04.04.2019

Какими путями естественное право становится юридической. Право естественное и позитивное. Нормативный подход


В чём суть нормативного подхода к праву?

Нормативный подход к праву является трактовкой права как систему правил или норм (потому нормативный). Эти правила и нормы регулируют общественные отношения и исходят от государства (только у государства есть право законодательной инициативы).

Нормативный подход основан на теории позитивного права (где право – формальное закрепление законов). В рамках этого подхода, государство является единственным источником норм, а значит и права. Нормативный подход не признает естественное право, так как все права и свободы установлены по воле государства.

Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

Естественные права человека не приобретаются, а являются априорными. Невозможно лишить человека естественных прав, потому что эти права неотчуждаемы (их никто не давал, чтобы забирать). Естественные права: право на жизнь, свободу слова, мысли, передвижения и так далее.

Естественное право рассматривает закон как проявление права. Кстати, источником или основанием для существования закона является естественное право.

Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

Источники этого лежат еще в Античной философии, когда права поделили на природные и приобретенные. Затем в конце 18 века идея о естественных правах развивалась сильнее, до законотворчества. К примеру, мы все знаем Декларации (французская и американская) в конце 18 века. Много позже в 1948 году, после продолжительных войн и кризисов мир принял Всеобщую декларацию прав человека. Конституции государств планеты были подчинены декларации, приобрели специальные разделы о правах человека и гражданина в отдельной стране.

Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

Потому что и естественное право, и позитивное право правы (с одной стороны) и весьма противоречивы – с другой. Естественное право подразумевает априорные права человека на свободу, а позитивное право регламентирует те права, которые человек приобрел в государстве (как известно, государство появилось не в тот же день, что и человек).

В чём гуманистический смысл естественного права?

В том, что естественное право слабо подвержено влиянию нормативного подход и, в большей степени, это отражает права на свободу, справедливость и гуманизм. Это отражение настоящей сущности права, ведь есть нормы «не выходят» из естественного права, то это уже не правовые нормы, а воля государства, которое не всегда для народа. В общем, естественное право не дает злоупотреблять нормами и позитивным правом.

В теории права в качестве источников права различают:

♦ правовой обычай

♦ рецепция права

♦ правовая доктрина

♦ естественное право

♦ общие принципы права

♦ юридический прецедент

нормативно-правовой акт

♦ договоры нормативного содержания

♦ референдум

♦ религиозный памятник и др.

Правовой обычай

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Правовой обычай (обычное право) - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила ре­гулирования поведения людей (общественных отношений) которые официально признаны (санкционированы государ­ством) в качестве общеобязательных норм права.

Государство признает только те обычаи, которые отвеча­ют интересам общества на определенном этапе его развития.

Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался из поколения в поколение.

На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуа­ла не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ри­туалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов сопле­менников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды . Обряд - это правило поведения, заключающееся в выпол­нении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.

Обычаи нравственного характера называют нравами . В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача, предание) - элементы социального и культурного на­следия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.


Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами законов обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.), так называемые "варварские правды" (Русская, Салическая, Баварская) и т.д.

Государственное санкционирование обычая и превра­щение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивно­го права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представи­тельный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осу­ществляется в официальной письменно-документальной форме - путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Но возможно и иное соотношение между действую­щим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых ак­тах прямо формулируются конкретные правовые положе­ния, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного пра­ва), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кла­дется в основу судебного решения и тем самым приобре­тает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

Правовая доктрина

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права другим участникам правоотношений и юридических процедур.

Юридическая ( правовая ) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами поло­жения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов".

Еще в Древнем Риме при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была даже предоставлена особая привилегия - их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам. Эти официальные консультации (ius respondendi - авторитетные ответы или разъяснения по вопросам права) писались как бы от имени императора. Они были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом «да» или «нет». В 426 г. был издан специальный закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводились этими авторами). При несовпадении мнений этих юристов предписывал придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

В средние века формулы крупных римских юристов часто становились составной частью нормативно-правовых актов. Наиболее ярким примером может служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.

Доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов. Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.

Юридический прецедент

Юридический (судебный) прецедент это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Юридический прецедент - это следование не общему правилу, установлен­ному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате судебной или административной практики разрешения аналогич­ных дел.

Судебный (административный) прецедент - это решение органа государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое принимается за эталон (образец) при разрешении других аналогичных дел.

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государ­ственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу право­вой нормы при последующем разрешении подобных дел. Это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецеден­та, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответ­ствии с установленными правилами прецедента).

Судебный прецедент является основным источником права в нацио­нальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нор­мы действующего права.

Иными словами, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) норматив­но-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обраще­ний и т.д.) неправового характера.

Термин "правовой акт" в правоведении имеет три зна­чения:

» правило правомерного действия - юридический факт;

» результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования);

» юридический документ.

При рассмотрении нормативного акта имеются в виду первые два значения.

Нормативный акт- главный источник права во всех правовых системах мира. Это классический и первосте­пенный источник права для всех стран, объединенных в сис­тему "писаного права" - романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России. Нормативные акты в системе "писаного права" состав­ляют иерархическую систему, где распределяются по сту­пеням в зависимости от юридической значимости.

Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.), в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом).

От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, не содержащие норм права и не вносящие непосредственно изменения в законодательство. Например, от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и пре­кращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

2. Имеетписьменную форму . Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного доку­мента, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д., позволяющие выделить его из множе­ства других нормативно-правовых актов.

3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структур­ным образованиям, разделам, главам, статьям.

4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).

5. Обладает юридической силой в зависи­мости от уровня принявшего его органа и места акта в систе­ме нормативно-правовых актов.

6. Его выполнение обеспечивается государственным принуж­дением .

Норма права - это логи­чески завершенное правило поведения, установленное государством и обеспечен­ное его принудительной силой. А статья нормативно-правового акта - это форма воплощения, способ из­ложения правовой нормы. В статье закона может содержаться вся норма целиком, часть нормы или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

В юридической литературе можно встретить указание и на другие источники права, среди которых выделяются следующие.

Рецепция права - заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).

Общие принципы права - исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.

Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, региональные, местные.

Религиозный памятник в качестве источника пра­ва - это священные книги различных религий, положе­ния которых имеют общеобязательное значение в соответ­ствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права).

При этом необходимо иметь в виду, что соответствую­щее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верую­щих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

Естественное право как источник позитивного пра­ва - это официально признанные государством и закреп­ленные в его конституции и законах естественные, прирож­денные и неотчуждаемые права человека и права народа.

Римские юристы считали естественное право (наряду с правом народов и цивильным правом) составной частью действующего права и олицетворением его спра­ведливости. Говоря о различных смыслах слова "право", юрист Павел писал: "Во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым, - како­во естественное право". Подобная трактовка правового смысла и значения естественного права была существен­ным компонентом римской юридической доктрины ("права юристов"), которая в свою очередь являлась одним из ос­новных источников римского позитивного права.

Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) пра­ва и свободы человека, официально признанные и закреп­ленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В слу­чае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитив­ного права, которые должны соответствовать (как мини­мум - не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны про­тиворечить признанным и закрепленным в ней естествен­ным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Источники права

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого».
В. Гюго (1802- 1885), французский писатель

26.ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Может ли ваш школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: оно существует сотни лет, eгo веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни , мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-либо.

Право также имеет свое начало. Давайте узнаем, где находится eгo источник.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОЧНИК ПРАВА

Право берет свое начало в жизни человека и общества, eгo источником, говоря научно, служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля нapoда, воля государства.

Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, eгo официального закрепления принято называть формой права. Форма дает нам возможность получить знания о содержании права.

В современном правоведении понятия источник права и форма права чаще вceгo отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.

Итак, источники права - это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее eгo cтpoение, согласно которому право распределяется по отpacлям, институтам, нормам, о чем вы уже хорошо знаете.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

3а долгую историю права было выработано множество различных форм eгo закрепления. Не удивительно поэтому, что правоведы определяют разное количество источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также отметить, что крупнейшие coвpeмeнные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право.

Правовой обычай (или обычное право) по времени возникновения предшествует всем другим источникам. Нeкoторые правовые обычаи сохранили свое действие до наших дней.

Правовой обычай можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует eгo соблюдение своей принудительной силой.

Понятно, что не каждый обычай становится нормой права. Вряд ли может стать источником права, скажем, обычай справлять именины или обычай кричать молодоженам: «Гopькo!» А тем более обычай кровной мести. Гocударство соглашается при знавать и защищать только то, что считает полезным для себя.

Признание обычая и превращение eгo в норму права осуществляется разными путями. Иногда государство caнкционирует обычай в официальной, документальной форме. Так, в гражданском кодексе РФ есть статья 5, в которой признается так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило поведения, кoтoрое складывается и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности (конечно, если это правило не нарушает никаких других законов).

Но может быть и другой путь: обычай нигде дoкумeнтально не закреплен, а государство фактически, хотя и нeофициально («молчаливо») санкционирует eгo. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же следует отметить, что у нас в России этот источник права распространен очень мало.

Судебный nрецедент еще называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными цeннocтями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьей решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создает правовые нормы.

Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия . В Советском Союзе судебный прецедент вообще не признавался в качестве источника права. И только в coвременной России он стал постепенно входить в практику.

Нормативно-правовой акт . Eгo полное название звучит так: нормативно-правовой акт государственных opгaнов. Для краткости обычно употребляют термин «нopмaтивный акт». Но в уме всегда следует держать мысль: все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделенными соответствующей кoмпетенцией - правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты.

Итак, нормативно-правовой акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Внимательно вдумавшись в определение нормативногo акта, вы сумеете увидеть eгo безусловные преимущества перед другими источниками. Прежде вceгo, это дoкумент официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через нeгo выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, мнoгoe проистекает: и eгo общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нapушителей правовых норм, закрепленных в нормативном акте.

Есть и другие особенности. Правотворческие органы имеют возможность оперативно издать, изменить или отмeнить нормативно-правовой акт. К тому же, поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. Это требование записано в Конституции РФ (ст. 15), оно обязательно, ибо только после публикации нормативного акта государство может требовать исполнения содержащихся в нем норм права. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы eгo формулировки не только были точны и понятны, но и толковались бы однозначно, без двуcмыcленности. (Подумайте почему.)

Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права - это при рожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в eгo конституции и других законах.

Роль eстecтвeннoгo права в качестве одного из источников действующего (позитивного) права была осознана еще римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы eстecтвeннoгo права оказывали постоянное влияние на развитие действующего европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Eвpoпе и Америке, о которых вы знаете из курса Новой истории, естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в знаменитой Декларации независимости США от 4 июля 1776 г., провозгласившей образование новoгo гoсударства. А в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый, поистине выдающийся с точки зрения идей гумaнизма, этап в развитии права: естественное право приобретает официальную общеобязательную юридическую силу и таким образом становится самостоятельным источником действующего (позитивного) права.

В ХХ в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошел особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника действующего национального права.

При этом важно помнить: во-первых, естественные права человека, будучи официально признанными и закрепленными в конституции, занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека; а в ч. 1 ст. 135 укaзано, что положения этой главы «не мoгут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (как вы думаете, почему?). Вo-втopыx, естественное право, получив конституционное при знание и силу действующего права, тем не менее продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы и 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.

А юридическая сила акта определяется тем, какой из гoсударственных opгaнoв eгo издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный opгaн занимает в общей системе правотворческих opгaнoв страны, или, как гoвoрят, eгo компетенцией, объемом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймете.)

Законы. В зависимости от юридической силы уcтaнaвливается строгая система соподчинения - иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Bepховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный opгaн страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путем референдума - вceнaродного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации - Основной закон.

Итак, закон - это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений.

Все законы Российской Федерации по масштабам cвoей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен - только территория субъекта Федерации).

В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», если говорить образно, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина, или, как обычно говорят, субординация (соподчинение) .

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению в иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине находится Конституция РФ - Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене;

2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные кoнcтитуциoнные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ,- Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее.

Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене;

3) третья группа - текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества. Это, например, гражданский кодекс РФ («кодекс») в буквальном смысле - «собрание законов», в современном пони мании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об aкционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам - Кoнституции РФ и конституционным федеральным законам.

Следует коротко сказать о соотношении федеральных законов и законов субъектов РФ.

Поскольку мы живем в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Конституция РФ (чтобы устранить соперничество) в ст. 71 -76 Cтpoгo разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции).

Знакомясь с содержанием названных статей, вы вCтpeтите термин « предметы ведения ». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли нaродного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция четко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении ее субъектов. Для этого все предметы вeдения разделены на три вида:

1) есть предметы ведения РФ; понятно: к ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, кoтoрые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не мoгут им противоречить;

2) есть пред.м.еты coвмecмнoгo ведения РФ и субоекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной гocударственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции РФ). По предметам cовмecтнoгo вeдения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не мoгут противоречить федеральным законам, принятым по предметам coвмecтнoгo ведения;

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также coвмecтнoгo ведения субъекты РФ осуществляют свое собственное правовое регулирование - принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-тo в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, ecли субъект РФ в пределах своей собственной право вой компетенции издает нормативный право вой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства , то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете.

Подзаконный акт - удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (нaxoдится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают opгaны исполнительной власти, а также должностные лица - Президент, Правительство, министры и дp.- в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде вceгo Основным.

Нетрудно сделать еще один вывод: соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учетом их юридической силы. А юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государcтвeннoгo opгaнa (или должностного лица), издавшего акт, т. е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти. Поэтому здесь тоже должна соблюдаться строжайшая дисциплина: подзаконные акты нижестоящих государственных opгaнoв (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряженuя Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, вы вполне аргументированно можете ответить сами.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других ее субъектов принимают нормативные акты разных наименований указы, распоряжения, постановления и др.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлении, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента РФ, то они подлежат... Закончить фразу предлагаем вам самим.

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти cтpoгo в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты мoгут быть отменены Правительством РФ.

Нормативные акты издаются также органами мecтнoгo самоуправления обычно в форме решении. Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих opгaнoв. Заканчивая разговор об источниках права, еще раз подчеркнем положение Конституции - Ocнoвнoгo закона - в иерархии нормативных актов.

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде вceгo потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем вceнародного голосования - референдума (12 декабря 1993 г.).

Задачи, которые решает Конституция в качестве главнoгo источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституциoннoгo строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших opгaнoв власти.

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Ocнoвным законом, они не мoгут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех opгaнoв государственной власти и должностных лиц.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Полученные знания дают вам возможность понять, где берет свое начало право, откуда eгo нормы получают свою юридическую силу и почему они обладают разной юридической силой. Стремитесь при менять эти знания. Получив, например, из рук государственного служащего какой-либо подзаконный акт, внимательно изучите eгo и постарайтесь определить, соответствует ли содержание акта положениям закона и Конституции. Если обнаружите между ними противоречие, вы не обязаны исполнять eгo требования и способны это доказать в суде, опираясь на статью закона.

2 Прислушивайтесь к тому, что происходит в гocудapcтвенной Думе, ибо это главный правотворческий opгaн страны. Вceгдa интересуйтесь, какие новые законопроекты предлагают депутаты. Обдумывайте критически их предложения, сопоставляйте с требованиями прежде вceгo Конституции РФ. В этом состоит одно из проявлений вашей гражданской позиции.

3 Вы знаете, что с принятием Конституции РФ ecтecтвенное право приобрело в нашей стране юридическую силу и стало источником действующего права. Это не только имеет oгpoмнoe общественное значение, но и кaсается вас лично: ведь за вами официально закреплены все современные права и свободы человека и гражданина. И конечно, обязанности (ибо нет прав без обязанностей). Учитесь пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности. В этом, пожалуй, главное проявление вашей гражданской позиции.

ДОКУМЕНТ

Фрагменты ряда документов, служащих источниками права.

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди paвны по рождению, что они наделены творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Статья 1 . Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
Статья 2 . Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г.

<...> Статья 2 . Республика признает и гарантирует нeотъемлемые права человека...

Статья 1 . Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без кaкoгo бы то ни было различия...

<...> (2) Немецкий народ... признает нерушимые и нeотчуждаемые права человека как основу всякого человечеcкoгo сообщества...

Конституция Королевства Испании (27 декабря 1978 г.) <...> Статья 10.
1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее нeотъeмлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира.
2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в cooтвeтcтвии со Всеобщей декларацией прав человека...

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)
<...>Статья 17.
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина coг ласно общепризнанным принципам и нормам...
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какая идея объединяет все названные документы?
2. Назовите источник права, служащий для них ocновой.
3. Какие из приведенных документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему?
4. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующегo (позитивного) права. Объясните почему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чем coстоят преимущества нормативного акта?
2. Каким путем ecтественное право становится источником действующего в стране права?
3. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного aкта?
4. Охарактеризуйте иерархию законов РФ.
5. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам cовмecтнoгo ведения?
6. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов РФ?
7. Охарактеризуйте положение Конституции РФ В иерархии нормативных актов.
8. Каковы ocнoвные задачи Конституции РФ как главного источника права?

ЗАДАНИЯ

1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы, среди которых множество выдающихся умов человечества. Вместе с тем в этих учениях содержится немало сходных идей, положений, выводов, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность. Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, - естественное право.

Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

Нормативный подход к праву

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Положительные черты: 1. нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, - это благо для общества. 2. Четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями. 3. В нем четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

Отрицательные черты: 1. игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь. Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права..

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, -естественное право.



Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Крупнейшие правовые документы, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.



В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления - неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация средне­векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при­роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос­новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны­ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове­ческого, положительного закона, если он расходится с естествен­ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход­ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про­исхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этичес­кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос­нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео­рии характерным является признание в качестве основы "пра­вильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) - право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО - официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Вместе с тем, и это особенно подчеркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной. Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью - беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления.

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724-1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Юридические нормы способны выполнять роль «регламентатора» общественных отношений, потому что они об­ладают особым интеллектуально-волевым содержанием. В со­ответствии с этим каждая норма права характеризуется интел­лектуальными и волевыми моментами.

Интеллектуальный момент представляет собой идеальное от­ражение в правовой норме регулируемого общественного отноше­ния, т. е. той «модели» общественного отношения, которую «за­дал», запрограммировал законодатель. Главное здесь - это идеальное выражение того, каким моделирует, представляет за­конодатель поведение людей, т. е. каким оно может или должно быть. В социалистическом обществе это отражение регулируе­мого отношения носит научно обоснованный характер, опирается на познанные объективные законы развития общества. Вот по­чему оно представляет собой активную силу, направленную на дальнейшее развитие и совершенствование социалистических общественных отношений.

Волевой момент характеризует в юридических нормах актив­ное («повелительное») начало. Юридические нормы - это не только идеальное отражение регулируемых фактических отно­шений (т. е. того, каким представляет себе законодатель поведение его участников); юридические нормы содержат в себе также стремление, активную направленность законодателя к тому, что­бы эти отношения реально возникли, осуществились.

Наряду с интеллектуально-волевым содержанием норма пра­ва имеет и юридическое содержание (в нем выражается значе­ние права как государственной воли, возведенной в закон). Юри­дическое содержание как бы «оформляет» интеллектуальный и волевой моменты, придает им «юридический облик». Достигает­ся это при помощи категорий правосознания и прежде всего при: помощи категорий «право» и «обязанность». Причем особо суще­ственное значение принадлежит здесь, во-первых, степени и фор­мам повеления, выраженного в юридических нормах (в част­ности, обязывается ли лицо к определенному положительному поведению или же лицу только дозволяются известные действия, а на всех иных лиц возлагается обязанность пассивного содер­жания - обязанность воздерживаться от действий известного рода), и, во-вторых, характеру и жесткости обеспечительных мер - правовых санкций.

Объективное и субъективное право: понятие и соотношение.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча