13.03.2019

Административно территориальное деление в российской федерации. Тенденции развития устройства России. Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления


Стабильность территориально-административного устройства - это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.

Особенности становления Российской Федерации

История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.

В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.

История формирования структуры государственного управления

Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.

Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР. Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях - четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами. Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.

Современная иерархия государственных структур Российской Федерации

В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.

Структура административного деления Российской Федерации

В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.

Обязанности и права субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:

Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.

Тенденции развития устройства России

Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.

Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:

  • создание необходимого уровня самодостаточности;
  • решение проблем региона;
  • создание местных рынков сбыта;
  • координация развития субъекта;
  • представительство на федеральном уровне.

Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Создание федеральных округов

С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г. было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы. Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.

Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.

Местное самоуправление в России

Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.

Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления

Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:

  1. Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
  2. Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.

В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором - интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.

Перспективы развития территориального устройства РФ

В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.

Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.

На основе административно-территориального устройства России строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существующая система сложилась из-за обширной территории нашей страны, из-за ее особенных национальных, региональных, экономических условий. Так каково же административно-территориальные особенности РФ?

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Федеральные округа

В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.

Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.

Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.

Рис. 3. Москва.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.

Регион Районы Города Городские районы и округа ПГТ Сельские н.п.
Российская Федерация 1868 1096 327 1353 153784
Центральный федеральный округ 422 308 68 319 59967
Белгородская область 21 11 2 18 1574
Брянская область 27 16 4 24 2671
Владимирская область 16 23 3 9 2475
Воронежская область 32 15 6 21 1832
Ивановская область 21 17 4 14 2998
Калужская область 24 19 3 10 3179
Костромская область 24 12 0 7 3502
Курская область 28 10 3 22 2775
Липецкая область 18 8 4 0 1590
г. Москва 0 1 10 0 0
Московская область 38 80 0 69 6137
Орловская область 24 7 4 13 2921
Рязанская область 25 12 4 23 2747
Смоленская область 25 15 3 12 4888
Тамбовская область 23 8 3 12 1710
Тверская область 36 23 4 28 9526
Тульская область 23 20 5 24 3416
Ярославская область 17 11 6 13 6026
Северо-Западный федеральный округ 155 145 36 146 29654
Архангельская область 21 14 9 21 3969
в т.ч.Ненецкий автономный округ 0 1 0 2 41
Вологодская область 26 15 0 9 8005
Калининградская область 13 21 5 3 1081
Республика Карелия 16 13 0 11 775
Республика Коми 12 10 1 29 725
Ленинградская область 17 31 0 32 2882
Мурманская область 5 16 3 12 136
Новгородская область 21 10 0 15 3727
Псковская область 24 14 0 14 8354
г. Санкт-Петербург 0 1 18 0 0
Южный федеральный округ 259 135 52 94 9620
Республика Адыгея 7 2 0 5 224
Астраханская область 11 6 4 8 429
Волгоградская область 33 19 8 23 1496
Республика Дагестан 41 10 3 19 1591
Республика Ингушетия 4 4 6 0 41
Кабардино-Балкарская Республика 10 8 0 2 167
Республика Калмыкия 13 3 0 0 262
Карачаево-Черкесская Республика 10 4 0 7 137
Краснодарский край 38 26 12 12 1723
Ростовская область 43 23 8 7 2261
Республика Северная Осетия - Алания 8 6 4 1 201
Ставропольский край 26 19 3 7 736
Чеченская Республика 15 5 4 3 352
Приволжский федеральный округ 448 197 77 297 34351
Республика Башкортостан 54 21 7 3 4532
Кировская область 39 18 4 42 4389
Республика Марий Эл 14 4 0 15 1596
Республика Мордовия 22 7 3 14 1287
Нижегородская область 48 28 8 62 4818
Оренбургская область 35 12 7 1 1718
Пензенская область 28 11 4 16 1462
Пермский край 33 25 7 38 3713
Самарская область 27 11 12 16 1311
Саратовская область 38 18 6 27 1813
Республика Татарстан 43 21 7 19 3082
Удмуртская Республика 25 6 5 7 1957
Ульяновская область 21 6 4 30 960
Чувашская Республика-Чувашия 21 9 3 7 1713
Уральский федеральный округ 119 115 25 79 5854
Курганская область 24 9 0 6 1230
Свердловская область 30 47 12 26 1847
Тюменская область 38 29 3 34 1537
в т.ч.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 16 0 24 167
в т.ч.Ямало-Ненецкий автономный округ 7 8 0 5 101
Челябинская область 27 30 10 13 1240
Сибирский федеральный округ 325 130 59 233 11608
Республика Алтай 10 1 0 0 245
Алтайский край 60 12 5 7 1610
Республика Бурятия 21 6 3 16 623
Забайкальский край 31 10 4 41 750
Иркутская область 33 22 7 54 1487
Кемеровская область 19 20 14 23 1075
Красноярский край 48 23 7 40 1707
Новосибирская область 30 14 10 17 1558
Омская область 32 6 5 21 1516
Томская область 16 6 4 1 644
Республика Тыва 17 5 0 1 139
Республика Хакасия 8 5 0 12 254
Дальневосточный федеральный округ 140 66 10 185 2730
Амурская область 20 9 0 21 598
Еврейская автономная область 5 2 0 11 99
Камчатский край 11 3 0 5 80
Магаданская область 8 2 0 28 57
Приморский край 22 12 5 30 616
Сахалинская область 17 15 0 5 223
Хабаровский край 17 7 5 24 427
Чукотский автономный округ 7 3 0 13 45
Республика Саха (Якутия) 33 13 0 48 585

Сверено по: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года: статистический сборник. Росстат. - М:, 2008, с. 10-12

В последнее время в прессе и в политических кругах все чаще муссируется тема очередной реформы АТД, несмотря на почти 50-летнюю устойчивость существующей системы АТД России; существуют два подхода к ее проведению - унитарный и дифференцированный. В первом случае все субъекты федерации должны иметь равные права и не должно быть различий между рядовыми (областями, краями) и особыми субъектами (национальными республиками, округами, городами федерального значения). Во втором - наоборот, ранжируются субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода особым в первую очередь относят, естественно, национальные республики; хотя число их в 2,5 раза меньше, чем областей и краев, тем не менее они считаются более важными в политическом плане, чем рядовые.

Ярким примером первого подхода является идея В.В. Жириновского разделить всю территорию России на 7 огромных губерний, которые чем-то напоминают «большие» госплановские области 1929 г., но в отличие от них «режут по живому» некоторые старые экономические районы, при этом ряд губернских центров имеют сильный эксцентриситет по отношению ко всей территории губернии (Нижний Новгород вместо Самары). Эти губернии должны включать, по его мнению, следующие субъекты.

1. Северная. Состав: республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, области Архангельская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская. Центр - Санкт-Петербург. Территория - 1880,3 тыс. км2.

2. Московская. Состав: области Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, город Москва. Центр - Москва. Территория - 448,8 тыс. км2.

3. Южная. Состав: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская; края Краснодарский и Ставропольский; области Астраханская и Ростовская. Центр - Ростов-на-Дону. Территория - 500,3 тыс. км2.

4. Поволжская. Состав: республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; области - Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр - Нижний Новгород. Территория - 656,6 тыс. км2.

5. Уральская. Состав: республики Башкортостан и Удмуртская, Коми-Пермяцкий автономный округ; области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская. Центр - Екатеринбург. Территория - 1091,6 тыс. км2.

6. Сибирская. Состав: республики Алтай, Тыва, Хакасия; автономные округа Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Ямало-Ненецкий; края Алтайский и Красноярский; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская. Центр - Новосибирск. Территория - 5638,2 тыс. км2.

7. Дальневосточная. Состав: республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская АО; автономные округа Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский; края Приморский и Хабаровский; области Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская. Центр - Хабаровск. Территория - 7127,7 тыс. км2.

Второй подход в перекройке АТД ярко представлен в высказываниях А. Тулеева в феврале 2000 г. о необходимости объединить «простые» субъекты федерации в более крупные для лучшей управляемости страны, не трогая при этом национальные республики, Москву и Санкт-Петербург. В результате такого объединения на территории страны должно остаться 30-35 субъектов федерации вместо нынешних 89. По всей видимости, существуют и иные проекты пересмотра системы АТД России. Общая идея всех таких проектов, как унитарных, так и дифференцированных, - стремление к укрупнению единиц АТД. Таким образом, назревает новая волна изменений в системе АТД, которая напоминает реформы
Павла I и первую советскую. Отражением этих стремлений служит известный указ от 13 мая 2000 г. о формировании 7 «президентских» федеральных округов, на удивление имеющих много общего с губерниями В.В. Жириновского*.

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский - Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Автор публикации


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча