05.03.2020

". Открытый урок на тему:"Кто стоит на страже закона?" Скачать презентацию кто стоит на страже закона


На страже закона в первую очередь стоит Конституция – высший законодательный акт, определяющий особенности всех структур государства, которые исполняют установленные нормативы, касающиеся охраны законодательных баз. Кроме всего прочего, на страже закона стоит милиция и судебные инстанции. Но, в принципе, вся система защиты правопорядка очень многогранна.

Кто именно стоит на страже закона?

В Конституции РФ статья 2 определенно, что человек и его свобода – высшие ценности. Именно по этой причине, формируется своеобразная необходимость в защите всех прав человека, его свободы и независимости в государстве. Осуществить такую защиту можно исключительно на основании проработанной системы охраны правопорядка. В данную систему входят такие инстанции:
  1. Правоохранительные органы РФ
  2. Прокуратура;
  3. Таможня;
  4. Судебные инстанции;
  5. Федеральные службы правопорядка.
Прокуратура занимается своеобразным надзором, за исполнением всех законодательных актов, которые приняты в нашей стране. Также, именно прокуратура представляет интересы государства в судебных разбирательствах по различным делам.

Что касается таможни, то данная контролирующая инстанция занимается вопросами надзора за перемещением различных товаров через границу страны. В данном случае, специалисты стараются максимально защитить интересы государства в вопросах ввоза в страну некачественной продукции, а также наркотических средств и пр.

Также нужно заметить активную работу федеральных служб безопасности, которые занимаются борьбой с терроризмом, шпионажем, то есть, со всеми видами преступлений, которые совершаются против государства. Судебные же инстанции занимаются вопросами рассмотрения различных споров и дел, и устанавливают наказание за нарушение законодательной базы.

Таким образом, мы видим, что структура защиты интересов граждан продумана до мелочей и деталей. Именно по этой причине, наше государство считается правовым, и оно в действительности обеспечивает идеальные аспекты защиты интересов граждан.

Важность правоохранительных органов

Любое правовое государство базируется на определенных законодательных базах, которые составляют основу правовой системы. Без законов не может существовать государство, как таковое. Так как в данном случае, защитить интересы и права отдельных граждан, как и всей государственной структуры – невозможно. Наличие законодательной базы формирует определенную защиту интересов каждого жителя страны, и государства в частности. Но, мало просто разработать и внедрить законы, важно также следить за их исполнением, а сделать это можно только в том случае, если будут сформированы надзорные инстанции, которые будут курировать все вопросы, касающиеся соблюдения интересов граждан и государства.


Существует Закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором есть раздел о допустимом уровне шума, как в ночное, так и в дневное время. Нужно также...


В наше современное время, каждый человек, а уж тем более предприниматель, должен позаботиться о максимально правильной защите своих интересов. Вполне очевидно, что юридическая...

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Данный урок имеет большое значение при изучении раздела «Человек и закон».

Он логически завершает изучение темы, он обоснованно показывает, что государство имеет специальные силы, органы, которые стоят на страже правопорядка. Назначение данной темы состоит в том, чтобы сформировать у семиклассников на доступном для них уровне представления о деятельности правоохранительных органов. Она позволяет показать, что поведением законопослушного человека, о котором говорилось в предыдущих темах, может быть не только уважительное поведение к Закону, но и его защитникам. Тема имеет большое воспитательное значение, поскольку позволяет рассказать о людях и их судьбах, рассказать о членах семьи, чья профессиональная деятельность связана с работой правоохранительных органов. Перед учителем стоит непростая задача: как доступно, доходчиво, наглядно представить интересный, но огромный по объему материал о системе правоохранительных органов. Поэтому, на наш взгляд, групповая работа, предложенная автором, поможет преодолеть эти трудности.

Так как ребятам предстоит большая работа по изучению новой темы, то предлагается проверку изучению предыдущей темы осуществить в рамках предшествующего урока, а вопросы этой темы включить в отчетную работу по главе 2.

Цели:

  • познакомить учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
  • продолжить формирования умений:
    * находить главное, работая с учебником и дополнительной литературой;
    * умения анализировать учебный материал;
    * уметь переводить информацию из одного вида в другой;
    * составлять связанный рассказ на заданную тему;
  • расширить знания учащихся о правоохранительных органах;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать умения публичного выступления.

Задачи урока:

  1. Узнать, что включает в себя система правоохранительных органов РФ
  2. Определить специфику деятельности каждого компонента системы.
  3. Осветить деятельность правоохранительных органов Тверской области.
  4. Познакомить учащихся с выдающимися работниками правоохранительных органов.
  5. Осветить классные семейные страницы правоохранительных органов (рассказать силами учащихся работе мам и пап, являющихся сотрудниками правоохранительных органов).
  6. Способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивающим защиту прав и интересов граждан.
  7. Развивать ораторские умения, умения выделять главное, умения публичного выступления.

Форма урока : поисково-исследовательский.

Метод: работа в группах.

Оборудование урока: Карточки – задания с дополнительным материалом для работы в группе, ноутбуки для оформления результатов работы в форме презентации (при их наличии), учебники, текст Конституции.

Изучение темы может осуществляться в 2 вариантах:

1 вариант: вся работа выполняется в течение урока, в конце урока представляются результаты работы в виде только ответов на вопросы. В этом случае предварительно, за 2 недели, выясняется, чьи родственники являются сотрудниками правоохранительных органов, и ребятам предлагается узнать о работе родителей, о причинах, побудивших выбрать именно этот профессиональный путь. На уроке ребята включают данную информацию в контекст ответа группы. Домашнее задание будет включать в себя подбор краеведческого материала по заданной теме (в этом случае не предлагается краеведческий материал на уроке).

2 вариант: осуществляется в течение 2 уроков, где на первом уроке осуществляется отбор материала, его изучение, коллегиально решается вопрос формы представления результатов работы, на 2 уроке – представление результатов работы с электронной поддержкой каждой группой, представляется видео - ряд и рассматривается весь материал, предложенный для работы, в том числе и материалы личного характера.

Основные понятия: Правоохранительная система, Полиция, Прокуратура, Суды РФ, Федеральная Служба Безопасности (ФСБ), таможня, адвокатура, нотариат, Частная детективная деятельность, правосудие, уголовный розыск, криминальная полиция, Инспекция по делам несовершеннолетних, паспортно-визовая служба, патрульно- постовая служба, презумпция невиновных, приговор, Конституционный, Арбитражный, Верховный суд.

Ход урока

Бесполезна власть, которая никогда не употребляется.
Латинская формула.

Тема сегодняшнего урока «Кто стоит на страже закона». Предложите, каковы цель и задачи нашей работы сегодня на уроке?

(В рубрике «Обсудим вместе», на странице 118, есть вопрос: «Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами порядка?». Можно также поставить следующий вопрос: «Каковы их полномочия (что делают люди этих профессий?»)). С постановки этих вопросов и следует начать изучение темы. В ходе ответов ребят можно фиксировать ответы на доске. Это позволит узнать об исходных представлениях учащихся по изучаемой теме, которые в процессе работы над темой придется углубить.

Вхождение в тему можно начать с работы с текстом статей 1 и 2 Конституции РФ.

  1. Как Конституция определяет, что является высшей ценностью в РФ?
  2. Кто, согласно Конституции, должен обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан?
  3. Какова, согласно Конституции, характеристика российского государства?
  4. Как Вы понимаете характеристику российского государства, как правового?

(Это обозначает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан).

Право – ничто без принуждения. Это общеизвестно. Вот почему в системе государственного аппарата есть особая группа органов – правоохранительные органы.

Правоохранительная система – это система государственных органов, которая обеспечивает защиту граждан и организаций от противоправных действий.

Работа на уроке будет осуществляться в группах:

Задания для группы «Конституция России о защите прав и свобод человека». (государственники)

Прочитайте статьи с 45 по 49 (глава 2) Конституции РФ и ответьте на вопросы:

  1. Гарантирует ли государство защиту прав и свобод человека? Ответ обоснуйте.
  2. Имеет ли право гражданин обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека? В каком случае?
  3. В каких ситуациях гражданин имеет право пользоваться помощью адвоката?
  4. До какого момента каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным?

Задания для группы «Прокуроры»

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Вопросы:

  1. Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
  2. Каковы основные задачи прокуратуры?
  3. Что входит в обязанности прокурора?
  4. Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи ?

История Тверской прокуратуры.

Первым тверским прокурором был отставной капитан Герасим Шишков , утвержденный на эту должность Указом Екатерины II 14 апреля 1764 года. Г. Шишков был провинциальным прокурором, поскольку Тверь входила в состав Новгородской губернии.
С образованием в декабре 1796 года Тверской губернии было положено начало становлению и развитию губернской прокуратуры. Декрет о суде № 1 в ноябре 1917 года ликвидировал царскую прокуратуру. Надзор за соблюдением законности стали осуществлять различные органы власти и управления. В августе 1922 года в губернии снова начала работать губернская прокуратура. 20 ноября 1931 года город Тверь был переименован в Калинин, в январе 1935 года была образована Калининская область. Прокуратура Калининской области включала в свой состав 55 районных прокуратур.

Много испытаний выпало на долю работников прокуратуры области. В 30-е годы восемь из них вместе с прокурором области Л.Я. Назаровым были репрессированы. В период Великой Отечественной войны 77 работников ушли на фронт.
Деятельность органов прокуратуры области сейчас направлена на укрепление законности и правопорядка в регионе. Большое внимание уделяется обеспечению единого правового пространства, защите законных прав и интересов граждан и государства, борьбе с преступностью. В настоящее время службу в Прокуратуре Тверской области проходят 416 оперативных работников.

Для рассказа о знаменитом прокуроре А.Ф. Кони воспользуйтесь материалом на странице 116, в рубрике «Жил на свете человек».

Задания для группы «Судьи».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, 121-122,а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Суд осуществляет правосудие, т.е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твердым характером и развитым чувством справедливости. Согласно закону судьи в РФ независимы, они подчиняются только Конституции и законам. В России действуют разные суды. Например, арбитражный суд разрешает спор экономического характера между организациями, предпринимателями, а Конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы Конституции страны. Другие же суды разрешают имущественные споры, решают, виновен ли человек в совершении преступления и т.д. Если человек обратился не в тот суд, его проблему рассматривать не станут. Если кто-то противится и не хочет выполнять то, что требует суд, его поведение считается противоправным и служит основанием для юридической ответственности. Создана специальная служба – судебных приставов, которые помогают исполнению решений судебных органов страны.

Вопросы:

  1. Для решения каких вопросов существует суд?
  2. Опираясь на текст, раскройте содержание статьи 120 Конституции РФ: «1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
  3. Какие задачи решает арбитражный и Конституционный суды?
  4. Используя текст ст.125-127 и текст учебника составьте схему «Суды РФ».
  5. Каков основной принцип российского правосудия? Что он обозначает?

Задания для группы «Адвокаты».

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иная задача. Не случайно русское значение этого слова – защитник, его обязанность в судебном разбирательстве – обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Вопросы:

  1. Почему адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
  2. Каковы задачи адвокатов?

Анекдот о Ф.Н. Плевако.

История из жизни знаменитого адвоката Плевако.
Судили как-то одного попа за какую-то провинность.
У Плевако перед судом поинтересовались, велика ли его защитная речь?
На что он ответил, что вся его речь будет состоять из одной фразы.
И вот, после обвинительной речи прокурора, требовавшего приличного наказания, настала очередь защиты.
Адвокат встал и произнес:
– Господа! Вспомните, сколько грехов отпустил вам батюшка за свою жизнь, так неужели мы теперь не отпустим ему один единственный грех?!!!
Реакция зала была соответствующей. Попа оправдали.

Ф.Н. Плевако.

За всю историю отечественной адвокатуры не было в ней человека более популярного, чем Ф. Н. Плевако. И специалисты, и правовая элита, и обыватели, простонародье ценили его выше всех адвокатов как «великого оратора», «гения слова», «старшого богатыря» и даже «митрополита адвокатуры». Сама фамилия его стала нарицательной как синоним адвоката экстра-класса: «Найду другого «Плеваку», - говорили и писали без всякой иронии». Письма же к нему адресовали так: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».

Родился Федор Никифорович 25 апреля (13 по старому стилю) 1842 года в г. Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) в семье члена Троицкой таможни, надворного советника Василия Ивановича Плевака. В шесть лет Федор уже свободно читал сказки А.С. Пушкина, стихи М.Ю. Лермонтова, басни И.А. Крылова, в девять лет стал проявлять интерес к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Отец ежегодно уезжал в отпуск в Москву, Петербург, Казань и привозил сыновьям новые книги. Дети получили вначале домашнее образование, с семи лет Федор стал посещать приходское училище, а с 8 до 9 лет учился в уездном училище. За успехи в учебе был назначен классным аудитором. Выйдя в июне 1851 г. в отставку, В. И. Плевако задумал переехать в Москву для продолжения учебы своих сыновей. В Москве молодой Плевако продолжает образование в гимназии, располагавшейся на Пречистенке, причем поступает сразу в третий класс. Окончив гимназию с золотой медалью, Федор поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В 1864 г. Ф.Н. Плевако окончил университет и, получив степень кандидата права, занялся поисками работы. Председатель Московского окружного суда Е.Е. Люминарский посоветовал способному сотруднику пойти работать в адвокатуру.

Плевако одним из первых записался помощником (для самостоятельной работы нужно было быть старше 25 лет и иметь юридический стаж не менее 5 лет) к присяжному поверенному М.И. Доброхотову. Здесь он проявил себя на уголовных процессах как одаренный адвокат и 19 сентября 1870 г. был принят в присяжные поверенные округа Московской судебной палаты. С этого времени началось его блистательное восхождение к вершинам адвокатской славы.

Ф.Н. Плевако был одним из тех адвокатов, которые начали разработку основ судебной риторики в России. Он произнес в судебном зале множество речей, которые становились потом достоянием общественности и передавались из уст в уста. Резким нападкам своих противников на судебных процессах юрист противопоставлял обоснованные возражения, спокойный тон и строгий анализ улик. На процессах по делу о фабричных беспорядках в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, Плевако пробуждал у слушателей сострадание к людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пеленок в понятии добра и полном достатке».

Он увлекался книгами по истории, праву, философии и постоянно брал их с собой в поездки. Федор Никифорович был известен тем, что не отказывался от судебных дел крестьян, которые вел, как правило, бесплатно.

Ф.Н. Плевако отличало редкое сочетание дара импровизации и чувства юмора, которые проявлялись во множестве его острот и каламбуров. Он часто излагал свои эпиграммы и пародии на бумаге.

23 декабря 1908 года Плевако умер. В день его похорон тысячи людей пришли проводить в последний путь великого народного защитника. Людей объединило не только чувство глубокой скорби и глубокой благодарности, они понимали: на таких сынах России, каким был Ф.Н. Плевако, и на памяти о них Россия и держится. Погребен Ф.Н. Плевако на Ваганьковском кладбище.

История тверской адвокатуры.

В 1862 году вошедший на престол Александр II принял решение о проведении кардинальной судебной реформы. Согласно принятым в 1864 году судебным Уставам адвокатура состояла при «судебных местах» - судебных палатах и окружных судах. При палатах формировались советы присяжных поверенных – органы адвокатского самоуправления. Первым российским городом, где вслед за столицами появились адвокаты, стала Тверь.

В ноябре 1886 года Московский совет присяжных поверенных определил для работы и жительства в г. Твери коллежского асессора Ивана Сухоручкина и коллежского советника Ивана Яснецкого. От них и повелось Тверское адвокатское сообщество.

Собственную оргстуктуру коллегии обрели много позже – лишь по декрету ВЦИК 1922 года и принятию «Положения об адвокатуре», утвержденному ВЦИК 26.05.1922. Коллегии защитников работали при судебных округах. В г. Твери в 1930 году одними из первых в РСФСР 10 адвокатов добровольно отказались от частной практики и перешли на коллективную форму, образовав Тверской городской коллектив защитников. К маю 1938 года в состав Калининской городской коллегии защитников входило 14 коллективов.

К 1985 году тверская областная коллегия адвокатов насчитывала 145 человек в составе 33-х консультаций области и 4-х консультаций в г. Твери. В 2002 году была образована Адвокатская палата Тверской области. Адвокаты Тверской области консультируют граждан. Во всех районах Тверской области каждый гражданин может обратиться к адвокату за получением необходимой юридической помощи.

Для рассказа о знаменитом адвокате В.Д. Спасовиче воспользуйтесь материалом на странице 124, в рубрике «Жил на свете человек».

Задания для группы «Нотариусы».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119,а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

К правоохранительным органам иногда относят и нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Нотариат представляет собой публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, в задачу которого входит защита прав и законных интересов, как государства, так и физических и юридических лиц. Все нотариальные действия выполняются на основании предусмотренных законодательных актов от имени Российской Федерации. Нотариат играет исключительную роль в мирном урегулировании отношений субъектов, внесудебных процедурах защиты прав, в механизмах юридических гарантий и по праву является важным и незаменимым правозащитным институтом. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определенные гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

  1. Почему нотариат не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
  2. Каковы задачи нотариусов?
  3. Что входит в обязанности нотариуса?

Тверская областная нотариальная палата была сформирована в апреле 1994 года. Палата представляет собой профессиональное объединение, обязательное членство в которой должны иметь все тверские нотариусы, имеющие частную практику. Нотариальная палата выполняет координирующие функции в работе частного нотариата Тверской области, осуществляет представительские и правозащитные функции нотариусов в Твери, оказывает им необходимую помощь и содействие в обеспечении нотариальной практики. Членами Нотариальной Палаты Тверской области являются 79 нотариусов. Кроме них, право совершать нотариальные действия имеют 20 помощников.

Задания для группы «Полицейские».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 122 - 127, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Полиция – это система органов исполнительной власти РФ, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принятия мер принуждения. Полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Сотрудники милиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются раскрытием преступлений, пресечением различных правонарушений. Полиция в РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности . Задачи криминальной милиции – борьба с тяжкими преступлениями (например, кража, грабеж, разбой), розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В составе криминальной полиции работает уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с незаконным оборотом наркотиков. Основные задачи полиции общественной безопасности (МОБ) – обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка. В ее состав входят различные подразделения и службы, например, патрульно-постовая служба, подразделение по делам несовершеннолетних, ГИБДД, паспортно-визовая служба. Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Вопросы:

  1. Что такое милиция?
  2. Каковы общие задачи милиции?
  3. Составьте схему по видам милиции и их подразделениям.
  4. Какие задачи решает криминальная милиция? Каковы основные задачи милиции общественной безопасности?

История тверской полиции (милиции).

История милиции началась в октябре 1917 г., когда был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР. Он должен был охранять порядок. НКВД руководил милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, делами записи актов гражданского состояния.

9 февраля 1935 года было создано Управление НКВД по Тверской (Калининской) области. Первым народным комиссаром УНКВД был комиссар государственной безопасности 3-го ранга Я.А. Дейч. В Твери (Калинине) были созданы особые инспекции по милиции и уголовному розыску.

Основными задачами милиции являлось «обеспечение общественной безопасности». Ей поручалось вести борьбу с преступностью, расследовать дела о преступлениях, охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество. Милиция делилась на общую и ведомственную. Органы милиции уделяли самое серьезное внимание борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость создания 3 июля 1936 г. специализированной службы милиции – ГАИ.

В конце 30-х годов в Твери начали формироваться отряды ночной охраны. С первых дней Великой Отечественной войны 25 процентов личного состава тверской милиции было призвано в армию. С начала войны наружная служба милиции была переведена на двухсменный режим работы – по 12 часов.

13 октября 1941 года враг подошел к г. Калинину. Он был уверен, что займет его с ходу, легко прорвется к Ярославлю и выйдет к Москве. В помощь Калининскому гарнизону пришли сотрудники НКВД и милиции. Был сформирован специальный милицейский истребительный батальон. В период Великой Отечественной войны, сотрудники милиции принимали самое активное участие и в оказании помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей, помещали их в детские дома, приемники-распределители. Всемерно расширяли сеть детских комнат при милиции.

После окончания Великой Отечественной войны сотрудникам Калининской милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. 6 декабря 1991 года создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков. В декабре 1994 года начались боевые действия в Чеченской Республике, которые не завершились до сих пор, и в которых с первых дней принимают участие сотрудники УВД по Тверской области. За этот период УВД потеряло 24 сотрудника, погибших при исполнении служебного долга в Северо - Кавказском регионе РФ.

Задания для группы «Таможенники»

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 118 - 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу. Таможня - государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Таможенное дело имеет давнюю историю. Она начинается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах на перекрестках древних торговых путей в 8 веке. Как только начали товары перемещаться, так и тамгу, клеймо особое, на нем ставить стали и таможную пошлину собирать. Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «там-жить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где таможили товар, а «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу. Установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений - таможни. 25 октября - знаменательный в истории таможенной службы день. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом в истории России, в котором были разделы, касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году по указу царя Алексея Михайловича впервые в России в, был принят Таможенный устав, регулировавший взимание таможенной пошлины «в Москве и городах российских». С этого момента таможенная служба стала государственной. «Со всякого товару имати с рубля тамги по полуторе деньге», – говорится в таможенном уставе 1571 года. И далее: «В таможне очищают привозный или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».

Вопросы:

  1. Что такое таможня?
  2. Какова основная задача таможни?
  3. Что послужило причиной создания таможни?
  4. Прочитайте текст гимна Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:
    А) В чем цель создания российской таможни?
    Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
    В) Почему таможне должна быть «зорче вдвойне»?
    Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
    Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?

Припев:
Таможня бережет добро,
Чтобы Держава богатела.
Таможня бережет добро,
Чтоб торговать могли мы смело.

Широка и богата Отчизна,
Много ценного в нашей земле,
И поэтому нашей таможне,
Быть положено зорче вдвойне.

Припев.

Должен быть от соблазнов свободным,
Кто судьбу с нашей службой связал,
И тогда назовут благородной
Эту жизнь, что таможне отдал.

Припев.




Нас могли уважать и любить.

Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.

Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.

День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.

Тверская таможня.

25 октября 1991 по указу президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации. А непосредственно День таможенника РФ установлен Указом президента РФ № 811 от 4 августа 1995 года «Об установлении Дня таможенника РФ». В Тверском государственном университете на базе юридического факультета каждый год выпускаются специалисты таможенного дела.

5 августа 1996 г. Была открыта Тверская таможня. В момент образования было всего 30 таможенников, в настоящее время - 300. Сегодня в структуре Тверской таможни 5 таможенных постов (Тверской, Вышневолоцкий, Кимрский, Ржевский, Западнодвинский, около 30 структурных подразделений.

18 лет через Тверскую таможню идут «очищенные пошлиной» товары внутрь и за пределы области. За это время было оформлено более 200 000 грузовых таможенных деклараций (ГТД). Всего товарооборот, совокупный объем экспорта и импорта, составил 4,2 миллиарда долларов. Поступления в федеральный бюджет – 13,8 миллиарда рублей, это наибольшее количество поступлений в федеральный бюджет в 2011 г.
Крупнейшими контрагентами внешней торговли Тверской области среди стран СНГ являются Украина, Казахстан и Узбекистан, иностранные государства - Германия, Италия, Нидерланды, Латвия, Китай, США.
Через тверскую таможню проходит технологическое оборудование для различных отраслей промышленности, особенно оборудование и машины для приготовления продуктов и напитков, машины для строительного комплекса, огнетушителей, тракторов, оборудование для сельского хозяйства, грузовые автомашин. Растут закупки свежих фруктов: яблок, груш, ананасов.

Задания для группы «Федеральная служба безопасности (ФСБ)».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:

контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Вопросы:

  1. Что такое ФСБ?
  2. Кто осуществляет руководство ФСБ?
  3. Перечислите основные направления деятельности органов ФСБ?

Закрепление.

Для закрепления материала ребята выполняют итоговое задание:

С помощью стрелок соотнесите правоохранительные органы и их задачи.


А Б В Г Д
3 2 5 1 4

Д.З. П. 11, групповое задание, ВКД стр. 127.

Использованная литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М., Просвещение, 2008
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. – М., Просвещение, 2011.
  3. www.tsn-diakom.narod.ru/spravka/notarius/notariusy_tveri.html
  4. www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/150/2956.html
  5. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  6. ya.vch.ru/hl/vch?url=webds/www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi%3Ftable_code%3D12%26action%3Dshow%26id%3D23675&mime=text/html&charset=w
  7. www.prokuratura.tver.ru/
  8. www.prokuratura.tver.ru/history

Подготовила: учитель обществознания

в МБОУ СОШ №17 г. Дербент

Абумислимова Дилара Гаджимагомедовна.

Открытый урок по обществознанию в 7А классе

Тема: Кто стоит на страже закона?

Цель урока :

сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Воспитательная:

формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Основные понятия : право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

Тип урока – комбинированный

Технология – педагогика сотрудничества

Ход урока

    Организационный момент(5мин.)

Вводная беседа:

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. - Но у нас много общего. Как вы думаете, что именно? (ответы детей)

Все мы – люди, мы - граждане России, и мы все наделены равными правами и обязанностями. На доске дано множество обязанностей, необходимо выбрать правильные обязанности, которые закреплены в законах.

2. Актуализация знаний.(7мин.)

Ребята, а теперь поговорим о правах. Какими видами прав мы с вами обладаем? (ответы детей)

А в каких документах закреплены наши права и обязанности? (ответы детей)

Ребята вы читали повесть Владимира Железникова, которая рассказывает о не простых отношениях в школьной и внешкольной жизни. По этой книге снят фильм, который рассказывает о трудных ситуациях в классе. Вы догадались, о какой повести я сейчас говорю? (ответы детей)

Ребята внимание на экран, будьте внимательны вам надо, просмотреть фрагмент фильма «Чучело» и рассказать какие права были нарушены?

Какие права человека в данном фрагменте были нарушены? (ответы детей) Её обзывали, называли плохими словами.

Право на личную неприкосновенность и на человеческое достоинство.

К сожалению, детская жестокость существует в нашем обществе, и часто она приводит к очень серьёзным преступлениям, когда человек нарушает права другого человека, тогда наступает правовая ответственность. Человек отвечает в соответствии с законом за совершённое правонарушение. Главная героиня фильма вместе с дедушкой не обратились за помощью. В фильме показан моральный суд- суд совести. А на уроках обществознания мы с вами говорим, что в данном случае нарушены права человека.

Ребята скажите, пожалуйста, как называется поведение людей, которое нарушает правила и законы? (ответы детей) - А в какие органы могла обратиться героиня фильма, чтобы отстоять свои права? (ответы детей)

С таким поведением очень трудно бороться самому человеку, поэтому государство создало специальные структуры, которые отвечают за законностью и сохранением законности, следят за тем, чтобы соблюдались права и обязанности человека.

3. Изучение нового материала (20 мин.)

Ребята, как вы думаете, какую проблему нам предстоит решить на уроке? В этом нам поможет шляпа идей. У каждой группы на столах веером разложены идеи, вам необходимо выбрать ту идею, которую вы считаете та сама идея подходящая сегодня.

Проблема нашего урока звучит так: «– Может ли человек и общество обойтись без правоохранительных органов?» - Ребята о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-Тема урока: «Кто стоит на страже закона?» - А кто такие правоохранительные органы? (ответы детей) - Какую цель мы поставим на уроке? (ответы детей)

- Цель: охарактеризовать правоохранительные органы, функции, действующие для общества и человека.

Посмотрите на доску, давайте мы заселим наш дом, правоохранительными органами. Перечислите правоохранительные органы: прокуратура, адвокатура, ФСБ, полиция, суд, таможня.

Внимание на экран перед вами образ Фемиды- богини правосудия. Почему её изображают с повязкой на глазах, с мечом в правой руке и весами в левой руке? (ответы детей) - Повязка говорит о том, что перед ней все равны; весы означает символ меры и справедливости, а меч говорит о том, что закон не только наказывает, но предупреждает.

Для того, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами, мы сейчас с помощью жребия разделимся на следующие группы: прокуратура, суд, полиция и адвокатура.

Ребята каждая работа имеет результат, каждый результат должен быть полезен. Я предлагаю нашу работу оформить в форме краткого справочника: «Кто тебя защитит?» Чтобы приступить к этой работе, нужно выполнить первое задание. У вас на столе дан зелёный конверт с заданиями, для этого необходимо изучить документы. В документах есть вопросы, а вот ответы прилагаемые есть в зеленном конверте. Вам нужно выбрать подходящее и вклеить в бланк ответов. На всё даю 5 минут (ответы детей)

-Посмотрите, какой справочник у нас получился(сделать скрепку). Мы сегодня обсудили эту тему, но как мы можем донести эту информацию до других школьников? (ответы детей) выложить в сеть, распечатать и повесить в школе в классном уголке.

-Ребята как вы думаете, какую функцию выполняет таможня? А какую функцию выполняют федеральная служба безопасности? Для того, чтобы не стать жертвами террористического акта нужно соблюдать следующие правила. Посмотрите ребята на слайд. Это общие правил безопасности, а какие меры безопасности в вашей школе? (ответы детей) А на первом этаже вашей школы охранник сидит, фиксирует кто вышел кто зашел?

Каждая группа сейчас выступила и рассказала, какие бывают правоохранительные органы, рассмотрели их функции и узнали, чем они занимаются.

-Обсудите правовую ситуацию (на слайде)

4. Закрепление изученного материала (10мин.)

Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.Мы сейчас это проверим.

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока, вспомним, что мы прошли сегодня на уроке. У вас на столах лежит конституция и учебник к заданию, выберите любые правоохранительные органы дайте характеристику и решите задачу.

Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.

группа Суд.

Внимательно прочитайте статьи Конституции 118,119 и стр. 57 учебника, документа ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……орган государства, осуществляющий правосудие.

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

группа Адвокатура

Внимательно прочитайте статью 48 Конституции или стр. 56 учебника, документа и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…лицо, который оказывает юридическую помощь физическим лицам.

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

группа Полиция.

Внимательно прочитайте стр. 60 учебника, документа и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи полиции?

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?

Попытайтесь сформулировать определение: Полиция – это……. система гос.служб и органов по охране общественного порядка.

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

группа Прокуратура.

Внимательно прочитайте стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законов РФ.

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)

    Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

    Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Полицию)

    Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);

    Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурору).

5.Рефлексия (3мин.)

-Итак у каждого на столах есть листы самооценки самоанализа на уроке не забудьте в конце урока сдать.

Обществознание, 7 класс

Урок №11

Кто стоит на страже закона

Д.З.: § 7, ?? (с.63), задания (с.63-64), повторить § 1-6, термины

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Познакомить учащихся со структурой правоохранительных органов.
  • Способствовать формированию уважительного отно­шения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям, активной позиции в социально-правовой сфере.
  • Научить определять сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы; исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.
  • Способствовать формированию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск, структурирование информации; работа с текстом.

Знать и уметь

  • Называть правоохранительные органы Российского государства.
  • Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов

Понятия, термины

  • правопорядок;
  • прокуратура; суд;
  • противоправная деятельность;
  • лицензия;
  • свидетель; приговор;
  • милиция (полиция);
  • ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
  • презумпция невиновности;
  • паспортно-визовая служба;
  • ФСБ;
  • таможня

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?
  • Прочитай высказывания и сравни их смысл.

а) «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним». (Сенека)

б) «Позорно не наказание, а преступление». (И. Гердер)

Объясни своими словами смысл каждого высказывания.


Изучение нового материала

  • Правоохранительные органы Российской Федерации.
  • Судебные органы Российской Федерации.
  • Полиция.
  • Адвокатура.
  • Нотариат.
  • Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятия, термины

  • правопорядок;
  • прокуратура; суд; противоправная деятельность;
  • нотариат; нотариус; завещание;
  • лицензия;
  • свидетель; приговор;
  • милиция (полиция);
  • ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
  • презумпция невиновности;
  • паспортно-визовая служба;
  • ФСБ;
  • таможня


государственные

негосударственные

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

  • ПРОКУРАТУРА;
  • МВД (система органов Министерства внутренних дел);
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности);
  • Министерство юстиции;
  • Таможня
  • Адвокатура;
  • Нотариат;
  • Частные охранные предприятия

Не имеют властных полномочий и не являются в полной мере правоохранительными органами


Правоохранительные органы Российской Федерации

Прокуратура –осуществляет надзор за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе

Суды -осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

Органы внутренних дел (полиция) – следят за общественным порядком, борются с правонарушениями

Федеральная служба безопасности (ФСБ) –борется с терроризмом, шпионажем, другими преступлениями против государства

Таможня –следит за законностью перемещения товаров через границу


Следственный комитет РФ

Следственный комитет (СК) РФ

Территориальные следственные органы

Специализированные следственные органы (СО)

Учреждения и организации по обеспечению деятельности СК

Следственные управления СК по субъектам РФ

  • научные и образовательные учреждения;
  • иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности СК

Военные СО;

СО на транспорте;

Природоохранные СО;

СО комплекса Байконур

Следственные отделы СК по районам и городам

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) - следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

другие правоохранительные органы РФ

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них;
  • адвокатуры и адвокатской деятельности;
  • нотариата и нотариальной деятельности;
  • государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • легализации и апостиля;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • противодействие коррупции;

Антикоррупционная экспертиза законопроектов с 2010 г. осуществляется аккредитованными экспертами.


С действием правоохранительных органов связаны:

  • Адвокатура. Адвокат обеспечивает

права подсудимого в суде, .

  • Нотариат

Нотариус помогает составлять различные

документы, удостоверяет завещания, сделки

с недвижимостью, свидетельствует верность

подписей и копий документов, выписок из них, т.е. закрепляет определенные гражданские права конкретного человека и предупреждает возможность их нарушения в дальнейшем, оказывает населению юридическую помощь ..

  • Частная детективная и охранная

деятельность . Платная охрана жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц.


Судебный процесс

презумпция невиновности : « Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное ».

Статуя богини правосудия Фемиды

  • Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

Главное управление вневедомственной охраны.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главное управление по противодействию экстремизму

Главное управление собственной безопасности.

Главное управление на транспорте.

Главное управление уголовного розыска.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Национальное центральное бюро Интерпола.

Оперативное управление.

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

Управление оперативно-розыскной информации.

Управление по организации дознания.

Полиция в РФ

подразделяется

на полицию криминальную

общественной

безопасности.



  • Обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка.
  • Принимают меры, чтобы подростки не нарушали закон. Предмет их особой заботы – дети из неблагополучных семей.
  • Следят за порядком на дорогах.

Основные задачи полиции общественной безопасности

ГИБДД


Какие задачи решает подразделение и комиссия по делам несовершеннолетних?

Какие задачи решает МОБ? Какие службы и подразделения существуют в МОБ?

Основные принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан



ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Адвокат, судебный оратор и ученый. Один из самых выдающихся деятелей русской адвокатуры, которой он посвятил себя, с самого введения в России судебной реформы в 1866 г., примкнув к числу первых, получивших звание присяжного поверенного при Санктпетербуржской судебной палате. Много поработал для регламентации отношений последних к публике и к поручаемым им делам, в смысле требований строгой профессиональной этики. Выступая в качестве защитника, а иногда и гражданского истца, в ряде выдающихся уголовных дел, явился не только своеобразным, глубоким и талантливым представителем адвокатуры, но и всей своей деятельностью на этом поприще преподал достойные самого внимательного изучения приемы и способы, согласные с непосредственными целями и, вместе с тем, с общественными задачами адвокатуры.

Владимир Данилович Спасович /1829-1906/

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?



Контрольные вопросы

  • Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
  • Какие органы относят к правоохранительным?
  • Какие вопросы решает суд?
  • Каковы основные направления деятельности полиции?
  • На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Терминбой

ПРАКТИКУМ

осуществляет надзор за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе

прокуратура

осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

следят за общественным порядком, борются с правонарушениями

полиция

борется с терроризмом, шпионажем, другими преступлениями против государства

следит за законностью перемещения товаров через границу

таможня


Терминбой

Независимый следственный орган.

Следственный комитет

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, антикоррупционная экспертиза законопроектов

Министерство юстиции РФ

обеспечивает права подсудимого в суде, оказывает населению юридическую помощь

адвокатура

удостоверяет завещания, сделки

с недвижимостью, свидетельствует верность подписей и копий документов

нотариат

Платная охрана жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц

ЧОПы


Тест

1. В систему правоохранительных органов РФ входит(ят)

1) полиция;

2) пограничные войска;

3) местные органы самоуправления;

4) администрация Президента.

2. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Для защиты своей чести и достоинства ему следует обратиться в

1) суд;

2) прокуратуру;

3) нотариальную контору;

4) отделение внутренних дел


3.

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


4. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах

А. В систему правоохранительных органов входит Российская армия.

Б. Главная задача правоохранительных органов – защита прав человека.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


5. К действиям несовершеннолетних при задержании относятся:

1) бежать от полицейского патруля, взывая о помощи;

2) не грубить, не угрожать сотруднику полиции, не оказывать сопротивления;

3) выяснить причины задержания, ФИО сотрудника полиции, его звание;

4) заявить, что несовершеннолетний и не имеете права задерживать;

5) отказаться от дачи показаний без присутствия родителей, учителя, адвоката

Ответ запишите в виде последовательности полученных цифр.

Ответ: _______________________________


6. Соотнесите проблему и ваши действия. Куда бы вы обратились, если

А. необходима защита в суде;

Б. желание написать завещание;

В. с жалобой на неверный приказ об увольнении;

Г. соседская собака покусала ваших кур;

Д. на вас наехал водитель, нанёс незначительные ушибы;

Е. всю ночь у соседей скандал

  • Полицию.
  • Суд.
  • Таможню.
  • К адвокату.
  • В прокуратуру.
  • В ЗАГС.
  • К нотариусу.
  • В ГИБДД


7. Разграничьте действия правоохранительных органов

А. борьба с тяжкими преступлениями;

Б. обеспечение безопасности движения;

В. розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов;

Г. борьба с незаконным оборотом наркотиков;

Д. обеспечение личной и общественной безопасности;

Е. охрана собственности и общественного порядка

  • Криминальная полиция.
  • ГИБДД.
  • Полиция (милиция) общественной безопасности.

Ответ запишите в виде полученного порядка цифр


ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

6. 475281

7. 121133

8. Свидетеля

9. Презумпция невиновности

10. Приговор


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

1. Объясни понятие.

Правоохранительные органы - обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

2. Опираясь на текст учебника, раскрой содержание статьи 120 Конституции РФ: «1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Главным руководством к действию для судей должна являться Конституция, а вслед за ней федеральные и местные законы. Судебная власть является отдельной ветвью власти, не зависящей ни от законодательной, ни от исполнительной. Решения судов обязательны и для законотворцев (Федеральное собрание) и для исполнителей (президент и вниз по лестнице, хотя у нас президент каким-то образом возвышается над всеми тремя властями). Суды подчиняются исключительно законам и решениям судов высших инстанций, которые вправе давать судам первой и второй инстанций разъяснения по поводу правил применения тех или иных норм права в судебной практике.

3. Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.

4. Прочитай фрагмент Закона РФ «О полиции» и выполни задания.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооружённое сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключённых под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные" — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства — в ‘случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
11) водомёты — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Заполни таблицу.

Ситуация Применяемые специальные средства
Отражение нападения на гражданина или сотрудника полиции
Пресечение сопротивления, отказываемого сотруднику полиции специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства, средства ограничения подвижности
Задержание лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства
Задержание лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление специальные палки, газовые средства
Доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных лиц средства ограничения подвижности
Пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства
Остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке средства принудительной остановки транспорта
Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения специальные окрашивающие и маркирующие средства, служебных животных

5. Группа подростков позволила себе оскорбительно высказаться в адрес проходящего мимо сотрудника полиции. В ответ он без предупреждения применил против них резиновую палку. Правомочны ли действия полицейского?

Конечно нет. Действия полицейского неправомочны. Сначала нужно было поговорить с подростками, так как насилие и битье запрещены. Тем более сотрудник полиции никогда бы себе этого не позволил.

6. Ниже приведён перечень организаций. Все они, за исключением двух, относятся к правоохранительным органам.

1) Полиция; 2) таможня; 3) Комитет солдатских матерей; 4) Ассоциация ветеранов правоохранительных органов; 5) Федеральная служба безопасности; 6) прокуратура.

Найди и обведи цифры, под которыми указаны организации, выпадающие из этого ряда.

Эти организации не относятся к правоохранительным органам, а являются общественными организациями.

7. Раскрой смысл презумпции невиновности как одного из принципов правосудия.

Презумпция невиновности — один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном Федеральным Законом и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча