например:

    «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака. ……»

    Действия населения:

      Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.

      Взять документы.

      Выйти из зоны заражения.

    Следовать в безопасное место - убежище

    (Презентация.30-34 слайды.)

    Изготовление ватно-марлевой повязки (Практическая часть.)

    Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.

    На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см

    С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.

    Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов.

    готовая повязка.

    Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.

    (Презентация.35 слайды.)

    Эвакуация детей в ватно-марлевых повязках

    (Презентация.36 слайды.)

    Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.(учащиеся школьного отряда «Юный спасатель» демонстрируют процесс одевания ОЗК.

    (Презентация.37 слайды.)

    Сегодня вы узнали много нового и интересного, надеюсь, что услышанное и увиденное пригодится вам в жизни.

    Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

    Пораженному надо оказывать помощь непосредственно на месте происшествия, если в этот момент ничто не угрожает его жизни или жизни других людей.

    В первую очередь необходимо прекратить действие поражающих факторов: термического (высокой или низкой температуры), электрического, механического (статического или динамического), химического (воздействие отравляющих веществ или АХОВ) и психогенного. Поражающие факторы могут действовать изолированно или совместно в различных комбинациях.

    Первая медицинская помощь при терминальных состояниях

    Под терминальным состоянием подразумевают этапы умирания организма, когда вследствие воздействия разнообразных патологических процессов резко угнетается скоординированная деятельность жизненных функций органов и систем, поддерживающих гомеостаз. В этот момент компенсаторные механизмы резко истощены или оказывают повреждающее воздействие, и без специального лечения организм не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими нарушениями.

    1. Реанимационные мероприятия немедленно начинает тот, кто первым оказался в непосредственной близости от пострадавшего. Необходимо немедленно начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР), пытаясь голосом вызвать помощь.
    2. Реанимационные мероприятия оказывают в том месте, где обнаружен пострадавший. Не следует пытаться перенести пострадавшего в подходящее помещение, специально укладывать на кушетку и т.п.
    3. Массаж сердца можно и должно проводить без предварительной дифференциальной диагностики механизмов прекращения кровообращения (асистолия, фибрилляция, неэффективная сердечная деятельность).

    Комплекс реанимационных мероприятий включает методы временной остановки кровотечения; иммобилизацию подручными средствами; восстановление проходимости верхних дыхательных путей; искусственную вентиляцию легких по методу «из рта в рот», «изо рта в нос»; технику закрытого массажа сердца.

    Массаж сердца и искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) необходимо продолжать либо до восстановления сердечной деятельности и дыхания, либо до передачи пораженного медицинским работникам. В тех случаях, когда в течение 30 минут при правильно проводимой сердечно-легочной реанимации признаки клинической смерти сохраняются (самостоятельного сердцебиения и дыхания нет), реанимационные мероприятия прекращаются.

    Сердечно-легочная реанимация (СЛР) не проводится только при наличии признаков «действительной» или биологической смерти. Такими объективными признаками являются: гипостатические пятна («трупные пятна») на коже — прежде всего лица, шеи, области груди и затем по всему телу, трупное окоченение мышц, остекленение и высыхание глазного яблока с резким расширением зрачков.

    Эффективность реанимационных мероприятий оценивается по следующим признакам:

    1. Появление реакции зрачков на свет. Сужение зрачков говорит о поступлении крови, обогащенной кислородом, в мозг больного. Если зрачки остаются широкими и при этом не реагируют на свет, можно думать о гибели мозга.
    2. По ходу проведения закрытого массажа сердца его эффективность контролируется помещением двух пальцев на область проекции сонных артерий; при этом в момент сжатия сердца должна ощущаться пульсация сонной артерии. Появление пульсации на сонных артериях после кратковременного (не более 3-5 сек) прекращения массажа свидетельствует о восстановлении самостоятельной сердечной деятельности. Если реанимацию проводят два человека, то контроль над пульсом на сонных артериях и состоянием зрачков осуществляет реаниматор, проводящий ИВЛ.
    1. Восстановление спонтанного дыхания. Если самостоятельное дыхание в процессе СЛР восстанавливается, становится устойчивым и достаточным по объему, цели первичной СЛР можно считать достигнутыми. Однако не следует забывать о СЛР и в этом случае больной (или пострадавший) не должен ни на минуту выпадать из поля зрения реаниматоров.

    Первая медицинская помощь при механических травмах

    Механические травмы могут быть в виде ранений с кровотечениями, ушибов, вывихов, переломов, травм головы.

    Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран и различаются в зависимости от характера поврежденных сосудов (артериальное – алая окраска, пульсирующая струя, венозное – темный цвет, непрерывное вытекание, капиллярное – кровоточит вся поверхность раны, паренхиматозное – при повреждении внутренних органов). Кровотечения у пострадавших останавливают возможными способами в зависимости от размера раны и имеющихся средств (наложение жгута, давящей повязки, проводят туалет раны и обезболивание).

    Переломы могут быть закрытыми (без нарушения целостности кожных покровов) и открытыми. Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности, повреждение кожных покровов. При переломах и вывихах осуществляют иммобилизацию соответствующих частей тела (шины Дитерикса, Крамера, подручные средства), также обезболивание.

    При ушибах получаются разрывы кровеносных сосудов с излиянием крови в окружающие ткани, поэтому место ушиба всегда припухает и образуются синяки. В этом случае необходимо охладить место ушиба, прикладывая лед или тряпку, смоченную холодной водой, а затем плотно забинтовать его.

    Черепно-мозговая травма может быть закрытой (сотрясение головного мозга или его ушиб, сдавление, диффузное аксональное повреждение) или закрытой. У пострадавшего в зависимости от вида травмы головы могут быть кратковременная потеря сознания, ретроградная амнезия, боль при движении глазных яблок, бледность кожных покровов, ригидность, парез, паралич (ушиб головного мозга), гематомы, постепенное затуманивание сознания (сдавление).

    Первая медицинская помощь при травмах черепа и мозга включает: восстановление сознания (аммиак, 10%); пострадавшего укладывают на бок и оберегают голову от резких перемещений; осуществляют остановку кровотечения (если существует); голову фиксируют ватно-марлевым или резиновым кольцом; применяют сорбенты; пострадавшего срочно и осторожно доставляют в лечебное учреждение.

    Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления

    При оказании медицинской помощи на первом этапе необходимо решить следующие задачи: устранить или ослабить болевые и психоэмоциональные влияния на организм пострадавших; предотвратить или уменьшить поступление токсинов из поврежденных конечностей или других участков тела; обеспечить своевременную и надежную эвакуацию пострадавших в специализированное лечебное учреждение.

    Первая помощь оказывается на месте происшествия. Устранение боли, уменьшение психоэмоционального напряжения у пострадавших в очаге катастрофы следует осуществлять при первой возможности еще до освобождения их от сдавливающего фактора (вводят промедол, седативные средства). Освобождение пострадавшего начинают с головы, туловища. Одновременно проводят борьбу с асфиксией (придание удобного положения, очистка верхних дыхательных путей, ИВЛ и т. д.). Патологический процесс после освобождения конечности может развиваться очень быстро, поэтому целесообразно кратковременное наложение жгута. После наложения асептических повязок на раны, тугого бинтования и охлаждения конечности (при соответствующих условиях) жгут следует снять. Следует помнить о том, что длительное нахождение жгута способствует углублению патологических изменений тканей конечности. Иммобилизация проводится подручными средствами или табельными шинами. При отсутствии тошноты и рвоты дают обильное питье (желательно соле-щелочного раствора – 3-4 чайных ложки поваренной соли, полторы — 2 чайных ложки питьевой соды на литр воды), чай. Показана ингаляция кислорода. Эвакуация пораженных с СДС должна осуществляться в первую очередь, лежа на носилках, наиболее щадящим транспортом.

    Первая медицинская помощь при ожогах

    При оказании первой помощи при ожоге обработки ожоговой поверхности не проводят. Накладывают асептическую повязку или специальную противоожоговую повязку, если она имеется. Допускается применение влажно-высыхающей повязки с антисептиками или антибиотиками.

    После предварительного обезболивания (1-2 мл 1% раствора промедола) выполняют туалет ожоговой раны: кожу вокруг ожога протирают 0,25% или 0,5% раствором нашатырного спирта, тёплой мыльной водой или раствором антисептика, после чего обрабатывают спиртом или раствором йодоната. Далее протирают тампоном, смоченным раствором антисептика (фурациллин 1:5000, хлорацил, риванола), затем 0,25% раствором новокаина и осторожно снимают посторонние наслоения, инородные тела, обрывки поверхностного слоя кожи. Целые пузыри не удаляют. Очень напряжённые пузыри подсекают у основания.

    При поверхностных ожогах до 30% площади поверхности тела можно использовать повязки с нежирными кремами, мазями Вишневского, синтомициновой эмульсией, растворами фурациллина, хлорацила, антибиотиками на 0,5% растворе новокаина (мономицин, канамицин, полимиксин и т.д.).

    Первая медицинская помощь при отравлении продуктами горения

    Первая медицинская помощь в очаге поражения:

    — надеть противогаз в комплексе с гопкалитовым патроном или патроном ДПГ-1;

    — немедленно удалить пострадавшего из зоны заражения (при отсутствии противогаза — первостепенное мероприятие!).

    Первая медицинская и доврачебная помощь вне зоны заражения:

    — снять противогаз;

    — освободить от стесняющей дыхание одежды, согреть;

    — ингаляция кислорода;

    — искусственное дыхание при его ослаблении (ручные дыхательные приборы);

    — при ослаблении сердечной деятельности — 1 мл кордиамина, 1 мл 10% раствора кофеина бензоата натрия подкожно;

    — немедленно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации или в ближайшее лечебное учреждение.

    Первая медицинская помощь при электротравмах

    Основной причиной смерти при электротравме является прекращение сердечной деятельности и остановка дыхания. Поэтому срочно надо в таком случае:

    — соблюдая технику безопасности, освободить пораженного от дальнейшего воздействия электротока;

    — при необходимости провести оживление (закрытый массаж сердца и ИВЛ методом “изо рта в рот” или “изо рта в нос”);

    — наложить сухую повязку на место ожога;

    — пораженного быстро доставить в больницу;

    Для прекращения действия тока необходимо использовать резиновые перчатки, обувь на резиновой подошве, сухие палки, доски.

    Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

    Психиатрическая помощь при ЧС представляет собой комплекс медико-психологических и психиатрических мероприятий, для нейтрализации острых психологических расстройств, нормализацию психического состояния не только пострадавших, но и медицинских работников первого контакта, а также спасателей.

    Основные направления психиатрической помощи:

    а) соответствие сил и средств психиатрической помощи задачам по ее оказанию на этапах медицинской эвакуации;

    б) своевременное привлечение специалистов данного профиля (по принципу взаимного дополнения, а не дублирования на различных этапах);

    в) адекватная сортировка и быстрая эвакуация пострадавших из очага поражения;

    г) своевременное усиление отдельных этапов оказания психиатрической помощи;

    д) сочетание лечебных и реабилитационных мероприятий.

    Психологическая помощь осуществляется с целью:

    а) предоставления возможности человеку выразить свои переживания;

    б) предоставления пострадавшим полной информации о ЧС;

    в) поддержания и внушения человеку уверенности в себе;

    г) побуждения к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

    При оказании пострадавшим психологической помощи руководствуются следующими принципами:

    а) безотлагательность;

    б) приближенность к зоне ЧС;

    в) ожидаемость восстановления;

    г) единство психотерапевтического воздействия;

    д) простота психотерапевтического воздействия;

    е) преемственность психологического сопровождения.

    Опыт ликвидации последствий различного рода аварий и чрезвычайных ситуаций свидетельствует о том, что наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим психиатрического профиля.

    Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Эффективность первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медперсонала и наличием необходимых медикаментозных средств.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча