03.04.2019

День в сизо за полтора – но оправдательных приговоров больше не станет. Время пойдет вспять


Екатерина Шульман

Этот законопроект был внесен еще 20 июня 2008 года, то есть он в Думе находится ровно 10 лет. Глава Комитета по законодательству Павел Владимирович Крашенинников – его основной автор (остальные соавторы – Москалькова, Хинштейн, Шайденко и др. – добавились позже) и тот человек, который прилагал все возможные, но до последнего момента безрезультатные усилия, чтобы этот проект продвинуть.

Интересно, что первоначальный отзыв правительства на проект в 2008 году был положительным: правительство предлагало принять его в первом чтении с незначительными поправками во втором. Он подписан Сергеем Собяниным – руководителем аппарата правительства при Путине-премьере. Тем не менее, до первого чтения проект добрался только в феврале 2015 года, а ко второму никак не мог подойти из-за сопротивления правоохранительного сообщества. Теперь они одобрен во втором, решающем чтении, сохранив свою концепцию. Можно рассчитывать на его окончательное одобрение в третьем чтении в Совете Федерации и у президента в ближайшие недели.

Применение нового закона будет адекватно масштабной амнистии: большое количество людей выйдут на свободу и в целом сократится наше тюремное население, которое, надо признать, последовательно сокращается последние десять лет.

Тем не менее, это всё еще сверхвысокая цифра: из развитых стран по количеству заключенных на душу населения мы уступаем только США.

По расчетам Института проблем правоприменения, при численности населения в 2,4% от общемировой в РФ содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру. Сейчас в местах лишения свободы находится 650 тысяч человек, в расчете на 100 тыс. населения это свыше 460 заключенных. В начале 2000-х эта цифра была еще выше: наш максимум приходится на 1999 год – 1060 тыс. заключенных. Мы нуждаемся в дальнейшем снижении тюремного населения, и применение нового закона должно этому способствовать.

В проекте речь идет о том, что, если назначается наказание, связанное с заключением в тюрьмах и колониях общего режима, в воспитательных колониях, либо обязательные работы и ограничение свободы иного типа, то есть не колонии строго режима, то засчитывается пребывание в СИЗО по формуле «один за полтора» либо «день за два» в зависимости от суровости либо мягкости назначенного наказания. Таким образом человек, который отсидел в СИЗО, сокращает себе срок пребывания в колонии или в тюрьме.

СИЗО, а не тюрьма – основной инструмент репрессий

Это важно. Я сказала, что уменьшается количество людей в тюрьмах, при этом общее число людей, которые подвергаются уголовному преследованию, почти не меняется. То есть тюремное население уменьшается, а население СИЗО не только не уменьшается, а даже в последнее время растет.

Не заключение по решению суда, а предварительное заключение становится главным репрессивным инструментом. На этом этапе происходит основное репрессивное давление, на этом этапе происходит раздевание тех, кто сидит по экономическим статьям, прессинг тех, кто обвиняется по статьям политическим.

При том, что все знают, что приговор будет обвинительным, поскольку оправдательные приговоры у нас фактически запрещены, торговля и давление идет по вопросу о форме наказания, об условиях отсидки, об условиях и сроках пребывания в СИЗО. Получается, СИЗО – это самый тяжелый этап в жизни человека, попавшего под следствие.

Соответственно, сейчас, если и когда этот закон станет применяться, во-первых, выйдет много людей. По оценкам одного из подписантов проекта Александра Хинштейна, который тогда был депутатом, на свободу может выйти около 100 тысяч человек. Есть какие-то другие расчеты – например, член СПЧ Андрей Бабушкин называет цифру в 80-90 тыс., но очевидно, что, как ни считай, для многих людей после пересчета выяснится, что они уже отсидели и должны выйти.

В определенной степени это сделает для следствия обращение к суду с просьбой арестовать подозреваемого чуть более рискованным, потому что тогда это уменьшит возможности назначения сроков. Если речь идет не о строгом режиме, а об обычной колонии или тюрьме, им придется вычитать оттуда время, проведенное в СИЗО, с повышающим коэффициентом.

У нас очень любят продлевать это время, люди сидят в СИЗО годами, еще раз повторю, следственный изолятор, а не колония и тюрьма – основной инструмент репрессий. Если это не терроризм, не шпионаж, не особо тяжкие преступления, то сроки заключения по УК у нас, в общем-то, небольшие – средний срок, назначаемый российским судом, составляет 4 года. А тут, получается, люди сядут еще на меньшее время, поскольку будет засчитываться время в СИЗО.

С другой стороны, учитывая нежные отношения обвинения и судов, они могут подгонять приговоры под эту норму. То есть там, где раньше давали «по отсиженному» – дают срок, равный тому, который человек провел в СИЗО – придется давать больше в полтора раза, чтобы таким образом добиться того же результата. Но тут суд ограничен возможностями уголовной статьи с ее верхним и нижним пределом.

В любом случае это чрезвычайно позитивная реформа, которая уменьшит наше тюремное население, а его уменьшать нужно очень сильно, потому что люди, отсидевшие в тюрьме, – с большой вероятностью будущие рецидивисты.

У нас до трети всех сидящих сидят повторно, то есть человек, который попадает в тюрьму первый раз, имеет большие шансы попасть туда второй и третий раз. Следовательно, задача состоит в том, чтобы он по возможности туда вообще не попадал.

Закон не будет относиться к тем, кто сидит за убийство

У нас количество оправдательных приговоров никогда не достигало 1% от общего числа. Это связано с высокой вероятностью того, что в суде высшей инстанции такой приговор будет отменен, как мы видим на примере дела главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева.

Понятно, почему судьи не выносят оправдательные приговоры – они не хотят портить себе статистику. Есть и другие причины: кадровый состав судей, их происхождение из секретарей судов либо следственных органов – бывшие прокуроры, следователи, полицейские. Поэтому я не думаю, что тут ситуация каким-то образом изменится: приговоры все равно будут обвинительными, вопрос в форме и суровости приговоров.

В этом смысле я не думаю, что норма повлияет на систему вообще. Этот закон прежде всего послужит масштабной амнистии, то есть люди выйдут на свободу, и это не те люди, которые сидят за убийства и изнасилования. Закон не будет относиться к осужденным за терроризм и сидящим в колониях строгого режима – а там сидят за тяжкие и особо тяжкие преступления. Мне не до конца понятно, применима ли новая норма к «народным» статьям – ст. УК 228 и тем, что вокруг нее, связанным с наркотиками – это около 40% нашего тюремного населения. Если здесь будет какое-то послабление, то это очень сильно оздоровит ситуацию.

В перспективе мы как общество должны стремиться к тому, чтобы лишение свободы по обвинению, не связанному с насилием над личностью, вообще ушло из практики.

В СИЗО должны сидеть те люди, которые обвиняются в насильственном преступлении, все остальные должны ограничиваться в возможностях передвижения иными способами: такими, как залог, электронный браслет, домашний арест, подписка о невыезде. Такие люди не должны для удобства следствия находиться в СИЗО. А они там находятся ровно для этого, это тот аргумент, которым следователи подкрепляют свои обращения к судам: человек может скрыться и помешать следствию.

Так вот, чтобы он не скрылся, его надо лучше сторожить, а чтобы не мешал следствию – лучше вести следствие. Вот, собственно говоря, и все.

В Госдуму в июне 2008 года. Одним из его авторов была Татьяна Москалькова, которая сейчас занимает пост уполномоченного по правам человека. «В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа даже цитировали решения Европейского суда по правам человека, который указывал, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий назначенного судом наказания. Поэтому было предложено изменить существующий порядок, когда день в СИЗО приравнивается ко дню в колонии.

«Что это значит: что человек на этапе нахождения в СИЗО претерпел более тяжелые условия содержания под стражей, чем он должен был претерпеть с учетом того, что вынес ему суд. В СИЗО не допускаются длительные свидания, невозможна работа человека, и, конечно, разница между нахождением в СИЗО и в колонии-поселении, куда могут приезжать родственники, где может человек зарабатывать, выплачивать долг, алименты, совершенно разная», - объяснила Москалькова «Медиазоне» необходимость принятия законопроекта.

Новые правила расчета срока наказания

В колонии общего режима и воспитательной колонии: день в СИЗО равен полутора дням в колонии.

В колонии-поселении: день в СИЗО равен двум дням в колонии-поселении.

Старый принцип «один к одному» сохранится только для тех, кого приговором суда отправили в тюрьму, колонию строгого или особого режима.

Срок домашнего ареста по УПК до сих пор приравнивался к сроку в СИЗО из расчета день в день. Теперь один день под домашним арестом будет равен половине дня в СИЗО и половине дня лишения свободы. Тем, кто уже находится в колонии, увеличивать срок (из-за понижающего коэффициента 0,5) не будут - УК запрещает ухудшать условия при принятии новых законов.

Пересчитать сроки в сторону уменьшения тем, кто отбывает наказание, должны будут в ближайшее время. За три месяца после вступления закона в силу будут пересчитаны сроки заключеным в воспитательных колониях и колониях-поселениях, за полгода - все остальные.

Но есть исключения

После первого чтения в законопроект добавили перечень статей УК, по которым срок вне зависимости от режима колонии будет учитываться по коэффициенту «один к одному»: терроризм (205–205.5 УК), захват заложников (части 3 и 4 статьи 206 УК), угон самолета, судна или поезда (часть 4 статьи 211 УК), госизмена (275 УК), шпионаж (276 УК), международный терроризм (361 УК). Помимо этого, по статьям о посягательстве на жизнь чиновника или общественного деятеля (277 УК), захвате власти (278 УК), вооруженном мятеже (279 УК) и нападении на лиц под международной защитой (360 УК) правило «один к одному» будет применять в случае, если эти преступления «сопряженные с осуществлением террористической деятельности».

Никакого перезачета сроков также не будет для осужденных по статьям о хранении наркотиков в крупном и особо крупном размере (части 2 и 3 статьи 228), производстве и сбыте (228.1 УК) и хищении наркотиков (229 УК).

Кроме того, день в СИЗО будет зачитываться за один день назначенного срока наказания при «особо опасном рецидиве преступлений» и для осужденных, которым смертную казнь заменили на пожизненный срок или 25 лет лишения свободы.

Если уже после отправки в колонию осужденного поместили в штрафной или дисциплинарный изолятор (либо помещение камерного типа), то дни такого наказания также будут заново пересчитаны «один к одному». Исходя из текста законопроекта, это означает увеличение общего срока наказания, если к осужденному применили взыскание (дни в ШИЗО будут «вычитаться» из срока, перезачтенного после СИЗО). Как эта мера будет применяться на практике, при обсуждении документа в Госдуме не объяснили.

Законопроект долго лежал на полке, но был срочно одобрен

Первого чтения документ ждал семь лет - оно состоялось еще в феврале 2015 года. Уже тогда все , что либерализация зачета сроков состоится в ближайшее время. Но затем документ снова отправился на полку. Вспомнили о нем в июне 2018 года, когда комитет по законодательству рассмотрел новую редакцию и вне очереди включил его в программу рассмотрения. Соавтор законопроекта и глава комитета Павел Крашенинников, выступая на заседании , напомнил, что документ рассматривался 10 лет. «Совершенно очевидно, что у нас условия содержания в следственных изоляторах достаточно тяжелые», - сказал депутат, добавив, что иногда условия в СИЗО сравнивают с пыточными.

«У нас ситуация не применительно к конкретному приговору и конкретному человеку. Мы хотим сделать универсальную систему, с тем, чтобы не было истории, когда мы по амнистиям выпускаем по одним и тем же составам [преступлений] каждый раз. Получается ситуация: мы тащим туда людей - потом выпускаем», - объяснил Крашенинников. С чем связан вовзрат к обсуждению законопроекта именно сейчас, он не сказал, ограничившись коротким выступлением. Скольких осужденных коснется новый законопроект, Крашенинников не уточнил, ранее он замечал , что речь идет о «значительном числе». Позже он сказал «Медиазоне», что, «по предварительным данным, пересчeт коснeтся более сотни тысяч» заключенных.

В разговоре с «Медиазоной» Татьяна Москалькова предположила, что рассмотрение законопроекта затянулось из-за правил перерасчета сроков. «Позиции были разные у Минюста и Генпрокуратуры. Расходились они в вопросах этапности введения этого закона с учетом большой затратности на перерасчеты. Нужно перерасчитать сроки нахождения достаточно большого количества людей. Обсуждался вопрос о режимах. Я бы, конечно, поддержала [пересчет] не только колонии-поселения и общий режим, но и строгий», - сказала она.

Во втором чтении законопроект приняли единогласно - его поддержали все 395 депутатов, присутствовавших в зале. Крашенинников сказал, что в третьем чтении он будет принят уже на следующий день, 21 июня. Затем он отправится в Совет Федерации и на подпись президенту.

Исправлено 28 июня в 15:15. Исправлены правила перезачета срока домашнего ареста.

Обновлено в 17:58. Материал дополнен комментарием Павла Крашенинникова.

Краткое содержание:

3 июля 2018 года Президентом РФ был подписан № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 14 июля 2018 года. Именно с этой даты все заинтересованные лица могут обращаться в суд с целью значительного сокращения срока лишения свободы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, приближенным в тюремным.

В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности заниматься каким-либо видом деятельности. В течение дня им разрешается только часовая прогулка в прогулочном дворе.

В то же время большая часть заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых после суда по его приговору направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее, чем в СИЗО и т.п.

В связи с этим и были введены изменения, призванные исправить существующее положение в следственных изоляторах, привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с международными стандартами.

Какие изменения внесены в закон?

Согласно внесенным изменениям, время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания следующим образом:

  • в дисциплинарной воинской части из расчета – один день за полтора дня;
  • ограничение свободы, принудительные работы и арест – один день за два дня;
  • исправительные работы и ограничение по военной службе – один день за три дня;
  • обязательные работы – один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

Это означает, что пока длится предварительное расследование, судебное разбирательство и человек находится под стражей в ИВС или СИЗО, каждый день в дальнейшем при вынесении приговора ему будет зачтен в повышенном размере.

Теперь рассмотрим такое наказание, как лишение свободы.
Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;
б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

Указанное означает, что человек, который «просидел» в период предварительного следствия любое время под стражей и был приговорен судом к наказанию в ИК строгого или особого режима, на сокращение срока заключения претендовать не может.

Если же суд назначит наказание в воспитательную колонию или ИК общего режима, то срок нахождения под стражей сократит срок отбывания наказания:

  • 6 месяцев – как будто отбыл 9 месяцев;
  • 1 год, как будто отбыл 1,5 года и т.д.

При назначении наказания в колонии-поселении, срок отбывания зачтется сразу в два раза: 6 месяцев в СИЗО приравнивается к отбыванию срока в один год.

Естественно, из правила имеются исключения как положительные, так и отрицательные. Это связано с тем, что большинство граждан, находящиеся в местах лишения свободы в период предварительного следствия, попали под стражу до вступления приговора в законную силу, и им будет положено пересчитать срок в связи со смягчением законодательства, улучшением положения. Но это разные преступления, разные личности и различное поведение в период отбывания наказания. Поэтому закон установил, что время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных:

Кроме того, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, уже отбывающего наказание:

  • в строгих условиях в воспитательной или исправительной колонии общего режима,
  • в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденному (в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации).

Ухудшилось положение тех, кому в период предварительного расследования была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста: ранее один день дома за закрытыми дверями засчитывался за один день лишения свободы, а новым законом время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания его под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

Осталась неизменной следующая норма закона: если осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания назначается штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает от него.

Как применять изменения закона для подсудимых и осужденных?

Положения статьи 72 УК РФ подлежат исполнению:

1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу № 186-ФЗ в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении;
2) в течение шести месяцев со дня вступления в силу № 186-ФЗ в отношении:

  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
  • лиц, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ;
  • военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части.

Что сделать, чтобы выйти из колонии раньше указанного в приговоре срока?

В соответствии с п.п. 3.1. ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3.07.2018 года, срок наказания подлежит уменьшению с учётом периода проведённого под стражей.

Чтобы выйти из колонии раньше, необходимо подать ходатайство о зачете времени содержания под стражей в срок наказания и перерасчете этого срока.

В какой суд подавать такое прошение? Здесь существует определенная трудность, так как мнения разделились: одни советуют обращаться в суд по месту отбывания наказания, другие – по месту вынесения приговора. Полагаю, что верно последнее.

Согласно п.п. 11 статьи 397 УПК РФ, суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора: «11) о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со статьями 72, 103 и 104 Уголовного кодекса Российской Федерации». В силу ч. 1 ст. 396 УПК РФ, вопросы, указанные в пунктах 1, 2, 2.1, 9, 10, 11, 14, 15, 16 и 20 статьи 397 и в статье 398, разрешаются судом, постановившим приговор.

Те, кто отстаивают позицию, что ходатайство необходимо подавать в суд по месту отбывания наказания, указывают на норму ч. 3 ст. 396 УПК РФ, в которой говорится, что вопросы, указанные в пунктах 3, 4, 4.2, 5, 6, 12, 13 и 19 статьи 397, разрешаются судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание.

Пункт 13 указывает на освобождение от наказания или смягчение наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации.

И, вроде бы это верно, ведь принят закон, смягчающий положение осужденного и само наказание. Но дело в том, что вышеуказанный пункт 11 о зачете времени содержания под стражей является специальной нормой по отношению к пункту 13, поэтому ходатайство необходимо подавать в суд, постановивший приговор, и просить этот суд не смягчить его (так как само по себе наказание, предусмотренное уголовной статьей, не смягчалось), а просить именно о зачете времени содержания.

К ходатайству необходимо приложить копии приговора, апелляционного определения, если приговор обжаловался, хотя закон и не содержит необходимости подобных заверенных судом копий.

При наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию через систему видеоконференц-связи.

Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом. Ходатайство гражданина об участии в судебном заседании может быть заявлено одновременно с его ходатайством по вопросам, связанным с исполнением приговора, либо в течение 10 суток со дня получения осужденным извещения о дате, времени и месте судебного заседания.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча