24.04.2019

В структуру правоохранительных органов входят. Правоохранительные органы


Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система , в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:


Органов прокуратуры;

Органов внутренних дел;

Федеральной службы безопасности;

Органов государственной охраны;

Органов государственной налоговой службы;

Таможенных органов;

Органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

Органов предварительного расследования;

Органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

Конституционный контроль;

Отправление правосудия;

Прокурорский надзор;

Расследование преступлений;

Оперативно-розыскная функция;

Исполнение судебных решений;

Оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

Предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – систему правоохранительных органов;
  • – смысл судебной защиты;

уметь охарактеризовать задачи Конституционного Суда РФ, общих и арбитражных судов;

владеть навыками правильной оценки роли прокурора, нотариата и помощи адвоката в правоохранительной деятельности.

Правоохранительная система и ее задачи

Бесполезна власть, которая никогда не употребляется.

Латинская формула

Право без принуждения – ничто. Это аксиома. Вот почему в системе государственного аппарата, наряду с органами законодательными и исполнительными, выделяется особая группа органов: правоохранительные. Их насчитывается десять: Конституционный Суд, общие суды, арбитражные суды, прокуратура, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.

Правоохранительные органы также образуют систему, и эффективность их работы зависит от слаженности действий между ними.

Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в структуре судебной власти. Он решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов федеральной власти и власти субъектов РФ. Предметом его рассмотрения являются документы, а не люди и их судьбы. Кроме того, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, обжалованию и пересмотру не подлежат.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Однако круг их задач значительно более широкий. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия, контролируют исполнительную власть, когда рассматривают жалобы на незаконные действия государственных органов.

В отличие от законодательных органов суды не создают новых правил. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. Главным принципом, на основе которого суд применяет общие нормы к конкретным ситуациям, является принцип справедливости. Можно сказать, что суд и справедливость – понятия неразделимые. Этот принцип означает, что человек должен получить от общества (быть наказан) то, что он ему дал (совершил).

Существует и другие правоохранительные органы. Рассмотрим их.

Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Раньше прокуратуру называли "око государево". Возможно, это было справедливо. Сейчас перед прокуратурой поставлена задача в равной мере защищать интересы как государства, так и граждан, организаций.

Следственный комитет регистрирует, проверяет сообщения о преступлениях, возбуждает уголовные дела и ведет расследование преступлений.

Полиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанности по пресечению и предупреждению преступлений, розыску скрывшихся лиц, производству дознания и расследования некоторых преступлений. Практически все имущественные преступления или преступления против собственности относятся к компетенции полиции, и она проводит но ним следствие

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т.п. Они выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединенные в Федеральную службу безопасности РФ, стоят на страже национальной безопасности страны: выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. В определенных случаях злоупотребление такими конституционными правами и свободами со стороны граждан, как право частной собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью, может затрагивать государственные интересы и по этой причине попасть в их ноле зрения. В основном органы государственной безопасности используют негласные методы работы, и это является их особенностью. Гласные методы выявления правонарушений не всегда способны дать нужный эффект.

Внешняя разведка – государственный орган, который совсем недавно стал самостоятельным. Его задача – обеспечение безопасности России и, соответственно, с этой целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы страны, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.

Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п. Совершая эти действия от имени государства, нотариусы, таким образом, содействуют утверждению правового порядка в общественной жизни.

Таможенные органы – это органы, которые в определенной мере ответственны за экономическую безопасность страны, с одной стороны, и, с другой, органы, способствующие пополнению государственной казны. Их эффективная работа по контролю за перевозкой товаров через границу и сбору таможенных пошлин способна принести стране ощутимую пользу. Чтобы лучше оценить их необходимость, представьте себе, как бы решалась проблема с сохранностью вашего личного имущества, если бы в квартире не было надежного замка.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Хотя адвокатура и не является государственным органом, без нее бывает трудно обеспечить законность в работе других правоохранительных органов.

Должностные лица и работники правоохранительного аппарата – это люди, которые, хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, выполняют важные социальные функции. Однако, осуществляя деятельность по защите прав и свобод граждан и организаций, государственные служащие требуют на свое содержание немалых финансовых средств.

Однако существует еще большая опасность. Общепризнано, что, если правоохранительные органы бездействуют или работают не в полную силу, общество может погрязнуть в анархии и коррупции. Когда у них много работы, это также говорит о неполадках, имеющих место в социальном организме: это свидетельствует о том, что законодательство не отражает потребности людей, а навязывает им неприемлемые правила поведения. Как правило, такая ситуация складывается в тоталитарном государстве. В либеральном государстве правоохранительные органы не доминируют над обществом, не внушают страх людям, а, напротив, защищают их права и свободы, в том числе и право на частную собственность, на занятие предпринимательской деятельностью.

Одним словом, мера нужна во всем, и в деле определения объема правоохранительного аппарата в том числе.

Это надо запомнить

  • 1. Насчитывается 11 правоохранительных органов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, следственный комитет, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.
  • 2. Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.
  • 3. Судебная власть в России имеет три ветви: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
  • 4. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов федеральной власти и власти субъектов РФ.
  • 5. Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, организациями и гражданами.
  • 6. Следственный комитет ведет расследование преступлений.
  • 7. Полиция – это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
  • 8. Уголовно-исполнительные органы организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.
  • 9. Внешняя разведка имеет своей целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы России, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.
  • 10. Органы государственной безопасности выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность.
  • 11. Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п.
  • 12. Таможенные органы осуществляют контроль за перевозкой товаров через границу и уплатой таможенных пошлин.

Глава 1. Основные сведения об учебной дисциплине «Правоохранительные органы».

1. Понятие курса "Правоохранительные органы"

2. Предмет курса "Правоохранительные органы"

3. Система курса "Правоохранительные органы"

4. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими науками.

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Виды правоохранительных органов.

3. Задачи правоохранительных органов.

4. Понятие правоохранительной деятельности.

5. Виды правоохранительной деятельности.

7. Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности.

8.Законодательство о правоохранительных органах и право охранительной деятельности

Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности.

1. Принцип разделения властей.

2. Понятие судебной власти.

3. Признаки судебной власти.

4.Принципы осуществления судебной власти в РФ.

5. Задачи судебной власти.

6. Понятие правосудия.

7. Признаки правосудия.

8. Понятие судопроизводства.

9. Виды судопроизводства.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Признаки принципов правосудия.

3. Система принципов правосудия.

4. Принцип законности.

5. Принцип осуществления правосудия только судом.

6. Принцип равенства граждан перед законом и судом.

7. Принцип независимости судебной власти.

8. Принцип независимости судов и судей.

9. Принцип презумпции невиновности.

10. Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

12. Принцип открытости и гласности судопроизводства.

13. Принцип обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

14. Принцип государственного или национального языка при осуществлении судопроизводства.

15. Принцип свидетельского иммунитета.

16. Принцип диспозитивности судопроизводства.

17. Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

18. Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

19. Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

1. Понятие судебной системы РФ.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

3. Система судов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

6. Органы судейского сообщества.

7. Судья в РФ.

8. Статус судей в РФ.

9. Гарантии судей в РФ.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

1. Понятие, система судов общей юрисдикции.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

1. Понятие и место в судебной системе мировых судей.

2. Компетенция мировых судей.

3. Порядок формирования аппарата мировых судей.

1. Понятие и место в судебной системе районных судов.

2. Принципы деятельности районных судов.

3. Компетенция районного суда.

4. Состав районного суда.

5. Председатель районного суда, его права и обязанности.

1.Суды общей юрисдикции среднего звена: понятие, место в судебной системе.

2. Порядок образования судов общей юрисдикции среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

3. Состав, структура и компетенция Федеральных судов среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

4. Верховный суд республики в составе Российской Федерации, особенности его организации и компетенции.

1. Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

3. Компетенция военных судов РФ.

1. Понятие и место в судебной системе Верховного суда РФ.

2. Состав Верховного суда РФ.

3. Компетенция Верховного суда РФ.

1. Понятие арбитражных судов в РФ.

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

4. Компетенция арбитражных судов РФ.

1. Понятие арбитражных судов субъектов РФ.

2. Состав арбитражного суда субъекта РФ.

3. Полномочия арбитражного суда субъекта РФ.

1. Понятие арбитражных апелляционных судов.

2. Состав арбитражного апелляционного суда.

3. Полномочия арбитражного апелляционного суда.

1. Понятие Федерального арбитражного суда округа.

2. Состав Федерального арбитражного суда округа.

3. Полномочия Федерального арбитражного суда округа.

1. Понятие Высшего арбитражного суда РФ.

2. Состав Высшего арбитражного суда РФ.

3. Компетенция Высшего арбитражного суда РФ.

1. Понятие Конституционного Суда РФ.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Полномочия Конституционного Суда РФ.

Глава 3. Прокуратура - как гарант законности на территории РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

4. Прокурорский надзор.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

2. Задачи и направления оперативно-розыскной деятельности.

3. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности.

5. Виды оперативно-розыскных мероприятий.

6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

7. Понятие предварительного расследования преступлений.

8. Формы предварительного расследования преступлений.

9. Понятие и система органов дознания.

10. Формы дознания.

11. Понятие и система органов предварительного следствия.

12. Правовое положение следователя.

1. Понятие Министерства внутренних дел РФ.

2. Система органов Министерства внутренних дел РФ.

3. Задачи Министерства внутренних дел РФ.

4. Компетенция Министерства внутренних дел РФ.

5. Понятие Милиции в РФ.

6. Задачи Милиции в РФ.

7. Принципы деятельности Милиции в РФ.

8. Криминальная милиция и Милиция общественной безопасности.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

1. ФСКН: понятие, система органов.

2. Задачи и функции органов ФСКН.

3. Правоохранительная служба и кадры органов ФСКН.

Глава 5. Органы обеспечения безопасности государства.

Это специально созданная государством группа органов, которые должны охранять закон, порядок, права и свободы человека. Чтобы достичь поставленных задач, они обладают соответствующими материальными ресурсами и компетентны в вопросах защиты правопорядка на разных социальных уровнях.

Естественно, этого определения мало, чтобы понять, что такое правоохранительные органы. Это целая структура, перед которой поставлены конкретные цели, задачи и функции.

Признаки

Когда речь заходит о правоохранительных органах РФ, стоит обратить внимание на признаки, согласно которым они осуществляют свою деятельность:

  1. Чтобы осуществлять правоохранительную деятельность, государственные органы имеют законные полномочия.
  2. Деятельность осуществляется согласно букве закона, в рамках установленных процедур и правил, а не в произвольной форме.
  3. В процессе деятельности правоохранительные органы могут применить меры принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  4. Все законные решения, принятые правоохранительными органами РФ, должны быть исполнены должностными лицами и гражданами.

Функции

Так же как и другие организации, существующие в обществе, государственные правоохранительные органы делятся на несколько видов, каждый из которых выполняет одну или несколько функций. В целом можно обозначить 9 функций, что выполняют органы правопорядка:

  1. Обеспечение безопасности.
  2. Контроль и исполнение судебных решений.
  3. Розыск преступников и людей, пропавших без вести (оперативный розыск).
  4. Охрана общественного порядка.
  5. Расследование правонарушений.
  6. Консультирование и юридическая помощь.
  7. Предупреждение правонарушений.
  8. Прокурорский надзор.
  9. Конституционный контроль.

Пожалуй, это основные задачи правоохранительных органов. Но кроме них есть и дополнительные функции, каждая из которых присуща своему виду органов правопорядка.

Разновидности

По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:

  • Суды - конституционные и общей юрисдикции.
  • Прокуратура.
  • Следственный комитет.
  • Министерство внутренних дел РФ.
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  • Налоговые инспекции.
  • Федеральная таможенная служба.
  • Нотариат.
  • Адвокатура.
  • Министерство юстиции (к нему относится служба исполнения наказаний и служба судебных приставов).

Теперь с уверенностью можно сказать, что такое правоохранительные органы. Это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка.

Министерство внутренних дел и Следственный комитет

Как уже было сказано, к правоохранительным органам относятся более десяти самостоятельных структур. Особенности каждой из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы иметь представление, чем занимается конкретный орган правопорядка.

Итак, МВД, или Министерство внутренних дел, - это федеральный орган исполнительной власти, который занимается нормативно-правовым регулированием в среде внутренних дел, а также реализует государственную политику. В состав МВД входят полиция, управление по контролю за оборотом наркотиков и управление по вопросам миграции.

Следственный комитет (СК) осуществляет установленные государством полномочия в среде уголовного судопроизводства. Это относительно молодая структура, что относится к правоохранительным органам, так как была основана на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2011 году. СК России в основном занимается досудебным расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.

Прокуратура и ФСБ

Если говорить о прокуратуре, то она не зависит от других органов государственной власти и должна обеспечивать надзор за соблюдением законодательства РФ правоохранительными органами. В задачи прокуроров входит дознание и возбуждение уголовных дел относительно административных правонарушений. Необходимо также уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, она просто передает материалы о совершенном преступлении в уполномоченные следственные органы. Самая известная в обществе деятельность прокуроров - поддержка в суде стороны обвинителя.

К прокуратуре РФ относится:

  • Генпрокуратура.
  • Прокуратуры субъектов РФ.
  • Территориальные прокуратуры.
  • Военная прокуратура
  • Специализированная, то есть транспортная, пенитенциарная, природоохранная и т. д.

Что касается ФСБ (Федеральной службы безопасности), то этот орган правопорядка должен осуществлять предварительное следствие и дознание по конкретному кругу преступлений. К таким нарушениям правопорядка относятся все дела, которые угрожают безопасности страны и жизни ее граждан. Например, терроризм или шпионаж.

Таможенная служба и национальная гвардия

Федеральная таможенная служба производит надзор в области таможенного дела и валютного контроля. Однако ее основная функция - бороться с контрабандой и другими преступлениями, совершенными на подведомственной территории (таможне) или относящимися к сфере таможенного законодательства. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства финансов РФ и тщательно следит за международными финансовыми операциями и перемещением товаров за границу.

Также важная миссия возложена и на национальную гвардию. Хотя ее редко отмечают как отдельный орган правоохранительной системы, она тоже вносит свой вклад в соблюдение общественного порядка. Национальная гвардия - это компонент исполнительной власти, который управляет военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны. Их основные цели - защищать целостность страны, помогать в обороне России, обеспечивать общественный порядок и безопасность.

Министерство чрезвычайных ситуаций

МЧС - это служба, которая должна осуществлять функции выработки и реализации национальной политики, производить нормативно-правовое регулирование, контролировать сферу гражданской обороны, защищать население и территории от непредвиденных, опасных ситуаций природного и техногенного характера. Также сотрудники МЧС должны отвечать за пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах. Частично это министерство относят к правоохранительным органам.

В состав Министерства чрезвычайных ситуаций входят департаменты:

  • Оперативного управления.
  • Гражданской защиты.
  • Специальной пожарной охраны и готовности сил.
  • Профилактической работы и надзорной деятельности.
  • Международной деятельности.
  • Гражданской обороны и защиты населения.

Министерство юстиции

Немаловажное место в системе правоохранительных органов занимает Министерство юстиции. Оно должно вырабатывать государственную политику и регулировать нормативно-правовую сферу юстиции, а также следить за деятельностью других государственных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции должно обеспечивать исполнение Конституции РФ, исполнение уголовных наказаний, следить за регистрацией некоммерческих организаций, политических партий и оказывать бесплатную юридическую поддержку населению. В сферу Минюста входит федеральная служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

Суды и нотариат

И, конечно же, какая может быть система правоохранительных органов без тех, кто решает, на чьей стороне правда, то есть без судебной системы. Она осуществляет правосудие и конституционный контроль по всей территории страны. Сегодня в России действует самостоятельная и независимая судебная система, и она состоит из судов разных инстанций:

  • Верховный суд. Это высший судебный орган, который не только решает спорные ситуации, но и контролирует работу других подведомственных судов.
  • Конституционный суд. Самостоятельный и независимый судебный орган, что осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.

Пускай и небольшую, но все же очень важную роль играет нотариат. Хотя это скорее не правоохранительный орган, а правовой институт, удостоверяющий всевозможные сделки, придающий им юридическую силу.

Итак, подытожим, что такое правоохранительные органы. Это сложная структура, состоящая из множества объединений, которые следят за безопасностью и порядком.

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы - сущ., кол во синонимов: 7 милиция (19) наркоконтроль (3) … Словарь синонимов

Правоохранительные органы - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью... Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правоохранительные органы , Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой рассмотрены все основные вопросы, входящие в состав курса "Правоохранительные органы" . В… Купить за 620 руб
  • Правоохранительные органы , Константин Гуценко. Учебник, как и предыдущие двенадцать вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на…

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча