12.04.2019

Как выглядит пошаговая инструкция ликвидации юридического лица. Последствия ликвидации юридического лица


Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

Принудительный способ может быть инициирован, если со стороны арбитражных органов были обнаружены существенные нарушения законодательства, например, осуществление рабочей деятельности без наличия соответствующей лицензии.

Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица может дать исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Основные подходы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вместе с данными мерами ликвидационная комиссия проводит и сопроводительную оценку имущества компании. Данная операция предусмотрена п.3 специального документа по инвентаризации основных средств, остальных активов, товарно-материальных ценностей, финансовых средств и документации, утвержденной .

Важно отметить, что инвентаризация проводится за определенное число времени до составления баланса ликвидируемой фирмы

Налоги и подчинённые

Налоговые органы вмешиваются с проверкой в процесс ликвидации компании еще до составления промежуточного баланса, однако, данные проверки проводятся не во всех случаях. Например, так называемые не подвержены данному контролю. В любом случае компания должна заведомо позаботиться о приготовлении требуемого налоговыми органами пакета бумаг.

Если дата проверки уже была назначена, то дальнейшую процедуру ликвидации проводить нельзя, то окончания работы налоговых органов на местах.

Что касается работников закрываемой компании, то они должны быть в соответствии с положениями ТК РФ и с учетом выплат всех возможных .

Руководитель фирмы обязан уведомить центр занятости, который находится по месту базирования организации, о предстоящих массовых увольнениях. Данную операцию необходимо осуществить за 3 месяца до начала увольнений и последующей ликвидации.

Публичные нюансы

Уведомление уполномоченных органов является важным этапом в процессе ликвидации. После решения о закрытии в течение 3 дней необходимо предоставить уведомления в регистрирующую структуру по месту расположения фирмы. Также необходимо осуществить оплату в соответствии с действующим законодательством.

Оплату может выполнить только то лицо, которое осуществляло регистрацию предприятия и совершало аналогичную процедуру в процессе государственной регистрации. В налоговые службы должны быть предоставлены документы, подтверждающие публикацию в СМИ сведений о ликвидации.

Каждая из подписей в специальных унифицированных формах должны быть подтверждены в официальном нотариальном порядке. Ликвидация компании считается завершенной только после внесения связанных с процессом сведений в ЕРГЮЛ.

Финальные этапы

Перед тем, как официально закрыть юридическое лицо ликвидационная комиссия обязана представить следующий набор документов:

  • заявление по специальной форме, которое содержит всю необходимую информацию об исполнении основных этапов ликвидации в соответствии с регламентом и о проведении всех расчетных процедур;
  • документ с информацией о ликвидационном балансе;
  • справка об уплате государственной пошлины;
  • нотариально заверенное подтверждение о предоставлении всей информации в ПФ.

Важная информация: размер государственной пошлины, которую требуется уплатить в процессе ликвидации юридического лица составляет 800 рублей . Данная сумма регулируется НК. Размер пошлины не относится к процессу банкротства.

В заключение необходимо отметить, что после официального окончания деятельности юридического лица порядок этапов следующий: важно осуществить закрытие расчетного счета, который был открыт ранее. Из-за того, что каждая официальная организация должна иметь собственную печать – она также должна быть ликвидирована.

Вся документация, которая подлежит обязательному хранению в соответствии с нормами действующего законодательства должна быть помещена в специальный архив на установленный Законом срок.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: 1. По решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; 2. По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они носят неустранимый характер) либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законом; 3. Вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации).

Гражданский кодекс РФ устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц.

Полные товарищества ликвидируются в следующих случаях: - если в товариществе остается единственный участник; - выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества; - признания одного из участников безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом); - открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда; - ликвидации участвующего в товариществе юридического лица; - обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале.

Товарищество на вере: - при выбытии всех участвующих в товариществе вкладчиков.

Общество с ограниченной ответственностью: - если число участников общества превысит 50 чел., при условии, что такое общество не было преобразовано в акционерное общество в течение года; - если стоимость чистых активов общества окажется меньше 10 тыс. руб.

Акционерное общество: - если число участников ЗАО превысит 50 чел., при условии, что такое общество не было преобразовано в ОАО в течение года; - если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.

Порядок ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или уполномоченный орган принимают решение о ликвидации . 2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение 3 рабочих дней после даты принятия такого решенияписьменно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. 3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации . С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. 4. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица,публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс , который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. 6. Ликвидационная комиссия производитвыплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. 7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляетликвидационный баланс , который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. 8. Ликвидационная комиссияуведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации.

Принудительная ликвидация

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

    Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,

    Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

    Осуществление деятельности, запрещенной законом;

    Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

Деятельность ликвидационной комиссии

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

      Инвентаризация имущества предприятия.

      Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).

      Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.

      Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.

      Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.

      Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.

      Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.

      Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).

      Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).

      Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).

      Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.

      Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.

      Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

Взыскание дебиторской задолженности

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

      Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;

      Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;

      Промежуточный ликвидационный баланс;

      Копия страницы журнала "Вестник государственной регистрации" с объявлением о ликвидации

Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

      Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001

      Ликвидационный баланс

      Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности

      Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

      Заявление (как правило, в произвольной форме)

      Протокол о ликвидации (копия)

      Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)

      В ФСС возвращается страховое свидетельство

Заключительные операции по ликвидации

После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

Для уничтожения печати в Московскую регистрационную палату представляются:

      Заявление на уничтожение печати

      Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)

      Протокол о ликвидации

      Копия паспорта председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)

      Квитанция об оплате сбора за уничтожение печати

Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

Ликвидация ЮЛ предполагает принятие соответствующего решения, подготовку бумаг, погашение задолженностей. Необходимо получить все требуемые справки. Также создаётся ликвидационная комиссия. Ликвидация юридического лица считается завершённой только в том случае, если выполнены все этапы процедуры.

Мероприятие имеет разные основания и подразделяется на различные виды. Проводится оно по различным алгоритмам, в зависимости от совокупности факторов. Однако процедура должна соответствовать ГК РФ.

Виды ликвидации, основания для закрытия юридического лица и правопреемники

В соответствии с ГК РФ, закрытие подразделяется на два вида:

  • Добровольное . Производится по решению учредителей. Подробнее о добровольно ликвидации предприятия .
  • Принудительное . Проводится согласно основаниям, изложенным в ГК РФ. Среди них можно отметить непогашенные обязательства, нарушения закона. Инициируется мероприятие государственными и муниципальными учреждениями. описана в отдельной статье.

Чем отличается упразднение от иных видов реорганизации? В её рамках отсутствуют правопреемники. Они могут быть, но только частично.

Рассмотрим основания ликвидации юридического лица:

  • По решению учредителей или органа ЮЛ;
  • Ввиду наличия нарушений закона, ГК РФ, которые нельзя исправить, отсутствия лицензии на деятельность;
  • Признание банкротства. О процедуре банкротства фирмы .

Прекращение деятельности может осуществляться потому, что компания уже исполнила свою миссию, и оснований к её дальнейшему существованию больше нет.

При ликвидации ЮЛ отсутствуют правопреемники.

Как ликвидировать юр. лицо — прекращение деятельности по Гражданскому Кодексу РФ и необходимые документы

Ликвидировать организацию можно только на основании ГК РФ, иначе в ответ на соответствующее заявление поступит отказ. Кодекс предполагает следование следующему алгоритму:

Обязанности ликвидационной комиссии: сообщения и уведомления

Ликвидационная комиссия имеет некоторый список прав, которые определяет кодекс. В частности, это:

  • Уведомление кредиторов о том, что готовится прекращение деятельности;
  • Взыскание дебиторских задолженностей. Методы взыскания задолженности ;
  • Уведомление об упразднении через СМИ;
  • Представление организации в судебном органе.

Комиссией подготавливаются все требуемые документы, включая ликвидационный баланс и заявление на прекращение. Она совершает выплаты в ФСС и другие инстанции. После того, как все требуемые документы предоставлены, происходит регистрация проведённых изменений.

Напомним, что крайний срок выплат в ФСС – 15 дней с момента ликвидации.

Что происходит с имуществом организации?

Имущество, которое осталось после упразднения, распределяется между учредителями в соответствии с объёмом их доли. Лица получают имущество на основании передаточного акта. Составляется он, согласно ГК РФ, в свободной форме. Однако гражданский кодекс устанавливает минимальный перечень данных, которые требуется указать:

  • Сведения о комиссии;
  • Информация из протокола о назначении комиссии;
  • Порядок, на основании которого передаётся имущество;
  • Стоимость собственности.

Имущество распределяется в соответствии с формой ЮЛ:

В любом случае, при проведении сделок с собственностью, должны быть составлены соответствующие документы.

Возможен ли отказ регистрации ликвидации ЮЛ?

Иногда, в ответ на соответствующее заявление, лицо получает отказ в упразднении. Отказ возможен в следующих случаях:

  • Присутствуют не все документы, которые требуются упразднения;
  • и документы оформлены по неправильной форме;
  • Неправильные реквизиты, указанные при оплате пошлины;
  • Кодекс предполагает соблюдение определённых сроков и этапов мероприятия. Если они будут нарушены, поступит отказ;
  • Отказ часто связан с элементарной невнимательностью комиссии или ликвидатора. Это могут быть документы с неправильно указанной информацией, отсутствие нумерации в бумагах, подписей.

Самые распространённые ошибки, в результате которых, согласно ГК РФ, может наступить отказ:

  • Документы заполнены с ошибками или наличиями пропусков;
  • Неправильная форма заявлений;
  • Документы содержат исправления;
  • Бумаги не скреплены;
  • Документы не собраны в полном объёме.

Во всех этих случаях может поступить отказ. Предпринимателям придётся снова проводить процедуру, тратить средства и время. Предотвратить отказ поможет образец заявлений и прочих бумаг. Нужно внимательно заполнять каждую бумагу. В этом случае риск на отказ многократно снижается.

Уведомление сотрудников и Центра занятости об увольнении

Ликвидация юридического лица влечёт за собой увольнение штата сотрудников. Данную сферу регулирует уже не гражданский, но трудовой кодекс. Производить процедуру нужно по правилам, иначе регистрация упразднения не будет произведена. Кодекс предполагает уведомление сотрудников о предстоящих увольнениях за два месяца за проведения увольнений.

Мероприятие выполняется по следующему алгоритму:

  1. Извещение центра занятости о предстоящих процедурах. Если в организации более 15 сотрудников, уведомлять учреждение занятости за три месяца. Если же штат включает в себя менее 15 человек, направлять извещение в орган занятости нужно за два месяца. В учреждения занятости требуется направить бумагу в письменной форме, в которую включены сведения о квалификации, должности и зарплате каждого сотрудника. Правила направления извещений в орган занятости определяет соответствующий закон. В частности, это положение «О занятости населения»;
  2. Формирование приказов об увольнении;
  3. Проведение расчётов, проведение выплат зарплат и выходных пособий;
  4. Внесение соответствующих сведений в трудовые книжки.

По ТК уведомить сотрудников об увольнении нужно за 2 месяца.

При оформлении увольнений бумаги заполняются по форме Т-8. Согласно закону о занятости, существуют разные сроки предупреждения сотрудников:

  • При занятости только на сезонных работах – за неделю;
  • При занятости на два месяца, о чём внесена соответствующая отметка в трудовой договор – за три дня.

Стоимость ликвидации

Стоимость ликвидации определяется в зависимости от сложности ситуации. Регистрация изменений в государственных структурах потребует уплаты пошлины. Стоимость включает в себя и оплату услуг юридических компаний. Обращение к ним неизбежно в тех случаях, когда имеются долги.

Дополнительная информация о ликвидации юр. лица. и способах закрытия фирмы в этом видео:

Регистрация будет иметь тем большую стоимость, чем более проблемное предприятие. Обращение к юридическим фирмам поможет полностью соблюсти кодекс, не допустить ошибок.

Под ликвидацией юридического лица понимают прекращение его деятельности, при котором не происходит передачи прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения собственников юридического лица. Причиной для такого решения может быть нецелесообразность дальнейшей работы предприятия, исполнение целей, для которых оно было создано, или истечение срока деятельности.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. С иском в суд могут обратиться государственные органы, полагающие, что юридическое лицо совершило грубое или непоправимое нарушение законов. Например, основанием для инициации процедуры принудительной ликвидации может быть работа без лицензии, занятие запрещенными видами деятельности, нарушение антимонопольного законодательства и прочее.

Этапы ликвидации юридического лица

  1. Принятие решения о ликвидации и его регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Ликвидация юридического лица - вопрос, относящийся к компетенции общего собрания собственников общества. При принудительной ликвидации такое решение принимается на основании решения суда, обязывающего общество провести процедуру ликвидации.

    Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения государственного регистратора в течение трех дней с момента принятия решения. Регистратору направляется Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1), приложением к которому служит выписка из протокола общего собрания пайщиков или акционеров общества.

    Опираясь на представленные сведения, регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что общество вступило в стадию ликвидации. Обществу направляется письменно уведомление о произведенных в реестре изменениях.

  2. Назначение ликвидационной комиссии.

    Юридическое лицо создает ликвидационную комиссию, к которой на время прохождения ликвидации переходят полномочия по его управлению. Комиссия берет под свой контроль все операции предприятия, связанные с имуществом и финансами.

    В комиссию могут быть включены представители собственников и исполнительного органа, а также профильные специалисты, чьи знания могут быть полезными предприятию на этом этапе (бухгалтер, юрист, кадровик). Если ликвидация осуществляется в принудительном порядке, в состав комиссии должен войти представитель организации, инициировавшей процедуру ликвидации.

    В случае, если юридическое лицо, подлежащее ликвидации по решению суда, не создает указанную комиссию по собственной инициативе, суд назначает ликвидатора, уполномоченного провести необходимую процедуру.

    Данные о составе ликвидационной комиссии вносятся в Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1) и направляются регистратору, который размещает их в ЕГРЮЛ и письменно сообщает обществу о произведенных корректировках.

  3. Извещение кредиторов о начавшейся ликвидации.

    Ликвидационной комиссии надлежит составить список кредиторов юридического лица и направить каждому из них информацию о начавшейся ликвидации. Помимо этого необходимо опубликовать аналогичное объявление в средствах массовой информации. В обязательном порядке - в Вестнике государственной регистрации и, если это предусмотрено, - в печатном органе, указанном в уставе общества.

    В этих извещениях должна быть размещена информация о времени и порядке предоставления требований кредиторов. Общий отведенный для этих целей срок не может быть меньше двух месяцев.

    Одновременно с выявлением кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет поиски средств для погашения имеющихся обязательств. Она собирает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию активов и продает принадлежащее юридическому лицу имущество.

  4. Составление предварительного ликвидационного баланса.

    В этом документе перечисляются активы юридического лица и подлежащие погашению обязательства. Также в нем указываются полученные юрлицом требования кредиторов и результаты их рассмотрения.

    Основная часть ликвидационного баланса отображает механизм погашения задолженностей предприятия, которые должны осуществляться в соответствии с очередностью, установленной в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Важно, что исполнение обязательств каждой следующей очереди может быть осуществлено только после полной оплаты задолженностей предыдущей ступени.

    • В первую очередь погашаются обязательства перед физическими лицами, которым юридическое лицо должно возместить вред здоровью или жизни.
    • Вторая очередь предполагает осуществление окончательного расчета с работниками, выплату выходного пособия и завершение расчетов по авторским правам.
    • К третьей очереди относят погашение долгов перед бюджетом и всеми внебюджетными фондами. Следует иметь в виду, что налоговые органы имеют право провести дополнительную проверку ликвидируемого юридического лица вне зависимости от сроков осуществления предыдущего контроля.
    • В последнюю очередь осуществляются платежи по долгам перед контрагентами общества. Владельцы облигаций общества также относятся к этой категории.
      Особняком в этой группе стоят кредиторы, обязательства перед которыми защищены договором залога. Выплата этих задолженностей осуществляется за счет средств, полученных от продажи заложенного имущества, и может быть осуществлена раньше, чем выплата задолженностей предшествующих очередей, если договор был заключен до момента возникновения последних.

    Предварительный ликвидационный баланс принимается на общем собрании собственников. Сведения о его утверждении и сам баланс направляются регистратору в рамках Уведомления о ликвидации юридического лица (примечание 1). На основании полученных данных в ЕГРЮЛ вносится необходимая корректировка.

    Если в ходе составления промежуточного баланса комиссия (или ликвидатор) установила, что имеющихся у юридического лица средств недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей, она обязана уведомить об этом Арбитражный суд. После этого ликвидация юридического лица должна будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

  5. Расчет с кредиторами и раздел оставшегося имущества.

    После того, как информация о промежуточном балансе будет принята регистратором, ликвидационная комиссия приступает к погашению обязательств юридического лица. Осуществляется оно в соответствии с алгоритмом, утвержденном в предварительном ликвидационном балансе.

    Затем ликвидационная комиссия делит оставшиеся активы между собственниками предприятия. Причем в первую очередь гасится задолженность по объявленной, но не выплаченной прибыли, во вторую - оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами пропорционально внесенному в уставный капитал вкладу. Составляется и утверждается собственниками окончательный ликвидационный баланс.

  6. Подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

    В целях окончательного завершения процедуры ликвидации юридического лица комиссия готовит следующие документы:

    • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ;
    • окончательный ликвидационный баланс;
    • подтверждение уплаты государственной пошлины;
    • документы, подтверждающие, что юридическое лицо передало в Пенсионный фонд всю необходимую информацию о своих работниках.

    Нередко налоговая инспекция запрашивает дополнительные сведения об осуществленных в ходе ликвидации действиях (справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом, информацию об уведомлении кредиторов и прочее).

    После получения указанных документов регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что процедура ликвидации юридического лица завершена.

Особенности ликвидации акционерных обществ

Специфика ликвидации акционерных обществ в основном лежит в области распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (пункт 5 вышеописанных этапов). Установленная Федеральным законом об акционерных обществах очередность производства выплат выглядит следующим образом:

  1. оплата акций, подлежащих выкупу в соответствии с требованиями статьи 75 Закона об АО;
  2. выплата объявленных, но не выданных дивидендов по привилегированным акциям, а также оплата их ликвидационной стоимости, если последняя предусмотрена уставом;
  3. распределение оставшегося имущества между владельцами всех видов акций (обыкновенных и привилегированных).

Каждая следующая очередь распределения имущества осуществляется только после полного соблюдения интересов предыдущей очереди. Если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения требований очереди, остаток делится между акционерами данной очереди пропорционально количеству акций.

Информация о распределении имущества общества вносится в окончательный ликвидационный баланс и утверждается на общем собрании акционеров.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча